Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ'

КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
компетентностный подход / коммуникация / презентация / интерактивность / взаимодействие / кругозор / competence-based approach / communication / presentation / interactivity / interrelation / outlook

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова М.В., Смерчинская А.А.

Ориентация на коммуникативный подход позволяет повышать уровень языковой компетентности, что, в свою очередь, ведет к развитию у обучаемых способностей решать профессиональные задачи определенного класса. Одной из форм, развивающих коммуникативную компетенцию, является публичная коммуникация. Иноязычное общение в процессе разработки и проведения презентаций выводит на должный уровень навыки устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор курсантов, учит их мыслить, прививает навыки практических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE FOCUS ON CADETS’ PRESENTATION ACTIVITY

Focus on a communicative approach makes higher the level of language competency, which, in its turn, results in learners abilities to solve professional tasks of a certain nature. One of the forms developing communicative competence is public communication. Foreign language interrelations in the process of designing and conducting presentations brings the skills of oral and written speech to a proper level, broadens vocabulary and linguistics outlook of the cadets, teaches them to think, develops their experience in practical actions.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ»

[Электронный ресурс] // Вестник ВУиТ. 2018. №3. Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-neobosnovannoy-nalo govoy-vygody-poluchennoy-nalo goplatelschikami.

УДК 378

Бирюкова М. В., к. п. н. доцент кафедры иностранных языков Филиал Военной Академии РВСН им. Петра Великого

Россия, г. Серпухов Смерчинская А.А. соискатель

преподаватель кафедры английского языка (основного) Военный университет Министерства обороны

Россия, г. Москва КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕЗЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

Аннотация: Ориентация на коммуникативный подход позволяет повышать уровень языковой компетентности, что, в свою очередь, ведет к развитию у обучаемых способностей решать профессиональные задачи определенного класса. Одной из форм, развивающих коммуникативную компетенцию, является публичная коммуникация. Иноязычное общение в процессе разработки и проведения презентаций выводит на должный уровень навыки устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор курсантов, учит их мыслить, прививает навыки практических действий.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, презентация, интерактивность, взаимодействие, кругозор.

Biryukova M. V., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor Associate Professor at the Department of Foreign Languages Peter the Great Strategic Missile Academy (Serpukhov Branch)

Russia, Serpukhov Smerchinskaya A.A., Post-graduate Lecturer at the Department of English Military University of the Ministry of Defense

Russia, Moscow

COMMUNICATIVE FOCUS ON CADETS' PRESENTATION ACTIVITY

Abstract: Focus on a communicative approach makes higher the level of language competency, which, in its turn, results in learners abilities to solve professional tasks of a certain nature. One of the forms developing communicative competence is public communication. Foreign language interrelations in the process of designing and conducting presentations brings the skills of oral and

written speech to a proper level, broadens vocabulary and linguistics outlook of the cadets, teaches them to think, develops their experience in practical actions.

Key words: competence-based approach, communication, presentation, interactivity, interrelation, outlook.

В документах по содержанию общего образования сформулированы основные положения компетентностного подхода в системе современного Российского образования, узловое понятие которого - компетентность. В них подчеркивается, что это понятие шире понятий знания, умения, или навыка. Оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентность формируется в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и пр. В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается человек.

Большинство исследователей отмечает, что появление компетентностного подхода обусловлено объективными причинами. Процессы глобализации и интеграции, охватившие мировое сообщество, быстрые темпы изменения социально-экономических условий жизни, увеличение объемов информации, внедрение автоматизированных, информационных и коммуникационных технологий приводят к тому, что требования к уровню и качеству подготовки специалистов с высшим образованием изменяются.

Инновационность при организации учебного процесса в логике компетентностного подхода предполагает изменение формулировки целей обучения - представление их и ожидаемых результатов обучения совокупности компетенций будущего военного специалиста, отражающих разные уровни профессиональных задач (в том числе и учебные профессиональные задачи). Умения решать эти профессиональные задачи будут свидетельствовать о сформированности профессиональной компетентности будущего офицера на разных ее уровнях. При этом профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей.

В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что компетентностью нельзя «владеть» - это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос - как помочь обучающейся молодёжи

стать потенциально компетентными в любом виде деятельности, с которыми они регулярно будут сталкиваться в жизни. Вот тут -то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности.

Ключевые компетенции - это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. Что это за особый ресурс и как его сформировать - это и есть главная проблема «компетентностного подхода». Э.Ф. Зеер, раскрывая понятие «ключевая компетенция», дает ему следующее определение - это процедурные знания и умения (знания в действии), а также способности, необходимые для успешной деятельности в конкретных ситуациях [5].

Одной из форм, развивающих коммуникативную компетенцию, является публичная коммуникация, то есть выступление перед аудиторией. Сейчас необходимость развивать этот навык очевидна, как никогда. Этому учили и раньше, но в достаточно усеченной форме, когда обучаемые выступали с сообщениями и защищали свои рефераты. В западных университетах с середины ХХ века публичная коммуникация является отдельной дисциплиной и подтверждается дипломом. Несмотря на то, что в разных учебных заведениях она носит различные названия -«коммуникативная эффективность», «риторика», «публичное выступление», «навыки презентации» - объединяет их то, что обучение различным аспектам связано с подготовкой выступлений перед публикой, без чего не обходится в своей деятельности ни один специалист.

Главная цель военного профессионального образования - подготовка компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности специалиста соответствующего уровня и профиля. Соответственно, под компетентностным подходом в военном образовании понимается метод обучения, который направлен на развитие у курсантов способностей решать профессиональные задачи определенного класса в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение эвристическими методами и приемами решения возникших проблем.

Анализ исследований позволил выявить различные взгляды на компетентностный подход. Так, А.Г. Бермус [1] подчеркивает, что

компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно -образовательного, дидактоцентрического, функционально-

коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не имеет собственной концепции и логики, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [8]. К числу таких принципов относятся следующие положения:

- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является их собственный опыт;

- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;

- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучаемыми на определенном этапе обучения.

Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Перечислим значимые элементы компетентностного подхода в образовании [1], [11]:

- прообраз современных представлений компетентностного подхода -идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования; в этой связи, компетенции рассматриваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения;

- категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков обучаемых, а содержание образования определяется

четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения);

- внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности);

- "образовательная компетенция" понимается как совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально -значимой продуктивной деятельности; дифференциация образовательных компетенций: ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); предметные (формируемые в рамках отдельных предметов);

- формулировки ключевых компетенций и их систем представляют наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

В какой бы области не работали выпускники вузов, избежать общения, даже с минимальным количеством людей, им не удастся. Это неудивительно, ведь наше время называют веком коммуникации, чему способствуют развитие технических возможностей и ускорение темпа жизни. Реализуя компетентностный подход, который предполагает не усвоение обучающимися отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, общие образовательные программы дают перечень общекультурных и профессиональных компетенций, предназначенных для освоения курсантами. В этом перечне указывается, в том числе, что выпускник должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, сбору информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Перед преподавателями по иностранному языку эти задачи стоят так же, как и перед преподавателями других дисциплин. Освоение коммуникативных компетенций обучаемыми в учебном процессе в идеале осуществляется на каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Но именно обучение иностранному языку позволяет в большей степени опираться на коммуникативную направленность. Обучаемые должны научиться общаться на иностранном языке, использовать эти навыки в своей практической и профессиональной

работе. Думается, что они пригодятся им и в профессиональном общении на родном языке.

Одной из форм, развивающих коммуникативную компетенцию, является публичная коммуникация, то есть выступление перед аудиторией. Коммуникативная направленность презентационной деятельности на занятиях по иностранному языку достаточна многогранна. Презентацию можно использовать при введении темы: это может быть представление проблемы, теоретическое ее обоснование. С другой стороны, обучаемые могут приготовить презентацию как итог темы и разработать собственный проект, основываясь на изученном материале.

В процессе подготовки презентации создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания курсантов, их кругозор и информированность, а также развиваются интеллектуальные функции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, формируется логика мышления. Презентация представляет собой обширный материал для интерактивного общения, что делает возможным реализацию коммуникативной функции языка.

Влияние современных компьютерных технологий на нашу жизнь мало кто сейчас будет отрицать. Виртуальная реальность уже давно не является для современного человека чем-то неизведанным, а стремительно развивающиеся возможности интерактивного общения затрагивают все больше граней нашей жизни. И если раньше, представляя языковой материал, можно было ограничиться достаточно примитивными вариантами заданий, которые под силу сделать практически любому пользователю на основе базовых программ, то сегодня в современном обществе считается дурным тоном раздавать участникам образовательного процесса папки с распечатками. Выход российских образовательных технологий на мировую арену требует использования инструментария, соответствующего мировому уровню, одним из элементов которого и является интерактивная компьютерная презентация.

Само понятие интерактивная компьютерная презентация идет от сложения двух понятий: интерактивности и компьютерной презентации. Интерактивность подразумевает участие или влияние пользователя на процесс презентации. «Компьютерная презентация» - понятие уже достаточно давно сложившееся, и являет собой сложение трех основных видов подачи материала: видео, аудио и текстовой информации, и может использоваться в качестве обучающего средства.

В настоящий момент интерактивная презентация может быть не только простым слайд-шоу с текстовыми комментариями, но и сложной системой связанных между собой видеоматериалов, анимации, трехмерной графики, актеров, музыкального и звукового сопровождения, звуковых спецэффектов, то есть всех возможностей подачи материала основными способами (видео, текста, звука). К этому добавляется возможность управления процессом. Следует отметить, что и в нашей стране в последнее время появилось немало

рекомендаций в печати и Интернете как подготовить презентацию, есть и консалтинговые компании, которые проводят соответствующие тренинги.

Коммуникативная компетенция сегодня универсальна, как способность читать, писать, говорить. Но этому нужно учить. Можно уповать на ораторский дар, но он есть не у всех, и даже при его наличии большинству людей необходимо наработать и использовать навыки коммуникации для выполнения своих главных профессиональных задач [2]. При обучении подготовке и выступлению с презентацией решается целый комплекс задач:

- совершенствуются все основные речевые навыки;

- отрабатывается чтение - извлечение информации при работе с печатными и электронными источниками;

- развивается говорение и восприятие на слух - монологическая и диалогическая речь, которая реализуется в изложении материала, ответах на вопросы, участии в дискуссии; шлифуются произносительные навыки;

- совершенствуется письмо - написание и редактирование сообщения, доклада, подготовка текста слайдов презентации;

- формируются навыки подготовки к выступлению: составление плана выступления, умение преподнести материал, невербальная коммуникация, готовность к стрессу - умение справляться с волнением во время выступления перед аудиторией, навык оформления слайдов, умение пользоваться мультимедийной техникой.

Введение в учебный процесс материалов по подготовке презентаций кафедрой иностранных языков ФВА им. Петра Великого и кафедрой английского языка (основного) Военного университета МО осуществляется постепенно. Конечно, к выступлению на научных конференциях курсантов готовили всегда, но более широко в практику обучения иностранным языкам этот элемент вошел в начале 2000-х годов. Тогда, опираясь на такие требования к военному специалисту, как умение хорошо писать, редактировать и обладать ораторскими способностями, некоторым курсантам была предложена защита ВКР на иностранном языке, а курсантам, проходящим курс дополнительной лингвистической подготовки, защита выпускной работы на иностранном языке. Опыт оказался удачным, и теперь эта деятельность активизируется.

При обучении курсантов азам презентации особое внимание уделяется следующим вопросам:

- составление плана выступления и выбор ключевых слов; отражение в выступлении актуальности темы, цели и задач, методики, полученных результатов (если это исследовательская работа), выводы;

- лаконичность высказывания, так как на презентацию отводится 5-7 минут;

- содержание презентации не должно зачитываться по написанному тексту, а тем более считываться со слайда - курсанты должны стремиться рассказывать, опираясь на план и ключевые слова;

- презентация в Power Point должна наилучшим образом представить работу курсанта, помочь аудитории разобраться в материале, она должна быть выполнена в такой же строгой и лаконичной форме, как и сам доклад, не быть перегруженной текстом и компьютерными эффектами;

- необходимость отрепетировать выступление вслух, быть уверенным, чтобы элемент волнения, который всегда в той или иной мере присутствует в такой ситуации, не помешал докладчику;

- ответы на вопросы, которые показывают то, что называется «владение материалом» и «неподготовленная речь», так как неумение сориентироваться по ходу дела и неграмотные ответы могут испортить все впечатление от хорошо приготовленного и отрепетированного устного выступления;

- соответствующая манера держаться перед аудиторией.

С появлением современной мультимедийной аппаратуры в отдельных группах военных вузов преподаватели заменили традиционную защиту устных тем презентациями в Power Point. Сейчас презентации стали обязательным элементом самостоятельной работы курсантов. Фактически здесь присутствуют и презентационная и проектная деятельность. Оба вида относятся к интеллектуальной, практико- и личностно-ориентированной деятельности. Проект - это возможность курсантов выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме, проявить свою индивидуальность. На данный момент кафедра иностранных языков ФВА им. Петра Великого и кафедра английского языка (основного) Военного университета МО работают над проектом под названием «Инновации в традицию», где основополагающей формой обучения является презентационная деятельность [3], [12].

Хороших результатов не все достигают сразу. Поэтому каждую презентацию курсанта обсуждают его товарищи по группе, комментирует преподаватель, который предварительно знакомит участников выступления с правилами подготовки и проведения презентации. Постепенно у курсантов складывается представление о том, что и как следует говорить и делать, чтобы презентация была успешной. Определенный опыт работы кафедры в этом направлении представлен в виде учебных рекомендаций «Подготовка публичного выступления» и учебно-методической памятки для курсантов.

Требования к уровню подготовки курсантов сделали необходимым включать обязательное выступление с презентациями на конференции в рамках проведения олимпиады по иностранному языку, которая проходит ежегодно. Нередко заинтересованные в успехах своих курсантов преподаватели смежных кафедр присутствуют на внеаудиторных мероприятиях, которые позволяют увидеть курсантов в новом свете благодаря представленным ими творческим работам.

Работа по совершенствованию форм и видов коммуникативной и презентационной деятельности на кафедре ведется постоянно. С недавних пор курсанты принимают участие в обмене мнениями и выступают со своими презентациями на всероссийской военной олимпиаде по иностранному языку,

где докладчики поставлены в достаточно жесткие рамки, где помимо собственно изложения материала должно присутствовать и мастерство его подачи.

Любая презентация основана на общении, и это не просто учебное общение, а, главным образом, организованная и управляемая речевая деятельность. Таким образом, презентация коммуникативна и представляет собой деятельность, построенную на основе заданий, направленных на решение коммуникативных задач. В методике такого рода деятельности выделяют следующие положения:

- коммуникативная направленность обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка;

- стимулирование речемыслительной активности обучаемых;

- индивидуализация обучения;

- ситуативная организованность процесса обучения;

- информативность учебного материала.

Данные положения имеют прямое отношение к работе над компьютерными презентациями, где в центре внимания оказывается общение, содержание и смысл высказывания. Особое значение приобретает речевой контекст, развивается как грамотность, так и беглость высказывания, стимулируется непроизвольное запоминание, поощряется личностное содержание учебного общения, в центре внимания которого оказывается курсант. Подчеркивается важность взаимодействия и сотрудничества обучаемых, а также речевых заданий для организации презентаций.

Известно, что одним из принципов коммуникативного обучения является деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством речевой деятельности через деятельностные задания. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Задания к презентациям содержат коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу для обучаемых, которую они пытаются решить. Цель и методическая задача ведущего презентацию заключается в том, чтобы наиболее эффективно организовать деятельность участников и помочь им в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат.

Презентации нередко выполняются в условиях повышенной речевой и физической активности, оживления курсантов, непроизвольного усвоения ими материала презентации. В данном виде обучения важно уделить внимание личности курсанта. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

- курсанты получают возможность свободного выражения своих мыслей в процессе общения;

- каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;

- самовыражение личности становится важнее демонстрации речевых высказываний;

- участники чувствуют себя в безопасности от критики и преследования за ошибки.

Межличностная деятельность, взаимодействие обучающихся и преподавателей всегда направлены на создание благоприятных условий для социальных взаимоотношений. В этом плане важно рассматривать функционирование языка, как в лингвистическом, так и в социальном или ситуативном контексте [13].

Боязнь применять полученные знания по изучаемому языку на практике, совершить ошибку, сказать неправильно возникает от отсутствия или недостаточного количества практических заданий на занятиях по иностранному языку. Проблема существования языкового барьера у изучающих иностранный язык не теряет своей актуальности и по сей день. Связано это, в первую очередь, с отсутствием возможности полного погружения в языковую аутентичную среду. На наш взгляд, крайне необходимо на занятиях по иностранному языку создавать такие условия, которые будут максимально нацелены на использование коммуникативных навыков и умений курсантов.

Мы полагаем, что достичь этого возможно только путем применения полученных знаний на практике, повышая уровень языковой компетентности в процессе коммуникации, то есть преподавателю в процессе обучения необходимо постоянно ориентироваться на коммуникативный подход. Следует отметить, что речевые ошибки в условиях коммуникации не только возможны, но и нормальны. Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. Особенности разговорной грамматики важно учитывать в условиях обучения с помощью презентаций. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на обучаемого, то есть взаимодействующие между собой обучаемые являются центром познавательной активности на занятии.

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку означает формирование коммуникативной компетенции. Д. Хаймз объединял этим понятием грамматическую (правила языка), социально -лингвистическую (правила диалектной речи), дискурсивную (правила построения смысла, высказанного) и стратегическую (правила поддержания контакта с собеседником) компетенции. Высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики, усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации [14]. Важным компонентом коммуникативной компетенции является лингвистическая компетенция, представляющая собой готовность использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности.

Языковой материал при работе с презентацией бывает непроизвольно усвоенным и выученным. Заучивание материала осуществляется с концентрацией внимания на языковой форме. Однако, усвоение языка

происходит более эффективно в условиях концентрации внимания на содержании высказывания. Осуществление высказывания возможно только в условиях усвоенных знаний. Сознательно выученные языковые формы не приобретают свойств непроизвольно усвоенных способов выражения, хотя и создают предпосылки овладения языком. Во время презентации осуществляется общение, которое сфокусировано не на форме, а на содержании, в котором важны следующие свойства: связность, логичность и организация. В устных высказываниях важна лексико-грамматическая связность, содержательная логика и соответствующая организация высказывания.

Одним из компонентов коммуникативной компетенции является информативная компетенция, то есть владение содержательным предметом общения. Формируя информативную компетенцию курсантов через обучение презентациям, преподаватели тем самым формируют у них набор необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию:

- сложившиеся знания - информацию из прошлого опыта в виде знаний и структур поведения;

- языковую картину мира в ее иноязычной форме - знание окружающей действительности, способность описать ее отношение к ней в иноязычной форме;

- фоновые знания - информацию, важную для понимания конкретной ситуации общения;

- общий кругозор - знание имен, названий, дат и событий, наличие биографических, исторических, политических и других специальных знаний.

Презентация в обучении иностранным языкам создает так называемое «естественное учебное общение» [7] для решения коммуникативной задачи. При этом недостаточно заниматься в аудитории только имитацией жизненных ситуаций, а необходима дополнительная тренировка, работа, направленная на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий. Нужны упражнения, которые, с одной стороны, обеспечивали бы коммуникативную тренировку, а с другой - сохраняли бы естественность применения иностранного языка в учебных ситуациях.

На этапе разработки презентации можно применить следующие виды речевого взаимодействия обучаемых:

- сотрудничество участников в выработке единой идеи;

- комбинирование информации, известной разным участникам;

- передача информации от одного участника к другому.

Сотрудничество участников в выработке единой идеи возможно при

решении разнообразных проблемных задач. Комбинирование информации организуется на презентации, если у каждого курсанта имеются свои, отличающиеся от других факты и сведения. Передача информации от одного участника к другому приучает курсантов к речевому взаимодействию на иностранном языке в условиях иноязычного общения. Следует отметить, что

такие задания считаются наиболее показательными для оценки коммуникативных способностей обучаемых.

Моделирование ситуаций общения в процессе проведения презентаций позволяет создавать в учебной аудитории ситуации, максимально приближенные к реальным [10]. Эта технология способствует развитию навыков устной и письменной речи, расширяет словарный запас и лингвистический кругозор курсантов. Спонтанное общение также важно и естественно для учебной презентации. Спонтанное общение на занятиях с презентациями возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную среду [3].

Презентации в обучении обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Становится очень важным строить учебный процесс таким образом, чтобы обучаемый понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Обучаемые теряют интерес к работе, если в конце занятия уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на занятиях при создании мультимедийных продуктов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показала практика, наиболее ценными в учебном процессе оказываются презентации без жестких предписаний, предоставляющие свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений. Презентации способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям обучающихся. Основными аспектами, которыми надо руководствоваться при определении эффективности презентаций, являются следующие:

1) психологический - как повлияет данная презентация на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у обучаемых неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;

2) педагогический - насколько презентация отвечает общей направленности вузовского курса и способствует выработке у пользователей правильных представлений об окружающем мире;

3) организационный - рационально ли спланированы занятия с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли обучаемым предоставляется машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

В соответствии с данными нормами эффективности преподавателями отрабатываются различные варианты презентаций как на отдельных занятиях по иностранному языку, так и на протяжении целых курсов. На сегодняшний момент наработанные педагогами материалы становятся неотъемлемой частью учебно-методического комплекса, и их многочисленность нуждается в классификации.

Формы работы с презентациями на практических занятиях по иностранному языку включают: изучение лексики и грамматических явлений, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи. В овладении этими аспектами языка особое значение компьютера, как новейшего технического средства обучения, заключается в том, что он обладает возможностью выполнять целый ряд функций, реализуемых преподавателем.

Мы полагаем, что необходимо выбирать такой вид презентации грамматического материала, который соответствует особенностям обучаемого контингента. Согласно исследованиям П.Я. Гальперина, в процессе овладения умственными действиями первоначально развернутая словесная формулировка должна быть свернута, в результате чего в сознании остаются только опорные «вехи» усваиваемого действия [3]. Схематичное, компактное изложение языкового материала в виде формул и таблиц, которые могут служить опорными вехами при усвоении учебного материала, активизируют познавательную деятельность обучаемых технического вуза, что объясняется спецификой овладения обучаемыми предметами технических специальностей. Благодаря такой организации работы с обучающимися, у них более отчетливо формируются представления о языковых закономерностях, легче и быстрее усваивается материал, в частности, меняется восприятие языковых явлений.

Системное изложение большого объема материала в виде небольших блоков является эффективным средством активизации зрительной памяти. Упражнения, на наш взгляд, как «планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества», будут более эффективными, если они будут предъявляться с образцами [2]. Такой вариант подачи учебного материала позволяет развивать умения сопоставлять явления, изученные в таблицах, и выполнять те или иные контрольные задания по аналогии, что помогает снимать трудности и устранять пробелы в знаниях. Таким образом, выполнение тренировочных упражнений с использованием структурных форм и таблиц повышает качество их выполнения и снижает количество допускаемых обучаемыми ошибок в контрольных работах.

Преподаватели отмечают, что необходимо включение видеоматериалов, в том числе и разработанных курсантами, в обучающие презентации, так как они создают эффективные условия для накопления у обучаемых материала для речи путем овладения речевыми образцами, навыками варьирования этих образцов, навыками трансформации и расширения структурных моделей, лежащих в их основе; обеспечения многократности воспроизведения образца, внесения реальных ситуаций для развития устной речи; стимулирования спонтанной речи через эмоциональное воздействие на обучаемых

Работа над презентациями является актуальной в современной методике, так как направлена на усвоение языка главным образом

посредством концентрации внимания обучаемых на содержании высказываний. В условиях коммуникативного обучения меняются приоритеты преподавателя, а также атмосфера на занятии. Задания деятельностного характера, представленные в презентациях, в виде свободного общения, наполненных профессиональной, страноведческой и культурной информацией, формируют у курсантов навыки устной и письменной речи, аудирования и чтения в атмосфере естественного учебного общения. Благодаря подобным заданиям формируются и личностные качества обучаемых. Такой подход к обучению также порождает энтузиазм как у обучаемых, так и у преподавателей. У курсантов остаются приятные воспоминания об этом виде деятельности на занятиях по иностранному языку. Для преподавателей это возможность «выйти» за пределы учебной аудитории, вовлечь обучаемых в процесс активного овладения иностранным языком.

Исходя из вышеизложенного, результатом презентационной деятельности курсанта становится индивидуальное развитие обучаемого, при котором его личностный рост воспринимается как наивысшая ценность. Задача преподавателя - выстроить образовательный процесс так, чтобы помочь раскрыться всем способностям курсанта, научить его мыслить, привить навыки практических действий. Необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе. Изменение модели образования требует и изменения личности самого преподавателя, готового достигать социальных, коммуникативных, информационных компетенций, толерантности, высокого уровня профессионализма и образованности.

Использованные источники:

1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос", 2005.

2. Валиева Л.У. Развитие презентационных навыков у студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку. Традиции и инновации в преподавании иностранного языка: материалы IV Международной научно-практической конференции /науч. ред. О.Ю. Макарова - Казань: ГБУ "Республиканский центр мониторинга качества образования", 2013. - С. 140.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Наука, 1966.

4. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетенностной модели специалиста: Автореф. дис...канд.пед.наук. - М., 2006. - С. 26.

5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учебное пособие для вузов по специальности «Профессиональное обучение», М.: МПСИ, 2005.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

7. Искрин С.А. Ситуации общения в процессе обучения иностранному языку. // С.А. Искрин // Иностранные языки в школе, 2004. - №9. - С. 40-44.

8. Кузьмина Н. В. Понятие «Педагогическая система» и критерии ее оценки: (Методы систем. Пед. исследования) / Н. В. Кузьмина; Высшая школа. - М., 1980.- С. 618.

9. Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма // Иностранные языки в школе. - 2006. - №6. - С.11.

10. Сопер П.Л. Искусство речи. - М.: Искусство, 1992.

11. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех", 2007. - С. 27.

12. Френки Д.И. Мультимедиа как средство интенсификации самостоятельной работы при обучении русскому языку иностранцев: Дис ... канд. пед. наук. - СПб., 1994.

13. Competency-Based Teacher Education: Progress, Problems and Prospects/ Ed. By W.R. Houston, R.B. Howsam. - Chicago: Science Research Association, 1972, Vol. X, - P. 182.

14. Hymes D. H. A Perspective for Linguistic Anthropology //Horizons of Anthropology. - Chicago, 1964.

УДК 101.1

Губанов Р. Г., пенсионер Россия, Санкт-Петербург ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ ИСТИНА

Аннотация: Термин философский рассматривается как методологический. Выделяются два вида истины: гносеологическая и логическая. Особое внимание уделяется методам подтверждения истины. Намечаются области применения истины. Рассматриваются некоторые распространённые виды истин. Предпочтение отдаётся интуитивной истине.

Ключевые слова: Истина, методология, логика, логическое понятие, гносеология, интуиция, информация.

Gubanov R. G.., pensioner Russia, Saint-Petersburg PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE NOTION OF TRUTH Annotation: The term philosophical is regarded as methodological. There are two types of truth: gnoseological and logical. Particular attention is paid to the methods of confirming the truth. Outlines the scope of truth. Some common types of truths are considered. Preference is given to intuitive truth.

Keywords: Truth, methodology, logic, logical concept, gnoseology, intuition, information.

Философия должна определять методологию мышления, чтобы обеспечить единство научной картины мира. При разработке методологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.