'В
L-—^ i,
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Никулина И. А.
Инструментальные знания в риторической подготовке студентов...
179
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ В РИТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ (на кафедре адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)). ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ. ЗАПИСКИ О ГЛАВНОМ
Аннотация. Статья отражает опыт организации преподавателем учебно-практической деятельности обучающихся, при которой риторические инструментальные знания помогают перевести теоретические знания в практические умения владеть собой, своей речью — уметь строить высказывание (диалог и монолог) в соответствии с ситуацией общения. В статье затронуты аспекты, соотносимые с общей риторикой (этос, логос, пафос, закон гармонизирующего диалога, риторический канон) и частной риторикой (речь в судебных прениях). Базовые понятия и категории риторики рассматриваются в процессе их реализации в конкретных ситуациях общения, что позволяет показать их специфику, определить, какие правила, нормы, принципы действуют в соответствующих коммуникативных условиях.
Ключевые слова: риторическая подготовка, риторические знания, инструментальные знания, коммуникативно-речевые умения, риторический канон, речь в судебных прениях.
Ирина Александровна НИКУЛИНА,
кандидат филологических наук, доцент кафедры адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) ianikulina@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.40.12.179-186
I. A. NIKULINA,
candidate of philological Sciences, associate Professor of Advocacy and Notary the Department at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
ianikulina@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str, 9
INSTRUMENTAL KNOWLEDGE IN THE RHETORICAL TRAINING OF STUDENTS (AT THE OF ADVOCACY AND NOTARY DEPARTMENT OF THE KUTAFIN MOSCOW STATE LAW UNIVERSITY (MSAL)). TO GRASP THE IMMENSITY. NOTES ON THE MAIN
Abstract. The article reflects the experience of the organization of teacher learning and practice activities of students in which rhetorical tool knowledge helps translate theoretical knowledge into practical ability to control himself, his speech — to be able to build the statement (dialogue and monologue) in accordance with the communication situation. The article touches upon the aspects correlated with the overall rhetoric (ethos, logos, pathos, the law of
Ш m К
Т □
"0
Ю р И Д И
4 m П
К
□
5
НАУКИ
>
© И. А. Никулина, 2017
180
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
harmonizing the dialogue, the rhetorical œnon) and private rhetoric (speech in pleadings). Basic concepts and categories of rhetoric are considered in the process of their implementation in specific situations of communication that allows you to show them specific, to determine which rules, norms, principles apply to the respective communication conditions. Keywords: rhetorical training, rhetorical knowledge, instrumental knowledge, communicative-speech abilities, rhetorical canon, speech pleadings.
Риторическое образование в высших учебных заведениях подчинено решению одной из главных задач современного образования — развитию и воспитанию гражданских, нравственных ценностей и убеждений личности, способной в речевой практике умело и адекватно реагировать на жизненные ситуации, решать возникающие в обществе проблемы в нестандартных, нередко изменяющихся условиях, в том числе в рамках поликультурного общества1. Таким образом, усвоение фундаментальных риторических знаний и последующее практическое их применение как основа эффективного общения становятся содержанием обучения дисциплины риторики.
В современной методике преподавания риторики есть понятие инструментальных знаний, которые осуществляют переход от теории к практике, между понятийным аппаратом риторики и риторическими умениями. Риторические инструментальные знания — это знания о методах, средствах, приемах, способах, об алгоритмах речевой деятельности. Т. А. Ладыженская толкует данное понятие так: «Что нужно знать и что нужно сделать, чтобы раскрыть тему текста, составить план, внести правку и т.д.»2. Мы оставим за рамками данной статьи подробное изложение состава инструментальных знаний, они универсальны — алгоритмы, состоящие из операций, и далее правила, инструкции, рекомендации. Типология инструментальных знаний может быть осуществлена по разным основаниям в зависимости от содержания, структуры и функций. Например, инструментальные знания, соответствующие видам речевой деятельности: правила для говорящих, правила для пишущих, правила для слушающих; или жанрам речи: как подготовиться к дискуссии; как подготовиться к публичному выступлению; правила, касающиеся отдельных риторических действий: способы введения тезиса; приемы поддержания внимания аудитории; правила эффективной аргументации и др.
Важно подчеркнуть, что знание, например, самих качеств речи (лаконичность, логичность, точность, выразительность и др.) не свидетельствует об умении ими владеть и их использовать. Скажем, все знают, что логичность и целесообразность речи, безусловно, ее достоинство. Как построить свое выступление (или письменный текст), чтобы оно отвечало требованиям логичности и целесообразности? Можно утверждать, что риторический инструментарий формирует риторические умения. Работа по овладению инструментальными знаниями составляет, по сути, содержание практических занятий по риторике.
1 Методика преподавания риторики : учебное пособие / под ред. проф. Н. А. Ипполито-вой. М. : Экзамен, 2014. С. 10.
2 Методика преподавания риторики. С. 126.
ВЕСТНИК Никулина И. А. Л О Л
УНИВЕРСИТЕТА Инструментальные знания в риторической подготовке студентов... ' ^^ '
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Говорим, говорим... Сегодня об ораторе, который интересен. Задание — небольшой рассказ на семь — восемь минут. Проектор высвечивает подготовленные презентации. Один яркий оратор сменяет другого... Демосфен, Черчилль, Цицерон, Ник Вуйчич, Тэтчер, Плевако, Ария. Было мое пожелание выступить кратко, но содержательно. Чтобы не как «доклад», а как «мне интересно». Первое выступление на практических занятиях по риторике, студенты-первокурсники. Конечно, почти у всех есть опыт докладчика на тему, но наши занятия — это другое. Итак, при подготовке выступления уделить внимание краткости и содержательности, казалось бы, чего проще. «Сила речи состоит в том, чтобы сказать многое в немногих словах», высказывание Плутарха, ставшее афоризмом. Перед выполнением работы отмечаем, что основными достоинствами речи являются понятность (речь должна быть доступна адресату, не должна заставлять его прилагать излишние усилия для ее расшифровки), содержательность (пустая речь отнимает время и силы у адресата), целесообразность (необходимо в речи использовать только то, что соответствует цели, а все лишнее исключить как отнимающее силы и время), краткость в меру (расхожие, общие слова, повторы адресат расценивает как недооценку своего умственного уровня или уровня своей информированности), вежливость (как знак уважения партнеров по общению и самоуважения). Скажу, что сложнее всего ребятам в начале обучения осознать, что длинно — не значит интересно и хорошо. Прав Плутарх, но как этого добиться? Научить почувствовать баланс между целесообразностью, содержательностью и краткостью — моя задача. Это как развитие хорошего вкуса, без этого нельзя. А дальше уже образцы этого хорошего вкуса и тренировка. Образцы речей — чтение, анализ, декламация.
Первое занятие — это, по сути, знакомство. Думаю, глядя на них: что так привлекло ее, из далекого Магадана, очень хрупкую, почти воздушную, в манере выступлений (а может и характере) Маргарет Тэтчер? Но «железная леди» пронзительно и твердо смотрит с проектора, а она цитирует: «Я останусь до тех пор, пока не устану. А пока Британия нуждается во мне, я никогда не устану». Скажет и об упорстве Тэтчер, с которым та работала над техникой речи перед предвыборной компанией, чтобы ее слишком высокий голос звучал увереннее. Она говорит с интонацией, в конце пауза, смотрит на нас, улыбается. Нравится ей: и говорить, и Тэтчер нравится.
К следующему занятию готовят рассказ о себе — речь-самопрезентацию. Советую: это не письменный жанр автобиографии, это оригинальный рассказ о себе, где предмет вашей речи — вы сами. Выберите несколько аспектов вашей жизни, Ш
которые представили бы вас как индивидуальность, «человека известного скла- к
да», обладающего «лица необщим выраженьем». Это не значит, что необходимо °
производить впечатление, но нельзя быть и банально-серым — вам предстоит ^
найти нужную меру скромности, смелости и оригинальности. р
Потом, занятием позже, она скажет, что хотела быть юристом с седьмого клас- Д
са. Бабушка — врач, самая добрая и справедливая, она же воспитывала. Скучает и
П К
дитории. Она справилась, справилась с сильным волнением, связанным с вос- □
поминанием о городе, где родилась и выросла. Через несколько секунд: «А еще
по дому, на каникулах поедет обязательно. Рассказ о себе — это всегда непросто. И вот быстро опускает взгляд вниз, замолкает. Тихо, пронзительно тихо в ау-
НАУКИ
>
82 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
у )л Ш--У 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
в свободное время мы с ребятами ездим в детский дом. Кто хочет — присоединяйтесь!» Вот он, рассказ о себе. Вот она, риторическая эмоция, естественная, внезапная. Рассчитывала, продумывала? Вряд ли. Закон гармонизирующего диалога (есть такой в риторике) предполагает установление с адресатом гармонических и двусторонних отношений. Реализуется этот закон через поддержание эмоционального и интеллектуального взаимодействия. Эмоциональное единение с аудиторией! У нее оно есть, и все просто, естественно. Вдохновенно! Ловлю себя: «Так почему же Тэтчер? Ну а кто же еще?»
Первое ораторское выступление ребят почти не комментирую. Однако комментарии преподавателя после выполненного творческого задания абсолютно необходимы. Более того, это самостоятельный и важный этап практического занятия. С позиции педагогического общения занятие рассматривается как речевое событие, т.е. законченное слово со своей формой, структурой, границами. Для решения каждой учебной задачи необходимо выбрать наиболее адекватную речевую форму: таково одно из условий эффективности педагогического общения3. Такой формой является комментарий-оценка. И если в начале нашего совместного пути (практических занятий), например после речи-самопрезентации, ребята полагают, что мои комментарии должны содержать лишь критические замечания, то в дальнейшем они их ждут и запоминают. После следующего выступления сравнивают. «А вы в прошлый раз отмечали, что... а сегодня я решил сделать так.»
Мотивированная оценка (краткая, ценим время) не только средство поощрения оратора, она включает и рекомендации для исправления недочетов, для усиления выразительности речи. Именно поэтому ее и ждут. И все же говорить об удаче — обязательно! Часто учитываю оценочные суждения ребят, почти не оспаривая, но уточняя сказанное. Это когда к моим комментариям присоединяется мнение ребят. Ценно для преподавателя! Выстраивается обсуждение в форме диалога. В этих случаях выявляется и корректируется индивидуальное восприятие обучающихся. В какой-то момент прячу свое коммуникативное лидерство — тем свободнее и раскованнее будут суждения ребят, тем реальнее возникновение эффекта собственных «открытий». В ставшем афоризмом высказывании Г. Спенсера «Что значит преподавать? Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям» — очевидность истины о том, что результат обучения зависит от организации СО-размышления, СО-творчества учителя и ученика.
Сказать, но не утомить. В суде, чтобы судья слушала. Эта проблема волнует абсолютно всех магистрантов. Они хотят, чтобы их слушали. Это уже профессия, это уже когда есть опыт выступлений в судебном процессе. Они сетуют (редко когда судья заинтересованно слушает речь в прениях), обмениваются мнениями, опытом. И хотя риторика — это не про судебные прения, точнее, не только про прения. Риторика — про речевое взаимодействие, про возможности сделать это взаимодействие успешным. Причем слово «возможности» здесь ключевое. И все-таки актуально — внимание к речи со стороны судьи. А ведь проблема
3 Риторика : учебник / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Н. А. Ипполитовой. М. : Проспект, 2014. С. 62.
'В
£-Ь
ЕСТНИК Никулина И. А.
УНИВЕРСИТЕТА Инструментальные знания в риторической подготовке студентов.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
привлечения внимания судьи не нова. Читаем у Генри Резника: «Бесцветная, унылая речь способна усыпить кого угодно. Тем более профессионального судью. хоть где — в России, в Европе, в Америке. Длительное время я считал, что пренебрежение к защите — плод советского репрессивного правосудия. Пока не натолкнулся на высказывание гранда парижской адвокатуры Жюля Фавра: "Адвокаты жалуются, что судьи их не слушают; но их внимание мы должны вынуждать, приковывая и очаровывая своей речью"»4. Они оживляются еще больше: мол, нет времени на то, чтобы очаровывать речью. Привожу любопытный пример, подсмотренный там же, у Резника. Адвокат Ирина Любимова в одной из своих защитительных речей сравнила обвинительное заключение с полотнами импрессионистов: издалека смотришь — впечатляет, начнешь рассматривать вблизи — неряшливые, грубые мазки.
Это сравнение не было просто демонстрацией эрудиции, адвокат знала, что судья — образованный человек и ценитель живописи. В этом случае цель была достигнута — судья взглянул на защитника с интересом и внимательно слушал всю речь. Вот и возможность, про которую говорим, возможность с помощью риторических средств быть кратким, содержательным и в то же время привлечь внимание. Ничего надуманного, витиеватого, но как уместно! Соглашаются, что, пожалуй, это маленькая находка — возможность использовать удачное сравнение в нужном месте. Всё же обсуждаем, что важно уметь, а чего следует избегать. Уметь не говорить шаблонно, затянуто, скучно. Важно суметь подчеркнуть и подытожить так, чтобы не чувствовался пресловутый повтор уже много раз сказанного в ходе судебного разбирательства. Говорим о том, как внимательно относиться к словам, подбирая самые точные из существующих для обозначения своей мысли. О том, как находить и обозначать главные мысли и уметь выстраивать иерархические отношения между основными положениями своего высказывания. О том, как выстраивать последовательность положений, исходя из того или иного принципа, который должен быть понятен и говорящему и слушателю. О том, как построить свою речь так, чтобы соблюсти принцип «необходимо и достаточно». Говорим, что никакой формулы успеха выступлений в суде нет, а есть хорошая досудебная подготовка, профессионализм, эрудиция, языковое чутье и чувство меры, которые неизменно приходят с риторической практикой и навыком.
Говорим, говорим. Про контакт с аудиторией, про индивидуальный стиль речи как показатель высокого уровня культуры, высокого уровня владения профессиональной речью, про иронию и Плевако с его искрометным: «.старушка Ш украла чайник ценою тридцать копеек.» А потом они будут, перекрикивая друг к друга, рассказывать о лекторском «мы», о незыблемом правиле зрительного кон- °
такта, об умении в нужный момент переключить внимание, о пресловутой шутке к месту, о небанальном примере, о прецедентных текстах, помогающих поддер-
Й Р
жать внимание, ибо подчеркивают общность культурного пространства оратора Д
и аудитории, о том, как оставаться естественным при использовании всего этого и
Ч
--гп
4 Резник Г. М. Учился и продолжаю учиться у них // Московская адвокатура: 150 лет. Исто- К
рия. Традиции. Современность : сборник / Адв. палата г. Москвы ; Адв. палата Моск. □
обл. ; отв. ред. И. А. Поляков. М. : Развитие правовых систем, 2016. С. 143.
НАУКИ
>
184 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
/ J )л 'М Я^' 1
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
разнообразия приемов. Напоминаю им, что всегда есть выбор, предложенный риторикой, и этот выбор — дело вкуса и языкового чутья говорящего.
Они хотят быть интересными, запоминающимися. Не видела ни одного студента, кто бы равнодушно отнесся к ситуации, когда у него «что-то не сложилось», не получилось. Расстраиваются, правда. Помню, как одна студентка после того, как вся группа выступила с небольшой речью, подошла и попросила дать время на следующем занятии произнести речь заново. На мое некоторое удивление (она выступила неплохо) сказала, что недовольна собой, ей хочется иначе. С удовольствием послушали в другой раз, еще. Ни у кого не возникло вопроса — зачем это? Ей хочется выступить иначе, лучше! Пожалуйста!
Говорим, говорим. Про нравственные начала в ораторской деятельности. Риторика, ее законы, возможности позволяют реализовать различные ценностные установки человеческой деятельности. Речь может стать средством манипулирования людьми, достижения корыстных целей без всякого ограничения, невзирая на мораль. Говорим, что в хорошем выступлении эти три категории реализуются в единстве, в тесном взаимодействии, в соответствии с содержанием высказывания и его замыслом. Делюсь с ними цитатой Аристотеля: «Есть три причины, вызывающие доверие к говорящему, три причины, в силу которых мы верим без доказательств, — это рассудительность, добродетельность, доброжелательность»5. Неоспоримо, что главными моральными ценностями считаются истина, добро, красота, которые проявляются как критерии при оценке этичности речи. Почти всегда их интересуют два вопроса: должен ли оратор быть правдив и эпатажное выступление (как много их сейчас) — это эффективное выступление? Сложно, сразу не ответишь. Опуская общие положения о системе этических норм, приглашаю их к размышлению над тем, что в общении на первое место по значимости выходят личностные взаимоотношения людей. Мораль, нравственность свойственны только личностям, и только личность может испытывать эмоции по поводу полученной информации, иметь свое лицо и заботиться о том, чтобы его не потерять. Основные моральные качества личности — уважительность к другим, доброжелательность, честность, правдивость, справедливость, забота о других, искренность в проявлении своих чувств и оценок. Вот и получается, что в соответствии с этими качествами личности основными достоинствами речи и этическими нормами являются правдивость, понятность, вежливость. Люблю Семена Львовича Арию и делюсь с ними его высказыванием: «.человек беспредельно жесток, жить ему удобнее без моральных уз. Но почему-то все пять религий, созданных и исповедуемых жестоким человечеством, основаны на кодексах моральных заповедей, в основе которых лежит уважение к ближнему, к его личности и достоянию. Именно они сохраняют человечество от распада, а мир — от гибели»6. И уже потом они будут рассказывать о принципах вежливости Дж. Лича с его максимами общения, и о постулатах Г. П.
5 Аристотель. Риторика // URL: l^ttps://www.bookcity.Ыub/page,2,136980-аристотель-риторика.Мт1#раде (дата обращения: 25.09.2017).
6 Ария С. Л. О нравственных принципах в адвокатской деятельности // Московская адвокатура: 150 лет. История. Традиции. Современность. С. 200.
'В
£-Ь
ЕСТНИК Никулина И. А.
УНИВЕРСИТЕТА Инструментальные знания в риторической подготовке студентов.
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Грайса (постулаты количества, качества, отношения, способа общения), и о нашем русском риторическом идеале с верой в божественную силу мудрого слова, с осуждением клеветы и хулы, с философским «беседуй с достойным». И о русских пословицах и поговорках как правилах для говорящего и слушающего, и о том, что эпатаж, по сути, форма саботажа общения, демонстрирующая неуважение к существующим правилам поведения. И опять вспоминаем Арию: «Нравственные заповеди всегда были необходимы не только народам, но и профессиональным цехам, в том числе и адвокатуре. Каждому представителю нашего цеха хочется сделать карьеру. Единственная карьера, доступная адвокату, — это завоевание доброго имени, репутации». А дальше читаем, анализируем, вспоминаем, играем. И опять про недопустимость ироничного тона при допросе свидетелей, про подчеркнуто уважительное отношение к суду, про критику процессуального оппонента, про неприязнь аудитории к развязным и излишне самоуверенным, про сдержанную манеру и владение эмоциями при публичном выступлении.
А они очень талантливые!
В июне заключительное занятие, итог наших встреч — большое выступление с убеждающей речью. К этому «выходу» мы готовимся долго, серьезно. Это их работа: как было и как стало. Мои комментарии для них по-прежнему важны, но уже каждый может оценить себя сам. Внимательно слушают друг друга. Интерес неподдельный! Сравнивают. А как же! Дошла очередь и до него. Где тот неуверенный в себе мальчик? Спокойный взгляд, свободная поза, выразительное слово, впечатление, что выверена каждая фраза, но все искренне и легко. Ребята аплодируют. Его выступление лучшее! Но это я для себя отмечаю. Нет в их итоговом выступлении лучших и худших. Есть труд, желание, стремление. Ораторами не рождаются, ораторами становятся! Я очень люблю эти итоговые занятия по риторике. В аудитории царит удивительная атмосфера дружелюбия и одновременно состязательности. Они относятся к этому выступлению с трепетом! Удивительно, но это так! Они счастливы, когда получается так, как хотелось бы, как научился, как задумал! Они абсолютно искренне радуются успеху своих товарищей! Одобрение выражают в благодарности за то, что услышали. Это необыкновенный восторг для преподавателя, когда они благодарят друг друга за то или иное выступление! И это очень важно для них — понять, что они хотят говорить и они могут говорить. И потом они будут комментировать работу друг друга, и отмечать риторические приемы и другие хитрости, и говорить о том, что вот это и есть возможности, данные риторикой, о которых они Ш теперь знают и могут делать свой выбор. И этот их выбор — осознанный, тро- к гательный, талантливый! □
"О й
БИБЛИОГРАФИЯ И
И
Ч
П
К
2. Ария С. Л. О нравственных принципах в адвокатской деятельности // Москов- □
ская адвокатура : 150 лет. История. Традиции. Современность : сборник / Адв.
1. Аристотель. Риторика // URL: https://www.bookcity.club/page,2,136980-аристотель-риторика.Мт1#раде.
НАУКИ
>
186
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
"Т^ЕСТНИК
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
палата г. Москвы ; Адв. палата Моск. обл. ; отв. ред. И. А. Поляков. — М. : Развитие правовых систем, 2016.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 2001.
4. Методика преподавания риторики : учеб. пособие / под ред. проф. Н. А. Ип-политовой. — М. : Экзамен, 2014.
5. Резник Г. М. Учился и продолжаю учиться у них // Московская адвокатура : 150 лет. История. Традиции. Современность : сборник / Адв. палата г. Москвы ; Адв. палата Моск. обл. ; отв. ред. И. А. Поляков. — М. : Развитие правовых систем,2016.
6. Риторика : учебник / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Н. А. Ипполитовой. — М. : Проспект, 2014.