НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ЮРИСТА
З.С. Зюкина
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются различные формы организации учебной деятельности, которые способствуют приобретению студентами новых знаний, закреплению коммуникативных умений и формированию навыков публичных выступлений в условиях игрового состязательного судебного процесса.
Ключевые слова: навык, правовая, коммуникативная, психологическая и лингвистическая составляющие публичного выступления, форма организации общения, коллективно-групповые формы занятий
Юрист — профессия с «повышенной речевой ответственностью», потому что в ней ответственность за свое речевое поведение, за умение владеть словом необычайно велика. В профессии юриста слово — это профессиональный инструмент, и владение им тем лучше, чем чаще инструмент настраивается, используется, «тренируется».
Человеку конкретный язык дан не от природы. Генетически ему дана только языковая способность, а не ее реализация. Овладевает же человек языком как навыком только в процессе коммуникации, только в процессе публичного выступления в нашем конкретном случае [1. С. 130].
Рассмотрим фрагмент занятия «Навыки публичного выступления юриста» со студентами 3 курса, представляющий собой игровой состязательный судебный процесс.
Цель занятия — приобретение студентами новых знаний, закрепление коммуникативных умений и формирование навыков публичных выступлений в условиях состязательного процесса в суде.
Задачи занятия:
1) получение студентами знаний о подготовке содержания публичного выступления юриста в условиях состязательного процесса в суде;
2) обучение студентов умению различать и гармонично сочетать правовую, коммуникативную, психологическую и лингвистическую составляющие публичного выступления юриста;
3) приобретение умения отстаивать позицию стороны по делу в ходе выступления в прениях;
4) отработка некоторых навыков оформления публичной речи юриста (язык, стиль, риторические и речевые приемы).
Достижение поставленной цели, решение приведенных задач, отработка навыков публичных выступлений предполагает предварительное ознакомление с «сюжетом» уголовного дела с участием несовершеннолетних, основанном на реальном уголовном деле [3].
Первая часть занятия — «круглый стол», тема — «Единство правовой, коммуникативной, психологической и лингвистической составляющих публичного выступления юриста». Задачами данного этапа работы являются:
1) выявление имеющихся у студентов знаний и представлений из различных отраслей права и учебных дисциплин об институтах государства и общества, действующих в «нише» защиты прав несовершеннолетних;
2) выявление уровня знаний студентов, полученных из таких учебных дисциплин, как «Русский язык и культура речи» и «Ораторское искусство юриста»;
3) формирование системного подхода к изучаемой проблеме. Поскольку вопрос о правовой, коммуникативной, психологической и лингвистической составляющих публичного выступления юриста требует разносторонних знаний, целесообразно заранее подготовить сильных студентов по ряду вопросов для обсуждения на «круглом столе». Преподаватель должен предварительно проконсультировать выступающих, объяснить где и на чем сделать акценты, чтобы не выйти за пределы обсуждаемой проблемы.
Рассматривая правовую, коммуникативную, психологическую и лингвистическую составляющие публичного выступления. Необходимо продемонстрировать студентам, что публичное выступление юриста — это конкретная речевая ситуация, которая имеет свои компоненты речи: кто говорит — кому говорит (коммуниканты, собеседники, партнеры); что говорит (содержание); зачем говорит (цель, коммуникативное намерение).
В процессе публичного выступления коммуниканты строят свое речевое поведение с учетом этих компонентов (как минимум). Поэтому важно «формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с ней, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением» [2. С. 7].
Далее вместе со студентами нужно условно разделить эти компоненты (аспекты), чтобы более детально проанализировать каждый из них, затем подвести студентов к пониманию неразрывности и гармонии в единстве обозначенных аспектов публичного выступления юриста как уникальной речевой ситуации. Правовой аспект речи
Под правовым аспектом речи понимается то, что является содержанием речи:
позиция по делу;
анализ фактов;
характеристика свидетелей;
повторение позиции стороны;
объяснение закона и т.д.
Коммуникативный аспект речи
1. Целевая установка (цели, коммуникативное намерение) речи — зачем, почему эта речь говорится:
чтобы защитить права человека; чтобы обвинить;
чтобы оказать воздействие на кого-либо; чтобы убедить в чем-либо;
чтобы отказать в принятии искового заявления; чтобы проинформировать и т.д.
Целевых установок речи множество, так как они связаны с потребностями человека в коммуникативном воздействии на других людей. Каждая из целевых установок имеет свои лингвистические и паралингвистические средства выражения, начиная со структуры построения текста и выбора лексики и кончая интонационным контуром, мимикой и жестами.
2. Коммуникативная ситуация — где, когда, при каких условиях речь произносится:
во время судебного процесса; во время следствия; во время публичного выступления; во время частной беседы; во время интервьюирования; во время консультирования и т.д. Психологический аспект речи
1. Адресант речи — кто говорит, в какой роли выступает: представитель органов опеки и попечительства; юрист-консультант;
представитель органов внутренних дел;
уполномоченный по правам ребенка;
адвокат;
прокурор;
судья;
преподаватель юридического факультета и т.д.
2. Адресат речи — кому говорят: процессуальному оппоненту; органу местного самоуправления; подследственному; обвиняемому;
ответчику или истцу; присяжным заседателям; судье;
студенту-юристу и т.д.
Лингвистический аспект публичного выступления
Под этим понимается форма публичного выступления: как, при помощи каких языковых (и не только) средств передается то, что мы хотим донести до слушателя. Подбирая слова для выражения мыслей, студенты должны руководствоваться следующими параметрами:
подходит ли слово по смыслу (точность); правильно ли они его употребляют (правильность); понятно ли оно собеседнику (доступность); уместно ли оно в данной ситуации (уместность); выразительно ли оно (выразительность);
верно ли студенты располагают слова относительно друг друга (логичность) [1].
Итак, при помощи каких языковых (и не только) средств студенты достигают поставленных целей:
применение риторических приемов привлечения и удержания внимания аудитории;
учет особенностей стиля публичного выступления;
учет особенностей жанра выступления стороны по делу (защита нарушенных прав несовершеннолетних, защита интересов семьи, защита публичных интересов и т.д.);
применение речевых средств воздействия, используемых при выступлении;
использование языковых средств, создающих логичность публичного выступления;
употребление лексических приемов публичного выступления юриста;
владение техникой речи (голос, дикция, интонация, паузы и т.д.);
использование языка движений (невербальных средств общения).
Бесспорно (и студенты должны это увидеть), правовая, коммуникативная, психологическая и лингвистическая составляющие публичного выступления юриста не могут существовать раздельно. Только гармоничное их сочетание обеспечивает убедительность и эффективность публичного выступления в конкретной речевой ситуации.
По окончании данного этапа работы студентам раздается таблица, отражающая систему органов и организаций в Российской Федерации и ее субъектах на муниципальном уровне, призванных защищать права детей.
В ходе работы студенты не изучают «сюжет» уголовного дела с участием несовершеннолетних «впервые», его содержание должно быть знакомо до занятия. Поэтому студенты, приходя в аудиторию, должны иметь свое индивидуальное видение решения проблемы и ответы по следующим правовым вопросам:
1) круг нарушенных прав несовершеннолетних Анны и Михаила Морозовых и возможности их защиты;
2) права Г.В. Морозовой и правовая позиция по делу в ее интересах;
3) публичные интересы (интересы общества и государства) в сфере защиты интересов семьи и прав несовершеннолетних.
Студенты делятся на пары. Каждый студент представляет свое видение проблемы, логически обосновывает ход своих рассуждений, в диалоге обсуждаются общие точки соприкосновения.
Несколько пар позже объединяются (по порядку, по желанию и др.) в группу № 1, другие пары объединяются в группу № 2, следующие пары в группу № 3. Три группы по указанным выше трем правовым вопросам и будут готовить выступления сторон по делу. Группы должны четко сформулировать свою правовую позицию по делу. По окончании данного этапа работы группы получают критерии оценки публичного выступления, которые должны быть учтены при подготовке выступления [1].
В группах идет обсуждение правовых вопросов, вырабатывается окончательная позиция по делу, готовится наиболее удачный вариант выступления. Важно, что-
бы студенты, используя юридическую аргументацию позиции стороны по делу, использовали все то, что входит в «словесное выражение».
Далее представители групп демонстрируют выступления сторон по делу. Сначала выступает представитель первой группы, определивший круг нарушенных прав несовершеннолетних Анны и Михаила Морозовых и защищающий их интересы; затем вторая группа, определившая права Г.В. Морозовой и представляющая ее интересы. Последней выступает представитель третьей группы, определивший публичные интересы общества и государства в сфере защиты интересов семьи и прав несовершеннолетних, выявляет круг органов и организаций, призванных защищать интересы семьи и права детей.
Это своего рода игровой состязательный судебный процесс, который является кульминационным моментом семинара. Так как интересы несовершеннолетних детей, их матери, интересы общества и государства не совпадают, после выступления каждой стороны по делу представители других групп задают вопросы. Роль судьи может сыграть любой из участников семинара.
Анализ «чужих» выступлений проводят «эксперты» каждой группы, используя критерии оценки публичного выступления. Представитель стороны по делу, набравший максимальное количество баллов, признается лучшим. Однако анализ выступлений должен носить в основном позитивный характер. Желательно сделать акцент на положительных моментах выступлений, а они есть всегда. Важно, чтобы студенты ушли с семинара с приподнятым эмоциональным настроем и желанием совершенствовать свои навыки.
Известно, что обучение навыкам публичного выступления, как и обучение любому навыку, содержит в себе четыре стадии: неосознанное незнание; осознанное незнание; осознанное знание; неосознанное знание.
Используемая нами форма организация общения на занятиях ведет студента по указанным четырем стадиям. Изучение конкретной проблемы, самостоятельная, индивидуальная работа в ситуации подготовки к общению формирует новый опыт и переводит из стадии неосознанного незнания в область осознанного незнания. Общение на семинарах в процессе работы в парах, небольших группах обеспечивает осознанное знание. Для того чтобы перевести это осознанное знание в неосознанное, важно закрепить его через собственный речевой опыт [1. С. 126].
Следовательно, чем больше будет речевого опыта, чем чаще студент будет погружаться в ситуации, имитирующие реальную деятельность юриста, насыщенную правовыми проблемами, которые требуют решения не только с позиций теории, нормативно-правового регулирования, но и речевой практики, тем быстрее сформируется (наряду с другими практическими навыками) и профессиональный навык публичных выступлений.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Зюкина З.С. Профессиональные навыки публичного выступления юриста и способы их формирования // Научная школа профессора Т.А. Ладыженской: коллективная монография. Вып. 3. М.: Экзамен, 2015.
[2] Ладыженская Т.А. Обучение общению: методика школьной риторики. Учебное пособие для педагогов, студентов педвузов, преподавателей и слушателей системы повышения квалификации / Т.А. Ладыженская и др. М.: Баласс, 2013.
[3] Немытина М.В., Новикова Н.П. Соотношение частных и публичных интересов в защите прав / Программы клинического юридического обучения: учебно-методическое пособие. Вып. 4. Защита прав человека. Саратов: Научная книга, 2008.
Статья поступила в редакцию 14 июня 2016 г.
SOME PROBLEMS OF FORMATION OF PUBLIC SPEAKING SKILLS
OF A LAWYER
Z.S. Zyukina
Peoples' Friendship Univerity of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article considers various forms of educational activities that contribute to students acquiring new knowledge, consolidation of communicative skills and skills of public speaking in terms of playing an adversarial court process.
Key words: skill, legal, communicative, psychological and linguistic components of public speaking, organizational communication, collective group forms of study
REFERENCES
[1] Zyukina Z.S. Professional'nye navyki publichnogo vystuplenija jurista i sposoby ih formirovanija. Nauchnaja shkola professora T.A. Ladyzhenskoj: kollektivnaja monografija. Vyp. 3. M.: Jekzamen, 2015 [Professional public speaking skills of a lawyer and the ways of their formation. Scientific school of Professor T.A. Ladyzhenskaya: the Collective monograph: issue 3. M.: Publishing House "Exam", 2015].
[2] Ladyzhenskaja T.A. Obuchenie obshheniju: metodika shkol'noj ritoriki: uchebnoe posobie dlja pedagogov, studentov pedvuzov, prepodavatelej i slushatelej sistemy povyshenija kvalifikacii / T.A. Ladyzhenskaja i dr. M.: Balass, 2013 [Learning to communicate: methods of school rhetoric. Textbook for teachers, students of pedagogical institutes, teachers and listeners of system of professional development. T.A. Ladyzhenskaya and others. M.: Balass, 2013].
[3] Nemytina M.V., Novikova N.P. Sootnoshenie chastnyh i publichnyh interesov v zashhite prav. Programmy klinicheskogo juridicheskogo obuchenija: Uchebno-metodicheskoe posobie. Vyp. 4. Zashhita prav cheloveka. Saratov: Nauchnaja kniga, 2008 [The ratio of private and public interests in the protection of rights. Programmers of clinical legal education: textbook. Issue 4. Protection of human rights. Saratov: Scientific book, 2008].