Научная статья на тему 'Риторика как важная составляющая профессиональной подготовки студентов'

Риторика как важная составляющая профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RHETORIC / PERSONAL QUALITIES / RHETORICAL SKILLS / RHETORICAL EDUCATION / РИТОРИКА / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / РИТОРИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Ю.З.

В статье рассматривается важность изучения риторики студентами различных, в том числе аграрных, направлений; определено предназначение риторики: охарактеризованы причины необходимости интенсификации изучения риторики; говорится о системе обучения, обязательным компонентом которой выступает речевая культура и владение основами успешной коммуникации. Также рассматриваются требования к образованному человеку; детализированы основные формы работы в высшем учебном заведении при формировании риторических умений; обосновывается важность формирования культурно-риторической компетентности студентов, направленной на овладение риторическими знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для умения общаться, способности воспринимать и воспроизводить грамотную речь, высказывать собственные мысли, обнаруживая при этом высокоинтеллектуальный уровень развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORIC AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS

The importance of studying of rhetoric by students of various directions is considered; the mission of rhetoric is defined. The reasons of need of an intensification of studying of rhetoric are characterized; it is told about the system of training as which obligatory component the speech culture and possession of bases of successful communication acts. Requirements to the educated person are provided; the main forms of work in a higher educational institution when forming rhetorical abilities are detailed. The author proves that an important factor in formation of cultural and rhetorical competence of students is their speech development directed to mastering speech knowledge, skills which are necessary for ability to communicate, abilities to perceive and reproduce the speech, to introduce own ideas, finding at the same time high intellectual development of the person.

Текст научной работы на тему «Риторика как важная составляющая профессиональной подготовки студентов»

7. Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. Москва: Институт языкознания РАН, 1997.

8. Заботкина В.И. Слово и смысл. Москва: РГГУ, 2012.

9. Заботкина В.И. К вопросу о когнитивной неологии. Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сборник в честь Е.С. Кубряковой. Москва: Языки славянских культур. 2009.

10. Word Spy. Word Lover's Guide to New Words. Available at: https://www.wordspy.com/

11. Базарова Б.Б. Интерпретирующий потенциал неологизмов. Казанская наука. 2018; 4: 40 - 42.

12. Цыбова И.А. О проблемах словообразовательной неологии. Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сборник в честь Е.С. Кубряковой. Москва: Языки славянских культур. 2009.

13. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. Москва: Языки славянской культуры. 2004.

References

1. Ba Yujsin'. Osnovnye dostizheniya i aktual'nye problemy neologii. Vestnikkalmyckogo universiteta. 2016; 2 (30): 78 - 85.

2. Olefir Ya.A. Aktual'nye problemy sovremennoj neologii. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya. 2012; 3: 63 - 66.

3. Voroncova Yu.A. Neologiya i neologizmy. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016; 2: 111 - 114.

4. Kubryakova E.S. Neologiya: problemy i perspektivy. Problemy anglijskoj neologii: materialy nauchnoj konferencii. 2002.

5. Zabotkina V.I., Runova N.V. Kognitivnye mehanizmy obrazovaniya novyh metonimicheskih znachenij (na primere novyh suschestvitel'nyh v anglijskom yazyke). Vestnik MGLU. 2007; Vypusk 532: 74 - 80.

6. Marchenko E.I. Kognitivnye podhody k issledovaniyu neologizmov. VestnikKRSU. 2013; T. 13, № 9: 148 - 151.

7. Kubryakova E.S. Chasti rechis kognitivnoj tochki zreniya. Moskva: Institut yazykoznaniya RAN, 1997.

8. Zabotkina V.I. Slovo ismysl. Moskva: RGGU, 2012.

9. Zabotkina V.I. K voprosu o kognitivnoj neologii. Gorizonty sovremennoj lingvistiki: Tradicii i novatorstvo: Sbornik v chest' E.S. Kubryakovoj. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur. 2009.

10. Word Spy. Word Lover's Guide to New Words. Available at: https://www.wordspy.com/

11. Bazarova B.B. Interpretiruyuschij potencial neologizmov. Kazanskaya nauka. 2018; 4: 40 - 42.

12. Cybova I.A. O problemah slovoobrazovatel'noj neologii. Gorizonty sovremennoj lingvistiki: Tradicii i novatorstvo: Sbornik v chest' E.S. Kubryakovoj. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur. 2009.

13. Kubryakova E.S. Yazyk i znanie: Na puti polucheniya znanij o yazyke: Chasti rechi s kognitivnoj tochki zreniya. Rol' yazyka vpoznanii mira. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury. 2004.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 808; 372.8; 80

Bogdanova Y.Z., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, State University of Northern

Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: bogdanowa2907@mail.ru

RHETORIC AS AN IMPORTANT COMPONENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS. The importance of studying of rhetoric by students of various directions is considered; the mission of rhetoric is defined. The reasons of need of an intensification of studying of rhetoric are characterized; it is told about the system of training as which obligatory component the speech culture and possession of bases of successful communication acts. Requirements to the educated person are provided; the main forms of work in a higher educational institution when forming rhetorical abilities are detailed. The author proves that an important factor in formation of cultural and rhetorical competence of students is their speech development directed to mastering speech knowledge, skills which are necessary for ability to communicate, abilities to perceive and reproduce the speech, to introduce own ideas, finding at the same time high intellectual development of the person.

Key words: rhetoric, personal qualities, rhetorical skills, rhetorical education.

Ю.З. Богданова, канд. филол. наук, доц. каф. иностранных языков, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень,

Е-mail: bogdanowa2907@mail.ru

РИТОРИКА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается важность изучения риторики студентами различных, в том числе аграрных, направлений; определено предназначение риторики: охарактеризованы причины необходимости интенсификации изучения риторики; говорится о системе обучения, обязательным компонентом которой выступает речевая культура и владение основами успешной коммуникации. Также рассматриваются требования к образованному человеку; детализированы основные формы работы в высшем учебном заведении при формировании риторических умений; обосновывается важность формирования культурно-риторической компетентности студентов, направленной на овладение риторическими знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для умения общаться, способности воспринимать и воспроизводить грамотную речь, высказывать собственные мысли, обнаруживая при этом высокоинтеллектуальный уровень развития.

Ключевые слова: риторика, личностные качества, риторические умения, риторическое образование.

Изучение риторики и ее преподавание в высших учебных заведениях сегодня - это одно из важных и перспективных лингвистически-дидактических направлений обучения, формирующее умения и навыки ясно и убедительно общаться, воспитывающее нравственные и патриотические ценности человека. Важность введения риторики в систему высшего образования обусловливается тем, что существует угроза снижения культуры общения современной молодежи. Среди весомых причин по интенсификации изучения риторики - процесс демократизации общества, который сопровождается расширением прав и свобод, в том числе и свободы слова. Также сюда необходимо отнести желание человека самосовершенствоваться с целью повышения не только личного интеллектуального потенциала, но и профессионального.

Образованный человек в наши дни должен быть коммуникабельным, уметь вести беседу, иногда даже манипулировать и активно воздействовать на слушателей. Также он должен логично выстраивать свое публичное выступление, уверенно и правильно излагать свою речь, вести дискуссию - то есть применять риторические приемы, поскольку ораторские умения и навыки нужны каждому как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Риторически грамотная речь необходима не только в политике, суде или прочих официальных сферах. Без навыков ораторского искусства в какой-либо мере не может обойтись ни преподаватель, ни эколог, ни юрист, ни агроном. И чем более развито общество, тем больше в нем ценится умение грамотно и правильно вести диалог, то есть владеть риторическими приемами [1, с. 180].

Общеизвестно, что с помощью риторики человек развивает в себе целостную систему личностных качеств: это культура мышления (самостоятельность, самокритичность, гибкость и др.), владение речью (выразительность, правильность, ясность, точность, образность), поведение (вежливость, тактичность, корректность, раскованность), общение (уважение к собеседнику посредством изучения его интересов, управление поведением аудитории, привлечение единомышленников) и т. д.

В свое время большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий мыслитель Эллады Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Он подвел итог развитию классического греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину, а также установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой [2, с. 7]. В риторику входят многие филологические дисциплины, элементы психологии, педагогики, культурологии; эта наука не имела дело с какой-то определенной областью, а охватывала полностью все сферы человеческой жизни.

Как следствие, для современного выпускника вуза, который выступает образцом для подражания в том, как он общается, умело владеет словом - универсальным инструментом мысли и убеждения, знание риторики и ее составляющих является одним из определяющих компонентов его профессионального успеха и обязательным атрибутом имиджа квалифицированного, компетентного и интеллигентного специалиста.

Среди многих компетенций, которыми должен овладевать современный специалист, способный быстро адаптироваться в поликультурной и научной среде и находить эффективные способы в решении разнообразных ситуаций, особое значение отводится риторической компетентности, которая позволит ему в дальнейшем успешно функционировать в самых разных сферах социально-культурной и общественно-политической жизни. Формирование риторической компетентности студентов - очень важная проблема в совершенствовании их профессиональных характеристик.

Не получив риторические знания и умения, не научившись умело владеть словом, без должного уровня риторической компетентности, нельзя учить или убеждать других, логично формировать и высказывать свои мысли и суждения. Риторическая компетентность - это важная основа профессионализма, поэтому сегодня необходимо создавать систему обучения, обязательным компонентом которой выступала бы речевая культура и владение основами успешной коммуникации.

На наш взгляд, риторическая наука необходима во всех сферах профессионального обучения, в том числе и в аграрной. Овладев риторическими навыками, человек сможет говорить правильно, убедительно, выразительно, а также постоянно развивать свои речевые умения и навыки, не останавливаться на достигнутом. Формирование риторической компетентности в процессе обучения в высшем учебном заведении - это край-

Библиографический список

не важный аспект подготовки, поскольку специалист с высшим образованием должен в совершенстве владеть родным языком и заботиться о его будущем, а также стремиться содействовать правильной и убедительной речи в своем окружении. Это сможет сделать тот, кто сам умеет убеждать и имеет высокий уровень риторической компетентности [3, с. 11]. Не обладая этой компетенцией, будущий специалист не сможет ясно и убедительно выражать собственные мысли, доказывать свою точку зрения, убеждать и переубеждать.

Основные формы работы в высшем учебном заведении при формировании риторических умений - это выразительное чтение, аналитическое чтение текстов различных жанров, проникновение в авторский замысел текста посредством анализа ключевых слов, с помощью которых раскрывается главная идея текста, формируется лексикографическая культура, посредством работы со словарями разных типов (толковый, орфографический, орфоэпический, словари синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и т.п.), упражнения по технике речи и тому подобное. При этом «риторизация учебного процесса должна идти от языковых единиц разных уровней, их роли в тексте, от наблюдения над текстами-образцами к развитию речевых умений и навыков в условиях активных форм коммуникации, к созданию текста. Лишь таким образом можно обеспечить тренировки в применении языка для воспроизведения мысли и передачи ее слушателям» [4; 5, с. 25].

Учитывая вышесказанное, следует подчеркнуть, что весомый фактор в формировании культурно-риторической компетентности студентов - это их речевое развитие, направленное на овладение речевыми знаниями, умениями и навыками, которые нужны для умения общаться, способности воспринимать и воспроизводить речь, высказывать собственные мысли, обнаруживая при этом свое высокое интеллектуальное развитие. Можно сделать вывод о том, что обучение риторике справедливо считается одним из самых перспективных и важных лингвистически-дидактических направлений, главная цель которого - формирование и воспитание личности, которая будет уметь содержательно, убедительно и правильно вести диалог. При этом риторические знания и умения, которые будут получать будущие специалисты аграрного сектора, умелое владение речевой ситуацией, коммуникативным процессом помогут им полноценно и компетентно оказывать влияние на аудиторию. Также это будет способствовать производительности труда, усиливать познавательный интерес к любой проблеме и поможет полноценно адаптироваться молодому специалисту в коллективе, стать примером для коллег в их речевой деятельности. Современный аграрий должен хорошо владеть родным языком, быть настоящим профессионалом и высококлассным оратором, именно поэтому знание риторики как важной составляющей профессиональной подготовки приобретает особую актуальность [6, с. 169].

1. Чувакин А.А. Риторические компетенции филолога и содержание риторических дисциплин в университете: к вопросу о методике соотнесения. Риторика и культура речи в современном информационном обществе. 2007; Т. 2: 179 - 182.

2. Богданова Ю.З. Практикум для самостоятельной работы «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения». Тюмень, 2013.

3. Горобец Л.Н. Формирование риторической компетенции студента. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.

4. Богданова Ю.З. Русский язык и культура речи. Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Тюмень, 2010.

5. Богданова Ю.З. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения: практикум. Саратов, 2018.

6. Касумова Г.А., Таратута И.В. Роль преподавателя аграрного университета в современном образовательном пространстве. Агропро-довольственная политика России. 2017; 10 (70): 167 - 170.

References

1. Chuvakin A.A. Ritoricheskie kompetencii filologa i soderzhanie ritoricheskih disciplin v universitete: k voprosu o metodike sootneseniya. Ritorika ikul'tura rechi vsovremennom informacionnom obschestve. 2007; T. 2: 179 - 182.

2. Bogdanova Yu.Z. Praktikum dlya samostoyatel'nojraboty «Treningprofessional'no-orientirovannyh ritoriki, diskussiii obscheniya». Tyumen', 2013.

3. Gorobec L.N. Formirovanie ritoricheskoj kompetencii studenta. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.

4. Bogdanova Yu.Z. Russkijyazyk i kul'tura rechi. Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya. Tyumen', 2010.

5. Bogdanova Yu.Z. Trening professional'no-orientirovannyh ritoriki, diskussii i obscheniya: praktikum. Saratov, 2018.

6. Kasumova G.A., Taratuta I.V. Rol' prepodavatelya agrarnogo universiteta v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve Agropro-dovol'stvennaya politika Rossii. 2017; 10 (70): 167 - 170.

Статья поступила в редакцию 25.09.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.