Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОМОЩЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / MUTUAL ADMINISTRATIVE ASSISTANCE OF CUSTOMS BODIES / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / LEGAL ASSISTANCE / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ADMINISTRATIVE PROCESS / ДЕЛО ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / A CASE ON ADMINISTRATIVE OFFENSES / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CUSTOMS COOPERATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боброва Ольга Геннадьевна

В статье представлены результаты сравнительно-правового анализа положений гл. 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законодательства о правовой и взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза. Автором сформулирован вывод о субсидиарном порядке применения норм КоАП РФ при регулировании отношений по оказанию правовой помощи по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASSISTANCE ON THE CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND MUTUAL ASSISTANCE OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION MEMBER-STATES

The article focuses on comparative analysis of provisions of chapter 29.1 “Legal assistance on cases of administrative offenses” of the Code of the Russian Federation on administrative offenses and the legislation on legal and mutual administrative assistance of customs authorities of the Eurasian Economic Union member-states. The author supposes that standards of the Code of the Russian Federation on administrative offenses regulating legal assistance on cases of administrative offenses in the sphere of customs business should have subsidiary application.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

4. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом (неофициальный перевод) [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission. org/ra/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN%20FTA_rus.pdf (дата обращения: 02.10.2017).

5. Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты. М.: Юринформцентр, 1999. 381 с.

О. Г. Боброва

ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВЗАИМНАЯ ПОМОЩЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье представлены результаты сравнительно-правового анализа положений гл. 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законодательства о правовой и взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза. Автором сформулирован вывод о субсидиарном порядке применения норм КоАП РФ при регулировании отношений по оказанию правовой помощи по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Ключевые слова: взаимная административная помощь таможенных органов; правовая помощь; административный процесс; дело об административном правонарушении; таможенное сотрудничество; Евразийский экономический союз.

Интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) - увеличение товарооборота, беспрепятственное движение рабочей силы, товаров, транспортных средств и капитала - порождают рост количества правонарушений в сфере торговли с третьими странами, совершаемых организованными группами в составе граждан государств - членов ЕАЭС. Такое положение дел отражает тенденцию к интернационализации правонарушений.

Как установлено в ряде соглашений о взаимной помощи таможенных органов ЕАЭС [1; 2], государства - члены Союза придают важное значение борьбе с нарушениями таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств -участников ЕАЭС, за совершение которых предусмотрена административная или уголовная ответственность. С этой целью взаимодействующие государства намерены оказывать друг другу как можно более широкое содействие в расследовании указанных нарушений и повышать эффективность сотрудничества в этой области путем организации взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях (АП) и их методического обеспечения, а также информационного обмена в данной области.

До недавнего времени для борьбы с нарушениями законодательства в таможенной сфере в основном использовались национальные инструменты. Вступление в силу в 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ТК ТС), международных соглашений

государств - членов Таможенного союза, актов их национального законодательства отражает тенденцию к расширению компетенции национальных админи-стративно-юрисдикционных органов одного государства-партнера на территорию другого государства-партнера. Новеллами законодательства, отражающими эту тенденцию, стали положения гл. 17 ТК ТС о взаимной административной помощи, а также гл. 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [3].

Точка зрения автора подтверждена результатами анализа доктринальных положений о нормах гл. 29.1 КоАП РФ. В научных источниках высказываются различные мнения относительно указанной новеллы административного процессуального законодательства. Так, профессор А. М. Воронов отмечает, что вступление в силу гл. 29.1 КоАП РФ соответствует наметившимся в законодательной практике 2009-2011 гг. тенденциям к совершенствованию административно-деликтно-го законодательства, создавшим нормативные предпосылки для взаимодействия российских субъектов административной юрисдикции с уполномоченными государственными органами иностранных государств в административно-юрисдикци-онном процессе [4, с. 27]. Нормы главы КоАП РФ о правовой помощи по делам об АП содержат нововведения для всех государственных органов, ведущих административные расследования. Исключением являются таможенные органы, которые уже с 90-х гг. XX в. находились в авангарде международного сотрудничества в административно-юрисдикционном процессе. Это передовое положение таможенных органов было закреплено в связи с заключением международных соглашений государств - членов Таможенного союза, которые определяют подробный порядок взаимодействия по широкому кругу вопросов, в том числе и правовой помощи в расследовании дел об АП в области таможенного дела. Анализ содержания гл. 17 ТК ТС, международных договоров государств - членов ЕАЭС, а также двусторонних соглашений России, Белоруссии, Казахстана [5], Армении и Киргизии с третьими странами о взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах и правовой помощи по делам об АП в области таможенного дела (соглашения государств - членов Таможенного союза) позволяет утверждать, что положения гл. 29.1 КоАП РФ не вносят новелл в порядок оказания помощи между государствами - членами ЕАЭС по делам о нарушении административного законодательства в области таможенного дела, кроме некоторых деталей.

При отсутствии международного договора о правовой помощи взаимодействие с компетентными органами иностранных государств осуществляется Минюстом России в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности, в необходимых случаях - по согласованию с МИД России. Действительно, принцип взаимности неоднократно (ст. 29.1, 29.1.3, 29.1.5 КоАП РФ) указан законодателем как основополагающий. Вместе с тем, по мнению Е. В. Доротенко, Российская Федерация (РФ) не является участницей международных соглашений о правовой помощи по делам об АП. Однако направление запросов о правовой помощи должностным лицам или в орган иностранного государства по данной категории дел предусмотрено гл. 29.1 КоАП РФ [6, с. 69]. Данное утверждение представляется небесспорным. Аргументом, ставящим под сомнение высказанную позицию, является «Соглашение Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Беларусь о правовой помощи

и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» (Соглашение). Как справедливо отмечает А. А. Гараев, имеющий большой практический опыт и теоретические наработки в данной области, «заключение данного соглашения было вызвано необходимостью проводить расследование и исполнять принятые решения на территории иного государства. С этой целью российский законодатель предпринял комплекс мер по ведению административного производства на территории иностранного государства» [7, с. 22].

В научных источниках раскрыты некоторые аспекты правоприменительной практики административно-юрисдикционных органов. Иностранные граждане и юридические лица, проживающие и находящиеся за рубежом, извещались о месте и времени рассмотрения дела об АП по тем же правилам, что и граждане, находящиеся на территории РФ, т. е. с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации адресатом, без соблюдения специальных процедур, связанных с направлением запроса о вручении документов и свидетельства о вручении документов в центральный орган соответствующего государства, как это имеет место в производстве по гражданским делам [7]. В научных трудах сформулирован вывод о том, что законодатель введением гл. 29.1 удовлетворил потребности правоприменителей [8, с. 200] в совершении административно-процессуальных действий в интересах запрашивающего государства на территории запрашиваемого государства.

Анализ нормативных правовых актов и высказанных в научных трудах точек зрения позволяет сформулировать вывод, что международные договоры РФ о взаимной помощи в таможенных делах являются одними из самых детально разработанных правовых источников, регламентирующих оказание правовой помощи по делам об АП. Процедура оказания правовой помощи по делам об АП в области таможенного дела подробно рассмотрена в соглашениях государств -членов Таможенного союза, СНГ, иностранных государств, заключенных начиная с 1992 г.

В подтверждение приведенной автором позиции представим результаты краткого сравнительно-правового анализа норм гл. 29.1 КоАП РФ и Соглашения. Сначала охарактеризуем общие для КоАП РФ и Соглашения нормы.

Как было указано ранее, одной из тенденций развития административного законодательства, характерной для России, государств - членов ЕАЭС и других стран, является распространение юрисдикции органа одного государства на территорию другого. Яркий пример воплощения данной тенденции - норма, закрепленная в п. 2 ст. 29.1.5 КоАП РФ; в п. 3 этой же статьи оговорены случаи присутствия должностного лица одного государства на территории другого. Аналогичное положение содержится в п. «в» ч. 4 ст. 8 Соглашения. Правила о распространении юрисдикции одного государства - члена ЕАЭС на территории другого государства - члена ЕАЭС определены в подп. 6 п. 2 ст. 369 ТК ЕАЭС о присутствии при проведении таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, в местах установки приборов учета [9].

Посредством закрепления положений ч. 3 п. 5 ст. 29.1.5 КоАП РФ законодатель сделал КоАП РФ одним из немногих нормативных правовых актов, где предусмотрены санкции за неисполнение международного договора и нарушение

принципа взаимности. Соглашение определяет косвенные санкции за неисполнение запросов (п. 5 ст. 9).

К отличиям актов, регулирующих оказание правовой помощи по делам об АП, можно отнести следующие положения. В частях 1-2 п. 5 ст. 29.1.5 КоАП РФ четко оговорены случаи возврата запроса об оказании помощи без ответа в целях снижения вероятности неисполнения запроса без уважительных причин.

Одним из отличий положений гл. 29.1 КоАП РФ от норм Соглашения является субъектный состав оказания взаимной помощи: гл. 29.1 КоАП РФ предусматривает взаимодействие только на уровне федеральных органов исполнительной власти и высших судебных инстанций (МВД, Верховный Суд, Министерство юстиции, Генпрокуратура). Отмечено, что в специальном соглашении может быть указан орган, уполномоченный в соответствии с международным договором РФ об оказании правовой помощи, на направление и получение запросов, связанных с реализацией соответствующего международного договора (ст. 29.1.1 КоАП РФ). В то же время в Соглашении предусмотрено оказание правовой помощи по делам об АП как центральными, так и территориальными таможенными органами (ст. 8).

Содержание запроса, согласно ст. 29.1.2 КоАП РФ, шире, чем содержание запроса, направляемого в соответствии со ст. 8 Соглашения, так как на основании КоАП РФ в содержании запроса должны быть отражены сведения о фактических обстоятельствах совершенного АП, его квалификации, текст соответствующей статьи КоАП РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным правонарушением. Соглашением такие требования не предусмотрены.

Исключением из правила о том, что для таможенных органов положения гл. 29.1 КоАП РФ носят субсидиарный характер по отношению к соглашениям ЕАЭС о взаимной помощи, являются нормы ст. 29.1.7 «Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации». В условиях единой таможенной территории и единого экономического пространства особую актуальность имеет вопрос об исполнении решения таможенного органа одного государства силами таможенных органов другой страны, поскольку АП может быть совершено резидентом одного государства - члена ЕАЭС на территории другого государства - члена ЕАЭС.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сформулировать следующие выводы:

1. Предпосылками заключения соглашений государств - членов ЕАЭС и введения гл. 29.1 в КоАП РФ стали интернационализация правонарушений и, как следствие, поиск способов борьбы с этой негативной тенденцией не только с помощью национальных средств, но и международных инструментов противодействия деликтам в фискальной сфере.

2. С точки зрения теории права введение термина «правовая помощь по делам об административных правонарушениях» отражает тенденцию применения уголовно-правовых подходов к административному процессу [10; 11]. В июле 2010 г. термин, номинирующий данное понятие, был зафиксирован в Соглашении государств - членов Таможенного союза о правовой помощи по уголовным делам и делам об АП в области таможенного дела, в мае 2011 г. законодатель закрепил его в КоАП РФ. Следовательно, принимая во внимание нормы о взаимной

о. г. Боброва

помощи в действующем законодательстве ЕАЭС, в ТК ЕАЭС, вступающем в силу с 2018 г., которые являются наиболее передовыми в международном таможенном праве, можно утверждать, что российское административное законодательство и законодательство ЕАЭС в сфере таможенного дела отражает прогрессивную тенденцию, соответствует международным стандартам и современным требованиям правоприменителей. Сравнительный анализ положений о взаимодействии таможенных органов в различных интеграционных объединениях (Европейский союз, НАФТА, Андское сообщество) позволяет говорить о передовом правовом регулировании сотрудничества таможенных служб именно в ЕАЭС. Взаимное содействие представляет собой уникальный инструмент сотрудничества таможенных органов пяти государств, использование которого может быть организационной основой, позволяющей достигнуть цели максимальной экономической и политической интеграции [12, с. 34].

3. Нормы соглашений государств - членов ЕАЭС о правовой и взаимной административной помощи таможенных органов, как и КоАП РФ, закрепляют распространение компетенции административно-юрисдикционного органа одного государства на территорию другого.

4. Значение норм гл. 29.1 КоАП РФ в правовом регулировании оказания помощи по делам об АП заключается в том, что они восполняют пробелы, содержащиеся в международных договорах о правовой и взаимной административной помощи. Так, положения гл. 29.1 КоАП РФ дополняют положения международных соглашений ЕАЭС в части большей формализации направляемых запросов.

5. КоАП РФ стал одним из немногих нормативных правовых актов, в котором предусмотрены санкции за неисполнение международного договора и нарушение принципа взаимности.

6. Законодатель имплементировал в КоАП РФ международные стандарты оказания взаимной административной помощи, которые ранее были закреплены в актах «мягкого права» Всемирной таможенной организации (ВТамО) (Йохан-несбургская конвенция, Рекомендации ВТамО о ведении правоохранительной деятельности) и впоследствии нашли отражение в многочисленных двусторонних соглашениях государств - членов ЕАЭС с зарубежными странами.

Использованные источники

1. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (подписано в г. Астане 05.07.2010) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. http://www.tsouz.ru/Docs/ IntAgrmnts/Pages/Perechen_MDTS.aspx (дата обращения: 04.10.2017).

3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. 2011. № 97.

4. Аветисян К. Р., Воронов А. М. Анализ новаций законодательства в сфере правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов // Финансовое право. 2012. № 4. С. 26-29.

5. Рыльская М. А., Боброва О. Г. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: монография. М., 2012. 256 с.

6. Доротенко Е. В. Порядок взаимодействия компетентных органов иностранных государств при оказании правовой помощи по гражданским и семейным делам // Российская юстиция. 2012. № 1. С. 68-70.

7. Гараев А. А. Исполнение наказаний за нарушение таможенных правил в Таможенном союзе // Таможенное дело. 2011. № 3. С. 20-25.

8. Панкова О. В. Практика применения КоАП РФ о правонарушениях в области дорожного движения: практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 281 с.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ред. от 26.12.2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://eec. eaeunion.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/SiteAssets/Эталон%20ТК%20ЕАЭС%20(%20 26.12.2016).docx (дата обращения: 09.08.2017).

10. Салищева Н. Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001. 280 с.

11. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: теория, история, перспективы. М., 2001. 504 с.

12. Боброва О. Г. Взаимная административная помощь в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 29-36.

Е. И. Сидоров

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена правовой характеристике, выявлению проблем и анализу особенностей административной ответственности физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела. Исследованы правовая основа, виды административных наказаний, значение таможенных органов в данном производстве.

Ключевые слова: физические лица; административные правонарушения в сфере таможенного дела; Таможенный союз; Таможенный кодекс Таможенного союза; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральная таможенная служба; правовая характеристика; административные наказания; специальные субъекты правонарушений.

В настоящее время в условиях функционирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как национального органа исполнительной власти, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) функции по контролю и надзору в области таможенного дела, остается значительной. К полномочиям ФТС России относится также обеспечение экономической безопасности государства, реализующееся посредством такой важной функции, как правоохранительная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.