Научная статья на тему 'Особенности изучения деловой риторики в рамках элективного курса'

Особенности изучения деловой риторики в рамках элективного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / РИТОРИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / ДИАЛОГ / VOCATIONAL TRAINING / BUSINESS RHETORIC / A COURSE FOR CHOICE / SPEECH COMMUNICATIONS / COMPETENCE / THE STANDARD OF SPEECH / RHETORICAL RECEPTION / DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букина Н. И.

В статье рассматривается актуальность введения курса «Деловая риторика», который позволит расширить спектр речеведческих дисциплин, призванных формировать культуру общения как неотъемлемый компонент активной жизнедеятельности современного человека. Приведены примеры заданий, способствующих предупреждению и устранению речевых недостатков учащихся. Публикация рассчитана на преподавателей и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR STUDYING OF BUSINESS RHETORIC IN THE ELECTIVE COURSE

The article is devoted to the urgency of introducing a course «Business rhetoric» which will allow to expand a spectrum of speech development disciplines, to form culture of dialogue as the integral component of modern person active ability is considered. Examples of the tasks promoting the prevention and elimination of speech lacks of pupils are resulted. The publication is calculated on teachers and students.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения деловой риторики в рамках элективного курса»

УДК 808.5

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

© 2011 Н.И.Букина

Самарский государственный университет путей сообщения

Статья поступила в редакцию 23.06.2011

В статье рассматривается актуальность введения курса «Деловая риторика», который позволит расширить спектр речеведческих дисциплин, призванных формировать культуру общения как неотъемлемый компонент активной жизнедеятельности современного человека. Приведены примеры заданий, способствующих предупреждению и устранению речевых недостатков учащихся. Публикация рассчитана на преподавателей и студентов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, деловая риторика, элективный курс, речевые коммуникации, компетентность, культура речи, риторический прием, диалог.

Проблема профессиональной подготовки учащихся в настоящее время приобретает особую значимость и актуальность, так как уровень современных требований, предъявляемых к специалистам в любой сфере деятельности достаточно высок. В процессе модернизации российского образования особая роль в решении этой проблемы отводится школе, которая должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. При этом подчеркивается востребованность в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Образование должно стать мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов благосостояния страны, благополучия каждого гражданина1.

В связи с этим потребовались принципиально новые подходы к разработке специальных, речеведческих курсов. Это вызвано тем, что наблюдается резкое снижение качества речи выпускников, тогда как именно она является основным фактором, способствующим самореализации и социализации личности, так как цель любой речи, по мнению Ю.В.Рождественского,

Букина Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы школы №4 г. Муравленко, аспирант. E-mail: inna 1999@yandex. ru

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http ://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/

04/57884.shtml (Дата обращения 27.06.2011)

- сформулировать мысль и добиться принятия решения2. Поэтому среди предметов этого цикла повышенный интерес проявляется к курсу деловой риторики (основам ораторского мастерства и делового общения).

Ю.В.Рождественский выделяет две задачи риторики: первая - умение быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений; вторая - умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

Вследствие недостаточного количества часов, отведенных на преподавание русского языка в 8

- 9 классах затрудняется работа по совершенствованию как устной, так и письменной речи учащихся в рамках обычного урока. Целесообразно введение элективного курса «Деловая риторика», который позволит расширить спектр речеведческих дисциплин, призванных формировать культуру общения как неотъемлемый компонент активной жизнедеятельности современного человека. Курс имеет практико-ориен-тированную направленность, поэтому учащиеся имеют возможность не только ознакомиться со стилевыми и жанровыми разновидностями культуры речи, но и применить их на практике. Работа на элективных курсах способствует успешному закреплению учебного материала, а также выполнению грамматических и речевед-ческих заданий в ГИА и ЕГЭ.

Основная задача деловой риторики - обучение различным видам делового общения с опорой на творческое саморазвитие личности учащегося. Необходимо помнить, что уже, начиная с Аристотеля, собрано немало приемов и

2 Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: 1997.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(6), 2011

правил, делающих классическую риторику базисной наукой многих современных направлений в развитии речи, в том числе и деловой риторики.

Создание текста - одно из важных умений, так как каждый учащийся должен уметь излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме. Умение переходить от мысли к слову, структурировать текст, используя художественные средства языка, участвовать в публичных выступлениях, вести диалог, полемику, слышать и понимать своего собеседника, а самое главное - сделать свою речь понятной, лаконичной, научной или образной - вот основополагающая цель курса.

Творческое саморазвитие личности учащегося предполагает в основе обучения эвристический метод: акцент делается на самообучении, на творческий подход школьника к развитию своих способностей в различных видах делового общения, а затем и в общении вообще. Учитель при этом является скорее не управляющим звеном, а направляющим. Метод сотрудничества, сотворчества ускоряет взаимопонимание и доверие друг к другу. Педагог при этом должен всегда «расти» вместе со своими детьми, так как ход времени предполагает изменения во всем. Учитель не должен опираться только на старые знания, а вместе со своими подопечными искать новые пути развития.

Деловая риторика, по В.Андрееву, включает такие различные виды (жанры) делового общения: деловые беседы, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловую переписку, разрешение кон-фликтов3. Это основные понятия, вокруг которых группируется содержание элективного курса «Деловая риторика». Но риторика не может изучаться изолированно без знаний грамматики. Дисциплины эти взаимообусловлены: риторика анализирует речевое действие, грамматика говорит о том, как обеспечить понятность слов и выражений, составляющих речевое действие. Поэтому наряду с работой (устной и письменной) над жанрами деловой риторики, ведется работа и над грамматической составляющей культуры речи.

В процессе занятий разнообразный риторический материал позволяет учитывать возрастные особенности современных восьмиклассников и девятиклассников, а именно: несформи-рованность аналитико-критического восприятия действительности, неустойчивое внимание и повышенную возбудимость у многих ребят (особенно у учащихся 8-х классов), преобладание

3 Андреев В. Деловая риторика. - М.: 1996.

изобразительно-наглядной памяти, развивающейся на основе постоянного воздействия телепередач и интернет-игр, поверхностное осмысление речевой ситуации, недостаточная начитанность. Большая часть риторических приемов предполагает групповую деятельность, что помогает ученикам раскрепоститься и учителю вовлечь их в учебный процесс. Диалог между учащимися, между учащимися и педагогом -как один из приемов - помогает стимулировать активность и повышает работоспособность школьников.

Форма работы элективного курса во многом зависит от самих учащихся - учитель согласует это с ними. Это может быть и тренинг, ролевая или деловая игра и так далее. В процессе занятий школьники сами конструируют урок, делятся найденной в разнообразных источниках информацией. Выбор видов речевой деятельности школьников на занятиях элективного курса достаточно разнообразен. Продемонстрируем примеры некоторых заданий, возможных при изучении курса «Деловая риторика».

I. Задания интерактивного характера, требующие от учащихся индивидуальной подготовки, побуждающие к включению в дискуссию, формирующие собственное отношение к проблеме. После первого вводного занятия, на котором школьники уже столкнулись с тестами, выявили свои «учебные» способности, перед ними ставится проблемная творческая задача: самим выявить, насколько они знают лексическое значение слов, встречающихся им в обычной жизни. При выполнении этого задания учащиеся приходят к осознанию того, что большую часть слов они воспринимают в несвойственном им значении. Выясняется также, что многие не знают, что такие слова, как чай, сахар, школа и др., являются заимствованными.

Можно предложить приготовить сообщение, презентацию о происхождении какого-либо слова. Чтобы заинтересовать пассивных учащихся, учитель может предложить выполнение следующих заданий: 1) Определите, есть ли общее в структуре и значениях слов? а) альтернатива - альтруизм - альт; б) амфитеатр - амфора - аморфный; в) архаизм - археология - архаика; Г) визирь - визуальный -визит. (Такие задания чаще используют для подготовки к различным олимпиадам). 2) Объясните разницу в семантике слов (Адресат -адресант, дипломат - дипломант, абонент -абонемент, факт - фактор, эффектный -эффективный). 3) Слово «персона» означает лицо. Что обозначает слова: персонал, персональный, персонаж, персонификация?

На следующем занятии учащиеся с удовольствием делятся своими наблюдениями, иногда вступают в полемику, доказывая свою правоту.

Таким образом, не только пополняют свой словарный запас, но и учатся публичному выступлению и умению дискутировать. При работе используются такие формы делового общения, как презентация, круглый стол, брифинг и др.

II. Задания интерактивного характера, ориентирующие школьников на работу в парах или группах. Учащимся предоставляется возможность самим придумать задания (чаще они составляют по аналогии с образцами или с интернет-ресурсами). На данном этапе отрабатываются навыки работы с деловыми документами (написание объяснительной, резюме, заявление о приеме на работу и др. - используются формы деловой или ролевой игры, то есть - идет разыгрывание различных речевых ситуаций, актуальных для сферы культуры делового общения): составление диалога и определение в нем речевых форм приветствия, представления, благодарности; составление формул выражения привлечения внимания, обращения, просьбы, отказа, запрещения, совета, приглашения, делового предложения и т.п. Проводится работа с упражнениями (и тестами), предупреждающими грамматические и стилистические ошибки: образование и употребление форм степеней сравнения прилагательных и наречий; замена просторечных форм местоимений; нахождение ошибок в образовании и употреблении глагольных форм, причастий и деепричастий; выбор предлога в словосочетаниях; постановка существительного и местоимения в необходимую падежную форму и так далее. В ходе занятий учитель имеет возможность объяснить,

какими качествами должна обладать грамотная деловая речь, в чем заключаются причины многих коммуникативных и речевых ошибок.

III. Задания творческого характера, систематизирующие итог предыдущих упражнений, развивающие не только устную, но и письменную речь. На данном этапе идет усвоение навыков у учащихся сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, создание текстов (как первичных - сочинение, так и вторичных - изложение). Приемы работы с подобными упражнениями: восстановление авторских текстов, редактирование, вставки, замена, конструирование и другие.

В ходе выполнения заданий учащиеся постепенно учатся стилевому разграничению текстов, уместности или неуместности употребления слов в их жанрово-стилевой принадлежности. Со временем можно (и нужно) усложнить работу с текстом, например, предложить найти ошибки в местной периодической печати, исправить недочеты в текстах одноклассников (работа в парах, группах).

Таким образом, в ходе занятий по деловой риторике учащиеся осознают богатство языка, становятся требовательнее к речи, а значит, появляется стремление усовершенствовать ее, что приводит к положительным результатам в освоении культурой общения в целом. Подобная работа облегчает также подготовку к ГИА и ЕГЭ, в частности, к написанию эссе в блоке «С» экзамена по русскому языку.

PARTICULAR STUDYING OF BUSINESS RHETORIC IN THE ELECTIVE COURSE

© 2011 N.I.Bukina

Samara State Transport University

The article is devoted to the urgency of introducing a course «Business rhetoric» which will allow to expand a spectrum of speech development disciplines, to form culture of dialogue as the integral component of modern person active ability is considered. Examples of the tasks promoting the prevention and elimination of speech lacks of pupils are resulted. The publication is calculated on teachers and students.

Keywords: vocational training, business rhetoric, a course for choice, speech communications, competence, the standard of speech, rhetorical reception, dialogue.

Nina Ivanovna Bukina, the teacher of Russian and literature in school №4. Muravlenko, the post-graduate student. E-mail: inna 1999@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.