Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMMUNICATIVE COMPETENCES / KNOWLEDGE AND SKILLS / INTERACTIVE PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова М.В., Смерчинский В.В.

Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получение курсантами некоторой суммы знаний и умений, а на формирование системную совокупность компетенций. Разработка презентации включает действия курсанта, в процессе выполнения которых он развивает общую и коммуникативную компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова М.В., Смерчинский В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

Использованные источники:

1 Schultz T. W. Economic value of education. N. Y., 1963; Becker G. S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y., 1964.

2 Капелюшников Р. И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. - М.: Наука, 1981;

3. Пилипенко Е. В. Человеческий капитал: региональные аспекты. Препринт.-Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005 и др.

4 Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. - СПб., 1994. С.4.

5 Адыкаева Е. Н. Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста. Дисс. -Новосибирск, 2004;

6 Гражданский кодекс Республики Узбекистан. часть четвертая статьи 1 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087

УДК 811.111.

Бирюкова М. В., к. п. н. доцент кафедры иностранных языков

Смерчинский В.В.

старший преподаватель кафедры тактики подразделений и частей РВСН

ФВА РВСН им. Петра Великого Россия, Московская область, г. Серпухов ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Аннотация: Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получение курсантами некоторой суммы знаний и умений, а на формирование системную совокупность компетенций. Разработка презентации включает действия курсанта, в процессе выполнения которых он развивает общую и коммуникативную компетенции.

Ключевые слова: информационные технологии, коммуникативные компетенции, знания и умения, интерактивная презентация.

Biryukova M. V., candidate of pedagogic sciences Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Smerchinskiy V. V.

Senior lecturer of the Department of Tactics of RVSN units and formations FVA RVSN named after Peter the Greate, Serpukhov, Moscow region

Russia, Moscow region, Serpukhov

Abstract: The competence approach assumes that the main emphasis is made not just on obtaining by cadets a certain amount of knowledge and skills, but on forming a system complex of competencies. Designing a presentation includes the actions of the cadet and in the process of their performing he develops general and communicative competences.

Keywords: information technologies, communicative competences, knowledge and skills, interactive presentation.

Главная цель военного профессионального образования - подготовка компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности специалиста соответствующего уровня и профиля. Соответственно, под компетентностным подходом в военном образовании понимается метод обучения, который направлен на развитие у курсантов умения решать профессиональные задачи определенного класса в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способности искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; взаимодействовать с окружающими людьми, работать в группе; владеть механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение эвристическими методами и приемами решения возникших проблем.

Владение преподавателями методикой применения информационных и коммуникативных технологий в преподавании конкретных дисциплин является одним из ключевых факторов успешности информатизации образования. В преподавании иностранных языков использование информационных и коммуникативных технологий имеет особое значение, поскольку позволяет не только интенсифицировать учебный процесс за счёт применения разнообразных учебных и аутентичных электронных материалов, но и включения в него реальной коммуникации на изучаемом языке.

Изменения в сфере образования стали значимыми факторами качественной реконструкции системы преподавания иностранных языков в рамках профессионального образования. Связь профессиональной деятельности и процесса обучения в высшей школе в контексте компетентностного подхода показывает, что реальным психологическим механизмом развития будущего специалиста выступает процесс становления профессионально и предметно специализированных способов умственной деятельности, выступающих в качестве базисных структур, формирующих его профессиональное сознание. Данное понятие означает, что специалист с высшим образованием - это человек, не только обладающий знанием (осознанием) сущности своей деятельности и, благодаря этому системно ориентирующийся в инвариантных характеристиках соответствующих явлений, но у которого при освоении профессионально значимого содержания деятельности формируется определённое предметно -специализированное отношение к миру, специфическая "профессиональная" позиция.

Компетентностный подход, приобретающий всё большее значение, как в образовательной, так и в профессиональной среде, предполагает, что основной акцент делается не просто на получении обучающимися некоторой суммы знаний и умений, а на формировании системного набора компетенций. Источником формирования компетентностного подхода являются объективные требования современной "экономики знания", в которой всё более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности будущих специалистов являются не разрозненные знания, а обобщенные знания и умения, проявляющиеся в осведомлённости в области информационных технологий, в способности решать жизненные и профессиональные проблемы,, и др..

Немаловажное место среди современных требований компетентностного подхода занимает комплекс умений связанных с социальным взаимодействием и коммуникацией. В работах отечественных и зарубежных исследователей коммуникативная компетенция определяется, как способность адекватно действовать в многообразных конкретных речевых ситуациях, то есть проявлять гибкость в общении, способность к сотрудничеству и преодолению конфликтов, умение работать в команде. Компетенции будущего командира включают в себя: знания в соответствующей области военной техники и вооружения, системность мышления, умение анализировать ситуацию, навыки ведения брифингов и переговоров, управления подчиненными и т. д..

Освоение определенного уровня компетенции рассматривается, как способность использовать и сочетать знания, умения в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы. Другими словами, уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями. Разработка и внедрение так называемых "профилей (или модулей ) компетенций" (описывающих требования к отдельным категориям сотрудников: военно-инженерному составу, высшим руководителям, менеджерам, административному персоналу и др. ) является неотъемлемой частью управления эффективностью многих многонациональных предприятий.

В какой бы области не работали выпускники вузов, избежать общения, даже с минимальным количеством людей, им не удастся. Это неудивительно, ведь наше время называют веком коммуникации, чему способствуют развитие технических возможностей и ускорение темпа жизни. Реализуя компетентностный подход, который предполагает не усвоение обучаемым отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, общие образовательные программы дают перечень общекультурных и профессиональных компетенций, предназначенных для освоения курсантами. В этом перечне указывается, в том числе, что выпускник должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, сбору информации, постановке цели и выбору путей ее

достижения, уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Одной из форм, развивающих коммуникативную компетенцию, является публичная коммуникация, то есть выступление перед аудиторией. Сейчас необходимость развивать этот навык очевидна, как никогда. Этому учили и раньше, но в достаточно усеченной форме, когда обучаемые выступали с сообщениями и защищали свои рефераты. В западных университетах с середины ХХ века публичная коммуникация является отдельной дисциплиной и подтверждается дипломом. Несмотря на то, что в разных учебных заведениях она носит различные названия: "коммуникативная эффективность", "риторика", "публичное выступление", "навыки презентации", основное в ней то, что проводится обучение различным аспектам подготовки и выступления на публике, без чего не обходится в своей деятельности ни один специалист. Основным принципом проведения практических занятий по иностранному языку с использованием презентаций является принцип единства и взаимопроникновения образовательной и параллельной ей профессиональной деятельности будущих военных специалистов.

Влияние современных компьютерных технологий на нашу жизнь мало кто сейчас будет отрицать. Виртуальная реальность уже давно не является для современного человека чем-то неизведанным, а стремительно развивающиеся возможности интерактивного общения затрагивают все больше граней нашей жизни. И если раньше, представляя языковой материал, можно было ограничиться достаточно примитивными вариантами заданий, которые под силу сделать практически любому пользователю на основе базовых программ, то сегодня в современном обществе считается дурным тоном раздавать участникам образовательного процесса папки с распечатками. Выход российских образовательных технологий на мировую арену требует использования инструментария, соответствующего мировому уровню, одним из элементов которого и является интерактивная компьютерная презентация.

В настоящий момент интерактивная презентация может быть не только простым слайд-шоу с текстовыми комментариями, но и сложной системой связанных между собой видеоматериалов, анимации, трехмерной графики, актеров, музыкального и звукового сопровождения, звуковых спецэффектов, то есть всех возможностей подачи материала основными способами (видео, текста, звука). К этому добавляется возможность управления процессом. Следует отметить, что и в нашей стране в последнее время появилось немало рекомендаций в печати и Интернете как подготовить презентацию, есть и консалтинговые компании, которые проводят соответствующие тренинги.

Проектирование презентации - это, прежде всего, использование новых информационных технологий, без которых невозможно современное обучение иностранному языку, так как они напрямую мотивируют и активизируют деятельность курсантов в процессе усвоения знаний. Введение

в учебный процесс материалов по подготовке презентаций кафедрой иностранных языков ФВА им. Петра Великого осуществляется постепенно. Конечно, к выступлению на научных конференциях и олимпиадах курсантов готовили всегда, но более широко в практику обучения иностранным языкам этот элемент вошел в начале 2000-х годов. Тогда, опираясь на такие требования к военному специалисту, как умение хорошо писать, редактировать и обладать ораторскими способностями, некоторым курсантам была предложена защита ВКР на иностранном языке, а курсантам, проходящим курс дополнительной лингвистической подготовки, защита выпускной работы на иностранном языке. Опыт оказался удачным, и теперь эта деятельность активизируется.

При обучении курсантов разработке презентации особое внимание уделяется следующим вопросам:

• составление плана выступления и выбор ключевых слов; отражение в выступлении актуальности темы, цели и задач, методики, полученных результатов (если это исследовательская работа), выводы; лаконичность высказывания, так как на презентацию отводится 5-7 минут;

• содержание презентации не должно зачитываться по написанному тексту, а тем более считываться со слайда - курсанты должны стремиться рассказывать, опираясь на план и ключевые слова;

• презентация в Power Point должна наилучшим образом представить работу курсанта, помочь аудитории разобраться в материале, она должна быть выполнена в такой же строгой и лаконичной форме, как и сам доклад, не быть перегруженной текстом и компьютерными эффектами;

• необходимость отрепетировать выступление вслух, быть уверенным, чтобы элемент волнения, который всегда в той или иной мере присутствует в такой ситуации, не помешал докладчику;

• ответы на вопросы, которые показывают то, что называется "владение материалом" и "неподготовленная речь", так как неумение сориентироваться по ходу дела и неграмотные ответы могут испортить все впечатление от хорошо приготовленного и отрепетированного устного выступления;

• соответствующая манера держаться перед аудиторией.

Презентация - это представление своих способностей, своего продукта

с целью добиться нужного решения (действия). Важно, что презентация - это не просто "показ себя", но и показ с целью воздействовать. Формируя сценарий будущей презентации, необходимо, прежде всего, понять собственные цели. Какое именно действие должна совершить аудитория в результате презентации? Вся подготовка презентации посвящается достижению этой цели.

Разработка презентации включает действия курсанта, в процессе выполнения которых он развивает общую и коммуникативную языковую компетенции. Они обеспечивают решение коммуникативных задач в

различных ситуациях, с учетом различных ограничений, и реализуются в видах деятельности и процессах (действиях), направленных на порождение и восприятие текстов, в связи с определенными темами и сферами общения и с применением соответствующих стратегий.

Профессионально выполненные презентации способствуют максимальному развитию общих и коммуникативных компетенций будущих военнослужащих, а практические занятия, построенные на основе требований компетентностного подхода предполагают единство языковых правил и действий. Языковые правила фиксируют то, что носит закономерный характер в употреблении языковых явлений в речи и выполняют подчиненную, вспомогательную функцию. Основным действием, с помощью которого осваивается иностранный язык, является процесс общения, речевая коммуникация. В процессе коммуникации происходит не только обмен мнениями, чувствами, но и освоение языковых средств, придание им обобщенного характера.

Стратегическая карта компетентностного подхода как интеграции ценностей, знаний и компетенций в единую систему, ориентированна на курсантов, преподавателей и сотрудников академии. Иностранный язык рассматривается как средство развития коммуникативной компетентности. Это означает, в первую очередь, умение адекватно облекать коммуникативные цели и стратегии их достижения в языковые формы, а также умения использования норм речевого этикета и социального поведения в ситуациях межкультурного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.