Научная статья на тему 'Проблемы обучения ораторскому искусству на занятиях по русскому языку и культуре речи'

Проблемы обучения ораторскому искусству на занятиях по русскому языку и культуре речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2458
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / РИТОРИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеботарева Елена Геннадьевна

Одна из первостепенных задач образования сегодня подготовка специалистов, обладающих знаниями не только в области естественных и технических наук, но и в области делового общения, умеющих пользоваться всем богатством литературного языка, и более того, стремящихся к постоянному личностному и профессиональному росту. Опыт ХХ столетия показывает, что успешно развивались те страны, которые занимались риторическим просвещением и развитием коммуникативных технологий. Широкая гуманитарная подготовка учащихся возможна при введении в учебные планы высшей школы курса «Риторики». Общеобразовательное значение курса риторики оценивается высоко: во-первых, сегодня увеличился спрос на специалистов, владеющих ораторским искусством; во-вторых, изучение риторики развивает необходимые умения и навыки, используемые в разных видах деятельности. В данной работе предпринята попытка разработать эффективную систему упражнений обучения ораторскому искусству в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения ораторскому искусству на занятиях по русскому языку и культуре речи»

УДК 372.016:811.161.1

Чеботарева Елена Геннадьевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и лингвистики, Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, [email protected], Саратов

проблемы обучения ораторскому искусству на занятиях по русскому языку и культуре речи

Аннотация. Одна из первостепенных задач образования сегодня - подготовка специалистов, обладающих знаниями не только в области естественных и технических наук, но и в области делового общения, умеющих пользоваться всем богатством литературного языка, и более того, стремящихся к постоянному личностному и профессиональному росту. Опыт ХХ столетия показывает, что успешно развивались те страны, которые занимались риторическим просвещением и развитием коммуникативных технологий. Широкая гуманитарная подготовка учащихся возможна при введении в учебные планы высшей школы курса «Риторики». Общеобразовательное значение курса риторики оценивается высоко: во-первых, сегодня увеличился спрос на специалистов, владеющих ораторским искусством; во-вторых, изучение риторики развивает необходимые умения и навыки, используемые в разных видах деятельности. В данной работе предпринята попытка разработать эффективную систему упражнений обучения ораторскому искусству в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, ораторское искусство, риторика, коммуникативная компетенция, риторическая компетенция.

Современное общество характеризуется бурным развитием речевых коммуникаций, при этом воспитание во многих школах и вузах не имеет риторико-философских основ. Часто специалисты-филологи учат формальным правилам языка, не умея показать, что через слово организуется вся человеческая жизнь. Внешнего успеха в ХХ в. достигли те нации, жизнь которых благоустроена через слово, т. е. через эффективные коммуникативные технологии.

В нашей стране достаточно остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. Наше отношение к слову и в целом к риторике особенное.

Что же такое риторика? Имеющиеся традиционные определения можно свести в три группы: искусство убеждения; искусство говорить хорошо; искусство украшения речи.

Само слово «риторика» греческое (гквО пке), произошло от слова «сказанный; позволенный; произносимый» - это термин античной и средневековой теории литературы. Его значение раскрывается в трех оппозициях: риторика - поэтика (искусство прозаической речи - искусство поэтической речи); риторика - грамматика (искусство украшенной, художественной речи - на-

ука о естественной, обычной, неукрашенной речи); риторика - герменевтика (наука порождения текста - наука понимания текста).

Риторика тесно связана не только с поэтикой и стилистикой, но и с семиотикой, логикой, лингвистикой текста, социологией, психологией. Риторика связана и с культурой речи, но между ними есть и ряд отличий: риторике можно обучаться, а культура речи воспитуема [4, с. 53], также знания по риторике полезны при анализе коммуникативных процессов, в которых ораторское искусство применяется осознанно в манипу-лятивных целях как искусство пользоваться слабостями людей для своих целей.

Информатизация всех сфер жизни предъявляет высокие требования к выпускникам вузов. Кроме специфичных знаний и умений, профессионально важными являются культура речи, ораторское мастерство, умение строить деловые отношения, т. е. владение эффективными коммуникативными технологиями. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха в деловом мире, становится привлечение как можно большего числа людей на свою сторону, то есть умение убеждать/переубеждать оппонента с помощью красноречия. Знание основ ораторского искусства, умение при-

менять их на практике позволят разрешать противоречия, вести дискуссию с любым собеседником. И этот факт не требует доказательств актуальности, ведь с такими ситуациями мы сталкиваемся ежедневно.

Современные исследователи русского языка, культуры речи и риторики: А. А. Кайбияйнен [4], О. В. Калашникова [5], Л. В. Архарова [2], Г. А. Миночкина [9], Steve Fuller [16], Т. А. Ладыженская, А. К. Михальская, H. A. Ипполитова, Л. Е. Тумина, М. И. Панов и др. - предлагают процесс обучения риторике и культуре речи строить с учетом будущей профессии.

Сегодня ученые пытаются создавать учебники, учебные пособия, практикумы на базе стандарта, но современные требования, компетентностный подход в образовании требуют от преподавателей профессионально ориентированного обучения с учетом специфики вуза. Учебных изданий по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов направлений подготовки «Менеджмент» и «Сервис», соответствующих данным требованиям, в настоящее время нет, соответственно, нет и доступного систематизированного учебно-методического материала, направленного на обучение основам ораторского искусства.

Необходимость обучения русскому языку и культуре речи, в частности риторике, с учетом будущей профессии, а также отсутствие систематизированного учебно-методического материала обусловили проблему, разрешению которой посвящено данное исследование.

Цель настоящего исследования - разработать эффективную систему упражнений обучения ораторскому искусству в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» с учетом профессиональной ориентации.

Вслед за Е. И. Пассовым под системой мы понимаем «такую совокупность взаимосвязанных упражнений, последовательность которых соответствует природе становления навыка, причем соблюдается принцип постепенного нарастания трудностей» [11, с. 9].

Согласно рабочей программе, утвержденной УМКН «Менеджмент» и «Сервис», курс «Русский язык и культура речи» в нашем вузе состоит из четырех разделов: 1 - Риторика; 2 - Культура речи; 3 - Стилистика; 4 - Деловой русский язык. Данное деление

позволяет закреплять полученные знания путем их расширения и углубления, что является одним из требований современной системы образования.

Задачи раздела «Риторика»: научить студентов грамотно и логически правильно строить текст ораторского выступления; выработать умение адекватно передавать содержание текста в устной форме; владеть вниманием аудитории. Ф. И. Буслаев говорил, что из риторики ученики должны извлечь не только знание, но и умение. Теория должна быть оправданием практики, уразумением умения.

Добиться решения поставленных задач позволяет системно-деятельностный подход. Он подразумевает достижение результата в деятельности с целенаправленным использованием полученных знаний и навыков.

Задания и упражнения, связанные с обучением ораторскому искусству, предусматривают: изучение и усвоение теоретических основ ораторского искусства; формирование и развитие навыков риторического мастерства; развитие умений и навыков, способствующих овладению техникой речи; изучение секретов общения; развитие умений и навыков по созданию и проведению бизнес-презентаций.

Система заданий и упражнений, используемых при обучении ораторскому искусству, основывается на следующих типах упражнений:

1) обучение логическим основам риторики (работа со словарями и источниками, анализ текстов с точки зрения логики, выявление наиболее часто используемых способов аргументации, контраргументации, ошибок при ее использовании, составление плана выступления, определение цели, задач выступления и многое другое);

2) обучение лингвистическим основам риторики (анализ текстов публичных выступлений различных видов и жанров, поиск наиболее часто используемых стилистических и лексических фигур как в художественной литературе, так и во фрагментах выступлений современников, совершенствование владения нормами русского литературного языка);

3) обучение психологическим и психолингвистическим основам риторики (непосредственная работа с докладами, просмотр

видеоматериала с целью выявления используемых в нем приемов привлечения внимания (как вербальных, так и невербальных), сценическое мастерство);

4) развитие техники речи (упражнения на совершенствование дыхания, силы голоса, работа с тембром и темпом).

Разработанная нами система обучения студентов ораторскому искусству включает следующие виды заданий и упражнений.

I. Задания, направленные на изучение и усвоение теоретических основ ораторского искусства.

Данный вид деятельности предполагает самостоятельную работу студентов. Цель -научиться работать с источниками и словарями, отбирать материал, систематизировать его, формулировать тему, цель, уметь формировать личное отношение/взгляд/ мнение к отобранному материалу, работать над языком и стилем, логически организовывать речь, определять метод преподнесения материала, овладеть приемами формирования доказательств и аргументации.

Для обратной связи и контроля организуется публичное выступление студентов, которое формирует навыки овладения эффективной, успешной, результативной профессиональной речью. На первом практическом занятии студенты получают информационный лист «Технология работы над публичным выступлением», который содержит алгоритм подготовки к публичному выступлению. Алгоритм включает три этапа:

- докоммуникативная фаза (подготовка -выбор темы выступления; формулирование названия выступления; определение цели выступления; подбор материалов; изучение и анализ информации; оценка аудитории; работа над содержанием выступления; репетиция перед выступлением; внешний вид оратора);

- коммуникативная фаза (собственно выступление) - студентам даются рекомендации по технике речи, дикции, интонации, тембру и темпу речи, а также по литературному произношению, рассматриваются ораторские приемы и средства поддержания внимания аудитории;

- посткоммуникативная фаза - анализ проведенного выступления.

II. Упражнения и задания на развитие навыков риторического мастерства могут

иметь следующую направленность:

- работа с нормативным компонентом культуры речи;

- написание эссе на заданную тему, что позволяет преподавателю оценить правильность построения текста с учетом его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому - композиции, также преподаватель имеет возможность до устного выступления указать на ошибки (если таковые обнаруживаются) в организации и методе преподнесения материала;

- составление микротекстов с использованием в них лексических и стилистических средств языка (например: задание «Находчивость» - студентам предлагаются темы: «Зубная паста "Жемчуг"»; «Озоновая дыра»; «Динамика дорожно-транспортных происшествий»; «Детская близорукость» и др., они должны их сгруппировать, применив приемы противопоставления или подобия; упражнение «Выразительность речи», «Самооборона. Использование инверсии, развитие находчивости» и др.);

- воспроизведение написанных речей известных ораторов современности с последующим анализом речи выступающего и др. (нами предлагаются шаблоны речей, которые можно использовать студентам в их профессиональной деятельности, например для менеджеров профиля «Управление персоналом» - «Премирование (по итогам работы)», «Работа в праздники (необходимость)», «Сокращение штата», «Увольнение (причины)»);

- следующий вид упражнений включает поиск информации, работу с текстами на определение рода и вида речи. Работа проводится в группах. Студенты дома подбирают тексты в печатном виде, проводят их лексический, стилистический анализ. На практике они обмениваются текстами и проделывают такую же работу, но с незнакомым материалом. Проверка осуществляется «экспертами», которые выбираются из каждой группы. Их задача - корректная оценка (в баллах) работы каждого участника обсуждения на основании следующих критериев: подготовленность (знание материала), активность.

III. Упражнения и задания на развитие умений и навыков, способствующих овла-

дению техникой речи. Система упражнений состоит из 9 блоков.

1. Упражнения, направленные на работу с дыханием.

Результаты исследований доказали, что от косноязычия можно избавиться, если научиться контролировать собственное дыхание. Прежде всего, мы работаем на индивидуальном уровне, оцениваем способность студентов правильно дышать. В зависимости от результатов выстраиваем систему упражнений, например упражнение «Успокоительное дыхание», «Насос», «Синхронизация дыхания и речи», «Борьба с отдышкой при говорении».

2. Упражнения, связанные с артикуляцией (например, «Активизация работы губ и всего речевого аппарата» - для этой цели подходят скороговорки; «Коррекция дикции» - в этом упражнении мы используем произведения Л. Кэрролла, Л. Петрушев-ской и др.).

3. Упражнения, направленные на корректировку темпа речи (например, «Определение скорости речи», «Убыстрение и замедление темпа речи» и др.).

4. Упражнения, связаные с громкостью речи (например, «Диктор» - на развитие громкости, «Демосфен» - на развитие силы голоса).

5. Упражнения, связанные с ритмом речи и паузами. Например, задание на определение места паузы. Студентам предлагаются предложения, в которых в зависимости от места сделанной паузы меняется смысл, например: «Конечно, это не предел по прогнозам экспертов (пауза), курс рубля может продолжать свое падение» или «Конечно, это не предел (пауза), по прогнозам экспертов курс рубля может продолжать свое падение».

6. Работа над словами и звуками-паразитами. Задания направлены на развитие наблюдательности, критического отношения к речи профессионалов, окружающих, а также на развитие самоконтроля за чистотой собственной речи.

7. Тембр, диапазон голоса. Задания связаны с развитием наблюдательности и объективной самооценки тембра и диапазона голоса. Упражнения: «Клара Новикова», «Маляр», «Анекдот» и др.

8. Моделирование голоса. Данный блок может состоять из следующего задания:

«Моделирование голоса. Развитие наблюдательности, логического мышления». Студентам предлагается описать голос и тон, уместные, например, в следующих ситуациях: собеседование (соискатель - работодатель); учитель на уроке в классе и в роли репетитора (одно лицо); следователь с подозреваемым и т. д. Упражнение «Моделирование голоса и тона»: предлагается любая фраза, которую нужно преподнести спокойным, дружеским, язвительным, злобным тоном.

9. Заключительный блок - дикторское чтение. Все предыдущие упражнения и задания создавали предпосылки для овладения мастерством дикторского чтения.

IV Задания на усвоение секретов общения и развития умений и навыков по созданию и проведению бизнес-презентаций. Данный раздел скорее носит информативный характер, формирующий знания о пластике, позе, жестах, мимике, походке, рукопожатии, внешнем виде, одежде, макияже, парфюмерии и психологии общения (упражнения «Актер», «Имидж», «Пространство», работа с раздаточным материалом, упражнение «Картинка»).

Контроль предусмотрен в форме публичного выступления с использованием презентации PowerPoint. Критерии оценки речи следующие: ясность, наглядность, рациональность структуры, объективность, композиция, последовательность изложения, требуемая громкость, гибкое изменение темпа и соответствующее ситуации поведение оратора во время речи. Критерии анализа презентации - регламент, количество и качество слайдов, работа оратора со слайдами (невербальное поведение - координация «глаз - рука - слайд», наличие ключевых, связующих фраз), технические заминки.

Разработанная нами система заданий позволяет последовательно сформировать знания, умения и навыки в области основных объектов внимания оратора: грамотной речи; композиции речи; техники речи; запоминания речи, подготовки к произнесению с учетом аудитории, ответам на вопросы, приемам привлечения внимания; установлению контакта с аудиторией / естественности поведения.

Таким образом, предлагаемая система заданий и упражнений направлена на формирование у студентов таких умений

и навыков, как: определять предмет риторики, обосновывать ее связь с другими науками; раскрывать динамику развития риторики как науки в российском образовании; определять и обосновывать специфику родов и видов речи; строить выступление с учетом логики изложения, композиции; правильно подбирать и использовать факты, юмор, статистические данные и т. д.; устанавливать контакт со слушателями, с учетом их интересов и потребностей; правильно использовать лексические и стилистические средства языка; произносить речь, используя все возможности артикуляционного аппарата, мимику, жесты, позы; проводить анализ публичных выступлений с точки зрения соответствия цели и условиям общения; умение вести деловую дискуссию; вести деловые беседы и переговоры. Перечисленные умения и навыки в процессе постоянной практики позволяют сформировать «языковую личность», способную поддерживать эффективные коммуникации.

В заключение еще раз отметим, что дисциплина «Русский язык и культура речи» является важным компонентом профессиональной подготовки студента, так как процесс и результат овладения специальностью непосредственно зависят от уровня владения родным языком, культуры русского речевого общения. Данная дисциплина способствует формированию конкурентоспособного специалиста.

Библиографический список

1. Аннушкин В. И. Культура речи и риторика в составе речеведческих дисциплин и современной речевой практике // Экология языка и коммуникативная практика. - 2014. - № 1 (1). - С. 14-24.

2. Архарова Л. В. Обучение студентов неязыковых вузов русскому языку и культуре речи на материале связных текстов пространства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2008. - 23 с.

3. Васильева И. Ю. Использование системного подхода при обучении риторике будущих священнослужителей // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - № 3. - С. 61-65.

4. Кайбияйнен А. А. От коммуникативных компетенций к профессиональному имиджу инженера // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 7, № 20. - С. 391-393.

5. Калашникова О. В. Эволюция подходов к проблеме подготовки преподавателей высшей школы // Вестник Ленинградского государствен-

ного университета им. А. С. Пушкина. - 2013. -Т. 3, № 4. - С. 58-67.

6. Качалова Л. П. Педагогическая технология формирования риторической компетенции будущего учителя // Известия уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - Т. 67, № 3. - С. 52-56.

7. Колесникова Л. Н. Инновации в преподавании риторики, русского языка и культуры речи в современном вузе // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: материалы IV международной научно-методической конференции, посвященной 240-летию Горного университета. - СПб.: РИЦ Национально минерально-сырьевой университет «Горный», 2013. - С. 210-213.

8. Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. - М.: Экономика, 2010. - 150 с.

9. Миночкина Г. А. Дисциплина «Русский язык и культура речи» как важный фактор подготовки современного высококвалифицированного специалиста // Научный вестник МГИИТ. -2013. - № 1 (21). - С. 110-113.

10. Овсянникова О. А. Психолого-педагогические концептуальные основы формирования «языковой личности» студентов вуза // Право на образование. - 2013. - № 11. - С. 34-41.

11. Пассов Е. И. Коммуникативные упражнения. - М.; Л.: Просвещение, 1967. - 99 с.

12. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс]. - URL: http://enc-dic.com/fwords/ Imidzhmejker-14171.html (дата обращения: 25.11.2014).

13. СуздаловаМ. А., Сушко А. В. О необходимости владения навыками публичного выступления для современного успешного руководителя в условиях изменяющегося рынка труда // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-1. -С. 603-606.

14. Чиговская-НазароваЯ. А. Публичное выступление как средство коммуникативной компетентности студентов в поликультурном пространстве педагогического вуза // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Фло-ровские чтения». - Глазов, 2014. - С. 208-210.

15. Constant Leung & Jo Lewkowicz Language communication and communicative competence: a view from contemporary classrooms // Journal: Language and Education. - 2013. - Vol. 27, iss. 5. - Р. 398-414 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tandfonline.com (дата обращения: 25.11.2014).

16. Fuller S. Interdisciplinary Rhetoric: Lessons for both Rhetor and Rhetorician // Journal: Social Epistemology. April 1995, Vol. 9, iss. 2. - Р. 201-204 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tandfonline.com (дата обращения: 25.11.2014).

_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_

Chebotareva Elena Gennad'evna

Cand. Sci. (Philolog.), Assist. Prof., Department of Mass communication and linguistics, Saratov State Technical University named after Y. A. Gagarin, [email protected], Saratov

problems of teaching public speaking classes on "russian language and speech culture"

Abstract. One of the primary objectives of education today - the training of specialists with expertise not only in the field of natural sciences and engineering, but also knowledge in the field of business communication, able to enjoy all the richness of the literary language, and what's more, striving for continuous personal and professional growth. The experience of the twentieth century shows that effective progress experienced those countries that engaged in rhetorical education and the development of communication technologies. Wide humanitarian training students can, when introduced into the curriculum of high school course "rhetoric". The rate of general education rhetoric is highly evaluated, firstly, today increased the demand for specialists who know the art of oratory, and secondly, the study of rhetoric develops the necessary skills used for other activities. In this paper we attempt to develop a system of exercise training oratory in the study course "Russian language and culture of speech" in the process of training.

Keywords: russian language, culture of speech, oratory, rhetoric, communicative competence, rhetorical competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.