Научная статья на тему 'ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранным языкам / коммуникативная компетенция / мотивация учебной деятельности / учебный процесс / коммуникативные технологии / профессиональная подготовка / practical goal of teaching a foreign language / communicative competence / the role of the teacher / communicative motivation / educational process / innovative educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеенко Лариса Николаевна, Некрасова Татьяна Владимировна

В статье раскрываются возможности формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов. Определяются факторы, способствующие повышению мотивации к изучению иностранного языка как важного компонента профессиональной подготовки. Приводятся примеры коммуникативных технологий, повышающих познавательную активность курсантов и развивающих их творческие способности и нестандартность мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеенко Лариса Николаевна, Некрасова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATE INTEREST IN A SUBJECT. COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING CADETS AS A MEANS OF STUDYING EFFICIENCY OF FOREIGN LANGUAGES AT A MILITARY UNIVERSITY

The article reveals the possibilities of forming a foreign-language communicative competence of cadets. Factors that contribute to increasing motivation to learn a foreign language as an important component of professional training are determined. Examples of communication technologies that increase the cognitive activity of cadets and develop their creative abilities and non-standard thinking are given.

Текст научной работы на тему «ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ. КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Л.Н. МОИСЕЕНКО, Т.В. НЕКРАСОВА

L.N. MOISEENKO, T.V. NEKRASOVA

ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ

GENERATE INTEREST IN A SUBJECT

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES OF TEACHING CADETS AS A MEANS OF STUDYING EFFICIENCY OF FOREIGN LANGUAGES AT A MILITARY UNIVERSITY

Сведения об авторах: Моисеенко Лариса Николаевна - доцент Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хру-лёва (Омский филиал) Омский автобронетанковый инженерный институт, кандидат филологических наук (г. Омск. E-mail: moiseenkolarisa@inbox.ru);

Некрасова Татьяна Владимировна - доцент Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва (Омский филиал) Омский автобронетанковый инженерный институт, кандидат педагогических наук (г. Омск. E-mail: tatyana.vladimir@mail.ru).

Аннотация. В статье раскрываются возможности формирования иноязычной коммуникативной компетенции курсантов. Определяются факторы, способствующие повышению мотивации к изучению иностранного языка как важного компонента профессиональной подготовки. Приводятся примеры коммуникативных технологий, повышающих познавательную активность курсантов и развивающих их творческие способности и нестандартность мышления.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам; коммуникативная компетенция; мотивация учебной деятельности; учебный процесс; коммуникативные технологии, профессиональная подготовка.

Information about the authors: Larisa Moiseenko - Associate Professor of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev (Omsk branch) Omsk Armored Engineering Institute, Candidate of Philological Sciences (Omsk. E-mail: moiseenkolarisa@inbox.ru);

Tatyana Nekrasova - Associate Professor of the Military Academy of Logistics named after Army General A.V. Khrulev (Omsk branch) Omsk Armored Engineering Institute, Candidate of Pedagogical Sciences (Omsk. E-mail: tatyana.vladimir@mail.ru).

Summary. The article reveals the possibilities of forming a foreign-language communicative competence of cadets. Factors that contribute to increasing motivation to learn a foreign language as an important component of professional training are determined. Examples of communication technologies that increase the cognitive activity of cadets and develop their creative abilities and non-standard thinking are given.

Keywords: practical goal of teaching a foreign language; communicative competence; the role of the teacher; communicative motivation; educational process; innovative educational technologies.

Обучение иностранному языку предусматривает достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей. Современная практическая цель обучения иностранным языкам рассматривается как умение

использовать их в реальном профессиональном общении, которое характеризуется посредством интегративного целого, позволяющего личности в условиях социального взаимодействия с представителями других куль-

тур осуществлять различные виды речемыслительной деятельности, взаимосвязанной и взаимообусловленной аудированием и говорением, представляющими собой рецептивные виды речевой деятельности, служащие для уст-

ного общения, чтения и письма как продуктивных видов речевой деятельности и обеспечивающие письменный контакт коммуникантов. Обладая, таким образом, образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать его только в том случае, если курсанты практически овладеют им (научатся читать, писать, слушать и говорить). «Технологический аспект обучения курсантов характеризуется обязательностью формирования навыков и умений организации речи, логичности, последовательности и убедительности её построения; умений ставить задачи и добиваться цели, что является основанием стратегической и дискурсивной компетенций», которые характеризуют специфику реализации практической цели профессионально ориентированной языковой подготовки курсантов. Успешность говорения зависит от сформированности технических навыков - наличия фонетических и лексико-грамма-тических автоматизмов, создания мотивов учения, умения прогнозировать интерференцию.

В результате достижения практической цели обучения формируется и развивается коммуникативная компетенция как способность понимать и порождать иноязычные высказывания в различных ситуациях с учётом лингвистических и социальных правил, которых придерживаются носители языка. «Многообразие трудностей восприятия и понимания иноязычной речи на слух можно свести к следующим основным группам: - те, которые связаны с особенностями акта слушания и речевой деятельности слушающего; - с особенностями речи носителей языка; - с особенностями речевого поведения носителей страны изучаемого языка и овладением социолингвистическим компонентом коммуникативной компетенции».

В связи со сменой образовательной парадигмы и приходом на смену традиционному подходу компетентностного подхода, который является методологической основой ФГОС, на занятиях по иностранному языку используются различные методы и приёмы, которые развивают коммуникативные навыки и умения, учат курсантов работать в группах, прислушиваться к мнению своих товарищей. Роль преподавателя меняется, он не доминирует, а выступает в роли организатора, мотиватора, консультанта, помощника, координатора, эксперта, не предоставляя готовых знаний, а направляя курсантов к деятельному инициативному поиску.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как доброжелательная атмосфера и положительный эмоциональный климат на занятии (в которых курсант чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность), а также доверительные отношения между преподавателем и курсантами, с одной стороны, и между самими курсантами - с другой стороны.

Практическое занятие по иностранному языку характеризуется, прежде всего, творчеством и целенаправленностью. При выборе технологий обучения для дальнейшего развития индивидуальности каждого курсанта нужно учитывать его лингвистический опыт, уровень сформированности умений и навыков при работе с аутентичным учебным материалом, общие интеллектуальные способности (память, логика, скорость переработки информации), которые так или иначе влияют на изучение и применение языка, непосредственно языковые способности (варьирование правилами грамматики, семантическая память и др.), а также личностные черты. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы все курсанты были вовлечены в процесс познания, имели

возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Планируя занятие, преподаватель должен помнить о том, что каждый курсант имеет творческие возможности (способности), которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и / или её отдельные стороны. Продукт деятельности, процесс создания, и, соответственно, как и насколько курсант будет развиваться, зависят от форм и методов работы.

Наряду с традиционными формами и методами работы на занятиях по иностранному языку необходимо использовать инновационные образовательные технологии (метод проектов, проблемное обучение, ролевые игры, технология критического мышления, обучение в сотрудничестве), которые учат систематизировать и обобщать изученный материал, повышают познавательную активность курсантов, стимулируют развитие творческих способностей и нестандартности мышления, позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого курсанта в работу, учитывая его интересы и уровень языковой подготовки.

Одной из наиболее эффективных технологий преподавания иностранных языков является обучение в сотрудничестве, цель которой - создание различных учебных ситуаций, мотивирующих обучающихся в группах к раскрытию творческого потенциала при решении учебной задачи, основанной на умении курсантов при её выполнении опираться на свой жизненный опыт и знания об окружающем мире и ориентирующей курсантов на использование определённых языковых средств, где каждый вовлечён в деятельность, раскрывает свои творческие способности, может предлагать и отстаивать свои идеи, осозна-

ёт свою значимость и понимание того, что результат зависит от его вклада в совместную работу. Потребность в изучении иностранного языка будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых курсантам упражнений и подобранных методов обучения будет соответствовать их познавательным интересам и уровню их интеллектуального развития.

Немаловажную роль в организации условий обучения иностранному языку играет создание комплексов упражнений, так как отдельно взятые упражнения не могут обеспечить развитие речевых навыков и коммуникативных умений. Однако, чтобы заинтересовать обучающихся, пробудить их мотивацию к изучению иностранного языка, упражнения должны быть разнообразными, интересными и по возможности носить коммуникативный характер. Кроме того, необходимо, чтобы курсанты не только их выполняли, но и принимали участие в их разработке (составление плана, опорной схемы, кластера).

Существенно интенсифицирует как процесс обучения иностранному языку, так и процесс овладения иностранным языком использование вспомогательных средств (изобразительная наглядность - картинки, фотографии, рисунки, схемы), которые привносят в учебный процесс необходимую индивидуализацию и предоставляют курсантам свободу для собственной интерпретации ситуации в зависимости от общего уровня их знаний и степени владения языком. При работе с опорными материалами закрепляются лингвострановедческие знания, активизируется лексический материал, тренируются грамматические структуры.

Преимуществом использования данной технологии в учебно-воспитательном процессе является создание образовательной среды, которая помогает самореализации и личностному росту курсантов.

С использованием при ответе опорных материалов у них отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких действий: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал. Опорные материалы способствуют появлению чувства уверенности в успехе, возможности проявить свою индивидуальность, способствуют более прочному усвоению знаний. C помощью опорных материалов на занятии можно решить проблему дифференциации обучения и организации самостоятельной деятельности курсантов.

Опорные схемы (например, таблица ТТХ военных машин, кластер) являются своеобразным планом для построения монологического высказывания или составления диалога по теме. В течение занятия опоры помогают обучающимся выйти на монологическое высказывание в объёме 10-12 предложений, причём некоторые курсанты к концу занятия могут составлять монологическое высказывание или участвовать в диалоге по теме без помощи опорных материалов.

Важно, что работа по составлению опорных материалов и их использованию для организации монологического / диалогического высказывания курсантам нравится, но самым главным является тот факт, что после 1-2 примеров составления опорных схем вместе с преподавателем курсанты могут самостоятельно составлять опорные схемы (например, план для пересказа текста, описания картинки), тем самым происходит переход от репродуктивной деятельности (повторение за преподавателем) к продуктивной (каждый составляет собственное монологическое высказывание или участвует в диалоге).

В качестве опор выступают:

1) «структурный скелет» в виде неполных предложений:

1. ... acquired by prolonged education and experience. 2. ...

perform service when required by society. 3. ... separates layman from professional. 4. ... shared sense of unity and consciousness. 5. ... practices expertise within social context. 6. ... established standards of professional competence. 7. ... measures relative competence within profession. 8. ... values and ideals of «profession» guide members. 9. ... possesses written codes of ethics. 10. ... includes basic mechanical skills of craft;

2) логико-смысловая схема, задаваемая определённой последовательностью терминологических единиц и их семантическим значением;

3) вопросительные предложения в виде плана;

4) план в виде тезисов (Offizierslaufbahn: Ausbildung, Studium, Studienmöglichkeiten, Voraussetzungen zum Studium, Testverfahren, Arbeit, Einsatz, Hilfeleistungen).

Опоры указанных видов способствуют логическому построению высказывания, обеспечивают качественную и количественную полноту раскрытия темы. Использование данного рода работы на занятии показывает, что отношение курсантов к предмету меняется, они не боятся проявлять свою инициативу, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне.

Для совершенствования коммуникативных умений на занятии можно использовать следующие задания коммуникативной направленности: • «ассоциации»: курсантам предлагается следующее задание: 1. Прочитайте заголовок. Какие ассоциации возникают после прочтения заголовка данного текста? 2. О чём этот текст? Ваши предположения. После чтения текста курсанты сравнивают свои ассоциации с информацией из текста; • «ключевые слова»: преподаватель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, записывает их на доске. Курсанты высказывают предположения о том, в каком контексте они будут применяться.

Схема. Кластер по теме «Двигатель»

Ог1 Вепг (¡йПи-Ь ОаичШег

[1по

Е 1„И1|!<"1

ЕН»лп« 1»по* | Цац№Ме

КПИЖГ. >о'гипк! Кеггв №ие] КшгЬй1ше|1е

Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений; • «перепутанные логические цепочки»: на отдельных карточках выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются курсантам. Предлагается восстановить порядок; • «пазл»: преподаватель предварительно разрезает текст и перемешивает его части. Курсанты могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенный им текст в нужной последовательности; • «пропущенные слова»: преподаватель раздаёт текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Курсанты могут работать в небольших группах; • «редукция текста»: курсанты читают текст из 20-30 предложений и сокращают его до 10-12 предложений. Главное условие - основной смысл предложенного текста должен быть сохранён.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых игр. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого курсан-

та в работу. Упражнения игрового характера активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. С их помощью можно решать одну (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же комплекс задач: формировать речевые умения, развивать внимание и творческие способности и т.д. Рациональное применение игр на занятиях в сочетании с другими методическими приёмами даёт курсантам возможность увидеть практическое использование знаний, умений и навыков, способствует качественному усвоению материала и делает процесс познания увлекательным.

С целью снятия языковых трудностей при запоминании лексических и терминологических единиц используются следующие игры: -«поле чудес»: на доске нарисовать клеточки. Необходимо отгадать спрятанное слово из прочитанного текста; - «снежный ком» позволяет создать усилиями группы мини-рассказ с использованием лексики по теме (задачей каждого является не только использовать лексику, но

и проследить, и сохранить логику предыдущих высказываний).

На занятиях используется также проектная методика. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление курсанта и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом курсанты учатся сотрудничать.

Формированию базовых мыслительных навыков человека в открытом информационном пространстве и их применению на практике способствует технология критического мышления, которая включает различные методические приёмы. Одним из эффективных приёмов обучения иностранному языку является метод «Инсерт», суть которого заключается в умении при работе с текстом критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной. Работая с текстом, курсанты помечают на полях те или иные абзацы, предложения или слова, используя следующую маркиров-

ку: + - известно; — неизвестно; ? - непонятно. После маркировки обучающиеся переносят записи из учебника в таблицу. Результатом данного вида деятельности являются: повышение интереса курсантов к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер; запуск механизма самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом; развитие информационной грамотности, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.

Кроме того, курсанты учатся: ориентироваться в источниках информации, что немаловажно для последующего обучения; сортировать материал на главный и второстепенный; критически подходить к оценке новых знаний; делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Приём эффективного чтения позволяет реализовать индивидуальный подход к работе с курсантами. «Инсерт» позволяет: индивидуально подойти к вопросу разъяснения непонятной информации; научить курсантов работать с учебником самостоятельно; выявить то информационное поле, которое требует дополнительной работы; увидеть творческий потенциал курсантов.

Суть метода «кластер» заключается в выделении смысловых единиц текста и их графическом оформлении в определённом порядке в виде грозди. В центре - заголовок текста или ключевое слово, а вокруг - крупные смысловые единицы (см. схему).

В работе над кластерами курсанты проявляют самостоятельность в аргументации своих идей: стараются построить как можно больше связей; они могут не следовать заранее определённому плану. Данная технология предоставляет возможность оценивать, анализировать информацию, что повышает эффективность

её восприятия; повышает интерес к изучаемому материалу и к иностранному языку в целом: умение мыслить, размышлять; работать в сотрудничестве (в группах, парах); повышает качество образования; развивает способность к индивидуальной самостоятельной деятельности и самое главное для языка - помогает формировать коммуникативные навыки.

Занятие-пресс-конференция проводится с целью обобщения и закрепления изученного материала. Группа разбивается на подгруппы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: например, представителей миротворческих сил. Проводя разного вида занятия-пресс-конференции, было выявлено, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определённым запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти практические занятия вызывают большой интерес у курсантов, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи обучающихся, самовыражения таланта.

Использование аудио- и видеоматериалов на занятиях по иностранному языку является частью комплексного процесса обучения иностранным языкам, направленного на реализацию личностно ориентированного подхода. Данные средства обучения, в частности видеоматериалы, оказывают положительное влияние на освоение иностранного языка, а также способствуют повышению интереса курсантов к его изучению. Использование видеоматериалов в освоении иностранного языка является эффективным источни-

ком повышения качества обучения благодаря выразительности и информационной насыщенности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и знакомящих со страной изучаемого языка. При использовании наглядного метода развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда интересна информация видеосюжета, и мотивация, которая достигается тем, что курсант при просмотре воспринимает и понимает иноязычную речь на слух на основе приобретённых знаний, умений и навыков. Это приносит удовлетворение, придаёт веру в свои возможности и силы, желание к дальнейшему совершенствованию.

Использование аутентичных аудио- и видеоматериалов вызывает интерес к предмету, способствует развитию всех видов речевой деятельности на занятии,курсанты высказывают своё мнение, обсуждают увиденное, дискутируют на ту или иную тему. Кроме того, они знакомятся с особенностями страны изучаемого языка, слушают речь носителей языка.

Таким образом, можно отметить, что использование инновационных образовательных технологий в преподавании иностранных языков помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать занятие более эффективным. Использование новых образовательных технологий в преподавании иностранных языков является условием совершенствования методики преподавания профессионально ориентированного направления, так как при их применении интенсифицируется технологический процесс обучения,который становится более эффективным и личностно ориентированным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Довгопол, И. И. Современные образовательные и педагогические технологии / И. И. Довгопол, Т. А. Ивкова.- Симферополь: НАТА, 2007. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.