Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ РОСТ / ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ / ДОХОД / INTELLECTUAL CAPITAL / INTELLECTUAL PROPERTY / SOCIAL GROWTH / FINANCIAL CAPITAL / INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдиганиев Н.К., Ходжаниязова А.А.

В статье рассматриваются понятия интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность. Отмечается, что иногда термины «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальная собственность» используют как синонимы. Отмечается что - навыки и способности неотделимы от человека. Человек не может быть объектом собственности. Объектом собственности может являться только объективированный, а скорее даже овеществленный (т. е. имеющий материальное, физическое воплощение) интеллектуальный капитал. Таким образом, понятие интеллектуального капитала шире понятия интеллектуальная собственность, и несводимо к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL AS AN ECONOMIC CATEGORY

The article discusses the concepts of intellectual capital and intellectual property. It is noted that sometimes the terms "intellectual capital" and "intellectual property" are used interchangeably. It is noted that - skills and abilities are inseparable from the person. Man cannot be the object of property. The object of property can only be objectified, and rather even materialized (that is, having a material, physical embodiment) intellectual capital. Thus, the concept of intellectual capital is broader than the concept of intellectual property, and is not reducible to it.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ»

СОВРЕМЕННЫЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЕ УДК 81-13

Абдиганиев Н.К. студент магистратуры Ходжаниязова А.А., к п. н.

доцент КГУ им. Бердаха Каракалпакистан ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются понятия интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность. Отмечается, что иногда термины «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальная собственность» используют как синонимы. Отмечается что - навыки и способности неотделимы от человека. Человек не может быть объектом собственности. Объектом собственности может являться только объективированный, а скорее даже овеществленный (т. е. имеющий материальное, физическое воплощение) интеллектуальный капитал. Таким образом, понятие интеллектуального капитала шире понятия интеллектуальная собственность, и несводимо к нему.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, социальный рост, финансовый капитал, доход.

Abdiganiev N.K. Master's student Khojaniyazov A.A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

KSU named after Berdakh, Karakalpakistan

INTELLECTUAL CAPITAL AS AN ECONOMIC CATEGORY

Abstract: The article discusses the concepts of intellectual capital and intellectual property. It is noted that sometimes the terms "intellectual capital" and "intellectual property" are used interchangeably. It is noted that - skills and abilities are inseparable from the person. Man cannot be the object of property. The object of property can only be objectified, and rather even materialized (that is, having a material, physical embodiment) intellectual capital. Thus, the concept of intellectual capital is broader than the concept of intellectual property, and is not reducible to it.

Keywords: intellectual capital, intellectual property, social growth, financial capital, income.

В последние годы был активный интерес во всем мире в интересах ученых и практиков в такой экономической категории как интеллектуальный капитал. Это происходит из-за многих объективных причин. Среди них

увеличивающаяся роль человеческого фактора в производстве, изменения в отношении между физическим и умственным трудом в пользу последнего, развития высокотехнологичных отраслей промышленности, информационных технологий, и т.д.

Эта проблема особенно важна для нашей страны, которая сталкивается с трудностями духовного возрождения, экономического и социального роста, который почти невозможно решить без внимания к человеку и его способностям.

Таким образом, что такое "интеллектуальный капитал", каковы его формы, и как его правовая защита в нашей стране? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть категории "связанные" с интеллектуальным капиталом, а также определить их корреляцию.

Первым мы остановимся на понятии человеческого капитала.

У теории человеческого капитала длинная история, но как независимый раздел экономического анализа, она была сформирована в конце 1950-х - 1960-е. Американские экономисты Теодор Шультц (выдвижение теории) и Генри Беккер (разработка базовой теоретической модели) считаются родоначальниками этой теории. [1] Важное значение для развития теории имели работы Й. Бен-Порэта, М. Блауга, Э. Лэзера, Р. Лэйарда, Дж. Минцера, Дж. Псахаропулоса, Ш. Розена, Ф. Уэлча, Б. Чизуика и др. [2] Вопросы функционирования и использования человеческого капитала в российских условиях рассматривают Р. И. Капелюшников, М. М. Критский, Л. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Л. Г. Симкина и др.[3]. В Узбекистане эту тему рассматривают такие ученые как: академик Гулямов С.С., Очилов А.О.,Файзуллаев А.А. и др.

Российский ученый С. А. Дятлов дал наиболее полное определение человеческого капитала: «человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют увеличению производительности труда (производства) и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека» [4.] Его формирование, как накопление физического или финансового капитала, требует отвлечения фондов от текущего потребления, чтобы произвести дополнительный доход в будущем.

Интеллектуальный капитал и человеческий капитал как экономические категории находятся в сложных отношениях друг с другом. Каждое из этих понятий, представляя собой нечто самостоятельное, одновременно является частью другого. Устоявшегося определения интеллектуального капитала пока не существует. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения. Обычно это словосочетание употребляют в двух смыслах: как интеллектуальный капитал организации и интеллектуальный капитал отдельной личности. В широком смысле под интеллектуальным капиталом понимают все результаты мыслительной

деятельности человечества, обусловливающие его поступательное историческое движение.

В первом случае часто имеют в виду «совокупность знаний всех сотрудников компании, обеспечивающую ее конкурентоспособность». Под этой суммой знаний понимаются «специальные знания, умения, навыки, профессиональная подготовка, и интуиция, и ноу-хау, это компьютерные сети, умелое налаживание деловых связей и обмен опытом между фирмой и потребителями ее продукции, это товарный знак и деловая репутация фирмы». Таким образом, одно из определений интеллектуального капитала может выглядеть так: «интеллектуальный капитал - это интеллектуальная составляющая компаний, включающая в себя профессиональные и иные знания, опыт, умения, навыки, деловую репутацию, информацию, деловые связи, имидж, интеллектуальную собственность, - одним словом все, что позволяет создавать ценности»5.

Есть также более структурированное определение «нематериальных ресурсов компании», когда к интеллектуальному капиталу относят человеческий и структурный капитал, который подразделяют на внутренний и внешний по отношению к организации. Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенции и связей, которые имеют работники организации. Внутренний структурный капитал подразделяют на кодифицированное ноу-хау, организационные структуры, информационные системы, системы и процессы управления. Внешний структурный капитал представляет собой устойчивые связи организации с внешними партнерами - поставщиками, посредниками, клиентами 6.

Заметим, что иногда термины «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальная собственность» используют как синонимы. Нам представляется это неверным. Навыки и способности неотделимы от человека. Человек не может быть объектом собственности. Объектом собственности может являться только объективированный, а скорее даже овеществленный (т. е. имеющий материальное, физическое воплощение) интеллектуальный капитал. Таким образом, понятие интеллектуального капитала шире понятия интеллектуальная собственность, и несводимо к нему.

Интеллектуальный и человеческий капитал на уровне предприятия частично накладываются один на другой, но также имеют в своей структуре элементы, находящиеся за пределами этого наложения. Такое же соотношение мы будем наблюдать и на уровне общества в целом (на уровне отрасли, на национальном уровне).

Также на уровне индивида, интеллектуальный капитал является составной частью человеческого капитала.

Интеллектуальный капитал предприятия - один из важных (если не самый важный) его активов. Как уже было отмечено, именно этим ресурсом определяется конкурентоспособность предприятия, а значит, как и все остальные виды активов, он требует правовой защиты. Так как

интеллектуальный капитал выступает в форме скрытых резервов (интеллектуального потенциала) и результатов интеллектуальной деятельности (овеществленных идей), не все его компоненты могут быть предметом правовой защиты. Рассмотрим каждый из основных элементов интеллектуального капитала предприятия.

Инновационный капитал, включающий в себя интеллектуальную собственность и еще не реализованные (не объективированные) идеи, получает защиту закона только в части интеллектуальной собственности. Так как невозможно сделать объектом юридической защиты то, чего в объективной реальности еще не существует, то есть то, что не является объектом.

С 18 апреля 2018 года все отношения, возникающие по поводу интеллектуальной собственности, подпадают под действие части четвертой, статьи 1 Гражданского кодекса РУз [6]. В настоящее время эти отношения регулируются Законом Республики Узбекистан: «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и др. Уголовный кодекс РУз предусматривает ответственность за похищение или повреждение документов, штампов, печатей. В Кодексе РУз об административных правонарушениях к числу правонарушений относится несоблюдение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов.

Человеческий капитал (его интеллектуальная составляющая): навыки, знания, способности работников частично находят отражение в документах о полученном образовании - дипломах высших и средних специальных учебных заведений; сертификатах, свидетельствах, дипломах институтов и курсов повышения квалификации, дополнительного образования. Эти элементы интеллектуального капитала фиксируются в документации о профессиональной аттестации работников, в документации по учету кадров.

Как видим, основная часть компонентов интеллектуального капитала компании и отдельно взятого индивидуума получает отражение в различных правовых актах, а значит, в той или иной степени защищена в правовом отношении. Основные формы этой защиты - соблюдение действующего законодательства (как показывает анализ, элементы интеллектуального капитала выступают в качестве объекта регулирования государственных законов, законов Республики Узбекистан, Гражданского, Трудового, а также Уголовного кодексов РУз, соответствующих постановлений, инструкций и т. п. министерств и ведомств Узбекистана и др.), и издание (а также соблюдение) локальных нормативных и распорядительных актов организации в рамках действующего законодательства.

Использованные источники:

1 Schultz T. W. Economic value of education. N. Y., 1963; Becker G. S. Human capital: theoretical and empirical analysis, with special reference to education. N.Y., 1964.

2 Капелюшников Р. И. Современные западные концепции формирования рабочей силы. - М.: Наука, 1981;

3. Пилипенко Е. В. Человеческий капитал: региональные аспекты. Препринт.-Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005 и др.

4 Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. - СПб., 1994. С.4.

5 Адыкаева Е. Н. Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста. Дисс. -Новосибирск, 2004;

6 Гражданский кодекс Республики Узбекистан. часть четвертая статьи 1 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087

УДК 811.111.

Бирюкова М. В., к. п. н. доцент кафедры иностранных языков

Смерчинский В.В.

старший преподаватель кафедры тактики подразделений и частей РВСН

ФВА РВСН им. Петра Великого Россия, Московская область, г. Серпухов ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Аннотация: Компетентностный подход предполагает, что основной акцент делается не просто на получение курсантами некоторой суммы знаний и умений, а на формирование системную совокупность компетенций. Разработка презентации включает действия курсанта, в процессе выполнения которых он развивает общую и коммуникативную компетенции.

Ключевые слова: информационные технологии, коммуникативные компетенции, знания и умения, интерактивная презентация.

Biryukova M. V., candidate of pedagogic sciences Associate Professor of the Department of Foreign Languages

Smerchinskiy V. V.

Senior lecturer of the Department of Tactics of RVSN units and formations FVA RVSN named after Peter the Greate, Serpukhov, Moscow region

Russia, Moscow region, Serpukhov

Abstract: The competence approach assumes that the main emphasis is made not just on obtaining by cadets a certain amount of knowledge and skills, but on forming a system complex of competencies. Designing a presentation includes the actions of the cadet and in the process of their performing he develops general and communicative competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.