ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Зарубежный опыт
УДК 336.717
ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО
финансово-экономического кризиса
НА ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕсКОЙ
безопасности КИТАЯ
д. В. ГОРдИЕНКО, доктор военных наук,
доцент кафедры стратегии Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, действительный член Академии военных наук Е-mail: gordienko@ane. ш
Анализируются причины мирового финансово-экономического кризиса и его влияние на экономическую безопасность Китая. Дана оценка обеспечению экономической безопасности в Китае. Представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, а с другой — сравнить уровни безопасности национального хозяйства в докризисный и посткризисный периоды.
Ключевые слова: экономика, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность, государство, оценка уровня экономической безопасности, Китай.
Реакцией государственного и политического руководства Китайской Народной Республики на мировой финансово-экономический кризис стали принятие антикризисной стратегии и ускоренное развертывание антикризисной программы действий. В качестве первостепенной задачи выхода из кризиса китайским руководством было названо обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны (бао цзэнчжан), и определена «схема» («технология») решения этой задачи: главное условие — расширение внутреннего спроса (ко нэйцю); главное направление — ускорение перехода к новой модели роста и урегулирование структуры (тяо цзегоу), проведение реформ по «ключевым звеньям» (туй гайгэ); главная движущая сила — повышение уровня открытости; стартовая
точка и опора — улучшение жизни населения (бао миншэн).
Также были выделены основные направления антикризисной экономической стратегии: усиление и совершенствование государственного макрорегулирования экономики; развитие сельского хозяйства и устойчивый рост доходов крестьян; ускорение перехода на новую модель экономического роста и оптимизация структуры национального хозяйства; углубление реформ и политики открытости; активное решение острых социальных проблем, сохранение социальной стабильности1. Предложенная антикризисная стратегия совмещала в себе как «пожарные» меры сегодняшнего дня, призванные в ближайшие сроки предотвратить тенденцию спада экономического роста, так и цели долгосрочного характера — переход на инновационный путь развития экономики путем урегулирования структуры экономики и смены модели экономического роста2.
При этом важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-экономического
1 Основные направления антикризисной экономической стратегии. Источник: Цзинцзи жибао. 11.12.2008.
2 О таком подходе китайского руководства, в частности, говорилось на 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 г.) и в отчетном докладе премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на 2-й сессии ВСНП 11-го созыва в марте 2009 г.: «Расширение внутреннего спроса считать долгосрочным стратегическим курсом и главной точкой приложения сил в стимулировании роста экономики».
кризиса заняли меры правительства, утвержденные Госсоветом КНР и ЦК КПК в начале ноября 2008 г. согласно документу № 18 и озвученные на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики в декабре 2008 г., на реализацию которых в 2009—2010 гг. предусматривалось выделение 4 трлн юаней (586 млрд долл.) — так называемый «стимулирующий пакет» (кит. — Yi lanzi guihua) «ровного и относительно быстрого развития экономики» 3. Антикризисная программа экономического стимулирования предусматривала инвестирование средств в развитие инфраструктуры страны, повышение эффективности ценообразования, усовершенствование налоговой системы, увеличение банковского кредитования ключевых проектов, связанных с технической модернизацией и инновациями, предприятий среднего и малого бизнеса, крестьянских хозяйств, а также потребительского кредитования4.
В этой связи приоритетными направлениями экономического развития страны в условиях финансово-экономического кризиса стали: 1) сельское хозяйство; 2) строительство инфраструктуры; 3) новые высокие технологии; 4) экономичное жилье; 5) развитие транспортной сети; 6) восстановительное строительство в пострадавших от землятресения зонах провинции Сычуань; 7) повышение доходов сельских жителей за счет увеличения норм обязательных закупок зерна по более высоким ценам; 8) выделение субсидий для крестьян; 9) сокращение налогов на добавленную стоимость; 10) поощрение технических инноваций5. Одновременно главной задачей центральных
3 В 2008 г. эта сумма составляла 12,5 % ВВП Китая. Необходимость реализации «стимулирующего пакета» и его объем были подтверждены на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11-го созыва в марте 2009 г. См. также [1].
4 Для реализации этих первоочередных задач уже в декабре 2008 г. в экстренном порядке была подготовлена первая часть антикризисной программы экономического стимулирования, рассчитанная на IV квартал 2008 г. В соответствии с этой «малой программой» в декабре 2008 г. Госсовет КНР выделил первый транш на финансирование антикризисных мероприятий в размере 100 млрд юаней (в т. ч. 10 млрд юаней — на строительство экономичного (дешевого) жилья для населения, 34 млрд юаней — на капитальное строительство в деревне, 25 млрд юаней — на строительство железных дорог, шоссе, аэропортов, 13 млрд юаней — на социальное строительство, 12 млрд юаней — на развитие экологии, 6 млрд юаней — на развитие собственных инноваций). С использованием этих средств, в частности, началось строительство большого железнодорожного моста в провинции Хубэй и сооружение в провинции Ляонин первой в Северо-Восточном Китае АЭС Хунъяньхэ. Источник: Чжунго гайгэбао. 02.12.2008.
5 Согласно данным Государственного комитета по раз-
витию и реформам КНР 1,8 трлн юаней из общей суммы,
и местных властей было объявлено всемерное увеличение внутреннего спроса, который в условиях падения китайского экспорта6 реально способен поддержать рост производства, занятость населения и обеспечить продолжение реформ.
Своевременная переориентация производства на внутреннего потребителя позволила:
во-первых, сохранить платежную систему страны;
во-вторых, смягчить существующие социальные проблемы;
в-третьих, создать условия для последующего экономического роста страны.
Сохранение платежной системы страны. Для сохранения и укрепления платежной системы государства Правительством КНР были разработаны и в настоящее время успешно реализуются «30 мер усиленной поддержки финансового сектора».
Одновременно Народный банк Китая (НБК) перешел к проведению так называемой проак-тивной денежной политики с целью расширения финансовой самостоятельности банков и повышения возможности доступа к кредитным ресурсам: было отменено административное квотирование
выделенной на реализацию «стимулирующего пакета», планировалось потратить на строительство железных дорог, шоссе, аэропортов, электрических и атомных станций; 1 трлн юаней будет инвестирован для преодоления негативных последствий землятресения в провинции Сычуань; 370 млрд юаней — на субсидии в сельскохозяйственном секторе и инфраструктуре; 350 млрд юаней — на защиту окружающей среды; 160 млрд юаней будут использованы на поддержку бизнеса; 280 млрд юаней — направлены в сектор недвижимости; 40 млрд юаней будут потрачены на социальную сферу. Источник: China Daily. 13—14.12.2008. На эти же цели был направлен и пакет мер Госсовета КНР по стимулированию рынка недвижимости (декабрь 2008 г.). Источник: Синьхуа. 10.01.2009. Правительство Китая также объявило о крупном пакете налогово-бюджетных стимулов для выхода из финансово-экономического кризиса на 2009—2010 гг. (хотя и без четкого указания его точного размера). По оценкам МВФ, совокупный размер налогово-бюджетных стимулов составит в 2009 г. 4 % ВВП, а затраты на поддержку государственных предприятий — 1 % ВВП. Источник: World economic outlook. Russian. Перспективы развития мировой экономики — Wash., D. C.: International Monetary Fund, 2009. Из суммы дополнительных затрат государства, выделяемых для финансирования указанных программ, 30 % (1,18 трлн юаней) приходилось на средства центрального бюджета, остальное (2,82 трлн юаней) — на ассигнования местных бюджетов и кредиты государственных банков. С целью мобилизации необходимых дополнительных финансовых ресурсов предполагалось возобновить выпуск целевых государственных казначейских обязательств для использования полученных средств в инвестиционной сфере.
6 В 2007 г. ВВП Китая на 37 % формировался за счет экспорта. Объем внешней торговли за 7 месяцев 2009 г. составил 1,15 трлн долл., что на 22,7 % меньше показателя 2008 г.
кредитов, разрешенных к выдаче кредитно-финансовыми учреждениями страны в течение года; облегчены условия кредитных операций для мелких и средних коммерческих банков7, а также кредитования средних и мелких предприятий8; снижена ставка рефинансирования Народного банка до 3 % годовых, а средняя банковская учетная ставка по кредитам — до 5,58 % в год9; поддержан фондовый рынок страны, прежде всего с точки зрения расширения каналов поступления средств в реальный сектор экономики10, сокращен размер личного подоходного налога, что обеспечило благоприятные условия для реализации программы антикризисных мер и способствовало стимулированию не только инвестиционного, но и потребительского спроса.
Смягчение социальных проблем. Значитель-
7 В частности Комитет по управлению и контролю за банковской деятельностью объявил, что соотношение «кредиты — депозиты» для этих банков может «в определенных границах» превышать установленный норматив (75 %), а также рекомендовал банкам усилить кредитную поддержку малых предприятий и аграрного сектора. В результате в ноябре 2008 г. размеры вновь выданных банковских кредитов составили 476,9 млрд юаней (в 4 раза больше, чем в ноябре 2007 г.), а в декабре достигли уже 771,8 млрд юаней. В целом в 2008 г. размеры вновь выданных кредитов составили 4,91 трлн юаней (на 1,28 трлн юаней больше, чем в 2007 г.). Источники: China Daily. 15.12.2008, 02.02.2009, Синьхуа. 11.01.2009. Одновременно НБК была снижена норма обязательного резервного депонирования для коммерческих банков: к концу 2008 г. ее уровень был уменьшен с 17,5 до 14,5 %.
8 В первой половине 2009 г. объем банковского кредитования увеличился на 7,72 трлн юаней (1,14 млрд долл.), т. е. вырос на 32,8 %. При этом кредиты малым и средним предприятиям составили 54,3 % всех кредитов, выданных китайским предприятиям за полугодие. Источник: Жень-минь жибао. 10.08.2009.
9 В сентябре — декабре 2008 г. НБК с целью стимулирования банковского кредитования промышленности неоднократно снижал уровень процентных ставок: три раза в сентябре — октябре (каждый раз на 0,27 %), один раз в ноябре (на 1,08 %) и один раз в декабре (на 0,27 %). В результате за короткое время базовая ставка по кредитам сроком на 1 год была поэтапно снижена с 7,47 до 5,31 % годовых, а по депозитам на 1 год — с 4,41 до 2,25 %. Источник: China Daily. 15.12.2008.
10 С целью повышения спроса на национальном рынке цен-
ных бумаг был существенно расширен доступ на фондовый рынок КНР крупных иностранных банков и финансовых компаний. В частности, Госсовет КНР увеличил квоту (с 10 до
30 млрд долл.) для операций т. н. квалифицированных иностранных институциональных инвесторов на рынке акций китайских предприятий, совершаемых за юани (акции типа «А»).
Одновременно с января 2009 г. для облегчения финансовых трудностей китайским компаниям было разрешено выпускать и размещать на межбанковском рынке корпоративные облигации на сумму менее 500 млн юаней, что смягчило требования к минимальным размерам корпоративных заимствований на фондовом рынке.
ное внимание в преодолении негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса Правительство Китая уделило смягчению социальных проблем. Финансовая помощь регионам и большинству (главным образом, сельскохозяйственному11) населения страны, стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги при одновременном расширении и совершенствовании их предложения12, укрепление рынка недвижимости13, развитие системы медицинского, пенсионного
11 В 2008 г. ассигнования центрального бюджета на субсидии крестьянам составили 102,77 млрд юаней (более чем в 2 раза больше уровня 2007 г.). Источник: Синьхуа. 05.01.2009. В 2009 г. центральное правительство КНР финансировало три программы стимулирования потребления в сельской местности, которые включали субсидирование продаж автомобилей (на общую сумму 5 млрд юаней), бытовых электроприборов и электроники (50 млрд юаней), сельскохозяйственных машин (10 млрд юаней) и были распространены на половину территории страны. В течение ближайших 5 лет политика субсидий позволит, по расчетам китайских специалистов, увеличить внутренний платежеспособный спрос более чем на 500 млрд юаней.
12 В частности, с 1 февраля 2009 г. в стране началась акция «Деревне — бытовую технику»: крестьянам при покупке продукции электронной промышленности и бытовой техники (стиральных машин, холодильников, компьютеров, мобильных телефонов) стали предоставляться субсидии в размере до 13 % от цены товара. Согласно прогнозам в ближайшие четыре года объем реализации бытовой техники в сельских районах может достичь 920 млрд юаней. Источник: Китай. 2008. № 3. С. 34—35.
Одновременно, в целях расширения и совершенствования предложения отечественных товаров и услуг на внутреннем рынке в Комитете по реформе и развитию в декабре 2008 г. — феврале 2009 г. были разработаны программы реструктуризации и модернизации десяти ключевых отраслей промышленности КНР, на долю которых приходится более 30 % ВВП и 30 % занятых в городах. В их числе автомобиле- и судостроение, нефтехимия, легкая и текстильная промышленность, машиностроение, электронная промышленность, черная и цветная металлургия, информационные технологии, современная логистика. Программы реструктуризации и модернизации этих отраслей промышленности предусматривают реализацию соответствующих комплексов мер — от расширения и совершенствования производственных отраслей до целевого субсидирования спроса в сегментах потребительского рынка, предоставления налоговых льгот, снижения тарифов на электроэнергию и т. д. Источники: Синьхуа. 13.01.2009. Жэньминь жибао. 15.03.2009.
13 Пакет мер Госсовета КНР по стимулированию рынка недвижимости был принят в декабре 2008 г. В частности, гражданам КНР было разрешено продавать жилье без уплаты налогов в случае, если собственник владеет этим жильем не менее 2 лет (ранее — не менее 5 лет). В случае если жилье находится в собственности продавца менее 2 лет, то он уплачивает налог только с разницы между ценой продажи и ценой приобретения (ранее — с цены продажи). Для активизации покупок жилья гражданам, имеющим жилье «размером меньше среднего» было разрешено покупать второе жилье с использованием льготного кредитования. Источник: Синьхуа. 10.01.2009.
и социального обслуживания населения14, жилищное строительство15, строительство объектов образования и культуры позволили реализовать политику экспортозамещения, повысить зарплаты, снизить кредитные ставки для малообеспеченных граждан, ослабить требования для получения ипотечных кредитов, понизить дифференциацию доходов населения, численность безработных и беднейших слоев, повысить качество здравоохранения, образования и жилищных условий большинства граждан16.
Создание условий для последующего экономического роста страны. В числе приоритетных задач преодоления мирового финансово-экономического кризиса китайским руководством была названа организация более эффективной работы по совершенствованию экономической структуры страны, изменению модели и «способов экономического развития» (кит. — Jingji fazhan fangshi).
Содержательная часть этой задачи состояла в том, чтобы, используя дополнительные финансовые рычаги, поддержать инновационные и высокотехнологичные направления в развитии производства, сельское хозяйство17, «третью промышленность» (сферу услуг), средние и малые предприятия18, а
14 В 2009 г. базовым медицинским обслуживанием было охвачено 1,2 млрд человек. Только в течение 2009—2011 гг. предполагается направить на развитие здравоохранения 124 млрд долл. При этом выделяемые на здравоохранение средства проходят отдельной статьей финансирования и не включены в «стимулирующий пакет».
В 2009 г. на основе принятых Госсоветом КНР «Руководящих положений о введении в опытном порядке нового пенсионного обеспечения сельского населения» (кит. — Guanyu kaizhan xinx-Щnongcun shehuiyanglao baoxian shidian de zhidaoуушп) в Китае была введена система пенсионного обеспечения сельских жителей. Крестьяне в возрасте старше 60 лет стали получать пенсии от государства. Размер пенсий определяется в зависимости от района проживания и других факторов. Также были повышены пенсии для работников городских предприятий.
Также реализуется требование ЦК КПК и Госсовета КНР о создании системы оказания помощи населению города и деревни, поддержки той его части, которая в кризисный период испытывает наибольшие трудности. На эти цели в 2009 г. центральное правительство Китая выделило 54 млрд юаней (8,2 млрд долл.), что на 49 % превысило аналогичные расходы в 2008 г. Охват системой социального обеспечения только 20 % городской бедноты позволил увеличить потребительские расходы населения на 10 млрд юаней (1,5 млрд долл.).
15 Одной из первых мер по обеспечению жильем малообеспеченных граждан явилась реализация 36 проектов жилищного строительства в провинции Шаньси. При этом планировалось расселение почти 14 тыс. семей с низким уровнем дохода и создание 12 тыс. новых рабочих мест.
16 По словам премьера Госсовета КНР, Китай «решительно разработал десять пунктов» — 10 мер по расширению внутрен-
него спроса. Эти антикризисные меры направлены, прежде
всего на строительство жилья социального обеспечения, улучшение жизни на селе, развитие здравоохранения, образования и культуры, инфраструктурное строительство (создание гидрообъектов, прокладку железных и шоссейный дорог, строительство аэропортов). В целях реализации этих мер только в 2009 г. правительство Китая увеличило на 20 % расходы на поддержку села, на 24 % — расходы на образование, на 17 % — на социальное обеспечение и на 14,9 % — на оборону.
17 На 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 г.), на 2-й сессии ВСНП 11-го созыва (март 2009 г.) руководством страны были поставлены проблемы, связанные с увеличением поддержки решения «трех сельских проблем» (сань нун) — сельское хозяйство, деревня, крестьяне. В числе основных были названы такие задачи, как создание отраслей промышленности, ориентированных на нужды села, и развитие ключевых сельскохозяйственных районов. Необходимыми условиями решения «сельских проблем» были объявлены: рост объема финансирования всех отраслей агросферы; переоснащение ее производственной базы более современным и эффективным оборудованием; внедрение прогрессивных инноваций и биотехнологий.
Роль и значение принятия антикризисных мер в аграрном секторе экономики были раскрыты в решении Всекитайского совещания по работе в деревне (декабрь 2008 г.) «Об ускоренном развертывании программы модернизации сельского хозяйства с китайской спецификой» и директивных документах Госсовета КНР и ЦК КПК (документ № 1, 2009 г. — «Мнение ЦК КПК и Госсовета КНР о работе в деревне»): «Наибольший потенциал для расширения внутреннего спроса — в деревне, базовая опора для устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики — в сельском хозяйстве, самое трудное звено в обеспечении и улучшении жизни народа — крестьянство». Источник: Цзинцзи жибао. 29.12.2008.
Практически одновременно в 2008 г. были также обнародованы три долгосрочные целевые программы, уточняющие и конкретизирующие выполнение антикризисных мероприятий в сельском хозяйстве: Программа среднесрочной и долгосрочной продовольственной безопасности Китая (2008—2020 гг.), Программа развития системы баз товарного производства (2008—2015 гг.) и Программа использования земельных ресурсов (2008—2020 гг.).
18 4 января 2009 г. Министерство промышленности и информации КНР объявило, что для облегчения положения и содействия развитию средних и малых предприятий в условиях глобального финансово-экономического кризиса предусмотрены шесть мер: 1) решить трудности в финансировании и гарантиях работы средних и малых предприятий; 2) помочь предприятиям в расширении рынка; 3) стимулировать регулирование структуры предприятий и обновление производства; 4) обновить управление, повысить рыночную конкурентоспособность предприятий; 5) создать благоприятный политический и рыночный климат, совершенствовать систему предоставления общественных услуг; 6) всемерно поддерживать производство для обеспечения стабильности в области трудоустройства.
Министерство финансов и Госкомитет по делам развития реформ КНР объявили об отмене с 1 января 2009 г. 100 видов административно-управленческих сборов и налогов для средних и малых предприятий в таких сферах, как строительство, экспорт, переработка сельскохозяйственной продукции, производство лекарств и т. д., а также в образовании, трудоустройстве, миграции кадров. В частности, были отменены сборы за охрану дорог и фарватеров, управление автодорожным и водным транспортом, надбавки к ценам на автодорожный и водный транспорт. Для облегчения работы мелких промышленных предприятий и индивидуальных предпринимателей была уста-
21
также частное предпринимательство, подтолкнуть производственные структуры к увеличению финансирования научных исследований и внедрению передовых технологий19, качественно решать проблемы энергосбережения и охраны окружающей среды20.
При этом совершенствование экономической структуры увязывается с реформой промышленного производства, его техническим переоснащением и повышением уровня научного сопровождения, обеспечением конкурентоспособности китайских товаров на международном рынке. Например, в нефтехимическую промышленность в течение 2009—2010 гг. планируется инвестировать 500 млрд юаней, в т. ч. 100 млрд юаней будет направлено на совершенствование технологических процессов с целью повышения качества продукции, а 400 млрд юаней — на строительство двадцати новых крупных предприятий. Также предполагается увеличение нормы возврата НДС при экспорте нефтехимической продукции
новлена единая ставка НДС в размере 3 %, а для предприятий с уровнем годового дохода меньше 300 тыс. юаней ставка налога на прибыль была уменьшена с 25 до 20,0 %. Источники: China Daily. 10.12.2008, 14.01.2009.
Одновременно в 2008 г. из центрального и провинциальных бюджетов было выделено 28,64 млрд юаней на стимулирование технической инновационной деятельности, качественное обновление продукции средних и малых предприятий, освоение ими международных рынков. Источник: Женьминь жибао. 16.03.2009.
В марте 2009 г. Министерство финансов КНР объявило о выделении 1 млрд юаней (147 млн долл.) в виде субсидий на предоставление кредитных гарантий среднему и малому бизнесу: на получение таких субсидий смогут претендовать 330 финансовых учреждений «с налаженной системой управления и необходимым потенциалом для предотвращения рисков».
19 В ноябре 2008 г. Министерством финансов КНР и Главным налоговым управлением было объявлено об изменениях в налоговой системе, подняты ставки возвращения налога на добавленную стоимость (НДС) на ряд экспортируемых товаров. С 1 января 2009 г. были введены изменения в налоги: на НДС (предприятия освобождались от уплаты НДС при приобретении нового технологического оборудования для реализации инвестиционных программ), налог на деловую активность и налог на потребление. С 1 февраля 2009 г. была увеличена ставка возврата НДС на экспортный текстиль и готовую одежду (всего 3 325 наименований товаров) с 14 до 15 %. Реформа налога на НДС, по оценкам экспертов, позволит сократить налоговое бремя китайских предприятий на сумму около 18 млрд долл.
Кроме того, правительство КНР выделило 15 млрд юаней для помощи предприятиям в выплате процентов по займам, которые были взяты для продвижения технологий.
20 Одним из первых явился проект сооружения природоохранных объектов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе общей стоимостью в 250 млн юаней.
21 За первые пять месяцев 2009 г. в нефтехимическую про-
мышленность КНР было инвестировано 8,47 млрд юаней.
Источник: China Daily. 22.01.2009.
В автомобилестроении Госсоветом КНР планируется выделение 10 млрд юаней на создание специального отраслевого фонда с целью внедрения новых технологий и освоения производства так называемых гибридных автомобильных двигателей, использующих альтернативные виды энергоносителей. Также было объявлено о снятии административных ограничений и двукратном снижении налога на приобретение автомобилей, предоставлении крестьянским хозяйствам субсидий на покупку легких грузовиков, развитии потребительского кредитования при покупке отечественных автомобилей и пр.
Программа реструктуризации и модернизации сталелитейной промышленности предусматривает ликвидацию избыточных мощностей с устаревшей производственной технологией, стимулирование технической модернизации, поощрение корпоративных слияний и поглощений с целью концентрации производства, а также уменьшение или полную ликвидацию экспортных таможенных пошлин на продукцию отрасли, покупку некоторых видов конечной продукции для создания государственных резервов22.
В аграрном секторе экономики в качестве первостепенных задач, решение которых способно «завести шестеренки механизма ускорения роста внутреннего спроса, развития сельскохозяйственного производства, создания новых рабочих мест в деревне и стимулирования тенденции их роста», были названы: ускорение развития инфраструктуры сельского хозяйства, расширение сферы основных социальных услуг в деревне, а также формирование системы социального обеспечения сельского населения23. При этом каждая провинция Китая обнародовала
22 14 января 2009 г. на заседании Постоянного комитета Госсовета КНР был рассмотрен и утвержден План развития отечественной металлургии, направленный на преодоление проблем, возникших в отрасли в результате мирового финансово-экономического кризиса. Согласно этому плану в Китае ожидается вывод из эксплуатации отсталых производств общей мощностью 100 млн т стали. В 2009 г. предстояло вывести из эксплуатации мощности по производству 10 млн т чугуна и 6 млн т стали.
23 Для реализации этих задач только в декабре 2008 г. практически 1/3 общей суммы «малой антикризисной программы экономического стимулирования», рассчитанной на IV квартал 2008 г. (100 млрд юаней), было направлено на капитальное строительство в деревне (школы, поликлиники, учреждения культуры и т. д.) и проекты жизнеобеспечения сельского населения (развитие системы ирригации, обеспечение питьевой водой и пр.). Для контроля процесса освоения выделенных средств правительством были созданы и посланы на места 24 рабочие группы контроля с целью обеспечить целевое использование выделенных средств и качественное выполнение работ.
свою антикризисную программу для аграрного сектора национального хозяйства24.
Оценка уровня экономической безопасности.
В результате принятых правительством Китая антикризисных мер важные показатели китайской экономики в совокупности демонстрируют устойчивую тенденцию к ее «выздоровлению». По данным Международного валютного фонда (МВФ), результаты реализации принимаемых китайским правительством мер позволяют с определенным оптимизмом рассматривать итоги 2009 г. и надеяться на позитивную динамику в 2010 г. Эксперты МВФ дали положительную оценку планам китайского правительства в области поддержки частного сектора экономики, технического перевооружения предприятий, повышения энергетической эффективности, стимулирования расходов на инновации и научные исследования, оптимизации («упорядочения») отраслей с избыточным производственным потенциалом. По мнению экспертов МВФ, постепенное оживление китайской экономики будет способствовать росту иностранных инвестиций в КНР.
При этом правительство КНР, прибегая к быстрому, мощному и всеохватывающему государственному воздействию на национальное хозяйство и стремясь ко всемерному оживлению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, не упускает из виду международные аспекты этих действий и уже сегодня пытается заложить основы для существенного укрепления позиций Китая в посткризисном мире, предпринимая соответствующие практические шаги.
Таким образом, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, изменение уровня экономической безопасности Китая в
ближайшее десятилетие25, а также повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности.
Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Китая с уровнями защищенности национальных хозяйств государств мира. Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности Китая и других государств мира базируется на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства каждой страны, расчетная формула которого может
26.
24 Так, например, провинция Юньнань утвердила 12 мер по расширению внутреннего спроса, в т. ч. увеличение финансовой поддержки сельскому хозяйству: дополнительные инвестиции в размере 1 млрд юаней в основные фонды агросферы должны обеспечить прирост потребительского спроса сельскохозяйственного населения. Источник: Нунминь жибао. 02.12.2008. Правительство провинции Аньхой создало 21 хозяйственную бригаду для проведения курса «усиления поддержки решения аграрных проблем» (цян сань нун), «расширения внутреннего спроса» (ко нэйцю) и «обеспечения роста производства» (бао цзэн чжан) с целью «обеспечения прироста производства зерна в установленном размере». Бригадам были поставлены задачи закупать все излишки зерна и хлопка у крестьян, а также строить производственную и бытовую инфраструктуру в деревне. В провинции Фуцзянь были увеличены инвестиции в инфраструктуру сельского хозяйства («выравнивание полей», восстановление «больных» водохранилищ и пр.). Источник: Нунминь жибао. 03.12.2008.
иметь вид
25 Пороговыми (на диаграммах — единичными) уровнями экономической безопасности КНР считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 4 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.); 2) для валового сбора зерновых — 600 млн т (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал — 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 1,1 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5 % к ВВП); 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для уровня безработицы — 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации — 25 % к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга — 40 и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства; 15) для дефицита бюджета центрального правительства — 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции — 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов — 26 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 20 %.
26 При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств развитых государств мира (т. е. при а, . = 1) и отсутствии взаимозависимости их национальных хозяйств (т. е. при ак = 0) наименьшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопас-
ности /-го государства — >ЭБ , Шп = 10-38 — соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наибольшее возможное значение этого показателя — >ЭБ та% = 1038 — соответствует наибольшему уровню экономической безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства — >ЭБ / = 1 — соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики /-ого государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», который, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.
О показателях экономической безопасности государства и правилах их нормировки, как было отмечено выше, см., напр., [1—7].
19 К 19 19 19
,=пр; П( го, го^го,, = 1
1=1 к=1, 1=1 1=1 1=1 к * ]
где >ЭБ / — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства „/-ого государства; а¿ J — вес ¿-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность /-ого государства; Р,- >■ (Р,- к) — значение ¿-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность/-го (к-го) государства27;
ак — вес взаимодействия/-го государства с к-м государством в условиях глобализации и взаимозависимости экономики /-го государства от национального хозяйства к-го государства;
К — количество рассматриваемых государств мира. Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности Японии, Южной Кореи, КНР и Индии в период 1997—2009 гг. и в перспективе до 2020 г., представлены в таблице.
Анализ этих значений позволяет предположить, что представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, с другой — сравнить уровни безопасности национальных хозяйств разных стран в докризисный и посткризисный периоды.
27 О подходе к оценке уровня экономической безопасности см., в частности, [3, 5].
По мнению ряда авторов, такими показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут быть: 1) объем валового внутреннего продукта (ВВП); 2) валовой сбор зерновых, млн т; 3) доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); 4) доля расходов на оборону (в % к ВВП); 5) доля затрат на «гражданскую» науку (в % к ВВП); 6) доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %); 7) доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %); 8) доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %); 9) децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 10) уровень безработицы (в % к экономически активному населению); 11) уровень монетизации (в % к ВВП); 12) внешний долг (в % к ВВП); 13) внутренний долг (в % к ВВП); 14) доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга (в % общего объема расходов бюджета); 15) дефицит федерального бюджета (бюджета центрального правительства) (в % к ВВП); 16) уровень инфляции (в %); 17) объем золотовалютных резервов (млрд долл.); 18) отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (в %); 19) доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %). Источник: [6].
Предполагается, что наименьшее возможное значение ¿-го нормированного частного показателя экономической безопасности государства — в, тШ = 0,01 — соответствует наименьшему уровню экономической безопасности нашего государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение ¿-го нормированного частного показателя — в, та% = 100 — соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства нашей страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение ¿-го нормированного частного показателя — в, = 1 — соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.
Р Р
в ° В §
О I
8Г О ^ В
о и
а р
и м в с
т р
а
дау
с о г
и т с о н с а п о
3 е
ю
й о к с е
4 и м о н
нко
э
й е
та з а к о п
X
ы н
-а
л а
я и н
е
аче
н
¡П
^ л ю в
I -Л I 2
с 3
м о а
^ г
^ о
о В
\ о
« £
г\ О
ел
+
чо
о о
00 о о
о о
чо о о
1Л
о о
■ч-о о
о о
о о
о о
о о о
00
чо М сч
сл
Г--
Г--
г--М г--
г--
чо М сч
сл
чо
оо
сч
м
оо
сч
сч
сч
сч
сл
сч
га
I
а
¿3
В
ч
0 &
® «в ^ к
й «з
1 5
к
В &
0 ^
1
N
и
к
Полученные значения общих нормированных показателей экономической безопасности Японии, Республики Кореи, КНР и Индии в период 1997—2009 гг. и в перспективе до 2020 г., на взгляд автора, вполне адекватно отражают те явления и процессы, которые происходили и происходят в период мирового финансово-экономического кризиса, будут происходить в экономике перечисленных стран и в мировом хозяйстве в целом в посткризисный период в случае реализации правительствами этих стран антикризисных мер.
В этой связи становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень безопасности национального хозяйства Китая, а также относительное повышение уровня экономической безопасности КНР в перспективе до 2020 г. в случае успешной реализации антикризисных планов экономического роста и социально-экономического развития этой страны.
Список литературы
1. Гордиенко Д. В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира // Нацинальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 18 (75). С. 46—53.
2. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009.
3. Гордиенко Д. В. Обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009.
4. Гордиенко Д. В., Баскаков В. В. Основы экономической безопасности государства: монография. 2-е издание, расшир. М.: Министерство обороны РФ, 2007.
5. Гордиенко Д. В., Хохлов А. С. Военно-экономическая безопасность государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008.
6. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Издательство «Дело»,2005.
7. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.