Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №3
история формирования модели высшей школы китая (первая половина XX в.)
Л. В. Попов
(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
Статья посвящена изучению истории становления и развития в конце XIX и в первой половине XX в. системы высшего образования Китая. Рассматриваются эксперименты по апробации ряда иностранных академических моделей, а также особенности их реализации с учетом национальных и культурных образовательных традиций. Выявлены предпосылки нынешних успехов высшей школы Китая, сделано предположение о перспективах развития ведущих университетов страны.
Ключевые слова: высшее образование, история высшего образования, высшая школа Китая, университеты Китая.
Происходящий в настоящее время беспрецедентный количественный и существенный качественный рост системы китайского высшего образования обусловлен в первую очередь постоянными целенаправленными усилиями в последние десятилетия государства, партии и общества, мощным финансированием высшей школы и принятием целого ряда других эффективных мер . Между тем представляет интерес рассмотрение некоторых вопросов становления и развития высшей школы Китая в конце XIX и в первой половине XX в . , в частности вопросов выбора Китаем модели университетского образования и формирования определенных предпосылок нынешнего успешного развития китайских вузов
Считается, что самые первые учебные заведения, которые можно считать высшими учебными заведениями, появились еще во времена династии Западное Чжоу (1046-771 гг . до н .э .) . Так, например, Академия Цзися в Китае возникла раньше знаменитой Академии Платона в Древней Греции [1]. К концу правления династии Южная Сун (11271279 гг.) окончательно сложилась государственная система образования, важной частью которой стали высшие учебные заведения
Традиционно в Китае образование расценивалось прежде всего как один из важных инструментов обеспечения стабильности и процветания государства во главе с императором . Наиболее влиятельной основой для таких представлений и для практической деятельности в области образования являлось учение Конфуция Педагогическая практика, построенная на базе философии конфуцианства, играла ведущую роль в длительной истории развития китайского образования . О твердой линии следования древним традициям говорит, в частности, факт
существования (пусть и с существенными изменениями) на протяжении тринадцати веков - 606 до 1905 г .н . э . - системы императорских государственных экзаменов . Подготовка к сдаче императорских экзаменов для последующего назначения лучших выпускников на высокие государственные должности стала основной задачей китайских Академий в период правления последней китайской династии Цин (1644-1911 гг.) .
Производственная и научно-технологическая отсталость Китая в середине и во второй половине XIX в . вместе с рядом других факторов привела к поражениям страны в Опиумных войнах (1839-1842 гг . и 18561860 гг .). Это же относится и к проигранным Китаем войнам с Францией (1882-1885 гг . ) с утратой Аннама (нынешнего Вьетнама), а также с Японией (1894-1895 гг .) с потерей Кореи и Тайваня . Эти трагические события, а также мощные крестьянские восстания и другие кризисные явления способствовали развитию в обществе реформаторских настроений и движений . Реформаторы выступали, в частности, за преодоление отсталости государства, за обретение страной независимости, за повышение грамотности народа и подготовку квалифицированных кадров .
Одной из причин кризисов, некомпетентности и коррумпированности властей, по мнению реформаторов, являлся застой в образовании, неэффективная традиционная система образования, построенная на неоконфуцианских основах, препятствующая развитию наук и технологий, переводу и публикации книг, изданных в западных странах, и не создающая условий для отбора талантов Происходили постепенные изменения и в оценках роли образования в обществе Традиционный взгляд на образование, как на важный инструмент обеспечения стабильности и процветания монархического государства уступал представлениям об образовании как способе достижения человеком равенства возможностей и как об одном из фундаментальных прав человека
Под давлением реформаторов и в связи с массовым проникновением в страну миссионеров, создававших многочисленные учебные заведения западного типа, с 70-х гг. XIX в . в Китае начинаются эксперименты по внедрению западных моделей образования . Создаются учебные заведения нового типа - лингвистические и индустриальные школы, морские академии, идет отбор талантливой молодежи для отправки на обучение в США и Европу. Мощное воздействие на формирование прозападных умонастроений реформаторов оказывало проникновение в Китай произведений европейских мыслителей Особый вклад в этот процесс внесли возвращающиеся после обучения на Западе китайские специалисты .
Вот один лишь пример того, как это происходило Выпускник военно-морской академии в Фу-чжоу молодой китайский морской офицер Янь Фу был отправлен для службы в военно-морские силы Британии . За годы этой службы (1877-1879 гг ) он настолько проникся западными идеями, что посвятил всю свою дальнейшую жизнь переводам
на китайский язык работ европейских авторов Янь Фу считал, что эти идеи привели к процветанию западный мир и без них Китай не сможет преодолеть отсталость и достичь былого могущества
Реформы в образовании набирали силу Важным событием в изменении форм организации обучения стало, в частности, открытие Пекинской высшей школы иностранных языков Отметим, что организаторы новых учебных заведений старались по мере возможности следовать принципу заимствования лучших передовых западных технологий и форм обучения при сохранении самого главного - традиционных китайских ценностей . Разумеется, даже такие «половинчатые» реформы в образовании активно поддерживали западные страны, а китайское правительство того времени расширяло политику «открытых дверей» .
Лидеры реформаторов Кан Ювэй и Лян Цичао активно критиковали систему императорских экзаменов, настаивали на ее коренном реформировании и приводили в пример быстрое экономическое развитие Японии, последовавшее, по их мнению, именно после такого рода преобразований . Реформаторы развивали также идеи необходимости обязательного всеобщего образования и равенства мужчин и женщин в образовании .
В это время создаются Универсальная техническая школа и Школа современных дел, чьи учебные планы включали как дисциплины конфуцианской направленности, так и западные политико-правовые и философские воззрения В 1895 г открывается университет в городе Бэй-ян (теперь он называется Тяньцзиньский университет), который стал первым университетом в современной истории китайского высшего образования, своеобразным «мостом» между системами образования Китая и Запада . В 1896 г . были открыты университет в городе Наньян и Столичные учительские палаты, а в 1898 г. - Пекинский императорский университет, учебный план которого был составлен преимущественно по японским образцам
Между тем, экономические, социальные и другие реформы, проводимые, в частности, лидерами основанного в 1898 г движения «Сто дней реформ», натолкнулись на ожесточенное сопротивление консерваторов Вдовствующая императрица Цыси свергла молодого императора Гуансюя, казнила многих реформаторов и отменила практически все их реформы Единственным исключением стало сохранение нового императорского университета Представляется, что это исключение является значимым фактом, показывающим, что даже самые консервативные противники реформ понимали необходимость развивать образование (в том числе и высшее образование) в стране
Постепенно ситуация стала меняться В Китае получили развитие новые подходы к реформированию образования, закладывались основы новой образовательной политики, нового видения всей
национальной системы образования . На базе Гуманитарного института Пекинского университета группа передовых ученых-реформаторов образования (Чан Пэйши, Чжан Байси, Жун Лу и Чжан Чжидун) разрабатывает в 1902 г . планы создания новой системы образования и в частности новой высшей школы Правительство использует наработки ученых . В последние годы правления Цинской династии издается правительственный декрет («Высочайше утверждённый устав учебных заведений»), который ввел в действие в 1902-1903 гг. новую сформированную по японскому образцу образовательную систему Была установлена структура этой системы и структура управления образованием Были разработаны и основы системы профессионального образования, называвшегося тогда образованием прикладного характера В это время (1902 г . ) создается еще один университет - Университет города Шаньси .
Система образования включала в себя начальное образование (низшая и высшая начальные школы), среднее образование (пятилетняя средняя общая школа) и высшее образование (трех- и четырехлетние институты и колледжи профессионального образования, а также университет с пятилетним сроком образования) Была проработана система ремесленных, коммерческих, сельскохозяйственных, промышленных и педагогических школ и училищ на уровне высшей начальной и средней школы . На уровне высшей школы было намечено создавать высшие педагогические институты, институты по подготовке учителей для промышленных и коммерческих училищ, институты сельского хозяйства, промышленности и коммерции
В ходе реализации реформ началось создание небольших школ в большинстве провинций . Были составлены планы по обучению детей и взрослых для снижения уровня неграмотности, был отменен ряд экзаменов и отбор стал производиться по другим критериям Но наряду с внедрением целого ряда инноваций, практически неизменным оставался важнейший принцип традиционного китайского образования -все учебные заведения должны были на основе изучения классических конфуцианских канонов и исторических книг воспитывать у учащихся верность и лояльность к власти
Между тем в стране ширится движение тех сил, которые считали проводимые реформы недостаточными . Сунь Ят-Сен и его сторонники организуют во многих районах страны учебные заведения и научно-просветительские общества для «взращивания национального самосознания», создают газеты для пропаганды идей революции, проводят подготовку кадров В концепции всеобщего образования Сунь Ятсена большое внимание уделено вопросам обучения детей из бедных семей, развитию педагогического образования, а также идеям равенства в правах на получение образования мужчин и женщин
Учанское восстание 1911 г и Синьхайская революция привели к падению последней императорской династии Китая и провозглашению в 1912 г . Китайской республики . Правительство новой республики приступило к реформированию системы образования Одним из первых декретов стал декрет об отмене принятой Цинским правительством цели образования - воспитания на основе конфуцианских канонов верности императорской власти В новой республиканской системе цель образования состоит в том, чтобы способствовать воспитанию совершенной личности, осуществлять моральное и художественное воспитание для усиления единства страны . Дополнительный импульс реформированию образования был дан китайскими научно-педагогическими кадрами, возвратившимися в Китай после Синьхайской революции из Японии, США и стран Западной Европы
Наступает плодотворный период перестройки системы образования Китая . За счет уменьшения объема изучаемых канонических источников были сокращены сроки обучения в начальной и средней школе В учебные программы было введено изучение практических предметов и естественных наук. В системах среднего и высшего образования была создана возможность выбора учащимися ряда учебных предметов, что позволило упростить решение вопросов перехода в высшую школу Был опубликован целый ряд указов по развитию высшего образования, в том числе «Приказ о педагогических заведениях», «Приказ об образовании прикладного характера», «Приказ об университете» («Регулирование университета», 1913)
Активное участие в разработке этих документов, во внедрении западных образовательных моделей принимал министр образования Китайской республики Цай Юаньпэй . Из практических действий по развитию китайского высшего образования в этот период можно отметить основание в Пекине нового университета Гоминь, созданного по образцу лучшего японского университета Васэда .
Уже в 1913 г . правительство разворачивает программу по отбору для обучения за границей лучших студентов и преподавателей Государство берет на себя оплату всех расходов по обучению и пребыванию командируемых Наибольшее количество студентов направляется в Японию, некоторые едут в США и страны Западной Европы Обращает на себя внимание практическая направленность специальностей для подготовки новых кадров Так, большое внимание уделяется, например, авиастроению, судостроению (подводным лодкам), радиотехнике и геологии . Особое отношение к японскому опыту высшего образования объяснялся тем фактом, что руководители китайского образования стремились заимствовать наиболее успешные европейские формы организации высшей школы, уже прошедшие практическую апробацию в Японии .
Важным источником заимствования педагогического опыта стал для Китая опыт США . Так, значительное распространение в системе китайского образования получила в тот период педагогическая теория американского педагога Джона Дьюи, который более двух лет посвятил работе в Китае, пропаганде, разъяснению и внедрению своей теории прагматической педагогики . Идеи Д . Дьюи последовательно реализо-вывал в системе образования Китая выпускник Колумбийского педагогического колледжа (США) видный педагог и организатор китайского профессионального образования Тао Синчжи .
В Пекинском университете также активно внедряли образовательные инновации Например, системно велась работа по совершенствованию форм обучения, изменению роли студентов в процессе образования, становлению и развитию у студентов навыков самостоятельной учебной и научной деятельности . Особенно активно эти реформы стали проводиться, когда первый министр образования Китайской республики и основатель «Китайского педагогического общества» Цай Юаньпей занял в конце 1916 г . пост ректора Пекинского университета .
Началось внедрение рейтинговой системы, широко практикуемой в Гарвардском университете, а также фундаментальной идеи немецкой высшей школы - идеи «наукоемкого образования», т е объединения образования и науки, учебной и исследовательской деятельности Идеи эти Цай Юаньпей проводил «со знанием дела», так как он учился в Германии в 1907-1911 гг . Новый ректор организовал проведение научных семинаров, совместную исследовательскую работу преподавателей, аспирантов и студентов-старшекурсников, был открыт научный «Журнал Пекинского университета» Для студентов появилась возможность выбора учебных курсов, были внесены изменения и в вузовскую систему управления путем введения попечительских советов
Необходимо отметить, что изучение и заимствование передового и наиболее эффективного зарубежного опыта организации работы высшей школы проводился в Китае очень основательно Такого рода деятельность стала одним из важных направлений работы созданного в 1917 г. в Шанхае Всекитайской ассоциации профессионального образования Среди организаторов этого общества были такие известные в стране философы, педагоги и практики образования как Лян Цичао, Ван Чжэнтин, Цай Юаньпэй, Хуан Яньпэй и др . Члены общества на системной основе изучали особенности организации профессионального образования в Японии, США, Англии, Франции, Германии .
Наибольшее влияние на практику формирования в этот период высшего образования в Китае оказывала американская модель . В 1918 г. по этой модели был открыт частный Нанькайский университет. Его основание было связано с именами китайских специалистов Чжан Бо-лина и Яньсю, активно изучавших работу высших учебных заведений
США . В течение почти полугода на рубеже 1919-1920 гг . большая группа китайских чиновников от образования и директоров педагогических училищ Китая во главе с видными деятелями в сфере образования Чэнь Баоцюанем и Юань Ситао посещала американские университеты и колледжи На основе обобщения материалов этой поездки был подготовлен развернутый доклад о высшем образовании в США и о возможности использования американского опыта для реформирования китайской высшей школы
Исследователи разрабатывали проекты внедрения лучших мировых достижений в практику высшей школы Китая Однако делалось это в ряде случаев без должного учета реальных потребностей страны, особенностей и традиций китайского образования В частности, это проявилось при реформировании педагогического образования Так, в 1922 г. специальным указом («Реформа системы обучения») была введена в действие обновленная структура системы образования Под заимствованным у США лозунгом «открытости и диверсификации» началось перекраивание нарождавшейся в Китае системы педагогического образования . В результате количество педагогических учебных заведений существенно сократилось
Для выбора и практической апробации в Китае зарубежных образовательных моделей много полезного дал и опыт российской системы образования [2]. Внедрение российского опыта в Китай было связано главным образом с созданием учреждений системы дореволюционного образования России в связи со строительством КВЖД . Так, например, в 1920 г. был открыт Русско-Китайский индустриально-транспортный техникум КВЖД Первые четыре года учебы студенты техникума осваивали теоретические курсы, а в течение пятого года они готовили и защищали свои дипломные проекты . В 1922 г. в Харбине открывается Русско-Китайский политехнический институт, преобразованный в 1928 г в Харбинский политехнический институт (ХПИ)
Работа института была основана на российской модели образования Действовали соответствующие учебные планы, программы и университетский Устав Преподавание велось с профилированием студентов на русском, английском и китайском языках Сохранялась и ориентация на практическую направленность Важной особенностью преподавания было соблюдение принципа научности, что давало возможность достаточно эффективно развивать активную творческую позицию Этому же служило и то, что все курсовые и дипломные проекты имели индивидуальный характер Еще одной особенностью учебного процесса в ХПИ являлась реализация принципа наглядности обучения На практике это выражалось в увеличении количества учебных часов на практикумы и семинары . Большое значение имел и реализованный в ХПИ принцип оставления лучших выпускников для преподавательской и научной работы в своем вузе!
Надо отметить, что в Северо-восточном регионе и в более поздние периоды последовательно велась работа по созданию высших учебных заведений, ориентированных на опыт российского и советского образования . Так, например, в 1946 г. были созданы и успешно работали Харбинский институт иностранных языков и Северо-восточный административный институт. Разумеется, что и в последующий (после образования КНР в 1949 г ) период китайской истории много полезного было отобрано китайскими специалистами при внедрении и апробации в Китае российского и советского педагогического опыта Кстати ХПИ, прочно входящий в число ведущих вузов КНР, успешно развивается и в наше время Китайский вуз плодотворно сотрудничает со многими российскими университетами, в частности, с МГУ имени М . В . Ломоносова и МГТУ имени Н . Э . Баумана .
Последовательные усилия в развитии высшей школы Китая в период с 1912 по 1925 гг . привели к серьезным результатам . Так, если до 1912 г . в Китае был только один государственный университет, то к 1925 г . количество таких вузов достигло 21 . Высшее образование в 1912 г. получили около 500 человек, из них только половина являлась выпускниками университетов . А в 1925 г . высшее образование получило уже почти три тысячи человек, причем количество выпускников университетов превысило 1500 человек
Представляется, что дело здесь заключается не только в количественных изменениях, но и в качественных В эти годы в Китае были заложены фундаментальные основы системы высшего образования, которая, с одной стороны, впитывала лучшие достижения академических систем передовых стран, а с другой стороны, сохраняла свои национальные особенности Большинство китайских интеллектуалов, проводивших в то время реформы образовательных систем, верили, что только передовые университеты могут привести страну к свободе, могуществу и процветанию Реформаторы всячески поддерживали патриотический вектор в развитии китайской высшей школы Упоминание об одном из примеров такой направленности можно найти в современном исследовании профессора Института образования Пекинского университета Шэнь Вэньциня [3]. Исследователь подметил, что хотя практически все реформаторы учились на Западе и проводили соответствующие реформы, они в то же время «поддерживали политику «передела власти» в христианских университетах Китая, которая заключалась в том, что иностранцы больше не могли быть ректорами китайских вузов»
После смерти Сунь Ят-Сена в 1925 г. начался новый этап в развитии Китая На территориях, контролируемых национальным правительством режима Чан Кайши, проводилась большая работа в области образования Однако главный вектор образовательной политики новой власти был направлен на закрепление идеологических позиций партии
Гоминьдан Для этого публикуются многочисленные законы, декреты и распоряжения, принимаются и практические действия в этом направлении Так, была учреждена специальная идеологическая комиссия по контролю за содержанием учебников, к руководству учебными заведениями и органами управления образованием допускались лишь члены партии Гоминьдан, абитуриентов тщательно проверяли на приверженность идеям партии уже на вступительных экзаменах и т д
Несмотря на такой мощный идеологический вектор, активно проводилась и реальная практическая работа по созданию благоприятных условий для развития образования . В частности, уже в 1927 г. декретом «Регулирование квалификаций для преподавателей университетов» были утверждены ставки зарплат преподавателей вузов Все они (профессор, доцент, лектор и помощник преподавателя) должны были ежемесячно зарабатывать в десятки раз больше, чем в среднем зарабатывал в то время шанхайский рабочий .
15 мая 1928 г. в столице - городе Нанкин - была проведена первая Национальная конференция по образованию Рассматривались вопросы общего, профессионального и педагогического образования Были приняты решения о числе студентов, обучающихся за государственный счет, о требованиях к тем выпускникам бакалавриата, которые могут претендовать на дальнейшее обучение за границей . В апреле 1929 г . Национальное правительство приняло «Устав университета», согласно которому студенты должны были обязательно изучать национальный (государственный) язык, физкультуру, военное дело и иностранный язык . В университетах вводилась система сдачи зачётов и устанавливалась невозможность заканчивать учебу раньше установленного срока .
В 1930 г. государство объявило о принятии законов об «Университетской организации» и о «Специальном образовании» Согласно этим законам все высшие учебные заведения страны разделялись на четыре категории: государственные, провинциальные, городские и частные вузы Университет мог в себя включать 8 следующих институтов: гуманитарный, естественный, юридический, сельскохозяйственный, индустриальный, коммерческий, медицинский и педагогический . Правительственным декретом были отобраны 13 лучших университетов, получивших статус государственных . Устанавливались и жестко вводились в практику образовательной деятельности вузов отмеченные выше положения о приоритете идеологии партии Гоминьдана в системе образования Всего же за период с 1930 по 1945 гг правительством Чан Кайши было издано 335 законов и других нормативных актов в области образования Для развития системы образования государство увеличивало финансирование этой отрасли Если расходы на образование в 1930 г . составляли 1,46% от бюджетных расходов, то в 1935 г . они достигли 4,8% [4]
На второй Национальной конференции по образованию, прошедшей в 1930 г , были приняты различные нормы относительно обучения студентов за границей Так, студенты должны были выбирать свою будущую специальность преимущественно в сферах земледелия, промышленности и медицины Обращает на себя внимание существенное изменение (по сравнению с декретами 1913 г ) направленности интересов государства в наборе будущих профессий для студентов, посылаемых на учебу за границу . Государство также разрешило студентам получать образование за границей за личные средства, однако устанавливалось, что студенты должны были после окончания учебы и практики сразу вернуться на родину .
Для тех студентов, которые хотели продолжить обучение за границей за счет государственного бюджета, устанавливались четкие правила по набору необходимых предметов для сдачи экзаменов (включая обязательный экзамен по иностранному языку) и даже по минимальным оценкам на этих экзаменах С учетом масштабов Китая число командируемых за границу за счет государства студентов было относительно невелико В среднем в период с 1929 по 1936 гг ежегодно направлялось порядка 100 человек Преимущественно обучающие направлялись в Японию (около 10% студентов), в США (40%) и страны Европы (50%) Однако большее значение имели в этом вопросе не количественные (по числу направляемых за границу студентов), а качественные характеристики и результаты этой деятельности
Некоторые из прошедших в то время обучение за границей студентов внесли в последующие годы весомый вклад в развитие государства Вот лишь один пример Выпускник Шанхайского университета транспорта, по первому образованию инженер-железнодорожник Цянь Сюэсэнь в 1934 г . поступил в Нанкинский университет, где вскоре завоевал право поехать учиться в США. Там он окончил МТИ, получив степень магистра, а затем и Калифорнийский политехнический университет, получив степень доктора аэронавтики . Он проработал в США по ракетной тематике в Лаборатории реактивного движения до 1955 г , а затем вернулся в КНР, стал основоположником космической программы Китая, подготовил плеяду видных китайских ученых Академик АН КНР и почётный председатель ЦК Демократической лиги Китая Цянь Сюэсэнь скончался в 2009 г в возрасте 97 лет и был похоронен при участии первых лиц КНР Ху Цзиньтао, Цзян Цзэминя и других руководителей партии и государства [5]
Говоря о развитии образования на территории Китая в 20-х, 30-х и 40-х гг . ХХ в . , нельзя не остановиться на роли в этом процессе компартии Китая (КПК) Созданная в 1921 г КПК, с самого начала стала проводить работу по распространению марксистско-ленинской идеологии и практики советской системы образования. Деятельность эта
базировалась на работах китайских педагогов-марксистов Ли Дачжао и Ян Сеньцзяна, которые в своих статьях всячески пропагандировали советскую образовательную систему и сеть культурно-образовательных учреждений, призывали к всеобщему бесплатному обучению детей [6].
Рассматривая взаимодействие КПК в области образования с КПСС и СССР, остановимся на двух направлениях этого сотрудничества - подготовке в учебных заведениях на территории Советского Союза кадров для поддержки китайского национально-освободительного движения и на внедрение опыта советской образовательной системы на территориях Китая, подконтрольных «правительству рабочих и крестьян» .
Что касается первого направления сотрудничества, то институционально оно было оформлено в 1925 г ., когда был создан Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена . С 1928 г . Университет стал называться Коммунистическим университетом трудящихся Китая, в нем учились посланцы и КПК, и партии Гоминьдан Университет подготовил много выдающихся партийных и государственных деятелей, среди которых например был Дэн Сяо Пин . Всего в этих партийных учебных заведениях в 1920-1930 гг. было обучено больше двух тысяч человек. Обучение велось также в комсомольских, профсоюзных высших школах, в военных академиях СССР В этот период советские вузы закончили и многие видные представители партии Гоминьдан Одним из них был сын Чан Кай-ши - Цзян Цзинго, ставший впоследствии президентом Тайваня .
Начиная с 1927 г . и вплоть до основания в 1949 г . Китайской народной республики, КПК внедряла опыт социалистического образования в так называемых революционных опорных районах (базах) . Образовательная политика в этих районах была нацелена на всемерное развитие образования для обеспечения прав трудящихся на образование и для успешного военного, политического и экономического строительства Ярким примером такой деятельности, подчиненной задачам революционной борьбы, может служить практика работы в области образования и воспитания Центрального демократического правительства рабочих и крестьян, созданного в 1931 г . в городе Жуйцзин (провинция Цзянси). Новая теория «революционного образования», сформированная движением «4 Мая», служила основой для практической деятельности этого правительства Одним из активных участников движения «4 Мая» был будущий руководитель КНР Мао Дзэдун, который с 1922 г . проводил работу по распространению образования в сельской местности .
Обучение в революционных опорных районах носило массовый характер, причем учились крестьяне в основном по вечерам после окончания своей основной работы Большое распространение получили и сезонные зимние школы, где много времени уделялось политико-идеологическому воспитанию Особое внимание уделялось подготовке учителей, которые должны были быть «и красными, и специалистами» Опыт
революционных опорных баз был использован и при формировании системы образования КНР после 1949 г
В июле 1937 г началась война между Японией и Китайской республикой Японские захватчики оккупировали значительные территории Китая, и уже с августа 1937 г начался массовый переезд вузов в центральные неоккупированные регионы страны Этим активно занималась Национальная ассоциация военного образования В результате 77 вузов из оккупированных японцами районов были перемещены в центр Китая Власти страны не только поддерживали образовательную деятельность на контролируемых ими территориях Они готовили и направляли кадры для учебных заведений в оккупированных зонах. После 1940 г , национальное правительство установило также правила по обеспечению «средствами для преподавателей в оккупированных районах» Субсидии получали и учителя страны
Отметим, что даже в эти крайне тяжелые для Китая годы военного сопротивления японским захватчикам (1938-1945 гг ) расходы на образование составляли в среднем около 2% от государственных расходов Это позволило не только сохранить, но и обеспечить развитие системы высшего образования, дать стипендии многим нуждающимся студентам К 1948 г . в Китае было уже 210 вузов, в том числе 31 государственный университет и 25 частных университетов . Число студентов превысило 155 тыс . человек, из них 130 тыс . студентов-бакалавров . Особо отметим, что более 31,5 тыс студентов обучались по педагогическим специальностям Это должно было способствовать решению стратегических приоритетных задач - снижению уровня неграмотного населения и созданию условий для развития образования как основы для процветания государства
В 1946 г. была принята так называемая Конституция об образовании . В этом документе, в частности, было записано, что «государство должно сильно развивать национальный дух, самостоятельный дух, национальную мораль, физическую подготовку и науки» Устанавливалось, что «государство должно обратить внимание на сбалансированное развитие всех регионов, провести социальное образование, повысить культурный уровень всей китайской нации» Для обеспечения этих высоких целей были предусмотрены и беспрецедентные объемы финансирования образования, науки, культуры Так, на эти цели должно быть направлено не менее 15% средств центрального бюджета, не менее 25% средств бюджета провинций и 35% средств окружных, городских и местных бюджетов С целью расширения возможностей для финансирования образовательным учреждениям законодательно разрешалось проведение предпринимательской деятельности, разрешались и поощрялись пожертвования на нужды образования от частных лиц и организаций
В качестве конкретного примера деятельности в области высшего образования в тот период отметим возвращение после эвакуации в свой
родной кампус в Пекине основанного еще в 1911 г университета Цин-хуа Возобновление работы этого университета (в нем дополнительно открывался еще и сельскохозяйственный факультет) было узаконено специальным документом от 12 декабря 1946 г «Общие положения основного учебного курса государственного университета Цинхуа» Причем речь в этом документе шла не только о данном университете В документе были намечены будущие изменения в системе высшего образования Китая В частности, вводилась балльная система оценки знаний, вводились изменения в понятие академического года, вводился отбор предметов по выбору, а также были увеличены полномочия профессорско-преподавательского состава .
Интересно отметить, что само это учебное заведение создано было в 1911 г первоначально в виде Колледжа Цинхуа и было предназначено для подготовки студентов к обучению в США в рамках специальной программы американского правительства . Упомянем также чрезвычайно значимый для будущего развития университета Цинхуа и для всей системы высшего образования в Китае факт создания в 1925 г . при этом университете Центра китайских исследований - своеобразного прообраза современных исследовательских университетов Через сто лет своего драматического развития (многие годы работы в эвакуации, потеря большинства профессоров и преподавателей, бежавших в 1948 г на Тайвань) Национальный университет Цинхуа стал одним из ведущих университетов КНР и прочно занимает ведущее положение в большинстве национальных рейтингов вузов
Более того, университет входит в сотню лучших университетов мира . А по некоторым из международных рейтингов университет Цинхуа входит даже в список 50-ти ведущих вузов мира, опережая многие известные вузы США . Исследования, ведущиеся в таких институтах университета Цинхуа, как аэрокосмический институт, институты материаловедения, химической инженерии, ядерных и новых технологий вносят существенный вклад в развитие науки
Если попытаться из общей панорамы развития китайского высшего образования в первой половине ХХ в выделить этапы становления и развития высшего педагогического образования, то с учетом результатов исследований китайских специалистов [7, 8, 9] получим следующую картину
В 1896 г . создаются Столичные учительские палаты, на базе которых спустя несколько лет создается Пекинский университет В 1908 г одно из подразделений Столичных учительских палат - Отдел педагогов высшего класса преобразуется в Столичный учительский колледж педагогов высшего класса В этот же период шла проработка идей по созданию педагогических школ и училищ на уровне высшей начальной и средней школы . На уровне высшей школы было намечено создавать
высшие педагогические институты, а также институты по подготовке учителей для промышленных и коммерческих училищ
Уже после свержения монархии в 1912 г одним из первых декретов правительства Китайской Республики - «Приказом о педагогических заведениях» - устанавливалось, что только государство может создавать учреждения высшего педагогического образования Хотя для педучилищ, в том числе и для новых в системе образования Китая женских педучилищ, предусматривалась и государственная, и частная формы организации Были предприняты также первые шаги по введению определенных правил, касающихся содержания высшего педагогического образования В Китае начался реальный процесс становления системы высшего педагогического образования, в частности, было создано шесть высших педагогических учебных заведений
Однако новая «Реформа системы обучения» 1922 г и широкое внедрение американской образовательной модели того времени привела к перекраиванию молодой китайской системы педагогического образования Значительная часть педагогических институтов были преобразованы в общие университеты, в которых создавались педагогические факультеты или институты . Общее количество педагогических учебных заведений значительно уменьшилось Так, в период с 1922 по 1928 гг число таких учебных заведений сократилось почти на 40%, а число учащихся в них - на треть . И все это происходило в ситуации, когда в большинстве провинций страны число учителей, имеющих педагогическое образование, едва превышало уровень 25%
Новый поворот в организации системы высшего педагогического образования в Китае был связан с реализацией решений первой Национальной конференция по образованию (1928 г.), где рассматривались, в том числе и вопросы педагогического образования В стране развернулась дискуссия по вопросу о необходимости сохранения специализированной системы педагогического образования Итог этой дискуссии был подведен в постановлении 1932 г . о педагогическом образовании партии Гоминьдан (Китайской национальной партии) В постановлении в частности говорилось о восстановлении направленности образовательной политики государства на создание специальных педагогических учебных заведений, а также о введении бесплатного педобразования
В результате уже к 1933 г . было не только восстановлено, но и увеличено число педучилищ До 100 тыс человек возросло число учащихся Всего же по данным на 1946 г. в стране было создано 11 пединститутов, 13 педагогических колледжей и 902 педучилища, где обучалось 245 тыс . учащихся [7] Вопрос развития педагогического образования в Китае после создания в 1949 г . КНР требует отдельного изложения и выходит за рамки настоящей статьи, но о направленности работы в этой области можно судить по короткой выдержке из речи тогдашнего Председателя
КНР Цзян Цзэминя на Всекитайском рабочем совещании по образованию в 1994 г : « Надежды на процветание нации связываются с образованием, надежды на расцвет образования зависят от учителей» [10].
Стремительное развитие китайского высшего образования в последние два десятилетия обусловлено в первую очередь реализацией хорошо продуманной образовательной политики КНР, а также системными, целенаправленными и эффективными действиями КПК, государства и общества Прежде всего, речь идет о развертывании масштабных государственных вузовских проектов «211», «985» и «2011», а также других мероприятий программы развития китайского образования и Стратегического национального плана средне- и долгосрочной реформы и развития высшего образования на 2010-2020 гг. (Концепция-2020) .
Между тем базовые основы для такого успешного развития высшей школы страны были заложены еще в первой половине ХХ в . в ходе экспериментов по апробации передовых университетских моделей Сегодня перед правительством и вузовским сообществом Китая стоят трудные задачи разработки и претворения в жизнь новой модели китайского высшего образования Представляется, что решение этих задач не возможно без учета исторического опыта становления китайского университетского сектора - этого реального двигателя развития государства и общества Сохранение при всех заимствованиях современного передового иностранного опыта национальных особенностей и культурных традиций, а также важной ценности китайской педагогики - усердия и положительного отношения к учебе - даст возможность сформировать новые подходы и новую модель китайской высшей школы А это, по моему мнению, не только обеспечит эффективную «догоняющую модернизацию» и успешную адаптацию передового зарубежного академического опыта, но и даст в перспективе значимые конкурентные преимущества ведущим университетам Китая
Список литературы
1. Ян Жуй. Впереди еще длинный путь: модернизация китайских университетов // Международное высшее образование. 2014, вып . 77 . С. 24-26. (URL: https://ihe. hse. ru/data/2014/10/30/1102493203/WHE_77. pdf 20. 06. 2016)
2 . Карнаух Н. В., Ху Мин. Россия и Китай: исторические аспекты сотрудничества в области высшего образования // Вектор науки ТГУ. № . 2 (5). 2011, С 234-237
3 . Шэнь Вэньцинь. Иностранное влияние, патриотизм и создание современных китайских университетов // Международное высшее образование
2014, вып . 77. С. 26-28. (URL: https://ihe . hse . ru/data/2014/10/30/1102493203/ WHE_77 . pdf. 20. 06. 2016)
4. Цзинь Илинь. Исследования современных китайских университетов. Пекин: Вэнь хой чубаньшэ, 2000. 219 с. ; цит. по: Ли Сюй. Эволюция принципа справедливости и его реализация в государственной образовательной политике Китая: дисс.... канд . полит . наук, М . , 2015. 29 с.
5. Газета Russian . China . org . cn мобильная версия (URL: http://russian . china . org . cn/china/txt/2009-11/06/content_18842822. htm 20. 06.2016)
6 . Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Франчук Н. В. Политика в области науки и образования в КНР (1949-1980). М. : Наука, 1980. С. 19 .
7 . Мэй Ханьчэн. Реформа педагогического образования в Китае и России: (сравнительный анализ): автореф. дисс.. . . канд. пед. наук. M. , 2005. 26 с.
8 . Ху Мин. История развития форм организации учебного процесса в высшей школе Китая (с начала ХХ века до 1960-х годов): автореф. дисс.... канд . пед . наук. Чита, 2012.19 с.
9 . ЧжаньЛаньсин. Развитие педагогического образования в Китае . дисс. ... канд пед наук Санкт-Петербург, 2004 160 с
10. Гунмин жибао. 15. 06. 1994; цит. по: Мэй Ханьчэн. Реформа педагогического образования в Китае и в России (сравнительный анализ): дисс . канд . пед . наук . М . , 2005.188 с.
History of formation of model of the higher school of china (first half of the 20th century)
L. V. Popov
Article is devoted to studying of history of formation and development at the end of the XIX and in the first half of the XX century of system of the higher education of China. Experiments on approbation of a number of foreign academic models, and also features of their realization taking into account national and cultural educational traditions are considered. Prerequisites of present progress of the higher school of China are revealed, the assumption of prospects of development of leading universities of the country is made.
Key words: higher education, history of higher education, higher school in China, China's universities.
Сведения об авторе
Попов Лев Владимирович - кандидат химических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова. E-mail: [email protected]