Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
548
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / INDIVIDUALS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE SPHERE OF CUSTOMS ACTIVITY / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / CUSTOMS CODE OF THE CUSTOMS UNION / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA / ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / LEGAL CHARACTERISTICS / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / THE SPECIAL SUBJECTS OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Евгений Иванович

Статья посвящена правовой характеристике, выявлению проблем и анализу особенностей административной ответственности физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела. Исследованы правовая основа, виды административных наказаний, значение таможенных органов в данном производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF INDIVIDUALS FOR OFFENSES IN THE SPHERE OF CUSTOMS BUSINESS

The article is devoted to the legal characteristics, problems and features of administrative responsibility of individuals for violations in the sphere of customs business as part of the administrative jurisdictional activity of customs authorities. The author investigated the legal basis, administrative penalties, the procedure of registration of offenses, the role and importance of the customs authorities in this activity.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ»

5. Рыльская М. А., Боброва О. Г. Правовое регулирование оказания взаимной административной помощи таможенными органами государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: монография. М., 2012. 256 с.

6. Доротенко Е. В. Порядок взаимодействия компетентных органов иностранных государств при оказании правовой помощи по гражданским и семейным делам // Российская юстиция. 2012. № 1. С. 68-70.

7. Гараев А. А. Исполнение наказаний за нарушение таможенных правил в Таможенном союзе // Таможенное дело. 2011. № 3. С. 20-25.

8. Панкова О. В. Практика применения КоАП РФ о правонарушениях в области дорожного движения: практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 281 с.

9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, ред. от 26.12.2016) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://eec. eaeunion.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/SiteAssets/Эталон%20ТК%20ЕАЭС%20(%20 26.12.2016).docx (дата обращения: 09.08.2017).

10. Салищева Н. Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция и административное судопроизводство в Российской Федерации. М., 2001. 280 с.

11. Старилов Ю. Н. Административная юстиция: теория, история, перспективы. М., 2001. 504 с.

12. Боброва О. Г. Взаимная административная помощь в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 29-36.

Е. И. Сидоров

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Статья посвящена правовой характеристике, выявлению проблем и анализу особенностей административной ответственности физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела. Исследованы правовая основа, виды административных наказаний, значение таможенных органов в данном производстве.

Ключевые слова: физические лица; административные правонарушения в сфере таможенного дела; Таможенный союз; Таможенный кодекс Таможенного союза; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральная таможенная служба; правовая характеристика; административные наказания; специальные субъекты правонарушений.

В настоящее время в условиях функционирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как национального органа исполнительной власти, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) функции по контролю и надзору в области таможенного дела, остается значительной. К полномочиям ФТС России относится также обеспечение экономической безопасности государства, реализующееся посредством такой важной функции, как правоохранительная.

Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов РФ является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела.

Согласно нормам ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств -членов Таможенного союза [1].

В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в ч. 8 ст. 12 определено, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) [2].

Необходимо отметить, что, несмотря на создание и функционирование Таможенного союза, на территории каждого государства ЕАЭС действует национальное законодательство, устанавливающее административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела [3], в том числе и для физических лиц.

Так, в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» (ч. 5 п. 44) подчеркивается, что таможенные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов [4].

Несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество административных дел, касающихся нарушения таможенных правил, остается значительным. Как показывает анализ правоприменительной практики ФТС России, за 2014 г. возбуждено 80 385 дел, за 2015 г. - 85 523 дела, за 2016 г. - 80 355 дел.

Одним из основных субъектов административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела являются физические лица. Согласно статистике правоохранительной деятельности таможенных органов в 2014 г. в отношении физических лиц было возбуждено 49 280 дел, в 2015 г. - 50 871 дело, в 2016 г. - 42 894 дела, что в среднем составляет более 53% от общего количества возбужденных дел [5].

В настоящее время в гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), действующей в редакции от 06.12.2011 № 409-ФЗ, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2016 № 207-ФЗ, содержится 24 статьи и 42 состава правонарушений, 34 из них непосредственно устанавливают административную ответственность для физических лиц.

Наряду с этим Федеральным законом от 22.10.2014 № 317-ФЗ «О внесении изменения в статью 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» расширен объем административной юрисдикционной деятельности таможенных органов в сфере международных перевозок. Так, с 2015 г.

должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел, предусмотренных ст. 11.27, 11.29, ч. 1, 2, 3 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, где в основном составами статей КоАП РФ определена ответственность физических лиц, связанная с международными перевозками.

Автор разделяет мнение С. А. Мустафиной о том, что для уяснения характеристики субъектов административных правонарушений необходимо обращаться и к нормам таможенного законодательства, в котором сформулированы основные требования к лицам, осуществляющим деятельность в области таможенного дела. Так, в п. 13 и 14 ст. 4 ТК ТС в числе используемых в таможенном законодательстве терминов закреплен термин «физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в таможенной сфере». Вместе с тем С. А. Мустафина отмечает, что при квалификации административных правонарушений в области таможенного дела на практике нередко возникают сложности, обусловленные видовым разнообразием субъектов, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях. В то же время от принадлежности правонарушителя к физическому или юридическому лицу, наличия или отсутствия признаков специального субъекта зависит выбор вида и размера налагаемого наказания [6]. Таким образом, возникают определенные коллизии между нормами таможенного и административного законодательства при привлечении физических лиц к административной ответственности.

В соответствии с действующим законодательством административная ответственность является разновидностью юридической ответственности.

По мнению автора, административная ответственность физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела представляет собой опосредованный объективной реальностью комплекс их прав и обязанностей, т. е. правоотношение, содержанием которого является, с одной стороны, право уполномоченного должностного лица таможенного органа как представителя исполнительной власти или суда в процессуальном порядке оценить поведение субъекта, участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с точки зрения его соответствия правовым предписаниям таможенного и административного законодательства и применить к нему санкции в случае обнаружения состава правонарушения, предусмотренные действующим законом, а с другой - корреспондирующая этому праву юридическая обязанность правонарушителя подвергнуться действию наложенных в законном порядке санкций.

Основаниями наступления данной ответственности является наличие правовых норм административного или таможенного права, возлагающих на физическое лицо определенные обязанности совершить те или иные действия или воздержаться от их совершения, выполнить конкретные требования и элементы таможенных процедур и правил, соблюсти установленные запреты или ограничения. Здесь важно отметить, что, вступая в таможенные правоотношения, физическое лицо обязано обеспечить выполнение требований законодательства. Нарушение таможенных правил, норм, регулирующих внешнеторговую деятельность, неисполнение возложенных обязанностей, несоблюдение установленных запретов и ограничений является нормативным правовым основанием возникновения административной ответственности физических лиц как субъектов правоотношений в сфере таможенного дела.

Автор согласен с мнением А. И. Тутнова, который констатирует, что общественная опасность всех таможенных правонарушений предопределяется необходимостью обеспечения законности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, важностью защиты экономических и внешнеполитических интересов государства, соблюдения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере таможенного дела [7].

Исходя из этого, административная ответственность физических лиц (специальных субъектов), включая индивидуальных предпринимателей, за совершение правонарушения в области внешней торговли и таможенного дела в условиях экономического кризиса и введенных санкций против России становится реальным рычагом государственного воздействия на экономические процессы и регулирования ВЭД. В настоящее время институт административной ответственности физических лиц имеет и явную фискальную направленность, например, в 2014 г. взыскано административных штрафов на сумму более 0,9 млрд руб., в 2015 г. -1,2 млрд руб., в 2016 г. - свыше 1,1 млрд руб., в том числе и с физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела.

Так, по мнению автора, следует определить основные особенности административной ответственности физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела:

- нормы законодательства состоят из КоАП РФ, отдельных положений таможенного законодательства (например, ст. 199 «Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления», ст. 208 «Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру» ТК ТС; ст. 171 «Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрение гражданских и уголовных дел», ст. 183 «Порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки» Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.);

- административная ответственность физических лиц, наряду с уголовной, является одним из основных видов юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;

- субъектом административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела являются дееспособные физические лица при достижении 16-летнего возраста в случае, если они виновны в совершении противоправных, наказуемых деяний (действия, бездействие) [8];

- в КоАП РФ выделяются также отдельные категории физических лиц (специальных субъектов), привлечение которых к административной ответственности имеет определенные особенности. Прежде всего, это должностные лица, что имеет большое значение для организации борьбы с правонарушениями в области таможенного дела (данная проблема рассмотрена автором в статье «Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области таможенного дела» [9]);

- двусубъектность административной ответственности физических лиц, закрепленная в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, которая определяет назначение административного наказания юридическому лицу и не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной и уголовной ответственности физического

лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо;

- объект посягательства представляет собой установленный таможенным законодательством и иными нормативными актами порядок осуществления внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, валюты, других денежных средств, услуг, соблюдением установленных законодательством запретов и ограничений, а также порядка таможенного декларирования и контроля товаров и транспортных средств, исчисления и уплаты таможенных платежей, предоставления таможенных льгот и пользования ими; порядок осуществления деятельности в области таможенного дела;

- наличие специальных субъектов, профессионально занимающихся деятельностью в сфере таможенного дела. К ним можно отнести индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, таможенных перевозчиков, декларантов, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли, уполномоченного экономического оператора и др.;

- в соответствии с примечанием 1 ст. 16.1 КоАП РФ за нарушение таможенных правил лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (по общему правилу, как должностные лица);

- основными наказаниями, применяемыми к физическим лицам за административные правонарушения в сфере таможенного дела, являются: предупреждение, административный штраф и конфискация орудий совершения или предмета совершения административного правонарушения (товаров, транспортных средств);

- сложность и проблематичность привлечения к административной ответственности физических лиц, являющихся иностранными гражданами, несмотря на действующие нормы гл. 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ;

- в соответствии с ч. 2 ст. 1.4 «Принцип равенства перед законом» КоАП РФ привлечение к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, в том числе и физических лиц, выполняющих определенные государственные функции, занимающих высшие государственные должности, депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ и иных лиц, служебная деятельность которых зачастую связана с международными визитами, заграничными служебными командировками, определяется Конституцией РФ, административным и таможенным законодательством. Также установлены иммунитеты от административной ответственности для иностранных граждан. Таким иммунитетом пользуются сотрудники иностранных посольских и консульских учреждений, чиновники международных организаций, обладающие дипломатическим иммунитетом;

- военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, в том числе сотрудники таможенных органов, которые в настоящее время в соответствии с административным законодательством за административные правонарушения в основном подвергаются дисциплинарной ответственности, за деликты в сфере таможенного дела в соответствии с ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ несут административную ответственность на общих основаниях;

Е. и. сидоров

- мизерность штрафов, которые могут быть назначены физическим лицам за некоторые правонарушения в сфере таможенного дела (например, по ст. 11.27 КоАП РФ административный штраф для физических лиц составляет от 200 до 500 руб., по ст. 16.10 КоАП РФ - от 300 до 500 руб., по ст. 16.11 КоАП РФ - от 300 до 1 000 руб.), что снижает эффективность воспитательного воздействия мер административной ответственности и представляется несоразмерным причиняемому ущербу;

- в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» и исходя из положений ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дознаватели и сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, вести производство и применять меры обеспечения производства по данным делам, что является новеллой этого приказа [10];

- рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, от имени таможенных органов в основном начальники таможенных постов, их заместители и иные должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, наличие оснований и условий наступления административной ответственности обусловливает необходимость решения ряда взаимозависимых задач привлечения физических лиц к административной ответственности: возбуждение дела за правонарушение в таможенной сфере, применение мер обеспечения производства по делу, проведение административного расследования, рассмотрение дела об административном правонарушении, принятие решения в соответствии с законом, исполнение постановлений. Важное место при этом занимает установление события и выявление признаков состава правонарушения, правильная правовая квалификация деяния, позволяющая принять обоснованное решение по делу.

В настоящее время административная ответственность физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела является самым распространенным видом их юридической ответственности в данной сфере. Наряду с этим неоднозначное толкование отдельных норм административного и таможенного законодательства, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела, отсутствие некоторых элементов механизма их реализации зачастую приводят к необоснованному ограничению имущественных и личных неимущественных прав физических лиц, в отношении которых осуществляется производство, что, в свою очередь, приводит к обжалованию и прекращению данных дел прокурорами и судебными органами, привлечению физическими лицами таможенных органов к юридической ответственности и к компенсации материального ущерба участникам ВЭД в соответствии с действующим законодательством.

В связи с принятием 11.04.2017 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и предстоящим вступлением его в силу предлагается:

- дальнейшая оптимизация норм административного и таможенного законодательства в целях обеспечения законности деятельности физических лиц при осуществлении ВЭД и повышения эффективности привлечения их к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;

- усиление административной ответственности посредством повышения административного штрафа до 50 000 руб. за умышленное совершение физическим лицом правонарушения в сфере таможенного дела;

- издание методических рекомендаций ФТС России, касающихся порядка и особенностей привлечения к административной ответственности физических лиц за правонарушения в сфере таможенного дела.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 № 17 (Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2796. (С посл. изм. и доп.).

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252. (С посл. изм. и доп.).

3. Шашкина А. Н. Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 1. С. 76-82.

4. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ (данные за 2014-2016 гг.).

6. Мустафина С. А. К вопросу об административной ответственности должностного лица за нарушение таможенных правил // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. С. 252-253.

7. Тутнов А. И. Особенности административной ответственности в сфере таможенных правоотношений в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

8. Хомяков Л. Л., Карпеченков М. Ю., Сидоров Е. И. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие. СПб.: Интермедия, 2015.

9. Сидоров Е. И. Административная ответственность должностных лиц за правонарушения в области таможенного дела // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 76-81.

10. Приказ ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Архив ФТС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.