Научная статья на тему 'Проблемы правоприменения таможенного законодательства в ЕАЭС'

Проблемы правоприменения таможенного законодательства в ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
757
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CUSTOMS LEGISLATION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович

В данной статье проанализированы положения действующего таможенного законодательства ЕАЭС. Рассмотрены частные проблемы его правоприменения на примере оказания взаимной административной помощи между таможенными органами государств членов ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CUSTOMS LAW IN THE EAEU

The article analyzes the current customs legislation of the EAEU. The author reveals individual problems of its enforcement, the example of provision of mutual administrative assistance between the customs authorities of the Member States fo the EAEU

Текст научной работы на тему «Проблемы правоприменения таможенного законодательства в ЕАЭС»

Проблемы правоприменения таможенного .

УДК 340.132.2

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЕАЭС

Кожуханов Николай Михайлович

Российская таможенная академия, начальник отдела научно-исследовательского института, старший преподаватель кафедры административного и финансового права, к.ю.н., доцент, e-mail: 1979nic@mail.ru

В данной статье проанализированы положения действующего таможенного законодательства ЕАЭС. Рассмотрены частные проблемы его правоприменения на примере оказания взаимной административной помощи между таможенными органами государств - членов ЕАЭС

Ключевые слова: информация; таможенное законодательство; Таможенный кодекс Таможенного союза; таможенные органы; Российская Федерация

PROBLEMS OF CUSTOMS LAW IN THE EAEC

Kozhukhanov Nikolay M.

Russian Customs Academy, Head of the Department of the research institute, Department of administrative and financial law, Senior lecturer, PhD, Associate professor, e-mail: 1979nic@mail.ru

The article analyzes the current customs lation of the EAEU. The author reveals individual problems of its enforcement, the example of provision of mutual administrative assistance between the customs authorities of the Member States fo the EAEU

Keywords: information; customs legislation; the Customs Code of the Customs Union; customs authorities; Russian Federation

Для цитирования: Кожуханов Н.М. Проблемы правоприменения таможенного законодательства в ЕАЭС // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 21-23.

Ь1

ж >

у

н

а §

н а я

s

н

н hi м

а

Ц

s я

Cd

а

М

к а

я

М а

013

п

Единообразие в правоприменении крайне важно для стабильного и бесперебойного функционирования любого управленческого механизма. В данной статье рассмотрены проблемы, возникающие при оказании взаимной административной помощи между таможенными органами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Таможенные органы ЕАЭС при оказании взаимной административной помощи выступают в качестве субъектов права. «Под субъектами права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей» [1]. Рассматривая процесс правореализации механизма взаимной административной помощи между таможенными органами государств - членов ЕАЭС, следует различать понятие «обязанности стороны» и понятие «права стороны», отвечающей на запрос. Действия, вмененные в обязанность, в случае неисполнения влекут ответственность субъекта, не исполнившего их. Действия, являющиеся правом субъекта, носят диспозитивный характер и, как правило, не влекут наказания. Соответственно, для правореализации важно, чтобы требуемое от исполнителя было вменено ему в обязанность.

По косвенным признакам можно утверждать, что обращение является и правом, и обязанностью исполняющей стороны. В частности, согласно ст. 122 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) «под взаимной административной помощью понимаются действия таможенного

органа одного государства - члена Таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства Таможенного союза» [2]. Таможенные органы государств - членов ЕАЭС не находятся в иерархической зависимости друг от друга. Связь между ними не носит императивный характер, то есть не является обязывающей. Следовательно, и выполнение поручения, которое направляют таможенные органы одного государства - члена ЕАЭС другому, не может в полной мере считаться обязанностью. Исходя из этого, выполнение поручения следует отнести, скорее, к праву отвечающей стороны, однако праву, имеющему четкий регламент реализации, предусмотренный «Соглашением о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза» от 21.05.2010 (ред. от 08.05.2015), вступившее в законную силу с 12.08.2015. Вместе с тем в данном Соглашении четко прописаны причины отказа отвечающей стороны от выполнения поручения запрашивающей стороны. На основании ст. 8 Соглашения отказ в предоставлении информации по запросу возможен только в таких случаях, как:

1) запрос не соответствует требованиям, указанным в ст. 6 настоящего Соглашения;

2) запрашивающий таможенный орган не предоставил необходимую информацию

Кожуханов Н.М.

в течение двух месяцев со дня направления в его адрес запроса о предоставлении дополнительной информации, необходимой для исполнения запроса;

3) выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, национальной безопасности, противоречит законодательству государства - члена таможенного союза или международным договорам государства - члена таможенного союза, в таможенный орган которого направлен запрос;

4) запрос объективно не может быть исполнен по причинам, не зависящим от запрашиваемого таможенного органа;

5) запрашиваемый таможенный орган не считает достаточными для исполнения запроса основания, указанные в запросе в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Соглашения [3].

Таким образом, этот перечень возможных случаев отказа свидетельствует о невозможности по иным причинам не выполнить поручение запрашивающей стороны. Возможность отказа ограничена конкретными фактами. Если причины отказа не соответствуют представленным в перечне, то отказ невозможен. Таможенному органу, отвечающему на запрос, косвенно вменяется в обязанность исполнить требование Соглашения и ответить в установленной форме запрашивающему таможенному органу государства - члена ЕАЭС.

Для правореализации при оказании взаимной административной помощи между таможенными органами государств - членов ЕАЭС важен единый подход в рассмотрении вопроса о взаимном признании и равной юридической силе решений, принятых таможенными органами государств - членов ЕАЭС, на таможенной территории ЕАЭС.

Взаимное признание и равная юридическая сила решений, принятых таможенными органами государств - членов ЕАЭС, на таможенной территории ЕАЭС подразумевает следующее:

а) государства - члены ЕАЭС имеют единую таможенную территорию, которая включает территории данных стран;

6) таможенные органы каждого из государств -членов ЕАЭС признают как законные, легитимные действия и решения любого из таможенных органов государств - членов ЕАЭС, принятые на юрис-дикционной территории данного таможенного органа, как если бы это решение приняли они сами.

Согласно ст. 2 «Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза

(далее - таможенная граница). В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза». Таким образом, по общему правилу граница государств - членов Таможенного союза совпадает с их внешней границей с государствами, не входящими в состав ЕАЭС. Территория государств - членов ЕАЭС есть таможенная территория ЕАЭС» [2].

Статья 125 ТК ТС устанавливает условия, при которых решения таможенных органов взаимно признаются и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Таможенного союза (ЕАЭС). К этим решениям относятся решения, принятые при совершении таможенных операций в отношении следующих товаров:

- ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза либо вывозимых за ее пределы;

- находящихся под таможенным контролем;

- перевозимых по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

- временно хранящихся;

- а также при проведении таможенного контроля [2].

Взаимное признание данных решений допускается в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно ст. 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза, ратифицированного Федеральным законом от 27.07.2010 № 202-ФЗ, взаимно признаются и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Таможенного союза решения таможенных органов:

1) принятые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при совершении таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, находящихся на временном хранении;

2) принятые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при проведении таможенного контроля [3].

Оказание взаимной административной помощи между таможенными органами государств - членов ЕАЭС и административное сотрудничество -похожие категории, но они не идентичны. Они соотносятся как частное и общее. Практика правоприменения имеет факты отождествления данных понятий. В частности, положения ст. 125 ТК ТС применяются только к решениям, приятым таможенными органами государств - членов ЕАЭС в рамках взаимной административной помощи. Взаимная административная помощь и иные действия, связанные с взаимодействием таможенных

22

Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (61) 2017

Проблемы правоприменения таможенного

органов государств - членов Таможенного союза, подпадают под более широкое понятие - «административное сотрудничество».

Внутреннее строение права подразумевает деление на нормы права, институты права, отрасли и подотрасли права. Их внутренняя организация отличается тем, что они регулируют единообразные, предметные, взаимосвязанные, обособленные общественные отношения. Статья 125 ТК ТС «Взаимное признание решений, принятых таможенными органами» входит в главу 17 ТК ТС «Взаимная административная помощь таможенных органов». Статья и глава соотносятся друг с другом как норма права и институт права. Глава 17, как институт права, может регулировать только единообразные общественные отношения, имеющие конкретный предмет правового регулирования, которым является взаимная административная помощь. Поэтому ст. 125 регулирует исключительно общественные отношения, возникающие при оказании взаимной административной помощи.

Статья 68 «Договора о Евразийском экономическом союзе» регулирует вопросы административного сотрудничества. «Государства-члены оказывают друг другу содействие в обеспечении эффективного сотрудничества между компетентными органами по различным вопросам. Для обеспечения эффективности сотрудничества, в том числе для обмена информацией, компетентные органы государств-членов заключают соглашения» [4].

Административное сотрудничество включает:

1) оперативный информационный обмен между компетентными органами государств-членов как в целом по секторам услуг, так и в отношении конкретных участников рынка;

2) создание механизма предупреждения нарушения поставщиками услуг прав и законных интересов потребителей, добросовестных субъектов рынка, а также общественных (государственных) интересов.

Компетентные органы государства-члена могут запрашивать у компетентных органов других государств-членов в рамках заключенных соглашений информацию, относящуюся к сфере компетенции последних и необходимую для эффективной реализации требований, предусмотренных настоящим разделом, в том числе:

1) о лицах этих других государств-членов, осуществивших учреждение или поставляющих услуги на территории первого государства-члена, и в частности о сведениях, подтверждающих, что такие лица действительно учреждены на их территориях и что, по сведениям компетентных органов, данные лица осуществляют предпринимательскую деятельность;

2) о разрешениях, выданных компетентными органами, и видах деятельности, на осуществление которых выданы разрешения;

3) об административных мерах, уголовно-правовых санкциях или решениях о признании

несостоятельности (банкротства) лица, которые были приняты компетентными органами в отношении этого лица и которые непосредственно затрагивают его компетентность или деловую репутацию. Компетентные органы одного государства-члена должны представить соответствующую информацию запросившим ее компетентным органам другого государства-члена, в том числе об основаниях привлечения к ответственности лиц, осуществивших учреждение или поставляющих услуги на территории первого государства-члена.

Административное сотрудничество компетентных органов (в том числе контролирующих и надзорных) государств-членов осуществляется в целях:

1) создания эффективной системы защиты прав получателей услуг одного государства-члена при поставке этих услуг поставщиком другого государства-члена;

2) исполнения налоговых и иных обязательств поставщиками и получателями услуг;

3) пресечения недобросовестной деловой практики;

4) обеспечения достоверности статистических данных об объемах услуг государств-членов.

Таким образом, причин возникновения проблем правоприменения таможенного законодательства в ЕАЭС, по нашему мнению, много. Ключевыми из них являются неточность формулировок, содержащихся в нормативных правовых актах и недостаточно высокий уровень правовой грамотности. Следует учитывать и особенности правопони-мания в различных государствах - членах ЕАЭС.

Рассмотренные проблемы правоприменения не позволяют в полной мере реализоваться правовому механизму оказания взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов ЕАЭС, вызывая многочисленные споры. Изменение ситуации возможно при условии решения этих актуальных проблем в перспективе.

Библиографический список:

1. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ООО «Издательство Проспект», 2005. 648 с.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50, ст. 6615.

3. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) (ред. от 08.05.2015) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 7, июль.

4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 17.01.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.