Научная статья на тему 'Интеграция риторики и функциональной стилистики в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе'

Интеграция риторики и функциональной стилистики в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
164
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Н. А. Егоренкова

Статья посвящена проблемам методики преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе. Рассмотрен вопрос о необходимости интеграции риторики и функциональной стилистики как аспектов этой учебной дисциплины. В статье описан опыт формирования навыков в сфере академического красноречия у студентов-первокурсников разных специальностей, обучающихся в Санкт-Петербургском государственном горном институте. В частности, предлагаются методические рекомендации по организации учебной студенческой научной конференции на практических занятиях по курсу «Русский язык и культура речи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is dedicated to problems of teaching methods in the Russian Language and Culture of Speaking course in technical colleges. A problem which concerns the necessity to integrate rhetoric and functional linguistics is stated. Experience of how to develop skills in the sphere of academic oratory in the first year students of different specialties who study in the St. Petersburg State Mining Institute is described. Some methodological recommendations on how to organize students’ scientific conferences for the teaching purposes during practical classes of the Russian Language and Culture of Speaking course are given.

Текст научной работы на тему «Интеграция риторики и функциональной стилистики в практике преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе»

УДК 82.085:378.147

Н.А. ЕГОРЕНКОВА

Санкт-Петербургский государственный горный институт

(технический университет)

ИНТЕГРАЦИЯ РИТОРИКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена проблемам методики преподавания курса «Русский язык и культура речи» в техническом вузе. Рассмотрен вопрос о необходимости интеграции риторики и функциональной стилистики как аспектов этой учебной дисциплины.

В статье описан опыт формирования навыков в сфере академического красноречия у студентов-первокурсников разных специальностей, обучающихся в Санкт-Петербургском государственном горном институте. В частности, предлагаются методические рекомендации по организации учебной студенческой научной конференции на практических занятиях по курсу «Русский язык и культура речи».

This article is dedicated to problems of teaching methods in the Russian Language and Culture of Speaking course in technical colleges. A problem which concerns the necessity to integrate rhetoric and functional linguistics is stated.

Experience of how to develop skills in the sphere of academic oratory in the first year students of different specialties who study in the St. Petersburg State Mining Institute is described.

Some methodological recommendations on how to organize students' scientific conferences for the teaching purposes during practical classes of the Russian Language and Culture of Speaking course are given.

«Русский язык и культура речи» - комплексная дисциплина, включающая в себя такие аспекты, как нормы современного русского литературного языка, функциональные стили, риторику [3, с.2-3].

Первая важнейшая задача, встающая перед преподавателем технического вуза, -определить, какие вопросы каждого из аспектов включить в лекционные и практические курсы занятий, как распределить материал, приспосабливая его к отведенному учебным планом количеству часов. Вторая -найти оптимальный способ соединения аспектов в единую, целостную систему.

Опыт решения этих задач имеется на кафедре русского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета). Цикл лекций, который адресован первокурсникам, начинается лекцией, посвященной анализу структуры и задач курса, характеристике современного русского ли-

тературного языка; далее следуют лекции по научному стилю как одному из функциональных стилей русского языка.

Параллельно на практических занятиях начинается работа не только над особенностями научного стиля речи (лингвистические особенности, жанры, правила оформления научной работы, например, реферата и так далее) [2], но и над культурой устной речи, ораторскими манерами. Студенты также знакомятся с классификацией речей по сфере применения и по цели высказывания [1, с.243], сравнивают эти классификации с классификацией функциональных стилей литературного языка и, наконец, получают представление о научном докладе как жанре публичной речи информационного вида [4, с.172-174].

Основные усилия как преподавателя, так и студентов на практических занятиях направлены на подготовку и проведение серии учебных научных студенческих конфе-

ренций. Количество занятий, на которых студенты выступают с докладами, колеблется от четырех до шести в зависимости от количества студентов в группах.

Работа по подготовке учебной научной студенческой конференции (далее - конференции) начинается с написания каждым студентом учебного реферата по выбранной теме. Умение написать и правильно оформить реферат - одно из важнейших практических умений, которым должен овладеть каждый студент-первокурсник технического вуза на занятиях по «Русскому языку и культуре речи» в процессе изучения темы «Научный стиль как один из функциональных стилей современного русского литературного языка». Сейчас по понятным причинам мы не будем касаться этой важной и интересной темы. Работа над рефератом для наших целей - один из этапов подготовки к риторической деятельности, и здесь для преподавания важно, во-первых, предложить такой список тем, в котором каждый студент смог бы найти для себя тему, созвучную его личностным интересам; во-вторых, сформировать микроколлективы единомышленников (по 4-5 человек), которые в дальнейшем и станут организаторами отдельных конференций.

Для этого должны быть сформулированы 5-7 общих тем (они станут темами конференций), а каждая тема должны быть представлена 4-5 подтемами (они предлагаются как темы рефератов, следовательно, и докладов). В качестве примера приведем фрагмент списка тем, предлагаемых студентам нашего вуза:

1. Оратор и аудитория.

2. Неязыковые средства выразительности в речи оратора.

3. Культура делового общения.

4. Нелитературные факты языка.

5. История риторики.

6. Традиции красноречия в России.

7. История современного русского литературного языка.

Четвертая тема «Нелитературные факты языка», например, представлена следующими подтемами:

4.1. Диалекты русского языка.

4.2. Городское просторечие.

4.3. Проблема сквернословия в русском языке.

4.4. Молодежный жаргон.

4.5. Компьютерный жаргон.

Сам процесс распределения тем может приобрести игровую форму аукциона. Для этого предварительно студенческая группа должна разбиться на подгруппы (например, по 5 человек) и затем уже эти микроколлективы выбирают своего руководителя (именуемого председателем), темы (на аукционе тем), а затем, получив список подтем, распределяют темы реферата между собой.

Таким образом, первый этап пройден. Преподавателю здесь отведена очень важная организующая и мобилизующая роль. Он должен вдохновить студентов на работу. С этого занятия студенты должны уйти с желанием немедленно приняться за работу. Поэтому завершить занятие уместно написанием предварительного плана реферата.

Второй этап - проведение конференции. Если условия аудитории, в которой проходят занятия, позволяют, целесообразно организовать места для «президиума», то есть перед группой за одним столом посадить всех докладчиков (в том числе и председателя), а также секретаря.

Председатель произносит приветственную и заключительные речи, предоставляет слово докладчикам. Очень важная обязанность возлагается на секретаря (это может быть один из докладчиков или доброволец из группы с секундомером, например, на мобильном телефоне). Секретарь должен следить за регламентом. Время выступления оговаривается заранее (5-7 минут), но, как правило, отсутствие опыта публичных выступлений мешает докладчикам укладываться в отведенное время. Эффективным инструментом воздействия на выступающих оказывается звуковой сигнал, подаваемый, например, с помощью обычного колокольчика (или телефона). Первый (предупредительный) сигнал подается через 6, второй - через 7 минут. После ка-

_ 177

Санкт-Петербург. 2005

ждого выступления секретарь сообщает аудитории время звучания речи.

Докладчик делает сообщение, целевая установка которого - дать интересную и по возможности исчерпывающую информацию. Естественная реакция аудитории на такое сообщение - оценка «Как интересно!». Докладчик должен продемонстрировать свое риторическое мастерство: привлечь к себе и к своей теме внимание аудитории, поддерживать контакт со слушателями, приветствовать их, благодарить за внимание и прочее.

Аудитория должна целенаправленно слушать выступления докладчиков и фиксировать свои наблюдения по схеме, рекомендованной преподавателем. Эта схема может включать следующие пункты:

1. Фамилия, имя выступающего.

2. Тема доклада.

3. Время звучания речи.

4. Замечания (что не понравилось, говорит свободно или слишком привязан к тексту, приводит ли примеры и так далее).

Слушатели могут задать 2-3 вопроса докладчику; студента, завершившего выступление, провожают аплодисментами.

Преподаватель на время проведения конференции свои организаторские функции передает председателю и занимает место (в прямом и переносном смысле) рядового слушателя. После завершения работы всей группы докладчиков преподаватель может еще раз поблагодарить всех выступивших, аудиторию и председателя. Уместно сделать замечания, отметить очевидные успехи, задать вопрос докладчикам, довольны ли они своим выступлением.

В ход работы конференции вмешиваться следует только в крайнем случае: неадекватна реакция аудитории, значительно превышено время выступления и тому подобное. В заключение преподаватель должен напомнить, какая группа докладчиков будет выступать на следующем занятии.

Третий этап - подведение итогов конференции. На практическом занятии, где выступит последняя группа докладчиков, студенты пишут письменную работу (1520 минут) на тему «Лучший докладчик нашей группы». В этой работе должны быть

указаны фамилия, имя лучшего докладчика, тема его доклада, время звучания выступления. Определяя лучшего докладчика, студенты должны учитывать:

• содержательную ценность сообщения,

• качество его риторической формы,

• умение докладчика отвечать на вопросы.

Важно оценить и степень подготовленности, организованности каждой группы докладчиков, степень интересности докладов по той или иной теме. Для этого преподаватель может напомнить темы конференций, фамилии руководителей групп и предложить студентам определить рейтинг групп открытым голосованием.

Итоги следует подвести на этом же занятии, объявив имена трех студентов, набравших наибольшее количество голосов. Двух-трех докладчиков группа должна делегировать для выступления на лекционном потоке (то есть перед студентами 3-5 групп). Преподаватель вправе внести свои коррективы и рекомендовать для выступления кого-то из студентов, чьи ораторские достоинства остались незамеченными группой. На лекционном занятии, таким образом, слово для доклада получат 6-10 человек. Три лучших докладчика определяются тайным голосованием, и их имена объявляются на следующем лекционном занятии.

Участие в учебных научных конференциях позволяет студентам не только приобретать опыт публичных выступлений, но и постигать особенности научного стиля речи - ведущего функционального стиля любого современного вуза. Следует также отметить, что, только моделируя на занятиях условия, приближенные к реальным условиям порождения публичной речи, можно научить студентов быть успешными ораторами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. М.-Воронеж: Мо-дэк, 2002.

2. Пособие по научному стилю речи: для вузов технического профиля / Под ред. И.Г.Проскуряковой. М.: Флинта-Наука, 2004.

3. Русский язык и культура речи: Проект программы. СПб: Златоуст, 2001.

4. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие. М.: Академия, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.