Применение принципа профессионально-ориентированного обучения курсантов военного технического вуза в дисциплине «Иностранный язык»
Еськина Оксана Анатольевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Филиал военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого в г. Серпухов, [email protected]
Солодова Евгения Александровна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры военной акмеологии и кибернетики, Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Балашиха, [email protected]
В статье раскрыты пути реализации принципа профессионально-ориентированного обучения курсантов военного технического вуза в дисциплине «Иностранный язык» и приведены результаты его применения. В работе показано, что при обучении курсантов военных училищ необходимо осуществлять применения принципы и методы обучения. Показано, что курсанты должны научиться применять усвоенные знания иностранного языка для решения задач научно-практического характера, задач межличностной коммуникации, отражающие военно-практическую направленность, связанную с совершенствованием их военно-профессиональной подготовки с использованием дополнительного ресурса, а именно - межкультурной коммуникации. В нормативно-правовых документах (федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по специальности подготовки, квалификационных требованиях на подготовку военных специалистов, основных примерных образовательных программах и др.) военного технического вуза определены требования, что курсант должен научиться объясняться на одном из иностранных языков, делать переводы технической литературы с иностранного языка на русский и русского на иностранный язык; делать подготовленные выступления по теме профессионального общения. Кроме того, он должен овладеть иностранным языком в объеме, необходимом для социального взаимодействия и получения информации из зарубежных источников; навыками построения текстов на иностранном языке для достижения коммуникативных и прагматических целей высказывания. В работе предложены инструменты для реализации данной цели.
Ключевые слова: профессионально-ориентированное обучение, курсанты военного технического вуза, иностранный язык, практико-ориентированное обучение.
Военно-профессиональная подготовка курсантов военного технического вуза основана на реализации ряда принципов, методов и форм обучения [2-4,7,8,10]. Рассмотрим один из принципов обучения по дисциплине «Иностранный язык»: принцип профессионально-ориентированного обучения (принцип связи теории с практической деятельностью).
Этот принцип отражает понимание значения иностранного языка в жизни военного человека, в его практической военно-профессиональной деятельности [3,8,10]. Это говорит о том, что курсанты должны научиться применять усвоенные знания иностранного языка для решения задач научно-практического характера, задач межличностной коммуникации, отражающие военно-практическую направленность, связанную с совершенствованием их военно-профессиональной подготовки с использованием дополнительного ресурса, а именно - межкультурной коммуникации. Такие умения, несомненно, дополняют систему профессионально-ориентированного обучения курсантов военного вуза.
В нормативно-правовых документах (федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) по специальности подготовки, квалификационных требованиях на подготовку военных специалистов, основных примерных образовательных программах и др.) военного технического вуза определены требования, что курсант должен научиться объясняться на одном из иностранных языков, делать переводы технической литературы с иностранного языка на русский и русского на иностранный язык; делать подготовленные выступления по теме профессионального общения. Кроме того, он должен овладеть иностранным языком в объеме, необходимом для социального взаимодействия и получения информации из зарубежных источников; навыками построения текстов на иностранном языке для достижения коммуникативных и прагматических целей высказывания. Долг преподавателя - систематически изучать на занятиях такой материал.
В первую очередь, специфические особенности деятельности военного специалиста и изучаемая техника должны рассматриваться в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык». Так,
о о и и т
г
т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
в филиале Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого (ФВА РВСН) согласно рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» по специальности 24.05.06 «Системы управления летательными аппаратами», на 1-3 курсах изучаются темы (см. таблицу 1) [9]:
Таблица 1
Наименования тем дисциплины «Иностранный язык» по специальности 24.05.06 «Системы управления летательными
Курс обучения Наименования тем дисциплины
1 курс Тема 1. Military Academies - Военные академии.
Тема 2. Military Education and Training in NATO countries -Военное обучение и подготовка в странах НАТО.
Тема 3. Rocketry Development - Развитие ракетостроения.
Тема 4. Classification of Rockets and Missiles - Классификация ракет.
Тема 5. Components of the Ballistic Missiles - Компоненты баллистических ракет (БР).
Тема 6. Trajectory of Intercontinental Ballistic Missile - Траектория межконтинентальной БР.
2 курс Тема 7. Military Rocket and Missile Systems - Военные ракетные системы и комплексы.
Тема 8. Launchers - Пусковые установки.
Тема 9. Electronic and Semiconductor Devices - Электронные и полупроводниковые устройства.
Тема 10. Ballistics - Баллистика.
Тема 11. Automation and Automated Control Systems - Автоматизация и системы автоматического управления.
Тема 12. Guidance and Control Systems - Системы управления и наведения.
3 курс Тема 13. The Russian Federation Armed Forces - Вооруженные силы РФ.
Тема 14.The Russian Federation Armed Forces - Вооруженные силы РФ.
Тема 15. The Russian Federation Armaments - Военная техника РФ.
Тема 16. NATO -НАТО.
Тема 17. NATO Armed Forces - ВС стран НАТО, NATO Armaments.
Тема 18. The Equipment of NATO countries - Вооружение стран НАТО.
0
сч
м
01 Z
Анализ таблицы 1 показывает, что темы 6-12 имеют непосредственно прикладной характер на подготовку курсантов по специальности 24.05.06 «Системы управления летательными аппаратами». Понятно, что на занятиях по этим темам изучается не просто лексика, а строение и принцип работы того или иного устройства, системы.
Кроме того, анализ таблицы 1 показывает, что рабочая программа, по которой ведется обучение иностранному языку курсантов военного технического вуза, обладает явно выраженным профессионально-ориентированным характером, что находит выражение в ее объединении по тематике со специальными и общепрофессиональными дисциплинами в целях получения курсантами дополнительных профессиональных знаний. Из таблицы 1 видно, что согласно учебному плану на подготовку курсантов по специальности 24.05.06 «Системы управления летательными аппаратами» обучение иностранному языку (аудиторные занятия) осуществляется на 1-3 курсах, а вот общепрофессиональные и специальные дисциплины курсанты проходят на 3-5 курсах. Отсюда следует, что профессиональную лексику курсанты проходят с опережением на один-два года. Это приводит к определенным сложностям не только для самих обучаемых, но и для преподавателей, поскольку им в
большинстве случаев необходимо владеть техническими и профессиональными терминами, и при этом формировать иноязычные навыки и умения у курсантов.
Понятно, что преподаватель обучающий курсантов военного технического вуза иностранному языку с профессионально-ориентированной направленностью обязан знать основы специальности, базовую профессиональную лексику и терминологию. В этих целях преподаватели кафедры иностранных языков издают учебно-методические пособия на иностранном языке, имеющие профессиональную направленность, которые напрямую связаны с учебными дисциплинами, преподаваемыми на специальных кафедрах. Занятия по таким учебно-методическим пособиям существенно мотивируют учебный процесс по иностранному языку.
Практика показывает, что пройдя курс иностранного языка на 1-3 курсах, курсанты за отсутствием возможности практиковаться в знании иностранного языка, зачастую утрачивают сформированные ранее иноязычные навыки и умения.
Данная проблема решается в применении нескольких способов сохранения навыков владения иностранным языком курсантами на старших курсах (языковой компетенцией), а именно [4]:
1) использованием курсантами знаний иностранного языка на 4-5 курсах:
а) для обзора зарубежной литературы при выполнении курсового и дипломного проектирования по дисциплинам военно-профессионального цикла, а также проведения сравнительного анализа проектируемых объектов с зарубежными аналогами;
б) для выполнения лабораторных работ и практических занятий по дисциплинам военно-профессионального цикла с использованием ЭВМ по лицензированным зарубежным программным средам (например, МА^АВ, MATKAD и др.);
в) для осуществления патентного поиска по зарубежным источникам в ходе выполнения практики «Научно-исследовательская работа» (при подаче заявок на патенты и изобретения);
г) для подготовки на иностранном языке аннотаций научных статей международных конференций и семинаров;
д) для сбора, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, в том числе и зарубежных Интернет-ресурсов;
е) для участия в различных командных конкурсах и соревнованиях по иностранному языку и др.;
2) участием преподавателей общепрофессиональных и военно-специальных кафедр для разработки учебно-методические материалов по дисциплине «Иностранный язык» для курсантов 1-3 курсов, что позволит снять лексические трудности в восприятии профессионально направленной информации на иностранном языке. Материалами для подобных совместных учебно-методических пособий могут быть статьи из профильных журналов на иностранном языке, а также различные Интернет-ресурсы;
3) введением в военном техническом вузе (в рамках элективных дисциплин ФГОС) курса «Делового и профессионального английского языка» для курсантов 3-5 курсов, успешно сдавших экзамен по основной (базовой) программе. Программа данного курса должна быть направлена на дальнейшее совершенствование иноязычных навыков и умений, а также должна способствовать повышению роли и качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями.
Таким образом, специфика профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на занятиях, проводимых для курсантов военного технического вуза - это, прежде всего, учебный процесс, с принятием во внимание потребностей курсантов в обучении иностранному языку для специальных целей и особенностей их будущей профессии [1,2,6].
Осознание того, что иностранный язык является средством получения личностно-значимой профессионально ценной информации, практическое использование этой информации в профессиональной деятельности является, важным фактором, поддерживающим мотивацию к изучению иностранного языка на всем этапе обучения. Все это будет способствовать формированию профессиональной иноязычной компетенции у курсантов военных технических вузов, а также интеграция с профессиональными дисциплинами превратит иностранный язык из учебного предмета в средство приобретения знаний для дальнейшего личностного и профессионального роста, соответствующего современным требованиям профессиональной подготовки специалиста [5,8,10].
Ниже приведем результаты (по ср. баллу) сдачи сессий в ФВА РВСН за 2017/18 учебный год курсантами контрольной и экспериментальной групп по дисциплинам учебного плана военно-профессионального цикла (Таблица 2) и мониторинг активности и успеваемости этих групп по практике «Научно-исследовательская работа» (Таблица 3) по специальности 24.05.06 «Системы управления летательными аппаратами». Контрольная группа - все курсанты (курс) обучающиеся по специальности (90100 чел). Экспериментальная группа - часть контрольной группы (порядка 10-15%), добровольно обучающихся по программе дополнительного образования (3-5 курс) по квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (группа ЛДП). В 10 семестре (Таблица 2) обучения использовались результаты итогового междисциплинарного экзамена по специальности курсантами-выпускниками 2018 года.
Таблица 2
Результаты успеваемости курсантов по учебному плану
В таблице 3 использовались следующие обозначения: 1 - количество курсантов участвующих с научными докладами (выступлениями) на конференциях различного уровня/в том числе Международного; 2 - количество курсантов опубликовавших научные статьи по результатам конференций различного уровня/в том числе Международного; 3 - количество курсантов подавших заявки на изобретения и полезные модели/в том числе с использованием патентного поиска на иностранном языке; ЗСО - зачет с оценкой по практике в 9 семестре.
Таблица 3
Мониторинг активности и успеваемости курсантов по
7 семестр 8 семестр 9 семестр
Группа 1 2 3 1 2 3 1 2 3 ЗС О
Контрольная (91 чел.) 11/ 2 11/ 2 4/2 17/ 7 17/ 7 6/3 12/ 3 12/ 3 8/6 4,14
Эксперимен-
тальная (группа ЛДП-11 чел.) 5/1 5/1 2/2 9/5 9/5 3/3 7/2 7/2 5/5 4,37
3 курс 4 курс 5 курс
Группа 5 6 7 8 9 10
сем. сем. сем. сем. сем. сем.
Контрольная 3,91 4,03 4,07 4,12 4,21 4,27
Экспериментальная (группа ЛДП) 4,09 4,13 4,19 4,25 4,3 4,42
Анализ таблиц 2 и 3 показывает на достижение цели исследования в статье, а именно, на повышение уровня обученности курсантов военного технического вуза по военно-профессиональному циклу дисциплин в ходе формирования и использования межкультурной коммуникативной компетенции формируемой дисциплиной «Иностранный язык».
Литература
1. Айнутдинова И.Н. Инновационные технологии в обучении иностранным языкам в вузе: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста (зарубежный и российский опыт): Настольная книга педагога-новатора / И.Н. Айнутдинова. - Казань: Казан. ун-т, 2011. - С. 257-267.
2. Еськина О.А. Использование языка для специальных целей (Language for Specific Purposes) при совершенствовании военно-профессиональной подготовки курсантов военного вуза / О.А. Еськина. Сборник научных статей по материалам V Международной НПК «Академические Жуковские чтения» // ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Воронеж: 2017. -С. 111-115.
3. Еськина О.А. Закономерности и принципы совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов военных технических вузов на основе формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Научно-практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 12 декабрь - С. 127-129.
4. Еськина О.А., Солодова Е.А. К вопросу о методике совершенствования военно-профессиональной подготовки курсанта военного технического вуза на
о о и и m 5 m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
основе формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Научный рецензируемый журнал о проблемах и перспективах образования в России и за рубежом «Педагогический журнал». Ногинск: «АНАЛИТИКА РОДИС», 2018. Том 8. № ЗА -С. 189-202.
5. Пассов Е.И., Кибирева Л.В. и др. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация): методическое пособие для русистов. Санкт-Петербург: «Златоуст», 2007. 199 с
6. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика / О.Г. Поляков. - 2-е изд., стереотип. - М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003. - С. 84
7. Новоселов М. Н. Методика формирования иноязычной военно-профессиональной коммуникативной компетенции студентов ВУЗа (бакалавриат и магистратура). Дисс. ... канд. пед. наук. Пермь, 2014. 209 с.
8. Пестов В.А., Фасоля А.А., Грачев В.А., Смирнов Е.В. Технологии профессионально-ориентированного обучения. Учебное пособие. -М.: ВА им. Петра Великого, 2013 - 413 с.
9. Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» по специальности 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами. Серпухов: ФВА РВСН им. Петра Великого. 2017. - 21 с.
10. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие / Под общей редакцией И.А. Алехина - М.: ВУ, 2016. - 156 с.
Application of the principle of vocational-oriented teaching of cadets of a military technical college in a discipline "Foreign language" Yeskina O.A., Solodova E.A.
Branch of the Military Academy of Missile Forces strategic purpose
them. Peter the Great The article reveals the ways of implementing the principle of vocationally-oriented education of cadets of a military technical college in the discipline "Foreign Language" and presents the results of its application. The paper shows that when teaching cadets at military schools, it is necessary to implement the principles and methods of training. It is shown that cadets should learn to apply acquired foreign language knowledge to solve problems of a scientific and practical nature, problems of interpersonal communication, reflecting the military practical orientation related to the improvement of their military professional training using an additional resource, namely intercultural communication. The legal documents (federal state educational standard for the specialty of training, qualification requirements for the training of military specialists, basic exemplary educational programs, etc.) of a military technical university have requirements that a cadet should learn to explain in one of foreign languages translations of technical literature from a foreign language into Russian and Russian into a foreign language; make prepared speeches on professional communication. In addition, he must master a foreign language to the extent necessary for social interaction and obtaining information from foreign sources; skills of constructing texts in a foreign language to achieve communicative and pragmatic goals of the statement. The paper proposed tools for the implementation of this goal.
Keywords: vocational-oriented training, cadets of a military technical
college, foreign language, practice-oriented training References
1. Ainutdinova I.N. Innovative technologies in teaching foreign languages in high school: the integration of professional and foreign language training of a competitive specialist (foreign and Russian experience): A desk book of an innovator teacher / I.N. Ainutdinov. - Kazan: Kazan. University Press, 2011. - p. 257267.
2. Yeskina O.A. The use of language for special purposes (Language for Specific Purposes) in the improvement of military professional training of cadets at a military university / O.A. Yeskin Collection of scientific articles based on the materials of the V International Scientific and Technical Conference "Academic Zhukovsky Readings" // VUNC Air Force "Military Air Academy. Professor N.Ye.Zhukovsky and Yu.A.Gagarin ". Voronezh: 2017. - p. 111-115.
3. Yeskina O.A. Laws and principles of improving military professional training of cadets of military technical colleges based on the formation of intercultural communicative competence. Scientific-practical journal "Modern science: actual problems of theory and practice. Series "Humanities". 2017. № 12 December - p. 127-129.
4. Yeskina OA, Solodova E.A. On the question of the method of
improving military professional training of a cadet of a military technical college on the basis of the formation of intercultural communicative competence. Scientific peer-reviewed journal Pedagogical Journal on problems and prospects of education in Russia and abroad. Noginsk: "ANALYTICS OF RODIS", 2018. Volume 8. No. 3A - p. 189-202.
5. Passov E.I., Kibireva L.V. and others. The concept of communicative foreign language education (theory and its implementation): a methodological guide for Russian scientists. St. Petersburg: Zlatoust, 2007. 199 p.
6. Polyakov OG English for special purposes: theory and practice /
OG Polyakov. - 2nd ed., Stereotype. - M .: NVI-THESAURUS, 2003. - p. 84
7. Novoselov MN Methodology for the formation of foreign military-
professional communicative competence of university students (bachelor and master). Diss. ... Cand. ped. sciences. Perm, 2014. 209 p.
8. Pestov V.A., Bean A.A., Grachev V.A., Smirnov E.V. Vocational-
oriented learning technologies. Tutorial. - M .: VA them. Peter the Great, 2013 - 413 p.
9. The work program of the discipline "Foreign Language" specialty
24.05.06 Aircraft control systems. Serpukhov: FVA Strategic Missile Forces. Peter the Great. 2017. - 21 s.
10. Vocational-oriented learning technologies: study guide / Edited by I.A. Alekhina - M .: VU, 2016. - 156 p.
о
(4 CO
SI
Z