Чеслав Брониславович ДАЛЕЦКИЙ,
доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
© Ч. Б. Далецкий, 2016
РИТОРИКО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
В условиях современной информационной культуры образовательная парадигма трансформации информации существенно видоизменяется в связи с огромным ростом профессиональных знаний и динамикой ролей субъекта и объекта коммуникаций. Риторико-коммуникативная культура юриста является средством внешнего выражения специализированной культуры, сущностным компонентом дифференциации профессиональной среды, которая представляет собой институциональную структуру организованного взаимодействия людей, сочетающую элементы специализированного и обыденного социокультурного опыта. Результативность взаимодействия обеспечивается, наряду с другими факторами, совокупностью коммуникативных умений и навыков, уровнем риторической компетентности общающихся в актах повседневной юридической профессиональной деятельности. Высокая динамичность и подвижность организационных структур правовой профессиональной среды влечет за собой необходимость передачи общеобязательных, социально необходимых образцов унифицированного стереотипного поведения. Дифференциация уровней личной риторической компетентности юристов предопределяет социально значимую проблему инкультурации представителей различных культур в стандартных ситуациях профессионального взаимодействия. Субкультурный феномен юридической риторики нуждается в научном и социально-практическом осмыслении, поскольку он выходит за рамки профессиональной среды и приобретает аксиологическую значимость в других институциональных структурах.
Актуальность обозначенной темы обусловлена рядом взаимосвязанных обстоятельств: мнимой легкостью освоения устной речи, предпочтением восприятия письменной речи в форме нормативных актов, проникновением в массовое речевое поведение образцов уголовно-криминальной и стилистически сниженной лексики и ее тиражированием средствами массовой информации, отсутствием теоретических исследований речевых социально-культурных проявлений и коммуникативных действий в юридической профессиональной среде с целью введения генерализованного понятия «юридическая риторика» и обоснования его правомерности. Широкая синонимия и свободная интерпретация культурно-речевых феноменов сглаживает их различия и затрудняет структурный анализ проблем обеспечения интероперабельности разноуровневых языковых личностей. Научный подход к исследованию юридической риторики поможет определить ситуации и динамические факторы освоения профессиональной культуры и совершенствования индивидуального речевого поведения. Отсутствие возможностей регулярного проявления речевой активности требует определения механизмов речевой адаптации юриста к стандартным ситуациям их взаимодействия. Готовность осуществлять коммуникативное взаимодействие в привычных условиях не обеспечивает переноса риторического навыка в нестандартные ситуации, отличающиеся функциональной новизной и стилистическим разнообразием. Экстремальные условия правоохранительной деятельности предусматривают заблаговременную вербальную социализацию юристов с целью
"Т^ЕСТНИК
# Я УНИВЕРСИТЕТА
ellV имени O.E. Кутафина (МПОА)
Дтлецкий Ч. Б.
Риторико-коммуникативная культура личности юриста
95
достижения результативности речи и обеспечения актуализации эффективных действий, направленных на выполнение должностных обязанностей.
Осмыслению и формированию риторико-коммуникативной культуры юриста могла бы способствовать институционализация термина «юридическая риторика», синонимическое использование которого скрывает научную значимость адресного исследования для юридической корпорации. Юридическая риторика в литературе обозначена как научная дисциплина, которая «изучает весь спектр проблем, связанных с аналитической подготовкой и убедительным представлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их изучения и принятия решений правового характера». Здесь же утверждается, что «юридическая риторика как учебный предмет предназначена для обучения будущих юристов эффективному и целесообразному использованию речи в различных сферах правовой деятельности, будь то выступление в суде, консультирование клиента, ведение переговоров или написание процессуального документа»1. Такое понимание юридической риторики не бесспорно по причине несоответствия базовому определению риторики как науки об устной публичной речи2. Научная методология юридической риторики как прикладной дисциплины, тесно взаимосвязана с методологией права как отрасли знания, с общей методологией гуманитарных наук, но базируется на риторическом методе исследования, предполагающем взаимозависимость процессов исследования и презентации его результатов на основе убедительности как критерия истины3.
С научной точки зрения уместно использование понятия «юридическая риторика» в исследовании С. И. Володиной, связывающей данное понятие с «деятельностью адвоката и как участника уголовного процесса со стороны защиты вообще, так и выступления адвоката в судебном заседании как одной из форм осуществления процессуальной деятельности»4. Отождествление юридической риторики с деятельностью юриста в различных коммуникативных ситуациях допускается при цитировании и упоминании известных авторов книг риторико-коммуникативного содержания5. Для достижения фундамен-
5
URL: http://isfic.info/crimad/volok62.htm
Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.
Риторика. Марина Невская. http://www.tinlib.ru/shpargalki/ritorika/index.php
Володина С. И. Юридическая риторика в деятельности адвоката по уголовным делам. URL: http://www.dissercat.com/content/yuridicheskaya-ritorika-v-deyatelnosti-advokata-po-ugolovnym-delam#ixzz470t32xY1 ; Володина С. И. К вопросу о юридической риторике и стилях судебной щ
речи адвоката // Российская юстиция. 2006. № 4.
А
Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) : учеб. пособие. М., 2000 ; Ивакина Н. Н. Культура судебной речи. М., 1995 ; Ивакина Н. Н. Средства рече- ^
вого воздействия на суде // Риторика и синтаксические структуры: Тезисы докладов и со- ^
общений. Красноярск, 1988 ; Кони А. Ф. Красноречие судебное и политическое // Об ора- ^
торском искусстве. М., 1959 ; Киселев Я. С. Речевая культура судебных прений. Л., 1976 ; ^
Мельник В. В. Ораторское искусство как средство построения убедительной судебной речи в состязательном уголовном процессе // Журнал российского права. 2001. № 7. С. 156 ; Подголин Е. Юридическая речь в уголовном судопроизводстве; Советская юстиция. 1985. № 20 ; Спасович В. Д. О теории судебных доказательств. СПб., 1893 ; Соболева А. Образ русского судебного оратора // Российская юстиция. 2002. № 2. С. 63 ; Сергеич П. (Порохов-щиков П. С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999 ; Тимофеев А. Г. Судебное красноречие в России. Критические очерки. СПб., 1900.
I
п
* к
4
тальной цели исследования по юридической риторике необходим структурно-функциональный подход, а также система методов теоретического исследования. В исследовании необходимо широко привлечь материалы опросов общественного мнения, характеризующие современное состояние речевой культуры российских граждан и различных категорий юристов, статистические данные социокультурного характера в области коммуникативных отношений, в выступлениях исследователей проблем риторики на ежегодных конференциях международной ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики.
Настало время институциировать юридическую риторику и всесторонне исследовать ее проблемы и процессы: юридическая риторика как элемент специализированной профессиональной культуры; субстанциональная интерпретация культурно-речевых феноменов; социокультурная детерминация юридической риторики; проявления униформности риторической культуры в стандартных ситуациях профессионального взаимодействия; юридическая риторика повседневной деятельности; актуализация речевой компетентности юристов; действенность устной речи в процессах социально-правовой коммуникации; социально-заученное речевое поведение в служебной обстановке; формирование риторической культуры институциональными средствами; юридическая риторика общества как форма динамического существования профессиональной культуры в контексте социокультурной реальности; регулирующее институциональное воздействие на процесс освоения профессиональной культуры; совершенствование риторической культуры юристов в процессе их адаптации в профессиональной среде; динамическая дифференциация речевой культуры как специализированного социально-значимого знания; упорядочение речевого поведения юристов в условиях замкнутой социальной группы. Последовательное претворение в повседневную практику конституционного намерения по строительству правового государства требует осуществления комплексного анализа механизмов совершенствования риторической культурной компетентности и упорядочения речевого поведения юристов в профессиональной среде, а также определении основных институциональных средств вербальной социализации как необходимых элементов освоения профессиональной культуры.
Актуализация речевой компетентности обусловливает эффективность культурной идентификации различных категорий общающихся в процессе профессионального освоения специализированного опыта. Дифференциация уровней речевой активности юристов дает возможность определить ло-кусы регулирующего воздействия социальной организации на процесс риторической инкультурации, а также определить речевую компетентность специалистов на основании апробированных методик и тестов. Вся система юридического образования должна включать положения, которые позволили бы подготовить и сформировать у выпускников речевые навыки, необходимые для выполнения возлагаемых на них обязанностей. Практика свидетельствует, что коммуникативное умение есть искусство, которое можно приобрести лишь постоянным упражнением и систематической тренировкой в говорении.
Практическая значимость исследования ориентирована на теоретико-философское и теоретико-культурное обоснование профессиональной рито-
в
ЕСТНИК Далецкий Ч. Б.
УНИВЕРСИТЕТА Риторико-коммуникативная культура личности юриста
97
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
рической практики юристов, основы которой формируются в образовательном учреждении. Навыки устной речи содержательно включают в себя автоматизированные действия. Основные ситуации речевого общения отрабатываются по периодам обучения. Актуализация речевого поведения классифицируется по уровням: репродуктивный уровень, адаптационный уровень, вариативно-комбинаторный уровень.
Для овладения ораторским искусством, помимо желания, следует понять, что значит владеть хорошей речью и как этого достичь. Необходимо довести до совершенства компоненты речи — поиск слова, умение строить предложения, логически организовать высказывание. Чувство аудитории, экспрессивное использование кинесики, дополнение рационального содержания речи эмоциональным, обеспечивают нужный ораторский успех.
Учебники, написанные в научном стиле, воплощают в себе достижения современной науки. В гуманитарном вузе получает распространение техника пополнения лексического запаса, основанная на синонимии и точном определении оттенков смысловых значений. На репродуктивном уровне делается попытка преобразовать письменные книжные тексты научного стиля в публицистический или разговорный стиль устной речи.
Формированию адаптационного уровня устной речи способствует проведение занятия в форме видеотренажа. Студенту разрешается пользоваться конспектами и справочной литературой. Занятие проводится в читальном зале (свободный доступ к литературе) с использованием мультимедийной аппаратуры.
Достижение вариативно-комбинаторного уровня осуществляется посредством самостоятельной подготовки и выступлений в различных аудиториях на современные темы. Результатом проверки навыка и сохранения его в экстремальной ситуации является участие в конкурсе на лучшую речь, сдача экзаменов, защита дипломного проекта.
Профессиональные виды деятельности предполагают необходимость организовать взаимодействие людей в условиях специализированного труда, регламентированного нормативными требованиями. Особенность языка заключается в том, что с помощью конечного числа слов может быть описано множество различных ситуаций. Для того чтобы описать ситуацию носителю языка необходимо заучить как можно больше «клише ситуаций». Это возможно при накоплении терминов, характерных для данной профессии, поскольку они обозначают именно такие «клише». Следует отметить, что многие современные исследователи рассуждают о том, как стать хорошим оратором, но конкретные методики по достижению высокого уровня речевой компетентности не предлагаются. Ш
Совершенствование речевой компетентности представляет собой про- А
цесс, развивающийся во времени. Например, чтобы стать в современных ус- □
ловиях офицером-профессионалом, способным обеспечить передачу накопленного опыта посредством речи, необходим ежедневный труд, постоянная привычка к самостоятельному анализу событий и фактов, поиску путей и способов общения с подчиненными. К. Гильти писал: «Природа дарует все великое ценою пота и усилий и лишает настоящей зрелости то, что приобретено без труда»6. Теоретические выводы подтверждаются результатами опросов
6 Гильти К. Открытие тайны ораторского искусства. СПб., 1901. С. 6.
п
* к
специалистов, чья деятельность связана с речью. Для того чтобы хорошо говорить, необходимо: во-первых, слушать правильную речь, во-вторых, говорить самому, чтобы слушающие подмечали недостатки и помогали устранять их. Незнакомые слова следует неоднократно проговаривать, один и тот же маленький, коротенький текст прочитывать несколько раз. Непривычные фразы нужно проговаривать до тех пор, пока не исчезнут трудности в произношении. После неоднократного прослушивания и прочтения слова входят в речевой оборот и становятся собственным достоянием лексикона юриста.
Многие студенты полагают, будто стоит только говорящим на плохом языке усвоить набор каких-то готовых правил, устранить из своей речи слова-просторечия и обороты, заменить их художественными и задача будет решена: наступит период безукоризненной, идеально правильной речи. Думающие так заблуждаются. Культура речи неотделима от общей культурной компетентности. Чтобы повысить качество своей речи, значение каждого слова следует понимать. Свободное использование имеющегося лексического запаса предполагает определенную частотность практического применения слов. Процесс закрепления слова в словаре специалиста можно разделить на три стадии.
Первая может быть названа стадией узнавания и воспроизведения, т.е. человек узнает новое слово или выражение, знает, что оно означает, может правильно реагировать на него. На этой стадии находится каждый студент, прослушавший курс лекций по какому-либо предмету. Обилие эквивалентных выражений помогает усвоению изучаемых предметов. Часто говорящий употребляет выражение свободно лишь в одном контексте и испытывает затруднение, если сталкивается с необходимостью его употребления в другом контексте.
На второй стадии говорящий самостоятельно выбирает новое слово или выражение в заданной ситуации, подбирает к нему синонимы, употребляет их при устном изложении прочитанного или услышанного языкового материала. Бывает так, что студент в общем передает смысл высказывания, но говорит долго, путано, неясно, без должной эстетической формы.
Третья стадия закрепления нового слова является наиболее важной, ответственной и предполагает свободное пользование новыми словами и выражениями. Слушатель самостоятельно выбирает ситуации использования новых слов и выражений, употребляет новый словарь в общении с окружающими.
Такая методика способствует успешному овладению устной речью. Через рациональную работу со словом говорящий достигает ощущения свободы речевого поведения, высокого уровня речевой компетентности. Сознательное деление единого, на первый взгляд, и неделимого коммуникативного процесса на отдельные составляющие дает возможность осуществлять индивидуальную адаптацию специалиста в профессиональной речевой среде.
Процесс адаптации выпускников вузов в профессиональной среде проходит в более короткие сроки в случае целенаправленного формирования практических умений и навыков устной речи. Речевая практика является ведущим средством формирования риторических умений и навыков. Речь идет о словесном описании человеком наблюдаемых и выполняемых действий, а также мысленном воспроизведении образа действия, которое требуется совершить.
в
ЕСТНИК Далецкий Ч. Б.
УНИВЕРСИТЕТА Риторико-коммуникативная культура личности юриста
99
имени О.Е. Кутафина(МПОА)
Речевое поведение включается в совокупность человеческой практики, человеческой деятельности и требует определенных знаний, умений и навыков. Социопрофессиональная речевая компетентность предполагает наличие ряда умений: быстро ориентироваться в условиях общения; планировать свою речь; выбирать содержание высказывания; найти лексические средства для передачи содержания; обеспечить обратную связь с партнером по общению. Речевые действия и связанные с ними умения выделяются в соответствии с двумя речевыми процессами: а) созданием высказывания, устного или письменного, т.е. с процессами говорения или письма; б) восприятием речи, т.е. со слушанием и чтением.
Процесс формирования риторико-коммуникативных компетентностей может быть представлен последовательностью использования педагогических методик.
Умение ориентироваться в ситуации и содержании общения:
— осознавать свое коммуникативное намерение (есть ли желание вступать в активное общение или нет);
— по отдельным признакам (заглавию, началу, внешним приметам) предполагать предмет речи, общий характер высказывания.
Умение планировать дальнейшие речевые действия:
— уточнять задачу восприятия (предельно полно «вычерпать» информацию или взять ее частично;
— подготовиться к возражению или развитию мысли;
— поддержать собеседника или продумать способ возражения и т.д.).
Умение проникать в смысл высказывания:
— понимать значение слов, форм слова, конструкций, интонации, мимики, жестов;
— реагировать на эти сигналы текста и собеседника;
— анализировать состав микротем и формулировать общую тему высказывания;
— определять логику развития мысли автора речи и его основную мысль, прямо сформулированную в тексте, раскрывать мысль, не сформулированную прямо в тексте (подтекст);
— чувствовать общую тональность высказывания, отношение говорящего к предмету речи.
Умение осуществлять контроль восприятия речи:
— осознавать степень понимания высказывания;
— оценивать его соответствие внутренней установке и задаче восприятия; Ш
— пользоваться приемами совершенствования понимания текста7. А
Для определения конкретных приемов и методов работы по формирова- □
нию коммуникативных компетентностей необходима характеристика умений, ^
соотнесенная с природой каждого вида речевого поведения и с комплексом р
речевых навыков, с уровнем речевой культуры партнера по общению. ^
--X
См.: Методика развития речи на уроках русского языка. М. : Просвещение, 1991 ; Развивайте дар слова. М. : Просвещение, 1990 ; Развитие речи / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева; М. С. Соловейчик. М. : Просвещение, 1991 ; Львова С. И. Язык в речевом общении. М. : Просвещение, 1991.
П
* к
100 вектор юридический науки пзу,
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Навыки предполагают заученные автоматизированные действия, пользование имеющимся у человека лексическим запасом, нормативно-правильное формирование высказывания, композиционное структурирование текста, технику речевого взаимодействия с партнером. Диагностика навыков устной речи предусматривает определение критериев оценки выступления, ответа на экзамене, зачете, семинаре, при защите дипломного проекта. Такими критериями являются:
— использование терминологической лексики и контекстное ее применение, обеспечение доступности материала через образные сравнения, примеры, метафоризацию, описательность;
— построение простых грамматических конструкций с ориентацией на понимание окружающими с определенным уровнем образования и подготовки;
— логичность и последовательность в изложении материала;
— качественные параметры техники речи: темпо-ритм, сила голоса, тональность, побудительность, сопровождение мимикой, жестами, движениями.
Услышанное слово не входит сразу в лексический запас человека. Для того чтобы новое слово вошло в «активную лексику», необходимо повторить его не менее двухсот раз, причем контекстно. В результате неоднократного повторения слово переходит в речевой навык и в нужной ситуации употребляется автоматически. Многие же профессиональные понятия и категории остаются для выпускника на уровне плохо освоенного знания. Например, новое слово студент услышал от преподавателя во время лекции. При подготовке к практическому занятию или к семинару прочитал это «слово» и — с радостью узнал его, посчитав известным. На вопрос преподавателя в ходе семинарского занятия вспомнил нужное слово примерно так: «Ну, как его... это...», — и получил положительную оценку, уверовав в свои знания. Перед экзаменом опять «слово» было узнано, кое-как прозвучало и было оценено. Вот с таким знанием редко употребляемых слов специалист приступает к осуществлению обязанностей.
К этому времени забываются грамматические правила построения предложений (в школе учат письменной речи). В условиях публичной речи (публичного выступления) выясняется, что письменные навыки, позволяющие осуществить длительный процесс извлечения забытого слова, не дают возможности наладить непрерывный процесс речевого общения. В ход идут слова «для связки», для придания формы непрерывной речи. Возможность воспользоваться заранее заготовленным в письменной форме текстом предоставляется не всегда.
В условиях современной культуры риторика как учебная дисциплина вправе претендовать на достойное место в юридическом вузе. Через слово люди выражают свое отношение к миру, внутреннее намерение действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Посредством речи человек показывает окружающим свою готовность к деятельности, реализует свои мыслительные процессы и предупреждает окружающих о принятии решения. С античных времен риторику считают инструментом управления в политической системе общества. По Аристотелю, общественное государствен-
ВЕСТНИК Далецкий Ч. Б. Л О Л
УНИВЕРСИТЕТА Риторико-коммуникативная культура личности юриста ' ^^ '
имени О.Е. Кутафина (МПОА)
ное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Риторика является средством организации государства. Распространение риторики является показателем демократического устройства государства. Выпускник гуманитарного вуза должен уметь многое, но прежде всего осуществлять непосредственное общение и взаимодействие с другими людьми, коллегами или учениками. Посредством общения и поведения реализуются цели его практической деятельности. Эффективность деятельности юриста определяется риторическими умениями специалиста.
По мере интеллектуализации труда значение риторико-коммуникатив-ной культуры юриста возрастает. Активное речевое поведение как непрерывная цепь устных высказываний, обеспечивает достижение определенных социальных целей, которые обусловлены потребностями личности в процессе его активно-преобразующей деятельности. Овладеть устным словом непросто. Это искусство, которое требует хорошего знания предмета, гибкости и ясности мышления и других личностных качеств, позволяющих динамично реагировать на требования окружающей обстановки.