ситуациях провоцирующего, задевающего поведения (37 %) и несправедливой критики в адрес ребенка (34 %).
Студенты, по сравнению с учащимися, существенно меньше проявляют агрессивные и зависимые способы реагирования в различных коммуникативных ситуациях, к каковым, прежде всего, относятся задевающее и провоцирующее поведение (45 %). Правильные уверенные реакции используются ими при ответе на справедливую (75 %) и несправедливую критику (55 %), в ситуациях демонстрации знаков внимания (80 %), проявления сочувствия и поддержки, они умеют адекватно принимать подобные действия от других в свой адрес (70 %), демонстрируют уверенный тип поведения в ситуациях, требующих ответить отказом (75 %), при знакомстве и вступлении в контакт с другим человеком (65 %) и пр. Более высокий уровень коммуникативной компетентности студентов можно объяснить наличием у них знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения дисциплин психологического цикла, являющихся обязательными на начальном этапе профобразования.
Таким образом, в ходе оценки коммуникативной компетентности установлено, что у всех обучающихся наименее сформированы умения реагировать на несправедливую критику и задевающее, провоцирующее поведение. Указанные умения свидетельствуют о доминировании у испытуемых низкого уровня сформированности практического компонента психологической культуры.
Выводы. По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Психологическая культура личности представляет собой многомерное, системное, целостное личностное образование, отражающее особенности взаимодействия и отношения человека к себе, другими людьми и окружающему миру в целом. В ее основе лежат психологические знания (когнитивный компонент), ценностные представления (ценностно-смысловой компонент) и способность грамотно организовать, поддерживать конструктивное взаимодействие (практический компонент). Высокий уровень развития психологической культуры позволяет решать задачи самоопределения, саморазвития, саморегуляции, социальной адаптации и др.
2. Проведенное исследование свидетельствует о недостаточном уровне сформированности рассматриваемых структурных компонентов психологической культуры у всех обучающихся вне зависимости от возраста. Знания и представления обучающихся в области психологии в основном являются фрагментарными, стихийными, основанными на личном житейском опыте. Они обладают ограниченным репертуаром психологических понятий, необходимых для понимания себя и других людей, в реальном межличностном общении коммуникативные умения не реализуются ими в полной мере. Ценностные ориентации в основном направлены на себя и во многом обусловлены возрастными особенностями испытуемых, их психологическими новообразованиями, ведущим видом деятельности и социальной ситуацией развития.
3. Результаты исследования подчеркивают необходимость создания и внедрения в учебный процесс образовательных учреждений модели целостного формирования психологической культуры в единстве всех ее компонентов у школьников и студентов в условиях непрерывного образования.
Литература:
1. Дементьева Е. В. Формирование психологической культуры у будущих специалистов: дис... канд. психол. наук. Казань, 2007. 232 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19190277 (дата обращения: 03.08.2017).
2. Gerritsen M. The role of culture in communication. Edinburgh, United Kingdom : Edinburgh university press, 2011. 208 p.
3. Обозов Н. И. Психологическая культура отношений. СПб : Питер, 1995. 267 с.
4. Мотков О. И. Методика «Психологическая культура личности» // Школьный психолог. 1999. № 15. С. 8-9.
5. Смирнова Е. Е. Формирование психологической культуры педагогов в процессе повышения их квалификации: автореф. дис. .канд. пед. наук. Великий Новгород, 2002. 22 с.
6. Романов К. М. Психологическая культура личности. М.: Когито-Центр, 2015. 314 с.
7. Дементьева Е. В., Алаева М. В. Понимание психического состояния как элемент практического компонента психологической культуры будущего специалиста // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4 (4). С. 78-83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15642070 (дата обращения: 03.08.2017).
8. Алаева М. В., Дементьева Е.В., Канакова О. В. Результаты формирования практического компонента психологической культуры подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2016. № 2 (25). С. 73-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26223147 (дата обращения: 03.08.2017).
9. Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие. М.: Владос-Пресс, 2002. 360 с.
Психология
УДК 159.99
кандидат психологических наук, доцент Алексеева Наталья Александровна
Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева (г. Нижний Новгород)
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Аннотация В статье рассматривается возможность развития коммуникативных свойств личности на занятии по иностранному языку в процессе обучения студентов навыкам публичной речи. Представлена коммуникативная структура личности, а также её классификация и характеристика основных её компонентов. Дано описание основных этапы публичного выступления и их развивающий функции.
Ключевые слова: публичное выступление, этапы публичного выступления, коммуникативные свойства личности, структура коммуникативных свойств, лингвистические свойства, когнитивные свойства, психологические свойства духовно-нравственные установки.
Annotation. The article deals with the challenges in developing of communicative properties of the future specialist studying presenting techniques of public speaking at the English language classes. The communicative
structure of the personality and also its classification and the characteristic of its main components are presented. There is also the description of the main stages of a public speaking and their developing functions are given.
Keywords: public speaking, stages of a public speaking, communicative properties of the personality, linguistic properties, cognitive properties, psychological properties, moral attitudes.
Введение. Анализ исследований показывает, что в современном образовании преобладает компетентностный подхода. Бесспорными достоинствами которого является направленность на подготовку компетентного специалиста, формирование его профессиональных и общекультурных компетенций, и, таким образом, в большей степени обеспечивающего эффективную профессиональную деятельность вузовских выпускников, их дальнейшую социокультурную и межкультурную адаптацию в жёстких условиях конкуренции на рынке труда. [1] В настоящее время будущему специалисту недостаточно быть просто высококвалифицированным профессионалом. Современным работодателям важно присутствие у молодых специалистов способности правильно, логично строить свои выступления. Коммерческий успех зачастую связан с умением отстоять свою точку зрения, убедить собеседника, аргументировать предложение.
Обучение иностранному языку играет существенную роль в коммуникативной подготовке студентов вуза и в развитии его личности в целом. Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, обладает большими потенциальными возможностями развития у обучаемых языковых способностей, умений и готовности к осуществлению речевых поступков разной степени сложности.
Изложение основного материала статьи. Анализ литературы позволяет сделать вывод, что коммуникативные свойства личности включают в себя как элементы природных свойств, так и психических. Природные свойства - это исходные, они определяют импульсы коммуникативной деятельности, а также тонус и динамику протекания психических процессов. Психические формируются на основе социального интеллекта, представляющего собой знания о культуре, социальных отношениях, обычаях и традициях, и проявляющихся в умениях и навыках общения (коммуникативной компетентности) и в умении понимать отношения и чувства людей.
Чтобы успешно выступить перед аудиторией, нужно обладать многими личностными свойствами, способностями и умениями, в совокупности представляющими собой коммуникативную структуру личности - относительно стабильное целостное образование. Такая структура является продуктом развития человека, постепенно складываясь на стадиях его жизненного пути. Именно исследования, проведенные в сфере межличностного общения В.В. Рыжовым, дают основания предполагать о существовании коммуникативной структуры личности. Изученный материал позволяет выделить три основных компонента структуры коммуникативных свойств личности:
лингвистический, который составляет знание словарных единиц и владение определенными правилами, посредством которых словарные единицы преобразуются в осмысленные высказывания, способность использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией общения и всего социального контекста;
когнитивный - дивергентное вербальное мышление, беглость мышления, интерпретацию ситуации, цели и плана коммуникации, их коррекции, оперативную и долговременную память;
психологический - желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, умение поставить себя на место другого и справиться с ситуациями, сложившимися в обществе, способность владеть собственными психологическими ресурсами, грамотно учитывать психологию партнёра, быть способным преодолевать ошибки и коммуникативные затруднения [5].
Речевая деятельность, речь и язык, иноязычная речевая деятельность и иностранный язык наиболее тесно связаны с внутренним миром человека, системой его ценностей, которые реализуются в общении с другими людьми. В характеристике речевой деятельности качества целостной личности человека занимают важное место и играют существенную роль, так как главная задача любого публичного выступления -повлиять на слушателей, убедить их в чем-либо, склонить к излагаемой точке зрения. Для этого оратор использует не только логические, но и психологические приемы, стремясь воздействовать и на разум, и на чувства аудитории. Любая сторона выступления - будь то аргументация, выбор речевых средств, композиция или контакт оратора с аудиторией - не может быть до конца понята и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Поэтому немаловажным является ценностно-смысловой компонент, интегрирующий систему нравственных понятий, ценностных ориентаций и духовно-нравственных смыслов личности, реализуемых в системе общения.
Эти свойства формируется в процессе общения, а также под влиянием ряда факторов и закрепляется в структуре личности. В этом отношении публичные выступления на занятиях по иностранному языку играют существенную роль в коммуникативной подготовке студентов вуза и в развитии его личности в целом. Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. На занятиях по иностранному языку используются следующие виды публичных выступлений:
доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или социальную проблему, на определенную тему. Доклад содержит ряд определенных вопросов с выводами и предложениями;
презентация — устный доклад, требующий визуального сопровождения и наглядного представления информации с использованием слайдов или видеоряда. Это файл, в котором собрана вся необходимая информация для проведения выступления.
сообщение — небольшое по времени выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, иметь наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему.
выступление — подготовленное сообщение при обсуждении какого- либо заранее объявленного вопроса. Тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление).
дискуссия: 1) устная форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различные, как правило, противоположные точки зрения;
2) коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы, в ходе которого познается объективная истина.
На каждом этапе подготовки и осуществления публичного выступления идёт формирование
когнитивных, лингвистических, психологических свойств личности, а также её духовных-нравственно установок.
Любое публичное выступление делиться на этапы.
I этап - это техническая разработка публичного выступления. Студент определяет цели выступления (заинтересовать, проинформировать, стимулировать, убедить). Размышляет о предмете, собирает и обрабатывает материалы. Происходит структурный выбор модели речи (хронологическая, пространственная, классифицирующая, причинено-следственная, проблемная), а также формулируются основные тезисы и ключевые положения речи.
II этап - это техника вербального оформления публичной речи. На этом этапе определяется стилистика публичного выступления (преимущественное использование специфических слов и слов с яркими денотациями, толкование используемых терминов, использование клишированных выражений). На этом же этапе происходит разметка подготовленного текста - включения в речь выражений для привлечения внимания аудитории, выражения собственного мнения и отношения, вербальное оформление заключительной части речи.
III этап -техника произнесения речи. На этом этапе используются приемы преодоления неуверенности и страха перед аудиторией. Эффективное включение невербальных средств общения (положение тела, движение, жест, зрительный контакт, мимика). Разработка голоса как инструмента для передачи мысли и чувства. Взаимодействие с аудиторией (адресованность речи, интерактивные приемы установления контакта, способы реагирования на непредвиденные вопросы).
IV этап - техника ведения публичных дискуссий. Коммуникативные стиль говорящего. Поиски способа аргументации и приемов опровержения аргументов оппонента. Техника активного слушания. На этом этапе от участников требуется максимальная сосредоточенность, умение не отвлекаться на внешний вид говорящего, избегать предубеждения по отношению к теме, стараться сдерживать реакции на определённые слова и выражения.
На 1 и 2 этапах происходит изучение студентами иноязычного лексического и грамматического материала, речевых конструкций, клише, устойчивых словосочетаний, необходимых для предъявления информации. Параллельно проводится работа над осуществлением поиска необходимой информации в иноязычных источниках, включая ресурсы Интернета. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определить, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них впечатления.
Здесь активно задействованы анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, выбор, перестановка, подстановка, принятие решения, структурирование. Их развитие может эффективно осуществляться при чтение информативного текста с вычленением новой информации, умение давать определения явлениям или предметам, соотнесение понятия и дефиниций, догадка о значении заведомо незнакомого слова по контексту; подбор аргументов в пользу своей точки зрения и т.д.
На этом же этапе происходит запоминание слов, словосочетаний, смысловых частей текста, тем самым развивая оперативную память, которая тесно связана с мышлением и обеспечивает логичность построения высказывания, его глубину. Развитие интеллектуальных умений, различных видов памяти и других психологических механизмов крайне важно для коммуникативного общения. Подбор и поиск необходимой информации обеспечивает общее развитие обучаемого, расширении его кругозора, его знаний об окружающем мире, о людях, говорящих на этом языке.
Многие авторы признают, что освоение иностранного языка принципиально меняет структуру языкового сознания человека в общей сфере его когнитивного сознания. Изменения, прежде всего, обусловлены тем, что человек сталкивается с фактом отторжимости языковой формы от понятийного содержания и вынужден включиться в процесс сравнения форм выражения одного и того же содержания средствами разных языков. Более того, прочно сложившиеся речевые образцы родного языка неизбежно вступают в противоречие и конкуренцию с вновь усваиваемыми образцами иностранного языка. При освоении второго языка происходит изменение собственно языкового сознания, или языковой картины мира, что неизбежно влияет и на общую картину мира в когнитивной сфере. Усвоение новой языковой системы, в конечном счете, приводит к изменению угла зрения на окружающий мир, его понятия, отношения и ценности, к преодолению монокультурности и лингвоцентризма.
На 3 этапе происходит самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, что является важнейшим условием эффективности выступления. Наблюдая за реакцией аудитории, выступающий решает, нужны ли еще какие-нибудь дополнительные аргументы, необходимо ли противопоставление или обобщение. Подобная практика на занятиях по иностранному языку актуализирует самоконтроль и является благоприятной почвой для осмысления и тренировки этих коммуникативных свойств. Следует обратить внимание и на дикцию - ясное, четкое, «чистое» произношение звуков. Безусловно, имеет значение интонация, т. е. ритмомелодическая сторона речи, служащая средством выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения. К интонации относится и темп - скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также повышают выразительность речи. Использование различных приемов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру основной части речи оригинальной, нестандартной. Каким бы методом ни пользовался оратор, его речь должна быть доказательной, суждения — убедительными. Особенно тщательно следует продумать сочетание логических и психологических приемов, воздействующих на аудиторию. Логические приемы обращены к разуму слушателей, психологические — к их чувствам.
На 4 этапе включается процесс аудированивая, понимание и восприятие звучащей речи. Аудирование иноязычной речи связано с развитием речевого слуха, памяти, артикулирования. В числе навыков аудирования входят распознавания грамматических форм речи и их соотнесение с определенными знаниями; навыки понимания слов и словосочетаний; навыки восприятия и различения звуковой стороны речи. При этом следует отметить, что функция слушающего заключается не только в восприятии звучащей речи. Важно учитывать эффективность коммуникации в целом, которая зависит от объема правильно воспринятой
информации. Уместно воспользоваться термином «активное слушание», под которым понимается система действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера, восприятию и пониманию сказанного и не сказанного.
Параллельно развиваются психические процессы обучаемых восприятие, внимание, память, мышление. Длинные и сложные, с фонетической точки зрения, предложения целесообразно делить на смысловые синтагмы, а затем постепенно их наращивать. Практика проведения занятий показывает, что систематическое применение подобных заданий позволяет расширять объем памяти. Постепенное наращивание сложности предложений укрепляет навыки употребления языковых явлений, способствует тем самым развитию логики в построении связного высказывания.
Учебная ситуация предполагает наличие ещё одного этапа - оценка презентации. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и коммуникативной компетенции, но и общую оценку работы, которая касается содержания, темы, конечного результата, участия отдельных студентов в организации презентации, работы преподавателя и т.д. [6]. Также на этом этапе студенты учатся сами анализировать свои выступления выступления одногруппников, опираясь на следующие параметры: содержание и структура выступления, язык, манера и стиль выступления, манера держаться на публике, наглядность и техника обсуждения. Оценка строится на принципе интеперактивности. Согласно определению отечественного исследователя Р.П. Мильруда, интерактивность - это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами [4]. Иными словами, интерактивность предполагает наличие истинного сотрудничества, где основной акцент сделан на развитие умений общаться. Принцип интерактивности способствует развитию социальных и психологических качеств обучаемого: уверенности в себе, способности работать в коллективе.
Выводы. Таким образом можно сделать вывод, что обучение публичной речи на занятиях по иностранному языку позволяет не только знакомить студентов с культурой речевого общения на иностранном языке, формировать навыки иноязычной коммуникации, а также развивать лингвистические, когнитивные и психологические свойства личности, столь необходимые для успешного межличностного коммуникативного взаимодействия, развивать профессиональные навыки посредством использования знаний по профильным дисциплинам, что делает процесс овладения иностранным языком профессионально-ориентированным.
Литература:
1. Баранова Е.Н. Копетентностный подход в иноязычной подготовки специалистов / В сборнике: Русский язык в межкультурной коммуникации материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию кафедры практического русского языка ИвГУ. Ф. Ф. Фархутдинова (отв. ред.). 2012. С. 122-128.
2. Браславская Е.А. Формирование презентационных умений студентов старших курсов технического ВУЗа при обучении публичной речи на английском языке / В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы достижения и инновации сборник статей Х1 Международной научно-практической конференции. 2017. С. 29-31.
3. Матиенко А. В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1467-1471. — URL https://moluch.ru/archive/114/29929/
4. Мильруд, Р.П. Сотрудничество на уроке ин. языка / Р.П. Мильруд // Иностранный язык в школе. — 1991. —№6. — С. 3-8.
5. Рыжов В.В. Вторичная языковая личность и профессионализм иноязычного общения / Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2008. № 3. С. 130-140.
6. Савицкая Т.П., Казакова Е.В. Роль и место презентации при обучении студентов иностранному языку / В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования Материалы XXXI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 52-56.
Психология
УДК:159.942
кандидат биологических наук Анохина Ася Сергеевна
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); педагог-психолог Токарева Ольга Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 226» (г. Новокузнецк)
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. В статье рассматривается понятие эмоционального интеллекта как одной из актуальных проблем современной психологии. Авторы на основе критического анализа существующих подходов к данному понятию формулируют собственное понимание структуры эмоционального интеллекта. В основном содержании статьи представлена попытка разработать комплексный подход к пониманию природы и механизмов его функционирования с позиций психологии и психофизиологии человека. Обозначены механизмы, детерминирующие эмоциональный интеллект личности, - общая эмоциональность и когнитивные способности.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психофизиологические основы эмоционального интеллекта, общая эмоциональность, когнитивные способности.
Annotation. The article deals with the concept of emotional intelligence as one of the actual problems of modern psychology. The authors on the basis of a critical analysis of existing approaches to this concept formulate their own understanding of the structure of emotional intelligence. The main content of the article presents an attempt to develop a comprehensive approach to understanding the nature and mechanisms of its functioning from the standpoint of human psychology and psychophysiology. There are described the mechanisms that determine emotional intelligence of the person, a shared emotional and cognitive abilities.