Научная статья на тему 'Оценка уровня экономической безопасности Китая и США в период мирового финансово-экономического кризиса'

Оценка уровня экономической безопасности Китая и США в период мирового финансово-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3540
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / КИТАЙ. США / economy / the economic security of a state / the global financial crisis / assessment of the level of economic security / China / the United States

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Дмитрий Владимирович

Статья посвящена рассмотрению причин мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на экономическую безопасность Китая и США. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности государства в Китае и США в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the level of economic security of China and the United States in the period of global financial crisis

The article considers the causes of the global financial crisis and its impact on the economic security of China and the United States. Approaches to providing economic security of China and the U.S. in the circumstances of the global financial crisis are also being analyzed.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня экономической безопасности Китая и США в период мирового финансово-экономического кризиса»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КНР

Д.В. Гордиенко'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИТАЯ И США В ПЕРИОД МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА**

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению причин мирового финансово-экономического кризиса и его влияния на экономическую безопасность Китая и США. Проанализирован подход к обеспечению экономической безопасности государства в Китае и США в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Ключевые слова: экономика, экономическая безопасность государства, мировой финансово-экономический кризис, оценка уровня экономической безопасности государства, Китай. США.

* Гордиенко Дмитрий Владимирович, д.воен.н., проф., академик Академии военных наук, в.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

** Данная статья в иной редакции опубликована в книге: Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии / сост. Д.В. Гордиенко. М., 2012.

Генезис мирового финансово-экономического кризиса и возможности выхода из него

Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, явился следствием накопления дисбалансов как в мировой экономике в целом, так и в национальных хозяйствах отдельный стран1. При этом глубина и продолжительность кризиса на экономических территориях различных государств мира определяются не только величиной этих дисбалансов, но и адекватностью принимаемых соответствующими государственными структурами антикризисных мер.

Сущность возникшего кризиса состоит в том, что в национальных, региональных и мировых рамках проявились накопившиеся финансовые и экономические диспропорции. Впервые с начала 2000-х годов мировая экономика столкнулась с финансовым кризисом спровоцированным кризисом на рынке низкокачественных ипотечных кредитов (sub-prime mortgage) в США2, который наложился на накопившиеся в мировом хозяйстве диспропорции, усиление геополитической напряженности и взлет мировых цен на промышленное и продовольственное сырье и энергоносители.

При этом эксперты называют несколько причин мирового финансово-экономического кризиса, главными из которых являются:

во-первых, высокие темпы экономического роста в мире с начала нового тысячелетия на фоне глубоких дисбалансов в сфере сбережений и накопления3. В результате сформировался глобальный дисбаланс, который на протяжении десятилетия, предшествующего кризису, рассматривался как основа сбалансированности и устойчивости роста мировой экономики4. Этот феномен быи назван Н. Фергюсоном Кимерикой (Chimerica) — от сочетания английских слов «Китай» (China) и «Америка» (America)5 — своеобразный симбиоз производящей и потребительской экономик;

во-вторых, низкие (отрицательные реальные) процентные ставки по кредитам в развитых странах, призванные искусственно «подхлестывать» свой экономический рост, особенно в связи с двузначными показателями развития экономики Китая6. Это

привело к перегреву национальных хозяйств ряда государств, особенно США, объявивших себя в состоянии «войны с миро-

7

вым терроризмом» ;

в-третьих, ослабление регулирования финансового и потребительского сектора в ряде стран при внезапном расширении использования новых финансовых инструментов8. В результате на финансовых и потребительских рынках, в первую очередь развитых стран, образовались финансовые и потребительские «пу-зыри»9, основным методом «сдувания» которых стали мощные финансовые вливания, инициированные правительствами, которые осуществляют США и Евросоюз, чтобы предотвратить ухудшение экономической ситуации в своих странах10. Становится актуальной необходимость трансформации мировой системы финансовых расчетов, что означает и новую конфигурацию мировых и/или резервных валют, в числе которых многие видят китайский юань11.

Альтернативными перспективами выхода из мирового финансово-экономического кризиса в этих условиях являются:

во-первых, быстрый переход национальных хозяйств и, далее, мировой экономики к уверенному росту после того, как предшествующие ошибочные проекты остановлены, диспропорции ликвидированы, а ресурсы перенаправлены в те сферы, где их применение наиболее эффективно12;

во-вторых, замедление процесса ликвидации ошибок, консервирование неэффективных производств, проектов, финансовых институтов, сохранение неработоспособных бизнес-моделей, не имеющих спроса продуктов, некомпетентных руководя-

13

щих кадров, продолжительная экономическая стагнация .

Изменение уровня экономической безопасности Китая в свете мирового финансово-экономического кризиса

Мировой финансово-экономический кризис не подорвал китайскую экономику — она продолжила свое развитие. Тем не менее, кризис инициировал в Китае активизацию ряда процессов направленных на преодоление негативных тенденций в раз-

витии национального хозяйства. Реакцией государственного и политического руководства КНР на мировой финансово-экономический кризис стало принятие антикризисной стратегии и ускоренное развертывание антикризисной программы действий.

В качестве первостепенной задачи выхода из кризиса китайским руководством было названо «обеспечение устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики страны» и определена «схема» («технология») решения этой задачи: «главное условие — расширение внутреннего спроса; главное направление — ускорение перехода к новой модели роста и урегулирование структуры, проведение реформ по «ключевым звеньям»; главная движущая сила — повышение уровня открытости; стартовая точка и опора — улучшение жизни населения».

Так же были выделены основные направления антикризисной экономической стратегии: усиление и совершенствование государственного макрорегулирования экономики; развитие сельского хозяйства и устойчивый рост доходов крестьян; ускорение перехода на новую модель экономического роста и оптимизация структуры национального хозяйства; углубление реформ и политики открытости; активное решение острых социальных проблем, сохранение социальной стабильности14. Предложенная антикризисная стратегия по сути совмещала в себе как «пожарные» меры сегодняшнего дня, призванные в ближайшие сроки предотвратить тенденцию спада экономического роста, так и цели долгосрочного характера — перехода на инновационный путь развития экономики путем урегулирования структуры экономики и смены модели экономического роста15.

При этом важное место в планах преодоления Китаем глобального финансово-экономического кризиса заняли меры правительства, утвержденные Госсоветом КНР и ЦК КПК (документ № 18, 2008 г.) в начале ноября и озвученные на Центральном рабочем совещании по вопросам экономики в декабре 2008 года, на реализацию которых в 2009—2010 гг. предусматривалось выделение 4 трлн. юаней (586 млрд долл.) — так называемый «стимулирующий пакет» «ровного и относительно быстрого развития экономики»16. Антикризисная программа экономического стимулирования предусматривала инвестирование средств

в развитие инфраструктуры страны, повышение эффективности ценообразования, усовершенствование налоговой системы, увеличение банковского кредитования ключевых проектов, связанных с технической модернизацией и инновациями, предприятий среднего и малого бизнеса, крестьянских хозяйств, а также потребительского кредитования17.

В этой связи приоритетными направлениями экономического развития страны в условиях финансово-экономического кризиса стали (1) сельское хозяйство, (2) строительство инфраструктуры, (3) новые высокие технологии, (4) экономичное жилье, (5) развитие транспортной сети, (6) восстановительное строительство в пострадавших от землетрясения зонах провинции Сычуань, повышение доходов сельских жителей за счет (7) увеличения норм обязательных закупок зерна по более высоким ценам и (8) выделения субсидий для крестьян, (9) сокращение налогов на добавленную стоимость, (10) поощрение технических инноваций18. Одновременно главной задачей центральных и местных властей было объявлено всемерное увеличение внутрен-

19

него спроса, который в условиях падения китайского экспорта реально способен поддержать рост производства, занятость населения и обеспечить продолжение реформ.

Своевременная переориентация производства на внутреннего потребителя позволила:

во-первых, сохранить платежную систему страны, во-вторых, смягчить существующие социальные проблемы, и, в-третьих, создать условия для последующего экономического роста страны.

Сохранение платежной системы страны. Правительством КНР были разработаны и успешно реализуются «30 мер усиленной поддержки финансового сектора»20. Одновременно Народный банк Китая (НБК) перешел к проведению так называемой проактивной денежной политики с целью расширения финансовой самостоятельности банков и повышения возможности доступа к кредитным ресурсам: было отменено административное квотирование кредитов, разрешенных к выдаче кредитно-финансовыми учреждениями страны в течение года; облегчены условия кредитных операций для мелких и средних ком-

мерческих банков21, а также кредитования средних и мелких предприятий22; снижена ставка рефинансирования Народного банка до 3 % годовых, а средняя банковская учетная ставка по кредитам — до 5,58 % в год23; поддержан фондовый рынок страны, прежде всего с точки зрения расширения каналов поступле-

24

ния средств в реальный сектор экономики24, сокращен размер личного подоходного налога, что обеспечило благоприятные условия для реализации программы антикризисных мер и способствовало стимулированию не только инвестиционного, но и потребительского спроса.

Смягчение социальных проблем. Финансовая помощь регионам и большинству (главным образом, сельскохозяйственно-му25) населения страны, стимулирование внутреннего спроса на отечественные товары и услуги при одновременном расширении и совершенствовании их предложения26, укрепление рынка

27

недвижимости , развитие системы медицинского, пенсионного и социального обслуживания населения28, жилищное строительство29, строительство объектов образования и культуры позволили реализовать политику экспортозамещения, повысить зарплаты, снизить кредитные ставки для малообеспеченных граждан, ослабить требования для получения ипотечных кредитов, понизить дифференциацию доходов населения, численность безработных и беднейших слоев, повысить качество здравоохранения, образования и жилищных условий большинства

30

граждан30.

Создание условий для последующего экономического роста страны. В числе приоритетных задач китайским руководством была названа организация более эффективной работы по совершенствованию экономической структуры, изменению модели и «способов экономического развития».

Содержательная часть этой задачи состояла в том, чтобы, используя дополнительные финансовые рычаги, поддержать инновационные и высокотехнологичные направления в развитии производства, сельское хозяйство31, «третью промышленность» (сферу услуг)32, средние и малые предприятия33, а также частное предпринимательство, подтолкнуть производственные структуры к увеличению финансирования научных исследований и

" 34

внедрению передовых технологий34, качественно решать проблемы энергосбережения и охраны окружающей среды35. При этом совершенствование экономической структуры увязывается с реформой промышленного производства, его техническим переоснащением и повышением уровня научного сопровождения, обеспечением конкурентоспособности китайских товаров на международном рынке36.

В аграрном секторе экономики в качестве первостепенных задач, решение которых способно «завести шестеренки механизма ускорения роста внутреннего спроса, развития сельскохозяйственного производства, создания новых рабочих мест в деревне и стимулирования тенденции их роста», были названы: ускорение развития инфраструктуры сельского хозяйства, расширение сферы основных социальных услуг в деревне, а также формирование системы социального обеспечения сельского населения37. При этом каждая провинция Китая обнародовала свою антикризисную про-

38

грамму для аграрного сектора национального хозяйства38.

Немаловажное значение в реструктуризации экономики Китая, подъеме ее высокотехнологичных и наукоемких отраслей придается также подготовке и привлечению высококвалифицированных специалистов. С этой целью разработан и реализуется так называемый «План тысячи», в рамках которого государство выделяет значительные средства на поиск за рубежом квалифицированных кадров для работы в Китае, особенно в сферах, способствующих развитию инновационной модели национального хозяйства страны.

Как показывают предварительные итоги, принятие антикризисных мер начинает приносить определенные положительные результаты. Рост ВВП уже в первой половине 2009 г. составил 7,1 %. При этом промышленное производство за 7 месяцев того же года выросло на 7,5 %. Объем прямых иностранных и внутренних инвестиций в основные фонды в совокупности возрос на 33,5 %39, доходы городского населения — на 9,8 %, сельского — на 8,1 %40, а объем розничных продаж потребительских товаров — на 15 %41.

В итоге эти и другие важные показатели китайской экономики в совокупности демонстрируют устойчивую тенденцию к

ее «выздоровлению»42. При этом правительство КНР, прибегая к быстрому, мощному и всеохватывающему государственному воздействию на национальное хозяйство и стремясь ко всемерному оживлению внутреннего инвестиционного и потребительского спроса, не упускает из виду международные аспекты этих действий и уже сегодня пытается заложить основы для существенного укрепления позиций Китая в посткризисном мире, предпринимая соответствующие практические шаги.

Таким образом, финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития КНР, а также в изменение уровня экономической безопасности Китая в ближайшее десятилетие (рис. 1, 2)43. Кризис, конечно, понизил общий уровень экономической безопасности этого государства, но по отдельным показателям экономическая безопасность КНР в последние годы не только не уменьшилась, но и возросла.

Мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности (рис. 3).

Антикризисные меры китайского правительства, программные выступления высоких должностных лиц КНР, материалы директивного характера подтверждают, что Китай и дальше будет по-прежнему твердо проводить активную финансовую политику в целях сохранения платежной системы страны, целенаправленно заниматься макрорегулированием, выполняя программы «единого планирования города и деревни» и согласованного развития регионов страны, а также совершенствованием структуры экономики, «способов экономического развития», уделяя при этом особое внимание инновациям, экономии энергии и защите окружающей среды. В КНР считают, что «глобальный финансово-экономический кризис создает благоприятные условия, которыми необходимо умело воспользоваться»44. В этой связи увеличение внутреннего спроса, гарантирующее успешное развитие экономики страны, будет оставаться в числе самых главных приоритетов в планах китайского правительства по обеспечению экономической безопасности государства в ближайшее время.

Продовольствие, поступившее па импорту

Децнльвый коэффициент

Мяпш построен не ■ металлообработка в промышленном производств*

Дефицит бюджета правительства КНР

Расходы на обслуживание государственного долга

Внутренний долг

Выплаты по внешнему долгу

Объем золотовалютных резервов

Валовой сбор зерна

" - Инвестиции в основной капитал

Уровень монетизации

Внешний долг

Расходы на оборону

г_/

Расходы на «гражданскую» науку

Инновационная продукция

Рис. 1. Показатели экономической безопасности КНР в период 1997—2020 гг. (прогноз 2008 года)

Рис. 2. Показатели экономической безопасности КНР в период 1997—2020 гг. (с учетом влияния мирового го финансово-экономического кризиса, прогноз 2011 года) I-1

Рис. 3. Динамика изменения уровня экономической безопасности КНР в период 1997—2020 гг. без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (а) и с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса (б)

Изменение уровня экономической безопасности США в свете мирового финансово-экономического кризиса

Мировой финансово-экономический кризис начался в июле 2007 года с развития американского ипотечного кризиса, списания банкам США огромных финансовых средств по «плохим» закладным и первых банковских банкротств. Национальное хозяйство США, таким образом, первым встретило продолжающийся до настоящего времени финансово-экономический кризис; оно же первое подверглись его негативному влиянию.

В период самой острой фазы финансово-экономического кризиса в США (сентябрь—октябрь 2008 года) был разработан Антикризисный план. Его реализация вылилась, прежде всего, в принятие Федеральной резервной системой (ФРС) и министерством финансов США мер, которые условно можно разделить на несколько групп:

по сохранению платежной системы: смягчение денежно-кредитной политики путем понижения ставки рефинансирова-ния45; государственная поддержка крупных банков и компаний46; выкуп у банков так называемых «плохих» активов («toxic asset»)47 в рамках реализации Частно-государственной инвестиционной программы48; фактическая национализация частных

49

инвестиционных институтов49;

по смягчению социальных проблем путем возобновления кредитования покупок домов, автомобилей и обслуживания кредитных карт50, стабилизации уровня безработицы и др.; а также

по созданию условий для последующего экономического роста. Естественно, что продолжающийся до сих пор финансово-экономический кризис, внес коррективы как в перспективы экономического развития США, так и в изменение уровня их экономической безопасности.

Сравнение значений показателей экономической безопасности США в докризисный период, их оценка в период кризиса и прогноз изменения значений этих показателей в посткризисный период позволяют говорить о снижении уровня защищенности

национального хозяйства этой страны от угроз связанных, прежде всего, с ростом безработицы, увеличением дифференциации доходов населения, внешнего долга, а также сокращением объема золотовалютных резервов (рис. 4, 5)51.

При этом кризис не только понизил уровень экономической безопасности этого государства, но и существенно повлиял на возможности и динамику его повышения (рис. 6).

Эксперты Международного валютного фонда (МВФ), в частности отметили, что «самый серьезный экономический и финансовый кризис со времен Великой депрессии погрузил США в состояние глубочайшего экономического спада; прогресс в нормализации финансовой деятельности оказался значительно медленнее, чем предполагалось; реальный ВВП в четвертом квартале 2008 года упал на 6,8 % в годовом исчислении; к марту 2009 года безработица достигла 8,5 % экономически активного населения»52.

Тем не менее, по словам главы ФРС Б. Бернанке, принимаемые антикризисные меры предоставляют шанс приступить «к созданию по-настоящему стабильной системы», обеспечивающей экономическую безопасность США53.

Компаративная оценка уровней защищенности национальных хозяйств Китая и США

Оценка общего интегрального уровня экономической безопасности Китая, США и других государств мира базируется на определении значений общих нормированных показателей безопасности соответствующих национальных хозяйств, расчетная формула которых может иметь вид:

19 К ( 19 19 к

уэб„-=п в:; п (п в,, у п в.. *

< 100,

I =1 к =14 I =1 I =1 У

к * У

( 19 19

0,01 <в*к < 100; 0,01 < Пв,Пв,,,

VI =1 I =1

где УЭБу. — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства у-го государства;

Валовой сбор зерна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции в основной капитал

Уровень безработицы

Уровень монетизации

Внешний долг

Дефицит федерального бюджета США

Расходы на оборону

Расходы на обслуживание государственного долга

Расходы на «гражданскую» науку

Внутренний долг

Выплаты по внешнему долгу

-..•2020 ■1:2015 »2010

■ 2007

■ 2005

□ 2003

□ 2001

Уровень инфляции

Инновационная продукция

Объем ВВП

Продовольствие, поступавшее по им-попту

Децнльный коэффициент дифференциации доходов населения

Рис. 4. Показатели экономической безопасности США в период 1997 - 2020 гг. (прогноз 2008 года)

о

Е

>

Рис. 5. Показатели экономической безопасности США в период 1997—2020 гг. (с учетом влияния мирового

финансово-экономического кризиса, прогноз 2011 год

Рис. 6. Динамика изменения уровня экономической безопасности США в период 1997—2020 гг. без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (а) и с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса (б)

го

а,у — вес /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го государства;

ак — вес взаимодействия у'-го государства с к-м государством в условиях глобализации и взаимозависимости экономики у-го государства от национального хозяйства к-го государства;

Ру(Р>к) — значение /-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность у-го (к-го)

54

государства ;

К — количество рассматриваемых государств мира55.

Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности КНР, США, России, Японии, Германии, Великобритании, Италии, Южной Кореи и Индии в период 1997—2009 гг. и в перспективе до 2020 года, представлены в табл. 1 и на рис. 7.

Анализ этих значений позволяет предположить, что представленный подход к оценке уровня экономической безопасности государства дает возможность, с одной стороны, оценить динамику изменения экономической безопасности государства в целом, а, с другой — сравнить уровни безопасности национальных хозяйств разных стран в докризисный и посткризисный периоды, а также провести сравнительную оценку эффективности реализованных (реализуемых) антикризисных мер.

В этой связи, становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень защищенности национальных хозяйств США и Китая, а также на относительное возможное повышение уровня экономической безопасности этих стран в перспективе до 2020 года в случае реализации антикризисных планов экономического роста и их социально-экономического развития.

Оценка эффективности реализованных (реализуемых) антикризисных мер каждого государства базируется на расчетах действенности этих мер по минимизации падения соответствующего уровня экономической безопасности относительно прогнозируемого до начала кризиса значения.

При этом расчетная формула может иметь вид:

Эу = (УЭБ, у, расч / УЭБ, у, прогн ) Х 100 %,

Таблица 1. Значения интегральных показателей экономической безопасности государств мира

Годы Страны мира 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Прогноз без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса (дан в 2007 г.) / расчет по фактически имеющимся статистическим данным, прогноз с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса (дан в 2010 г.)

2008 2009 2010 2011 2015 2020

Россия 1,8-1 (Г® 1,5-1 (Г5 3,1-Ю"1 0,16 2,31 4,66 5,43 88,0 950,0 7400,0 46000 600000 3 000 000 1,0-107 1,1-10® 1,3-Ю9 2,6-Ю11

110,0 9,06 16,0 310,0 5600,0 4500000

США 2,1-107 4,1-106 3,9-106 1,9-106 9,6-106 2,3-Ю6 2,6-106 1,5-106 1,1-106 6,4-105 5,4-10® 700000 850000 1 500000 2500000 4 000 000 1,3-Ю7

150000 83 000 73 000 120 000 510000 2000000

Яяония 77 000 86 000 1,2-105 2,4-105 2,9-105 4,4-10® 5,3-105 7,9-10® 1,3-106 2,2-106 2,9-Ю6 4,0-10® 6,0-10® 7,9-10® 1,0-107 2,0-Ю7 4,6-Ю7

1,7-10® 1,2-10® 1,1-10® 2,2-10® 3,4-10® 1,2-107

Германия 2,7-105 5,8-105 СлЭ Я, оз о 2,1-106 93000 1,3-105 2,9-Ю5 3,5-105 4,6-105 4,6-10® 800000 1,0-10® 2,7-10® 3,9-10® 5,3-10® 1,2-107

630000 640000 200000 490 000 530000 1,3-10®

Великобритания 1,8-105 76 000 7,1-105 1,2-106 3,9-105 2,9-10® 43000 50000 1,9-105 2,4-105 2,8-10® 900000 5,3-10® 2,1-107 4,5-107 7,3-Ю7 2,7-10®

9200,0 870,0 1100,0 8600,0 22000,0 660000

Италия 3300,0 4900,0 5800,0 42000 73000 29000 29 000 7900,0 7300,0 7300,0 8600,0 50000,0 100000 490 000 920000 1,2-10® 2,6-10®

2300,0 2500,0 3600,0 11 000,0 26000,0 65000,0

Ю. Корея 1,1-105 3,5-105 2,1-106 1,9-106 5,2-106 1,8-107 2,6-107 2,7-Ю7 3,5-107 3,5-107 4,3-Ю7 6,0-107 8,0-107 9,5-107 1,8-10® 3,9-10® 1,1-109

7,9-10® 2,2-10® 2,6-10® 2,7-Ю7 9,9-Ю7 3,3-10®

КНР 870,0 240,0 870,0 2800,0 2000,0 4300,0 7900,0 36000 77 000 2,6-105 6,3-10® 7,5-10® 8,5-10® 9,5-10® 5,9-Ю7 1,4-10® 1,2-Ю9

960000 1,1-10® 1,8-10® 9,9-10® 3,7-Ю7 3,3-10®

Индия 12,0 13,0 39,0 92,0 130,0 350,0 280,0 480,0 1900,0 3800,0 6000,0 10000,0 20000,0 50000,0 210000 830000 1,3-107

940,0 13000,0 41 000,0 120 000 760000 1,1-107

Рис. 7. Сравнительная оценка динамики изменения значений интегральных показателей экономической безопасности государств мира без учета (а) и с учетом (б) влияния мирового финансово-экономического кризиса

где УЭБ у расч — общий нормированный показатель уровня экономической безопасности у-го государства, рассчитанный по фактическим статистическим значениям частных показателей защищенности соответствующего национального хозяйства;

УэБ, у, прогн. — общий нормированный показатель уровня безопасности национального хозяйства у-го государства, рассчитанный по прогнозным (данным в 2007 г.) значениям частных показателей.

Результаты сравнительной оценка эффективности реализованных в 2008—2010 гг. в США и КНР антикризисных мер представлены в виде табл. 2 и рис. 8.

Сравнительный анализ этих значений позволяет отнести реализованные в США и Китае антикризисные меры к одним из самых действенных в период самой острой фазы мирового финансово-экономического кризиса.

Таблица 2. Эффективность принятия Правительствами и Центральными банками государств в период мирового финансово-экономического кризиса антикризисных мер

Страны мира Значения интегральных показателей экономической безопасности государств мира Годы

2008 2009 2010 2011

Россия Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 600 000,0 3 000 000,0 10 000 000,0 110 000 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. — оценка) 110,0 9,06 16,0 310,0

Эффективность антикризисных мер, % 0,0183 0,000302 0,000160 0,00028

США Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 700 000,0 850 000,0 1 500 000,0 2 500 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. — оценка) 150 000,0 83 000,0 73 000,0 120 000,0

Эффективность антикризисных мер, % 21,4 9,76 4,87 4,80

Япония Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 4 000 000,0 6 000 000,0 7 900 000,0 10 000 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. — оценка) 1 700 000,0 1 200 000,0 1 100 000,0 2 200 000,0

Эффективность антикризисных мер, % 42,5 20,0 13,9 22,0

Германия Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 800 000,0 1 000 000,0 2 700 000,0 3 900 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. — оценка) 630 000,0 640 000,0 200 000,0 490 000,0

Эффективность антикризисных мер, % 78,75 64,0 7,41 12,56

Великобритания Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 900 000,0 5 300 000,0 21 000 000,0 45 000 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. — оценка) 9 200,0 870,0 1 100,0 8 600,0

Эффективность антикризисных мер, % 1,02 0,0164 0,00524 0,019

Италия Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 50000,0 100 000,0 490 000,0 920 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. — оценка) 2 300,0 2 500,0 3 600,0 11 000,0

Эффективность антикризисных мер, % 4,60 2,50 0,735 1,20

Ю. Корея Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 60 000 000,0 80 000 000,0 95 000 000,0 180 000 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. — оценка) 7 900 000,0 2 200 000,0 2 600 000,0 27 000 000,0

Эффективность антикризисных мер, % 13,17 2,75 2,74 15,00

КНР Прогноз 2007 г. (без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса) 7 500 000,0 8 500 000,0 9 500 000,0 59 000 000,0

Расчет по фактически имеющимся статистическим данным (для 2010,2011 гг. - оценка) 960 000,0 1 100 000,0 1 800 000,0 9 900 000,0

Эффективность антикризисных мер, % 12,8 12,9 18,9 16,8

0.0001

■ Россия

■ США

□ Япония

□ Германия

■ Великобритания

□ Италия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Южная Корея

□ Китаи

■ Индия

2008

2009

2010

2011

Рис. 8. Значения эффективности принятых в период мирового финансово-экономического кризиса

антикризисных мер

Примечания

1 Главными дисбалансами мировой экономики, приведшими к мировому финансово-экономическому кризису, эксперты называют: 1) дисбаланс между реальной стоимостью активов и объемов денежных средств, оборачивавшихся на финансовых рынках; так, например, мировой рынок страхования банков от дефолта по кредитам составил к концу второго квартала 2008 года 62 трлн долл., что превысило размер мирового ВВП в 2007 году; 2) дисбаланс мирового роста; в годы, предшествующие кризису, многократно вырос разрыв между потреблением и уровнем национального производства в развитых странах G7 и ряде европейских государств, превратив их в крупнейшие долговые экономики и стимулировав приток капитала со всего мира; 3) дисбаланс между ростом капитализации компаний, доходности вложений в финансовый сектор и доходностью вложений в реальный сектор, ростом производительности труда; в результате у некоторых внешне вполне успешных компаний реального сектора до кризиса убытки от их производственной деятельности покрывались за счет спекулятивных операций на финансовых рынках; 4) дисбаланс между реальными возможностями и обязательствами потребителей, прежде всего в США, сначала на ипотечном рынке, а затем на рынке потребительского кредитования. Более подробно см., напр., Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса — анализ и перспективы // Экономическая политика, 2009, № 3. С. 73 — 85; Гордиенко Д.В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности государств мира. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010, № 18 (75). С. 46—53.

2 По оценке МВФ, общие потери финансовых учреждений от финансового кризиса составили более 1000 млрд долл., из которых более 50 % связаны с низкокачественными ипотечными кредитами.

3 С начала 2000-х годов обострились системные проблемы: с одной стороны, огромный накопленный отрицательный платежный баланс в США (с 1999 г.) и ЕС (с 2006 г.), а с другой — растущее положительное сальдо в развивающихся странах и России. Поток сбережений из развивающихся стран (в основном Китая, Индии, стран ОПЕК) и России составлял в предкризисное десятилетие примерно 1 % нормы накопления развитых стран, компенсируя нехватку их собственных сбережений.

4 Сложилась модель глобализации, противоположная модели глобализации XIX — XX вв.: если в прошлом и позапрошлом столетии капитал двигался из развитых государств мира в развивающиеся страны (emerging markets) того времени, то в начале XXI в. развивающиеся рынки стали центрами сбережения, а развитые страны — основными потребителями.

5 Ferguson N. The Ascent of Money: A Financial History of the World. The Penguin Press, 2008. »Добро пожаловать в волшебный мир «Кимерики» — Китая плюс Америки, на который приходится десятая часть суши земного шара, четверть его населения, а в течение вот уже восьми лет — треть мирового производства и более половины мирового экономического роста. какое-то время казалось, что альянс этот подобен браку, заключенному на небесах. Восточные киммерийцы копили деньги. Западные киммерийцы деньги тратили. Китайский экспорт сдерживал инфляцию в США. Китайские сбережения сдерживали рост процентных ставок в США. Китайская рабочая сила сдерживала рост издержек на зарплату в США. В итоге занимать деньги стало очень легко, а руководить корпорациями — чрезвычайно выгодно. Благодаря Кимерике мировые реальные процентные ставки — стоимость заимствований с учетом инфляции — за последние 15 лет снизились более чем на треть от своего среднего уровня. Благодаря Кимерике прибыли американских корпораций в 2006 г. и их средняя доля в ВВП выросли примерно в той же пропорции. Но в этом таилась и ловушка. Чем более Китай был готов одалживать деньги Соединенным Штатам, тем сильнее становилось желание американцев занимать их. Иными словами, Кимерика стала первопричиной бума банковского кредитования, лихорадочного выпуска облигаций и заключения все новых деривативных контрактов, свидетелем которого мировые финансы оказались после 2000 г. Кимерика стала первопричиной буйного размножения «популяции» фондов хеджирования. И она же явилась первопричиной того, что долевые партнерства (private equity partnerships) получили возможность занимать деньги направо и налево и на одолженные средства скупать контрольные пакеты акций. Так Кимерика — или, как выразился Бен Бернанке, «избыток сбережений в Азии» — стала основной причиной того, что в 2006 г. ипотечный рынок США оказался настолько наводненным наличностью, что вы могли получить стопроцентный ипотечный кредит, не располагая при этом никакими доходами, нигде не работая и не владея имуществом».

6 В течение 2000-х годов «мягкая» денежно-кредитная политика правительств и центральных банков большинства развитых стран в условиях глобального замедления инфляции и притока капитала из развивающихся стран способствовала установлению низких ставок рефинансирования и отрицательных реальных процентных ставок по кредитам. Это, в свою очередь, привело к возникновению «пузырей» на рынках ряда активов — фондовом, недвижимости и т. д.

7 В результате национальное хозяйство США было призвано обеспечивать ведение военных действий в Ираке и Афганистане, финансирование которых не могло не привести к бюджетному дефициту. Страна в условиях экономического роста продолжала идти по пути наращивания бюд-

жетного дефицита вместо возвращения к «клинтоновской» политике профицитного бюджета.

8 Возникшие в небанковском финансовом секторе различные хедж-фонды, инвестиционные банки, фонды прямых инвестиций стали находиться за пределами традиционного регулирования со стороны правительств и центральных банков ряда стран или проводимая ими либеральная политика на финансовых рынках способствовала дерегулированию в использовании этих новых финансовых инструментов. В результате произошел системный провал всех органов надзора и контроля финансовых рынков.

9 В частности, США превратились в крупнейшую в мире долговую экономику. Уровень совокупного долга домашних хозяйств, бизнеса и государства в 2,4 раза стал превышать объем ВВП.

10 В этой связи также можно говорить о дисбалансе при решении двух противоположных, по сути, задач, решаемых правительствами США и стран ЕС: с одной стороны, стимулирования потребления домохозяйств, чтобы не допустить «дефляционной ловушки», а с другой — стимулирования ими сбережений, т.е. приведения в соответствие расходов домохо-зяйств с результатами их производственной деятельности. Беспрецедентная денежная политика Федеральной резервной системы США по предоставлению ликвидности сравнивается рядом экспертов с недобросовестным поведением (moral hazard) по отношению к мировой экономике. См., напр., Мау В. Глобальный кризис: опыт прошлого и вызовы будущего // Экономическая политика, № 4, 2009.

11 Безусловно, что мировую или резервную валюту нельзя «назначить». Выдвижение на эту роль происходит естественным путем, в результате проведения властями той или иной страны ответственной денежной политики, ведущей к повышению международной привлекательности национальной валюты.

12 В этом смысле кризис является объективно необходимым процессом экономической коррекции, выполняющим полезную экономическую функцию. Наиболее эффективными мерами, способствующими реализации этой альтернативы на современном этапе, как показывает история, являются: меры по сохранению платежных систем; смягчение острых социальных проблем; отказ от адресной поддержки неэффективных предприятий, банков, финансовых институтов; проведение ответственной бюджетной политики; структурная реформа инфраструктурных отраслей; реформирование системы правоприменения и поддержания правопорядка для обеспечения защиты прав собственности и пр.

Примерами, иллюстрирующими проведение мер, способствующих относительно быстрому выходу из кризиса, являются действия британского правительства во время предыдущего крупного кризиса 1979 — 1980 годов,

действия правительства Южной Кореи во время азиатского кризиса 1997 — 1998 года.

13 Реализация этой альтернативы происходит, как правило, вследствие проведения деструктивной политики правительствами (властями) в условиях кризиса, которая состоит в попытках спасти предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие» (т. е. в наибольшей степени вписанные в докризисную диспропорциональную экономику).

Примерами, иллюстрирующими проведение деструктивной политики правительствами (властями) в условиях кризиса, являются политика правительства США в 1930 году, благодаря которой рецессия переросла в Великую депрессию, политика властей Японии в ходе и после кризиса 1990 года, когда экономика этой страны в течение всего последующего периода так и не вышла на траекторию уверенного роста. Более подробно см., напр., Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса. // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 5 — 11.

14 Источник: Цзинцзи жибао. 11.12.2008.

15 О таком подходе китайского руководства, в частности, говорилось на 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 года) и в отчетном докладе премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао на 2-й сессии ВСНП 11 созыва в марте 2009 года: «Расширение внутреннего спроса считать долгосрочным стратегическим курсом и главной точкой приложения сил в стимулировании роста экономики».

16 В 2008 году эта сумма составляла 12,5 % ВВП Китая. Необходимость реализации «стимулирующего пакета» и его объем был подтвержден на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11 созыва в марте 2009 года.

17 Для реализации этих первоочередных задач уже в декабре 2008 года в экстренном порядке была подготовлена первая часть антикризисной программы экономического стимулирования, рассчитанная на IV квартал 2008 года. В соответствии с этой «малой программой» декабре 2008 года Госсовет КНР выделил первый транш на финансирование антикризисных мероприятий размере 100 млрд юаней (в т. ч. 10 млрд юаней — на строительство экономичного (дешевого) жилья для населения, 34 млрд юаней — на капитальное строительство в деревне, 25 млрд юаней — на строительство железных дорог, шоссе, аэропотов, 13 млрд юаней — на социальное строительство, 12 млрд юаней — на развитие экологии, 6 млрд юаней — на развитие собственных инноваций). С использованием этих средств, в частности, началось строительство большого железнодорожного моста в провинции Хубэй и сооружение в провинции Ляонин первой в Северо-Восточном Китае АЭС Хунъяньхэ. Источник: Чжунго гайгэбао. 02.12.2008.

18 Согласно данным Государственного комитета по развитию и реформам КНР, 1,8 трлн. юаней из общей суммы, выделенной на реализацию «стимулирующего пакета», планировалось потратить на строительство железных дорог, шоссе, аэропортов, электрических и атомных станций; 1 трлн. юаней будет инвестировано для преодоления негативных последствий землятресения в провинции Сычуань; 370 млрд юаней — на субсидии в сельскохозяйственном секторе и инфраструктуре; 350 млрд юаней — на защиту окружающей среды; 160 млрд юаней будут использованы на поддержку бизнеса; 280 млрд юаней — направлены в сектор недвижимости; 40 млрд юаней будет потрачено на социальную сферу. Источник: China Daily. 13— 14.12.2008. На эти же цели был направлен и пакет мер Госсовета КНР по стимулированию рынка недвижимости (декабрь 2008 г.). Источник: Синьхуа. 10.01.2009. Правительство Китая также объявило о крупном пакете налогово-бюджетных стимулов выхода из финансово-экономического кризиса на 2009 — 2010 годы (хотя и без четкого указания его точного размера). По оценкам МВФ совокупный размер налогово-бюджетных стимулов составит в 2009 году 4 % ВВП, а затраты на поддержку государственных предприятий — 1 % ВВП. Источник: World economic outlook. Russian. Перспективы развития мировой экономики — Wash., D.C.: International Monetary Fund, 2009. Из суммы дополнительных затрат государства, выделяемых для финансирования указанных программ, 30 % (1,18 трлн. юаней) приходилось на средства центрального бюджета, остальное (2,82 трлн. юаней) — на ассигнования местных бюджетов и кредиты государственных банков. С целью мобилизации необходимых дополнительных финансовых ресурсов предполагалось возобновить выпуск целевых государственных казначейских обязательств для использования полученных средств в инвестиционной сфере.

19 В 2007 году ВВП Китая на 37 % формировался за счет экспорта. Объем внешней торговли за 7 месяцев 2009 года составил 1,15 трлн. долл., что на 22,7 % меньше показателя 2008 года.

20 В частности, «мерами» предусмотрено: увеличение кредитной квоты для основных китайских банков на 100 млрд юаней (14,5 млрд долл.); приостановка продаж трехлетних облигаций китайского Центробанка; поддержка предприятий, планирующих операции по слиянию и поглощению через фондовые рынки, а также разрешение зарубежным банкам выдавать кредиты китайским компаниям для этих целей. Благодаря только этим мерам, темпы роста денежной массы в стране, по мнению китайского правительства, должны увеличиться до 18 — 20 %.

21 В частности Комитет по управлению и контролю за банковской деятельностью объявил, что соотношение «кредиты — депозиты» для этих банков может «в определенных границах» превышать установленный норматив (75 %), а также рекомендовал банкам усилить кредитную поддержку

малых предприятий и аграрного сектора. В результате в ноябре 2008 года размеры вновь выданных банковских кредитов составили 476,9 млрд юаней (в 4 раза больше, чем в ноябре 2007 года), а в декабре достигли уже 771,8 млрд юаней. В целом, в 2008 году размеры вновь выданных кредитов составили 4,91 трлн. юаней (на 1,28 трлн. юаней больше, чем в 2007 году). Источники: China Daily. 15.12.2008, 02.02.2009, Синьхуа. 11.01.2009. Одновременно НБК была снижена норма обязательного резервного депонирования для коммерческих банков: к концу 2008 года ее уровень был уменьшен с 17,5 до 14,5 %.

22 В первой половине 2009 года объем банковского кредитования увеличился на 7,72 трлн. юаней (1,14 млрд долл.), т.е. вырос на 32,8 %. При этом кредиты малым и средним предприятиям составили 54,3 % всех кредитов, выданных китайским предприятиям за полугодие. Источник: Жень-минь жибао. 10.08.2009.

23 В сентябре — декабре 2008 года НБК с целью стимулирования банковского кредитования промышленности неоднократно снижал уровень процентных ставок: три раза в сентябре — октябре (каждый раз на 0,27 %), один раз в ноябре (на 1,08 %) и один раз в декабре (на 0,27 %). В результате за короткое время базовая ставка по кредитам сроком на 1 год была поэтапно снижена с 7,47 до 5,31 % годовых, а по депозитам на 1 год — с 4,41 до 2,25 %. Источник: China Daily. 15.12.2008.

24 С целью повышения спроса на национальном рынке ценных бумаг был существенно расширен доступ на фондовый рынок КНР для крупных иностранных банков и финансовых компаний. В частности, Госсовет КНР увеличил квоту (с 10 до 30 млрд долл.) для операций т.н. квалифицированных иностранных институциональных инвесторов на рынке акций китайских предприятий, совершаемых за юани (акции типа «А»). Одновременно с января 2009 года для облегчения финансовых трудностей китайским компаниям было разрешено выпускать и размещать на межбанковском рынке корпоративные облигации на сумму менее 500 млн юаней, что смягчило требования к минимальным размерам корпоративных заимствований на фондовом рынке.

25 Важнейшими мерами по обеспечению роста потребления среди более 800-миллионного сельского населения Китая стали: повышение доходов крестьян путем регулирования закупочных цен на зерно (с января 2009 года повышены на 15 %) и другую сельскохозяйственную продукцию; увеличение помощи в приобретении высокосортных семян и сельхозтехники; субсидирование (до 10 — 13 %) правительством покупки и раздача талонов на приобретение деревенскими жителями бытовой техники. В 2008 году ассигнования центрального бюджета на субсидии крестьянам составили 102,77 млрд юаней (более чем в 2 раза больше уровня 2007 года). Источник: Синьхуа. 5.01.2009. В 2009 году центральное правительство КНР финанси-

ровало три программы стимулирования потребления в сельской местности, которые включали субсидирование продаж автомобилей (на общую сумму 5 млрд юаней), бытовых электроприборов и электроники (50 млрд юаней), сельскохозяйственных машин (10 млрд юаней) и были распространены на половину территории страны. В течение ближайших 5 лет политика субсидий позволит, по расчетам китайских специалистов, увеличить внутренний платежеспособный спрос более чем на 500 млрд юаней.

26 В частности, с 1 февраля 2009 года в стране началась акция «Деревне — бытовую технику»: крестьянам при покупке продукции электронной промышленности и бытовой техники (стиральных машин, холодильников, компьютеров, мобильных телефонов) стали предоставляться субсидии в размере до 13 % от цены товара. Согласно прогнозам в ближайшие четыре года объем реализации бытовой техники в сельских районах может достичь 920 млрд юаней. Источник: Китай. 2008. № 3. С. 34 — 35.

Одновременно, в целях расширения и совершенствования предложения отечественных товаров и услуг на внутреннем рынке в Комитете по реформе и развитию в декабре 2008 года — феврале 2009 года были разработаны программы реструктуризации и модернизации десяти ключевых отраслей промышленности КНР, на долю которых приходится более 30 % ВВП и 30 % занятых в городах. В их числе автомобиле- и судостроение, нефтехимия, легкая и текстильная промышленность, машиностроение, электронная промышленность, черная и цветная металлургия, информационные технологии, современная логистика. Программы реструктуризации и модернизации этих отраслей промышленности предусматривают реализацию соответствующих комплексов мер — от расширения и совершенствования производственных отраслей до целевого субсидирования спроса в сегментах потребительского рынка, предоставления налоговых льгот, снижения тарифов на электроэнергию и т.д. Источники: Синьхуа. 13.01.2009. Жэнь-минь жибао. 15.03.2009.

27 Пакет мер Госсовета КНР по стимулированию рынка недвижимости был принят в декабре 2008 года. В частности гражданам КНР было разрешено продавать жилье без уплаты налогов в случае, если собственник владеет этим жильем не менее 2 лет (ранее — не менее 5 лет). В случае если жилье находится в собственности продавца менее 2 лет, то он уплачивает налог только с разницы между ценой продажи и ценой приобретения (ранее — с цены продажи). Для активизации покупок жилья гражданам, имеющим жилье «размером меньше среднего» было разрешено покупать второе жилье с использованием льготного кредитования. Источник: Синьхуа. 10.01.2009.

28 В 2009 году базовым медицинским обслуживанием было охвачено 1,2 млрд человек. Только в течение 2009 — 2011 гг. предполагается направить на развитие здравоохранения 124 млрд долл. При этом выделяемые на

здравоохранение средства проходят отдельной статьей финансирования и не включены в «стимулирующий пакет».

В 2009 году на основе принятых Госсоветом КНР «Руководящих положений о введении в опытном порядке нового пенсионного обеспечения сельского населения» (кит. — Оиапуи кш1каи хтх^ пенсии $квкш уа^1ао Ьаохгап $Ы&ап zhidao уцгап) в Китае была введена система пенсионного обеспечения сельских жителей. Крестьяне в возрасте старше 60 лет стали получать пенсии от государства. Размер пенсий определяется в зависимости от района проживания и других факторов. Также были повышены пенсии для работников городских предприятий.

Также было реалиовано требование ЦК КПК и Госсовета КНР о создании системы оказания помощи населению города и деревни, поддержки той его части, которая в кризисный период испытывает наибольшие трудности. На эти цели в 2009 году центральное правительство Китая выделило 54 млрд юаней (8,2 млрд долл.), что на 49 % превысило аналогичные расходы в 2008 году. Охват системой социального обеспечения только 20 % городской бедноты позволил увеличить потребительские расходы населения на 10 млрд юаней (1,5 млрд долл.).

29 Одной из первых мер по обеспечению жильем малообеспеченных граждан, явилась реализация 36 проектов жилищного строительства в провинции Шаньси. При этом планировалось расселение почти 14 тыс. семей с низким уровнем дохода и создание 12 тыс. новых рабочих мест.

30 По словам премьера Госсовета КНР, Китай «решительно разработал десять пунктов» — 10 мер по расширению внутреннего спроса. Эти антикризисные меры направлены, прежде всего, на строительство жилья социального обеспечения, улучшения жизни на селе, развитие здравоохранения, образования и культуры, инфраструктурное строительство (создание гидрообъектов, прокладку железных и шоссейный дорог, строительство аэропортов). В целях реализации этих мер только в 2009 году правительство Китая увеличило на 20 % расходы на поддержку села, на 24 % — расходы на образование, на 17 % — на социальное обеспечение и на 14,9 % — на оборону.

31 На 3-м пленуме ЦК КПК 17-го созыва (октябрь 2008 года), на 2-й сессии ВСНП 11 созыва (март 2009 года) руководством страны были поставлены проблемы, связанные с увеличением поддержки решения «трех сельских проблем» (санъ нун) — сельское хозяйство, деревня, крестьяне. В числе основных были названы такие задачи, как создание отраслей промышленности, ориентированных на нужды села, и развитие ключевых сельскохозяйственных районов. Необходимыми условиями решения «сельских проблем» были объявлены: рост объема финансирования всех отраслей агросферы; переоснащение ее производственной базы более современным и эффективным оборудованием; внедрение прогрессивных инноваций и биотехнологий.

Роль и значение принятия антикризисных мер в аграрном секторе экономики были раскрыты в решении Всекитайского совещания по работе в деревне (декабрь 2008 года) «Об ускоренном развертывании программы модернизации сельского хозяйства с китайской спецификой» и директивных документах Госсовета КНР и ЦК КПК (документ № 1, 2009 г. — «Мнение ЦК КПК и Госсовета КНР о работе в деревне»): «Наибольший потенциал для расширения внутреннего спроса — в деревне, базовая опора для устойчивого и сравнительно быстрого развития экономики — в сельском хозяйстве, самое трудное звено в обеспечении и улучшении жизни народа — крестьянство». Источник: Цзинцзи жибао. 29.12.2008.

Практически одновременно в 2008 году были также обнародованы три долгосрочные целевые программы, уточняющие и конкретизирующие выполнение антикризисных мероприятий в сельском хозяйстве: Программа среднесрочной и долгосрочной продовольственной безопасности Китая (2008 — 2020 гг.), Программа развития системы баз товарного производства (2008 — 2015 гг.) и Программа использования земельных ресурсов (2008 — 2020 гг.).

32 «Третья промышленность» — принятое в Китае обозначение коммерции, торговли продовольственными товарами, сферы информационных, юридических, консалтинговых, ремонтных услуг, туризма, городского транспорта, перевозки грузов, финансов, страхования, телекоммуникаций, культуры, образования, науки и исследований и пр. Справочно: «первая промышленность» — сельское хозяйство, «вторая промышленность» — промышленное производство и строительство.

33 4 января 2009 года Министерство промышленности и информации КНР объявило, что для облегчения положения и содействия развитию средних и малых предприятий в условиях глобального финансово-экономического кризиса предусмотрены шесть мер: (1) решить трудности в финансировании и гарантиях работы средних и малых предприятий; (2) помочь предприятиям в расширении рынка; (3) стимулировать регулирование структуры предприятий и обновление производства; (4) обновить управление, повысить рыночную конкурентоспособность предприятий; (5) создать благоприятный политический и рыночный климат, совершенствовать систему предоставления общественных услуг; (6) всемерно поддерживать производство для обеспечения стабильности в области трудоустройства.

Министерство финансов и Госкомитет по делам развития реформ КНР объявили об отмене с 1 января 2009 года 100 видов административно-управленческих сборов и налогов для средних и малых предприятий в таких сферах как строительство, экспорт, переработка сельскохозяйственной продукции, производство лекарств и т. д., а также в образовании, трудоустройстве, миграции кадров. В частности, были отменены сборы за охрану дорог и фарватеров, управление автодорожным и водным транспор-

том, надбавки к ценам на автодорожный и водный транспорт. Для облегчения работы мелких промышленных предприятий и индивидуальных предпринимателей была установлена единая ставка НДС в размере 3 %, а для предприятий с уровнем годового дохода меньше 300 тыс. юаней ставка налога на прибыль была уменьшена с 25,0 до 20,0 %. Источники: China Daily. 10.12.2008, 14.01.2009.

Одновременно в 2008 году из центрального и провинциальных бюджетов было выделено 28,64 млрд юаней на стимулирование технической инновационной деятельности, качественное обновление продукции средних и малых предприятий, освоение ими международных рынков. Источник: Женьминь жибао. 16.03.2009.

В марте 2009 года Министерство финансов КНР объявило о выделении 1 млрд юаней (147 млн долл.) в виде субсидий на предоставление кредитных гарантий среднему и малому бизнесу: на получение таких субсидий смогут претендовать 330 финансовых учреждений «с налаженной системой управления и необходимым потенциалом для предотвращения рисков».

34 В ноябре 2008 года Министерством финансов КНР и Главным налоговым управлением было объявлено об изменениях в налоговой системе, подняты ставки возвращения налога на добавленную стоимость (НДС) на ряд экспортируемых товаров. С 1 января 2009 года были введены изменения в налоги: на НДС (предприятия освобождались от уплаты НДС при приобретении нового технологического оборудования для реализации инвестиционных программ), налог на деловую активность и налог на потребление. С 1 февраля 2009 года была увеличена ставка возврата НДС на экспортный текстиль и готовую одежду (всего 3325 наименований товаров) с 14 до 15 %. Реформа налога на НДС, по оценкам экспертов, позволит сократить налоговое бремя китайских предприятий на сумму около 18 млрд долл.

Кроме того, правительство КНР выделило 15 млрд юаней для помощи предприятиям в выплате процентов по займам, которые были взяты для продвижения технологий.

35 Одним из первых явился проект сооружения природоохранных объектов в Синьцзян-Уйгурском автономном районе общей стоимостью в 250 млн юаней.

36 Согласно решениям Госсовета КНР и «Плану регулирования и возрождения производства» усилия правительства в 2009 году были сосредоточены на: (1) модернизации оборудования для металлургической промышленности, цветной металлургии, химической, легкой, текстильной и пищевой отраслей; (2) стимулировании производства крупногабаритного машинно-технического оборудования, повышении качества комплектующих изделий; (3) разработке проектов и производстве автомобилей, работающих на новых источниках энергии, энергосбережении, защите окружающей среды и безопасности производства; (4) создании новых образцов

интегральных схем и передовых производственных линий, разработке новых способов передачи изображения и развитии цветного телевидения, проведении исследований и организации производства средств мобильной связи нового поколения TD-SCDMA, создании ЭВМ нового поколения, внедрении Интернета, ускоренном развитии производства программного обеспечения; (5) производстве оборудования для атомных и ветровых электростанций; (6) диверсификации способов перевозки грузов, модернизации транспортного оборудования, совершенствовании систем распределения и доставки материальных ресурсов и продукции в города и сельскую местность. В тоже время Министерство промышленности и информатизации КНР выработало пакет из 7 мероприятий, которые должны были поддержать сталелитейную, автомобильную и судостроительную промышленность. Источник: Итоги заседания Госсовета КНР 6 мая 2009 г. // Жень-минь жибао. 07.05.2009. Например, в нефтехимическую промышленность в течение 2009 — 2010 гг. планировалось инвестировать 500 млрд юаней, в т. ч. 100 млрд юаней будет направлено на совершенствование технологических процессов с целью повышения качества продукции, а 400 млрд юаней — на строительство двадцати новых крупных предприятий. Также предполагается увеличение нормы возврата НДС при экспорте нефтехимической продукции. За первые пять месяцев 2009 года в нефтехимическую промышленность КНР было инвестировано 8,47 млрд юаней. Источник: China Daily. 22.01.2009. В автомобилестроении Госсоветом КНР планируется выделение 10 млрд юаней на создание специального отраслевого фонда с целью внедрения новых технологий и освоения производства т. н. гибридных автомобильных двигателей, использующих альтернативные виды энергоносителей. Также было объявлено о снятии административных ограничений и двукратном снижении налога на приобретение автомобилей, предоставлении крестьянским хозяйствам субсидий на покупку легких грузовиков, развитии потребительского кредитования при покупке отечественных автомобилей и пр. Программа реструктуризации и модернизации сталелитейной промышленности предусматривает ликвидацию избыточных мощностей с устаревшей производственной технологией, стимулирование технической модернизации, поощрение корпоративных слияний и поглощений с целью концентрации производства, а также уменьшение или полную ликвидацию экспортных таможенных пошлин на продукцию отрасли, покупку некоторых видов конечной продукции для создания государственных резервов. 14 января 2009 года на заседании Постоянного комитета Госсовета КНР был рассмотрен и утвержден План развития отечественной металлургии, направленный на преодоление проблем, возникших в отрасли в результате мирового финансово-экономического кризиса. Согласно этому плану в Китае ожидается вывод из эксплуатации отсталых производств общей мощ-

ностью 100 млн т стали. В 2009 году предстояло вывести из эксплуатации мощности по производству 10 млн т чугуна и 6 млн и стали.

37 Для реализации этих задач только в декабре 2008 года практически 1/3 общей суммы «малой антикризисной программы экономического стимулирования», рассчитанной на IV квартал 2008 года (100 млрд юаней), было направлено на капитальное строительство в деревне (школы, поликлиники, учреждения культуры и т.д.) и проекты жизнеобеспечения сельского населения (развитие системы ирригации, обеспечение питьевой водой и пр.). Для контроля процесса освоения выделенных средств правительством были созданы и посланы на места 24 рабочие группы контроля с целью обеспечить целевое использование выделенных средств и качественное выполнение работ.

38 Так, например, провинция Юньнань утвердила 12 мер по расширению внутреннего спроса, в т.ч. увеличение финансовой поддержки сельскому хозяйству: дополнительные инвестиции в размере 1 млрд юаней в основные фонды агросферы должны обеспечить прирост потребительского спроса сельскохозяйственного населения. Источник: Нунминь жибао. 02.12.2008. Правительство провинции Аньхой создало 21 хозяйственную бригаду для проведения курса «усиления поддержки решения аграрных проблем» (цян санъ нун), «расширения внутреннего спроса» (ко нэйцю) и «обеспечения роста производства» (бао цзэн чжан) с целью «обеспечения прироста производства зерна в установленном размере». Бригадам были поставлены задачи закупать все излишки зерна и хлопка у крестьян, а также строить производственную и бытовую инфраструктуру в деревне. В провинции Фуцзянь были увеличены инвестиции в инфраструктуру сельского хозяйства («выравнивание полей», восстановление «больных» водохранилищ и пр.). Источник: Нунминь жибао. 03.12.2008.

39 В 2009 году прямые иностранные и внутренние инвестиции составили 81,6 млрд долл. Ожидается, что в 2010 году их объем составит 80,9 млрд долл., в 2011 г. — 82,9 млрд долл., в 2012 г. — 95,3 млрд долл.

40 В 2009 году средний доход на душу населения вырос до 6,3 тыс. долл. (в 2000 г. — 4 тыс. долл.). Предполагается, что к 2012 г. он увеличится до 7 тыс. долл.

41 Данные Государственного управления статистики КНР. URL: http: / / www.stats.gov.cn/tjfx/jdfx/t20090727_402574913.htm; http: // www.stats. gov.cn/tjfx/jdfx/t20090724_402574576.htm.

42 По данным Международного валютного фонда (МВФ), результаты реализации принимаемых китайским правительством мер позволяют с определенным оптимизмом рассматривать итоги 2009 года и надеяться на позитивную динамику в 2010 году. Эксперты МВФ дали положительную оценку планам китайского правительства в области поддержки частного

сектора экономики, технического перевооружения предприятий, повышения энергетической эффективности, стимулирования расходов на инновации и научные исследования, оптимизации («упорядочения») отраслей с избыточным производственным потенциалом. По мнению экспертов МВФ, постепенное оживление китайской экономики будет способствовать росту иностранных инвестиций в КНР.

43 Пороговыми (на диаграммах — единичными) уровнями экономической безопасности КНР считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 4 000 млрд долл. (в ценах 2003 года); 2) для валового сбора зерновых — 600 млн т. (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал — 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 1,1 % к ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5 % к ВВП); 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для уровня безработицы — 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации — 25 % к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга — 40 % и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20 % к общему объему расходов бюджета центрального правительства; 15) для дефицита бюджета центрального правительства — 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции — 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов — 26 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 20 %.

44 «Превратить кризис в шанс» (кит. — Hua weiji weijiyu) // Женьминь жибао. 2008. 12 ноября.

45 В частности, только в период с сентября по декабрь 2008 года ставка рефинансирования ФРС была понижена с 2,75 до 0 — 0,25 %. Это фактически означало бесплатную раздачу денег банкам.

46 Государственная помощь оказывалась путем выкупа ценных бумаг, выдачи государственных гарантий по ним или предоставления целевых кредитов.

47 Прежде всего, безнадежных кредитных портфелей банков, сформированных в процессе ипотечного кредитования. В этой связи в октябре 2008 года американским конгрессом был одобрен «План Полсона», заключающийся в том, что Министерство финансов США занимает на мировом финансовом рынке 700 млрд долл. путем выпуска краткосрочных обязательств и выкупает у частных банков их безнадежные долги, обеспеченные залогом недвижимости, а также покупает пакеты акций этих банков. План

также предусматривал, что каждый банк, долги и акции которого будут куплены Минфином, полностью изменит свою финансовую политику: будет обеспечивать страховку от дальнейших потерь, связанных с ипотечным кредитованием; введет ограничения на зарплату высших руководителей и откажется от обычной практики «золотых парашютов», когда высокопоставленные сотрудники банка, его покидающие, получают грандиозные суммы в качестве вознаграждения за проделанную работу.

В последствии министр финансов США Г. Полсон объявил, что ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, выкупаться не будут — правительство будет покупать только акции банков, т. к. это является более эффективным способом оказания денежной помощи. Кроме того, денежная помощь во все возрастающем масштабе будет распространяться на небанковские финансовые институты.

48 Частно-государственной инвестиционной программой (Public-Private Investment Program, PPIP) предусмотрено использование Минфином, ФРС, Федеральной корпорацией страхования депозитов США и частным капиталом от 75 до 100 млрд долл., выделенных ранее Конгрессом, для создания условий по выкупу «токсичных» активов на сумму от 500 до 1000 млрд долл.

49 В числе первых в начале сентября 2008 года были фактически национализированы Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association, FNMA, или шуточно Fannie Mae) и Федеральная ипотечная кредитная корпорация (Federal Home Loan Mortgage Corporation, FHLMC, или шуточно Freddie Mac) с активами 5,3 трлн. долл. В начале сентября 2008 года Министерство финансов США объявило, что берет эти организации под госконтроль и приобрело долю в 1 млрд долл. в каждой из компаний в форме особо привилегированных акций, обеспечивающих правительству пакет в 79,9 %. Их руководители были уволены и заменены государственными кризисными управляющими.

50 Федеральная резервная система (ФРС) США приняла в ноябре 2008 года две масштабные программы, в соответствии с которыми ФРС выкупает долговые обязательства, выпущенные Федеральной национальной ипотечной ассоциацией и Федеральной ипотечной кредитной корпорацией, на сумму 100 млрд долл., а также, совместно с Минфином, участвует в выдаче кредитов тем гражданам, кто уже имеет долги по покупке автомобилей, получению образования и приобретению кредитных карт, на сумму 200 млрд долл.

51 Пороговыми (на диаграммах — единичными) уровнями экономической безопасности США считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) — 7 000 млрд долл. (в ценах 2003 года); 2) для валового сбора зерновых — 140 млн т. (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал — 16 % к ВВП; 4) для доли расходов на оборону — 3 % к

ВВП; 5) для доли затрат на «гражданскую» науку — 1,5 % к ВВП); 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции — 15 %; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве — 25 %; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения — 7 % к всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения — 8; 10) для уровня безработицы — 8 % к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации — 25 % к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга — 40 % и 30 % к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга — 20 % к общему объему расходов федерального бюджета; 15) для дефицита федерального бюджета — 3 % к ВВП; 16) для уровня инфляции — 25 %; 17) для объема золотовалютных резервов — 75 млрд долл.; 18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта — 25 %; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов — 20 %.

52 World economic outlook, April 2009. Crisis and recovery. — Wash.: IMF, 2009. — 221 p.

53 Bernanke B. Lessons of the financial crisis for banking supervision. — Wash.: FRS, 2009. — 5 p.

Бюджетные прогнозы, основанные на подготовленном администрацией США бюджете на 2009 бюджетный год и Бюджетным управлением Конгресса США на 2009 — 2019 годы, включают, в частности, пакет стимулов по выходу страны из финансово-экономического кризиса и обеспечению экономической безопасности страны в размере 787 млрд долл. в рамках Закона о восстановлении и реинвестировании американской экономики (2009). Источник: World economic outlook. Russian. Перспективы развития мировой экономики — Wash., D.C.: International Monetary Fund, 2009.

54 О показателях экономической безопасности государства и правилах их нормировки, как было отмечено выше, см., напр., Гордиенко Д.В. Проблемы интегральной оценки экономической безопасности государства / Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». — М.: МФЮА, 2006. С. 136—142; Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2-е издание, расшир., 2007. 164 с.; Гордиенко Д.В., Хохлов A.C. Военно-экономическая безопасность государства. Монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2008. 297 с.; Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. — 224 с.: ил.

По мнению авторов «Экономическая безопасность России: Общий курс»: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. — М.: Дело, 2005. — 896 с. таки-

ми показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут быть: 1. Объем валового внутреннего продукта (ВВП); 2. Валовой сбор зерновых, млн т.; 3. Доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП); 4. Доля расходов на оборону (в % к ВВП); 5. Доля затрат на «гражданскую» науку (в % к ВВП); 6. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции (в %); 7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве (в %); 8. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения (в %); 9. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 10. Уровень безработицы (в % к экономически активному населению); 11. Уровень монетизации (в % к ВВП); 12. Внешний долг (в % к ВВП); 13. Внутренний долг (в % к ВВП); 14. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга (в % общего объема расходов бюджета); 15. Дефицит федерального бюджета (бюджета центрального правительства) (в % к ВВП); 16. Уровень инфляции (в %); 17. Объем золотовалютных резервов (млрд долл.); 18. Отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта (в %); 19. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов (в %).

Предполагается, что наименъшее возможное значение /-го нормированного частного показателя экономической безопасности государства — Р/,тт = 0,01 — соответствует наименьшему уровню экономической безопасности нашего государства при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. И, наоборот, наиболъшее возможное значение /-го нормированного частного показателя — Р;;тах = 100 — соответствует наибольшему уровню безопасности национального хозяйства нашей страны также при фиксированных значениях остальных частных показателей-индикаторов. Единичное значение /-го нормированного частного показателя — Р; = 1 — соответствует пороговому уровню экономической безопасности государства.

55 При одинаковой значимости компонент безопасности национальных хозяйств развитых государств мира (т. е. при а// = 1) и отсутствии взаимозависимости их национальных хозяйств (т. е. при ак = 0) наименъшее возможное значение общего нормированного показателя экономической безопасности /-го государства — УЭБ/тд = 10—38 — соответствует наименьшему уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наиболъшее возможное значение этого показателя — УЭБ/ тах = 1038 — соответствует наибольшему уровню экономической безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства — УЭБ/ = 1 — соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики /-го государства. Это значение соответствует общему (интегральному) условному «порогу», ко-

торый, тем не менее, дает представление о некоторой границе между состоянием защищенности и состоянием незащищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз.

Трудно искать какой-либо физический смысл в значениях общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства. Тем более нельзя абсолютизировать эти значения и применять к ним правила математического анализа. Однако, полученные таким образом значения общих (интегрированных) показателей экономической безопасности государства позволяют судить о том насколько уровень защищенности национального хозяйства страны поднялся (или опустился) относительно условно принятого порога и, следовательно, насколько этот уровень приблизился к уровню абсолютной защищенности (или абсолютной незащищенности) национального хозяйства. Для нашего случая (т.е. случая одинаковой значимости компонент безопасности национального хозяйства и принятых правилах нормировки частных показателей экономической безопасности) уровень абсолютной экономической безопасности государства составляет 1038, а уровень абсолютной незащищенности национального хозяйства страны — 10—38. В общем случае компоненты безопасности национального хозяйства имеют разную значимость для общего (интегрированного) показателя (уровня) экономической безопасности государства. В частности, такая разнозначимость особенно проявляется для условий функционирования национального хозяйства в мирное время, в угрожаемый период и в военное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.