Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
884
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / LEGAL ASSISTANCE / INTERACTION / ADMINISTRATIVE MATTERS / INTERNATIONAL TREATY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тесленко Анатолий Михайлович

В статье представлен краткий обзор международных соглашений, регулирующих сотрудничество государств по делам об административных правонарушениях. Отмечены некоторые особенности данной формы правовой помощи. Описаны отдельные акты РФ, имплементирующие положения указанных соглашений и полномочия органов государственной власти РФ по оказанию правовой помощи по административным делам. Автор предлагает рассматривать такую правовую помощь как институт международного правоохранительного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тесленко Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL ASSISTANCE IN ADMINISTRATIVE MATTERS

The article provides a brief overview of international agreements regulating cooperation between states in administrative matters. Some features of this form of legal assistance are noted. Acts of the Russian Federation that implement the provisions of these agreements and the powers of the state authorities of the Russian Federation to provide legal assistance in administrative matters are described. The author suggests considering such legal assistance as an institution of international enforcement law.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

DOI: 10.34076/2219-6838-2020-3-32-35

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Тесленко Анатолий Михайлович

Доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), кандидат юридических наук, доцент, e-mail: anatoly.5656@mail.ru

В статье представлен краткий обзор международных соглашений, регулирующих сотрудничество государств по делам об административных правонарушениях. Отмечены некоторые особенности данной формы правовой помощи. Описаны отдельные акты РФ, имплементирующие положения указанных соглашений и полномочия органов государственной власти РФ по оказанию правовой помощи по административным делам. Автор предлагает рассматривать такую правовую помощь как институт международного правоохранительного права.

Ключевые слова: правовая помощь, взаимодействие, дела об административных правонарушениях, международный договор

ON FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL ASSISTANCE IN ADMINISTRATIVE MATTERS

Teslenko Anatolii

Associate professor, Ural State Law University (Yekaterinburg), candidate of legal sciences, e-mail: anatoly.5656@mail.ru

The article provides a brief overview of international agreements regulating cooperation between states in administrative matters. Some features of this form of legal assistance are noted. Acts of the Russian Federation that implement the provisions of these agreements and the powers of the state authorities of the Russian Federation to provide legal assistance in administrative matters are described. The author suggests considering such legal assistance as an institution of international enforcement law.

Key words: legal assistance, interaction, administrative matters, international treaty

Первый международный договор по вопросам международного сотрудничества и оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях Россия подписала в 1997 г. Это была Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 г., которая была ратифицирована Россией 22 июля 2008 г. Конвенция заключена в рамках СНГ, и ее участниками являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Киргизия.

Помимо сотрудничества по делам об административных правонарушениях по линии ГИБДД МВД РФ1 востребованным направлением международной правовой помощи по делам об административных правонарушениях выступает сотрудничество в сфере таможенного дела в рамках Евразийского экономического союза2.

5 июля 2010 г. Россия, Белоруссия и Казахстан заключили Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов таможенного со-

1 Сухарев М. Обгон мимо кассы // Российская газета. 2020. 12 февр.

2 В рамках ЕАЭС ФТС России возбудила в 2019 г. 150 тысяч дел об административных правонарушениях // Российская газета. 2020. 29 янв.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3/2020 К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» 3/2020

юза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Фактически данное Соглашение посвящено исключительно правовой помощи по делам об административных правонарушениях. Вопросы правовой помощи по уголовным делам регламентирует только одна статья (ст. 7), которая содержит отсылочную норму к международным договорам о правовой помощи по уголовным делам, заключенным между сторонами.

В договоре используются три термина: «правовая помощь», «взаимодействие» и «содействие». Причем между терминами «правовая помощь» и «содействие» можно поставить знак равенства исходя из смысла и содержания ст. 13 «Отказ в содействии», поскольку в названии статьи используется слово «содействие», а в самом тексте -«правовая помощь».

Понятия «взаимодействие» и «правовая помощь» в Соглашении разводятся. Первое включает в себя непроцессуальные действия (например, предоставление информации и документов), при котором запрашивающее государство направляет в запрашиваемое государство официальный документ - запрос. Второе охватывает проведение таких процессуальных действий, как опрос лиц, изъятие либо арест товаров и документов, истребование документов, осмотр, получение необходимой информации, вручение документов, проведение экспертиз и иных действий, на выполнение которых в запрашивающее государство направляется уже не запрос, а поручение. Запрос и поручение оформляются в письменной форме на бланке таможенного органа. В их форме и содержании много общего.

В целом содержание указанного Соглашения напоминает содержание договоров о правовой помощи по уголовным делам: оно включает положения о форме и содержании запроса или поручения, объеме правовой помощи, языке, порядке направления и исполнения запроса (поручения), основаниях отказа в исполнении и др.

В период заключения Россией международных договоров о правовой помощи по делам об административных правонарушениях российское законодательство не содержало положений о правовой помощи по таким делам. Только в 2011 г. были внесены дополнения в КоАП РФ в виде отдельной гл. 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях»1. Содержание данной главы во многом аналогично содержанию гл. 53 УПК РФ, которая регламентирует вопросы правовой помощи по уголовным делам.

КоАП РФ регулирует порядок направления запроса о правовой помощи, его содержание и форму, а также исполнение таких запросов. Запрос может быть направлен через Верховный Суд РФ, Министерство юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Генеральную прокуратуру РФ, а также через орган, уполномоченный это сделать в соответствии с международным договором Российской Федерации в зависимости от характера административного правонарушения.

Однако направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования иностранного юридического лица или иностранного гражданина в компетентный орган другого государства осуществляется только Генеральной прокуратурой РФ; соответственно, исполнение аналогичного запроса компетентного органа иностранного государства, поступившего в Российскую Федерацию, осуществляется также Генеральной прокуратурой РФ.

Рассмотрение и исполнение запросов о правовой помощи и об осуществлении административного преследования регламентировано на ведомственном уровне. Например, в Генеральной прокуратуре рассмотрение и исполнение подобных запросов возложено на Главное управление международного сотрудничества в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 31 октября 2011 г. № 372/35 «О порядке осуществления органами прокуратуры Российской Федерации международного сотрудничества по делам об административных правонарушениях». Управление имеет право:

проводить проверку поступающих от органов государственной власти РФ запросов об осуществлении административного преследования и о правовой помощи по

1 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3/2020 К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ» 3/2020

делам об административных правонарушениях на соответствие международным договорам и законодательству РФ;

направлять отвечающие требованиям международных договоров и законодательства РФ российские запросы об осуществлении административного преследования и о правовой помощи в компетентные органы иностранных государств с ходатайством об их исполнении;

проводить проверку поступающих от компетентных органов иностранных государств запросов об осуществлении административного преследования и о правовой помощи по делам об административных правонарушениях на соответствие международным договорам и законодательству РФ;

направлять для организации исполнения надлежаще оформленные запросы иностранных компетентных органов в органы и должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории в соответствии с административным законодательством РФ и др.

В других ведомствах регламентация правовой помощи и сотрудничества по таким делам в пределах их компетенции реализована аналогично1.

Российская Федерация заключила и ратифицировала ряд двусторонних международных договоров о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. В частности, в 2010 г. Россия заключила, а в 2011 г. ратифицировала два подобных соглашения с Южной Осетией и Абхазией.

В указанных соглашениях термин «правовая помощь» не используется, а применяется понятие «взаимодействие», которое фактически включает в себя и ряд форм оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях: взаимное признание документов и решений; передача сведений и документов (в ст. 16 Соглашения с Абхазией и ст. 24 Соглашения с Южной Осетией предусмотрено, что сведения и документы, полученные в соответствии с этими соглашениями, могут быть признаны в качестве доказательств как по уголовным и гражданским делам, так и по делам об административных правонарушениях); проведение проверок и исследований; выступление в качестве свидетелей и экспертов.

Международные договоры о правовой помощи по делам об административных правонарушениях немногочисленны и носят региональный или двусторонний характер. Это можно объяснить рядом причин: незначительной общественной опасностью таких правонарушений при значительных материальных и иных затратах на осуществление такой помощи; несовместимостью административного законодательства различных государств; коротким сроком давности по таким делам; взаимоотношениями между государствами (политическими и др.).

В завершение обратимся к вопросам системной оценки и отраслевой принадлежности правовой помощи по делам об административных правонарушениях. Как и некоторые другие формы правовой помощи в международном праве, например правовая помощь в передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения2, она практически не исследовалась.

Полагаем, что правовую помощь по делам об административных правонарушениях как самостоятельную форму международной правовой помощи следует относить к такой отрасли международного права, как международное правоохранительное право3, или международное сотрудничество по специальным вопросам4. Например, Ю. С. Ромашев определяет международное правоохранительное право как отрасль международного права, содержащую совокупность международно-правовых норм, регулирующих международные отношения между государствами и иными субъекта-

1 См., например: приказ Федеральной таможенной службы РФ от 24 апреля 2007 г. № 523 «Об утверждении инструкции о порядке истребования сведений, подготовки и исполнения поручений, запросов по делам об административных правонарушениях».

2 Тесленко А. М. Передача лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения как форма международной правовой помощи // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2018. № 1. URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/node/862.

3 Международное право: учеб. / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 782-823.

4 Бирюков П. Н. Международное право: учеб. пособие. М., 1998. C. 342-352.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

ми международного права в области борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, совершенными физическими лицами1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях могла бы рассматриваться как один из институтов такой отрасли.

Список литературы

Бирюков П. Н. Международное право: учеб. пособие. М., 1998.

Международное право: учеб. / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

Сухарев М. Обгон мимо кассы // Российская газета. 2020. 12 февр.

Тесленко А. М. Передача лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения как форма международной правовой помощи // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2018. № 1. URL: http://electronic.ruzh. org/? q=ru/node/862.

References

Biryukov P. N. Mezhdunarodnoe pravo: ucheb. posobie. M., 1998.

Mezhdunarodnoe pravo: ucheb. / otv. red. V. I. Kuznetsov, B. R. Tuzmukhamedov. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2007.

Sukharev M. Obgon mimo kassy // Rossiiskaya gazeta. 2020. 12 fevr.

Teslenko A. M. Peredacha lits, stradayushchikh psikhicheskimi rasstroistvami, dlya provedeniya prinuditel'nogo lecheniya kak forma mezhdunarodnoi pravovoi pomoshchi // Elektronnoe priloz-henie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu». 2018. № 1. URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/ node/862.

Международное право. C. 782-783.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.