УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
18 (75) - 2010
влияние мирового
финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира
д. В. ГОРдИЕНКО,
доктор военных наук, доцент Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, действительный член Академии военных наук E-mail: yvf@list. ru
Статья посвящена анализу причин мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на экономическую безопасность государств мира. Проанализированы различные подходы к обеспечению экономической безопасности государства в США, Китае и России в условиях финансово-экономического кризиса. Представлено системное и взаимосвязанное решение концептуальных и логико-математических проблем. Впервые изложен подход к расчету уровня экономической безопасности государства.
Ключевые слова: экономика, финансово-экономический кризис, экономическая безопасность государства, уровень экономической безопасности, оценка уровня экономической безопасности.
К 2008 г. в мировой экономике сформировались условия для циклического финансово-экономического кризиса: произошло перенакопление капитала в ходе интенсивного подъема национальных хозяйств ряда государств; усиление отраслевых дисбалансов; повышение инфляции. Мировой финансово-экономический кризис оказал влияние на направления и темпы экономического роста, а также уровень экономической безопасности большинства государств мира. В этой связи представляет интерес оценка такого влияния, а также разработка соответствующей методики сравнительной оценки с целью выработки предложений по нейтрализации негативных социально-экономических последствий кризиса.
Нынешний мировой финансово-экономический кризис стал следствием беспрецедентного в
человеческой истории кредитного бума, обусловленного политикой правительств и центральных банков индустриально развитых стран мира и породившего диспропорции как в национальных хозяйствах, так и в мировой экономике.
Сущность такого кризиса состоит в том, что проявились накопившиеся ошибки в инвестиционных решениях экономических субъектов, финансовые и экономические диспропорции в национальных, региональных и мировых рамках. Впервые с начала XXI в. мировая экономика столкнулась с финансовым кризисом, спровоцированным на рынке низкокачественных ипотечных кредитов (sub primes) в США1, который наложился на накопившиеся в мировом хозяйстве диспропорции, усиление геополитической напряженности и взлет мировых цен на промышленное и продовольственное сырье и энергоносители.
Эксперты называют несколько причин мирового финансово-экономического кризиса, главными из которых являются, в частности: • высокие темпы экономического роста в мире с начала нового тысячелетия на фоне глубоких дисбалансов в сфере сбережений и накопле-ния2;
1 По оценке МВФ, общие потери финансовых учреждений от финансового кризиса составили более 1 000 млрд долл., из которых более 50 % связаны с низкокачественными ипотечными кредитами.
2 С начала 2000-х гг. обострились системные проблемы: с одной стороны, огромный накопленный отрицательный платежный баланс в США (с 1999 г.) и ЕС (с 2006 г.), а с другой — растущее положительное сальдо в развивающихся странах и России. Поток
• отрицательные реальные процентные ставки по кредитам в развитых странах3;
• ослабление регулирования финансового сектора в ряде стран при внезапном расширении использования новых финансовых инстру-ментов4.
Альтернативными перспективами выхода из мирового финансово-экономического кризиса в этих условиях являются:
• во-первых, быстрый переход национальных хозяйств и, далее, мировой экономики к уверенному росту после того, как предшествующие ошибочные проекты остановлены, диспропорции ликвидированы, а ресурсы перенаправлены в те сферы, где их применение наиболее эффективно5;
• во-вторых, замедление процесса ликвидации ошибок, консервирование неэффективных производств, проектов, финансовых институтов, сохранение неработоспособных бизнес-моделей, не имеющих спроса продуктов, некомпетентных руководящих кадров, продолжительная экономическая стагнация6.
сбережений из развивающихся стран (в основном Китая, Индии, стран ОПЕК) и России составлял в предкризисное десятилетие примерно 1 % нормы накопления развитых стран, компенсируя нехватку их собственных сбережений.
3 В течение 2000-х гг. «мягкая» денежно-кредитная политика правительств и центральных банков большинства развитых стран в условиях глобального замедления инфляции и притока капитала из развивающихся стран способствовала установлению низких ставок рефинансирования и отрицательных реальных процентных ставок по кредитам. Это привело к возникновению «пузырей» на рынках ряда активов — фондовом, недвижимости и т. д.
4 Возникшие в небанковском финансовом секторе различные хедж-фонды, инвестиционные банки, фонды прямых инвестиций стали находиться за пределами традиционного регулирования со стороны правительств и центральных банков ряда стран или проводимая ими либеральная политика на финансовых рынках способствовала дерегулированию в использовании этих новых финансовых инструментов. В результате произошел системный провал всех органов надзора и контроля финансовых рынков.
5 В этом смысле кризис является объективно необходимым процессом экономической коррекции, выполняющим полезную экономическую функцию. Наиболее эффективными мерами, способствующими реализации этой альтернативы, являются: меры по сохранению платежных систем; смягчение острых социальных проблем; отказ от адресной поддержки неэффективных предприятий, банков, финансовых институтов; проведение ответственной бюджетной политики; структурная реформа инфраструктурных отраслей; реформирование системы правоприменения и поддержания правопорядка для обеспечения защиты прав собственности и пр.
Примерами, иллюстрирующими проведение мер, способствующих относительно быстрому выходу из кризиса, являются действия британского правительства во время предыдущего крупного кризиса 1979—1980 гг., действия правительства Южной Кореи во время азиатского кризиса 1997—1998 гг.
6 Реализация этой альтернативы происходит, как правило,
вследствие проведения деструктивной политики правительствами
(властями) в условиях кризиса, которая состоит в попытках спасти
предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъ-
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности США. Нынешний мировой финансово-экономический кризис начался в июле 2007 г. с развития американского ипотечного кризиса, списания банкам США огромных финансовых средств по «плохим» закладным и первых банковских банкротств. Национальное хозяйство США, таким образом, первым встретило продолжающийся до настоящего времени финансово-экономический кризис; оно же первое подверглось его негативному влиянию.
В период самой острой фазы финансово-экономического кризиса в США (сентябрь—октябрь 2008 г.) был разработан антикризисный план. Его реализация вылилась, прежде всего, в принятие Федеральной резервной системой (ФРС) и министерством финансов США мер, которые условно можно разделить на несколько групп: • по сохранению платежной системы: смягчение денежно-кредитной политики путем понижения ставки рефинансирования7; государственная поддержка крупных банков и компаний8; выкуп у банков так называемых «плохих» активов («toxic asset») 9 в рамках реализации Частно-
ектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие».
Примерами, иллюстрирующими проведение деструктивной политики правительствами (властями) в условиях кризиса, являются политика правительства США в 1930 г., благодаря которой рецессия переросла в Великую депрессию, политика властей Японии в ходе и после кризиса 1990 г., когда экономика этой страны в течение всего последующего периода так и не вышла на траекторию уверенного роста. Более подробно см., напр., Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 5—11.
7 В частности, только в период с сентября по декабрь 2008 г. ставка рефинансирования ФРС была понижена с 2,75 до 0—0,25 %. Это фактически означало бесплатную раздачу денег банкам.
8 Государственная помощь оказывалась путем выкупа ценных бумаг, выдачи государственных гарантий по ним или предоставления целевых кредитов.
9 Прежде всего безнадежных кредитных портфелей банков, сформированных в процессе ипотечного кредитования. В этой связи в октябре 2008 г. американским конгрессом был одобрен «План Полсона», заключающийся в том, что Министерство финансов США занимает на мировом финансовом рынке 700 млрд долл. путем выпуска краткосрочных обязательств и выкупает у частных банков их безнадежные долги, обеспеченные залогом недвижимости, а также покупает пакеты акций этих банков. План также предусматривал, что каждый банк, долги и акции которого будут куплены Минфином, полностью изменит свою финансовую политику: будет обеспечивать страховку от дальнейших потерь, связанных с ипотечным кредитованием; введет ограничения на зарплату высших руководителей и откажется от обычной практики «золотых парашютов», когда высокопоставленные сотрудники банка, его покидающие, получают грандиозные суммы в качестве вознаграждения за проделанную работу.
Впоследствии министр финансов США Г. Полсон объявил, что ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, выкупаться не будут — правительство будет покупать только акции банков, т. к. это
государственной инвестиционной програм-мы10; фактическая национализация частных инвестиционных институтов11;
• по смягчению социальных проблем путем возобновления кредитования покупок домов, автомобилей и обслуживания кредитных карт12, стабилизации уровня безработицы и др.; а также
• по созданию условий для последующего экономического роста.
Естественно, что продолжающийся до сих пор финансово-экономический кризис внес коррективы как в перспективы экономического развития США, так и в изменение уровня их экономической безопасности13.
является более эффективным способом оказания денежной помощи. Кроме того, денежная помощь во все возрастающем масштабе будет распространяться на небанковские финансовые институты.
10 Частно-государственной инвестиционной программой (Public-Private Investment Program, PPIP) предусмотрено использование Минфином, ФРС, Федеральной корпорацией страхования депозитов США и частным капиталом от 75 до 100 млрд долл., выделенных ранее Конгрессом США, для создания условий по выкупу «токсичных» активов на сумму от 500 до 1000 млрд долл.
11 В числе первых в начале сентября 2008 г. были фактически национализированы Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association, FNMA, или шуточно Fannie Mae) и Федеральная ипотечная кредитная корпорация (Federal Home Loan Mortgage Corporation, FHLMC, или шуточно Freddie Mac) с активами 5,3 трлн долл. В начале сентября 2008 г. Министерство финансов США объявило, что берет эти организации под госконтроль и приобрело долю в 1 млрд. долл. в каждой из компаний в форме особо привилегированных акций, обеспечивающих правительству пакет в 79,9 %. Их руководители были уволены и заменены государственными кризисными управляющими.
12 Федеральная резервная система (ФРС) США приняла в ноябре 2008 г. две масштабные программы, в соответствии с которыми ФРС выкупает долговые обязательства, выпущенные Федеральной национальной ипотечной ассоциацией и Федеральной ипотечной кредитной корпорацией, на сумму 100 млрд долл., а также, совместно с Минфином, участвует в выдаче кредитов тем гражданам, кто уже имеет долги по покупке автомобилей, получению образования и приобретению кредитных карт, на сумму 200 млрд долл.
13 Экономическая безопасность может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
В то же время в Концепции экономической безопасности Российской Федерации и др. отечественных концептуальных документах понятие «экономическая безопасность» определено как «возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз». См. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете Безопасности РФ, 1994; Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): утверждена Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608.
Отсутствие единой трактовки понятия «экономическая безопасность государства», безусловно, затрудняет понимание этого термина. В статье дается, на наш взгляд, наиболее приемлемый (но,
Сравнение значений показателей экономической безопасности США в докризисный период, их оценка в период кризиса и прогноз изменения значений этих показателей в посткризисный период позволяют говорить о снижении уровня защищенности национального хозяйства этой страны от угроз, связанных с ростом безработицы, увеличением дифференциации доходов населения, внешнего долга, а также с сокращением объема золотовалютных резервов14. При этом кризис не только понизил
не единственно возможный) и взвешенный подход к определению этого понятия. При этом понятие «экономическая безопасность государства» отличается от понятий «экономическая безопасность общества» и «экономическая безопасность личности». В этой связи, например, рассмотрение «состояния защищенности национального хозяйства» ограничивается рассмотрением состояния общей защищенности всей совокупности хозяйств резидентов государства от внешних и внутренних угроз. См., напр., Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009; Гордиенко Д. В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2008. № 1 (15). С. 14—20; Гордиенко Д. В. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2009. № 3 (23). С. 6—13.
14 О показателях экономической безопасности государства и правилах их нормировки см., напр., Гордиенко Д.В. Проблемы интегральной оценки экономической безопасности государства / Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2006. С. 136—142; Гордиенко Д. В. Интегральная оценка экономической безопасности развитых государств мира / Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2007. С. 129—133; Гордиенко Д. В,, Баскаков В. В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е изд., расшир., 2007.; Гордиенко Д. В., Хохлов А. С. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008.
Предполагается, что наименьшее возможное значение г'-го нормированного частного показателя экономической безопасности государства (р.. тПп = 0,01) соответствует наименьшему уровню экономической безопасности нашего государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наибольшее возможное значение г'-го нормированного частного показателя (р.. тах = 100) соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства нашей страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение г'-ого нормированного частного показателя (р.. тах = 1) соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.
Пороговыми (на диаграммах — единичными) уровнями экономической безопасности США считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 7 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.); 2) для валового сбора зерновых — 140 млн т. (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал — 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 3 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5 % к ВВП; 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для уровня безработицы — 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня
уровень экономической безопасности этого государства, но и существенно повлиял на возможности и динамику его дальнейшего повышения.
Эксперты Международного валютного фонда (МВФ), в частности, отметили, что «самый серьезный экономический и финансовый кризис со времен Великой депрессии погрузил США в состояние глубочайшего экономического спада; прогресс в нормализации финансовой деятельности оказался значительно медленнее, чем предполагалось; реальный ВВП в четвертом квартале 2008 г упал на 6,8 % в годовом исчислении; к марту2009г безработица достигла 8,5 % экономически активного населения» 15.
Тем не менее, по словам главы ФРС Б. Бер-нанке, принимаемые антикризисные меры предоставляют шанс приступить «к созданию по-настоящему стабильной системы», обеспечивающей экономическую безопасность США16.
17Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности Китая. Мировой финансово-экономический кризис не подорвал китайскую экономику — она продолжила свое развитие. Тем не менее кризис инициировал в Китае активизацию ряда процессов, направленных на преодоление негативных тенденций в развитии национального хозяйства.
Важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-экономического кризиса заняли меры, утвержденные Госсоветом КНР и ЦК КПК (документ № 18) в начале ноября 2008 г., на реализацию которых в 2009—2010 гг. было выделено 4 трлн юаней (586 млрд долл.) — так называемый «стимулирующий пакет» (кит. — Yi lanzi guihua) 18. Главной задачей центральных и местных властей было объявлено всемерное увеличение внутреннего спроса, который в условиях падения китайского экспорта реально способен поддержать рост производства, занятость населения и обеспечить продолжение реформ.
монетизации — 25 % к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга — 40 и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20 % к общему объему расходов федерального бюджета; 15) для дефицита федерального бюджета — 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции — 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов — 75 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 20 %.
15 World economic outlook, April 2009. Crisis and recovery. Wash.: IMF, 2009.
16 Bernanke B. Lessons of the financial crisis for banking supervision. Wash.: FRS, 2009.
17 В 2008 г. эта сумма составляла 12,5 % ВВП Китая.
18 В 2007 г. ВВП Китая на 37 % формировался за счет экспорта.
Объем внешней торговли за 7 мес. 2009 г. составил 1,15 трлн долл.,
что на 22,7 % меньше показателя 2008 г.
Своевременная переориентация производства
на внутреннего потребителя позволила:
• во-первых, сохранить платежную систему страны. Правительством КНР разработаны и успешно реализуются «30 мер усиленной поддержки финансового сектора» 19;
• во-вторых, смягчить существующие социальные проблемы. Финансовая помощь регионам и большинству (главным образом, сельскохозяйственному20) населения страны, стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги, развитие системы медицинского, пенсионного и социального обслуживания населения21, строительство объектов образования и культуры позволили реализовать политику экспортозамещения, повысить зарплаты, снизить кредитные ставки для малообеспеченных граждан, дифференциацию
19 В частности, «мерами» предусмотрено: увеличение кредитной квоты для основных китайских банков на 100 млрд юаней (14,5 млрд долл.); приостановка продаж трехлетних облигаций китайского Центробанка; поддержка предприятий, планирующих операции по слиянию и поглощению через фондовые рынки, а также разрешение зарубежным банкам выдавать кредиты китайским компаниям для этих целей. Благодаря только этим мерам, темпы роста денежной массы в стране, по мнению китайского правительства, должны увеличиться до 18—20 %.
20 Важнейшими мерами по обеспечению роста потребления среди 700-миллионного сельского населения Китая стали: повышение доходов крестьян путем регулирования закупочных цен на зерно (с января 2009 г. цены повышены на 15 %) и другую сельскохозяйственную продукцию; увеличение помощи в приобретении высокосортных семян и сельхозтехники; субсидирование (до 10—13 %) правительством покупки и раздача талонов на приобретение деревенскими жителями бытовой техники. В 2009 г. центральное правительство КНР финансировало три программы стимулирования потребления в сельской местности, которые включали субсидирование продаж автомобилей (на общую сумму 5 млрд юаней), бытовых электроприборов и электроники (50 млрд юаней), сельскохозяйственных машин (10 млрд юаней).
21 В 2009 г. базовым медицинским обслуживанием было охвачено 1,2 млрд человек. Только в течение 2009—2011 гг. предполагается направить на развитие здравоохранения 124 млрд долл. При этом выделяемые на здравоохранение средства проходят отдельной статьей финансирования и не включены в «стимулирующий пакет».
В 2009 г. на основе принятых Госсоветом КНР «Руководящих положений о введении в опытном порядке нового пенсионного обеспечения сельского населения» (кит. — Guanyu kaizhan xinxihg пдщоып shehui yanglao baoxian shidian de zhidao у^п) в Китае была введена система пенсионного обеспечения сельских жителей. Крестьяне в возрасте старше 60 лет стали получать пенсии от государства. Размер пенсий определяется в зависимости от района проживания и других факторов. Также были повышены пенсии для работников городских предприятий.
Также реализуется требование ЦК КПК и Госсовета КНР о создании системы оказания помощи населению города и деревни, поддержки той его части, которая в кризисный период испытывает наибольшие трудности. На эти цели в 2009 г. центральное правительство Китая выделило 54 млрд юаней (8,2 млрд долл.), что на 49 % превысило аналогичные расходы в 2008 г. Охват системой социального обеспечения только 20 % городской бедноты позволил увеличить потребительские расходы населения на 10 млрд юаней (1,5 млрд долл.).
доходов населения, численность безработных и беднейших слоев, повысить качество здравоохранения, образования и жилищных условий большинства граждан22; • в-третьих, создать условия для последующего экономического роста страны. В частности, в числе приоритетных задач называется организация более эффективной работы по совершенствованию экономической структуры, изменению модели и «способов экономического развития» (кит. — Лпф /а&ап fangshi). Содержательная часть этой задачи состоит в том, чтобы, используя дополнительные финансовые рычаги, поддержать инновационные и высокотехнологичные направления в развитии производства, «третью промышленность» (сферу услуг) 23, средние и малые предприятия, подтолкнуть производственные структуры к увеличению финансирования научных исследований и внедрению передовых технологий, качественно решать проблемы энергосбережения и охраны окружающей среды. При этом совершенствование экономической структуры увязывается с реформой промышленного производства, его техническим переоснащением и повышением уровня научного сопровождения, обеспечением конкурентоспособности китайских товаров на международном рынке24.
22 По словам премьер-министра Госсовета КНР, Китай «решительно разработал десять пунктов» — 10 мер по расширению внутреннего спроса. Эти антикризисные меры направлены, прежде всего, на строительство жилья социального обеспечения, улучшения жизни на селе, развитие здравоохранения, образования и культуры, инфраструктурное строительство (создание гидрообъектов, прокладку железных и шоссейный дорог, строительство аэропортов). В целях реализации этих мер только в 2009г. правительство Китая увеличило на 20 % расходы на поддержку села, на 24 % — расходы на образование, на 17 % — на социальное обеспечение и на 14,9 % — на оборону.
23 «Третья промышленность» — принятое в Китае обозначение коммерции, торговли продовольственными товарами, сферы информационных, юридических, консалтинговых, ремонтных услуг, туризма, городского транспорта, перевозки грузов, финансов, страхования, телекоммуникаций, культуры, образования, науки и исследований и пр. Справочно: «первая промышленность» — сельское хозяйство, «вторая промышленность» — промышленное производство и строительство.
24 Согласно решениям Госсовета КНР и Плану регулирования и возрождения производства усилия правительства в 2009 г. были сосредоточены на: 1) модернизации оборудования для металлургической промышленности, цветной металлургии, химической, легкой, текстильной и пищевой отраслей; 2) стимулировании производства крупногабаритного машинно-технического оборудования, повышении качества комплектующих изделий; 3) разработке проектов и производстве автомобилей, работающих на новых источниках энергии, энергосбережении, защите окружающей среды и безопасности производства; 4) создании новых образцов интегральных схем и передовых производственных линий, разработке новых способов передачи изображения и развитии цветного телевидения, проведении исследований и организации производства средств мобильной связи нового поколения TD-SCDMA, создании ЭВМ нового поколения, внедрении Интернета, ускоренном развитии
Одновременно правительство Китая намерено реализовать план экономического стимулирования, в рамках которого только в ближайшие два года планируется вложить 590 млрд долл. в развитие инфраструктуры страны, повысить эффективность ценообразования, усовершенствовать налоговую систему, увеличить банковское кредитование ключевых проектов, связанных с технической модернизацией и инновациями, предприятий среднего и малого бизнеса, крестьянских хозяйств, а также потребительское кредитование25.
Немаловажное значение в реструктуризации экономики Китая, подъеме ее высокотехнологичных и наукоемких отраслей придается подготовке и привлечению высококвалифицированных специалистов. С этой целью разработан и реализуется так называемый «План тысячи», в рамках которого государство выделяет значительные средства на поиск за рубежом квалифицированных кадров для работы в Китае, особенно в сферах, способствующих развитию инновационной модели национального хозяйства страны.
Как показывают предварительные итоги, принятие антикризисных мер начинает приносить определенные положительные результаты. Рост ВВП в первой половине 2009 г составил 7,1 %. При этом промышленное производство за 7 мес. того же года выросло на 7,5 %. Объем прямых иностранных и внутренних инвестиций в основные фонды в совокупности возрос на 33,5 %26, доходы городского населения — на 9,8 %, сельского — на 8,1 %27, а объем розничных продаж потребительских товаров — на 15 %28.
В итоге эти и другие важные показатели китайской экономики в совокупности демонстрируют устойчивую тенденцию к ее «выздоровлению» 29.
производства программного обеспечения; 5) производстве оборудования для атомных и ветровых электростанций; 6) диверсификации способов перевозки грузов, модернизации транспортного
оборудования, совершенствовании систем распределения и до-
ставки материальных ресурсов и продукции в города и сельскую местность. Источник: Итоги заседания Госсовета КНР 06.05.2009 // Женьминь жибао. 2009. 7.05.
25 В первой половине 2009 г. объем банковского кредитования увеличился на 7,72 трлн юаней (1,14 млрд долл.), т. е. вырос на 32,8 %. При этом кредиты малым и средним предприятиям составили 54,3 % всех кредитов, выданных китайским предприятиям за полугодие. Источник: Женьминь жибао. 2009. 10.08.
26 В 2009 г. прямые иностранные и внутренние инвестиции составили 81,6 млрд долл. Ожидается, что в 2010 г. их объем составит 80,9 млрд долл., в 2011 г. — 82,9 млрд долл., в 2012 г. — 95,3 млрд долл.
27 В 2009 г. средний доход на душу населения вырос до 6,3 тыс. долл. (в 2000 г. — 4 тыс. долл.). Предполагается, что к 2012 г. он увеличится до 7 тыс. долл.
28 Данные Государственного управления статистики КНР. URL: http://www. stats. gov. cn/tjfx/jdfx/t20090727_402574913.htm; http:// www. stats. gov. cn/tjfx/jdfx/t20090724_402574576.htm.
29 По данным Международного валютного фонда (МВФ), ре-
зультаты реализации принимаемых китайским правительством мер позволяют с определенным оптимизмом рассматривать итоги 2009 г.
Таким образом, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие30.
Кризис, конечно, понизил общий уровень экономической безопасности этого государства, но по отдельным показателям экономическая безопасность КНР в последние годы не только не уменьшилась, но и возросла.
Мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности.
Антикризисные меры китайского правительства, программные выступления высоких должностных лиц КНР, материалы директивного характера подтверждают, что Китай и дальше будет по-прежнему твердо проводить активную финансовую политику в целях сохранения платежной системы страны, целенаправленно заниматься макрорегулированием, выполняя программы «единого планирования города и деревни» и согласованного развития регионов страны, а также совершенствованием структуры экономики, «способов экономического развития», уделяя при этом особое внимание инновациям, экономии энергии и защите окружающей среды. В КНР считают, что «глобальный финансо-
и надеяться на позитивную динамику в 2010 г. Эксперты МВФ дали положительную оценку планам китайского правительства в области поддержки частного сектора экономики, технического перевооружения предприятий, повышения энергетической эффективности, стимулирования расходов на инновации и научные исследования, оптимизации («упорядочения») отраслей с избыточным производственным потенциалом. По мнению экспертов МВФ, постепенное оживление китайской экономики будет способствовать росту иностранных инвестиций в КНР.
30 Пороговыми (на диаграммах — единичными) уровнями экономической безопасности КНР считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 4 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.);
2) для валового сбора зерновых — 600 млн т (масса до обработки);
3) для доли инвестиций в основной капитал — 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 1,1 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5 % к ВВП); 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для уровня — 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации — 25 % к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга — 40 и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства; 15) для дефицита бюджета центрального правительства — 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции — 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов — 26 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 20 %.
во-экономический кризис создает благоприятные условия, которыми необходимо умело воспользоваться» 31. В этой связи увеличение внутреннего спроса, гарантирующее успешное развитие экономики страны, будет оставаться в числе самых главных приоритетов в планах китайского правительства по обеспечению экономической безопасности государства в ближайшее время.
Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности России. Мировой финансово-экономический кризис оказал самое непосредственное влияние на экономическое развитие России и изменение уровня ее экономической безопасности. В этих условиях федеральными властями были предприняты шаги по сохранению платежной системы нашей страны32. При этом меры по стабилизации финансовой системы предусматривали, с одной стороны, поддержку банков33, а с другой — ограничение торговли на финансовых рынках34. Проводившееся масси-
31 «Превратить кризис в шанс» (кит. — Hua weiji weijiyu) // Жень-минь жибао. 2008. 12 ноября.
32 Первыми документами, содержащими перечень антикризисных мер, стали «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», принятый в конце 2008 г. и рассчитанный на ближайшие пять месяцев, а также «Программа антикризисных мер», рассчитанная до конца 2009 г. Общий объем средств, которые планируется выделить для борьбы с последствиями кризиса, составит 2,045—2,145 трлн руб. (61,2—64,2 млрд долл., или 5,2—5,4 % ВВП). При этом антикризисные меры по сохранению платежной системы условно разделяются на меры бюджетной политики, напрямую направленные на поддержку финансовой системы и ряда отраслей (около 1 145 млрд руб.) и меры, связанные со снижением налоговой нагрузки (900—1 000 млрд руб.).
В соответствии с федеральным законом о внесении изменений в бюджет на 2009 г., по заключению Счетной палаты РФ, бюджетные ассигнования, направляемые на антикризисные меры (в размере 1 379,7 млрд руб., 3,4 % ВВП), включали, в частности, выделение средств на поддержку банковской системы в размере 300 млрд руб., дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в размере 150 млрд руб., субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в размере 35 млрд руб., межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов в размере 389,2 млрд руб. Кроме того, выделение иных финансовых ресурсов (в размере 1 205 млрд руб.) предусматривало обеспечение государственных гарантий по кредитам (прежде всего, стратегическим предприятиям) в размере 300 млрд руб., кредитование субъектов РФ в размере 150 млрд руб., расходование средств фонда национального благосостояния и Банка России на обеспечение устойчивости финансовой системы в размере 255 и 500 млрд руб. соответственно.
33 Поддержка банковской системы со стороны государства стала естественным ответом на прекращение дешевого кредитного финансирования банков из-за рубежа. В частности, были введены практика беззалоговых аукционов, размещение бюджетных средств на депонентах коммерческих банков, реализация мер по предотвращению оттока средств населения из банков. В этой связи, важно отметить, что в отличие, например, от США, в России поддержка банков осуществлялась не за счет эмиссии денег, а за счет накопленных золотовалютных ресурсов.
34 Ограничения операций на финансовых рынках коснулись, прежде всего, отечественного фондового рынка. При этом основными
рованное кредитование части банков в сочетании с девальвацией рубля означало, по сути, крупную финансовую помощь банкам за счет государственных резервов35. Разработка и реализация стратегии скорейшего создания национальной платежной системы, ее правовой и организационной основы стала одним из главных приоритетов в работе Президента России и Правительства РФ. В итоге удалось повысить финансовую дисциплину, снизить давление на валютный рынок, стабилизировать и банковскую систему, и валютный курс рубля, обеспечив прирост золотовалютных резервов [1].
Также были приняты меры по смягчению социальных проблем. Это выразилось не только в оказании прямой материальной помощи населению за счет федерального бюджета36; использовании общегосударственных ресурсов на поддержание стабильного курса рубля по отношению к иностранным валютам; объявлении моратория на проверки деятельности предприятий малого бизнеса какими-либо административными органами; освобождении от налогов всех доходов от самозанятости для граждан, проживающих в депрессивных регионах, при одновременном постепенном повышении суммарной налоговой нагрузки на богатых граждан;
мерами стали запреты на совершение так называемых «коротких» сделок, позволяющих получать прибыль за счет уменьшения стоимости активов.
35 В частности, по оценке Министерства финансов РФ, Резервный фонд будет потрачен уже в 2010 г., а объем Фонда национального благосостояния сократится до 1,1 трлн руб. к концу 2012 г. Эти действия уже существенно снизили риск краха платежной системы страны в ближайшей перспективе, но не решили, как представляется, ключевых проблем отечественной банковской системы, связанных с неэффективностью ее структуры и «плохими» активами.
36 Антикризисными мерами, в частности, предусматривалось: увеличение с 2009 г. общего фонда оплаты труда бюджетников на 1 /3; увеличение суммы пособия по безработице с 3 400 до 4 900 руб.; возрастание в 2010 г. размера трудовой пенсии более чем в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2008 г. — с 4 188 до 7 946 руб. (при этом к концу 2009 г. средний размер социальной пенсии не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера).
В соответствии с Федеральным законом о внесении изменений в бюджет на 2009 г., по заключению Счетной палаты РФ, бюджетные ассигнования, направляемые на антикризисные меры, включали, в частности, обеспечение социальных обязательств и занятости населения страны в размере 228,9 млрд руб.
Более 75 % предусмотренных в федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. расходов также имеют ярко выраженный социальный характер. В частности, материальная помощь населению за счет федерального бюджета выразилась в: повышении пособий по безработице и иных пособий малоимущим гражданам; увеличении пенсий (по планам правительства на 46 % за 2010 г.); реализации программ бесплатной (льготной) переподготовки кадров, микрокредитования самозанятости и индивидуального предпринимательства в репрессивных регионах; субсидирование процентных ставок по кредитам, выделяемым семьям на ипотеку, переезд и обустройство на новом месте в связи со сменой работы. Только на финансирование региональных программ занятости из федерального бюджета уже перечислено более 12,9 млрд руб.
снижении импортных тарифов для поддержания уровня потребления граждан; но и в поддержке отдельных, в первую очередь системообразующих предприятий, с большой численностью работников37; выделении чрезвычайной финансовой помощи регионам, наиболее серьезно пострадавшим от кризиса, а также целевым образом на поддержание коммунальной инфраструктуры, учреждений образования и здравоохранения.
Российским правительством были созданы условия для последующего экономического роста страны. В частности, были приняты меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, общему улучшению предпринимательского климата в стране, обеспечению гарантий прав собственности, формированию отношений доверия между бизнесом и властью. В целом действия Правительства РФ по поддержке производственных отраслей отличались широким спектром применяемых мер: от поддержки сектора автомобилестроения через финансовые инструменты до взносов в уставные капиталы отдельных предприятий38.
В итоге меры российского правительства, принятые в период мирового финансово-экономического кризиса, признаны международными экспертами одними из наиболее оперативных и успешных. Уже на 2010 г. Всемирный банк прогнозирует, по уточненным данным, порядка 5,5 % роста ВВП России.
Благодаря реализации антикризисных мер, российскому правительству удалось не допустить
37 Расходы на поддержку системообразующих организаций составили около 1,1 трлн руб. Первоначально в состав системообразующих были включены 295 организаций, потом их число увеличилось до 304. Основные цели государственной поддержки этих организаций определялись необходимостью в первую очередь обеспечить социальную стабильность, предотвратив массовые увольнения, а также сохранить устойчивость важнейших кооперативных цепочек путем поддержки их ключевых участников и не нарушить стабильное функционирование ведущих элементов инфраструктуры. В числе наиболее значимых мер поддержки системообразующих организаций стали: кредитование этих организаций для финансирования их внешней задолженности; предоставление государственных гарантий по кредитам; а также субсидирование части процентных ставок по кредитам.
38 В соответствии с Федеральным законом о внесении изменений в бюджет на 2009 г., по заключению Счетной палаты РФ, бюджетные ассигнования, направляемые на антикризисные меры, включали, в частности, выделение финансовых ресурсов на поддержку промышленного потенциала и модернизацию экономики страны в размере 221,1 млрд руб., а также развитие транспортной инфраструктуры (взнос в уставный капитал ОАО «РЖД») в размере 50 млрд руб. Кроме того, поддержка сектора автомобилестроения, в частности, включала принятие государством обязательств по субсидированию части процентной ставки при приобретении автомобиля отечественного производства по кредитным программам, а также субсидирование ОАО «РЖД» доставки автомобилей железнодорожным транспортом в отдаленные регионы страны с целью уменьшения конечной цены для потребителей.
банковского кризиса, повальной безработицы и массового банкротства предприятий. Тем не менее, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития нашей страны [2—5], а также в изменение уровня экономической безопасности России в ближайшее десятилетие39.
Несмотря на принятые меры, кризис существенно понизил общий уровень экономической безопасности Российской Федерации и может оказать негативное влияние на динамику его возможного повышения в ближайшие годы.
39 Пороговыми (на диаграммах — единичными) уровнями экономической безопасности России считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 1 000 млрд долл. (в ценах 2003 г.);
2) для валового сбора зерновых — 60 млн т (масса до обработки);
3) для доли инвестиций в основной капитал — 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 3 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5 % к ВВП; 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для уровня безработицы — 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации — 25 % к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга — 40 и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20 % к общему объему расходов федерального бюджета; 15) для дефицита федерального бюджета — 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции — 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов — 15 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 20 %.
Таким образом, мировой финансово-экономический кризис значительно повлиял на возможности нашей страны по повышению уровня своей экономической безопасности, что обусловливает необходимость принятия и реализации не только дополнительных антикризисных мер, но и мер по ускорению технологического обновления экономики России.
Список литературы
1. Гордиенко Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009.
2. Гордиенко Д. В. Обеспечение экономической безопасности государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2009.
3. Гордиенко Д. В., Баскаков В. В. Основы экономической безопасности государства: монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е издание, расшир., 2007.
4. Гордиенко Д. В., Хохлов А. С. Военно-экономическая безопасность государства: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008.
5. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. М.: Издательство «Дело», 2005.
6. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.