Вторую группу образуют учреждения, осуществляющие содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений по приговору или постановлению суда. К ним отнесены центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, специальная школа открытого типа, Новотроицкая воспитательная колония.
Третья группа - учреждения, осуществляющие функции социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оказание специализированной медико-психологической, психотерапевтической, социально-правовой, педагогической помощи несовершеннолетним и т.п. К этой группе можно отнести республиканский центр социально-психологической помощи населению, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Практические занятия в указанных учреждениях проводятся преподавателем совместно с руководителями или специалистами указанных учреждений. Обязательно проводится обход помещений детских учреждений, знакомство с компетенцией и основными направлениями их деятельности. Практика проведения выездных практических занятий свидетельствует, что наибольший интерес у студентов вызывает посещение детской колонии.
Участие студентов в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется по заранее составленному графику - по 1-2 человека.
Нам представляется, что выездные практические занятия в детских учреждениях оказывают воспитательное воздействие и на самих студентов как будущих специалистов, так и родителей. Они не только получают знания, но и, видя протянутые руки младенца из дома ребенка, незримо становятся мягче, добрее, более ответственнее к свои поступкам. Оптимальное сочетание учебного процесса и практики позволит будущим юристам быть готовыми к решению сложных задач, которые придется решать в практической работе.
В.И. Козин *
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
В любом высшем учебном заведении подготовка будущих специалистов, как правило, проводится в той или иной мере в двух формах: теоретической и практической. Разница в них лишь в соотношении этих форм.
Оценивая данное соотношение, следует констатировать, что для российских вузов до сих пор характерен традиционный подход, академический характер обучения. Студенты в основном получают теоретические знания в ходе аудиторных занятий. Однако эти знания, оторванные от жизни, не подкреп-
Д-р юрид. наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права Марийского государственного университета.
лённые практикой, не воплотившиеся в умения и навыки, зачастую очень быстро, даже сразу после сдачи экзаменов и зачётов улетучиваются, забываются, не закреплённые в сознании, убеждениях. Поэтому многим молодым специалистам на практической работе приходится испытывать некоторую зависимость от более опытных коллег, определенный дискомфорт, ограничивать свою активность и т.п. Приходится доучиваться, учиться работать, пройти, так сказать, дополнительный учебный семестр.
Сегодня немало говорится о практической неприспособленности значительной части выпускников вузов к самостоятельной творческой работе. Усиливающаяся конкуренция на рынке труда, связанная не только с большим количеством выпускников-юристов, но и с необходимостью решать новые, более сложные проблемы, требующие высокой квалификации, заставляет юридические вузы и факультеты все большее внимание обращать на формирование во всех отношениях подготовленных специалистов, искать новые, более эффективные формы и методы обучения.
Основным дидактическим условием развития творческой активности обучающихся в вузе является рациональная организация их самостоятельной работы. Именно такой подход в наибольшей мере способствует повышению эффективности процесса обучения и качества подготовки специалистов. Поэтому Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» предусматривает получение студентом в ходе обучения, помимо знаний, практических навыков и умений. Важным условием реализации данного требования Госстандарта является внедрение системного подхода.
Методологическая специфика образовательного процесса как системы ориентирует на раскрытие целостности объекта (знания, умения, навыки), выявление многообразных типов связей внутри этого объекта.
Системность обеспечивает насыщенность учебного процесса, увеличивает число одновременно решаемых задач. Все это определяет потребность в улучшении взаимосвязи между отдельными составляющими учебного процесса (подсистемами), к которым относятся знания, умения и навыки.
Знания как результат процесса познания действительности, отраженные в сознании студента в виде представлений, понятий, суждений, теорий, даются в ходе теоретических занятий. При изучении общепрофессиональных и специальных юридических дисциплин студенты должны получить определенный базовый минимум знаний в области теории и истории права, современного законодательства по различным отраслям права.
В то же время знание как подсистема находится в тесной взаимосвязи с умением решать те или иные виды задач. В свою очередь, умение как подсистема служит важной основой для выработки навыков, т.е. действий, доведенных до определенного уровня автоматизма.
Возвращаясь к Государственному образовательному стандарту, обратим внимание на то, что его суть направлена на соединение теоретических знаний и практических умений и навыков. В п.1.3. выделены квалификационные требования к профессии юриста. Они включают следующие основные положе-
ния: толкование и применение законов и других нормативных правовых актов; обеспечение соблюдения законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильная квалификация фактов и обстоятельств; разработка документов правового характера, осуществление правовой экспертизы нормативных актов; принятие правовых решений и совершение иных юридических действий в точном соответствии с законом и некоторые другие. Эти положения служат основой требований к профессиональной подготовленности юриста (п. 7.1).
В п. 6.5. Госстандарта «Требования к организации практики» отмечается: «Практика организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков». И, конечно, стандарт, говоря о приобретении и совершенствовании навыков в ходе практики, не отрицает, что часть умений и навыков должна быть получена в ходе аудиторного обучения. Нет никакого сомнения в том, что определенные практические приобретения студенты должны получать на лекционных и семинарских занятиях. Поэтому на юридическом факультете Марийского государственного университета приобретение необходимых умений и навыков осуществляется в двух формах: первая - аудиторные занятия с элементами практической работы, вторая - непосредственно практика, среди видов которой одной из важнейших является практика в факультетской юридической клинике.
Системный подход предполагает единство методов обучения и способов учения, а они, в свою очередь, должны основываться на определенных принципах, наиболее существенными из которых являются: конкретно-целевое планирование, которое требует, чтобы теоретическая и практическая подготовка служила общим целям обучения; принцип полноты, завершенности образовательного цикла, требующий тесной связи разных этапов обучения; принцип деятельностного подхода, предлагающий рассмотрение клинической практики как вида учебной деятельности студента, принцип личностного подхода, требующий учета опыта, потребностей, индивидуальных особенностей характера, уровня развития способностей каждого студента.
Совокупность принципов определяет методы и формы обучения. В данном случае - это клиническое обучение в форме работы с реальным клиентом, которое позволяет студенту получить не только практические навыки, но и является формой познания правовых реалий, получения представлений о мотивах людских поступков, о правовых проблемах, возникающих у людей в конкретных жизненных ситуациях.
В конце 80-х годов ХХ столетия был подготовлен доклад Комитета по развитию университетских клиник США, в котором отмечалось, что клиническое образование - это, прежде всего, метод обучения. Этот метод в основном характеризуется следующим: студентам предлагаются проблемные ситуации, аналогичные тем, с которыми юристы сталкиваются на практике; студенты решают эти проблемы в ролевой игре; от студентов требуется взаимодействие со своими коллегами для определения и решения этих проблем и, возможно,
самое главное - работа студента подвергается тщательному критическому анализу\
Соглашаясь с тем, что клиника - это метод обучения, отметим, что работа с реальным клиентом повышает результативность и эффективность практического обучения.
Говоря о формах и методах обучения студентов в юридических клиниках, необходимо отметить, что в России они впервые были сформулированы еще более ста лет назад. Российские юристы отмечали, что только теоретические знания, приобретаемые студентами, не позволяют им получить соответствующие навыки, что вело к длительному периоду адаптации молодых специалистов в процессе непосредственной работы в судебных или административных учреждениях.
Признавалось, что практические занятия, проводившиеся лишь в форме разбора казусов, не способствовали развитию юридических навыков.
В связи с этим широкую поддержку получила идея юридических клиник. Предусматривалось, что в студенческой клинике должны рассматриваться не все дела клиентов, а только те, по которым учащиеся прослушали специальные курсы. Юридическая помощь оказывалась в трех формах: непосредственно устное консультирование; составление различных заявлений, жалоб; правовое просвещение населения.
Многие правоведы дореволюционной России считали, что курс клинической подготовки должны проходить все студенты. А. Люблинский писал, что ввиду той важности, какую клинические занятия представляют для всякого юриста-практика, их необходимо сделать обязательными для студентов2. Однако всё это оставалось лишь на уровне благих пожеланий.
Советская система юридического образования также делала упор на теоретическую подготовку. В ходе непродолжительной производственной практики должные навыки не успевали сформироваться. Учебные планы не включали специальные курсы, призванные формировать у студентов практические умения и навыки, необходимые в работе юриста.
В ходе государственно-правовых реформ конца ХХ столетия идеи усиления практической направленности обучения, возрождения юридического клинического образования вновь становятся востребованными. Не остался в стороне от этих тенденций и юридический факультет Марийского государственного университета.
В деятельности факультета значительное место занимает практическая направленность обучения. Как уже отмечалось выше, процесс формирования профессиональных умений и навыков студентов состоит из двух взаимосвязанных этапов. На первом, теоретическом этапе обучения студент выступает в роли как объекта, так и субъекта обучения, на втором, практическом этапе
1 Воскобитова Л.А., Тутников А.Б., Захаров В.В. и др. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М.: Дело, 2001. С. 58.
2 Там же. С. 40.
(работа с реальным клиентом) - в основном как субъект обучения. Рассмотрим более подробно формы и методы обучения на этих этапах.
В ходе освоения теоретического материала студент должен усвоить знания, передаваемые ему преподавателем на лекциях. В то же время на семинарских (практических) занятиях при использовании активных форм и методов студент уже в определённой мере становится субъектом обучения.
Одним из основных методов, используемых на юридическом факультете, является имитационная (ролевая) игра. Она позволяет представить в виде ролей некоторые формы деятельности юристов. В процессе игры происходит освоение привычных для юристов ролей судьи, прокурора, адвоката. С целью проведения игры распределяются роли, формируются группы участников. Задачей студентов является работа с источниками и исполнение роли в заданных обстоятельствах конкретного дела. Этот тип практической деятельности дает возможность познакомиться с работой учреждений, например, функционированием суда - с тем, что невозможно описать детально. Преимуществом такой формы практической деятельности является то, что отдельные операции, способы действия, необходимые юристам, в ходе имитационной игры усваиваются непринуждённо, ненавязчиво.
Во многих зарубежных странах имитационные судебные дебаты являются важным компонентом системы обучения. Они используются при организации занятий и для оценки студентов по курсам судебной адвокатуры, уголовного и гражданского процессов, арбитража. В то же время эта форма активного обучения мало используется в учебном процессе на юридических факультетах российских вузов.
Имитационные игры стали широко использоваться на юридическом факультете нашего университета при изучении курсов уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и других дисциплин в связи с привлечением студентов к работе в юридической клинике. В качестве примера использования активных форм обучения рассмотрим модель проведения имитационных судебных дебатов, предложенную доцентом кафедры теории и истории государства и права МарГУ О.А. Сидоровым.
В качестве основной задачи участия в дебатах преподаватель определил привитие и развитие у студентов-юристов следующих профессиональных умений и навыков:
- проведение юридического анализа и постановка юридического диагноза - умение находить, толковать и применять на практике необходимый нормативный материал (нормативно-правовые аспекты, договоры, судебные решения);
- представительство и защита интересов клиента в судебном разбирательстве;
- культура профессиональной письменной и устной речи - логичность и четкая структура, ясность и лаконичность выступления;
- умение оперировать знаниями - аргументированное отстаивание своей точки зрения, умение отвечать на поставленные вопросы, способность делать выводы;
- профессиональная этика юриста;
- умение работать в команде;
- навыки «мозгового штурма»;
- навыки работы с правовыми базами данных, ресурсами Internet.
Дебаты проводятся как в форме ролевой игры (в рамках семинарских занятий), так и в форме специально организуемых соревнований (международных, национальных, региональных, внутрифакультетских). Каждая из этих форм предполагает использование активных методов подготовки студентов, интенсивную самостоятельную работу под контролем преподавателя, повышает интерес студентов к развитию профессиональных умений и навыков.
Обязательным условием проведения дебатов является внешняя оценка уровня профессиональной подготовки студентов независимыми экспертами -членами жюри. Подобная оценка служит одним из объективных показателей качества обучения в юридических вузах.
Судебные дебаты проводятся между двумя командами, каждая из которых состоит из двух человек - старшего и младшего адвокатов, и представляет интересы либо истца, либо ответчика по делу. Порядок и правила проведения дебатов определяются преподавателем (организатором соревнований) и доводятся до сведения участников команд. Правила обычно включают следующие разделы: общая информация о целях и задачах конкурса, требования к составу команд, фабуле, порядок подготовки письменных работ, отражающих позиции команд по делу, и порядок устной презентации, порядок оценивания выступлений команд. Распределение ролей между студентами в команде осуществляется также по усмотрению преподавателя. Как правило, роль старшего адвоката предоставляется более подготовленному студенту. Студенту может быть поручена и функция помощника судьи. Он отвечает за контроль времени при устных выступлениях команд, выполняет поручения судьи, в роли которого выступает преподаватель.
Срок подготовки команд к дебатам различается в зависимости от сложности задания, продолжительности изучения студентами соответствующего курса и формы проведения игр. Позиция по делу должна быть тщательно продуманной, структурированной и четкой. Студентам необходимо свободно оперировать полученными знаниями, что является залогом уверенной, естественной манеры презентации позиции на этапе учебных выступлений.
Порядок устных выступлений определяется правилами дебатов. Обычно первым выступает старший адвокат истца, затем младший адвокат истца, далее старший адвокат ответчика, затем младший адвокат ответчика. В отведенное на выступление время включаются также ответы на вопросы судей. Выступления строго ограничиваются по времени. Обычно члены команды самостоятельно согласуют регламент и перед началом презентации правовой позиции просят судью утвердить его.
Письменные работы, отражающие правовые позиции команд по делу, и устные выступления оцениваются отдельно на основании четких критериев, определенных в правилах. Если в состав жюри входит несколько судей, каждый судья оценивает работы и выступления самостоятельно и независимо.
Общая оценка команды в этом случае складывается из оценок в баллах, поставленных судьями. Судья (судьи) обязательно должен дать четкий комментарий выставленным оценкам.
Имитационные судебные дебаты, как правило, записываются на видеокассеты с целью анализа выступлений (в том числе во время аудиторных занятий по курсу) и дальнейшего использования при подготовке студентов к участию в дебатах более высокого уровня.
Важной формой активного образования, способствующей результативной подготовке студентов к работе в юридической клинике, являются проблемные семинары, широко практикуемые преподавателями факультета. Они проводятся со студентами, которые уже имеют определенные базовые знания в различных отраслях права. Преподаватель на основе анализа юридической практики в определенной области выявляет проблему, определяет приемы и методы, которые позволяют наиболее эффективно решать задачи обучения. В ходе семинарского занятия, проводимого в виде диалога на основе теоретических и практических знаний, студенты находят пути разрешения правовой проблемы или ситуации. В процессе подготовки студентов к работе с клиентами преподаватели юрфака активно используют методику так называемого «круглого стола». Этот метод позволяет эффективно реализовать принципы партнерства и равноправия в процессе обучения. Для этого, как правило, выбирается сложная юридическая проблема, где нет единства мнений, подходов.
В ходе дискуссий круглого стола происходит активный обмен знаниями, вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, обосновывать предлагаемые решения, умения решать проблемы.
Например, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран А.Н. Приварина активно применяет этот метод в курсе «Конституционного (государственного) права России» по тем вопросам, по которым можно сформулировать спорные суждения, где равноправны две диаметрально противоположные позиции, в частности, по темам «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционно-правовой статус РФ», «Понятие и принципы избирательной системы РФ» и др. Основную часть круглых столов, проводимых ею, составляет дискуссия, выступить в которой должен каждый студент. Она справедливо считает, что обсуждение заявленной темы предполагает ситуацию сопоставления, и поэтому круглый стол, как правило, эффективен только тогда, когда выявлен максимум мнений, идей, предположений, когда в ходе спора выработана позиция, сделаны выводы, оценены результаты, выявлены их положительные и отрицательные стороны.
Огромная роль в обеспечении активного участия студентов в проведении круглого стола принадлежит преподавателю. Важно, чтобы он обладал профессионализмом и свободно владел не только материалом, но и коммуникативными умениями, позволяющими найти подход к каждому участнику круглого стола, проявлял при этом требовательность и такт.
Преподаватель должен заранее подготовить вопросы, которые можно было бы поставить на обсуждение. Он не должен допускать уходы студентов за рамки обсуждаемой проблемы, а также превращения дискуссии в диалог не-
скольких наиболее активных студентов. Надо следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек. При этом следует помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является студент. Соответственно нельзя превращать дискуссию в контрольный опрос студентов, давать оценки суждениям и высказывать свое мнение до того, как обсуждение завершится. На соблюдение этих требований ориентировано большинство преподавателей юрфака.
На факультете практикуются и занятия в форме «мозгового штурма». Семинарское занятие в этой форме применяется как метод своеобразного генерирования идей, когда студенты должны в минимально короткий срок выработать максимально возможное количество идей. Данный метод применяется для достижения следующих целей: оперативное решение сложных теоретических и практических задач, одновременное рассмотрение проблемы по целому ряду аспектов, определение уровня знаний и интеллектуального потенциала студентов. При проведении таких занятий выделяется «судейское жюри», которое оценивает результаты и с помощью преподавателя определяет победителей игры.
Активные методы обучения включают и широкое использование информационных технологий. Они способны резко повысить эффективность обучения при использовании таких форм организации учебного процесса, как самостоятельная подготовка студентов, семинарские и практические занятия.
Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов - компактность, большие выразительные способности в представлении материала (видео, звук, динамические изображения - анимации), интерактивность, низкая стоимость. Все это способствует созданию и активному использованию образовательных мультимедиа CD-ROM и учебных ресурсов в Internet. В первую очередь представления в электронной форме заслуживают учебные курсы, содержащие большое количество визуальной информации и иллюстрированных материалов. Гипермедиа центром факультета под руководством доцента М.Н. Морозова разработаны CD-ROM «Криминалистика». Он содержит разделы: баллистика, почерковедение, следы орудий взлома, следы транспортных средств, следы ног, дактилоскопия.
Важное преимущество интерактивных учебных курсов на CD-ROM - возможность организации самотестирования студентами знаний, полученных в ходе самостоятельного изучения.
В ходе семинарских занятий для вовлечения в работу всех студентов используются уникальные возможности систем совместного обучения. В таких системах студенты вместе с преподавателем работают за компьютерами, объединенными в локальную сеть. Программное и техническое обеспечение предоставляет возможность обмена совместного использования мультимедиа информации по сети в соответствии с заданными сценариями занятий. Программное обеспечение системы позволяет студентам активно выполнять индивидуальные и групповые ролевые упражнения, а преподавателю, наряду с возможностью контроля и управления, предоставляются средства записи
и протоколирования действий студентов для последующего контроля и комментирования.
Таким образом, вышеперечисленные формы и методы обучения на первом, теоретическом этапе, способствуют превращению студента из объекта в субъект обучения.
Помимо этого, для подготовки студента к работе с реальным клиентом в учебную программу включен блок дисциплины по формированию профессиональных умений и навыков (см. табл.).
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
из учебного плана юридического факультета МарГУ
Количество часов
Код Наименование дисциплины Семестр Всего Лекции Практические (семинарские) занятия Само-стоятель-ная работа
Перечень дисциплин национально-регионального (вузовского компонента)
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.НР.01 Основы делопроизводства 1 76 24 14 38
ГСЭ.НР.02 Правовые умения и навыки: речевые коммуникации юристов 2 92 26 20 46
Общепрофессиональные дисциплины
ОПД.НР. 02 Основы профессиональной деятельности и этики юристов 3 60 30 30
ОПД.НР.03 Правовые умения и навыки: юридическое исследование 4 64 20 12 32
ОПД.НР. 04 Правовые умения и навыки: интервьюирование и консультирование 5 76 18 20 38
ОПД.НР. 05 Правовые умения и навыки: судебная адвокатура 6 84 14 28 42
ОПД.НР. 06 Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов 7 96 12 36 48
Общие математические и естественно-научные дисциплины
ЕН.НР.01 Правовая информатика 3 40 10 20 10
Перечень специализаций и примерный перечень дисциплин специализаций
Специализация Гражданское право
ДС.03 Правовые умения и навыки: составление гражданско-процессуальных документов 7 108 36 18 54
Специализация Уголовное право
ДС.03 Правовые умения и навыки: составление уголовно-процессуальных документов 7 108 36 18 54
Рассмотрим более подробно некоторые курсы.
Традиционной формой разрешения гражданских, хозяйственных, трудовых и иных споров в России является судебная процессуальная форма, осуществляемая государственными судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Однако в условиях рыночной экономики участники предпринимательской деятельности заинтересованы в гибких, оперативных формах урегулирования разногласий и правовых конфликтов. Они рассматриваются как альтернатива судебному способу разрешения спора и называются альтернативными формами разрешения споров. К ним относятся такие внесудебные формы разрешения правовых конфликтов, как переговоры, посредничество и третейское разбирательство.
Дисциплина «Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов» призвана восполнить пробелы, связанные с недостаточным изучением в высших юридических учебных заведениях внесудебных форм разрешения споров. В ходе её изучения студенты приобретают не только теоретические знания, но и развивают практические умения и навыки по использованию внесудебных способов для разрешения правовых конфликтов (согласительные процедуры, оформление договоров и соглашений и т.п.).
Все практические (семинарские) занятия проводятся в форме деловой игры. Методика ее проведения позволяет развивать у студентов следующие умения и навыки: анализ фактических обстоятельств; предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций; выбор стиля и тактики переговоров; установление психологического контакта с оппонентом; умение поиска вариантов общих решений, которые являются приемлемыми для обеих сторон; умение оперативно принимать решения, в том числе под давлением; коммуникативные умения и навыки; осуществление контроля за ходом переговоров.
Итоговый контроль умений и навыков студентов осуществляется в письменном виде в форме решения казуса. При этом они должны правильно проанализировать фактические обстоятельства дела, выбрать и применить правовые формы.
В рамках курса «Правовые умения и навыки: интервьюирование и консультирование» используется видео презентация как метод привития навыков публичного выступления. Под видео презентацией понимается запись навыков на пленку (СБ-ЯОМ) подготовленного заранее выступления студентов по соответствующим темам с целью их последующей демонстрации для критического анализа преподавателем и самоанализа студентом. Видео презентацию можно рассматривать как метод контроля приобретенных студентами умений и навыков, необходимых практикующему юристу в его профессиональной деятельности, и одновременно как метод обучения этим умениям и навыкам. Целями этой формы организации учебного процесса являются: предоставление каждому студенту возможности демонстрации приобретенных практический умений и навыков; тренинг психики обучаемых для преодоления скованности, волнения при публичном выступлении; предоставление возможности студентам увидеть себя «со стороны»; повышение уровня объективности оценки (преподавателем), самооценки (студентом) приобретенных практических уме-
ний и навыков посредством фиксации на пленку выступлений студентов; создание условий для более детального анализа (преподавателем) и самоанализа (студентом) продемонстрированных умений и навыков за счет технической возможности неоднократного просмотра; усиление эффективности контроля качества приобретенных умений и навыков за счет использования технической возможности монтажа преподавателем типичных ошибок, допущенных студентами, и последующей демонстрации и обсуждения их в группе; предоставление возможности преподавателю путем хронологического сопоставления видео записей отслеживать динамику приобретения практических умений и навыков, что является надежным ориентиром для корректировки учебных материалов имитационных курсов.
Технология проведения видео презентации - это процесс, в котором необходимо различать следующие три тесно взаимосвязанных этапа: подготовка к демонстрации практических умений и навыков; демонстрация умений и навыков; контроль качества демонстрируемых умений и навыков. В помощь студентам для подготовки к участию в видео презентации разработано специальное руководство, в котором определены основные требования, последовательность действий в видеопрезентационной комнате, а также разъяснены общие цели видео презентации и критерий оценки студента в соответствии со специальной оценочной таблицей.
Представляется, что видео презентация достаточно перспективный метод обучения, способствующий расширению потенциала юридических вузов в подготовке юристов, отвечающих современным требованиям.
В курсах «Правовые умения и навыки: составление гражданско-процессуальных документов» и «Правовые умения и навыки: составление уголовно-процессуальных документов» особое внимание уделяется практической направленности обучения. Навыки и умения формируются при изучении следующих тем: «Постановление суда. Процессуальные документы», «Подготовка дела к судебному разбирательству», «Рассмотрение дела в апелляционной и кассационной инстанции» и др.
Таким образом, блок вышеперечисленных дисциплин создает предпосылки для успешной профессиональной самостоятельной работы в юридической клинике с реальным клиентом.
Как уже отмечалось выше, вторая форма приобретения умений и навыков связана непосредственно с работой студентов в юридической клинике. Она играет важную роль в практической подготовке студентов к их будущей профессиональной деятельности.
Такой метод обучения, как клиническое юридическое образование, с сентября 1997 г. включен в учебную программу юридического факультета МарГУ в качестве составной части учебно-производственной практики и является обязательным для всех студентов четвертого курса. В этом заключается существенное отличие нашей юридической клиники от клиник, созданных при большинстве юридических факультетов других высших учебных заведений России.
Клиника не специализируется на отдельных отраслях законодательства, а оказывает правовую помощь гражданам по различным вопросам. Как правило, используются следующие формы практической деятельности: консультационные и информационные услуги гражданам и общественным объединениям; разработка проектов учредительных и иных документов общественных организаций и объединений; юридическая помощь в государственной регистрации; составление исковых заявлений в суд; составление заявлений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления; представительство в суде интересов граждан и общественных объединений в соответствии с законодательством.
Помимо работы в стационаре, практикуется такая форма деятельности, как выездные консультации. Юридическая помощь оказывается как населению в сельской местности, так и заключенным в исправительно-трудовых учреждениях.
Подводя итоги отметим, что использование системного подхода позволяет студентам приобретать умения и навыки в ходе как теоретических, так и практических занятий. Оптимизация учебного процесса способствует подготовке молодых специалистов, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».
2
ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
А.Н. Приварина*
КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ЮРИСДИКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Конституционное правосудие является одним из наиболее эффективных и действенных средств не только правовой, но и судебной защиты.
Термин «конституционное судопроизводство» является относительно новым для российского конституционного права и характеризуется как самостоятельная организационно-правовая форма реализации судебной власти. Конституция Российской Федерации в ряду самостоятельных форм судопроизводства называет конституционное судопроизводство наряду с гражданским, уголовным и административным1. Относительная новизна термина «конституционное судопроизводство» для российского конституционного права объясняется тем, что данный термин получил распространение в нашей стране только после принятия Закона РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР», учредившего Конституционный Суд РСФСР, и Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР», принятого Верховным Советом РСФСР 6 мая 1991 г. В Конституцию РСФСР термин «конституционное судопроизводство» был включен Законом РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР», в ст. 165 которого было установлено, что Конституционный Суд РСФСР - высший судебный орган конституционного контроля в РСФСР, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Понятие конституционного судопроизводства является новым и для отечественной государствоведческой литературы, хотя родовое понятие «судопроизводство» достаточно давно изучено специалистами в области гражданского, уголовного процессов, административного права.
В научной литературе термин «конституционное судопроизводство» различными авторами определяется по-разному. В частности, М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе понимают под конституционным судопроизводством «установленные Конституцией, федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда порядок и процедуру рассмотрения и реше-
Канд. ист. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.
1 Конституция Российской Федерации ст. 118 ч. 2.