ниегп
issn 2304-120X Кирпу С. Д. Обучение публичной речи. Анализ зарубежного опыта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76124.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 76124 УДК 372.8
Кирпу Светлана Дмитриевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
Обучение публичной речи. Анализ зарубежного опыта
Аннотация. Статья анализирует проблемы современной риторики, а также вопросы обучения публичной речи в кросс-культурном аспекте. Автор проводит обзор риторических традиций в британской, американской и отечественной культурах, анализирует методику преподавания курса «<Public Oral Communication» в университете Индиана и сравнивает его со своим опытом обучения студентов навыкам и умениям публичной речи.
Ключевые слова: публичная речь, межкультурные риторические различия, методика обучения публичной речи, профессионально-коммуникативные компетенции, вторичная языковая личность, коммуникативные стратегии, способы аргументации.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Данная статья анализирует публичную речь в кросс-культурном аспекте, а также посвящена методике обучения публичной речи. Необходимость развития навыков публичной речи, риторической деятельности начинает приобретать все большую актуальность в системе современного непрерывного образования. Публичная речь требует от оратора мобилизации имеющихся у него риторических ресурсов, способности к мгновенному улавливанию настроения аудитории и должной реакции на это настроение. Как отмечает Ю. В. Рождественский, возрождение риторики в преподавании - общественная потребность [1]. Умение грамотно и эффективно выступать перед аудиторией является одним из условий для успешной профессиональной деятельности. Согласно образовательным стандартам, основной задачей в преподавании иностранного языка в вузе и в программах дополнительного профессионального иноязычного образования является развитие профессиональной коммуникативной компетенции [2]. Выделяют следующие компоненты профессиональной коммуникативной компетенции: языковая, лингвистическая, речевая, компенсаторная, дискурсивная, переводческая, культуроведческая, риторическая. Объект исследования данной статьи - публичная речь на занятиях по иностранному языку - связан, прежде всего, с дискурсивной, риторической компетенциями, хотя включает в себя и другие аспекты.
Публичная речь является социально и культурно обусловленной, ритуализированной формой общения, регламентированная правилами ораторской традиции. Риторический канон формировался в ходе многовековой истории риторической теории и практики. В Европе и Америке общериторическая традиция сложилась на основе античной риторики, поэтому общие принципы едины. Расцвет ораторского искусства в британской и американской риторической традиции приходится на XVIII-XIX века, когда риторическое искусство считалось важнейшим компонентом общественно-политической деятельности. В конце XIX и в начале XX века с изменением экономических и социальных условий, с демократизацией общества изменились представ-
ISSN 2Э04-120Х
ниеггг
научно-методический электронный журнал
ления об эффективной риторической коммуникации. В это время ораторская речь стала называться публичной речью [3:8]. В этом новом понятии публичная речь отражает ориентированность на аудиторию, в то время как понятие ораторская речь подчеркивает роль говорящего.
Не смотря на общие черты в риторике Европы и Америки, выделяют их национально-специфические особенности как проявление исторического и культурного развития, национального характера и менталитета. Например, в британской риторической практике можно выделить такие национально-специфические черты, как стремление не вторгаться в личное пространство слушателя, отсутствие догматизма, ирония, самоирония.
Для американской ораторской речи характерен прагматический принцип, стремление к взаимной выгоде для всех участников общения. Американская риторика уделяет особое внимание технологическому аспекту риторической деятельности. Оратор должен завоевать аудиторию, при этом форме придается большее значение, чем содержанию [3:25]. В основе этого прагматического подхода - история, культура, особенности национального характера. В американской культуре ораторская речь всегда имела большое значение. В понимании американцев ораторская речь может изменить ход истории, духовное состояние общества. [1:8] В связи с этим в системе образования США обучению активной речевой практики всегда отводилась большая роль. Однако как отмечают некоторые исследователи [4], в настоящее время курсы по основам публичной речи в США отличает некая стандартизация, упрощенность, шаблонность в подходах. Студентов натаскивают в основном на формирование навыков для успешной коммерческой деятельности, для умений «быстро продать товар». В связи с этим существует потребность вернуться к классическому обучению риторики в духе Цицерона и Квинтилиана, целью которой является сформировать всесторонне-развитую личность, активного члена общества.
В отечественной риторике главными достоинствами оратора были его стремление к истине и нравственное начало [3:25]. Для России характерна своя история развития риторической традиции. В СССР с конца 20-х годов XX века риторика не преподавалась ни в средней, ни в высшей школе, как наука она не развивалась. Ученые в основном занимались проблемами стилистики и культуры речи. Это привело к отставанию в развитии риторической мысли в СССР по сравнению с другими странами [5]. Для советского времени было характерно отсутствие настоящих публичных речей. В публичных выступлениях оратор был носителем определенной идеологии, речь оратора имела догматический и прямолинейный характер. Слово риторика ассоциировалось с понятием «многоречивость», «пустословие», с попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от истинного знания. Однако изучение лингвистами проблем, связанных с функционированием языка, с речевым воздействием, развитие лингвистики текста, стилистики, культуры речи, проявление интереса к классической культуре, демократические процессы в обществе привели к возрождению в 80-е годы риторики как науки. В настоящее время отмечается большой рост к изучению риторики, публичной речи. Для современного отечественного оратора характерно стремление вернуться к глубоким историко-культурным и религиозным корням, патриотизм.
Таким образом, в образе оратора в определенной культуре можно выделить свои исторические, культурные, индивидуально-личностные характеристики. Следует, тем не менее, подчеркнуть, что при существенных национально-специфических различиях, национальные риторические традиции едины в том, что касается базовых характеристик риторической личности, обеспечивающих эффективность пуб-
ниегп
issn 2304-120X Кирпу С. Д. Обучение публичной речи. Анализ зарубежного опыта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76124.htm.
научно-методический электронный журнал
личной речи. Основные качества были названы еще Аристотелем, это разум, добродетель и благорасположение [2:26].
Перейдем к анализу опыта в обучении публичной речи в США. Известно, что в системе образования США обучению активной речевой практики всегда отводилась большая роль. Как отмечает В. Н. Радченко, уже в начале 1900-х гг. - конце 1920-х гг. официально был введен предмет «Речь». В дальнейшем (1930-1960) развивается период «классического» оратороведения. В это время вводятся риторические дисциплины, основанные на античных традициях. А с начала 1970-х гг. начинается коммуникологический период в исследовании риторики в США. Происходит расширение объекта исследования риторики до коммуникации, особенно межличностной и групповой [6].
Теперь рассмотрим программу обучения публичной речи «Public Oral Communication» в университете штата Индиана, США. Целями этого курса являются:
- научиться составлять и произносить сложные аргументативные высказывания спонтанно;
- готовить публичные выступления различных жанров (информативные, убеждающие);
- контролировать и преодолевать беспокойство перед выступлением;
- уверенно выступать перед аудиторией, уметь владеть своим голосом, жестами;
- быть активными слушателями, уметь конструктивно и по существу оценивать выступления;
- грамотно отвечать на вопросы, давать ответную реакцию аудитории;
- подбирать слова точно, экспрессивно;
- использовать навыки публичной речи на практике, осознавать роль публичной речи в распространении гуманитарных ценностей, в развитии активной общественной позиции;
- использовать силу слова, чтобы мотивировать, разъяснять, вдохновлять, привлекать сторонников, исправить недоразумения, продвигать дело, проявлять тактичность, говорить правду, разоблачать фальшь, и решать проблемы совместными усилиями;
- учиться приводить цитаты, правильно перефразировать источники.
Курс основан на учебных пособиях, разработанных преподавателями университета штата Индиана (Public Oral Communication, Indiana University, Textbook. Pearson, 2016; Public Oral Communication,Textbook Supplement. Pearson, 2016). Курс также включает в себя видео лекции для обсуждения теоретических вопросов и практические семинары. В течение курса студентам необходимо подготовить четыре вида публичных выступлений:
1. Introductory Public Speech. В этой речи необходимо представить себя группе.
2. Perspectives Speech. Целью этого задания является проанализировать противоположные точки зрения по актуальным вопросам.
3. Invitational Rhetoric Speech. В этой речи студенты убеждают аудиторию в своей точке зрения.
4. Rhetoric of Identification Speech. В этой речи необходимо оспорить устоявшиеся взгляды и ценности, используя воображение.
Итак, в курсе Public Oral Communication изучаются основы теории коммуникации, риторики. Автор разработал свой курс в рамках антропоцентрического подхода, в котором в центре внимания находится личность оратора и интересы аудитории.
ISSN 2Э04-120Х
ниеггг
научно-методический электронный журнал
Речь выступающего должна апеллировать к патриотизму, чувству долга перед обществом, развитию общечеловеческих ценностей. Большое внимание уделяется практике выступлений. Задания по развитию навыков публичной речи основаны на развитии как формальных, так и неформальных доказательств и способов аргументации, что связывает этот курс с неориторикой, основанной на теории аргументации Х. Перельмана и Л. Ольбрехт-Тытека [7].
Автор данной статьи также проводила занятия по развитию навыков и умений публичной речи со студентами ПетрГУ направления подготовки «международные отношения» в рамках дисциплины «Английский в политическом дискурсе». Подготовке публичных выступлений предшествовали: 1) изучение теоретического материала, 2) анализ публичных выступлений различных ораторов, 3) составление списка стилистических и риторических приемов из прослушанных речей. После выполнения этих заданий, которые проходили на протяжении нескольких занятий, студенты приступали к подготовке собственного выступления на английском языке. Подготовка включала в себя несколько этапов: 1) выбор темы выступления; 2) исследование темы и составление краткого плана будущей речи; 3) составление подробного плана выступления; 4) написание основного содержания; 5) составление плана по ключевым словам; 6) самостоятельная/с преподавателем тренировка и выступление перед аудиторией.
Подводя итог проделанной работе по подготовке публичных выступлений, можно отметить, что студенты, выполняя подобные задания, учатся:
- справляться со страхом выступления перед аудиторией;
- представлять себя с лучшей стороны;
- конструктивно слушать;
- учитывать интересы аудитории при подготовке речи;
- проводить исследование, основанное на достоверных фактах;
- развивать способы аргументации в речи;
- уметь использовать дополнительные технические средства в докладах;
- использовать более эффективно язык для достижения поставленной цели;
- соблюдать правила этики в публичных выступлениях;
- развивать критичность мышления, осознавать стратегии манипулирования сознанием;
- работать над собой, становиться более компетентным, добиваться успеха.
Задача обучения публичной речи на занятиях по иностранному языку осложняется в условиях преподавания ESP. Это связано с тем, что особое внимание в процессе преподавания ESP приходится уделять усвоению иноязычной лексики, переводу, так как студенты работают с неродным для них языком. Формирование вторичной языковой личности, способной вступать в межкультурное общение с представителями других культур и традиций, является важным аспектом обучения на занятиях по развитию навыков публичной речи. Приобщение обучающихся к искусству речи предполагает не только формирование общей словесной культуры на иностранном языке, но и знакомит со стратегиями общения в английском языке, с новыми коммуникативными моделями поведения личности. Например, основными коммуникативными стратегиями английского языка являются дистантность, подчеркнутое уважение личной автономии, некатегоричность, субъективность при выражении мнения, демонстрация внимания к собеседнику, ярко выраженная приветливость, высокий уровень вежливости; ориентированность на форму, а не на содержание, косвенный характер выражения коммуникативных интенций. Для русского языка ха-
ISSN 2304-120X
ниегтг
научно-методический электронный журнал
рактерны коммуникативная естественность, контактность, эмоциональность, прямой способ выражения коммуникативных интенций, ориентированность на содержание, а не форму, прямое коммуникативное воздействие на собеседника, категоричность, низкий или средний уровень вежливости [8:82]. При подготовке речи на английском языке необходимо учитывать различия между культурами в коммуникативных стратегиях. Таким образом, система заданий и упражнений по развитию умений публичной включает в себя: а) изучение теоретического материала; б) развитие навыков подготовки речи; в) задания на расширение лексического запаса; г) развитие умений и навыков работы с текстом; д) формирование умений и навыков устанавливать контакт со слушателями и управлять аудиторией; е) моделирование учебных ситуаций в различных дискурсах: спор, дискуссия, полемика, дебаты, интервью, публичное выступление.
Итак, подводя итог сравнительному анализу в обучении публичной речи, можно отметить, что приоритетами риторической деятельности в отечественной и американской программах обучения являются достижение гармоничной коммуникации, контакт оратора и аудитории. Подготовка к публичной речи и выступление перед аудиторией способствуют развитию личности оратора в самом широком смысле. Индивидуум приобретает такие характеристики как активность, инициативность, способность эффективно отстаивать свои интересы, внутреннюю независимость, мотивационную и когнитивную готовность к самообучению. Более того, овладение публичной речью выступает средством социализации личности. Формирование навыков и умений публичной речи происходит на основе принципа упражнений, которые состоят из следующих этапов: 1) предъявление речевой или поведенческой модели; 2) имитация образца; запоминание; 3) тренировка 4) свободное использование в новых условиях (творческие задания). Кроме этого, каждая культура имеет свои представления о целях и задачах, способах воздействия на аудиторию. Например, в американской риторике преобладает такие способы убеждения как пафос и этос, в то время как в отечественной риторике сильнее актуализируются этос и логос. Как зарубежная, так и отечественная методика ориентируются на проблемы эффективной аргументации. Изучение риторической речи происходит с риторических и лингвистических позиций. В обеих культурах выразительная речь обладает большим потенциалом для установления контакта. Необходимо отметить, что изучение ораторского искусства ведется в настоящее время в рамках далеко не одной науки. Данным вопросом занимаются социология, психолингвистика, риторика, неориторика, визуальная риторика [9] герменевтика, а в настоящее время в исследование данного вопроса включилась и экспериментальная фонетика. Данные различных наук и опыт разных стран в изучении и преподавании публичной речи поможет достичь больших результатов как в практике, так и в дальнейших исследованиях публичной речи.
Ссылки на источники
1. Рождественский Ю. В. Теория риторики: учеб. пособие. - 5-е издание. - М.: Флинта; Наука. 2015. - 544 с.
2. Шеманаева М. А. Профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как цель программ дополнительного профессионального иноязычного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 12 (декабрь). - С. 201-205. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15447.htm.
3. Блох М. Я., Фрейдина Е. Л. Публичная речь и ее просодический строй. - М.: Прометей, 2011. - С. 8.
4. Keith W., Lundberg Ch. Creating a history for public speaking // Rhetoric and public affairs. - 2014. -Vol. 17. - № 1. - Р. 136-146.
ISSN 2Э04-120Х
5.
6.
7.
8. 9.
ниеггг
научно-методический электронный журнал
Лещенко В. Л. История русской риторики. Гродно, 2003. - URL:
http://ebooks.grsu.by/ist_rus_ritor/razvitie-oratorskogo-iskusstva-i-vozrozhdenie-ritoriki-v-xx-veke.htm. Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. - М.: Знание, 1991.
Кащей Н. А. Современная риторика как методология убеждения // Вестник Новгородского государственного университета. - 2012. - № 67.
Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации. Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. Лапшина Ю. Ю. Визуальная риторика в американской традиции изучения ораторского искусства // Вестник Удмуртского университета. - 2015. - Т. 25. - Вып. 3.
Рекомендовано к публикации:
Игнатович Е. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 25.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.05.16
Принята к публикации Accepted for publication 26.05.16 Опубликована Published 05.06.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Кирпу С. Д., 2016
9772304120166