Китай: развитие вопреки мировому кризису
Карлусов В. В.
В статье на примере Китая рассмотрены вызовы продолжающегося мирового кризиса для национальных экономик. В ней проанализированы: 1) планы и эволюция социально-экономической политики Китая в краткосрочном периоде; 2) модернизация реального и финансового секторов китайской экономики как антикризисные мероприятия; 3) дана ретроспективная сопоставительная оценка экономической динамики, темпов и перспектив роста ВВП и некоторых других макроэкономических и социальных показателей; 4) рассмотрен блок конкретных мер, предпринимаемых правительством КНР по борьбе с кризисом. Как итог, сформулированы выводы, имеющие значимость как для Китая, так и для других переходных и экономик с формирующимися рынками, включая российскую.
Современный Китай как динамично развивающаяся страна с постоянно модернизируемой рыночной экономикой по многим параметрам в той или иной мере соответствует или имеет тенденции приближения к антикризисным критериям, выработанным мировой теорией и практикой. В частности, современный тип экономической стратегии КНР обладает существенным антикризисным потенциалом, ориентируя Китай на сбалансированное развитие структурных элементов рыночной экономики, города и деревни, различных регионов страны, экономики и социальной сферы, человека и окружающей среды, гармоничное сочетание внутреннего развития и внешней открытости1.
Прошедший 2009 год в то же время небезосновательно официально характеризуется в Китае как «самый трудный год для экономики нашей страны с начала нового века», а кризисное развитие мировой экономики — как «сложная и суровая внутренняя и международная экономическая обстановка»2. Итак, насколько же прочна и устойчива перед лицом продолжающегося в 2008-2010 гг. мирового кризиса активно модернизируемая китайская модель социально-экономического развития?
Воздействие кризиса на экономику и
общество
Весной 2009 и 2010 гг. в докладах на очередных сессиях ВСНП премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао о работе правительства, докладах Государственного комитета по развитию и реформе,
а также в пресс-конференциях по окончании сессий3 констатировались существенные трудности в функционировании китайской экономики, которые «резко возросли в силу натиска международного финансового кризиса». В частности, в 4-м квартале
2008 г. произошел спад темпов экономического роста, ощутимо замедлилось промышленное производство4, сократился спрос на энергоресурсы, сырье, транспортные услуги, дорогостоящие виды потребления, в частности товарное жилье и автомобили5, снизился объем внешней торговли6, возросли хозяйственные трудности предприятий, связанные с сокращением заказов, объемов сбыта и прибыли; обострились проблемы в сфере трудоустройства7. Все это в совокупности нанесло «серьезный урон жизни и имуществу населения», ощутимо замедлило рост финансовых доходов государства8.
В 2009 г. спад экспорта и импорта стал постепенно замедляться, к концу года появился даже некоторый их рост. В то же время под влиянием значительного уменьшения спроса на мировом рынке и «снижения товарных цен в глобальном масштабе, с учетом невысокой классности наших экспортных товаров», общий объем импорта и экспорта снизился на 13,9 %, намеченный годовым планом их 8-процентный прирост не был достигнут (см. прилагаемые к статье таблицы 1-4). Привлеченные за год прямые иностранные инвестиции составили 90 млрд. долл. США (без учета банковской, фондовой и страховой сфер), что также было ниже (на 2,4 млрд. долл.) соответствующего планового показателя.
Карлусов Вячеслав Всеволодович — доктор экономических наук, профессор МГИМО (У) МИД России, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, e-mail: vk5577@yandex.ru
В китайских источниках отмечался ряд обострившихся в период кризиса проблем, связанных, в частности, с незавершенным строительством, развитием сельской инфраструктуры, экологией, «реконструкцией незаконченных комплектующих водосберегающих объектов в крупных и средних ирригационных районах», своевременным выполнением намеченной планом на 2010 г. задачи по укреплению 6 240 аварийно-опасных «крупных, средних и ключевых малых водохранилищ».
Мировой кризис, как никогда раньше, со всей остротой поставил перед Китаем задачи расширения емкости внутреннего рынка, инициирования перетока капитала из сферы внешней в сферу внутренней ориентации экономики, обеспечения соответствующей глубокой структурной перестройки реального и финансового секторов национального хозяйства. С другой стороны, кризис стал мощным фактором дальнейшей модернизации китайской обрабатывающей промышленности, фактором диверсификации, повышения качества и высокотех-нологичности экспорта КНР.
План и оперативные меры антикризисного развития
В связи с указанными проявлениями кризиса Вэнь Цзябао подчеркивал необходимость взять за основу работы китайского правительства в 2009-2010 гг. «противодействие глобальному финансовому кризису и стимулирование устойчивого и относительно быстрого развития экономики». Для этого нужно было обеспечить «повышение вариативности и практической результативности мер макрорегулирования и макроконтроля», с помощью которых можно было бы «в максимально короткие сроки остановить тенденции спада роста экономики и обеспечить ее устойчивое и относительно быстрое развитие».
Озвученный китайским премьером и другими официальными лицами правительственный план по борьбе с кризисными явлениями в национальной экономике состоит из нескольких взаимосвязанных направлений, часть из которых фактически реализуется, начиная с сентября 2008 г. Основные из этих направлений целесообразно сгруппировать следующим образом:
— реальный сектор: реализация программы перегруппировки, стимулирования и подъема наиболее важных производственных отраслей, включая экспортноориентированные и внутриориентированные импортозамещающие; активизация дальнейшего развития производственной и транспортной инфраструктуры; развитие малого и среднего предпринимательства (МСП):
— инновационная система: активизация государственной научно-технической политики; поощрение развития самостоятельных инноваций со стороны предприятий различных форм собственности;
— финансовая сфера: масштабное увеличение объема государственных инвестиций; облегчение налогового бремени предприятий и населения9; стабилизация и устранение диспропорций товарных цен, в т.ч. «ценового разрыва» с мировым рынком; финансовая помощь МСП; поддержка в восстановлении и стабилизации экспорта; расширение и ввод в действие бюджетной системы хозяйствования за счет государственного капитала на центральном и, частично, местном уровнях; увеличение объема выпуска облигаций госзаймов; совершенствование и ужесточение методов финансового контроля за использованием бюджетных средств;
— социальная сфера: всемерное стимулирование и расширение внутреннего спроса, в т.ч. за счет увеличения занятости, борьбы с безработицей; строительство доступного жилья; развитие комплексных социальных программ и общее повышение уровня социального обеспечения населения; сокращение диспропорции между развитием экономики и социальной сферы. Конкретизируя некоторые из указанных направлений, следует подчеркнуть, в частности, что первоначально на борьбу с кризисом и расширение внутреннего потребления в конце 2008 - 2010 гг. правительство Китая планировало выделить в целом 4 трлн. юаней (около 586 млрд. долл.). Причем основная часть этих средств должна была быть профинансирована из центрального бюджета, часть — из местных бюджетов (провинциального и окружного уровней), часть — из собственных средств предприятий государственного и частного секторов экономики. Целевое назначение, объемы и соответствующая структура указанного финансирования представлены в прилагаемой к статье таблице 1.
Уже в конце 2008 - 1-м квартале 2009 гг. планировалось выделение 1 трлн. 180 млрд. юаней (172,8 млрд. долл.) из указанного выше общего объема средств.
Расширение совокупного внутреннего спроса в Китае планировали обеспечить за счет: временного увеличения доли государства в общенациональных расходах;
— общего повышения уровня жизни населения; увеличения дотаций крестьянам и городскому населению с низкими доходами;
— обеспечения роста спроса в сфере услуг за счет развития торговой сети и сетей коммунальнобытового обслуживания населения в городских микрорайонах и деревне;
— совершенствования и развития политики автомобилизации и других мер, стимулирующих потребительский спрос и соответствующую трудовую и накопительную мотивации населения. В числе мер по стимулированию стабилизации
товарных цен и уменьшению ценового разрыва с мировым уровнем Вэнь Цзябао выделяет следующие: уже в 2008 г. были значительно увеличены комплексные
дотации на средства сельскохозяйственного производства и элитные сорта зерновых; трижды осуществлялось значительное повышение минимальных закупочных цен на зерновые, расширился импорт дефицитной в стране сельскохозяйственной продукции и важнейших видов сырья, введены строгие ограничения на экспорт зерна, химических удобрений и т.п., упорядочен и усилен контроль в отношении запасов наиболее важных видов товаров. Осуществлено субсидирование пяти крупных отраслей, включая рыбное хозяйство, на деятельности которых серьезно сказалось корректирование цен на нефтепродукты.
Активную поддержку получили предприятия, производящие сырьевую продукцию, разрыв в ценах на которую «трудно поддается устранению за короткий промежуток времени». Своевременно повышались размеры субсидий для людей с низкими доходами, в частности, были выданы временные пособия на питание студентам и аспирантам вузов с полной и неполной программой обучения10.
В целях облегчения налогового бремени предприятий и населения был введен в действие новый Закон о подоходном налоге с предприятий, способствующий снижению соответствующей фискальной нагрузки. Повышен стандартный необлагаемый личным подоходным налогом минимум в отношении доходов от заработной платы, временно отменены личные подоходные налоги на проценты по сберегательным вкладам и на проценты по расчетным средствам в операциях с ценными бумагами. Предприняты финансовые и налоговые меры поддержки строительства недорогого арендуемого и доступного жилья, а также развития рынка аренды жилья. Снижено налоговое бремя в отношении осуществления сделок с недвижимостью. Уменьшена ставка гербового сбора на фондовых биржах, взимание которого теперь осуществляется в одностороннем порядке. Откорректирована политика акциза на автомашины. Предприятиям, оказавшимся в трудном положении, разрешено на поэтапной основе отсрочить внесение взносов на соцстрахование, при этом снижены ставки по четырем категориям взносов в этой области. Согласно имеющимся данным, уже в 2008 году политика частичного или полного освобождения от налогов и сборов позволила облегчить налоговое бремя для предприятий и населения приблизительно на 280 млрд. юаней11.
В рамках оказания помощи развитию малых и средних предприятий из центрального и провинциальных бюджетов было выделено 28,64 млрд. юаней на стимулирование их технической инновационной деятельности, качественное обновление продукции МСП и освоение ими международных рынков; стимулировался эксперимент с венчурным инвестированием, была усовершенствована система кредитных гарантий для МСП, включая выдачу премий и дотаций для осуществления операций по предоставлению таких гарантий. Расширилась сфера выдачи
небольших гарантийных кредитов, повышена норма субсидий из центрального бюджета для погашения процентов по таким кредитам, создан механизм поощрения кредитных организаций, совместного деления рисков и компенсаций за причиненный им ущерб. Активно осуществлялась политика избирательных и комплексных налоговых льгот для общего стимулирования развития МСП12.
В плане оказания господдержки в стабилизации экспорта в 2008 г. четырежды в сторону повышения были скорректированы ставки возврата налогов на экспорт текстиля, готовой одежды и прочих видов трудоемкой продукции, а также продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных и наукоемких товаров. Отменены вывозные пошлины на часть стального проката, продукции химической отрасли и зерновых, снижены экспортные пошлины на некоторые виды химических удобрений и соответственно откорректированы методы налогообложения. В целом в указанном году для поддержания экспорта правительство КНР снизило экспортные налоги на 3770 товаров, что составило более 27% от общего объема китайского экспорта13.
Для покрытия дефицита, вызванного уменьшением финансовых доходов и увеличением расходов государства, в Китае, в частности, планировалось увеличить объем выпускаемых облигаций госзаймов. Так, Госсовет КНР дал согласие на осуществление Минфином выпуска 200 млрд. юаней местных займов, которые должны быть зачислены в местные бюджеты. Хотя в результате этого, с учетом внутреннего долга, общий финансовый дефицит по стране составил, по предварительным данным, 950 млрд. юаней, но его удельный вес в ВВП тем не менее остался в пределах 3 %. Возможности же для выпуска внутренних займов, как считают в КНР, будут и впредь довольно большими за счет предыдущих лет и могут составить по объему до 20 % ВВП14.
Развитие вопреки кризису:
промежуточные результаты и
перспективы
2009 год в целом подтвердил оправданность основных направлений и достаточно высокую эффективность комплекса мер антикризисного развития, предпринимаемых в Китае. Как видно из прилагаемых таблиц, эффективное стимулирование экономического роста за счет расширения внутреннего спроса принесло свои плоды. Благодаря динамичному осуществлению политики, нацеленной на предоставление широким слоям населения льгот для стимулирования приобретения бытовых электроприборов, автомобилей, энергосберегающей продукции и расходов на жилье, поддерживались в целом хорошие условия на рынке потребления, «эффективно выявлялся скрытый потенциал потребления жителей, в особенности сельских»15.
Общий объем розничной продажи потребительских товаров увеличился за год на 15,5% по сравнению с 2008 г., что на 1,5 п.п. выше намеченного планового показателя, за вычетом же ценового фактора реальный его рост составил 16,9 %. При этом автомобилей было продано 13,645 млн. шт. с приростом на 46,2 %. За год объем реализованной продукции предприятий, участвующих в осуществлении программы «бытовую электротехнику — деревне», в общей сложности составил примерно 90 млн. ед. на общую сумму более чем 150 млрд. юаней. В стране было реализовано 937,13 млн. кв. м товарного жилья с приростом на 42,1%, что стимулировало потребительский спрос на строительные и отделочные материалы, мебель и другие товары. Цены на рынке были в основном стабильными, годовое снижение цен на потребительские товары составило 0,7%, что на 4,7 п.п. ниже намеченного показателя.
Благодаря политике ускоренного роста капиталовложений за год общий объем инвестиций в основные фонды по стране составил 22 484,6 млрд. юаней с приростом на 30,1% по сравнению с 2008 г., что на 10,1 п.п. выше соответствующего намеченного показателя. Инвестиции в основные фонды в городах имели прирост 30,5%, причем рост инвестиций в первичный, вторичный и третичный сектора экономики составил соответственно 49,9, 26,8 и 33%.
В рамках осуществления двухлетнего плана новых капиталовложений в размере 4 трлн. юаней (см. таблицу 1), в 2009 году только из центрального бюджета было выделено 924,3 млрд. юаней, с превышением предусмотренного в начале года бюджетом показателя на 503,8 млрд. юаней. Из них на осуществление программы обеспечения гарантированным жильем, благоустройство села, строительство сельской инфраструктуры и развитие всех сфер социального сектора пришлось 44%, на поддержку самостоятельной инновационной деятельности и структурную перестройку, на сокращение энергозатрат и вредных выбросов и нужды экологического строительства — 16, на сооружение важных объектов инфраструктуры — 23, на восстановительные работы после стихийных бедствий — 14, на другие общественные расходы — 3%.
Расширение капиталовложений правительства напрямую усилило текущий спрос, ориентировало и стимулировало частные инвестиции, сыграло важную роль в стимулировании стабилизации экономики и ее оживления, вместе с тем оно «укрепило слабые участки социально-экономического развития», заложило прочную основу для продолжения устойчивого долгосрочного развития КНР.
Важно подчеркнуть, что в течение 2009 г. темпы экономического роста Китая постепенно ускорялись. По кварталам прирост составил соответственно 6,2, 7,9, 9,1 и 10,7 % (индекс ускорения темпов — 1,73) по сравнению с аналогичными периодами 2008 г., годовой ВВП страны составил 33 535,3 млрд. юаней,
с ростом на 8,7 % против 2008 г., что оказалось на 0,7% выше намеченного показателя. Добавленная стоимость в первичном, вторичном и третичном секторах возросла соответственно на 4,2, 9,5 и 8,9 %, что на 1,2, 0,9 и 0,3% было соответственно выше намеченных показателей.
Отметим также различный вклад факторных компонентов в прирост ВВП. Так, потребление и инвестиции стимулировали экономический рост соответственно на 4,6 и 8%, что компенсировало отрицательный рост экономики на 3,9% из-за падения чистого экспорта.
Важную роль в экономическом развитии Китая играли финансы. Так, финансовые доходы страны за год составили 6,85 трлн. юаней, что на 11,7 % больше уровня предыдущего года, превысив предусмотренную годовым планом сумму на 3,7%. При этом финансовый дефицит был удержан в пределах бюджетных показателей, объемы денежного массы в обращении (М2) выросли на 27,7 %, что было на 10,7% выше намеченного показателя, объем кредитов в национальной валюте увеличился на 9 594 млрд. юаней.
По китайским оценкам, постепенно возрастала и экономическая эффективность предприятий. Так прибыль «сверхлимитных»16 промышленных предприятий перестала снижаться и вновь стала расти, составив с января по ноябрь 2,59 трлн. юаней; прибыль в 30 из 39 ведущих промышленных отраслей увеличилась по сравнению с тем же периодом 2008 г.; а убытки убыточных предприятий сократились соответственно на 33,5 %.
Сохранялось в целом устойчивое развитие и в китайском сельском хозяйстве. В частности, преодолевая влияние серьезных стихийных бедствий, шесть лет подряд росло производство зерна. Годовой валовой сбор зерна в 2009 г. достиг 530,82 млн. тонн, увеличившись на 0,4 % против предыдущего года, что на 30,82 млн. тонн больше намеченного планом показателя.
Касаясь краткосрочных перспектив развития Китая и соответствующих основных задач на 2010 г., эксперты Государственного комитета КНР по развитию и реформе, в частности, отмечали: «Если смотреть на обстановку и условия международного и внутреннего развития в целом, то надо сказать, что задача реформы, развития и поддержания стабильности в нынешнем году весьма тяжела. Для выполнения основных целей экономического и социального развития необходимо, увязывая обеспечение плавного и относительно быстрого развития экономики со структурным урегулированием, реально повышать продолжительность развития. Сочетая расширение внутреннего спроса, в частности потребительского спроса со стабилизацией внешнего спроса, всемерно усиливать равномерность экономического развития. Соединяя единое планирование гармоничного развития как города и деревни, так и регионов со стимулированием урбанизации, всемерно расширять
пространство для развития. Сочетая стимулирование самостоятельной инновации с культивированием новых производств стратегического характера, прилагать усилия к осуществлению развития за счет инновации. Соединяя углубление реформ с содействием развитию, полностью раскрепостить внутреннюю движущую силу экономического развития. Увязывая развитие экономики с улучшением жизни народа, значительно укрепить гармоничность социально-экономического развития»17.
Официально заложенный в китайские планы прогноз прироста ВВП страны в 2010 г. и на ближайшую краткосрочную перспективу равнялся 8%. Этот прогноз, по нашему убеждению, весьма реалистичен и ориентирует экономику и общество на продолжение серьезной работы по модернизации социальноэкономической модели развития и соответствующей структурной перестройке.
Приложение
Таблица 1. Финансовые средства, выделяемые в КНР на борьбу с кризисом в 2009-2010 гг. (по первичному плану), млрд. юаней
№ п/п Целевое назначение Абсолютный объем Доля,%
1 Строительство транспортной инфраструктуры 1500 37,5
2 Восстановление пров. Сычуань* 1000 25,0
3 Строительство социальных объектов в городах 400 10,0
4 Социальные объекты в деревне 370 9,25
5 Охрана окружающей среды, экономия природных ресурсов 210 5,25
6 Нужды образования и здравоохранения 150 3,75
7 Другие цели ** 370 9,25
Всего: 4000 100,0
Источник: Составлено и рассчитано по данным Агентства Синьхуа — http://www.xinhuanet.com/ * Пострадавшей в 2008 г. от землетрясения.
** Включая поддержку финансово-банковского сектора.
Таблица 2. Показатели расширения совокупного внутреннего спроса в КНР в 2009 г.
№ п/п Показатель, ед. изм. Общий годовой объем продаж Прирост за год, %
1 Розничный товарооборот потребительских товаров в целом, млрд. юаней 12534,3 16,9*
2 В т.ч. автомобили, млн.шт. 13,645 46,2
3 Товарное жилье, млн. кв. м 937,13 42,1
4 Бытовые энергосберегающие электроприборы, млн. ед. ** 90
* Реальный прирост с учетом годовой дефляции на потребительском рынке (0,7%). Номинальный прирост — 15,5 %.
** Только реализованная продукция предприятий, участвующих в общегосударственной программе «бытовую электротехнику — деревне».
Источник: составлено и рассчитано по данным Агентства Синьхуа — http://www.xinhuanet.com/
Таблица 3. Финансовые средства, реально выделенные из центрального бюджета КНР на борьбу с кризисом в 2009 г. (млрд. юаней)
№ п/п Целевое назначение Абсолютный объем Доля, %
1 Программа обеспечения гарантированным жильем, другие цели социального развития* 406,69 44
2 Строительство приоритетных объектов инфраструктуры 212,59 23
3 Инновации, энергоэкономия, экология** 147,89 16
4 Восстановительные работы после стихийных бедствий 129,40 14
5 Другие общественные расходы 27,73 3
Всего: 924 3*** 100,0
* Включая благоустройство села.
** Подготовка предприятий к самостоятельной инновационной деятельности, структурная реорганизация, сокращение энергозатрат
и вредных выбросов, экологическое строительство.
*** Что превысило предусмотренный в марте 2009 г. бюджетный плановый показатель — 503,8 млрд. юаней — в 1,84 раза. Источник: составлено и рассчитано по данным доклада Государственного комитета КНР по развитию и реформе (март 2010 г.) и материалам Агентства Синьхуа — http://www.xinhuanet.com/
Таблица 4. Некоторые макроэкономические и социальные показатели развития Китая в 2009 г.
№ п/п Показатель, ед. изм. Абсолютный объем Годовой/поквартальный прирост/вклад в прирост фактора, %, проц. пунктов
1 ВВП, трлн. юаней 33,5353 8,7*
2 Внешняя торговля, млрд долл., в т.ч.: • экспорт • импорт 2207,22 1201,66 1005,56 -13,9
3 Вклад в годовой прирост ВВП, проц. пунктов: внутреннее потребление • инвестиции • чистый экспорт 4,6 8,0 -3,9
4 Прирост ВВП по кварталам года, %: 1-й квартал 2-й квартал 3-й квартал 4-й квартал 6,2 7,9 9,1 10,7
5 Финансовые доходы центрального бюджета, трлн. юаней 6,85 11,7
6 Денежная масса в обращении (М2) 27,7
7 Увеличение объема кредитов в национальной валюте, трлн. юаней 9,594
8 Привлеченные за год ПИИ, млрд. долл. * 90
9 Прямые инвестиции за рубежом, млрд. долл. 43,3 6,5
10 Операционные доходы на строительные работы за рубежом, млрд. долл. 77,7 37,3
11 Прибыль «сверхлимитных» промышленных предприятий**, трлн. юаней 2,59
12 Убытки предприятий -33,5
13 Инвестиции в основные фонды, трлн. юаней 22,4846 30,1
14 В т.ч. инвестиции в городах 19,4139 30,5
15 Увеличение числа трудоустроенных в городах и поселках, млн. чел. 11,02
16 Чистые среднедушевые доходы населения, юаней: • городского • сельского 17175 5153 9,8 8,5
* Без учета банковской, фондовой и страховой сфер.
** Полученная только в период с января по ноябрь года. Категория так называемых сверхлимитных промышленных объектов традиционно сохранилась в КНР со времен 1-й пятилетки (1953-1957 гг.), когда из числа новостроек выделялись наиболее крупные предприятия, игравшие решающую роль в своих отраслях.
Источник: составлено и рассчитано по данным источников табл. 2 и 3.
Summary: Based on the case of China, the article addresses the challenges, posed by the current global crisis for national economies. In this context, the author has analyzed, as the anti-crisis measures and factors, the evolution of China's socio-economic policy and modernization of the real plus financial sectors of the Chinese economy. The article also focuses on retrospective comparative assessment of economic dynamics, growth rates and future growth prospects of China's GDP and other macro-economical and social indicators. The final general conclusions are significant and relevant for China as well as for other economies in transition and emerging-market economies including Russia.
------------ Ключевые слова -------------------
Китай, мировой кризис, модернизация социальноэкономической модели развития Китая
-------------- Keywords -----------
China, global crisis, modernization of evolution China's socio-economic model
Примечания
1. Подробнее об этом см., в частности: Карлусов В.В. Россия и Китай: экономическое сотрудничество как антикризисный фактор // Вестник российского гуманитарного научного фонда. — 1999. - № 4; он же. Китай: антикризисный потенциал экономики и меры борьбы с мировым кризисом // Вопросы экономики. - 2009. - № 6.
2. См., в частности, доклад Государственного комитета КНР по развитию и реформе, представленный на 3-ю сессию Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11-го созыва (март 2010 г.). - http://russian.people.com.cn/95197/6613338.html .
3. См.: Жэньминь жибао, 2009, 6-7 марта; 2010, 9-12 марта; http://russian.people.com.cn/95197/6613338.html .
4. С октября по декабрь 2008 г. ежемесячный объем роста добавленной стоимости на крупнейших промышленных предприятиях страны снизился соответственно на 9,7; 11,9 и 11,7 проц. пункта по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года.
5. Например, общая площадь проданного товарного жилья в 2008 г. сократилась на 19,7%, а темпы роста сбыта автомобилей замедлились на 15,1%.
6. В ноябре-декабре понижение объема экспорта, в частности, составило 2,2 и 2,8%.
7. Так, массовый характер приобрело возвращение в деревню работавших в городах сельских жителей; рост количества новых рабочих мест в городах в октябре-декабре 2008 г. сократился с 840 до 380 тыс. чел.
8. По сравнению с 1-м полугодием во 2-м полугодии 2008г. рост доходов консолидированного бюджета сократился с 33,3 до 5,2%, в т.ч. собственные доходы центрального бюджета снизились на 0,9%.
9. В частности, унификация порядка взимания подоходного налога, налогообложения недвижимости и некоторых других видов налогов с предприятий иностранного и отечественного капитала, включая китайские частные предприятия.
10. См.: http://russian.people.com.cn/95197/6613338.html .
11. Данные Министерства по налогам и сборам КНР. — http://www.chinatax.gov.cn/ .
12. По материалам Всекитайской ассоциации промышленников и торговцев. — http://www.acfic.org.cn/ .
13. Данные Министерства коммерции КНР. — http://www.chinamarket.com.cn/ .
14. http://www.economicdaily.com.cn/
15. Там же.
16. См. примечания к таблице 4.
17. http://www.economicdaily.com.cn/