Научная статья на тему 'Вызовы тринадцатой пятилетки высшим учебным заведениям Китая'

Вызовы тринадцатой пятилетки высшим учебным заведениям Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ТРИНАДЦАТАЯ ПЯТИЛЕТКА / 13TH FIVE-YEAR PLAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломатина М.Н.

На Всекитайском собрании народных представителей в 2016 году принят пятилетний план, который задал основные показатели и вектор развития страны до 2020 года. В течение следующей пятилетки Китай намерен провести немало реформ, социальные и экономические преобразования. Не обошла стороной программа пятилетки и сферу образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы тринадцатой пятилетки высшим учебным заведениям Китая»

ВЫЗОВЫ ТРИНАДЦАТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ

КИТАЯ

©

Соломатина М.Н.

Аспирант, Харбинский педагогический университет, Харбин, Китай

Аннотация

На Всекитайском собрании народных представителей в 2016 году принят пятилетний план, который задал основные показатели и вектор развития страны до 2020 года. В течение следующей пятилетки Китай намерен провести немало реформ, социальные и экономические преобразования. Не обошла стороной программа пятилетки и сферу образования.

Ключевые слова: Китай; Высшее образование; тринадцатая пятилетка. Keywords: China; Higher education; the 13th five-year plan.

Начиная с 1953 года, в Китае проводится политика пятилеток. Выступая в качестве важного документа, задающего вектор развития страны и обозначающего приоритеты политики государства, пятилетки не всегда заканчивались ожидаемым результатом, но определенно являлись стратегическим шагом вперед. К тому же, сегодня решения, принимаемые правительством Китая, во многих сферах имеют не только национальное, но и мировое значение [1]. В 2016 году принята новая программа развития национальной экономики и социальной сферы Китайской Народной Республики, тринадцатая по счету. Главной целью, выдвигаемой программой, является формирование общества среднего достатка что подразумевает реализацию таких задач как экономическое развитие

и модернизация, достижение результатов в иновационной сфере, повышение уровня и качества жизни населения, повышение уровня культуры населения, улучшение экологической ситуации в стране и т.д.[2]. Стоит отметить, что идея общества среднего достатка является одной из двух главных задач столетия, выдвинутые председателем КНР Си Цзиньпином в 2012 году. Китай к 2021 году, 100 летнему юбилею образования Коммунистической Партии Китая, ставит целью создание общества среднего достатка; а к 2049 году, когда исполнится сто лет со дня образования Китайской Народной Республики, ставит целью создание модернизированной социалистической страны ( М ^ Н ^ ) . Несомнено, повышение уровня и качества образования страны является ключевой позицией на пути реализации поставленных задач.

14 раздел программы 13-ой пятилетки посвящен задачам в области образования и здравоохранения. Важными ориентирами в сфере высшего образования выступают следующие предложения:

1. Реформирование. Программа рассматривает продолжение реформирования образования как средство гармоничного развития. Среди выдвинутых предложений стоит отметить расширение автономии вузов, усиление мониторинга и контроля со стороны общества.

2. Второй важной задачей является совмещение теории с практикой. Чтобы сократить разрыв между теорией и практикой предлагается установить тесные отношения между образовательными учреждениями и производствами, налаживать сотрудничество и обмен опытом между учителями вузов и работниками производств, соответственно пересмотреть принципы формирования учебных планов, выбора методов обучения и количество учебных и производственных практик. Также, все больше вузов открывают профили подготовки с присвоением прикладной квалификации.

© Соломатина М.Н., 2016 г.

3. Воспитание личности способной к инновациям, новаторству. Данная задача требует обновление содержания образовательных программ, использование новых технологий, гармоничное сочетание общеобразовательных и профессиональных циклов образовательных программ, развитие академических и прикладных направлений, создание университетов мирового уровня и развитие наравлений подготовки, соответствующих мировым стандартам. Инновации - это стратегческое направление реформ КНР.

4. Построение обучающегося общества. Высшим учебным заведениям рекомендуется руководствоваться принципом непрерывного образования и обучения через всю жизнь, использовать новейшие информационные технологии для предоставления образовательных услуг всем желающим, внедрять направления образования для работающих и пожилых людей.

5. Реализация идеи справедливости в сфере образования. Подразумевается, что высшие учебные заведения должны направить усилия на создание безбарьерной среды, оздоравливающей системы вузов, центров реабилитации при вузах, улучшение условий проживания (ШЖ^^). Также правительство выступает за поддержку высших учебных заведений в западной части Китая, что согласуется с «Планом возрождения высшего образования в центральных и западных районах Китая», принятом в 2012 году. Данный план направлен на улучшение положения высшего образования в менее развитых в социально-экономическом отношении провинциях страны. Таким образом, есть возможность реализовать идею о равноправном предоставлении образовательных услуг всем гражданам страны, независимо от места проживания и состояния здоровья.

6. Формирование высококвалифицированного научно-педагогического коллектива и поддержка педагогического образования. Учителя являются гарантией качественного образования, поэтому вузам также необходимо улучшать условия работы учителей.

7. Информатизация образования. Информационные технологии и Интеренет предлагают новые методы работы и обогащают образовательные ресурсы. Высшие учебные заведения с тем продвигают развитие дистанционного и онлайн образования.

8. Развитие международного сотрудничества. Китай уделяет немало внимания развитию программ обмена студентами, поддержанию деятельности Института Конфуция, изучению положительного опыта зарубежных университетов. Помимо этого, для реализации таких государственных программ как экономический пояс «Великий шелковый путь» и «Морской шелковый путь 21 века», необходимо выпускать специалистов высокого уровня. Как считают китайские исследователи Чжоу Гупин и Кань Юэ, система образования должна сосредоточиться на взращивании специалистов, способных стать опорой международного сотрудничества. По мнению исследователей, такой опорой являются специалисты, обладающие способностями к генерации новых идей, к инновациям в поле своей деятельности; работники международных организаций; специалисты, владеющие иностранными языками, особенно редко изучаемыми иностранными языками; китайцы, проживающие или проживавшие за границий и познакомившиеся с другой культурой; специалисты, получившие образование по востребованным направлениям (инжинерия, экономика, управление, торговля, финансы и т.д.); иностранные высококвалифированные работники, а как изветно, количество иностранных студентов, прибывающих в Китай получить высшее образование или ученую степень, с каждым годом растет [3,5-6]. Таким образом, высшему образованию следует обратить внимание на формирование глобального мировозрения студентов, на содержание образования, развитие межпредметных связей и межпрофильной интеграции, на качетсво образования, на развитие международного сотрудничества и программ академической мобильности, созданию филалов в других странах и т. д .

Тринадцатая пятилетка нацелена на дальнейшую модернизацию образования, поддержку приоритетных направлений развития образования, повышение качества, поддержку идей справедливости в образовании, воспитание всесторонне развитой и высокоморальной личности (подразумевает нравственное, умственное, физическое,

эстетическое воспитание), воспитание строителей и последователей социализма. Основной идеей осуществления программы пятилетки выступают «развитие через иновации, развитие через согласованность, развитие через экологию, развитие через открытость, развитие через совместное использование». Рассматривая данные идеи с точки зрения образования, следует сказать, что инновации в образовании способствуют обновлению и повышению качества знаний, совершенствованию форм и методов обучения и воспитания; согласованность улучшает работу и повышает эффективность выполняемой работы; экология заставляет задуматься над культурой отношения к самому себе и другим людям, а также к окружающему миру; открытость в образовании способствует развитию сотрудничества и созданию разнообразных форм обучения, формированию единого образовательного пространства; совместное использование помогает обогащать мировое знание.

Реформам и модернизации образования КНР уделяется повышенное внимание, поскольку повышение качества образования оказывает влияние на пути развития общества, конкурентноспособность государства и, что не секрет, образование давно является способом воздействия мягкой силы Китая на весь мир.

Литература

1. -2010. -6. - С. 14-15.

2. Тринадцатая программа пятилетнего развития национальной экономики и социальной сферы Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/politics/2016lh/2016-03/17/c_1118366322.htm [2016.09.02]

3. -2015. -10. - С.4-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.