Научная статья на тему 'Правовое регулирование сотрудничества таможенных органов Российской Федерации в борьбе с административными правонарушениями в области Таможенного дела'

Правовое регулирование сотрудничества таможенных органов Российской Федерации в борьбе с административными правонарушениями в области Таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / РАСКРЫТИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ / INTERNATIONAL LEGAL COOPERATION / INTERNATIONAL TREATY / DETECTION AND INVESTIGATION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES / CUSTOMS COOPERATION / LEGAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волченко Татьяна Игоревна

В статье дается анализ правового регулирования сотрудничества и взаимодействия таможенных органов РФ с таможенными службами и иными компетентными органами иностранных государств в раскрытии и расследовании административных правонарушений в сфере таможенного дела, описывается механизм оказания правовой помощи при осуществлении указанной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волченко Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of the Russian Federation customs cooperation in the fight against customs administrative violations

The analysis of legal regulation of the Russian Federation customs cooperation and interaction with customs services and other competent bodies of foreign states are presented in the article. Detection and investigation of administrative offenses in the customs sphere are described as well as the mechanism of rendering legal assistance at realization of specified activity.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование сотрудничества таможенных органов Российской Федерации в борьбе с административными правонарушениями в области Таможенного дела»

Т. И. Волченко

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В БОРЬБЕ С АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В статье дается анализ правового регулирования сотрудничества и взаимодействия таможенных органов РФ с таможенными службами и иными компетентными органами иностранных государств в раскрытии и расследовании административных правонарушений в сфере таможенного дела, описывается механизм оказания правовой помощи при осуществлении указанной деятельности.

Ключевые слова: международно-правовое сотрудничество; международный договор; раскрытие и расследование административных правонарушений; таможенное сотрудничество; правовая помощь.

Сотрудничество и взаимопомощь в таможенных делах являются неотъемлемой частью современной деятельности таможенных администраций государств на глобальном, региональном и национальном уровнях. Международное сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными правоохранительными организациями на сегодняшний день является одним из основных направлений совершенствования таможенной политики РФ [1]. Цель такого взаимодействия состоит в создании благоприятных условий для внешней торговли и обеспечении соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз), а также в усилении правоохранительной деятельности, в том числе и в борьбе с административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Необходимость развития сотрудничества с иностранными таможенными ведомствами, прежде всего, сопредельных государств, международными организациями, занимающимися таможенными вопросами, обусловлена происходящими мировыми (глобализация мировой торговли) и региональными интеграционными процессами (начало функционирования единой таможенной территории в рамках Таможенного союза) в области экономики. Такие процессы имеют не только позитивные, но и негативные последствия в виде интернационализации преступности и увеличения числа таможенных правонарушений.

Так, анализ обстановки, сложившейся в сфере правоохранительной деятельности таможенной службы РФ по линии административного производства в последние годы, свидетельствует об устойчиво высоком количестве возбуждаемых

дел об административных правонарушениях: в 2007 г. было возбуждено 80 423, в 2008 г. - 83 700, в 2009 г. - 89 081, в 2010 г. - 72 701, в 2011 г. - 72 591.

В связи с этим можно утверждать, что на современном этапе развития возрастает значение ФТС России не только как органа исполнительной власти, регулирующего вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но и как правоохранительного органа.

Изучение опыта международного сотрудничества правоохранительных органов зарубежных стран показывает, что одним из наиболее действенных способов содействия в расследовании таможенных правонарушений является механизм оказания взаимной административной помощи. В последнее время таможенные службы стран мира все активнее прибегают к использованию такого механизма в качестве эффективного инструмента сбора доказательств по делам о нарушении таможенных правил, так как нередки случаи, когда внутренних ресурсов для обеспечения соблюдения законности при пересечении таможенной границы пассажирами и перемещении товаров и транспортных средств недостаточно [2].

Правовой основой такого сотрудничества являются двусторонние и многосторонние соглашения о правовой помощи и взаимодействии в таможенных делах, заключаемые со странами-партнерами, а также в рамках международных и региональных организаций.

В настоящее время Россией заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах более чем с 40 странами. В целях повышения оперативности работы и эффективности взаимодействия с таможенными службами США, Великобритании, Швеции, Финляндии, Индии в Москве аккредитованы таможенные атташе этих стран. При посольствах Бельгии, Канады, Италии, Норвегии в Москве работают сотрудники, занимающиеся отдельными вопросами правоохранительной деятельности в сфере таможенного дела [3].

Одновременно с развитием двустороннего таможенного сотрудничества аналогичная работа осуществляется в рамках региональных объединений. В условиях создания единой таможенной территории и функционирования Таможенного союза особое место занимает сотрудничество таможенной службы России с правоохранительными подразделениями таможенных служб государств - членов Таможенного союза в борьбе с нарушениями таможенного законодательства, за совершение которых предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Международно-правовой основой сотрудничества России, Беларуси и Казахстана в сфере противодействия административным правонарушениям служит Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (далее - Соглашение), подписанное 05.07.2010 в г. Астане Межгосударственным советом ЕврАзЭС - высшим органом Таможенного союза (Федеральный закон о ратификации от 07.02.2011 № 13-Ф3).

Названный правовой акт применяется при оказании взаимной правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза в целях раскрытия преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной или административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон, контроль за соблюдением которых возложен на национальные таможенные органы сторон.

Следует отметить, что ч. 2 Соглашения содержит бланкетную правовую норму, согласно которой оказание правовой помощи по уголовным делам таможенными органами государств - членов Таможенного союза осуществляется в соответствии с применяемыми в отношениях между ними международными договорами.

Анализ действующих между соответствующими государствами международных договоров, относящихся к оказанию правовой помощи по уголовным делам, показывает, что наиболее близкой к предмету регулирования данного Соглашения является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 07.10.2002 в г. Кишиневе [4]. Однако до настоящего времени Россия ее не ратифицировала. До момента ратификации названного правового акта действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная 22.01.1993 в г. Минске (Федеральный закон о ратификации от 04.08.1994 № 16-ФЗ).

В рамках оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по делам об административных правонарушениях (ч. 3 Соглашения) установлен порядок направления и исполнения национальными таможенными органами запросов о предоставлении информации и документов, поручений о проведении отдельных процессуальных действий в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, о предоставлении сведений о привлечении лиц к административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза.

Однако в правовой помощи по делам об административных правонарушениях может быть отказано (ч. 4 Соглашения), если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам запрашиваемого государства-члена Таможенного союза либо противоречит его законодательству. В случае если правовая помощь не может быть оказана, запрашивающий таможенный орган незамедлительно уведомляется об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению запроса, поручения.

Европейские исследователи отмечают, что сотрудничество таможенных органов в рамках таможенных союзов не только призвано гарантировать предотвращение нарушений таможенного законодательства, но также обеспечивать привлечение к ответственности за нарушение вышеназванного. Кроме того, оно должно способствовать исследованию соответствующего применения законодательства, а также содействовать обмену информацией о передовом таможенном опыте, тенденциях [5]. В связи с этим заслуживает внимания то, что Соглашением предусмотрены меры по организации обмена информацией об административных правонарушениях и лицах, их совершивших, в электронном виде, совместное издание методических материалов, касающихся практики производства по делам об административных правонарушениях, а также обучение сотрудников таможенных органов государств-членов Таможенного союза и повышение их квалификации.

Необходимо подчеркнуть, что, учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о верховенстве вступивших в силу международных договоров над федеральным законодательством, ратификация указанного Соглашения потребовала внесения определенных изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В частности, ст. 10 Соглашения

предусматривает осуществление таможенными органами ряда процессуальных и иных действий по делам об административных правонарушениях в рамках оказания правовой помощи. Ранее КоАП РФ не регулировал отношения по оказанию правовой помощи по делам об административных правонарушениях. Кроме того, ст. 2 решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам» предусматривает приведение правительствами государств-членов Таможенного союза национального законодательства в соответствие с названными международными договорами.

В развитие указанных положений и практически одновременно с их принятием, а также с учетом положения Конвенции ООН против коррупции (Федеральный закон о ратификации от 08.03.2006 № 40-ФЗ) о том, что предупреждение и искоренение коррупции - это обязанность всех государств и что для обеспечения эффективности своих усилий в данной области они должны сотрудничать друг с другом, Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» был впервые закреплен механизм межгосударственной правовой помощи по делам об административных правонарушениях путем введения в текст КоАП РФ гл. 29.1 «Правовая помощь по делам об административных правонарушениях» [6].

Так, при необходимости производства на территории иностранного государства процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административных правонарушениях, направляет запрос о правовой помощи соответствующему должностному лицу или в орган иностранного государства согласно международным договорам РФ или на началах взаимности, которая предполагается, пока не доказано иное.

При этом согласно ст. 29.1.3 КоАП РФ доказательства, полученные на территории иностранного государства в рамках правовой помощи, имеют такую же юридическую силу, как если бы они были получены законным путем на территории России.

Однако при всей прогрессивности указанных правовых норм, принимая во внимание сложность направления в иностранное государство запроса о правовой помощи и длительность его исполнения, предусмотренные в КоАП РФ сроки привлечения к административной ответственности - два-три месяца (ст. 4.5 КоАП РФ) - вряд ли позволят широко использовать данный институт. Например, согласно ст. 9 Соглашения общий срок исполнения запроса о предоставлении информации и документов, поручения о проведении отдельных процессуальных действий составляет один месяц со дня их получения, с пометкой «срочно» - не более двух недель. Вместе с тем Соглашение предусматривает возможность установления желаемого срока их исполнения путем соответствующей оговорки в тексте запроса, с указанием причин сокращения срока.

Введенный институт правовой помощи по делам об административных правонарушениях позволяет вызвать свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории РФ, с их согласия должностным лицом, в производстве которого находится дело об административных правонарушениях, для производства процессуальных действий на территории РФ. При этом

явившиеся по вызову лица не могут быть на территории РФ привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния, которые имели место до пересечения данными лицами Государственной границы РФ. Однако действие такой гарантии прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда оно официально было уведомлено, что его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Россию.

Также заслуживает внимания тот факт, что в соответствии со ст. 29.1.5 КоАП РФ запрос о правовой помощи возвращается полностью или в какой-либо части в случае, если он полностью или в какой-либо части противоречит законодательству РФ или международному договору РФ, в соответствии с которым он направлялся; исполнение запроса полностью или в какой-либо части может нанести ущерб суверенитету или безопасности России; аналогичные запросы государственных органов РФ не исполняются в иностранном государстве на началах взаим ности.

Таким образом, в настоящее время происходит формирование нормативной правовой базы сотрудничества ФТС России с таможенными органами государств-членов Таможенного союза по оказанию правовой помощи и взаимодействию по делам об административных правонарушениях. Помимо этого в национальное законодательство впервые введен механизм межгосударственной правовой помощи по делам об административных правонарушениях, призванный повысить эффективность при расследовании указанной категории дел.

Основным направлением реализации таможенной политики неизменно остается постоянное совершенствование ее правоохранительной составляющей, в том числе путем повышения уровня всех видов взаимодействия по борьбе с правонарушениями (внутриведомственного, межведомственного и международного) [1]. В связи с этим развитие международного сотрудничества ФТС России с таможенными органами государств-членов Таможенного союза и таможенными администрациями иностранных государств предполагает дальнейшее совершенствование национального законодательства и международно-правовой нормативной базы.

Использованные источники

1. Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года. Приказ ФТС России от 27.07.2009 № 1333 «О решении коллегии ФТС России от 26 июня 2009 года «О проекте Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года».

2. Боброва О. Г. Принципы оказания взаимной административной помощи таможенными службами стран мира // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 1. С. 110.

3. Киселева Н. В. Развитие механизма взаимодействия с таможенными службами зарубежных стран как направление деятельности Федеральной таможенной службы // Теоретические аспекты международного таможенного сотрудничества: сборник статей. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2011. С. 8.

4. Заключение комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками от 18.01.2011 № 1/1 «На проект Федерального закона № 470659-5 «О ратификации соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов

Д. Л. Александров

Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Rimas Stankevicius. Problems of international cooperation and mutual assistance among the European Union customs authorities [Электронный ресурс]. URL: http://www3.mruni. eu/~int.economics/2nr/Stankevicius.pdf (дата обращения: 16.11.2011).

6. Серов В. Взятки не гладки // ЭЖ-Юрист. 2011. № 12. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.