Научная статья на тему 'Перспективы внедрения интернет-пособий в преподавание риторики и культуры речи'

Перспективы внедрения интернет-пособий в преподавание риторики и культуры речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Карпова, Т А. Колоскова

В статье рассматриваются возможности использования информационного WWWресурса «Основы культуры речи и риторики». Предлагаемое учебное пособие синтезирует коммуникативный аспект курса «Риторика» и нормативный аспект курса «Культура речи». Работа сочетает мультимедийные возможности интернета с изложением базовых теоретических сведений и системы тренинга и контроля в виде тестов. Предлагаемый тренинг позволит пользователям глубже понять тайны ораторского и полемического мастерства, совершенствовать свою речевую культуру. Это даст возможность поднять рейтинг современного образованного человека. Пособие доступно большому кругу пользователей за счет применения современных сетевых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the possibility to use the Internet informational resource «The Basis of the culture of speech and rhetoric». This teaching aid synthesizes the communicative aspect of the Rhetoric course and normative aspect of the Culture of Speech course. The work combines Internet multimedia possibilities with the basic theoretical information and the system of training and result monitoring by means of testing. Such kind of training will allow the users to understand the secrets of the speaker’s skill, to improve their speech culture. It will increase the ratings of a contemporary educated man. The aid is accessible to a large circle of users because of application of the state-of-the-art net technologies.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения интернет-пособий в преподавание риторики и культуры речи»

УДК 82.085

С.В. КАРПОВА, Т.А. КОЛОСКОВА

Московский государственный областной педагогический институт,

г. Орехово-Зуево

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОСОБИЙ В ПРЕПОДАВАНИЕ РИТОРИКИ И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

В статье рассматриваются возможности использования информационного WWW-ресурса «Основы культуры речи и риторики».

Предлагаемое учебное пособие синтезирует коммуникативный аспект курса «Риторика» и нормативный аспект курса «Культура речи». Работа сочетает мультимедийные возможности интернета с изложением базовых теоретических сведений и системы тренинга и контроля в виде тестов. Предлагаемый тренинг позволит пользователям глубже понять тайны ораторского и полемического мастерства, совершенствовать свою речевую культуру. Это даст возможность поднять рейтинг современного образованного человека. Пособие доступно большому кругу пользователей за счет применения современных сетевых технологий.

The article deals with the possibility to use the Internet informational resource «The Basis of the culture of speech and rhetoric».

This teaching aid synthesizes the communicative aspect of the Rhetoric course and normative aspect of the Culture of Speech course.

The work combines Internet multimedia possibilities with the basic theoretical information and the system of training and result monitoring by means of testing. Such kind of training will allow the users to understand the secrets of the speaker's skill, to improve their speech culture. It will increase the ratings of a contemporary educated man.

The aid is accessible to a large circle of users because of application of the state-of-the-art net technologies.

В настоящее время новые возможности повышения качества обучения открывают электронные издания, информационные технологии, позволяющие индивидуализировать учебный процесс, дающие методы и инструментальные средства для обучения и контроля знаний на базе компьютерных систем.

Глобальная информатизация общества представляет собой одно из основных направлений его развития. В информационном обществе главным ресурсом становится информация, в связи с чем способность ориентироваться в информационном потоке, умение обрабатывать информацию, использовать компьютерные технологии в своей деятельности становятся определяющими факторами, характеризующими уровень квалификации специалиста.

Качественная подготовка современного учителя, творчески работающего, самостоя-

тельно мыслящего, компетентного, свободно владеющего своей профессией, невозможна без активного освоения им современных технологий.

Не отрицая роли и значения традиционных технологий в деятельности учителя-словесника, нельзя не признать, что особую актуальность приобретает внедрение информационных технологий в образовательный процесс, без чего трудно себе представить модернизацию образования.

Без приобщения учительства к новым технологиям в образовании представляется невозможной подготовка нового поколения российских граждан. Эффективность российского образования во многом зависит от обеспечения доступа педагогов к передовым образовательным технологиям.

Применение современных телекоммуникационных технологий в школе - одна из

приоритетных задач в области образования. Максимально эффективное использование их широких возможностей позволит успешно решать самые разнообразные задачи, стоящие перед школой.

Обновление образования необходимо начинать с учителя, с его подготовки в вузе, повышения его профессионального уровня, что явится мощным фактором модернизации образования не только в вузе, но и в школе.

В современных условиях при всем кажущемся разнообразии традиционных учебных пособий и обилии учебной риторической литературы по отдельным разделам (деловое общение, профессиональная речь юриста и тому подобное) отмечается явный недостаток пособий на электронных носителях. Представленные в интернете сайты дают отдельные справочные сведения в основном по культуре речи (соблюдение норм ударения, произношения, морфологии, синтаксиса, стилистики), либо анонсируют курсы по риторике.

Важную роль в повышении квалификации будущего учителя может сыграть разработанный коллективом авторов при поддержке института «Открытое общество» фонда Сороса информационный WWW-ресурс «Основы культуры речи и риторики: мультимедиа интернет-пособие» (www.mediaterra/ru/rhetoric).

Рассматриваемый ресурс восполняет имеющийся пробел и отличается новизной, так как, во-первых, работа сочетает мультимедийные возможности интернета с изложением основных теоретических сведений по риторике и культуре речи с системами комплексных упражнений и контролем в виде тестов; во-вторых, пособие рассчитано на широкий круг настоящих и будущих специалистов, профессиональная деятельность которых связана с речевым поведением: педагогов, общественных деятелей, журналистов, юристов, а также на всех желающих совершенствовать свою речевую культуру.

Основная цель данного пособия - способствовать овладению нормами русского литературного языка и выработке навыков правильной речи. Этот ресурс содержит такие разделы:

1. Культура речи как научная дисциплина:

• история изучения речевой культуры;

• определение понятия «культура речи»;

• специфика культуры речи как научной дисциплины, для которой центральными являются проблема литературной нормы в ее динамике и качества хорошей речи;

• типология ошибок, вызванных отклонениями от литературной нормы.

2. Качества хорошей речи:

• речь - язык: правильность, чистота, богатство;

• речь - мышление: логичность, ясность, краткость;

• речь - объективный мир: точность;

• речь - ее обстановка: уместность;

• речь - эстетика: образность, эмоциональность, экспрессивность, художественность, благозвучие.

Практикум: задания и упражнения.

3. Устная и письменная формы речи:

• коррекция понятий «устная речь», «письменная речь»;

• разновидности устной речи.

4. Нормы русского литературного языка: нормы произношения и ударения, лексики и фразеологии, словоупотребления и стилистики, морфологии, синтаксиса. Практикум: задания и упражнения.

5. Техника речи:

• строение речевого аппарата;

• дыхание и его тренировка;

• основные качества голоса;

• дикция;

• интонация;

• пауза.

Практикум: голосоречевые упражнения.

6. Риторика как учебный предмет:

• риторика как наука, искусство, учебный предмет;

• история ее развития.

7. Структура ораторской речи, ее подготовка и выступление:

• риторические навыки и умения;

• подготовка к выступлению (определение темы, формулировка цели выступления, отбор материалов);

_ 137

Санкт-Петербург. 2005

• виды подготовки (писать или не писать текст речи, выступление с опорой на текст или без записей);

• виды планов;

• композиция речи (вступление, главная часть, заключение, законы логики, приемы изложения и объяснения, приемы привлечения внимания аудитории);

• взаимодействие оратора и слушателей (контакт с аудиторией, знание психологии слушателей, языковые средства создания эмоциональности и оценочности речи).

Практикум: задания для самостоятельной работы.

8. Ораторская речь, ее роды и виды:

• социально-политическая: парламентская, дипломатическая, военно-патриотическая, отчетные доклады на съездах, агитаторская, митинговая;

• академическая: научный доклад, реферат, лекция в вузе, школьная лекция, доклад;

• судебная: прокурорская и адвокатская речь;

• социально-бытовая: юбилейная, приветственная, тост, поминальная, речь на приеме;

• духовная: проповедь (слово), официальная речь.

Практикум: анализ выступлений разных родов и видов.

9. Культура полемической речи:

• виды споров;

• классификации споров по теме, социальной значимости проблемы, количеству участников;

• умение выделить предмет спора;

• умение соблюдать речевой этикет;

• основные формально-логические законы;

• структура и виды доказательств;

• логические ошибки;

• доводы сильные и слабые;

• полемические приемы;

• классификация вопросов;

• уловки в споре.

10. Контрольные работы и тесты:

• тесты по культуре речи;

• контрольные работы по соблюдению качеств хорошей речи и по определению родов и видов красноречия.

11. Справочное бюро: персоналии - выдающиеся ораторы. Библиография. Словарь полемиста. Акцентологический минимум.

Особое внимание в интернет-пособии уделяется методам подготовки различных видов публичных выступлений, теоретическим и практическим материалам по полемическому мастерству, что позволит обучить умению вести конструктивный диалог; коммуникативный аспект дополнен взаимосвязанным с ним нормативным аспектом курса «Культура речи». Логика построения учебного пособия определяется наиболее актуальными проблемами подготовки будущего учителя, поэтому для контроля усвоения знаний к заданиям и контрольным работам предлагаются ответы.

Итак, применение новых информационных технологий при изучении риторики позволяет использовать новые методы обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и создает предпосылки для всестороннего творческого развития будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.