о
ж
Г
/
ЭКОНОМИКА
сАмосоёа сАл&шммуроёма
сАкт/уимты/е фи/ш/т(юёог-зтмсжиж
Статья посвящена особенностям экономического развития Китая за последние 2 пятилетки (2001-2010 гг.), в результате которых в стране были осуществлены важные мероприятия по стабилизации макроэкономической политики, обеспечению устойчивого и быстрого развития экономики, реализации на практике взвешенной финансовой политики.
Экономика, финансы, бюджет, налоги, ресурсы, макрорегулирование, макроконтроль, структура экономики, спрос и предложения, баланс, региональная экономика.
дним из формирующихся «центров силы» в мировой экономике является ЯШ I Китай (численность населения 1,33 трлн чел., площадь - 9,3 млн км2.), кото-■ 1 Я рый за 53 года превратился из аграрной страны в одну из ведущих держав
Ж мира с развитой многоотраслевой структурой промышленности1. ^^^ За последние 30 лет экономической трансформации в Китае постепенно
сформировалась особая «китайская модель хозяйствования», в основе которой сохранение государством права собственности на землю и контроля над ней; значительная роль государственного сектора в таких сферах как регулирование финансового рынка, экономическая инфраструктура, в том числе добыча нефти, железные и автомобильные дороги, электроэнергия, коммуникации, авиация, водоснабжение и т.д., а также высококонкурентные рынки труда, товаров и услуг.
Сформировалась «китайская модель» экономического роста, основными чертами которой являются:
- культ ВВП, так как считается, что совокупный объем ВВП - основной символ универсальной государственной мощи большой державы, для которого были осуществлены такие мероприятия, как «великий скачок», «движение народных коммун», «всенародная выплавка стали и железа», «догнать и перегнать Великобританию и США» и др.;
- капиталовложения как движущая сила экономического роста (с одной стороны, изыскание разнообразных источников капвложений в регионах для развития инфраструктуры, а с другой стороны, предложение максимальных льгот для привлечения иностранных инвестиций и инвестиций из других регионов). В результате национальные сбережения в 2005 г. составляли 50% ВВП и были направлены на инвестиции. Чтобы избежать дефицита потребительского спроса и ограничения емкости рынка, правительство КНР взяло ориентацию на экспорт;
- экспорт как стимул экономического роста, способствующий улучшению экономической структуры, ускорению индустриализации, научно-технического прогресса, накоплению капиталов и увеличению занятости населения.
Китай добывает 1/3 общемировой добычи каменного угля, дает около 1/3 общемировой выплавки стали, производит почти 1/2 мирового цемента, занимает ведущее место в мире по целому ряду основных видов промышленного производства, в том числе по производству минеральных удобрений, добычи нефти, выработки электроэнергии, выпуска хлопчатобумажных тканей, одежды, шерстяных тканей, трикотажных изделий и бытовой техники, электротехнических товаров, включая и персональные компьютеры. На его долю приходится до 9,5% (на 2010 г.) ВВП и 15% прироста глобальной экономики. Китай стал донором ряда развитых стран.
1 См. Приложение 1.
ггг'мг
За 30 последних лет ВВП на душу населения увеличился более, чем в 10 раз.
Страна располагает значительным оборонным комплексом и наращивает национальное производство вооружений.
По заявлениям китайских официальных лиц, Китай овладел технологией производства ядерных реакторов мощностью 600 тыс. кВт, способен конструировать и производить в опытном порядке реакторы мощностью в 1 млн кВт.
Несмотря на достигнутые большие успехи в экономическом строительстве, Китай по душевым показателям промышленного производства отстает от развитых стран, но и здесь наблюдаются перемены к лучшему.
В Китайской народной республике, так же как и в любом государстве, стабилизация макроэкономической политики и обеспечение устойчивого и относительно быстрого развития экономики должны быть обеспечены в первую очередь за счет осуществления взвешенной финансовой и денежной политики. Одним из главных инструментов правительства в деле макрорегулирования и макроконтроля остается государственный бюджет. Особый интерес в связи с этим представляет изучение опыта Китая в формировании его доходной части и направлений расходования, с учетом необходимости сохранения положительных тенденций и, в то же время, внесения изменений, обусловленных возрастанием роли государства в обеспечении роста ВВП и его распределении.
Рассмотрим изменения в финансовой политике КНР за последние две пятилетки.
Центральная задача 10-й пятилетки 2001-2005 гг. - наращивание экономической мощи государства, и, как было заявлено на XVI съезде КПК в 2002 г., достижения уровня «сяокаи», т.е. построение общества средней зажиточности.
Основное финансовое звено - государственный бюджет - свидетельствует, что за годы 10-й пятилетки (2001-2005 гг.) непрерывно возрастала и существенно укреплялась финансовая мощь. государства. Так, доходы страны в целом за годы пятилетки составили: 1,8 трлн юаней (2002 г.), 2 трлн юаней (2003 г.), 2,5 трлн юаней (2004 г.) и 3 трлн юаней (2005 г.). За годы 10-й пятилетки финансовые доходы достигли 11,5 трлн юаней, увеличившись по сравнению с 9-й пятилеткой на 6,4 трлн юаней (прирост 126,5%). Собственные доходы центра возросли на 141,5%, а собственные доходы мест - на 111,3%. В 2005 г. удельный вес финансовых доходов в ВВП составил 17,3%, т.е. на 3,8% превысил показатель 2000 г. (последнего года 9-й пятилетки). Финансовые расходы за 10-ю пятилетку достигли 12,8 трлн юаней, что на 7, 1 трлн юаней превысило соответствующий показатель 9-й пятилетки, прирост расходов составил 124%. При этом собственные расходы центра увеличились на 109,5%, а собственные расходы мест -на 130,5%. Рост финансовых доходов был более стабильным и гармоничным [1].
В 2005 г., согласно представленным на 3-й сессии ВСНП КНР (2006 г.) данным, доходы консолидированного бюджета достигли 3, 163 трлн юаней (без учета поступлений по внутренним и внешним займам), что на 523,2 млрд юаней, или на 19,8%, превысило показатель 2004 г. и составило 108, 1% предусмотренного : бюджетом показателя. Совокупные расходы достигли 3,371 трлн юаней, что на 522, 1 млрд, или на 18,3%, выше, чем в 2004 г., и составили 104,5% предусмотренного показателя. Таким образом, дефицит бюджета был равен 208,0 млрд юаней. При этом дефицит центрального бюджета равнялся 299,7 млрд юаней, что на 38 млн юаней меньше величины, утвержденной 3-й сессией ВСНП 1О-го созыва, а положительное сальдо местных бюджетов достигло 91,9 млрд юаней.
В начале 2005 г. в соответствии с новыми условиями социально-экономического развития страны Центр скорректировал направления финансовой политики, взял курс на проведение взвешенной бюджетно-налоговой политики, основным содержанием которой является «контроль над дефицитом, урегулирование структуры, продвижение реформ, увеличение доходов и сокращение расходов» [2].
Одним из основных направлений упорядочения структуры экономики и форм экономического роста Китая было принятие ряда мер по развитию сельского хозяйства и поддержанию села и крестьянства: были упразднены налог на животноводство и налог на специфическую продукцию сельского хозяйства (кроме табачного листа) (2005 г.); возросли дотации и трансфертные платежи уездам, производящим зерно в крупных масштабах, а также испытывающим финансовые трудности стимулировалось развитие социальной сферы; расходы на под-
О к о
О
р«,
о
О
Ь-.г-'Лч'.-г:
г
1
держание и возобновление трудоустройства, а также на социальное обеспечение составили 364,9 млрд юаней, т.е. возросли на 17, 1%, в том числе из центрального бюджета на социальное обеспечение было выделено 162,4 млрд юаней (прирост 10%). В результате расходы центрального бюджета в названной сфере были выше показателя предыдущего года.
Ускоренное развитие получили образование, наука и культура. Расходы на образование по всей стране составили 395,2 млрд юаней, т.е. возрасли на 17,4%. В том числе из центрального бюджета на нужды этой сферы было выделено 38,4 млрд юаней, т.е. на 15,9% больше, чем в 2004 г. Следует отметить, что в целях дальнейшего усиления финансовой поддержки нуждающихся студентов с 2005 г. ежегодно из центрального бюджета выделяется 1 млрд юаней в качестве государственных стипендий и помощи в учебе. В 2005 г. расходы на науку и технику в целом по стране составили 99,2 млрд юаней, т.е. увеличились на 20,9%, в том числе из центрального бюджета - 60, 1 млрд юаней (прирост на 21,8%). Приоритетно поддерживалось формирование государственной системы базовых условий для научно-технических исследований, экспериментальных работ в Академии наук Китая по программе интеллектуального обновления.
Существенные изменения произошли в налоговой системе, являющейся основным каналом финансовых поступлений в госбюджет. Продолжалось совершенствование экспериментального проекта по преобразованию налога на добавленную стоимость, на основе специально проведенных исследований была определена налоговая политика в отношении амортизации основных фондов промышленных предприятий Северо-Восточного Китая, что дало возможность накопить опыт для всестороннего развертывания реформы по трансформации названного налога. Важными событиями стали рассмотрение и корректировка Закона КНР о личном подоходном налоге, осуществленные ПК ВСНП в октябре 2005 г. В результате необлагаемый минимум по этому налогу был повышен с 800 до 1600 юаней.
При установлении нового показателя были учтены 3 фактора: рациональная оценка уровня фактических расходов горожан, преференции в пользу лиц со средним и низким уровнем дохода и оценка финансовых возможностей правительства. Новый необлагаемый уровень вступил в силу 1 января 2006 г. По оценке налоговых органов, лишь 26% лиц, живущих на зарплату, должны в новых условиях уплачивать названный налог и не менее 10% прежних плательщиков освобождены от его уплаты. Что касается поступлений в госбюджет, то они должны были сократиться на 28 млрд юаней в год [3].
Согласно новым правилам, 0,2 юаня за 1 л взимается с сырой нефти, растворителей и смазочных материалов; с авиакеросина и топливной нефти взимается О, 1 юаня за 1 л. По оценкам аналитиков, пересмотр налога не окажет серьезного влияния на хозяйственную деятельность нефтяных компаний, имеющих котировку акций на фондовых биржах. Согласно закону, владельцы пассажирских автомашин с двигателем 1,5 л или менее уплачивают 3% от их стоимости; от 1,5 до 2 л (включительно) - 5%; от 2 до 2,5 л - 9%, более 4,0 л - 20%, за дорогостоящие часы - 20%, яхты - 20%, косметику - 30% и т.д. По некоторым позициям в зависимости от ситуации плательщикам предоставляется отсрочка платежа или временное снижение его уровня [4].
Совершенствование налоговой системы, включающее трансформацию НДС и налога на ресурсы, разработку унифицированного налогообложения предприятий различных типов и форм собственности, должно было не только обеспечить рост поступлений в государственный бюджет, но и стимулировать производственную активность.
Одновременно с этим продолжалась реформа банковской системы. Важнейшим ее направлением были реорганизация государственных коммерческих банков, входящих в «большую четверку», в акционерные банки. Очередной шаг был сделан в мае 2005 г., когда государство через специально созданную в 2003 г. инвестиционную компанию вложило 15 млрд дол. в Промторгбанк Китая (ПТБК), совершив тем самым шаг на пути к его рекапитализации. Это был третий из спасенных правительством банков, входящих в «большую четверку». Два других - Банк Китая и Стройбанк Китая (БК и СБК) - аналогичным путем были спасены правительством в конце 2003 г., а в 2004 г. была организована реализация неработающих кредитов в размере до 34 млрд дол. от имени этих банков.
Наряду с достигнутыми успехами, социально-экономическое развитие КНР столкнулось со многими трудностями, в том числе продолжающийся завышенный рост инвестиций в основ-
.........................
ные фонды (25,7%), чрезмерно высокие масштабы строительства, нерациональная структура вложений, наличие избытка производственных мощностей в ряде отраслей и др.
2006 год стал началом выполнения 11-й чрезвычайно сложной пятилетки (2006-2010 гг.), на которую пришли годы мирового финансового кризиса. Основной задачей в этой пятилетке в целях сохранения темпов роста экономики была признана экономия ресурсов в Китае. В этих целях было намечено:
1) стимулировать разумное освоение и экономное использование ресурсов путем комплексного применения различных рычагов, в том числе ценовой и налоговой политики;
2) разработать и внедрить оптимальные нормы пользования водой и ее экономии во всех отраслях; разработать меры поощрения производства энерго- и материалоэкономных товаров, строительства, экономящего энергию, материалы, землю и воду;
3) осуществлять обновление оборудования и техническую реконструкцию, не допускать перерасхода энергоресурсов, воды и оборудования;
4) поощрять комплексное использование отходов, сбор и использование отработанного сырья;
5) включить позиции экономии энергоресурсов и снижения затрат в систему учета и оценки при аттестации предприятий.
Многое из намеченного на эту пятилетку было выполнено [5].
1. Были усилены макрорегулирование и макроконтроль за развитием экономики; определены направления, приоритеты и динамика макрорегулирования, в условиях чрезмерно быстрого роста капиталовложений, большого внешнеторгового профицита и избыточной ликвидности, а также роста товарных цен предотвращено превращение возникающих локальных проблем в проблемы всеобщего характера; увеличены расходы правительства и осуществлено структурное сокращение налогов; проведена программа подъема ведущих производств; дальнейшее развитие получили инновационная деятельность и укрепление научно-технической базы, значительно повышен уровень социального обеспечения.
Для поддержания антикризисных мер был осуществлен двухлетний план по дополнительному инвестированию в размере 4 трлн юаней, из которых вложения центра составили 1, 18 трлн. На программу обеспечения гарантированным жильем и благоустройства села, на развитие всех сфер социального сектора пришлось 43,7% общих вложений, на самостоятельную инновацию, структурное урегулирование, на энергоэкономию и сокращение вредных выбросов, а также на экологическое строительство - 15,3%, на крупное инфраструктурное строительство -23,6 и на восстановительные работы после стихийных бедствий в Вэньчуане -14,8%.
2. Была проведена большая работа по развитию сельского хозяйства, села и развитию инфраструктуры аграрного сектора, на нужды которого государством было выделено около 3 трлн юаней при среднегодовом росте в 23%. Были окончательно отменены сельхозналог, а также все различные сборы, составившие более чем 133,5 млрд юаней в год. Введены порядок выплаты дотаций хлеборобам и механизм компенсации интересов главных зернопроиз-водящих районов. Для главных сортов зерна была введена политика минимальных закупочных цен и временного приема на хранение, минимальные закупочные цены на пшеницу и рис повышены на 25-40%. Ужесточился контроль над охраной пахотных земель. Специально стимулировался научно-технический прогресс в аграрном секторе. В сельском хозяйстве ежегодно на протяжении семи лет увеличивалось производство зерна, которое к концу пятилетки достигло около 550 млн т. Ежегодно росли среднедушевые доходы крестьян. Была проведена реформа системы коллективного права на леса и системы управления госхозами. Активно шло сооружение инфраструктуры в аграрном секторе и на селе. Закончено укрепление 7356 крупных, средних и имеющих важное значение малых аварийно-опасных водохранилищ, решена проблема обеспечения безопасной питьевой водой для 215 млн сельского населения.
3. Был проведен ряд структурных изменений экономики в целях повышения качества и эффективности экономического роста. Проведены изменения производственной структуры, технической реконструкции предприятий, их реорганизация, значительно повышена конкурентоспособность промышленности, особенно в отраслях по производству крупного технического оборудования. Быстро развивались новые производства, имеющие важное стратегическое значение для страны. Создана государственная инновационная система, осуществлялись
ЧАг«'
О
О
^гЛ,.^.
Ж
о
'"тг-
1
- *—
*3
О
■ <
к,««»?
о о
к
со
I
/
программы интеллектуальной и технической инновации, был совершен прорыв в освоении целого ряда критических и стержневых технологий, а также технологий ключевого оборудования, крайне необходимых для развития производств. Огромная часть научных достижений нашла промышленное применение. Быстрыми темпами шло развитие сервиса, его доля в ВВП поднялась на 2,5 процентных пункта. Ускорилось строительство инфраструктуры. В частности, за пятилетие проложено новых железнодорожных путей общей протяженностью 16 тыс. кВ, новых шоссейных дорог -639 тыс. км, из которых на скоростные магистрали приходится 33 тыс. км. Построено, а также реконструировано и расширено 33 аэропорта. Сооружено новых и укреплено старых дамб общей протяженностью 17 тыс. км. Активно осуществлялись экономия энергоресурсов, сокращение вредных выбросов, экостроительство и охрана окружающей среды. Новые мощности по электроагрегатам составили 445 млн кВт, а ядерных -3,84 млн кВт. Были закрыты либо законсервированы небольшие теплоэнергоблоки общей мощностью 72, 1 млн кВт, отсеяна целая группа отсталых угледобывающих, сталеплавильных, цементных и коксовых производств.
Был принят ряд мер, направленных на проведение следующих мероприятий:
- обеспечение строгой системы землеуправления, направленной на решительное препятствие переводу пашни под застройки; сохранение площади сельскохозяйственных угодий, предназначенных под застройку, в пределах 266,7 тыс. га;
- соблюдение дифференцированного подхода, обеспечивающего нужды государственных приоритетных объектов в земле, воде и других ресурсах;
- прекращение строительства объектов, не соответствующих условиям допуска на рынок;
- упорядочение работ по планировке городов, разумное ограничение масштабов сноса жилых домов и переселения жителей;
- углубление реформы. ЖКХ, контроль за обеспечением жилья, увеличение предложений обычного и коммерческого жилья, ограничение сооружения элитных объектов недвижимости, ориентир строительной индустрии и рынка недвижимости на нормальное развитие.
Особое внимание уделялось расширению потребительского спроса, благодаря которому удалось сохранить высокие темпы экономического развития КНР и решить многие социальные проблемы. Для достижения этой цели особое внимание уделялось следующим направлениям:
1) разработке мер по обеспечению увеличения доходов городского и сельского населения, особенно людей со с редними и низкими доходами; повышению основных пенсий и пособий по обеспечению прожиточного минимума горожан; реформированию системы заработной платы государственных служащих и обеспечение выплаты минимальной заработной платы на предприятиях;
2) активизации развития сельского рынка, ускорению формирования товарного обращения на селе, расширению сети торговых пунктов по сбыту сельскохозяйственной продукции;
3) созданию новых направлений потребительского спроса, особенно в области культуры, спорта и туризма, упорядочению развития жилищного и автомобильного рынков;
4) развитие современных форм торговли, в особенности электронной коммерции.
Наряду с этим, органам государственного управления была поставлена задача обеспечения баланса между спросом и предложением в области снабжения углем, электроэнергией, нефтепродуктами и транспортными услугами, оптимизации добычи и поставок угля, повышения эффективности производства электроэнергии, расширения строительства транспортных коридоров, портов для перевозки угля, а также различных трубопроводов, решения проблем, водо- и газоснабжения, электро- и теплоснабжения, снабжения нефтепродуктами; интенсификации разведки и освоения полезных ископаемых, в первую очередь нефти, редкоземельных металлов, ресурсов для производства калийных и фосфорных удобрений.
Китай испытывает большие проблемы в области экологии, которые с каждым годом становятся все острее. Экологическое строительство и охрана окружающей среды - серьезный момент трансформации модели экономического роста в Китае.
С 2006 г. осуществлялась ежегодная публикация информации об энергозатратах на единицу продукции во всех районах и ведущих отраслях. Продолжалась реализация важнейших экологических проектов, включая охрану лесных ресурсов, борьбу с эрозией почв, с песчаными бурями в районе Пекина и Тяньцзиня; экологическое строительство и охрану окружающей
среды заповедников в истоках рек Янцзы, Хуанхэ и Ланьцанцзян; создание зон озеленения в районе гидроузла Санься; усиление борьбы с загрязнением воды трех рек (Хуанхэ, Хайхэ, Ляохэ) и трех озер (Тайху, Чаоху, Дяньчи), зоны Бохайского " залива, района водохранилища Санься; улучшения качества воды в городах. Проведены комплексные меры по борьбе с загрязнением воздуха в городах и промышленных зонах.
За 11-ю пятилетку выполнены лесопосадки на площади в 25,29 млн га; произведено комплексное упорядочение влаго- и почвопотерь на площади в 230 тыс. кВ. км, были проведены очистительные и профилактические работы по очищению и предупреждению загрязнения наиболее важных водных бассейнов, были также проведены работы по комплексной утилизации сточных вод, отработанных газов и твердых отходов промышленного производства. За 5 лет удельная энергоемкость ВВП в общей сложности сократилась на 19,1%, притом уровень потребления кислорода и объем выбросов двуокиси серы уменьшились соответственно на 12,45 и 14,29%.
Одним из ключевых направлений государственной политики КНР является решение региональных проблем и использование преимуществ отдельных районов.
В 11-й пятилетке проводилась в жизнь общая стратегия регионального развития, направленная на сокращение региональной социально-экономической дифференциации. Была начата реализация всекитайской программы по развитию основных функциональных зон, по масштабному освоению западной части страны на 10 лет и целого ряда программ регионального развития, по интенсивному развитию Тибета, районов компактного проживания тибетцев в четырех провинциях, Синьцзяна и других национальных районов.
В связи с этим были сконцентрированы усилия на развитие приоритетных зон, городов и отраслей в западных районах Китая, начато строительство ряда важных объектов инфраструктуры, повышен их потенциал для самостоятельного развития. Значительные структурные изменения произошли и в центральных районах страны путем постепенной переориентации предприятий на производство современной высокотехнологичной продукции. В восточных районах КНР усиленное внимание уделялось не только оптимизации экономической структуры, повышению инновационного потенциала и конкурентоспособности предприятий, но и инвестированию средств в создание предприятий современных технологий в западных и центральных районах. Параллельно с повышением значения свободных экономических зон - района Пудун в Шанхае, нового приморского района в Тяньцзине - оказывалась поддержка экономическому развитию районов Восточного Китая с высокой концентрацией тайваньских инвестиций. В результате темпы и ряд других показателей экономического роста центрального, западного и северо-восточного регионов превзошли средние темпы развития экономики страны в целом, что способствовало постепенному сокращению межрегионального разрыва в сфере основных видов общественного сервиса, четче определились контуры развития каждого региона.
Особое внимание уделено проблемам развития Северо-Востока Китая, примыкающего к границе с Россией.
Северо-Восток Китая занимает 13% территории страны с населением около 120 млн чел. (9, 18%). Этот регион был одним из центров индустриализации страны (50-60 годы прошлого столетия). Тогда с помощью СССР были созданы металлургические, машиностроительные и нефтехимические производства, добыча минерального сырья, в то же время развивалось и сельское хозяйство. Регион производит около 25% автомобилей (в том числе 50% всех тяжелых грузовиков) и располагает 1/3 судостроительных мощностей Китая.
С начала 2000 г. начинается 2-й этап активнейшего развития этого . региона.
В 2003 г. был принят документ «Некоторые замечания ЦК КПК и Госсовета о реализации стратегии возрождения старых промышленных баз на Северо-Востоке и в других регионах». В 2007 г. Госсовет одобрил «План возрождения региона Северо-Востока». В 2009 г. были приняты «Некоторые замечания Госсовета о дальнейшей реализации стратегии возрождения старых промышленных баз на Северо-Востоке и в других регионах».
Для осуществления контроля и координации «возрождения Северо-Востока» в 2003 г. была образована руководящая группа Госсовета КНР под председательством премьера Вэнь Цзябао.
Возрождение Северо-Востока Китая (СВК) носит комплексный характер, характеризуется использованием широкого спектра льгот, преференций и экономических инструментов, реали-
О
»Майн*®:«!
О
иь-"
9
«¡«кййч^
L >
•jfafapáffl-.^
г
А
зацией крупных инфраструктурных проектов, формированием районов концентрации производства, приоритетным развитием ключевых отраслей экономики (машиностроение, нефтехимия, металлургия, высокотехнологичные отрасли, ВПК и др.), увеличением финансовых вложений государства в основные фонды, привлечением значительных объемов иностранных инвестиций, повышением внешней открытости региона, в том числе посредством развития приграничного сотрудничества и торговли.
В рамках реализации стратегии возрождения СВК принят ряд нормативно-правовых актов и мер, в том числе запущена налоговая реформа, носящая протекционистский характер в отношении производства и бизнеса; проведены существенное сокращение числа госпредприятий и их акционирование при сохранении государством контрольного пакета акций; в отношении убыточных предприятий проведена процедура банкротства, списано долгов на сумму более 50 млрд юаней; освобождение госпредприятий от социальных функций с передачей подведомственных социальных учреждений ' на провинциальный баланс и выплатой компенсаций из государственного бюджета; произведено понижение или полное списание долгов ряда крупных банков по банковским процентам и заблокированным счетам. Произведена реструктуризация долгов по кредитам предприятий производственной сферы, список которых был утвержден государством; упрощена процедура, рассмотрения всего комплекса документов и проектов, относящихся к программе возрождения СВК; значительная часть объектов, прежде всего инфраструктурных, финансировалась из государственного бюджета в рамках стимулирующих пакетов поддержки экономического развития КНР; наращивание объемов иностранных инвестиций; корректировка таможенных пошлин; создание свободных таможенных зон и др.
Всех этих успехов в Китае можно было достигнуть только при проведении рациональной финансово-кредитной политики, в результате которой несмотря на мировой финансовый кризис в период 11-й пятилетки ежегодные темпы роста общественных финансовых доходов в масштабах страны составили 21,3%, а общественных финансовых расходов - 21,4%.
За период 11-й пятилетки значительные позитивные изменения произошли в финансово-налоговой политике: постепенно совершенствовалась система финансовых трансфертных платежей, в основном сформирован механизм обеспечения основных финансовых возможностей на уровне уездов, создана основная структура правительственной бюджетной системы.
Большое значение уделялось улучшению составления и исполнения государственного бюджета, совершенствованию механизма финансового контроля, улучшению финансово-бухгалтерской системы и т.д.
В любой стране налоговые поступления в бюджет являются одним из основных источников дохода государства, и Китай занимает одно из первых мест в мире по объему собираемых налогов. Хотя не все китайские предприятия на должном уровне соблюдают налоговое законодательство и в различных районах Китая сохраняется система специальных налоговых льгот, год от года объем налоговых поступлений в казну увеличивается.
Уже в 2006 г. был полностью упразднен сельскохозяйственный налог на всей территории страны. Это означало, что этот вид налога, возникший при феодальной системе и просуществовавший 2600 лет, сошел с исторической арены, что знаменует изменение эпохального значения. В начальный период существования КНР 39% государственных поступлений в бюджет приходило от уплаты сельхозналога: за 52 года (с 1949 по 2001 г.) крестьяне передали государству в виде этого налога 700 млн т зерна, а с 1953 по 1985 г. денежные поступления от них составили 600-800 млрд юаней [6].
Были отменены также 3 вида отчислений и 5 видов общеволостных сборов (отчисления в фонд накопления, социальный фонд и фонд административного управления на уровне деревни, а также взимаемые волостями дополнительные сборы на образование, плановое деторождение, оказание помощи семьям павших героев и военнослужащих, инвалидам войны и прокладку сельских дорог), а также деревенских сборов на образование, что в итоге снизило поступления в бюджеты местных органов власти на сумму 70 млрд юаней, но в то же время способствовало снижению социальной напряженности в наименее обеспеченных слоях населения.
С апреля 2006 г. произведены важные корректировки потребительского налога в результате повышения ставок на транспортные средства с более мощными двигателями, обложения налогами большего количества видов нефтепродуктов и взимания его с некоторых других
потребительских продуктов. Политика потребительского налога в КНР отличается от систем, применяемых в США и большинстве европейских стран. Этот налог в Китае взимается только с ограниченного количества видов продуктов и уплачивается только отечественными производителями, а не потребителями. Таможенные органы взимают его с импортных товаров.
На конец 11-й пятилетки налоговая система Китая стала включать 25 видов налогов, которые можно условно разделить на несколько групп. Так, можно выделить налоги, взимаемые с оборота (налог на добавленную стоимость, потребительский налог, бизнес-налог), налоги, уплачиваемые с дохода (налог на прибыль предприятий и индивидуальный подоходный налог), имущественные налоги (главным образом, налог на владение городской недвижимостью или автотранспортом), налоги на пользование природными ресурсами, сельскохозяйственные налоги (налог на сельскохозяйственную деятельность и животноводство).
Также необходимо отметить группу налогов, выплачиваемых при совершении определенных действий или выполнении специальных процедур: это гербовый сбор, таможенные пошлины, которыми облагаются некоторые товары, ввозимые и вывозимые из Китая, и. налоги на недвижимость (налог на поддержание городского строительства, на занимаемые пахотные угодья и др.).
Готовится законопроект о налоге на окружающую среду.
В отношении предприятий с иностранным капиталом, представительств иностранных компаний и иностранных граждан, работающих в Китае, применяется 14 видов налогов: налог на добавленную стоимость, потребительский налог, бизнес-налог, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями, подоходный налог с физических лиц, налог на пользование природными ресурсами, налог на передачу недвижимости, налог на городскую недвижимость, налог на использование регистрационных номеров транспортных средств, гербовый сбор, пошлина при продаже жилой недвижимости, сельскохозяйственный налог и таможенные пошлины.
Налог на добавленную стоимость исчисляется в размере 17% и взимается при продаже товаров и некоторых услуг.
Потребительский налог взимается в дополнение к НДС в отношении 14 видов продукции, среди которых табачные изделия, алкоголь, косметика, дорогие часы, предметы для игры в гольф, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставка налога зависит от самого вида приобретаемой продукции и варьируется от 5 до 45%. Налог взимается один раз и уплачивается конечным потребителем при ввозе, производстве или переработке вышеперечисленных товаров.
Бизнес-налог, или, как его еще часто называют, налог на хозяйственную деятельность, взимается при ведении определенных видов деятельности, предоставлении услуг, передаче нематериальных активов и продаже недвижимости. Уплата налога производится ежемесячно. ■ Ставка налога зависит от вида деятельности и варьирует от 3 до 5%. Исключение составляет сектор развлечений, для которого ставка налога составляет 20% (кроме боулинга и пинг-понга, для которых ставка равна всего лишь 5%).
Индивидуальный подоходный налог взимается с дохода физических лиц ежемесячно, ставка налога является прогрессивной. Для иностранных работников налогом облагается доход, превышающий 4800 юаней.
В связи с высокими темпами инфляции действовавшая с 01.01.2006 г. необлагаемая налогом сумма дохода для китайских граждан с 01.03.2008 г. повышена с 1600 до 2000 юаней. Вследствие этого можно ожидать, что в ближайшем будущем произойдет повышение суммы необлагаемого дохода и для иностранных граждан, однако точную сумму пока сложно прогнозировать.
Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями применяется ко всем иностранным предприятиям и предприятиям с участием иностранного капитала, зарегистрированным на территории Китая. Размер налога рассчитывается в юанях путем вычета из совокупного дохода предприятия в текущем налоговом году себестоимости продукции, накладных расходов и убытков. Облагаемый налогом доход включает доход, полученный предприятием как внутри Китая, так и за его пределами.
Традиционная ставка налога на прибыль этих предприятий до недавнего времени составляла 33%, из которых 30% отчислялись в госбюджет, а 3% - в местный бюджет. Кроме того, с целью поощрения иностранных инвестиций китайское правительство применяло особые налоговые режимы в отношении предприятий, созданных в специальных экономических зонах и рай-
О
ЬёГ
рчгт.тс-.«-:.
£¡3
О
'.___}
^МЙ-'Р.&'Вв^
в
онах, ставка налога на прибыль для таких предприятий составляла 15 и 24% соответственно.
Однако на состоявшейся в марте 2007 г. сессии ВСНП был принят новый закон о единой налоговой ставке на прибыль для китайских и иностранных предприятий. Данный закон вступил в силу 1 января 2008 г. В соответствии с этим законом единая ставка налога на прибыль предприятий в Китае составляет 25%, а льготные налоговые режимы отменяются.
Основные изменения налоговой системы Китая за период выполнения 11-й пятилетки [7]:
- иностранным предприятиям, созданным до 1 января 2008 г. и пользующимся льготными налоговыми режимами, будет предоставлен переходный период в пять лет для адаптации к новым налоговым ставкам. В этот период налоговая ставка повышаться на 5% ежегодно;
- для компаний, занятых в области высоких технологий и аэрокосмического строительства, а таюке тех компаний, которые, по мнению государства, нуждаются в поддержке, по-прежнему сохраняется льготный налоговый режим (ставка налога -15%);
- для мелких низкорентабельных предприятий устанавливается льготная ставка в размере 20%;
- для компаний, инвестирующих средства в защиту окружающей среды, в разработку проектов по сокращению потребления энергетических и водных ресурсов, по обеспечению безопасности труда, таюке предполагается предоставить льготные налоговые режимы, однако детали пока не уточняются;
- налоговые льготы, существующие для предприятий, вкладывающих средства в проекты по строительству портов, доков, аэропортов, железных дорог, высокоскоростных дорог, которые получили поддержку государства, остаются в силе;
- налоговые льготы для компаний, занятых в сельском хозяйстве, лесной промышленности и рыболовстве, сохраняются;
- существующая налоговая льгота (снижение налоговой ставки на 5%) для экспортно-ориентированных иностранных предприятий и льготные налоговые режимы для производственных иностранных предприятий отменяются;
- предприятия, эффективно использующие природные ресурсы и сырые материалы, и предприятия, оказывающие социальные услуги, теперь будут лишены прямых налоговых льгот;
- новым предприятиям, занятым в сфере высоких технологий и расположенным в специальных экономических зонах типа Шэньчжэнь и особых районах типа район Пудун в Шанхае, предоставляются переходные льготные налоговые режимы;
- существующие налоговые льготы для предприятий, создаваемых в экономически отсталых западных районах страны, сохраняются.
Хотя данный закон вступил в силу 1 января 2008 г., необходимо учитывать так называемую местную специфику: законодательством Китая предусмотрено, что в рамках, определенных законодательством и нормативными актами государственного уровня, допускается издание местных налоговых законов и нормативных актов, принимаемых местными правительствами. Это означает, что в отдельных районах Китая по-прежнему будут сохраняться льготные налоговые режимы для предприятий производственной направленности, ориентированных на экспорт, поэтому если зарубежный инвестор принимает решение о создании в Китае предприятия с иностранными инвестициями, то ему необходимо заранее выяснить вопрос о наличии или отсутствии налоговых льгот в месте предполагаемой регистрации.
За 11-ю пятилетку в стране была завершена реформа с акционированием крупных государственных коммерческих банков и сельских кредитных кооперативов. Было обеспечено устойчивое развитие рынка облигаций. По линии углубления шла реформа страхования. Планомерно продвигалась реформа механизма формирования валютного курса китайского юаня, активно шел эксперимент по юаневым расчетам в трансграничной торговле. Позитивные сдвиги наблюдались как в преобразовании госпредприятий путем их инкорпорирования и акционирования, так и в реформе системы контроля и управления госактивами. Ускоренно продвигалась реформа почтовой системы. Разработан и введен в действие целый ряд установок на стимулирование развития малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности населения, непрерывно улучшалась среда развития необщественного сектора экономики.
В результате реализации усиленного регулирования и контроля за инвестициями в основные фонды увеличен общий объем инвестиций в основные фонды по всей стране на 18%.
12
Одновременно с этим был существенно усилен контроль за лицензированием выдачи земельных участков и денежных кредитов, ограничено утверждение новых строек, разработаны и осуществлены меры по предотвращению строительства повторных объектов.
Увеличение государственных инвестиций стимулировали увеличение частных инвестиций в производство. Это привело к увеличению внутреннего спроса (особенно бытовой техники и автомобилей), которое восполнило недостаточность внешнего спроса, вызванного мировым финансовым кризисом. В итоге КНР удалось за короткий срок остановить тенденцию замедления экономического роста и первой в мире повернуть экономику в сторону подъема. Основные плановые макроэкономические задачи оказались выполненными. В результате страна стала второй экономикой в мире, оттеснив Японию. В 2010 г. в КНР увеличились золотовалютные запасы, объем товарооборота внешней торговли (почти 3 трлн дол.), производство стали, угля, продажа автомобилей (18 млн шт.).
Темпы роста ВВП за последний год 11-й пятилетки (2010 г.) составили 9,8%, т.е. вернулись на докризисный уровень. Успешно развивались практически все отрасли народного хозяйства.
В период 11-й пятилетки выплаты из общественного бюджета на образование, медобслу-живание и здравоохранение, соцобеспечение и трудоустройство, культуру возросли соответственно в 2,6, 3,6, 2,3 и 2,4 раза по сравнению с предыдущим пятилетием. Расходы центрального бюджета на поддержку сельского хозяйства, села и крестьянства составили в общей сложности около 3 трлн юаней.
Большая работа была проведена по сокращению безработицы в стране: расширено профессиональное обучение, создается механизм трудоустройства выпускников вузов, мигрантов из сельскохозяйственных районов демобилизованных военнослужащих; осуществлены закон о трудовом договоре и закона о стимулировании трудоустройства; повышены нормы минимальной заработной платы.
В провинциях была создана единая система основного страхования по старости для городских рабочих и служащих.
Были созданы системы обеспечения прожиточного минимума по всей стране, социальной помощи в городе и деревне, оказания помощи семьям павших героев, семьям военнослужащих и инвалидам войны, попечительства инвалидов и др.
Новые квартиры получили 11 млн нуждающихся семей.
Полностью введено бесплатное обязательное школьное обучение в городе и на селе. Стипендиями охвачены не только вузы, но и средние профессиональные училища, а также средние школы высшей ступени, общее число стипендиатов достигло 21,3 млн. Около 12 млн учеников школ-интернатов на стадии обязательного обучения получили бытовые дотации. ■ Повышены качество и уровень высшего образования, усилен инновационный потенциал вузов. Из центрального бюджета на науку и технику пошло 619,7 млрд юаней, среднегодовой прирост составил 22,7%, а это позволило добиться целого ряда существенных успехов. Разработаны и стали претворяться в жизнь Основные положения государственной средне- и долгосрочной программы развития подготовки специалистов.
Одержана огромная победа в борьбе с особо крупным вэньчуаньским землетрясением и другими суровыми стихийными бедствиями. За два года после землетрясения в Вэньчуане там почти целиком выполнены трехлетние восстановительные работы, планомерно шло восстановление района Юйшу, пострадавшего от сильного землетрясения, и района Чжоуцюй, пострадавшего от особо крупных селей и оползней.
Непрерывно росла вширь и вглубь открытость Китая внешнему миру. Среднегодовой прирост общего объема внешнего товарооборота составил 15,9%. Произошла значительная оптимизация его структур. Тем не менее из-за мирового финансового кризиса сальдо внешнеторгового баланса за последние два года 11-й пятилетки понижалось и в 2010 г. сократилось на 6,4% против предыдущего года. Продолжал повышаться уровень использования иностранных инвестиций. У предприятий заметно ускорились шаги «выхода за рубеж», общий объем прямых инвестиций в зарубежные объекты достиг 220 млрд дол. США, а операционные доходы от строительных подрядов и сотрудничества в сфере трудовых услуг за рубежом - 335,2 млрд дол. США. Активное участие в реформировании глобальных институтов экономического управления и создании механизмов регионального сотрудничества позволило продолжить углубление мно-
О О
О
СХ4
гостороннего и двустороннего сотрудничества. Непрерывно ширилась помощь другим странам. Открытость внешнему миру действенно стимулировала экономическое развитие и структурное урегулирование, она позволила расширить занятость, заимствовать передовые технологии и управленческий опыт, значительно повысить международное положение.
Несмотря на достигнутые успехи, как было отмечено на 4-й сессии ВСНП 11 созыва, остался еще ряд сложных нерешенных проблем. В их числе:
1) незавершенность процессов индустриализации и урбанизации. Потребление больших объемов энергетических и природных ресурсов на фоне их общей недостаточности. Нерешенные и накапливающиеся проблемы экологии;
2) проблемы с крестьянством: низкие доходы (на сельское население приходится лишь треть объема внутреннего потребления), неурегулированность некоторых вопросов собственности на землю, слабое нормативно-правовое регулирование создания семейного подряда и коллективных хозяйств; проблема продовольственной безопасности (сбор в 534 млн т зерновых в 2010 г. проблему не решает); рост дифференциации в доходах среди населения;
3) доля расходов на социальное развитие значительно ниже, чем в международной практике;
4) повышение качества жизни;
5) достижение гармонии и стабильности в обществе.
В то же время, как отмечалось в материалах 4-й сессии ВСНП 11-го созыва, существует ряд значительных трудностей, сдерживающих темпы экономического роста: ограниченность ресурсов, проблемы экологии, диспропорция вложений и потребления, большой разрыв в распределении доходов, слабые возможности научно-технической инновации, нерациональность производственной структуры, хроническая слабость сельскохозяйственного базиса, не-скоординированность городского, сельского и регионального развития, безработица, ограниченность трудоустройства, структурно-институциональные проблемы.
В результате не были достигнуты отдельные намеченные показатели 11-й пятилетки и не были решены некоторые проблемы:
- удельный вес добавленной стоимости сервиса в ВВП;
доля занятых в этой сфере из общего числа занятых страны;
- удельный вес расходов на НИОКР в ВВП;
- ликвидация дефицита высококачественных образовательных и медицинских ресурсов и неравномерности их размещения;
- стабилизация темпов роста цен на товары широкого потребления и на недвижимость;
- минимизация социальных противоречий из-за незаконной реквизиции земли, незаконного сноса жилых домов и переселения жильцов; .
- коррупция.
Приложение 1
Отдельные показатели соци^^но-экономического развития КНР1
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1 Численность населения, млн чел. 1267,4 1276,2 1284,5 1292,2 1299,8 1307,5 1314,4 1321,2 1328,0 1334,7 1339,7
2 % (2000год= 100) 100 - - - - - - - - 105,3 -
3 Ожидаемая продолжительность жизни, число лет 71,4 - - - - - - - - - 73,5
4 Естественный прирост(+) / убыль (-) населения (на 10ОО чел,), чел. +14,03/ -6,45 +13,38/ -6,43 +12,86/ -6,41 +12,41/ -6,40 +12,29/ -6,42 +12,40/ -6,51 +12,09/ -6,81 +12,1/ -6,93 +12,14/ -7,06 +12,13/ -7,08 -
5 Среднегодовая численность занятых в экономике, млн чел. 720,8 730,2 737,4 744,3 752,0 758,2 764,0 769,9 774,8 779,9 -
6 Общая численность безработных (зарегистрированная городская безработица), млн чел. - - - 8,00 8,27 8,39 8,47 8,30 8,86 9,21 9,08
7 Среднегодовая заработная плата (в городах), в юанях 9333 10834 12373 13969 15920 18200 20856 24721 28898 32244 36539
8 Темпы роста реальной заработной платы (в городах), % (предыдущий год = 100) 111,4 115,2 115,5 112,0 110,5 112,8 112,7 113,6 111,0 111,6 113,3
9 Численность студентов на 100 тыс. чел. - - - - 1420 1613 1816 1924 2042 2128 -
1 Источник: « 9=1 - 2010» («Китайский ежегодный статистический справочник - 2010»),« 9=1
2011» (Китайский статистический дайджест -2011). Издатель: Государственное статистическое управление КНР.
14
, ...... .
Окончание таблиц!
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
10 Объем валового внутреннего в 9,92 10,96 12,03 13,58 15,98 18,32 21, 19 25,73 30,06 34,09 39,79
11 Объем ВВП на душу населения, в юанях 7858 8622 9398 10542 12336 14053 16165 19524 22698 25605 29762
12 Темп роста ВВП, % (предыдущий год = 100) 108,4 108,3 109, 1 110,0 110,1 111,3 112,7 114,2 109,6 109,2 110,3
13 Темп роста ВВП на душу населения, % (предыдущий год = 100) 107,6 107,5 108,4 109,3 109,4 110,7 112,0 113,6 109, 1 108,7 109,8
14 Индексы промышленного производства, % (1978 г. = 100) 1081,8 1173, 1 1288,4 1451,7 1613,0 1807,9 2050,0 2358,8 2591,8 2849,4 3196,4
15 Индексы производства продукции сельского хозяйства, % (1978 г. = 100) 277,0 284,8 293,0 300,3 319,3 336,0 352,8 366,0 385,6 401,8 419, 1
16 Индексы физического объема розничной торговли, %, (предыдущий год = 100) 9,7 10,1 11,8 9,1 13,3 14,9 15,8 18,2 22,7 15,5 18,3
17 Базовые процентные ставки по кредитам (по состоянию на % 2,25 - 1,98 - 2,25 - 2,52 4,14 2,25 - 2,75
18 Базовые ставки по депозитам состоянию на 5,85 - 5,31 - 5,58 - 6,12 7,47 5,31 - 5,81
19 Индексы потребительских цен, % предыдущий год = 100) 100,4 100,7 99,2 101,2 103,9 101,8 101,5 104,8 105,9 99,3 103,3
20 Объем экспорта, млрд дол. США 249,2 266,1 325,6 438,2 593,3 761,9 968,9 1217,7 1430,6 1201,6 1577,9
21 Объем импорта, мл рддол. США 225,0 243,5 295, 1 412,7 561,2 659,9 791,4 955,9 1132,5 1005,9 1394,8
22 Сальдо внешнеторгового оборота, млрд дол. США 24,1 22,5 30,4 25,4 32,0 102,0 177,4 261,8 298, 1 195,6 183,1
23 24 Внешнеторговый оборот со странами АТР'. млрд дол. США - - - - - - - - - - -
Объем экспорта в страны АТР, млрд дол. США - - - - - - - - - - -
25 Объем импорта из стран АТР, млрд дол. США - - - - - - - - - - -
26 Внешнеторговый оборот с Российской Федерацией, млрд дол. 8 10,6 11,9 15,7 21,2 29,1 33,3 48,1 56,8 38,7 55,4
27 Объем экспорта в Российскую Федерацию, млрд дол. США 2,2 2,71 3,5 6,0 9,1 13,2 15,8 28,4 33,0 17,5 29,6
28 Объем импорта из Российской Федерации, млрд дол. США 5,7 7,9 8,4 9,7 12,1 15,8 17,5 19,6 23,8 21,2 25,8
_ 2000 2005 2010
29 Основные виды экспортируемых товаров, млрд дол. Промышленные товары: 223, 7 Химические товары: 12 Машинотехническая продукция: 82,6 Текстильная и сырьевая продукция: 42,5 Минеральное топливо: 7,8 Промышленные товары: 712,9 Химические товары: 35, 7 Машинотехническая продукция: 352,2 Текстильная и сырьевая продукция: 129, 1 Минеральное топливо: 17,6 Промышленные товары: 1496,2 Химические товары: 87,5 Машинотехническая продукция: 780,3 Текстильная и сырьевая продукция: 249,1 Минеральное топливо: 26,7
30 Основные виды импортируемых товаров, млрд дол. Промышленные товары: 178,3 Химические товары: 30,2 Машинотехническая продукция: 91,9 Текстильная и сырьевая продукция: 41,8 Минеральное топливо - 20,6 Промтовары: 512,2 Химические товары: 77,7 Машинотехническая продукция: 290,4 Текстильная и сырьевая продукция: 81, 1 Минеральное топливо: 63,9 Промышленные товары: 962,2 Химические товары: 149,6 Машинотехническая продукция: 549,5 Текстильная и сырьевая продукция: 131,1 Минеральное топливо: 188,7
Литература
[1] «Жэньминьжибао», 14.03.2006.
[2] «Жэньминь жибао», 18.03.2006.
[3] «Жэньминь жибао», 22.10.2005.
[4] «China Business Weekly». 2006. 27.03 - 02.04.
[5] По материалам 4-й сессии ВСНП 11-го созыва. Экспресс-информация №2. 4-я сессия ВСНП 11-го созыва. -М.: ИДВ РАН, 2011.
[6] Beijing Review. - 2006. - №4. - Р. 32-33.
[7] Аносова ЛА Направления бюджетно-налоговой политики в современных условиях: опыт Китая // Экономика и управление. -2009. -№2/5 (42). - С. 15-19.
О
к
CD
1 По состоянию на конец июня 2011 г. обменный курс китайского юаня колебался в пределах 6,4-6,5 юаней за 1 дол. США.
2 В таможенной статистике КНР указанная группа стран не выделена.
15