Научная статья на тему 'Теоретические и прикладные предпосылки формирования концепции риторического образования сотрудников органов внутренних дел'

Теоретические и прикладные предпосылки формирования концепции риторического образования сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК / RHETORICAL ACT / РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПОЛИЦЕЙСКОГО / RHETORICAL IDEAL OF POLICEMAN / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC IDENTITY / СЛОВО И ДЕЛО / WORD AND DEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Л. Г.

В статье рассматриваются предпосылки формирования концепции риторического образования полицейских. Автор излагает идею перехода от риторики понимания к риторике поступка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and practical prerequisites for the formation of the concept of rhetorical education of police officers

The article considers prerequisites for the formation of the concept of rhetorical education for police officers. The author presents the idea of transition from the rhetoric of understanding to the rhetoric of action.

Текст научной работы на тему «Теоретические и прикладные предпосылки формирования концепции риторического образования сотрудников органов внутренних дел»

Л.Г. НОСКОВА,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Теоретические и прикладные предпосылки формирования концепции риторического образования сотрудников органов внутренних дел

В статье рассматриваются предпосылки формирования концепции риторического образования полицейских. Автор излагает идею перехода от риторики понимания к риторике поступка. Риторический поступок, риторический идеал полицейского, языковая личность, слово и дело.

L.G. NOSKOVA,

docent of the chair of psychology, pedagogics and organization of work with personnel, candidate of

pedagogic sciences, docent (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

Theoretical and practical prerequisites for the formation of the concept of rhetorical education of police officers

The article considers prerequisites for the formation of the concept of rhetorical education for police officers. The author presents the idea of transition from the rhetoric of understanding to the rhetoric of action. Rhetorical act, rhetorical ideal of policeman, linguistic identity, word and deed.

Одно из требований, предъявляемых к полицейскому (статья 35 закона «О полиции») — это требование владения государственным языком Российской Федерации [1]. Оно означает, что современный полицейский свободно владеет языком, на котором ведется служебная деятельность; обладает культурой мышления, речи, общения; владеет профессиональным языком, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания. Все это требует общекультурной подготовки сотрудника органов внутренних дел.

Полицейский проявляет свою речевую культуру на всех уровнях речевой деятельности: речевого акта; речевого поступка, речевого поведения; речевой политики.

Сотрудник органов внутренних дел — это личность, использующая язык как акт самореализации в речевом поступке. Риторическая компетенция выступает характеристикой языковой личности сотрудника органа внутренних дел, выражая полноту индивидуальной картины мира. Естественный язык полицейского всегда отличен от идеальной языковой системы. Высокая риторическая компетенция выступает практической реализацией модели идеального речевого поведения. Риторический идеал полицейского — образцовое по форме, оптимальное по содержанию, этически ответственное совершение сотрудником органов внутренних дел

языковых операций, текстовых действий и коммуникативной деятельности в рамках профессиональных речевых событий разных типов [3].

Важно понимать его значимость не только как «правильноговорение», но и как связь слова и дела. М.М. Бахтин первым в научной литературе сказал о «риторике поступка» [2].

Совсем недавно общество относилось к слову сотрудника органов внутренних дел и его поступку как к антонимам. Для подтверждения этой мысли достаточно обратиться к данным российских СМИ 90-х - 2000-х гг.

Общей тенденцией является то, что наши соотечественники, воспитанные вне риторического знания, к сожалению, относятся к риторике как к пустому, обманному, но красивому слову. Поступок же в общественном сознании является полезным деянием.

Введенная в образовательное пространство ведомственных учебных заведений риторическая подготовка полицейских вносит положительные результаты. Сотрудник органов внутренних дел, имеющий риторические знания, все чаще говорит сознательно, риторически-организованно. Его профессиональная речь - не план результатов говорения, а план действий. План - как замысел поступка, замысел дела. Это указывает на наличие риторической воли, крайне необходимой государству. Отсутствие таковой у обладающих властью (полиция -

85

вэ

о

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

О *£

s с

и О bS

и и

У S

I—

о

I—

ы о оэ о

3

И

с:

о

и

О <

О

S и и ш с О

86

один из институтов власти государства) вредит живому управлению страной. Отсутствие риторической воли ведет к невозможности совершения риторического поступка.

Ответственный поступок должен полностью совпадать с речью полицейского. Напомним, что в основе риторики лежит категориальная триада: этос — этическое, нравственно-философское начало речи; логос — словесное, мыслительное начало речи; пафос — эмоциональное начало речи. Классический риторический канон состоит из пяти частей: инвенция (изобретение содержания речи); диспозиция (расположение); элокуция (языковое выражение); меморио (запоминание); акцио (произнесение). Зная теоретические основы риторического знания, опираясь на тренинги и получив навыки риторического поведения, современный полицейский никогда не проявит профессиональной риторической безответственности. Он не станет обещать и не выполнять обещаний.

Сотрудник органов внутренних дел должен объяснять свои действия обществу, поэтому в его деятельности крайне важна роль слов. Когда речь равна действию, можно рассуждать о риторике поступка, об ответственности за действия. Риторически подготовленный сотрудник органов внутренних дел не присвоит себе чужого слова лжи, он будет говорить своим языком, рождая слово — профессионализма, чести, порядочности.

Речемыслительный процесс — это ход мысли, смена речевых действий. Если ход мысли планируется, то это указывает на наличие программы действий [6, с. 200].

Для того чтобы современный полицейский мог грамотно выстраивать собственную мысль и облекать ее в слова, риторическое знание вооружает его основами для творческого, эффективного восприятия различных текстов. Мы считаем риторический идеал полицейского базовым компонентом культурно-образовательного пространства. К признакам риторического идеала мы относим следующее:

— историческую и культурную обусловленность (связь с языковой картиной мира, культурными особенностями, этическим кодексом и т. д.);

— коммуникативную природу (речемыслитель-ная деятельность в межличностном общении);

— мировоззренческую сферу (система ценностей общества и конкретной личности);

— нормативный характер (правила и требования к речевому поведению);

— образовательно-воспитательную составляющую;

— личностнообразующий потенциал (возможность максимально эффективно формировать лучшие качества человека).

Риторический идеал полицейского — система требований к совершению языковых и речевых операций, отражающая ценности культурного и образовательного пространства и определяющая процесс формирования речемыслительной культуры совокупной языковой личности и ее воспроизводства.

В качестве категориальной антиномии выступает риторический антиидеал, определяющим компонентом которого является антиэтос как причиняемое словом зло различного радиуса действия — от оскорбления человека до идеологии уничтожения народов.

К сожалению, черты риторического антиидеала все еще присущи языку полицейских. Это «тоталитарный язык», носящий ярко выраженный антигуманистический характер, сопровождающийся грубой лексикой, ложными, безответственными высказываниями.

Риторическое образование полицейского выбирает путь, где риторика познания, развиваясь, рождает личность. Чтобы стать личностью, «мало совершить поступок: нужно взять за него ответственность на себя» [5, с. 17]. Личность вырастает из культуры. Все то, что накоплено историей и культурой общества, можно узнавать, постигать и использовать, и это, безусловно, развивает личность. При риторической подготовке полицейских важно продвигаться в сторону риторики поступка, не останавливаясь лишь на риторике познания (монориторике).

Слово — «полководец человеческой силы» (В.В. Маяковский), и только тогда становится таковым, когда мы научаемся видеть личность каждого человека, обратившегося в органы внутренних дел; когда мы способны «за любым бронежилетом увидеть сердце». Именно тогда мы можем говорить о риторике поступка, об индивидуальной ответственности полицейского.

Наука разработала модель сильной языковой личности демократического типа [4]. К типологическим чертам языковой личности демократического типа относятся:

1) стремление к двусторонним субъект-субъектным отношениям, отказ от авторитарного стиля речевого поведения;

2) стремление к достижению согласия, к диалогу, широкой дискуссии, цель которых — принятие взаимоприемлемых решений, направленных на общее благо.

Цель риторического образования — развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в ценную деятельность; воспитание не просто сильной (т. е. обладающей высокой риторической компетенцией) личности, демонстрирующей высокие познания русского языка, но и личности этически ответственной за речевые поступки, ориентированной на социокультурно значимый дискурс.

М.М. Бахтин говорил об ответственности говорящего: «Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг в друга в единстве вины и ответственности» [2]. Этим и обусловлена мера свободы языковой личности, этос-но-пафосная координация речевого поступка каждого полицейского. Риторическое обучение сотрудников органов внутренних дел мы видим именно в формировании индивидуальной речевой личности, этически ответственной за свои слова-поступки (универсальная триада: мысль — слово — дело).

Риторическое образование в ведомственных учебных заведениях системы МВД России необходимо еще и потому, что задачей риторики является: воспитание ритора - достойного гражданина, компетентного в публичной речи; создание норм публичной аргументации, обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем; организация речевых отношений, которые составляют базис общества (управление, образование, хозяйственная деятельность, безопасность, правопорядок); определение критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности.

Существуют основания утверждать, что дисциплины риторического круга являются инновационным в образовательной сфере элементом, который непременно должен стать обязательным элементом базового учебного плана ведомственных вузов. Никакой иной предмет не формирует готовности к речевому взаимодействию в соответствии со сферой и ситуацией общения, как риторика. Эта дисциплина восполняет очень важную область профессионального образования, учит специалиста зорче вглядываться, внимательнее вслушиваться в профессиональные проблемы.

Введение 30-ти часового курса риторики в учебный план Академии управления МВД России, по нашему мнению, является предпосылкой формирования риторического образования полицейских. Вместе с тем путь риторического обучения, как мы считаем, не должен заканчиваться отдельным небольшим курсом. Многоуровневая риторическая подготовка должна начинаться с довузовского образования и заканчиваться послевузовским. Предлагаемая нами система включает обучение риторике, начиная со средней школы (колледжа). Пути риторизации образовательно-воспитательной деятельности действенны лишь тогда, когда преподавание всех предметов базового цикла выстроено на основе полноценного диалога. Это можно назвать программой первого уров-

ня, включающей обязательные гуманитарные, социально-экономические и естественнонаучные дисциплины, а также некоторые общепрофессиональные и специальные дисциплины, к которым, безусловно, причисляется и курс риторики.

Мир изменчив: меняются законы, вводятся новые правила, появляются новые экспертизы, прежние знания и навыки нуждаются в обновлении. Повышение профессиональной квалификации - один из путей обновления имеющихся знаний. Управленческих навыков, развивающихся только на основе профессионального знания, для успешного руководителя сегодня явно не достаточно. Поэтому полицейские, ожидающие продвижения по службе, должны пройти курс обучения, включающий, помимо управленческих предметов, дисциплины риторического круга.

Вместе с тем не существует таких учебников, которые учитывали бы динамическую природу службы в полиции. Учебные заведения должны сформировать и определить те аспекты управления, которые удовлетворяют потребности министерства. Применительно к реалиям учебного процесса в Академии управления МВД России, мы должны помнить, что руководителю, получающему знания здесь, необходимы навыки «чтения» окружающего его мира, окружающих людей; приспособления к меняющейся ситуации; выжидания «правильного» момента; умения идти на компромиссы. Он должен уметь останавливаться, исправлять, творить, слушать, выбирать возможности, действовать, реформировать, продвигаться вперед.

Необходимо создание модели Программы непрерывного риторического образования для полицейского. Это продиктовано рядом условий, в которых на современном этапе оказался сотрудник органа внутренних дел как представитель социума. Например, нахождение полицейского в многонациональной, многоконфессиональной, многоязычной среде, или же — отсутствие в общественном пространстве единой духовно-нравственной идеологии, превалирование материальных ценностей над духовными.

Нельзя не отметить усиливающейся тенденции к приоритету изучения иностранных языков над русским языком, массовое увлечение информационными технологиями. Это приводит к обеднению языка, нежеланию и неспособности человека анализировать, критически оценивать и понимать тексты как источники формирования мировоззрения. По мнению С.С. Аверинцева, риторика — это «служба понимания», она должна лечь в основу формирования сильной языковой личности полицейского. Такая позиция указывает на предпосылки к формированию Концепции

87

Ы О вэ О

вэ

О

X

<

U

а

0

X

1

л

<

ы н S

I

<

а

X О

0 *£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s с

И S о н

* у

и о

И I

Е ^

S < fe И О Н

Ь *

^ RS

и , ~ и S

1 и

У

и с

о

U

о <

о

S и и ш с о

88

(Программы) непрерывного риторического образования полицейских, которая предполагает реализацию идеи создания дружественной риторической среды; разработку и создание образовательных риторических модулей; углубление представления о русской культуре и языке; возрождение интереса к русскому языку как основе идентификации и универсальному средству межкультурного, межэтнического общения, образовательной и профессиональной успешности. Также предполагается создание коллекции образцов текстов (выступлений). По нашему мнению, в такую Концепцию должны быть заложены способы и методы по формированию способностей сотрудников органов внутренних дел к восприятию и пониманию текста, критической оценки преподносимой информации, собственной интерпретации ее в высказываниях. На каждой из ступеней обучения необходимо выделять различные приоритеты: на начальном этапе — это формирование языковой грамотности (в основном — речевых способно-

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2. Бахтин М.М. К философии поступка. URL: http://philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 09.10.2013).

3. Волков А.А. Основы риторики. URL: http:// www.lib.mn/blog/_/129092.html (дата обращения: 09.10.2013).

4. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая культура языковой личности и типология ошибок речи: доклад на конференции. URL: http://

стей), на продвинутом — навыков понимания текста и создания собственного речевого произведения.

Модули, входящие в Концепцию непрерывного риторического образования, должны быть пронизаны едиными целями, основаны на принципах преемственности и предлагать новые формы трансляции материала.

Речь — дистанция. Слово возникает, когда человек думает о том, что следует сделать, как это сделать; когда он может смотреть на свой поступок извне. Дело связано с речью как перспектива. Актуальность введения на всех уровнях образования такого инновационного предмета, как риторика, приведет к тому, что каждый полицейский, пройдя по «научному риторическому пути», сумеет преодолеть современный кризис — «кризис поступка».

И тогда любой риторически образованный сотрудник органа внутренних дел будет внутренне отвечать миру не только за то, что он знает и познал, но и за то, что он делает с помощью познанного.

www.engectver.ru/Konferenciya/3s/vorozhbi-tova.php (дата обращения: 09.10.2013).

5. Махлин В.Л., Махов А.Е., Пешков И.В. Риторика поступка М. Бахтина: воспоминания о будущем или предсказания прошедшего? М., 1991.

6. Педагогическое речеведение: словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской, А.К. Михальской. М., 1998.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.