Научная статья на тему 'Китай на марше 12-й пятилетки (2011-2015 гг. )'

Китай на марше 12-й пятилетки (2011-2015 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ECONOMIC TRANSFORMATION / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENTAL STRATEGY / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / NATIONAL PRODUCTION / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / COMMERCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна

С 2011 г. в КНР началась 12-я пятилетка, на которую руководством страны возложена задача стать ключевым периодом в процессе построения среднезажиточного общества, в углублении реформ и открытости, в ускорении трансформации форм экономического развития. Одним из приоритетных направлений КНР будет модернизация производства. Основное внимание будет уделяться развитию инновационного потенциала и технологий страны, но при этом будет сохраняться большое внимание охране окружающей среды. Исходя из этого, автор статьи проводит анализ предстоящего развития Китайской народной республики в рамках новой пятилетки, проводя сравнительный анализ предыдущего периода развития страны с поставленными задачи стратегического плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China on the March: The 12th Five-Year Plan (2011-2015)

The article says that the 12th Five-Year Plan (FYP) has charged the Chinese leadership with remaining on course to build a moderately prosperous society, deepening and expanding major reforms, and accelerating societal transformation via economic development. It goes on to state that one of Beijing’s priorities under the latest FYP, which is scheduled to run from 2011-2015, will be to modernize the methods of production. The paper relates that the 12th FYP aims to develop innovative and technological economic capacities, while at the same time shifting the present focus to protecting the country’s environment. In conclusion, the document presents an analysis of China’s projected development under the most recent FYP. It also provides a comparative evaluation with previous FYPs that were undertaken as part of the country’s strategic development.

Текст научной работы на тему «Китай на марше 12-й пятилетки (2011-2015 гг. )»

Китай на марше 12-й пятилетки (2011-2015 гг.)

China on the March: The 12th Five-Year Plan (2011-2015)

Аносова Людмила Александровна

начальник Отдела общественных наук РАН, заместитель академика-секретаря по научно-организационной работе Отделения общественных наук РАН, доктор экономических наук, почетный профессор СПбУУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 44

Anosova Lyudmila Aleksandrovna

Leninskiy Ave 44, Moscow, 119991, Russian Federation

С 2011 г. в КНР началась 12-я пятилетка, на которую руководством страны возложена задача стать ключевым периодом в процессе построения среднезажи-точного общества, в углублении реформ и открытости, в ускорении трансформации форм экономического развития. Одним из приоритетных направлений КНР будет модернизация производства. Основное внимание будет уделяться развитию инновационного потенциала и технологий страны, но при этом будет сохраняться большое внимание охране окружающей среды. Исходя из этого, автор статьи проводит анализ предстоящего развития Китайской народной республики в рамках новой пятилетки, проводя сравнительный анализ предыдущего периода развития страны с поставленными задачи стратегического плана.

The article says that the 12th Five-Year Plan (FYP) has charged the Chinese leadership with remaining on course to build a moderately prosperous society, deepening and expanding major reforms, and accelerating societal transformation via economic development. It goes on to state that one of Beijing's priorities under the latest FYP, which is scheduled to run from 2011-2015, will be to modernize the methods of production. The paper relates that the 12th FYP aims to develop innovative and technological economic capacities, while at the same time shifting the present focus to protecting the country's environment. In conclusion, the document presents an analysis of China's projected development under the most recent FYP. It also provides a comparative evaluation with previous FYPs that were undertaken as part of the country's strategic development.

Ключевые слова: экономическая трансформация, стратегия развития, промышленность, национальное производство, коммерческое образования

Keywords: economic transformation, developmental strategy, industry, national production, commercial education

За тридцатитрехлетний период экономических трансформаций Китай с населением 1,33 млрд чел., проживающих на территории площади 9,3 млн км2, обладающий 7% пахотных земель планеты и сверхинтенсивным земледелием (2-3 урожая зерновых и овощей в год), превратился из аграрной страны в одну из ведущих держав мира с развитой многоотраслевой промышленностью. В рассматриваемом периоде показатель ВВП на душу населения увеличился в КНР более чем в 10 раз, а среднегодовые темпы прироста ВВП составили в среднем более 9% (табл. 1).

Китай обеспечивает 1/3 общемировой добычи каменного угля, около 1/3 общемировой выплавки стали

и производит почти / мирового цемента. КНР занимает ведущее место в мире более чем по 20 другим важнейшим экономическим показателям, в том числе по производству чугуна, минеральных удобрений, добыче нефти, выработке электроэнергии, шелковых и хлопчатобумажных тканей, одежды, шерстяных, трикотажных изделий и бытовой техники, электротехнических товаров, включая персональные компьютеры, по сбору зерновых (530 млн т) и др.

На его долю приходится до 9,5% (на 2010 г.) ВВП и 20% прироста глобальной экономики. Китай стал донором ряда развитых стран. За 30 лет КНР сумела привлечь почти 1 трлн долл. прямых иностранных инвестиций, а накопления населения превысили 30 трлн юаней. Золотовалютные резервы на начало 2011 г. составили 3 трлн долл. В стране было построено 60 000 км железных и автомобильных дорог и завершается строительство еще 30 000 км скоростных магистралей. Средняя скорость пассажирских поездов в Китае составляет 160 км/ч. Доходы от иностранного туризма превысили 25 млрд долл.

Пекин ставит задачу довести в ближайшее десятилетие долю собственных брендов в производстве новых видов продукции до 30% вместо нынешних 4-5%. Более 35% прироста валовой продукции осуществляется за счет инноваций. Китай стремится стать одним из крупнейших центров коммерческого образования. В КНР учатся около 100 000 японцев и более 100 000 выходцев из Южной Кореи. Предполагается, что вскоре численность амери-

Основные показатели народного хозяйства КНР в

развития 1978-2011 гг.

1978 г. 2010 г.

Население, млн человек 962,6 1341,0

Совокупный общественный продукт, млрд юаней 364,5 39798,3

Валовая продукция промышленности, млрд юаней 160,7 16003,0

Валовая продукция сельского хозяйства, млрд юаней 102,7 4049,7

Зерновые, млн т 304,8 546,4

Хлопок, млн т 2,17 5,97

Ткани, млн м 11,0 80,0

Уголь, млн т 618 3240

Нефть, млн т 104,1 203,0

Электроэнергия, млрд кВт-ч 256,6 4506,5

Сталь, млн т 31,78 797,8

Цемент, млн т 62,24 1880

Мобильные телефоны, млн ед. - 998,3

Автомобили, млн ед. 0,149 18,26

Таблица 1

Источник: статистические данные о социально-экономическом развитии КНР в 2010 г. ГСУ КНР, февраль 2011 г.

^ канских студентов в Китае превысит 100 000 чел.

^ [1, с. 195-200].

о Страна располагает значительным оборонным ком-

^ плексом и наращивает производство вооружений. По

^ заявлениям официальных лиц, Китай располагает тех-

к нологией производства ядерных реакторов мощно-

¡Е стью 600 000 кВт, а также способен конструировать и

^ производить в опытном порядке реакторы мощностью

« в 1 млн кВт.

<

^ В 2011 г. в КНР началось осуществление 12-го пяти-^ летнего плана, призванного стать ключевым периодом ш в процессе построения среднезажиточного общества, ш в углублении реформ и открытости и в ускорении

2 трансформации форм экономического развития [2].

~ В текущем пятилетии предполагаемые среднегодо-

3 вые темпы роста экономики должны быть снижены ^ по сравнению с предыдущими годами и составят

< 7%. В результате в 2015 г. ВВП КНР составит более н 55 трлн юаней (в ценах 2010 г.).

< Согласно планам руководства Китая основные цели 12-й пятилетки состоят:

• в ускорении трансформации форм экономического развития и урегулировании экономической структуры;

• продолжении индустриализации и информатизации, преобразовании и активном развитии промышленности, новых стратегических производств, различных отраслей сервиса, урбанизации поселочного типа, инфраструктурного строительства, современного сельского хозяйства, осуществлении общей стратегии регионального развития и основных функциональных зон;

• постепенном переходе на равномерное предоставление основных социальных услуг;

• стимулировании позитивного взаимодействия города и деревни, а также регионов.

Большое значение, как и в предыдущей пятилетке, придается экономии ресурсов и охране окружающей среды, ресурсосбережению и ресурсоуправлению, охране пахотных земель и окружающей среды, форсированию экостроительства и созданию системы предупреждения стихийных бедствий, а также минимизации их последствий. Поставлена задача довести удельный вес неископаемой энергии (помимо угля, нефти и газа) в использовании первичных энергоносителей до 11,4%, уменьшить энергозатраты на единицу ВВП и объем выбросов двуокиси углерода на 16 и 17% соответственно, сократить суммарные выбросы основных видов загрязняющих веществ на 8-10%, увеличить лесные резервы на 600 млн м3, а общую площадь лесного покрова — до 21,66% территории страны. В 12-й пятилетке предстоит значительно расширить строительство гидротехнической инфраструктуры, повысить уровень орошения основных сельхозугодий и эффективного использования водных ресурсов, а также возможности противопаводковых мероприятий.

В целях улучшения жизни населения предполагается принять меры по созданию равных условий трудоустройства, увеличению занятости в городах и поселках на 45 млн человек; усовершенствовать систему распределения, обеспечить одновременный рост доходов населения (более чем на 7% в год) и экономического развития; повысить трудовое вознаграждение и производительность труда. Все города и села должны быть охвачены системами основного страхования по старости и основного гарантированного медобслуживания, медицинского страхования (уровень выплат из фонда медстрахования в рамках

государственной политики превысит 70%). Гарантии по предоставлению жилья получат около 20% городских семей страны. Предполагается, что ожидаемая средняя продолжительность жизни увеличится на один год (возрастет до 74,5 лет).

Значительное внимание уделено активизации реформ финансовой, налоговой и банковской систем, характеризующихся организационным плюрализмом, высокой эффективностью обслуживания, благоразумным контролем и возможностями в контролировании рисков. Намечена реформа в области ценообразования ресурсной продукции и механизма взимания природоохранных взносов, с учетом степени дефицитности ресурсов и себестоимости урона, нанесенного окружающей среде. Предполагается также осуществлять более активную и инициативную стратегию открытости для участия на мировом рынке.

Главное в планах на текущую пятилетку — продолжение интенсификации хозяйства, повышение роли внутренних факторов в экономическом развитии. Первым годом осуществления программы 12-й пятилетки стал 2011 г., в котором, как и в предыдущей пятилетке, особое внимание уделялось осуществлению макрорегулирования и макроконтроля, в том числе регулированию соотношения планового и непланового развития экономики, осуществлению экономической реструктуризации, управлению инфляционными ожиданиями, уровнем цен, финансовой политики и контролю за ее реализацией, сокращению финансового дефицита и масштабов госзаймов.

В целях гармоничного развития экономики в 2011 г. были осуществлены следующие мероприятия:

1. Усилено государственное регулирование и контроль над ценами.

2. Приняты меры по расширению внутреннего спроса (стимулирование потребительского спроса населения; соблюдение рациональных масштабов инвестиций при условии оптимизации их структуры; увеличение на 48% общего объема инвестиций в основные фонды, финансирование важнейших объектов, предусмотренных программой пятилетки, в том числе обеспечение гарантированным жильем, развитие гидротехнических сооружений, сельскохозяйственной и деревенской инфраструктуры, образования и здравоохранения, инноваций, экоохраны, социально-экономического развития центральных и западных регионов, негосударственного инвестирования, разработки комплексных мер для стимулирования устойчивого роста общественных инвестиций и оптимизации их структуры, повышения качества эффективности инвестиций; регулирования функционирования экономики, в том числе улучшение координации добычи угля с транспортными возможностями и потребительским спросом, интенсификации управления потреблением электроэнергии, сбалансированности спроса и предложения на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ, гарантии перевозок основных видов материальных ресурсов и др.).

3. Были предприняты усилия по укреплению материально-технической базы развития сельского хозяйства и села, увеличению доходов крестьян. Для этого были начаты мероприятия по созданию зон высокоурожайного производства зерна; увеличены денежные премии и субсидии (сбор зерновых составил 571 млн т, производство хлопка увеличилось на 10,7%, растительного масла — на 1,5%, сахара — на 4,5%, мяса — на 0,3%). Значительные успехи были достигнуты в развитии инфраструкту-

Таблица 2

Отдельные показатели развития энергетики КНР в 2011 г.

Единица измерения 2011 г. Рост в % к 2010 г.

Производство энергоносителей млн тут 3180,0 7,0

Уголь млн т 3520,0 8,7

Сырая нефть млн т 204,0 0,3

Природный газ млрд куб. м 103,1 8,7

Производство энергии, в том числе: млрд кВт-ч 4700 11,7

на ТЭС млрд кВт-ч 3825 14,8

на ГЭС млрд кВт-ч 694 -3,9

на АЭС млрд кВт-ч 86 16,9

Ввод новых мощностей млн кВт 90 9,8

о о со

т <

Источник: официальные данные статистики КНР (http://www.stats.gov.cn/tjgb/ndtjgb/qgndtjgb/t20120222_402786440.htm).

ры сельского хозяйства и села, особенно в области гидромелиорации, газификации, электрификации и улучшении производственно-бытовых условий, в том числе в обеспечении населения безопасной питьевой водой (еще 60 млн сельских жителей получили хорошую питьевую воду, а коэффициент использования на селе безопасной воды вырос до 77%), увеличено строительство шоссейных дорог, продолжено осуществление программы по переходу кочевников к оседлой жизни, реконструировано свыше 1,5 млн аварийных домов [1, с. 194]. Были приняты меры по наращиванию комплексных производственных мощностей аграрного сектора, стабилизации посевных площадей, повышению урожайности, развитию производства короткозерного риса и кукурузы на северо-востоке Китая и баз по обеспечению овощами крупных городов. Увеличены инвестиции в сельскохозяйственные научные исследования и внедрение в производство научных достижений. Усилен контроль за качеством и безопасностью сельхозпродукции. Были повышены минимальные закупочные цены на основные сорта зерновых, расширены и увеличены сельскохозяйственные дотации и урегулированы цены на химические удобрения, дизельное топливо и другие средства сельхозпроизводства с комплексными дотациями на них. Интенсивно развивалась переработка сельскохозяйственной продукции, росла уездная экономика, улучшилась профессиональная подготовка и трудоустройство сельскохозяйственных рабочих, защита их прав и интересов, а также дальнейшее развитие получила сфера услуг на селе.

4. Были осуществлены меры по совершенствованию конкурентоспособной производственной структуры.

5. Были разработаны средне- и долгосрочная программы по строительству важнейших объектов научно-технической инфраструктуры, реализации важнейших специальных научно-технических программ, проведению образцово-показательных экспериментов по созданию городов инновационного типа, а также различных инновационных проектов, включая строительство широкополосного Интернета, создание интегральных схем, плоских дисплеев, объектов космической инфраструктуры, производство самолетов для местных авиалиний и универсальных самолетов, а также по вводу в эксплуатацию образцовых объектов, призванных обеспечить охрану здоровья всего народа. Была проведена реконструкция ряда предприятий.

Большое внимание уделялось оптимизации размещения производительных сил в важнейших отраслях,

таких как производство чугуна и стали, нефтехимическая промышленность, цветная металлургия, судостроение и т. п., а также созданию современных кластеров в легкой и текстильной промышленности, в производстве оборудования и автомобильных деталей и запчастей.

Взят курс на создание крупных производств путем слияния и реорганизации предприятий. В результате темпы роста в промышленности составили 10,6% (47% ВВП), в сфере услуг — 8,9% (43% ВВП), сельском хозяйстве — 4,7% (10% ВВП). На крупных предприятиях промышленности прирост производства составил 13,9%, в том числе в тяжелой промышленности — 14,3%, в легкой — 13%. Начиная с 2011 г. к крупным предприятиям относятся предприятия с ежегодным объемом продаж свыше 20 млн юаней в год (в прошлом — 5 млн) и вложениями в основные фонды свыше 5 млн юаней (ранее — 500 000 юаней). Большие успехи были достигнуты в области энергетики (табл. 2).

Прибыль в добыче нефти, природного газа и железной руды в увеличилась в 1,5 раза, а в нефтепереработке сократилась почти в 2 раза. Производство природного газа возросло на 8,7%, электроэнергии — на 12,1% (планировалось на 8%), стали, цветных металлов и цемента — также примерно на 12%, высокотехнологичной продукции — на 16,5%, зерна — на 4,5%, хлопка — на 10,7%, сахара — на 4,5% [3, с. 65-66].

В соответствии с планом протяженность эксплуатируемых железных и шоссейных дорог должна была возрасти соответственно на 8,8 и 3% (соответственно 99 000 км и 4,1 млн км), из них высокоскоростные железные дороги протянутся на 13 000 км, скоростные автострады — на 83 000 км (прирост составит 4700 км и 9000 км), а количество функционирующих аэропортов достигнет 181 (увеличение на 6 ед.).

Большое значение придается оптимизации архитектоники регионального развития, повышению ее гармоничности и уровня урбанизации. В рамках решения этой задачи начато масштабное освоение западной части страны, в том числе развитие инфраструктурного и экологического строительства, лидирующих специфических производств, создание государственных приоритетных экспериментальных зон по освоению и расширению открытости, активное развитие Тибета, районов компактного проживания тибетцев в четырех провинциях и Синьцзяне, а также реализация образцового проекта в области экологической культуры западных районов.

В северо-восточных районах Китая предусматривается создание оптимальной производственной струк-

< >

^ туры и активное инновационное развитие. В 2011 г. ^ рост промышленного производства составил в цен-о тральных провинциях 18,2%, в западных —16,8% и в ^ восточных — 11,7% [Там же, с. 65]. Этому в значи-^ тельной степени способствовал рост инвестиций в к восточных провинциях на 20%, в центральных — на ¡Е 27,5%, в западных — на 29,7% и в северо-восточных — ^ на 30,4%. Общий объем инвестиций в основные фонды « увеличился на 23,8% [Там же, с. 67]. ^ Идет активный процесс дальнейшего строитель-^ ства основных функциональных зон, а также процесс ш урбанизации. За счет урбанизации доля городского ш населения Китая должна к 2020 г. увеличится до 56%

2 [1, с. 169].

Продолжается движение по экономному исполь-

3 зованию энергоресурсов, сокращению вредных вы-^ бросов и расширению экокультурного строительства.

< В правительственных документах подчеркивается необ-н ходимость улучшения системы основных социальных

< услуг, механизма социального управления и улучшения качества жизни народа. Главное для Китая — трудоустройство населения. Поэтому взято направление на развитие трудоемких производств, мелких предприятий, индустрии сервиса, предоставления домашних услуг, самостоятельного предпринимательства и поиска работы, совершенствование механизма обеспечения нормального роста заработной платы рабочих и служащих предприятий (прежде всего, рабочим из деревни), уменьшение налогового бремени людей среднего и низкого достатка, совершенствование политики двойственного регулирования и контроля применительно к общему объему заработной платы и к ее нормам в высокодоходных отраслях, перестройку системы медобслуживания, фармацевтики и здравоохранения.

Основное внимание правительства КНР сосредоточено на стратегическом развитии государственного сектора экономики, создании механизма рационального перемещения госактивов, крупных корпораций и крупных объединений предприятий, обладающих международной конкурентоспособностью, углублении реформы электроэнергетики, нефтяной промышленности и других отраслей, дальнейшем развитии системы совместного развития различных секторов экономики при доминанте общественного, реформе цен на ресурсную продукцию и экоохранной платы, совершенствовании механизма ценообразования на электроэнергию, генерируемую на ГЭС и АЭС, а также на возобновляемые энергоресурсы.

Как и в предшествовавшие годы, большое внимание уделялось реализации взаимовыгодной стратегии открытости, расширению пространства международного экономического сотрудничества, основывающегося на рыночной диверсификации, стимулировании внешнего спроса, трансформации и эскалации давальческой торговли, экспорте комплектного оборудования, культурной продукции, программного обеспечения и других товаров и услуг с более высоким потенциалом, предоставлению услуг за рубежом, ограничению экспорта ресурсной продукции, а также продукции с высокими энергозатратами и большими выбросами загрязняющих веществ, импорт передового технического оборудования, ключевых деталей и узлов, энергетических ресурсов и сырья, продукции, произведенной с экономией энергоресурсов и соблюдением норм охраны окружающей среды.

Все больше внимания уделяется эффективности использования иностранного капитала. С этой целью разработаны «Инструктивный перечень отраслей для ин-

вестиций зарубежных предпринимателей» и «Перечень приоритетных отраслей для инвестиций зарубежных предпринимателей в центральных и западных районах», призванные активизировать приток иностранных инвестиций в высокотехнологичные сектора обрабатывающей промышленности, современный сервис, энергоэкономные и экоохранные производства, реорганизацию и реконструкцию отечественных предприятий.

Объем прямых иностранных инвестиций за 2011 г. увеличился на 10% и составил 116 млрд долл. В целях увеличения открытости внешнему миру руководство страны призывает придерживаться стратегии «выхода за рубеж»:

• совершенствовать финансово-налоговые, финансово-банковские и страховые установки по поддержке предприятий в «выходе за рубеж»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• расширять использование китайских юаней в трансграничной торговле и инвестициях;

• совершенствовать механизм предотвращения рисков за рубежом;

• стимулировать сотрудничество с заграницей по линии энергетических и минеральных ресурсов, в сфере сельского хозяйства;

• отлаживать работу по оказанию экономической помощи другим странам.

Прошедший 2011 г. стал новым этапом в расширении экономических связей внутренних районов страны с Сянганом и Аомынем, имеющим большое значение в качестве международных финансовых, торговых центров и центров морских и воздушных перевозок.

Выполнение плановых задач было возможно только при углублении реформы налогово-финансовой, банковской и инвестиционной систем, в том числе совершенствовании финансовой системы трансфертных платежей, увеличении масштабов и пропорций трансферта по обычным статьям, оздоровлении механизма обеспечения основных финансовых возможностей на уровне уездов, улучшении системы управления бюджетом, повышении открытости и бюджета, расширении сферы охвата реформой налогов на ресурсы, развертывании экспериментального реформирования взимания налога на добавленную стоимость в сферах услуг производственного назначения, оздоровлении многоярусной системы рынков капитала, развитии фондового и фьючерского рынков, развитии финансовых органов нового типа на селе, совершенствовании механизма формирования обменного курса китайского юаня, разработки «Положения о правительственных инвестициях» и «Положения об утверждении, регистрации и управлении инвестиционными объектами предприятий» и др.

В центральном бюджете (включая собственные расходы центрального бюджета и трансфертные платежи в местные бюджеты) были увеличены расходы на образование, науку и технику, культуру, физкультуру и спорт, СМИ, медобслуживание и здравоохранение, социальное обеспечение и трудоустройство, жилищное обеспечение, сельское, лесное и водное хозяйства, управление земельными ресурсами, метеорологию, энергосбережение и охрану окружающей среды, коммуникации и перевозки, создание резервов зерновых, масла и других ресурсов, коммерцию, сервис и другие сферы, обеспечение общественной безопасности, обычные общественные услуги, погашение процентов по госзаймам, железнодорожное строительство, строительство портов, управление и строительство аэропортов гражданской авиации.

В 2011 г. в бюджет дополнительно включены предприятия, подведомственные Министерству образо-

вания и Китайскому комитету содействия развитию международной торговли, предприятия, непосредственно подчиненные Министерству сельского хозяйства, Министерству культуры и Государственному управлению по радиовещанию, кинематографии и телевидению, а также Китайская издательская корпорация, Китайская корпорация по исполнительским искусствам и развлечениям. Одновременно предполагается увеличить норму отчисления из доходов по госкапиталу, инвестированному в предприятия центрального подчинения.

Бюджетные расходы были направлены на урегулирование структуры госсектора экономики и производственной структуры, на субсидирование реформирования и поддержку центральных предприятий, на научно-технические инновации, на приоритетные объекты по сокращению энергозатрат и вредных выбросов, на инвестирование за рубежом, на формирование потенциала по обеспечению производственной безопасности, на слияние и реструктуризацию предприятий, на развитие новых производств, на пополнение общегосударственного фонда социального обеспечения, на нужды народного благосостояния.

Несмотря на несомненные успехи развития экономики, в Китае сохраняются такие сложнейшие проблемы, как неравномерность экономического развития регионов, дифференциация в уровне доходов трудящихся в различных отраслях народного хозяйства, а также в городе и деревне (до 10 раз), низкий средний доход на одного человека (около 3000 долл. в год), старение населения, рост цен, низкие уровни здравоохранения и социального обеспечения, зависимость экономики страны от опоры на внешний рынок (и как источник энергоресурсов, и как рынок сбыта готовой продукции), а также обеспечение охраны окружающей среды.

Главный призыв правительства КНР на 12-ю пяти- g

летку — экономия во всем, ужесточение финансово- s

экономической дисциплины и жесткая борьба против q

мотовства и расточительства, сокращение админи- g

стративных расходов. Как заявил премьер госсовета ^

КНР Вэнь Цзябао на пресс-конференции для китайских к

и зарубежных журналистов по окончании 4-й сессии Е

Всекитайского собрания народных представителей ^

(ВСНП) 11-го созыва, отдавая приоритет экономиче- " скому развитию как центральной задачи, необходимо

всемерно содействовать социальному прогрессу, под- ^

держивать социальную беспристрастность и справед- ш

ливость в интересах гармонии и стабильности обще- ш

ства, а также гарантировать демократические права 2

населения в интересах дельнейшего стимулирования 1

их активности и инициативы. з

Литература >

1. 4-я сессия ВСНП 11-го созыва: Экспресс-информация. < М.: ИДВ РАН, 2011.

2. Север-Юг-Россия. 2011: Ежегодник. М.: ИМЭМО РАН, 2012.

3. Титаренко М. Л. Россия и ее азиатские партнеры в глобализирующемся мире. М.: ИДВ РАН, 2012.

References

1. KNR: 4-ya Sessiya VSNP 11 sozyva. Ekspress-informatsiya [CPR: The 4th Session of the NPC of 11th convocation. Express information]. Moscow, IFES RAS Publ., 2011.

2. Sever-Yug-Rossiya. Ezhegodnik. 2011 [North-South-Russia. Yearbook. 2011.]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2012.

3. Titarenko M. L. Rossiya i ee aziatskie partnery v globaliziruy-ushchemsya mire Strategicheskoe sotrudnichestvo: prob-lemy i perspektivy [Russia and its Asian partners in a globalizing world. Strategic cooperation: problems and prospects]. Moscow, "Forum" Publ. House, 2012. 544 p.

Издания СПбУУиЭ

Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.

С 2011 года публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru.

Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.