УДК 378.02:372.8
Малинина Марина Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры русского языка Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
учащихся в техническом вузе
Аннотация. В статье рассматривается формирование жанровой компетенции студентов технического вуза в процессе преподавания спецкурса «Язык и логика публичных выступлений». Особое внимание уделяется методике обучения. Описывается опыт использования авторской модели изучения речевых жанров.
Ключевые слова: жанровая компетенция, язык и логика публичных выступлений, методика обучения, модель изучения речевых жанров.
Malinina Marina Gennadievna
Senior lecturer of the Russian Language Department of Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
IMPROVEMENT OF ORAL SPEECH AND wRITING FOR THE STUDENTS OF THE TECHNICAL HIGHER SCHOOL INSTITUTIONS
Abstract. The article focuses on the genre competence building for the technical students in the process of conducting a course "Language and logics of public speech". The special attention is given for the teaching approaches. The experience of usage of author's speech genre study model is described in the article.
Keywords: genre competence, language and logics of public speech, teaching methods, speech genre study model.
Одной из актуальных задач современной средней и высшей школы является формирование лингвистической (языковой) и коммуникативной (речевой) компетенций учащегося как носителя русского литературного языка. Компетенция понимается нами как совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками и студентами в процессе обучения, а также способность к выполнению ими речевой деятельности.
Данные компетенции формируются в процессе развития устной и письменной речи учащихся на этапе основного общего образования, прежде всего, на уроках русского языка. В настоящее время существует несколько учебно-методических комплексов по обучению русскому языку в 5-9 классах средней школы. Авторы некоторых из них основной упор делают на формирование языковых умений и навыков, то есть на формирование лингвистической компетенции как овладения системой сведений
об изучаемом языке по его уровням: фонемному, морфемному, лексическому и синтаксическому [5]. Это учебник под редакцией М. В. Панова, вторая линия учебников на основе комплекса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова (существует только для 8-9 классов, авторы - С. Г. Бархударов и др.), учебно-методический комплекс под редакцией С. И. Львовой. Большинство авторов учебников по русскому языку, развивая речь учащихся, уделяют основное внимание стилистике текста: структуре речевых произведений, способам создания связности текста, его смысловому строению, типам и стилям речи. Ряд учебных комплексов включает в себя разделы («Речь» в учебнике под редакцией Е. А. Быстровой; «Текст», «Типы речи», «Стили речи» в учебнике под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта), отдельные книги («Русская речь» Е. А. Никитиной), предполагающие формирование у школьников речевой компетенции как владения спо-
собами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умения пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи. Однако только один из учебно-методических комплексов (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.), в обновлённой редакции для 5-6 классов, содержит теоретические сведения об основах речевой коммуникации и систему упражнений по развитию коммуникативных умений (виды чтения, слушания, составляющие речевой ситуации и т. п.), то есть формирует коммуникативную компетенцию как способность организовывать свою речевую деятельность в её продуктивных и рецептивных видах.
Следующая ступень образования - высшая школа - опирается на лингвистические и коммуникативные знания, умения и навыки, сформированные у носителей языка в процессе получения основного общего образования. Однако для обеспечения учебно-профессиональной (учебно-научной) и в будущем профессионально-коммуникативной деятельности студентам необходим уровень владения языком и речью, требующий развитых навыков публичных деловых и научных коммуникаций, умения создавать и редактировать тексты профессионального назначения и пр. Возникает необходимость в процессе обучения вновь вернуться к формированию коммуникативной компетенции только на более высоком уровне - уровне жанровой компетенции как конечной формы представления текста. Жанровая компетенция предполагает сформированное представление о многообразии видов жанров (выделяемых в зависимости от цели и выполняемых функций), умение выбрать жанр сообразно речевой ситуации, представить его в соответствии с социально одобренной моделью, реализованной адекватными языковыми конструкциями и стилистическими средствами [2].
В программу обучения техническим специальностям в вузе по ГОС второго поколения входил элективный курс «Русский язык и культура речи», который формировал жанровую компетенцию в сфере научного и делового общения. В перечень обязательных дисциплин ФГОС-3 он не включён, потому в целях обеспечения коммуникативных потребностей студентов в Новосибирском
государственном техническом университете на старших курсах технических факультетов проводятся речеведческие спецкурсы («Язык и логика публичных выступлений», «Культура речи и культура поведения», «Русский язык и культура делового общения» и др.). Данные спецкурсы имеют коммуникативно-ситуативную направленность, имитируют условия естественного профессионального общения и активизируют творческую речевую деятельность учащихся, способствуя формированию жанровой компетенции.
Рассмотрим в качестве примера преподавания подобных дисциплин в техническом вузе разработанный нами спецкурс «Язык и логика публичных выступлений» [3]. Методика проведения занятий по предмету включает два обязательных этапа: подготовка к общению (анализ текста и жанровой модели) и практика в общении. Весь цикл занятий, основанный на принципе коммуника-тивно-деятельностного подхода к обучению, представляет собой подготовку студентов к определённому виду речевой деятельности и практику в самой деятельности. Как было сказано выше, только один из учебных комплексов (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.) реализовывает идею интегрированного обучения языку и речи в средней школе. Вероятность, что часть студентов технических специальностей изучала русский язык по этим книгам, существует, однако в процентном соотношении их доля невелика. Поэтому в спецкурсе «Язык и логика публичных выступлений» используется идея разработчиков данного комплекса. В течение нескольких занятий (8-10 корректировочных часов) формируются или развиваются имеющиеся коммуникативные умения и навыки, связанные с отдельными видами речевой деятельности (чтением, письмом, говорением, слушанием). (Ср. с методикой, реализованной в учебнике для высшей школы «Речевая коммуникация» под редакцией О. Я. Гойхмана [1]).
В дальнейшем, исходя из коммуникативных потребностей студентов технических специальностей, связанных с научной и деловой сферами общения, на занятиях по спецкурсу «Язык и логика публичных выступлений» изучаются следующие устные и письменные речевые жанры:
В научной сфере: аннотация, резюме-выводы, реферат, сообщение (по реферату), тезисы доклада, доклад, слово на защите, научная дискуссия.
В деловой сфере: деловое письмо, заявление, резюме, комплимент, официальная поздравительная речь, речь на защите проекта, речь-представление при устройстве на работу, деловые переговоры.
Изучение на каждом занятии 1-2 жанров речи (например, резюме в деловом стиле и речи-представления при устройстве на работу), требует продуманной подготовки к общению: знакомства с определением жанра, ситуацией общения, в которой жанр функционирует, логико-композиционной структурой и набором языковых средств (клише) для создания текста данного жанра [4]. Эти жанровые составляющие должны быть рассмотрены, т. е. выявлены при анализе речевых образцов - текстов данного жанра. При первичном знакомстве с жанром в этой роли выступают тексты из учебников и учебных пособий, абсолютно соответствующие канонам жанра. Следующий этап работы направлен на развитие у носителей языка осознанного критического отношения к речевым продуктам - текстам: с этой целью учащимся предлагается оценить анонимные тексты, созданные студентами других групп, выявить в них жанрообразующие и жанро-определяющие признаки, а также найти ошибки (если таковые имеются), нарушающие границы жанра.
Поскольку текст является порождением письменного варианта языка, а его устная форма выступает как вторичное производное образование [2], в процессе освоения устного жанра речи необходимо сформировать у студентов умение создавать письменный вариант - заготовку будущего устного высказывания, т. е. развивать устные речевые навыки на базе имеющихся письменных речевых навыков. Один из ключевых моментов работы на занятии - создание письменного варианта текста изучаемого устного жанра речи (например, речь на защите проекта, официальная поздравительная речь) или текста письменного речевого жанра на основе проанализированного речевого образца. Работа над текстом проходит в парах или группах, что создаёт условия для активного использования при взаимодействии
студентов всех видов речевой деятельности, поскольку в процессе совместного создания письменного текста авторы читают черновые наброски, слушают замечания и предложения друг друга и обсуждают конечный вариант текста.
Организация учебной деятельности студентов на занятиях по курсу «Язык и логика публичных выступлений» строится как моделирование речевых ситуаций, определяющих создание и использование жанров научного и делового стиля в рамках профессионального общения. Для успешного освоения устных речевых жанров необходимо выступление, показывающее, насколько конечный речевой продукт отличается от письменного варианта, лежащего в его основе. В процессе последующего самоанализа выступления оратором, его анализа преподавателем и студентами, осваиваются изученные в начале курса навыки слушания и говорения (приёмы эффективного слушания, умение формулировать оценочные суждения, навыки ведения дискуссии и пр.).
Последний этап формирования жанровой компетенции предполагает устный или письменный анализ преподавателем сданных в конце занятия текстов изучаемого жанра. Студенты знакомятся с результатами анализа только на следующем занятии после осуществления преподавателем тщательной проверки и рецензирования данных образцов речетворчества.
Итак, применяемая нами модель изучения речевых жанров включает следующие этапы:
1) определение речевой ситуации, выбор соответствующего ей жанра (жанров);
2) работа с письменным речевым образцом данного жанра, изучение структуры, запись речевых клише, присущих текстам подобного жанра;
3) выявление жанрообразующих и жанро-определяющих признаков в анонимных продуктивных текстах, написанных студентами других групп; поиск возможных ошибок, нарушающих границы жанра;
4) создание письменного варианта изучаемого устного жанра речи или создание текста письменного жанра речи (работа в парах, в группе);
5) воспроизведение (без опоры на текст) устного жанра речи в учебной речевой си-
туации, приближенной к процессу реальной коммуникации;
6) анализ выступлений преподавателем, студентами; анализ и рецензирование преподавателем письменных вариантов устного жанра речи и текстов письменных жанров речи.
Библиографический список
1. Гойхман О Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: учебник - М.: ИНФРА-М, - 2007. -271 с.
2. Колесникова Н. И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового
образования: монография - Новосибирск: Изд-во НГТУ - М.: Флинта; Наука, 2009. - 408 с.
3. Малинина М. Г. Язык и логика публичного выступления: учебно-методический комплекс для 4 курса по специальностям 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. - [Электронный ресурс]. - URL: http://eHbrary.nstu.ru/source?bib_id=vtls000157723 (дата обращения 11.09.2012).
4. Орлов О. М. Методические перспективы обучения устным деловым жанрам речи // Русский язык в школе. - 2002. - № 5. - с. 82-87.
5. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. - 746 с.