Научная статья на тему 'Источники и принципы таможенного права'

Источники и принципы таможенного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3622
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / ИСТОЧНИК / SOURCE / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / CUSTOMS LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожуханов Николай Михайлович

В статье анализируются источники и принципы таможенного права, раскрываются особенности формирования и их классификация. Приводятся подходы к пониманию источников в теории права, в том числе таможенного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES AND PRINCIPLES OF CUSTOMS LAW

The article analyzes the sources and principles of customs law. The author reveals the features of their formation, carried out their classification. The article presents approaches to understanding sources of customs law

Текст научной работы на тему «Источники и принципы таможенного права»

U

Л <

W

X <

со t* S

я

£ (-4

W

н I S

t*

<

X

g

< <

X

W

УДК 342

источники и принципы таможенного права

Кожуханов Николай Михайлович

Российская таможенная академия, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского института, старший преподаватель кафедры административного и финансового права, к.ю.н., доцент, e-mail: 1979nic@mail.ru

В статье анализируются источники и принципы таможенного права, раскрываются особенности формирования и их классификация. Приводятся подходы к пониманию источников в теории права, в том числе таможенного права

Ключевые слова: классификация; источник; принцип; Российская Федерация; таможенное право

SOURCES AND PRINCIPLES OF CUSTOMS LAW

Kozhukhanov Nikolay M.

Russian customs academy, Head of the department of the research institute, Department of administrative and financial law, Senior lecturer, PhD, Associate professor, e-mail: 1979nic@mail.ru

The article analyzes the sources and principles of customs law. The author reveals the features of their formation, carried out their classification. The article presents approaches to understandingsources of customs law

Keywords: classification; source; principle; Russian Federation; customs law

Для цитирования: Кожуханов Н.М. Источники и принципы таможенного права // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 20-23.

В теории права «источник права» принято рассматривать в нескольких логико-смысловых значениях.

Во-первых, в качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регуля-тивно-охранительного воздействия со стороны государства, в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. К ним следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и другие. Во-вторых, под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными. К ним следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру. В-третьих, источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права [1, с. 46]. Источники таможенного права, о которых речь пойдет ниже, будут приведены, исходя из обозначенной третьей позиции - что же все-таки есть источники права.

К основным формально-юридическим источникам таможенного права можно отнести следующие: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Правовой обычай как источник таможенного права - это правило поведения, возникшее

в процессе социально-политического развития в результате многократного повторения явления, признаваемого общественно-полезным и в силу этого воспринятого государством и/или государствами, которые входят в межстрановые политико-экономические объединения (например ЕАЭС) в качестве правового регулятора.

Правовые обычаи в таможенном праве редки. Они носят не столько внутриотраслевой, сколько межотраслевой характер и находят свое отображение в нормах национального законодательства. К примеру, одобренный государством обычай делового оборота, закрепленный в ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма предполагает возможность договаривающихся сторон самостоятельно определять условия заключаемой внешнеторговой сделки, если это не противоречит действующему таможенному законодательству.

Правовой прецедент как источник таможенного права - это решение компетентного государственного органа и (или) органа межгосударственного объединения, например, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных дел одноуровневыми либо нижестоящими органами. Национальное право государств - участников ЕАЭС действует в парадигме континентального права, где приоритет отдается закону, а прецедент в правовой системе носит условный характер. Однако международному праву присуще использование в практике правовой реализации прецедентных решений, поэтому можно отметить, что роль прецедента как источника таможенного права возрастает. Решения Суда Евразийского экономического союза являются источниками прецедента.

Нормативный договор как источник таможенного права - это соглашение между двумя и более субъектами права, государствами - членами ЕАЭС, участниками внешнеторговой деятельности (внешнеэкономической деятельности), заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое значение для договаривающихся сторон.

Нормативно-правовой акт как источник таможенного права - это официальный документ, принимаемый от имени государства или государств, входящих в межстрановые политико-экономические объединения (тот же ЕАЭС) в порядке установленной им (ими) процедуры, содержащий правила поведения обобщенного характера (норму таможенного права), регулятивно-охранительное воздействие которого распространяется на субъектов таможенной деятельности.

Согласно ст. 6 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015; с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) Право Союза составляют:

- собственно Договор о Евразийском экономическом союзе;

- международные договоры в рамках Союза;

- международные договоры Союза с третьей стороной;

- решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза [2].

Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством. Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет Договор о Евразийском экономическом союзе. Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить Договору о Евразийском экономическом союзе и международным договорам в рамках Союза.

В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии:

- решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии;

- решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.

В свою очередь ст. 7 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред.

от 08.05.2015; с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) гласит, что Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом [2]. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции. Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.

Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур. Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора Союза с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается Высшим Евразийским экономическим советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (ЕАЭС), регулируются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (Право Союза) [3].

Официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза (ЕАЭС), и решения органов Таможенного союза (ЕАЭС) действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. В случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (Право Союза), Правительство Российской Федерации вправе определять порядок применения актов таможенного законодательства Таможенного союза (Право Союза) в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза (Право Союза) и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых

в соответствии с ним иных федеральных законов. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза (Право Союза), к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валюты государств - членов Таможенного союза (ЕАЭС), валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей и дорожных чеков регулируется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (Право Союза), международным договором государств - членов Таможенного союза (ЕАЭС), валютным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые являются подзаконными нормативными правовыми актами.

На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела в Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные правовые акты по предмету регулирования Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные ими по предмету регулирования Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации.

Если таможенным законодательством Таможенного союза (Право Союза) установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», применяется таможенное законодательство Таможенного союза (Право Союза).

Принцип - это исходное руководящее начало какой-либо деятельности. Принципы таможенного права - это руководящие начала, регулирующие таможенную деятельность. Их можно условно разделить на общеправовые, межотраслевые и принципы сугубо отраслевого характера.

К общеправовым принципам следует отнести: законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, равенство всех перед законом, справедливость, единство прав и обязанностей.

К межотраслевым принципам следует отнести: неотвратимость наказания, индивидуализацию наказания, свободу договора. К примеру, ст. 354 Таможенного кодекса ЕАЭС говорит, что порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза. Или например, в ст. 37 Таможенного кодекса ЕАЭС говорится об «общепринятых принципах бухгалтерского учета» - системе правил бухгалтерского учета, применяемой в установленном порядке в соответствующем государстве в соответствующий период времени.

Отраслевые принципы находят свое отображение непосредственно в таможенном законодательстве.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» деятельность таможенных органов основана на принципах:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза (Право Союза) и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных

технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах -торговых партнерах Российской Федерации [3].

В преамбуле к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 08.05.2015; с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) в качестве базовых утверждаются принцип суверенного равенства государств, верховенство конституционных прав и свобод человека и гражданина, принципы Всемирной торговой организации, иные общепризнанные принципы международного права [2].

В свою очередь Таможенный кодекс ЕАЭС также вводит ряд новых принципов таможенного права. Так, ст. 1 гласит о том, что таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.

В ст. 310 Таможенного кодекса ЕАЭС утверждается принцип выборочности при проведении таможенного контроля, а именно: при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих его проведение.

Таможенное законодательство динамично изменяется, что активно влияет на формирование и принципов таможенного права, и взглядов на источники данной отрасли права. Проведенный в статье анализ позволил выявить современные тенденции в указанном направлении и обобщить их, исходя из традиционных теоретических взглядов на принципы и источники права.

Библиографический список:

1. Кожуханов Н.М. Теория государства и права: учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки учащихся. Воскресенск: РосНоУ Воскресенский филиал, 2011. 118 с.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Рос. газ. 2010. 29 ноября. № 269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.