Научная статья на тему 'Подготовиться к мировому кризису - китайский рецепт'

Подготовиться к мировому кризису - китайский рецепт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Островский А.В.

Постепенное создание рыночной инфраструктуры в плановой экономике страны, многолетнее введение рыночного механизма, формирующего основные приоритеты развития и обеспечивающего сочетание интересов государства, предприятия, отдельной личности, позволили Китаю лучше других подготовиться к мировому кризису.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовиться к мировому кризису - китайский рецепт»

Постепенное создание рыночной инфраструктуры в плановой экономике страны, многолетнее введение рыночного механизма, формирующего основные приоритеты развития и обеспечивающего сочетание интересов государства, предприятия, отдельной личности, позволили Китаю лучше других подготовиться к мировому кризису.

Подготовиться к мировому кризису - китайский рецепт

А. В. ОСТРОВСКИЙ,

доктор экономических наук, заместитель директора УРАН Института Дальнего Востока РАН, Москва

Относительно безболезненный переход Китая от плановой экономики к рыночной сопровождался выходом на траекторию высоких темпов экономического роста, которая наблюдается уже 30 лет. Китай не пошел по пути радикальной ломки экономической и политической систем, а ограничился реформами, состоящими из четырех этапов:

1) 1979-1984 гг. - «плановая экономика - основа, рыночное регулирование - дополнение»;

2) 1984-1993 гг. - «плановая товарная экономика»;

3) 1993-2002 гг. - «социалистическая рыночная экономика»;

4) с 2003 г. - «совершенствование социалистической рыночной экономики».

Если первые два этапа были подготовительными, то третий характеризовался всемерным развитием предприятий различных форм собственности и постепенным допуском предпринимателей к участию в принятии государственных решений.

Рынок в плановой экономике

Китайский образец перехода к рынку продемонстрировал, что большей части негативных последствий можно избежать и достичь стабильных устойчивых темпов роста. © ЭКО 2009 г.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 35

Ьк щМ

Как в городе, так и в деревне развивались малые и средние предприятия. Приватизация в Китае так и не была проведена. Либерализация цен сдерживалась путем использования трех их видов - директивных цен (на продукцию госпредприятий, в первую очередь на сырье, электроэнергию и транспортные услуги, а также зерновые), индикативных (отклоняющихся от директивных цен вверх и вниз на 20% под воздействием спроса и предложения на рынке) и свободных рыночных цен.

В начале 1980-х в обращение была введена «промежуточная» валюта - переводной юань (наподобие золотого червонца 1920-х годов в России) для расчетов по внешней торговле для китайских юридических лиц и иностранцев. С 1983 г. бюджет КНР стал «двойным» - государственный бюджет и бюджет капитального строительства, формируемый, в основном, за счет строительного налога.

В стране плановой экономики постепенно формировалась рыночная инфраструктура. Руководство КНР обратило особое внимание на три основных составляющих рыночной инфраструктуры - инвестиционный спрос, внутренний рынок и систему ценообразования. В Китае признали наличие не только рынка средств производства и предметов потребления, но и рынка факторов производства, таких, как рынок капитала, рабочей силы, техники, технологии, информации и др.

Основным инструментом развития всех видов рынков оказался контроль над ценообразованием. На первых этапах реформы в 80-90-х годах был взят курс на государственный контроль над ценами и сохранение директивных цен на основные сырье и материалы при установлении так называемой «двухколейной» системы цен (шуангуйчжи цзягэ). В результате использования двухколейной системы цен китайскому руководству удалось снизить инфляцию издержек и не выпустить ее из-под контроля. Опыт Китая в сфере перехода к рынку и либерализации цен показывает, что главное — это формирование механизма ценообразования в условиях рынка и государственный контроль над ценами в условиях монополии покупателя (государственные закупки сельскохозяйственной продукции,

торговля средствами производства), а также сохранение «двухколейной» системы цен на средства производства до формирования институциональных основ функционирования рыночного механизма ценообразования.

Так страна избежала «шоковой терапии».

Высокие средние темпы роста валового внутреннего продукта, снижение доли расходов госбюджета в объеме ВВП, значительное увеличение инвестиций в основные производственные фонды и постоянный рост их доли в объеме ВВП, рост потребительских доходов населения при сохранении низкой инфляции - все эти процессы в экономике КНР шли наряду с быстрым ростом денежной массы в обращении. Агрегат М2 включает не только сумму наличной денежной массы в обращении (М0) и сумму текущих счетов на балансе (М1), но и срочные вклады, вклады в сберегательных кассах и прочие депозиты. В результате государственного контроля за денежным обращением и процессами ценообразования, быстрого роста инвестиций в инфраструктуру и основные производственные фонды темпы инфляции в Китае были чрезвычайно низкими по сравнению с другими переходными экономиками.

В целом при переходе к рыночной экономике Китаю удалось держать инфляцию под контролем, несмотря на быстрый рост доли денежной массы в обращении (М2) по отношению к ВВП (таблица).

Руководству КНР удалось обеспечить стабильность многих других экономических показателей, благодаря которым в стране наблюдаются низкие темпы инфляции, временами переходящие даже в дефляцию, как, например в 1998-2002 гг.

В Китае сохраняется нормальное соотношение между процентами на депозит и банковским процентом за кредит. В результате избыточная денежная масса пошла не на потребительский рынок, а на банковские депозиты либо на рынок инвестиционных товаров, что позволило снизить банковскую учетную ставку в среднем до 6% годовых, сдержать инфляцию и обеспечить дополнительный прирост производственных мощностей. Все эти меры, в конечном счете, способствовали быстрому росту объемов промышленной продукции и увеличению экспортного потенциала страны.

Динамика ВВП, прироста денежной массы и объема инвестиций в КНР в 1978—2008 гг., млрд юаней

1978 1985 1990 1994 2000 2002 2006 2008

ВВП 346,5 901,6 1866,8 4819,8 9921,5 12033 21087 30067

Денежная масса (М2) 1529,3 4692,4 13461 18500 34560 47500

Доля М2 в ВВП, % 81,9 97,3 135,7 153,7 163,9 158,0

Наличная денежная масса в обращении (М0) 264,4 728,9 1465,3 1727,8 2707,3 3400

Доля МО в ВВП, % 14,2 15,1 14,8 14,4 12,8 11,3

Расходы госбюджета 112,2 200,4 308,4 579,2 1588,6 2205,3 4042,3 6242,7

Доля расходов госбюджета в ВВП,% 32,4 22,2 16,5 12,0 16,0 18,3 19,2 20,8

Объем инвестиций в основные производственные фонды 254,3 451,7 1704,2 3291,8 4350,0 11000 17229

Доля инвестиций в ВВП, % 28,2 24,2 35,4 33,2 36,2 52,2 57,3

Источник: Чжунго тунцзи няньцзянь - 2007 (Китайский статистический ежегодник- 2007). С. 57, 785, 281; Чжунго тунцзи чжайяо - 2007 (Китайский статистический справочник - 2007). С. 53; Statistical Commumique of the People's Republic of China on the 2008 National Economic and Social Development (http://www.stats.gov.cn /newsandcomingevents/120090226_ 402540784.htm).

В начале XXI в. устанавливаемые и регулируемые государством цены сохранялись в отраслях естественных монополий: линии электропередач и распределение электроэнергии, местная телефонная связь и опто-волоконная сеть, почтово-телеграфная сеть, система навигационного слежения и контроля в гражданской авиации, железнодорожная информационная сеть и сеть монорельсовых дорог, сеть водоснабжения и система газопроводов. Тем не менее доля рыночных цен

неуклонно увеличивалась, а доля устанавливаемых (чжилин-син) государством и регулируемых (чжидаосин) государством цен - постепенно сокращалась.

Китайский опыт реформы системы макроконтроля показывает, что и в рыночной экономике по-прежнему может быть важна роль государства. Государство освобождает себя от постоянного административного контроля за деятельностью субъектов рынка, но делает это постепенно, по этапам, на протяжении более 20 лет, сохраняя контроль за основными отраслями экономики проведением валютно-финансовой политики через бюджет, налоги, цены, учетную ставку, кредит и другие инструменты, а также посредством издаваемых законодательной и исполнительной властью правовых нормативных документов, которые способствуют развитию предприятий различных форм собственности и рыночной конкуренции между ними.

В соответствии с оценкой социально-экономической ситуации в стране были поставлены основные задачи развития народного хозяйства КНР на 11-ю пятилетку (2006-2010 гг.) и на последующие 10 лет. В планах развития народного хозяйства определена только одна конкретная цифра - четырехкратное увеличение показателя ВВП в период с 2000 г. до 2020 г.

Проверка на прочность

В настоящее время происходит формирование новой экономической системы, где главным звеном является расширение и развитие рынка, создание новой системы управления предприятиями, формирование системы макрорегулирования и контроля. Основной проблемой экономической реформы в Китае стало определение границ необходимости государственного вмешательства в экономику. Нынешний мировой финансовый кризис и анализ его последствий для китайской экономики может показать все плюсы и минусы китайской модели экономических реформ, так называемого «Пекинского консенсуса», в отличие от западной модели реформ («Вашингтонского консенсуса»).

На наш взгляд, при анализе текущего состояния китайской экономики следует поставить три основных вопроса: 1) как изменится динамика роста ВВП; 2) какие изменения произойдут во внешней торговле КНР; 3) какое влияние окажет ситуация в мировой экономике на китайский финансовый рынок (банки и рынок акций) и внутренний рынок (потребительский спрос и цены).

Недавно прошедшая интернет-конференция на сайте «Фи-нам-ру» на тему «Китай в мировой экономике: локомотив остался без двигателя?» поставила перед научной общественностью еще один вопрос: «Является ли Китай в условиях финансового кризиса локомотивом мировой экономики, и где в составе поезда находится Россия?»

По основным экономическим показателям - объемам ВВП, внешней торговли, привлеченных иностранных инвестиций, золотовалютных резервов, Китай уже представляет силу, с которой вынуждены считаться все страны мира. По данным на конец 2008 г., Китай занимает 3-е место по объему ВВП -30,1 трлн юаней по валютному курсу (4,42 трлн дол.) и 2-е место - по паритету покупательной способности (ППС). Объем внешней торговли составляет 2560 млрд дол., а золотовалютных резервов - 1946 млрд дол.

За период между XVI и XVII съездами КПК (2003-2006 гг.) среднегодовые темпы роста ВВП КНР составили 10,4%, что на 7 процентных пунктов превышает среднемировой показатель - 3,4% в год. В 2007 г. зафиксирован темп в 13,0% вместо 11,9% (по данным пересчета ВВП). В 2008 г. темпы роста ВВП оценивались в 9% в год.

После вступления КНР в ВТО (2001 г.) объем внешней торговли увеличился почти в 5 раз за счет экспорта -2561 млрд дол. в 2008 г., положительное сальдо достигло 295,5 млрд дол. (250 млрд дол. в 2007 г.)1.

Реально китайская экономика почувствовала на себе влияние мирового финансового кризиса в IV квартале 2008 г., когда темпы роста ВВП составляли всего 6,8% по сравнению

1 Statistical Commumique of the People's Republic of China on the 2008 National Economic and Social Development, (http://www.stats.gov.cn/ newsandcomingevents/t20090226_402540784.htm).

с аналогичным периодом 2007 г. На 2009 г. прогнозируется снижение темпов роста ВВП до 8% в год, что соответствует планам, намеченным на XVII съезде КПК в октябре 2007 г. и на 1-й сессии ВСНП в марте 2008 г. Пока кризис затронул лишь отдельные отрасли народного хозяйства (текстильная и легкая промышленность) и некоторые районы страны (например, приморские провинции Гуандун, Цзянсу, Шаньдун), находящиеся в сильной зависимости от объемов экспорта производимой ими продукции.

Анализ предварительных показателей Государственного статистического управления КНР за 2008 г. показывает сохраняющийся рост доли капитальных вложений в экономику, который составил 57,2% ВВП в 2008 г. (абсолютный рост на 25,5% по сравнению с 2007 г.). Особенно вырос объем инвестиций в железнодорожное строительство - всего 135 проектов на сумму 1,656 трлн юаней. Объем розничной торговли увеличился на 21,6%, отпускные цены на промтовары - на 6,9%, среднедушевые доходы населения города - на 8,4%, деревни - на 8,0%, цены на жилье - на 6,5%2.

Для предотвращения перехода финансового кризиса в экономический Госсоветом КНР разработана программа из десяти направлений (озвученная на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики Китая в декабре 2008 г.), на реализацию которой выделено 4 трлн юаней. Приоритетными названы сельское хозяйство, строительство инфраструктуры, экономичного жилья, развитие высоких технологий, транспортной сети, восстановительное строительство в пострадавших от землетрясения зонах провинции Сычуань, программа повышения доходов сельских жителей за счет увеличения норм обязательных закупок зерна и субсидий для крестьян, сокращение налогов на добавленную стоимость, поощрение технических инноваций.

В рамках программы предусмотрен рост банковских кредитов на приоритетные проекты и снятие ограничений на их получение.

2 Statistical Commumique of the People's Republic of China on the 2008 National Economic and Social Development, http://www.stats.gov.cn/ newsandcomingevents/t20090226_402540784.htm).

По прогнозам китайских властей, приоритетные сферы потянут за собой другие отрасли (такие, как цементная промышленность и металлургия), которые будут развиваться опережающими темпами. При этом в Китае была снижена ставка рефинансирования Народного банка (выполняющего функции ЦБ) до 3% годовых, а средняя банковская учетная ставка по кредитам составляет 5,58% в год.

Определяющим моментом при реализации антикризисной программы является расширение внутреннего спроса в стране, особенно в сельских районах КНР, где проживает более 800 млн чел. Как отмечалось на заседании Постоянного комитета Госсовета КНР от 3 декабря 2008 г., эта задача должна быть решена за счет всемерного развития рынка недвижимости, автомобилей, а также сельского кредитно-потребительского рынка. В китайских банках по-прежнему сохраняется большой объем сбережений населения -22,15 трлн юаней на конец 2008 г. (73,8% ВВП), с помощью которых можно расширить внутренний спрос.

Растущая безработица, вызванная разорением большого числа работающих на экспорт предприятий текстильной и легкой промышленности в приморских районах Китая (провинции Гуандун, Чжэцзян, Шаньдун), набирает обороты. Только в провинции Гуандун за 9 месяцев 2008 г. закрылось более 7000 предприятий. Однако в ряде приморских городов ситуация оказалась не столь плачевная, как в провинции Гуандун, большая часть предприятий которой работали на экспорт. В частности, в портовом городе Вэньчжоу (пров.Чжэц-зян), являющемся одной из витрин процветания страны в ходе экономической реформы, из интервью с местными бизнесменами выяснилось, что экономика Вэньчжоу сохраняет стабильность, значительная часть предприятий не только не пострадала во время кризиса, но и получила больше заказов, кризис ударил в основном по производившим экспортную продукцию предприятиям, и большая часть производителей своевременно переориентировала производство на внутренний рынок3.

3 russian.china.org.cn 24.03.2009

Анализ занятости на китайских предприятиях на протяжении 30 лет реформы показал, что на протяжении последних лет ежегодно из 12 млн предприятий всех форм собственности закрывается около 1 млн предприятий и столько же создается новых. В этот кругооборот рабочей силы вовлечено примерно 20-30 млн чел., большую часть которых составляют сельские мигранты из внутренних районов Китая, стремящиеся устроиться на предприятия вне сферы сельского хозяйства в городах центрального подчинения и приморских провинциях. Поэтому в условиях мирового финансового кризиса руководство КНР выдвинуло план по стабилизации безработицы на уровне 4,5% в городах, созданию 9 млн рабочих мест в течение года с целью обеспечить уровень доходов населения, способный повысить внутренний спрос.

В наибольшей степени пострадал от мирового финансового кризиса финансовый рынок Китая, хотя он не оказывает сильного влияния на состояние китайской экономики в целом и на положение основных китайских банков. К ним относятся отраслевые банки (Торгово-промышленный, Сельскохозяйственный, Строительный), так называемые «политические банки» (банки развития под определенные государственные проекты) и региональные банки, через которые и будут выдаваться кредиты в рамках антикризисной программы на общую сумму 4 трлн юаней. (При этом кредиты под государственные приоритетные проекты Госсовета КНР будут выдаваться под более низкие проценты.) В целом китайское бизнес-сообщество кризис на местных финансовых рынках затронул не очень сильно, так как большая часть бизнесменов не привыкли к банковским кредитам, а в основном занимают деньги у родственников.

Проблемы внешней торговли

По-видимому, наиболее серьезное влияние мировой кризис окажет на внешнюю торговлю Китая. В течение многих лет экспорт являлся важным фактором, стимулирующим высокие темпы экономического развития страны. По итогам 2008 г. объем внешней торговли КНР со странами ЕС оценивался

в 425,6 млрд дол., с США - 333,7 млрд дол4. Но в условиях финансового кризиса уменьшается внешний спрос, что негативно влияет на наращивание китайского экспорта. Еще в 2007 г. руководство КНР приняло ряд мер для снижения объема внешней торговли и уменьшения экспорта, в частности появился «Закон о подоходном налоге с предприятий», устанавливающий одинаковую норму подоходного налога для предприятий всех форм собственности. В результате ожидается снижение уровня прибыли предприятий с участием иностранного капитала. С июня 2007 г. в КНР пересматриваются ставки возврата налога на экспортируемую продукцию предприятий, что затронуло, прежде всего, экспортеров сырьевых товаров.

В 2008 г. росли как экспорт - 1,43 трлн дол., так и импорт - 1,13 трлн дол. Но, по прогнозам ученых из Академии общественных наук Китая, в текущем году фактические темпы роста и экспорта, и импорта составят примерно 8-9%, что ниже показателей предшествующих лет (примерно 18-20% прироста).

Хотя в настоящее время перед США остро стоит вопрос сокращения растущего дефицита внешней торговли с Китаем, экспорт китайских товаров в США по-прежнему растет из-за их дешевизны. Китай также намерен сокращать объем внешней торговли с США и странами Евросоюза и развивать торговлю со странами АСЕАН и экономически развитыми странами и территориями Азиатско-Тихоокеанского региона -Республикой Корея, Тайванем и Гонконгом, меньше подвергшимися воздействию мирового финансового кризиса, а также со странами Африки и Индией.

В частности, в 2008 г. объем внешней торговли со странами Африки превысил 100 млрд дол., а с Индией - уже достиг 51,8 млрд дол.

В 2008 г. в КНР наблюдался наибольший приток привлеченных иностранных инвестиций - 92,4 млрд дол., хотя в IV квартале 2008 г. процесс замедлился. На наш взгляд,

4 Statistical Commumique of the People's Republic of China on the 2008 National Economic and Social Development. (http://www.stats.gov.cn/ newsandcomingevents/t20090226_402540784.htm).

Китай получил возможность избавиться от зависимости китайского юаня от американского доллара, и при определенных условиях после перехода к полной конвертируемости юаня со временем сможет превратить его в резервную валюту стран Юго-Восточной и Восточной Азии. В этом плане делаются первые шаги, выражающиеся в том, что Народный банк Китая уже собирается переходить на расчеты в торговле с Гонконгом и между районами в дельте реки Чжуцзян (пров. Гуандун) и странами АСЕАН в юанях5.

В текущей ситуации Китай попытается активизировать развитие внешнеторговых связей со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) за счет импорта энергоносителей и экспорта готовой продукции, как машиностроения, так и потребительских товаров. При этом Китай для успешной реализации своих проектов по импорту энергоносителей будет осуществлять инвестиции в развитие инфраструктуры стран ШОС - Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана (дороги, нефте- и газопроводы, складские помещения). Все эти проекты Китай будет пытаться реализовать как на двусторонней основе, так и в рамках ШОС.

Мировой финансовый кризис негативно повлиял на динамику российско-китайской торговли, её объем в 2008 г. не достиг ожидаемого показателя - 60 млрд дол., а составил, по оценкам китайской таможенной статистики, только 56,7 млрд дол. В настоящее время цены в Китае практически по всем товарным позициям ниже российских в результате государственной поддержки основных отраслей (транспорт, энергетика).

Одним из путей развития российско-китайской торговли является приграничная торговля, но для этого необходимо улучшать ее инфраструктуру - модернизировать пограничные переходы, строить автомобильные дороги, мосты через Амур, Аргунь и Уссури, развивать железнодорожный транспорт, создавать необходимую банковскую инфраструктуру, способную обеспечить везде на территории РФ и КНР свободную конвертацию юаня в рубль и обратно. А для создания базовой инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Сибири,

5 Материалы агентства Синьхуа. 24.03.2009.

обеспечения необходимой координации стратегии регионального развития между российским Дальним Востоком, Сибирью и старой промышленной базой Северо-Востока КНР необходима государственная поддержка.

* * *

В целом следует признать, что принятый руководством КНР план развития экономики на 2009 г. позволяет стране уйти от наиболее серьезных последствий мирового финансового кризиса, не допустить перехода финансового кризиса в экономический, расширить внутренний спрос и сохранить высокие темпы экономического развития по сравнению с другими странами мира. Как отметил на встрече с зарубежными участниками Форума «Развитие Китая» премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, «Китай всесторонне претворяет в жизнь всеобъемлющий план по расширению внутреннего спроса и содействию экономического роста и добивается реализации целей развития. Благодаря приложенным усилиям наблюдаются признаки стабилизации и роста на местах и в ряде отраслей»6.

Судя по всему, к концу 2009 г. Китай благодаря своевременно принятым мерам по выходу из кризиса в рамках модели перехода от плановой к рыночной экономике вполне может выйти на намеченные на 2-й сессии ВСНП (март 2009 г.) показатели экономического роста (примерно 8% роста ВВП в 2009 г.) и одним из первых вновь выйти на траекторию устойчивого экономического роста.

В настоящее время успехи китайской экономики за 30 лет реформ показывают жизнеспособность китайской модели перехода от плановой к рыночной экономике, связанной с большой ролью государственного регулирования и значительным объемом инвестиционных программ для развития страны. Более того, результаты развития экономики КНР в ходе десятилетий реформ и выработанные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса дают все основания полагать, что Китай пострадает от него меньше, чем другие страны мира.

6 Материалы агентства Синьхуа. 23.03.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.