Научная статья на тему 'Академическая риторика: феномен и Раритет'

Академическая риторика: феномен и Раритет Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1736
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / SPEECH CULTURE / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LANGUAGE COMPETENCE PERSONALITY / АКАДЕМИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / ACADEMIC RHETORIC / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ORATORY SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лешутина И. А., Данилова И. В.

Академическая риторика освещается в статье как актуальная проблема педагогики высшей школы. Языковая личность лектора определяется как тип элитарной речевой культуры, сочетающей в себе лингвистические и экстралингвистические навыки коммуникации и ораторского искусства. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям, направленным на подготовку к вузовской лекции и совершенствованию лекторского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC RHETORIC: THE PHENOMENON AND RARITY

The article highlights academic rhetoric as a topical problem of Pedagogics of Higher Schools. Language competent personality of a university teacher is defined as a type of elite speech culture. The language of a higher school teacher organically combines linguistic and extra linguistic communication and oratory skills. Particular attention is paid to practical recommendations that are essential to get ready to deliver university lectures and improve skills in lecturing.

Текст научной работы на тему «Академическая риторика: феномен и Раритет»

УДК 811.161.1:378

АКАДЕМИЧЕСКАЯ РИТОРИКА: ФЕНОМЕН И РАРИТЕТ Лешутина И.А., Данилова И.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. Академическая риторика освещается в статье как актуальная проблема педагогики высшей школы. Языковая личность лектора определяется как тип элитарной речевой культуры, сочетающей в себе лингвистические и экстралингвистические навыки коммуникации и ораторского искусства. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям, направленным на подготовку к вузовской лекции и совершенствованию лекторского мастерства.

Ключевые слова: речевая культура, языковая личность, академическая риторика, ораторское искусство.

ACADEMIC RHETORIC: THE PHENOMENON AND RARITY

Leshutina I.A., Danilova I. V.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,

Abstract. The article highlights academic rhetoric as a topical problem of Pedagogics of Higher Schools. Language competent personality of a university teacher is defined as a type of elite speech culture. The language of a higher school teacher organically combines linguistic and extra linguistic communication and oratory skills. Particular attention is paid to practical recommendations that are essential to get ready to deliver university lectures and improve skills in lecturing.

Key words: speech culture, language competence personality, academic rhetoric, oratory skills.

Риторика высшей школы (академическая риторика) - один из древнейших родов красноречия, восходящий к периоду античной риторики, когда она была и объектом, и средством преподавания. Лекторское красноречие во все века считалось признаком элитарной речевой культуры. Университетский преподаватель являл собой языковую личность, которую отличали такие коммуникативные качества речи, как доступность, ясность, грамотность, логичность и эстетическая выразительность.

«Скажи, чтобы я увидел тебя», - написал в давние века персидский поэт Саади. Именно речь, речевая культура, риторические способности становятся основными критериями развитой языковой личности преподавателя высшей школы, личности, должной быть приближенной в своей профессиональной и общекультурной коммуникации к элитарному типу речевой культуры. Кто сегодня смело скажет о себе: я

достиг подобных высот или хотя бы стремлюсь к ним?

Почему для многих вузовских преподавателей «за кадром» остается классический риторический канон и речевой набор хорошего лектора - человека не просто говорящего и не формально выступающего публично? Почему, следуя за информативностью в изложении программного лекционного материала, преподаватель забывает о доступности восприятия слушателями-студентами произносимого текста? Почему после прочтения лекции и проведения занятия мы забываем о последующей рефлексии педагогического акта и антракт в расписании не рассматриваем как время для тщательной подготовки к новой встречи со студентами?

Педагогическое совершенствование -это не только познание новых методик, но и изучение классических учебников и многовековых наук. Риторика для преподава-

теля вуза - первая среди них. Желание преподавателя учиться и стремление совершенствовать себя - еще и позитивный пример для студентов. Латинская пословица Docendo discimus, золотом отчеканенная на гербе нашего вуза, значит - «обучая, мы учимся сами». Часто ли мы вспоминаем ее в процессе своего педагогического труда?

Да, академическая риторика (и это априори аксиоматично) должна быть максимально информативной, в достаточной степени научной и убедительно мотивацион-ной. Но она также определяет и эрудицию преподавателя, культуру его мышления, доходчивость его речи - качества, которые более всего ценят студенты. При этом отметим, что доходчивость речи не имеет ничего общего с ее упрощенностью и примитивизацией. Ошибка порой заключается в том, что преподаватель выстраивает лекцию как монотонное изложение уже имеющихся фактов, как компиляционный набор выдержек из ряда научных изданий, как отражение больших кусков текста в слайдовой презентации (хорошо, если она вообще есть). Мы забываем, что академический монолог - это еще и процесс научного поиска, и чем более он открыт для студентов, чем больше студенты чувствуют к нему свою сопричастность, тем больший авторитет имеет преподаватель в студенческой аудитории.

А что такое чувство сопричастности преподавателя (оратора) и студентов (аудитории) во время лекционной встречи? Это умение захватить внимание слушателей и поддерживать его на всем протяжении лекции. Риторика дает тому множество способов и приемов. Их разнообразие никогда не позволит галерке уснуть, а лектору наскучить слушателям своим присутствием.

Университетский преподаватель обязан преподносить факты через призму собственного осмысления, облегчать языковые модели научного письменного текста, создавать речь для устного восприятия, минимизировать словесные длинноты в визуальном сопровождении к лекции, насытить слайды иллюстрациями, схемами, таблицами, короткими фразами и др. Нелепо при этом учить лекцию наизусть, не менее нелепо читать с листа чужие мысли. Слово

лектора - живое; вторит тому и народная мудрость: «Живое слово дороже мертвой буквы!». Творческому мышлению лектора, его фантазии и взглядам на мир, интеллектуальному и нравственному потенциалу подчинено произносимое им verbo magistri. Только собственный интерес преподавателя к излагаемому материалу способен зажечь сердца студентов, мотивировать их к познанию и исследованию.

Нужно ли в таком случае, спросите вы, вообще писать текст лекции? Ответим -нужно. Но не для буквального, дословного прочтения. В нем необходимо выделить микроструктуры, микротемы, фразы, предназначенные для дословного воспроизведения (например, цитаты), составить тезисный план. Лекция, как собственно каждая речь, должна быть хорошо структурирована. В ней обязательно (!) должно быть три основных композиционных блока: вступление, основная часть и заключение.

Начало лекции (вступление, ему уделяется 15-20% времени), пожалуй, самая ответственная часть для преподавателя. Здесь нужно определить регламент и оставить (это тоже обязательно!) время на вопросы в конце лекции. От того, насколько удачно лектор начал свою речь, зависит, сможет ли он заинтересовать студенческую аудиторию. В данной части лекции следует подчеркнуть актуальность темы, указать на необходимость ее изучения, сформулировать цель. Основная задача вступления -подготовить студентов к восприятию лекции, и очень важно ярко ее начать, заинтриговать. Риторика открывает множество способов: интересный пример, шокирующий факт, историческая реальность, крылатое выражение, юмористическое замечание, риторический вопрос, неожиданная статистика и т.п..

Основная часть лекции соответствует 60% от общего аудиторного времени, это фактическая и информационная часть выступления. В этой части раскрывается тема лекции, излагается содержание основных вопросов, разъясняются выдвинутые положения. Аудитория слушателей знакомится с подготовленным материалом и приходит к определенным выводам. Если в начале лекции задача преподавателя - привлечь

внимание студентов, то в основной части -поддерживать его и сохранить до конца лекционной встречи.

Заключительная часть лекции (15-20%) подразумевает подведение итогов вышесказанного, суммирование ключевых положений и ответы на вопросы. Зачем вопросы? Они просто должны быть! Конечно, вопросы могут возникнуть и стихийно, но большей частью преподаватель стимулирует и регулирует их. Риторическая наука дает массу вариантов, как мотивировать слушателей задавать вопросы. Вопросы в конце лекции - это не просьба студентов объяснить то, что не понято (всё должно быть изложено доступно!), это интерес к затронутой теме, желание изучать ее углубленно.

После ответов на вопросы преподавателю необходимо поблагодарить студентов за внимание, за интерес к предмету и заданные вопросы, за то, что слушали его и вообще пришли (5%). Последние слова лектора должны быть самыми яркими и эмоциональными, чтобы лекция запомнилась студентам, и у них осталось хорошее впечатление как о лекторе, так и о лекции в целом.

Наиважнейшей частью академической риторики является собственно академическое красноречие. Именно оно выделяет языковую личность хорошего лектора из общей массы профессорско-преподавательского состава, приближает ее к элитарному типу речевой культуры. Считаем, что такое явлением уже само по себе является раритетным.

Собственно красноречие - это умение языковой личности гармонично сочетать в процессе коммуникации и технику речи, и ее коммуникативные качества (правильность, выразительность, уместность, ясность, богатство, точность, логичность), умение свободно пользоваться всеми стилистическими приемами: риторическими фигурами речи и тропами языка. Так, дик-ционно чистая речь, а именно отчетливое, четкое, ясное, членораздельное произнесение звуков, поможет донести информацию лекции до студентов и сделать ее восприятие максимально доступным. Развивать дикцию необходимо каждому преподавателю. Попробуйте произнести, например,

такие скороговорки: А мне не до недомогания, или Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, или Интервьюер интервента интервьюировал.

Имеют значение темп речи и громкость. Слишком быстрая или слишком тихая речь не позволяет слушателям вникнуть в смысл, а медленная речь чаще всего вызывает раздражение. Наконец, каждый человек обладает природной окраской голоса -тембром. На протяжении лекции преподавателю необходимо менять темп речи, делать паузы до и после важных частей, менять тон голоса, чтобы, понижая или повышая его, выделять смысловые части. И конечно, постоянно работать над дикцией.

Преподавателю необходимо с самого начала лекции установить визуальный контакт с аудиторией. Для этого, как минимум, нельзя читать лекционную речь по бумажке и нужно обязательно использовать иллюстративный материал (слайды, схемы, таблицы и т.п.). Важно прибегать к цифровой (статистической) информации и преподносить ее лучше в сравнении, следует повторять главные мысли, интерактивно вовлекать студентов в процесс изложения лекционного материала, делать их участниками учебной коммуникации.

Авторы данной публикации позволили себе дать некоторые советы в применении интерактивных риторических приемов. Нужно задавать вопросы слушателям, попытаться построить диалог с аудиторией: Так ведь? Согласны со мной? Идем дальше?. Говорить следует так, как будто идет не монолог, а совместная работа со студенческой аудиторией: Сейчас мы с вами..., Наверняка вам будет интересно узнать..., Давайте вместе посмотрим на слайд и увидим на нем.. Надо приглашать аудиторию к принятию решений, к формулировке микровыводов и при этом спрашивать: Хорошо ли меня слышно? Стоит ли свет в зале сделать ярче? Всем ли видно таблицу, которую я держу?

Говорить во время лекции со студентами надо так, будто они сейчас будут отвечать на ваши вопросы: Вы можете со мной не согласиться., Вы спросите, откуда у меня такие сведения, и я отвечу... и т.п. Хорошая лекция никогда не будет формальной,

но при этом подчеркивать, что преподаватель ее тщательно и долго готовил, не обязательно. Чем более естественно, свободно и непринужденно звучит лекторская речь, тем лучше. Необходимо приводить необычные, интересные примеры, рисовать образ в сознании студента - именно так излагаемая информация запоминается лучше всего. Важно благодарить за то, что слушают вас, помнить о комплиментах студенческой аудитории, делать это искренне и с улыбкой, соблюдать правила и нормативность русской литературной речи.

Авторы статьи не ставили здесь задачу подробно останавливаться на описании норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических и т.п.) и нормативности грамотной русской речи. Отметим лишь, что, например, выбор между звонит -звднит (неправ.), средства - средства (неправ.) и под. давно стало лакмусовой бумажкой образованного человека, как и правильно употреблять - произносить и писать - слово договдр - договдры. Да, именно так, с ударением на третьем слоге и с финалью -ы во множественном числе, а не ддговор (неправ.) - договора (неправ.) как это часто можно услышать. Кафедра русского языка планирует уже в этом учебном году на сайте СГМУ создать информационную страничку о русском языке и грамотности русской речи. В проекте также проведение для всех желающих интерактивного диктанта. Как мы думаем, каждый человек в конечном счете решает для себя сам: Как ему говорить? Стоит ли учиться риторике? Это почти как чистить зубы или нет и ходить ли в парикмахерскую? Выбор - свободный?

В памяти студентов (а мы сами ими когда-то были) остаются те преподаватели, кто отмечен печатью харизмы, к лингвистическим и экстралингвистическим признакам которой относят в ряду прочих такие характеристики, как умение общаться, грамотную красивую речь, хорошие риторические способности, сильный характер, достойную и уверенную манеру держаться, профессиональные навыки. На занятиях по риторике и искусству публичных выступлений, которые вот уже второй год проходят для старшекурсников и аспирантов на кафедре русского языка в рамках работы студенческого научного общества, слушатели с благодарностью вспоминают и отмечают лекторское мастерство наших коллег: Авчинникова А.В., Лединникова И.М., Мешковой Р.Я., Новикова В.Е., Остапенко В.М., Правдивцева В.А., Покусаевой В.Н.

В работе циклов совершенствования профессорско-преподавательского состава нашего вуза «Актуальные вопросы педагогики высшей школы» преподаватели кафедры русского языка читают лекции, освещающие вопросы коммуникативной компетенции преподавателя высшей школы и актуализирующие проблему академической риторики.

Считаем, что каждый преподаватель, то есть каждый из нас, являясь в разной степени успешной языковой личностью, тем не менее должен постоянно совершенствовать свое умение грамотно и красиво говорить, логично и ясно выражать свои мысли, учиться риторике высшей школы, мастерству чтения лекций и общения. Академическая риторика - это не только талант, но и результат тщательной подготовки и целенаправленной каждодневной работы.

Литература

1. Вансовская, Л.И. Практикум по технике речи [Текст] / Л.И. Вансовская. - С-Пб: Изд-во СПб Ун-та, 1997. - 101 с.

2. Волков, А.А. Основы риторики [Текст] / А.А. Волков. - М.: Академический проект, 2013.

- 304 с.

3. Лешутина, И.А. Риторика. Искусство публичного выступления [Текст] / И.А. Лешутина.

- М.: Pretext, 2011. - 302 с.

4. Северская, О.И. По-русски, правильно! [Текст] / О.И. Северская. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

5. Сопер, П. Основы искусства речи. [Текст] / П. Сопер. - М., 2013. - 448 с.

6. Справочно-информационный портал «Грамота.ру» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://www.gramota.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.