Сулейманова Альмира Камиловна, Нурлыгаянова Светлана Назыфовна ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РИТОРИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ЯЗЫКОВОЙ личности специалиста
На современном этапе развития российского общества искусство "красно говорить" является одним из важных показателей профессионализма работающего человека, в связи с чем отработка широкого спектра навыков и умений публичного выступления признается значимым фактором формирования языковой личности будущего специалиста. В статье рассматривается современный подход к преподаванию риторики в вузе, когда на первый план выступает обучение языковой личности способности создавать устные и письменные речевые произведения, эффективно использовать различные речевые средства для воздействия на адресата речи. Адрес статьи: от№^.агато1а.пе1/та1ег1а18/2/2017/8-1/42.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. C. 135-137. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/8-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net
В случае с crisis is illness уровень неизвестности не столь высок (имплицитно присутствует надежда на врачебную помощь), поэтому в контексте метафоры crisis is illness дискурс статьи является менее эмоциональным и депрессивным, по сравнению с crisis is a natural phenomenon.
В некоторых фрагментах рассмотренных медиатекстов обе изучаемые метафоры представлены вместе, в рамках одного абзаца или даже предложения, что еще раз свидетельствует о том, что роль данных когнитивных механизмов в репрезентации рецессии очень важна.
В некоторых контекстах прослеживается политическая подоплека, например, когда врачебная помощь отождествляется с помощью государства.
На следующем этапе работы с кризисным дискурсом в контексте теории блендинга целесообразным представляется анализ других способов концептуального воплощения кризиса на материале различных типов дискурса (в особенности политического и рекламного).
Список источников
1. Степанова Н. В. Актуализация концептуальной метафоры Crisis is illness в экономических медиатекстах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (72). Ч. 2. С. 156-159.
2. Степанова Н. В. Метафорическое осмысление кризиса как природного явления в контексте теории концептуальной интеграции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (69). Ч. 3. С. 157-165.
3. An imperfect storm [Электронный ресурс] // The Economist. 2009. November 13th. URL: http://www.economist. com/node/14742411 (дата обращения: 29.04.2017).
4. Fauconnier G., Turner M. Conceptual blending, form and meaning [Электронный ресурс]. URL: http://tecfa.unige. ch/tecfa/maltt/cofor-1 /textes/F auconnier-Turner03.pdf (дата обращения: 08.12.2016).
5. Hart C. Critical Discourse Analysis and Metaphor: Toward a Theoretical Framework [Электронный ресурс]. URL: http://northumbria.academia.edu/ChristopherHart/Papers/8809/Critical_Discourse_Analysis_and_Metaphor_Toward_ a_Theoretical_Framework (дата обращения: 12.12.2016).
6. Storm-clouds gathering. What the world recession will do to India's economy [Электронный ресурс] // The Economist.
2008. December 11th. URL: http://www.economist.com/node/12749795 (дата обращения: 29.04.2017).
7. With one bound... The stockmarket recovery still faces some serious tests [Электронный ресурс] // The Economist.
2009. July 30th. URL: http://www.economist.com/node/14133700 (дата обращения: 29.04.2017).
THE COGNITIVE MECHANISM OF CRISIS IMAGE FORMATION IN THE ENGLISH MEDIA TEXTS (BY THE MATERIAL OF "THE ECONOMIST" MAGAZINE)
Stepanova Nataliya Valentinovna, Ph. D. in Philology Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI" nathalie. tresjolie@icloud. com
The article is devoted to the study of the cognitive mechanism of crisis image formation in the economic media texts. These are two metaphors that are key for creating a certain concept of the recession: the crisis is a natural phenomenon and the crisis is illness. As a result of the research, it is ascertained that the deep metaphor FAILURE IS DANGER underlies both metaphors. Failure is embodied in the form of a natural phenomenon (cataclysm) or a separate physical (or mental) disease.
Key words and phrases: cognitive mechanism; cognitive metaphor; conceptual integration; blending; image of crisis; media text.
УДК 808.5(092)
На современном этапе развития российского общества искусство «красно говорить» является одним из важных показателей профессионализма работающего человека, в связи с чем отработка широкого спектра навыков и умений публичного выступления признается значимым фактором формирования языковой личности будущего специалиста. В статье рассматривается современный подход к преподаванию риторики в вузе, когда на первый план выступает обучение языковой личности способности создавать устные и письменные речевые произведения, эффективно использовать различные речевые средства для воздействия на адресата речи.
Ключевые слова и фразы: основы ораторского искусства; красноречие; языковая личность; коммуникативно-деятельностный подход; речевая деятельность; профессионально ориентированная риторика; публичное выступление.
Сулейманова Альмира Камиловна, д. филол. н., доцент Нурлыгаянова Светлана Назыфовна, к. филол. н., доцент
Уфимский государственный нефтяной технический университет sgaziz@ufanet.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ РИТОРИКА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
Отличительной особенностью языкознания конца ХХ - начала ХХ1 в. является ее пристальный интерес к языковой личности. Внимание исследователей привлекла риторика - предмет, непосредственно связанный
136
ISSN 1997-2911. № 8 (74) 2017. Ч. 1
с реализацией языковой личности в речи, что вполне закономерно, поскольку языковая личность - это личность, «выраженная в языке (текстах) и через язык... личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [3, с. 38]. Ю. Н. Караулов неслучайно делает акцент на коммуникативно-деятельностном подходе в исследовании языковой личности, а относительно ее структуры справедливо отмечает корреляцию трехуровневого устройства языковой личности с тремя сторонами процесса общения (коммуникативной, интерактивной и перцептивной) и с тремя типами ее коммуникативных потребностей (кон-тактоустанавливающей, информационной и воздействующей) [Там же, с. 214-215]. Исследование путей и способов реализации указанных потребностей является одним из прерогативных направлений риторики [1; 4].
В контексте изменения парадигмы современного языкознания и его антропоцентричности актуальными становятся дошедшие до нашего времени из Древней Греции понятия Homo eloquens (человек говорящий) и Homo communicans (человек общающийся), характеризующие языковую личность как индивида, обладающего совокупностью широкого спектра навыков и умений, позволяющих ему создавать устные и письменные речевые произведения.
Риторика, как и многие лингвистические дисциплины, преодолела определенную статичность в восприятии человека и его роли в жизни общества. Во главу угла поставлен человек, языковая личность в неразрывной связи с его речевой деятельностью. Интерес к человеку говорящему, гуманизация лингвистики породили мощный импульс в исследовании социального, психологического и коммуникативного аспектов языка. Все это воспринимается современными исследователями как положительный фактор, поскольку «даже психолингвистика по самым своим истокам, казалось бы, связанная с личностным, человеческим началом, остается бесчеловечной, сосредоточившись на изучении речевой деятельности и ее механизмов в отвлечении, в абстракции от свойств продуцента самой речевой деятельности» [3, с. 20]. Выразим свое согласие с мнением одного из крупных исследователей в области риторики А. А. Ивина, который отмечает бурное развитие современной риторики, напоминающее «развитие теории света накануне возникновения корпускулярной оптики И. Ньютона или развитие теории эволюции живых существ перед возникновением теории Ч. Дарвина» [2, с. 14].
Особенно актуально формирование навыков и умений «человека говорящего» в рамках тех профессий, личностные, профессиональные и корпоративные успехи в которых напрямую связаны с уровнем сформиро-ванности навыков общения и владения публичной речью, с умением оказывать эффективное речевое воздействие на адресата речи, т.е. владением идеальной профессиональной речью, под которой мы понимаем «речь на профессиональную тематику при общении специалиста со специалистом, как правило, в официальной обстановке, а при общении на ту или иную профессиональную тему специалистов и неспециалистов перед нами будет своеобразный "сниженный вариант профессиональной речи", который тем не менее также следует считать и называть профессиональной речью» [5, с. 20]. Прагматизм, свойственный современной эпохе развития нашего общества, прослеживается и в усилении требований к действенности и эффективности речи, владению специалистом теорией и практикой аргументации, наличию широкого спектра знаний не только в области риторики, но и многих смежных дисциплин - психологии, политологии, философии, логики и др.
Специалисты по связям с общественностью по роду своей деятельности как никто другой нуждаются в обучении речевому мастерству, что обусловлено потребностью в эффективном формировании профессиональной коммуникативной компетентности будущего PR-специалиста как необходимой составной части его профессиональной компетентности. Профессионально ориентированная риторика призвана заложить основы коммуникативной компетенции специалистов по связям с общественностью, что предполагает формирование их готовности на практике решать различные задачи профессиональной сферы общения, представляющей область коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений и др.
Несмотря на наличие в арсенале преподавателя риторики и ораторского искусства большого количества учебников и учебных пособий, в процессе преподавания основ ораторского искусства студентам специальности «Связи с общественностью» возникла необходимость создания учебного пособия такого типа, которое включало бы в одном печатном издании необходимый теоретический материал и комплекс упражнений различного вида, ориентированных на обучение жанрам и типам риторических выступлений, чаще всего реализуемых специалистами данной области в профессиональной и повседневной жизни, на формирование умений и навыков в использовании многообразных методов убеждения.
На кафедре русского языка и литературы Уфимского государственного нефтяного технического университета в стадии апробации находится учебное пособие по риторике и основам ораторского искусства, которое призвано повысить культуру устной и письменной речи, научить эффективному речевому воздействию, сформировать умения публичного выступления, обучить различным речевым формам общения как студентов специальности «Связи с общественностью», так и технических специальностей. При этом одной из главных задач авторами определяется овладение обучающимися основными чертами современного риторического идеала: учет принципа прагматизма современного общества, т.е. отсутствие излишнего «украшательства» речи, простота и ясность стиля, логичность и однозначность изложения; строгое соблюдение кодифицированной литературной нормы русского языка и следование важнейшим языковым качествам хорошей речи - ясности, правильности, чистоте, выразительности; моральная ответственность, т.е. соблюдение этической стороны речи; владение всем разнообразием существующих риторических моделей.
Включенный в учебное пособие материал представляет собой органический синтез сжатой теоретической информации и практических заданий, ориентированных как на работу в аудитории под руководством
опытного преподавателя, так и на самостоятельную работу студентов. Теоретический материал учебного пособия представляет собой базовую информацию по девяти основным разделам данной дисциплины, логически связанным между собой: основные законы риторики; история риторики и ораторского искусства; роды и виды ораторской речи; нормы речи, культура речи; оратор и аудитория; техника речи оратора; средства речевой выразительности; логико-композиционное построение речи; виды публичных споров. Авторы старались сделать теорию доступной не только в процессе аудиторной работы, но и для самостоятельного изучения студентов любого уровня языковой и общекультурной подготовки. Каждый из теоретических разделов предваряет блок, включающий в себя задания для самостоятельной работы, материалы для дополнительного чтения, практикум (упражнения, ситуативные задания).
Практические задания, включенные в учебное пособие, носят не только контролирующий, но и обучающий характер; они ориентированы на отработку умений в создании устных и письменных текстов различной жанровой направленности. Различного типа упражнения направлены на практическое усвоение вводимых в разделе понятий: на формирование умения замечать, распознавать, квалифицировать явления риторической речи; на тренировку в построении высказываний, речевых отрывков с применением отдельного рассматриваемого приема или их совокупности; на отработку техники звучащей речи. Задания составлены в учетом дидактических принципов усвоения знания от простого к сложному и психологической основы осознания действительности через восприятие к производству речи, от анализа отрывков текста к творческим работам. Упражнения на тренировку построения высказываний различных жанров разнообразны и разнотипны. Так, задания на построение судебной речи представлены в следующей последовательности: в предложенных для анализа текстах (речах знаменитых юристов) найти юридические термины и определить их значение; рассмотреть ссылки на исторические документы, на даты; проанализировать синтаксис фрагментов речей; определить характерные языковые особенности данного рода и вида речи; установить типы речи (описание, повествование, рассуждение) и объяснить выбор типа речи и их роль; проанализировать, какие способы и приемы убеждения использовали адвокаты в своей речи; заключительный компонент - составить и произнести судебную обвинительную речь, при этом не только предъявить свои обвинения, вынести приговор, проявить гражданский темперамент, но и продемонстрировать речевое мастерство и технику речи.
В пособии обобщен более чем двадцатилетний опыт авторов по обучению риторике и основам красноречия будущих специалистов по связям с общественностью. Несомненно, умение «красно говорить» и убеждать - необходимое условие успешной коммуникации в выбранной ими профессии. Введение риторики и основ красноречия в учебные планы в качестве обязательного предмета обучения не только в гуманитарных, но и в технических вузах будет, на наш взгляд, способствовать формированию гармонично развитой профессионально ориентированной личности.
Список источников
1. Иванова Л. А., Самохина Л. А., Сулейманова А. К. Учебный комплексный словарь по лингвистике. Уфа: РИЦ УГНТУ, 2011. 231 с.
2. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать: учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 299 с.
3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 2002. 264 с.
4. Современная лингвистика и межкультурная коммуникация: монография / С. А. Ильиных, А. Е. Капишин, Д. А. Матеев, А. А. Новикова, Ю. В. Привалова, Н. И. Христофорова, Ф. Г. Фаткуллина, А. К. Сулейманова, Л. З. Гибадуллина. Одесса: Изд-во С. В. Куприенко, 2012. Кн. 2. 198 с.
5. Орлов О. М. Профессионально ориентированная риторика: содержание и методика обучения: автореф. дисс. ... д. пед. н. М., 2003. 42 с.
THE PROFESSIONALLY ORIENTED RHETORIC IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF SPECIALIST'S LINGUISTIC PERSONALITY
Suleimanova Al'mira Kamilovna, Doctor in Philology, Associate Professor Nurlygayanova Svetlana Nazyfovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Ufa State Petroleum Technological University sgaziz@ufanet. ru
At the present stage of the development of the Russian society the art of "speaking eloquently" is one of the important indicators of the professionalism of a working person, and therefore the development of a wide range of skills and abilities of public statement is recognized as a significant factor in the formation of the linguistic personality of the future specialist. The article deals with the modern approach to the rhetoric teaching in a higher education establishment, when the training of the linguistic personality focuses on the ability to create oral and written speech works, and to use effectively various speech means in order to influence the addressee of the speech.
Key words and phrases: basics of oratorical skill; eloquence; linguistic personality; communicative-activity approach; speech activity; professionally oriented rhetoric; public speaking.