Научная статья на тему 'ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
884
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CUSTOMS COOPERATION / ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ / MUTUAL ADMINISTRATIVE ASSISTANCE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / INFORMATION EXCHANGE / ЗАПРОС / REQUEST / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боброва Ольга Геннадьевна

В статье представлены результаты сравнительно-правового анализа положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с международными стандартами оказания взаимной административной помощи, а также с нормами действующего Таможенного кодекса Таможенного союза. Особенности правового регулирования сотрудничества таможенных органов Евразийского экономического союза выявлены на основе сравнения с действующим международным законодательством о взаимной административной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Боброва Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL ADMINISTRATIVE ASSISTANCE STIPULATED IN CUSTOMS CODE OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article compares the Eurasian Economic Union Customs Code provisions with the international standards of providing mutual administrative assistance and the norms of the current Customs Code of the Customs Union. The legal regulation peculiarities of cooperation between the customs authorities of the Eurasian Economic Union are shown on the basis of comparison with the current international legislation on the mutual administrative assistance.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Использованные источники

1. Евразийский экономический союз: новая реальность - новые возможности / под общ. ред. Т. Д. Валовой. М., 2017. 168 с.

2. Бормотова Е. Г., Липатова Н. Г. Совершенствование таможенного контроля: международный опыт реализации принципа «единое окно» // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 2. С. 19-25.

3. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие / под общ. ред. С. Ю. Глазьева и Т. А. Мансурова. М.: Проспект, 2011. 416 с.

4. Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук В. А. Шамахова и канд. юрид. наук Ю. А. Кожанкова. М.: СофтИздат, 2012. 952 с.

5. Липатова Н. Г. Применение математических методов при решении задач повышения эффективности таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 116-122.

6. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs. cntd.ru/document/420205962.

7. Мантусов В. Б., Липатова Н. Г. Совершенствование транзитной системы и ее гарантийных механизмов в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 18-23.

8. Приложение к приказу ГТК России от 03.12.2003 № 1381 «Правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях» (с изм. и доп. от 01.10.2009, 07.09.2010) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12133960/#ixzz4fwEgZjSV.

О. Г. Боброва

ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ

В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье представлены результаты сравнительно-правового анализа положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с международными стандартами оказания взаимной административной помощи, а также с нормами действующего Таможенного кодекса Таможенного союза. Особенности правового регулирования сотрудничества таможенных органов Евразийского экономического союза выявлены на основе сравнения с действующим международным законодательством о взаимной административной помощи.

Ключевые слова: таможенное сотрудничество; взаимная административная помощь; информационный обмен; запрос; Евразийский экономический союз; таможенный контроль; международные стандарты.

В современных условиях процесс объединения на евразийском пространстве связан с переходом на более высокий уровень взаимодействия таможенных и иных государственных органов для достижения одной из заявленных целей интеграции - беспрепятственного перемещения между государствами товаров, услуг, капиталов и рабочей силы [1].

Предпосылки для такого сотрудничества контролирующих, в частности таможенных, органов были заложены в 2009 г. путем включения новеллы в Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) гл. 17 о взаимной административной помощи таможенных органов [2]. Однако инструментам, показавшим свою эффективность в иностранных интеграционных объединениях (например, Европейском союзе, НАФТА, Андском сообществе) и отдельных зарубежных странах [3, с. 20], в Таможенном союзе в рамках ЕврАзэС правоприменитель уделял недостаточное внимание.

Разработчики Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [4] (представители органов государственной власти государств - членов ЕАэС, должностные лица Евразийской экономической комиссии и представители бизнес-сообщества) в декабре 2016 г. сформулировали свою концепцию таможенного сотрудничества и взаимной административной помощи, нашедшую отражение в гл. 49 «Информационное и иное взаимодействие таможенных органов» ТК ЕАЭС. Проведем сравнительно-правовой анализ норм гл. 49 с международными стандартами оказания взаимной административной помощи, а также с положениями действующего законодательства в указанной сфере.

Прежде всего, законодатель высказал мнение о необходимости изменения названия гл. 17 ТК ТС «Взаимная административная помощь таможенных органов» на «Информационное и иное взаимодействие таможенных органов», что свидетельствует о стремлении в одной структурной единице ТК ЕАэС собрать все нормы о сотрудничестве таможенных органов. В действующей редакции ТК ТС таких норм порядка десяти, расположены они по тексту всего кодекса.

Глава 49 начинается со статьи «Взаимодействие таможенных органов в рамках Союза», устанавливающей субъектный состав правоотношений в сфере таможенного сотрудничества. С одной стороны, это таможенные органы, взаимодействующие между собой в целях выполнения возложенных на них задач, с другой - иные государственные органы, иные контролирующие органы (организации) государств-членов, Комиссия. Согласно п. 1 правовой основой сотрудничества являются Таможенный кодекс, Договор о Евразийском экономическом союзе, международные договоры в рамках Союза и (или) законодательства государств-членов.

В пункте 2 анализируемой статьи перечислены виды взаимодействия, к которым предлагается отнести:

1) обмен информацией, реализуемый в соответствии с Договором о Союзе в рамках общих процессов Союза;

2) обмен информацией на регулярной основе в электронной форме, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом и (или) международными договорами в рамках Союза;

3) исполнение запросов о представлении копий документов и (или) сведений;

4) направление таможенным органом одного государства-члена информации таможенному органу другого государства-члена;

5) осуществление взаимной административной помощи;

6) присутствие при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, в местах установки приборов учета;

7) взаимодействие иным способом.

Сопоставление указанных видов взаимодействия с содержанием действующей редакции гл. 17 ТК ТС и Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 2010 г. [5] позволяет прийти к выводу, что разработчики предлагают сотрудничество таможенных органов государств - членов Таможенного союза разделить на три направления: 1) информационное взаимодействие; 2) взаимная административная помощь (из видов которой информационный обмен был выделен в самостоятельное направление); 3) иные способы взаимодействия (подп. 6 п. 2 ст. 368 «Присутствие при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, в местах установки приборов учета», ст. 374). Следует отметить, что термин «способ» применительно к взаимодействию законодатель вводит впервые; ранее в теории и практике речь велась о видах.

Сравнительный анализ ТК ЕАЭС с положениями Йоханнесбургской конвенции о взаимной административной помощи в таможенных делах 2003 г. [6] и Конвенции о взаимной помощи и сотрудничестве между таможенными администрациями Европейского союза (Неаполь, 1967 г., 18.12.1997) [7] позволяет говорить о разработке оригинальной классификации видов взаимопомощи в рамках ЕАэС.

Следующим нововведением, которое сформулировали разработчики ТК ЕАэС, является объединение норм, в настоящее время содержащихся в п. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 46 и п. 3 ст. 94, в одну ст. 369 «Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, и международными организациями». Указанная норма призвана закрепить основания для взаимодействия и сотрудничества таможенных органов государств - членов ЕАэС с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, а также с международными организациями в соответствии с международными договорами.

Особенностью ТК ЕАэС является не только наличие новых норм, но и обновление редакций существующих. Примером может служить ст. 124 ТК ТС, получившая новое название «Обмен информацией между таможенными органами на регулярной основе» (ст. 370). Обновленная редакция статьи появилась благодаря кодификации норм Соглашения о взаимной административной помощи 2010 г. Отдельные статьи указанного Соглашения были инкорпорированы в ТК ЕАэС. Например, ст. 371 «Порядок направления и исполнения таможенными органами запросов о представлении копий документов и (или) сведений». Законодателем предложены следующие объекты обмена информацией (ст. 370) на регулярной основе: сведения из деклараций на товары, таможенных документов, предварительных решений о классификации товаров, в том числе сведениями, изменяющими (дополняющими) сведения в таких таможенных документах, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов. При этом сделана оговорка, что такие сведения не относятся к сведениям, составляющим государственную тайну (государственные секреты). Таким образом, был распространен положительный опыт применения технологического межведомственного электронного взаимодействия на сферу международного сотрудничества.

В ТК ЕАэС имеется ст. 372, посвященная основаниям направления таможенным органом одного государства-члена информации таможенному органу другого государства-члена. Выделены два случая для направления сведений: по

собственной инициативе (п. 3 ст. 372) и в качестве обязанности таможенных органов (п. 1 ст. 372). Ранее схожий с указанным в п. 3 ст. 372 ТК ЕАЭС вид взаимной административной помощи входил в состав информационного обмена и подразумевал передачу сведений по собственной инициативе. В ТК ЕАЭС к таким сведениям относится (п. 3 ст. 372): 1) информация, свидетельствующая о нарушениях либо возможных рисках нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства о таможенном регулировании государства-члена; 2) информация, представляющая интерес для таможенного органа, которому она направляется.

В отношении обязанности передавать информацию таможенным органам ЕАЭС установлены следующие основания (п. 1 ст. 372): 1) приостановление действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов; 2) выявление фактов использования транспортных средств международной перевозки в нарушение требований ст. 275 ТК ЕАЭС; 3) иные случаи, когда в соответствии с ТК ЕАЭС предусмотрено взаимодействие таможенных органов.

Суть понятия «взаимная административная помощь» осталась прежней, практически идентичной тому понятию, которое содержится в п. Е21/Р1 Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999). Оно сформулировано в ст. 373 как действия таможенного органа одного государства-члена, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства-члена или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, предупреждения и пресечения нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Однако если ранее понятие «взаимная административная помощь» включало три вида помощи (п. 2 ст. 123 ТК ТС), то теперь взаимное административное содействие предлагается рассматривать лишь в виде проведения таможенного контроля по поручению (п. 2 ст. 373 ТК ЕАЭС). В действующем ТК ТС это был третий вид взаимопомощи.

Согласно п. 3 ст. 373 к основаниям для направления поручения о проведении таможенного контроля относятся:

1) необходимость проверки достоверности сведений, представленных проверяемым лицом таможенному органу, проводящему выездную таможенную проверку, у лиц, связанных с таким проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, если такие лица созданы или зарегистрированы в соответствии с законодательством другого государства-члена;

2) необходимость проведения таможенного контроля в отношении товаров, находящихся на территории иного государства-члена, чем то государство, таможенным органом которого произведен выпуск товаров;

3) наличие информации, свидетельствующей о возможном нарушении требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Обращает на себя внимание тот факт, что в Соглашении не было отсылки к положениям ТК о необходимости проведения таможенного контроля за соблюдением условий таможенных процедур в отношении товаров, находящихся на территории иного государства-члена, отличного от того, чьим таможенным органом был разрешен выпуск товара. Целесообразность таких изменений, которые теперь

о. г. Боброва

закреплены в подп. 2 п. 3 ст. 373 ТК ЕАэС, очевидна: для проведения эффективного таможенного контроля необходимы знание и учет норм национального законодательства государства - члена Таможенного союза.

Таким образом, можно сделать вывод о характере инкорпорированных из Соглашения в ТК ЕАэС норм: применение положений о взаимной помощи имеет целью обеспечение соблюдения таможенного законодательства (наднационального и национального), единообразной практики его применения таможенными органами всех государств - членов Союза.

Проведенный сравнительно-правовой анализ позволяет выявить преимущества взаимной административной помощи в ЕАэС, которые были сохранены и усилены в ТК ЕАэС, по сравнению с иностранными нормами о взаимном содействии:

1) четко определены сроки для выполнения запросов и поручений, что позволит должностным лицам таможенных органов соблюдать установленные в национальном законодательстве процессуальные сроки в том случае, когда в качестве допустимых доказательств использованы сведения, полученные в ходе взаимной помощи (п. 6 ст. 371 - один месяц для запросов в рамках информационного обмена; п. 7 ст. 373 - два месяца для исполнения поручения о проведении таможенного контроля);

2) закреплена обязанность таможенного органа передать запрос в компетентный орган в случае, если он не может предоставить запрашиваемому таможенному органу необходимую информацию (п. 7 ст. 371);

3) предусмотрено приостановление срока исполнения запроса на время передачи его в иной орган (подп. 2 п. 8 ст. 371);

4) указаны случаи, в которых допустимы отказы от исполнения поручения или представления ответа на запрос, что будет способствовать предотвращению возникновения необоснованных претензий как со стороны запрашивающего, так и со стороны запрашиваемого таможенного органа (п. 10 ст. 371 - для запроса, п. 11 ст. 373 - для поручения);

5) определена возможность прямого сотрудничества на уровне таможня -таможня разных государств - членов ЕАЭС (п. 1 ст. 368, п. 1 ст. 370, п. 1 ст. 371, п. 1 ст. 372);

6) максимально формализовано содержание запроса и поручения (п. 4 ст. 371 -для запроса, п. 5 ст. 373 - для поручения).

Заключительные положения гл. 49 ТК ЕАэС регулируют использование информации, полученной в рамках взаимодействия таможенных органов (ст. 375). Сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия и взаимной административной помощи таможенных органов, должны быть использованы исключительно для выполнения задач и осуществления функций, возложенных на таможенные органы, и не подлежат передаче иным лицам и использованию в иных целях без письменного согласия таможенного органа, предоставившего такую информацию. В п. 2 ст. 375 закреплена обязанность таможенных органов принимать необходимые меры по защите от неправомерного распространения полученной информации и обеспечивать ограничение круга лиц, имеющих доступ к указанной информации, а также ее защиту в соответствии с законодательством государств-членов. Схожие нормы содержатся в действующей редакции гл. 4 ТК ТС «Информационные системы и информационные технологии».

Закрепление положений о защите информации соответствует международной практике. В упомянутой Йоханнесбургской конвенции универсального характера, в региональной Конвенции Европейского союза об использовании информационных технологий для нужд таможенных органов [8] содержится комплекс мер по обеспечению информационной безопасности, включая защиту персональных данных, соблюдение режима конфиденциальности, привлечение к различным видам юридической ответственности должностных лиц, допустивших разглашение информации.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Главу 49 ТК ЕАЭС отличает системный взгляд законодателя на таможенное сотрудничество, чего ранее не было ни в ТК РФ 1993 г., ни в ТК РФ 2003 г. На уровне кодифицированного акта (а не ведомственных приказов, как было ранее) установлен обновленный состав субъектов взаимодействия (таможенные службы, государственные органы, иные органы и организации, международные организации); закреплены три направления сотрудничества.

2. Изменения положений о взаимной помощи согласуются с новой концепцией ТК ЕАЭС на основе кодификации и инкорпорации положений международных соглашений, что позволяет избавиться от отсылочных норм.

3. Вычленение и группирование норм об информационном взаимодействии таможенных органов из всего текста ТК ТС в одну главу ТК ЕАЭС положительно повлияет на правоприменительную практику.

4. Законодатель выделил из видов взаимной помощи в самостоятельное направление информационный обмен, что обусловлено значительным объемом запросно-справочной работы, составляющей порядка 80% запросов на оказание взаимной административной помощи. В ТК ЕАЭС регламентированы и информационный обмен, и информационное взиамодействие.

5. Нормы гл. 49 ТК ЕАЭС корреспондируются с позицией Всемирной таможенной организации (ВТамО), традиционно уделяющей огромное внимание информационному взаимодействию таможенных администраций стран мира. Символично, что проект главы появился в 2014 г., который ВТамО объявила годом информационного взаимодействия, проводимым под девизом «Обмен информацией для более эффективного взаимодействия» [9], а окончательный вид обрел в 2016 г., проводимом ВТамО под лозунгом «Цифровая таможня» [10].

Сравнительный анализ положений о взаимодействии таможенных органов в различных интеграционных объединениях (Европейский союз, НАФТА, Анд-ское сообщество) позволяет говорить о передовом правовом регулировании сотрудничества таможенных служб именно в ЕАЭС. Взаимное содействие является уникальным инструментом сотрудничества таможенных органов пяти государств, использование которого может быть организационной основой, обеспечивающей достижение цели максимальной экономической и политической интеграции.

Использованные источники 1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Федеральный закон от

03.10.2014 № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе») //

Российская газета. 2014. 8 октября.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615.

3. Рыльская М. А., Боброва О. Г. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: монография. М., 2012. 256 с.

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (в ред. от 26.12.2016). Приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://eec. eaeunion.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/SiteAssets/Эталон%20ТК%20ЕАЭС%20(%20

26.12.2016).docx (дата обращения: 10.04.2017).

5. Федеральный закон от 27.07.2010 № 202-ФЗ «О ратификации Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4171.

6. Convention on Mutual Administrative Assistance in Customs Matters (also known as Johannesburg Convention) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/home_cboverviewboxes_ valelearningoncustomsvaluation_enfcomfraudconvdecrecomm.htm. (дата обращения:

10.04.2017).

7. Convention on Mutual Assistance and Cooperation between Customs Administrations of the Member States, also known as the Naples II Convention [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейского союза. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:41995A1127(02):EN:HTML (дата обращения: 10.04.2017).

8. Convention on the use of information technology for customs purpose. Council Act 95/C316/02 of July 1995 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейского союза. URL: http:// eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:41995A1127(02):EN:HTML (дата обращения: 10.04.2017).

9. Message from the World Customs Organization International Customs Day. 26 January 2014 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2014/january/icd-2014.aspx (дата обращения: 03.04.2017).

10. Message from the World Customs Organization International Customs Day. 26 January 2016 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной таможенной организации. URL: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2016/january/icd-2014.aspx (дата обращения: 10.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.