зарубежный опыт
CJ
OI
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
т ф
VO >s
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
< s
I
н
о ф
со
Мировой финансово-экономический
кризис и экономическая безопасность Китайской Народной Республики
Гордиенко Д. В. *
The article is dedicated to the analysis of world financial-economic crisis reasons and on economic safety of the People's Republic of China's impact has. The approach to provision of economic safety of state in the China in the conditions of world financial-economic crisis analyzed.
Реакцией государственного и политического руководства КНР на мировой финансово-экономический кризис стало принятие антикризисной стратегии и ускоренное развертывание антикризисной программы действий.
В качестве первостепенной задачи выхода из кризиса китайским руководством было названо обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны (бао цзэнчжан) и определена схема (технология) решения этой задачи: главное условие — расширение внутреннего спроса (ко нэйцю); главное направление — ускорение перехода к новой модели роста и урегулирование структуры (тяо цзегоу), проведение реформ по «ключевым звеньям» (туй гайгэ); главная движущая сила — повышение уровня открытости; стартовая точка и опора — улучшение жизни населения (бао миншэн).
Так же были выделены основные направления антикризисной экономической стратегии: усиление и совершенствование государственного макрорегулирования экономики; развитие сельского хозяйства и устойчивый рост доходов крестьян; ускорение перехода на новую модель экономического роста и оптимизация структуры национального хозяйства; углубление реформ и политики открытости; активное решение острых социальных проблем, сохранение социальной стабильности1. Предложенная антикризисная стратегия по сути совмещала в себе как «пожарные» меры сегодняшнего дня, призванные в ближайшие сроки предотвратить тенденцию спада экономического роста, так и цели долгосрочного характера — перехода на инновационный путь развития экономики путем урегулирования структуры экономики и смены модели экономического роста2.
При этом важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-экономического кризиса заняли меры правительства, утвержденные Госсоветом КНР и ЦК КПК (документ № 18, 2008 г.) в начале ноября и озвученные на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики в декабре 2008 г., на реализацию которых в 2009—2010 гг. предусматривалось выделение 4 трлн юаней (586 млрд долл.) — так называемый «стимулирующий пакет» (кит. — Л 1апг1 guihua) «ровного и относительно быстрого развития экономики»3. Антикризисная программа экономического стимулирования предусматривала инвестирование средств в развитие инфраструктуры страны, повышение эффективности ценообразования, усовершенствование налоговой системы, увеличение банковского кредитования ключевых проектов, связанных с технической модернизацией и инновациями, предприятий среднего и малого бизнеса, крестьянских хозяйств, а также потребительского кредитования4.
В этой связи приоритетными направлениями экономического развития страны в условиях финансово-экономического кризиса стали (1) сельское хозяйство, (2) строительство инфраструктуры, (3) новые высокие технологии, (4) экономичное жилье, (5) развитие транспортной сети, (6) восстановительное строительство в пострадавших от землятресения зонах провинции Сычуань, (7) повышение доходов сельских жителей за счет увеличения норм обязательных закупок зерна по более высоким ценам и (8) выделения субсидий для крестьян, (9) сокращение налогов на добавленную стоимость, (10) поощрение технических инноваций 5. Одновременно главной задачей центральных и местных властей было объявле-
Действительный член Академии военных наук РФ, академик, доктор военных наук, доцент.
но всемерное увеличение внутреннего спроса, который в условиях падения китайского экспорта6 реально способен поддержать рост производства, занятость населения, обеспечить продолжение экономических реформ, сохранить платежную систему страны, смягчить существующие социальные проблемы и создать условия для последующего экономического роста страны.
Сохранение платежной системы страны
Правительством КНР были разработаны и в настоящее время успешно реализуются «30 мер усиленной поддержки финансового сектора». В частности, мерами предусмотрено: увеличение кредитной квоты для основных китайских банков на 100 млрд юаней (14,5 млрд долл.); приостановка продаж трехлетних облигаций китайского Центробанка; поддержка предприятий, планирующих операции по слиянию и поглощению через фондовые рынки, а также разрешение зарубежным банкам выдавать кредиты китайским компаниям для этих целей. Благодаря только этим мерам, темпы роста денежной массы в стране, по мнению китайского правительства, должны увеличиться до 18—20 %.
Одновременно Народный банк Китая (НБК) перешел к проведению так называемой проактивной денежной политики с целью расширения финансовой самостоятельности банков и повышения возможности доступа к кредитным ресурсам: было отменено административное квотирование кредитов, разрешенных к выдаче кредитно-финансовыми учреждениями страны в течение года; облегчены условия кредитных операций для мелких и средних коммерческих банков7, а также кредитования средних и мелких предприятий 8; снижена ставка рефинансирования Народного банка до 3 % годовых, а средняя банковская учетная ставка по кредитам — до 5,58 % в год9.
Был также поддержан фондовый рынок страны, прежде всего с точки зрения расширения каналов поступления средств в реальный сектор экономики10. Одновременно с января 2009 г. для облегчения финансовых трудностей китайским компаниям было разрешено выпускать и размещать на межбанковском рынке корпоративные облигации на сумму менее 500 млн юаней, что смягчило требования к минимальным размерам корпоративных заимствований на фондовом рынке. Вместе с тем был сокращен размер личного подоходного налога, что обеспечило благоприятные условия для реализации программы
антикризисных мер и способствовало стимулированию не только инвестиционного, но и потребительского спроса.
Смягчение социальных проблем
Финансовая помощь регионам и большинству населения страны11, стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги при одновременном расширении и совершенствовании их предложения 12, укрепление рынка недвижимости13, развитие системы медицинского, пенсионного и социального обслуживания населения 14, жилищное строительство 15, строительство объектов образования и культуры позволили реализовать политику экспорто-замещения, повысить зарплаты, снизить кредитные ставки для малообеспеченных граждан, ослабить требования для получения ипотечных кредитов, понизить дифференциацию доходов населения, численность безработных и беднейших слоев, повысить качество здравоохранения, образования и жилищных условий большинства граждан.
По словам премьера Госсовета КНР, Китай «решительно разработал и реализовал десять пунктов» — 10 мер по расширению внутреннего спроса. Эти антикризисные меры были направлены, прежде всего, на строительство жилья социального обеспечения, улучшения жизни на селе, развитие здравоохранения, образования и культуры, инфраструктурное строительство (создание гидрообъектов, прокладку железных и шоссейный дорог, строительство аэропортов). В целях реализации этих мер только в 2009 г. правительство Китая увеличило на 20 % расходы на поддержку села, на 24 % — расходы на образование, на 17 % — на социальное обеспечение и на 14,9 % — на оборону.
Создание условий для последующего
экономического роста страны
В числе приоритетных задач китайским руководством была названа организация более эффективной работы по совершенствованию экономической структуры, изменению модели и «способов экономического развития» (кит. — Лиф/агНаи/аи&Ы).
Содержательная часть этой задачи состояла в том, чтобы, используя дополнительные финансовые рычаги, поддержать инновационные и высокотехнологичные направления в развитии производства, сельское хозяйство16, «третью промышленность» (сферу услуг) 17, средние и малые предприятия18, а также частное предпринимательство, подтолкнуть производственные структуры к увеличению финан-
сч
01
г •
о
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О
о о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ш vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
сирования научных исследований и внедрению передовых технологий19, качественно решать проблемы энергосбережения и охраны окружающей среды20. При этом совершенствование экономической структуры увязывается с реформой промышленного производства, его техническим переоснащением и повышением уровня научного сопровождения, обеспечением конкурентоспособности китайских товаров на международном рынке21.
Например, в нефтехимическую промышленность в течение 2009—2010 гг. планируется инвестировать 500 млрд юаней, в том числе 100 млрд юаней будет направлено на совершенствование технологических процессов с целью повышения качества продукции, а 400 млрд юаней — на строительство двадцати новых крупных предприятий. Также предполагается увеличение нормы возврата НДС при экспорте нефтехимической продукции22.
В автомобилестроении Госсоветом КНР планируется выделение 10 млрд юаней на создание специального отраслевого фонда с целью внедрения новых технологий и освоения производства т.н. гибридных автомобильных двигателей, использующих альтернативные виды энергоносителей. Также было объявлено о снятии административных ограничений и двукратном снижении налога на приобретение автомобилей, предоставлении крестьянским хозяйствам субсидий на покупку легких грузовиков, развитии потребительского кредитования при покупке отечественных автомобилей и пр.
Программа реструктуризации и модернизации сталелитейной промышленности предусматривает ликвидацию избыточных мощностей с устаревшей производственной технологией, стимулирование технической модернизации, поощрение корпоративных слияний и поглощений с целью концентрации производства, а также уменьшение или полную ликвидацию экспортных таможенных пошлин на продукцию отрасли, покупку некоторых видов конечной продукции для создания государственных резервов23.
В аграрном секторе экономики в качестве первостепенных задач, решение которых способно «завести шестеренки механизма ускорения роста внутреннего спроса, развития сельскохозяйственного производства, создания новых рабочих мест в деревне и стимулирования тенденции их роста», были названы: ускорение развития инфраструктуры сельского хозяйства, расширение сферы основных со-
циальных услуг в деревне, а также формирование системы социального обеспечения сельского населения24. При этом каждая провинция Китая обнародовала свою антикризисную программу для аграрного сектора национального хозяйства25.
Немаловажное значение в реструктуризации экономики Китая, подъеме ее высокотехнологичных и наукоемких отраслей придается также подготовке и привлечению высококвалифицированных специалистов. С этой целью разработан и реализуется так называемый «План тысячи», в рамках которого государство выделяет значительные средства на поиск за рубежом квалифицированных кадров для работы в Китае, особенно в сферах, способствующих развитию инновационной модели национального хозяйства страны.
Оценка уровня экономической безопасности
Как показывают предварительные итоги, принятие антикризисных мер начинает приносить определенные положительные результаты. Рост ВВП уже в первой половине 2009 г. составил 7,1 %. При этом промышленное производство за 7 месяцев того же года выросло на 7,5 %. Объем прямых иностранных и внутренних инвестиций в основные фонды в совокупности возрос на 33,5 %26, доходы городского населения — на 9,8 %, сельского — на 8,1 %27, а объем розничных продаж потребительских товаров — на 15 %28.
В итоге эти и другие важные показатели китайской экономики в совокупности демонстрируют устойчивую тенденцию к ее «выздоровлению» 29. При этом правительство КНР, прибегая к быстрому, мощному и всеохватывающему государственному воздействию на национальное хозяйство и стремясь ко всемерному оживлению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, не упускает из виду международные аспекты этих действий и уже сегодня пытается заложить основы для существенного укрепления позиций Китая в посткризисном мире, предпринимая соответствующие практические шаги.
Таким образом, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие (рис. 1, 2)30. Однако, вместе с тем, мировой финансово-экономический кризис несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности (рис. 3).
О&ьет ВВП
а
"О
о
3
о со IV) о о со п
о
I
и &)
I I
i
-с (б
I
(б
и §
i
0 §
1
п а
1 £
(О (О
г
м
О
м о
ч
Продовольствие, поступившее ш импорту
Децкпьный коэффициент дифференциации
Чек лшн» аьнас е тошя с деннкнБтидшэдшн ним прожнтчнт) минии^ла
О со
Машиюарэени и
гфалыптнннж ХфСХОБОПСЗХ^
Дефицит государственного бюджета
Ра^нодын* государственного долга
Внутренний долг
Вышиты по внешнему дату-
Объем золотовалютных резервов
Валовой сбор зерна
Инвестиции в основной капитал
Уровень безработицы
Уровень монетизации
Внешний долг
Расходы на оборону
■_:2020 -: 2015 2010
□ 2007 ■ 2005 О 2003
□ 2001 и 1999 □ 1997
Расходы на «граждански» науку
(О
В)
■о ч-
О» ф
И
X
1Г
5< о э
1Г
н
Вестник Академии экономической безопасности МВД России • 2010 • № 12
Вестник Академии экономической безопасности МВД России • 2010 • № 12
О г
СО IV)
з а
&>
и
§
X а &> 2 П
I
о а
0
3 ■е-
1
а> I
со §
I
о §
X -с
со
о §
3 §
X
о а>
а
"О
о
3
о со IV) о
О 5,
а о\ о (ь
и О
а
о
о §
■о п
а
*
§
(О (О
г
м о
О Й
со О
Валовой сбор зерна
Инвестиции в основной капитал
Уровень безработицы
Уровень нонвшзации
Внешний далг
Расноды на оборону
Рис. 3. Динамика изменения уровня экономической безопасности КНР в период 1997-2020 гг.
без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (а) и с учетом влияния мирового
финансово-экономического кризиса (б)
сч
01
г •
о
о
сч •
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о
п ф
ю
О *
О ф
у
2
0
1
о *
о
2
ф
Ч
Я *
<
I I-
О ф
со
CM
Ol
О CM
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d я
ü <
*
S I
н
о ф
со
Антикризисные меры китайского правительства, программные выступления высоких должностных лиц КНР, материалы директивного характера подтверждают, что Китай и дальше будет по-прежнему твердо проводить активную финансовую политику в целях сохранения платежной системы страны, целенаправленно заниматься макрорегулированием, выполняя программы «единого планирования города и деревни» и согласованного развития регионов страны, а также совершенствованием структуры экономики, «способов экономического развития», уделяя при этом особое внимание инновациям, экономии энергии и защите окружающей среды. В КНР считают, что «глобальный финансово-экономический кризис создает благоприятные условия, которыми необходимо умело восполь-зоваться»31. В этой связи увеличение внутреннего спроса, гарантирующее успешное развитие экономики страны, будет оставаться в числе самых главных приоритетов в планах китайского правительства по обеспечению экономической безопасности государства в ближайшее время.
Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономичес-
кой безопасности Китайской Народной Республики, России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и Индии в период 1997— 2009 гг. и в перспективе до 2020 г., представлены в табл. и на рис. 4. Анализ этих значений позволяет оценить динамику изменения экономической безопасности Китая в целом, а также сравнить уровни экономической безопасности КНР и безопасности национальных хозяйств разных стран в докризисный и посткризисный периоды.
Полученные значения общих нормированных показателей экономической безопасности КНР, России, США, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Республики Кореи и Индии в период 1997—2009 гг. и в перспективе до 2020 г., на наш взгляд, вполне адекватно отражают те явления и процессы, которые происходили и происходят в период мирового финансово-экономического кризиса. Кроме того, прогнозные значения этих показателей позволяют оценить эффективность принимаемых антикризисных мер в посткризисный период в случае их реализации правительствами этих стран.
Литература и примечания
1. Источник: Цзинцзи жибао. 11.12.2008 г.
2. О таком подходе китайского руководства, в частности, говорилось на 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 г.) и в отчетном докладе премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на 2-й сессии ВСНП 11 созыва в марте 2009 г: «Расширение внутреннего спроса считать долгосрочным стратегическим курсом и главной точкой приложения сил в стимулировании роста экономики».
3. В 2008 г. эта сумма составляла 12,5 % ВВП Китая. Необходимость реализации «стимулирующего пакета» и его объем был подтвержден на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11 созыва в марте 2009 г.
4. Для реализации этих первоочередных задач уже в декабре 2008 г. в экстренном порядке была подготовлена первая часть антикризисной программы экономического стимулирования, рассчитанная на IV квартал 2008 г. В соответствии с этой «малой программой» в декабре 2008 г. Госсовет КНР выделил первый транш на финансирование антикризисных мероприятий размере 100 млрд юаней (в т.ч. 10 млрд юаней — на строительство экономичного (дешевого) жилья для населения, 34 млрд юаней — на капитальное строительство в деревне, 25 млрд юаней — на строительство железных дорог, шоссе, аэропотов, 13 млрд юаней — на социальное строительство, 12 млрд юаней — на развитие экологии, 6 млрд юаней — на развитие собственных инноваций). С использованием этих средств, в частности, началось строительство большого железнодорожного моста в провинции Хубэй и сооружение в провинции Ляонин первой в Северо-Восточном Китае АЭС Хунъяньхэ. Источник: Чжунго гайгэбао. 02.12.2008 г.
5. Согласно данным Государственного комитета по развитию и реформам КНР, 1,8 трлн юаней из общей суммы, выделенной на реализацию «стимулирующего пакета», планировалось потратить на строительство железных дорог, шоссе, аэропортов, электрических и атомных станций; 1 трлн юаней будет инвестировано для преодоления негативных последствий землятресения в провинции Сычуань; 370 млрд юаней — на субсидии в сельскохозяйственном секторе и инфраструктуре; 350 млрд юаней — на защиту окружающей среды; 160 млрд юаней будут использованы на поддержку бизнеса; 280 млрд юаней — направлены в сектор недвижимости; 40 млрд юаней будет потрачено на социальную сферу. Источник: China Daily. 13— 14.12.2008 г.; На эти же цели был направлен и пакет мер Госсовета КНР по стимулированию рынка недвижимости (декабрь 2008 г.). Источник: Синьхуа. 10.01.2009 г.; Правительство Китая также объявило о крупном пакете налогово-бюджетных стимулов выхода из финансово-экономического кризиса на 2009—2010 гг. (хотя и без четкого указания его точного размера). По оценкам МВФ совокупный размер налогово-бюджетных стимулов составит в 2009 г. 4 % ВВП, а затраты на поддержку государственных предприятий — 1 % ВВП. Источник: World economic outlook. Russian; Перспективы развития мировой экономики. Wash., D.C.: International Monetary Fund, 2009 г. Из суммы дополнительных затрат государства, выделяемых для финансирования указанных программ, 30 % (1,18 трлн юаней) приходилось на средства центрального бюджета, остальное (2,82 трлн юаней) — на ассигнования местных бюджетов и кредиты государственных банков. С целью мобилизации необходимых дополнительных финансовых ресурсов предполагалось возобновить выпуск целевых государственных казначейских обязательств для использования полученных средств в инвестиционной сфере.
6. В 2007 г. ВВП Китая на 37 % формировался за счет экспорта. Объем внешней торговли за 7 месяцев 2009 г. составил 1,15 трлн долл., что на 22,7 % меньше показателя 2008 г.
7. В частности Комитет по управлению и контролю за банковской деятельностью объявил, что соотношение «кредиты — депозиты» для этих банков может «в определенных границах» превышать установленный норматив (75 %), а также рекомендовал банкам усилить кредитную поддержку малых предприятий и аграрного сектора. В результате в ноябре 2008 г. размеры вновь выданных банковских кредитов составили 476,9 млрд юаней (в 4 раза больше, чем в ноябре 2007 г.), а в декабре достигли уже 771,8 млрд юаней. В целом, в 2008 г. размеры вновь выданных кредитов составили 4,91 трлн юаней (на 1,28 трлн юаней больше, чем в 2007 г.) Источники: China Daily. 15.12.2008, 02.02.2009 г., Синьхуа. 11.01.2009 г.; Одновременно НБК была снижена норма обязательного резервного депонирования для коммерческих банков: к концу 2008 г. ее уровень был уменьшен с 17,5 до 14,5 %.
8. В первой половине 2009 г. объем банковского кредитования увеличился на 7,72 трлн юаней (1,14 млрд долл.), т.е. вырос на 32,8 %. При этом кредиты малым и средним предприятиям составили 54,3 % всех кредитов, выданных китайским предприятиям за полугодие. Источник: Женьминь жибао. 10.08.2009 г.
9. В сентябре — декабре 2008 г. НБК с целью стимулирования банковского кредитования промышленности неоднократно снижал уровень процентных ставок: три раза в сентябре—октябре (каждый раз на 0,27 %), один раз в ноябре (на 1,08 %) и один раз в декабре (на 0,27 %). В результате за короткое время базовая ставка по кредитам сроком на 1 год была поэтапно снижена с 7,47 до 5,31 % годовых, а по депозитам на 1 год - с 4,41 до 2,25 %. Источник: China Daily. 15.12.2008.
10. С целью повышения спроса на национальном рынке ценных бумаг был существенно расширен доступ на фондовый рынок КНР для крупных иностранных банков и финансовых компаний. В частности, Госсовет КНР увеличил квоту (с 10 до 30 млрд долл.) для операций т.н. квалифицированных иностранных институциональных инвесторов на рынке акций китайских предприятий, совершаемых за юани (акции типа «А»).
11. Важнейшими мерами по обеспечению роста потребления среди более 800-миллионного сельского населения Китая стали: повышение доходов крестьян путем регулирования закупочных цен на зерно (с января 2009 г. повышены на 15 %) и другую сельскохозяйственную продукцию; увеличение помощи в приобретении высокосортных семян и сельхозтехники; субсидирование (до 10-13 %) правительством покупки и раздача талонов на приобретение деревенскими жителями бытовой техники. В 2008 г. ассигнования центрального бюджета на субсидии крестьянам составили 102,77 млрд юаней (более чем в 2 раза больше уровня 2007 г.). Источник: Синьхуа. 5.01.2009 г.; В 2009 г. центральное правительство КНР финансировало три программы стимулирования потребления в сельской местности, которые включали субсидирование продаж автомобилей (на общую сумму 5 млрд юаней), бытовых электроприборов и электроники (50 млрд юаней), сельскохозяйственных машин (10 млрд юаней) и были распространены на половину территории страны. В течение ближайших 5 лет политика субсидий позволит, по расчетам китайских специалистов, увеличить внутренний платежеспособный спрос более чем на 500 млрд юаней.
12. В частности, с 1 февраля 2009 г. в стране началась акция «Деревне — бытовую технику»: крестьянам при покупке продукции электронной промышленности и бытовой техники (стиральных машин, холодильников, компьютеров, мобильных телефонов) стали предоставляться субсидии в размере до 13 % от цены W товара. Согласно прогнозам в ближайшие четыре года объем реализации бытовой техники в сельских районах может достичь 920 млрд юаней. Источник: Китай. 2008. № 3. С. 34 — 35. Одновременно, в целях расширения и совершенствования предложения отечественных товаров и услуг
на внутреннем рынке в Комитете по реформе и развитию в декабре 2008 г. — феврале 2009 г. были разра- О ботаны программы реструктуризации и модернизации десяти ключевых отраслей промышленности ^ КНР, на долю которых приходится более 30 % ВВП и 30 % занятых в городах. В их числе автомобиле- и pj судостроение, нефтехимия, легкая и текстильная промышленности, машиностроение, электронная • промышленность, черная и цветная металлургии, информационные технологии, современная логистика. Программы реструктуризации и модернизации этих отраслей промышленности предусматривают реализацию соответствующих комплексов мер — от расширения и совершенствования производственных отраслей до целевого субсидирования спроса в сегментах потребительского рынка, предоставления налоговых льгот, снижения тарифов на электроэнергию и т.д. Источники: Синьхуа. 13.01.2009 г. Жэнь- ^ минь жибао. 15.03.2009 г. ^
13. Пакет мер Госсовета КНР по стимулированию рынка недвижимости был принят в декабре 2008 г. В частности гражданам КНР было разрешено продавать жилье без уплаты налогов в случае, если собственник владеет этим жильем не менее 2 лет (ранее — не менее 5 лет). В случае если жилье находится в собственности продавца менее 2 лет, то он уплачивает налог только с разницы между ценой продажи и ценой
OI
О
приобретения (ранее — с цены продажи). Для активизации покупок жилья гражданам, имеющим жилье I «размером меньше среднего» было разрешено покупать второе жилье с использованием льготного кредитования. Источник: Синьхуа. 10.01.2009 г.
14. В 2009 г. базовым медицинским обслуживанием было охвачено 1,2 млрд человек. Только в течение
2009—2011 гг. предполагается направить на развитие здравоохранения 124 млрд долл. При этом выделяе- а) мые на здравоохранение средства проходят отдельной статьей финансирования и не включены в «сти- ® мулирующий пакет».
В 2009 г. на основе принятых Госсоветом КНР «Руководящих положений о введении в опытном порядке 2 нового пенсионного обеспечения сельского населения» (кит. — Guanyu kaizhan xinxihg по^сип вИеИш уа^1ао baoxian вЫ^ап ёе /Ыёао у1Дап) в Китае была введена система пенсионного обеспечения сельских у жителей. Крестьяне в возрасте старше 60 лет стали получать пенсии от государства. Размер пенсий определяется в зависимости от района проживания и других факторов. Также были повышены пенсии для
работников городских предприятий.
Также реализуется требование ЦК КПК и Госсовета КНР о создании системы оказания помощи населе- " нию города и деревни, поддержки той его части, которая в кризисный период испытывает наибольшие трудности. На эти цели в 2009 г. центральное правительство Китая выделило 54 млрд юаней (8,2 млрд долл.), что на 49 % превысило аналогичные расходы в 2008 г. Охват системой социального обеспечения только 20 % городской бедноты позволил увеличить потребительские расходы населения на 10 млрд юаней (1,5 млрд долл.). 5
15. Одной из первых мер по обеспечению жильем малообеспеченных граждан, явилась реализация 36 про ~ ектов жилищного строительства в провинции Шаньси. При этом планировалось расселение почти 14 < тыс. семей с низким уровнем дохода и создание 12 тыс. новых рабочих мест.
16. На 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 г.), на 2-й сессии ВСНП 11 созыва (март 2009 г.) ру- ^ ководством страны были поставлены проблемы, связанные с увеличением поддержки решения «трех н сельских проблем» (сань нун) — сельское хозяйство, деревня, крестьяне. В числе основных были назва- ф
СО
ны такие задачи, как создание отраслей промышленности, ориентированных на нужды села, и развитие ключевых сельскохозяйственных районов. Необходимыми условиями решения «сельских проблем» были объявлены: рост объема финансирования всех отраслей агросферы; переоснащение ее производственной базы более современным и эффективным оборудованием; внедрение прогрессивных инноваций и биотехнологий.
Роль и значение принятия антикризисных мер в аграрном секторе экономики были раскрыты в решении Всекитайского совещания по работе в деревне (декабрь 2008 г.) «Об ускоренном развертывании программы модернизации сельского хозяйства с китайской спецификой» и директивных документах Госсовета КНР и ЦК КПК (документ № 1, 2009 г. — «Мнение ЦК КПК и Госсовета КНР о работе в деревне»): «Наибольший потенциал для расширения внутреннего спроса — в деревне, базовая опора для устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики — в сельском хозяйстве, самое трудное звено в обеспечении и улучшении жизни народа — крестьянство». Источник: Цзинцзи жибао. 29.12.2008. Практически одновременно в 2008 г. были также обнародованы три долгосрочные целевые программы, уточняющие и конкретизирующие выполнение антикризисных мероприятий в сельском хозяйстве: Программа среднесрочной и долгосрочной продовольственной безопасности Китая (2008—2020 гг.), Программа развития системы баз товарного производства (2008—2015 гг.) и Программа использования земельных ресурсов (2008—2020 гг.).
17. «Третья промышленность» — принятое в Китае обозначение коммерции, торговли продовольственными товарами, сферы информационных, юридических, консалтинговых, ремонтных услуг, туризма, городского транспорта, перевозки грузов, финансов, страхования, телекоммуникаций, культуры, образования, науки и исследований и пр. Справочно: «первая промышленность» — сельское хозяйство, «вторая промышленность» — промышленное производство и строительство.
18. 4 января 2009 г. Министерство промышленности и информации КНР объявило, что для облегчения положения и содействия развитию средних и малых предприятий в условиях глобального финансово-экономического кризиса предусмотрены шесть мер: (1) решить трудности в финансировании и гарантиях работы средних и малых предприятий; (2) помочь предприятиям в расширении рынка; (3) стимулировать регулирование структуры предприятий и обновление производства; (4) обновить управление, повысить рыночную конкурентоспособность предприятий; (5) создать благоприятный политический и рыночный климат, совершенствовать систему предоставления общественных услуг; (6) всемерно поддерживать производство для обеспечения стабильности в области трудоустройства.
Министерство финансов и Госкомитет по делам развития реформ КНР объявили об отмене с 1 января 2009 г. 100 видов административно-управленческих сборов и налогов для средних и малых предприятий в таких сферах как строительство, экспорт, переработка сельскохозяйственной продукции, производство лекарств и т.д., а также в образовании, трудоустройстве, миграции кадров. В частности, были отменены сборы за охрану дорог и фарватеров, управление автодорожным и водным транспортом, надбавки к ценам на автодорожный и водный транспорт. Для облегчения работы мелких промышленных предприятий и индивидуальных предпринимателей была установлена единая ставка НДС в размере 3 %, а для предприятий с уровнем годового дохода меньше 300 тыс. юаней ставка налога на прибыль была уменьшена с 25,0 до 20,0 %. Источники: China Daily. 10.12.2008 г., 14.01.2009 г.
Одновременно в 2008 г. из центрального и провинциальных бюджетов было выделено 28,64 млрд юаней на стимулирование технической инновационной деятельности, качественное обновление продукции средних и малых предприятий, освоение ими международных рынков. Источник: Женьминь жибао. СМ 16.03.2009 г.
• В марте 2009 г. Министерство финансов КНР объявило о выделении 1 млрд юаней (147 млн долл.) в виде
субсидий на предоставление кредитных гарантий среднему и малому бизнесу: на получение таких суб-0 сидий смогут претендовать 330 финансовых учреждений «с налаженной системой управления и необхо-
О димым потенциалом для предотвращения рисков».
О
О Q.
СС
СО
19. В ноябре 2008 г. Министерством финансов КНР и Главным налоговым управлением было объявлено об изменениях в налоговой системе, подняты ставки возвращения налога на добавленную стоимость (НДС) на ряд экспортируемых товаров. С 1 января 2009 г. были введены изменения в налоги: на НДС
^ (предприятия освобождались от уплаты НДС при приобретении нового технологического оборудования
для реализации инвестиционных программ), налог на деловую активность и налог на потребление. С 1 н февраля 2009 г. была увеличена ставка возврата НДС на экспортный текстиль и готовую одежду (всего
3325 наименований товаров) с 14 до 15 %. Реформа налога на НДС, по оценкам экспертов, позволит со-
1 кратить налоговое бремя китайских предприятий на сумму около 18 млрд долл. Кроме того, правительство КНР выделило 15 млрд юаней для помощи предприятиям в выплате процентов по займам, которые были взяты для продвижения технологий.
20. Одним из первых явился проект сооружения природоохранных объектов в Синьцзян-Уйгурском авто-си номном районе общей стоимостью в 250 млн юаней.
~ 21. Согласно решениям Госсовета КНР и «Плану регулирования и возрождения производства» усилия правительства в 2009 г. были сосредоточены на: (1) модернизации оборудования для металлургической про-
2 мышленности, цветной металлургии, химической, легкой, текстильной и пищевой отраслей; (2) стиму-
0)
VO >5 О
лировании производства крупногабаритного машинно-технического оборудования, повышении качес-|г тва комплектующих изделий; (3) разработке проектов и производстве автомобилей, работающих на
новых источниках энергии, энергосбережении, защите окружающей среды и безопасности производства; (4) создании новых образцов интегральных схем и передовых производственных линий, разработке х новых способов передачи изображения и развитии цветного телевидения, проведении исследований и
2 организации производства средств мобильной связи нового поколения TD-SCDMA, создании ЭВМ но-
О вого поколения, внедрении Интернета, ускоренном развитии производства программного обеспечения;
(5) производстве оборудования для атомных и ветровых электростанций; (6) диверсификации способов перевозки грузов, модернизации транспортного оборудования, совершенствовании систем распределения и доставки материальных ресурсов и продукции в города и сельскую местность. В тоже время Ми-5 нистерство промышленности и информатизации КНР выработало пакет из 7 мероприятий, которые
должны были поддержать сталелитейную, автомобильную и судостроительную промышленность. Ис-< точник: Итоги заседания Госсовета КНР 6 мая 2009 г. //Женьминь жибао. 07.05.2009 г.
* 22. За первые пять месяцев 2009 г. в нефтехимическую промышленность КНР было инвестировано 8,47 мл-х рд юаней. Источник: China Daily. 22.01.2009 г..
£ 23. 14 января 2009 г. на заседании Постоянного комитета Госсовета КНР был рассмотрен и утвержден План Ф развития отечественной металлургии, направленный на преодоление проблем, возникших в отрасли в
СО
результате мирового финансово-экономического кризиса. Согласно этому плану в Китае ожидается вывод из эксплуатации отсталых производств общей мощностью 100 млн т стали. В 2009 г. предстояло вывести из эксплуатации мощности по производству 10 млн т чугуна и 6 млн и стали.
24. Для реализации этих задач только в декабре 2008 г. практически 1/3 общей суммы «малой антикризисной программы экономического стимулирования», рассчитанной на IV квартал 2008 г. (100 млрд юаней), было направлено на капитальное строительство в деревне (школы, поликлиники, учреждения культуры и т.д.) и проекты жизнеобеспечения сельского населения (развитие системы ирригации, обеспечение питьевой водой и пр.). Для контроля процесса освоения выделенных средств правительством были созданы и посланы на места 24 рабочие группы контроля с целью обеспечить целевое использование выделенных средств и качественное выполнение работ.
25. Так, например, провинция Юньнань утвердила 12 мер по расширению внутреннего спроса, в т.ч. увеличение финансовой поддержки сельскому хозяйству: дополнительные инвестиции в размере 1 млрд юаней в основные фонды агросферы должны обеспечить прирост потребительского спроса сельскохозяйственного населения. Источник: Нунминь жибао. 02.12.2008 г. Правительство провинции Аньхой создало 21 хозяйственную бригаду для проведения курса «усиления поддержки решения аграрных проблем» (цян сань нун), «расширения внутреннего спроса» (ко нэйцю) и «обеспечения роста производства» (бао цзэн чжан) с целью «обеспечения прироста производства зерна в установленном размере». Бригадам были поставлены задачи закупать все излишки зерна и хлопка у крестьян, а также строить производственную и бытовую инфраструктуру в деревне. В провинции Фуцзянь были увеличены инвестиции в инфраструктуру сельского хозяйства («выравнивание полей», восстановление «больных» водохранилищ и пр.). Источник: Нунминь жибао. 03.12.2008 г.
26. В 2009 г. прямые иностранные и внутренние инвестиции составили 81,6 млрд долл. Ожидается, что в 2010 г. их объем составит 80,9 млрд долл., в 2011 г. — 82,9 млрд долл., в 2012 г. — 95,3 млрд долл.
27. В 2009 г. средний доход на душу населения вырос до 6,3 тыс. долл. (в 2000 г. — 4 тыс. долл.). Предполагается, что к 2012 г. он увеличится до 7 тыс. долл.
28. Данные Государственного управления статистики КНР. URL: http: // www.stats.gov.cn / tjfx / jdfx / t20090727_402574913.htm; http: // www.stats.gov.cn / tjfx / jdfx / t20090724_402574576.htm.
29. По данным Международного валютного фонда (МВФ), результаты реализации принимаемых китайским правительством мер позволяют с определенным оптимизмом рассматривать итоги 2009 г. и надеяться на позитивную динамику в 2010 г. Эксперты МВФ дали положительную оценку планам китайского правительства в области поддержки частного сектора экономики, технического перевооружения предприятий, повышения энергетической эффективности, стимулирования расходов на инновации и научные исследования, оптимизации («упорядочения») отраслей с избыточным производственным потенциалом. По мнению экспертов МВФ, постепенное оживление китайской экономики будет способствовать росту иностранных инвестиций в КНР.
30. Пороговыми (на диаграммах — единичными) уровнями экономической безопасности КНР считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 4 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.); 2) для валового W сбора зерновых — 600 млн т. (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал — 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 1,1 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5 % к ВВП); 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15 %; 7) • для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25 %; 8) для доли лиц О с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7 % к всему ^ населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для pj уровня безработицы — 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации — 25 % к • ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга — 40 % и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20 % к общему объему расходов бюджета 0
Ol
центрального правительства; 15) для дефицита бюджета центрального правительства — 3 % к ВВП; 16) о для уровня инфляции — 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов — 26 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 20 %.
31. «Превратить кризис в шанс» (кит. — Hua weiji wei jiyu) // Женьминь жибао. 2008. 12 ноября.
О Q.
СС
СО
H
о
0
1
о я с о m ф vo
>5
О *
О ф
У
s
2
0
1
о *
о
2 ф Ч
я *
< s
I H
о ф
со