Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные органы / цифровизация / экономика / санкции / внешнеэкономическая деятельность / таможенное администрирование / customs authorities / digitalization / economy / sanctions / foreign economic activity / customs administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасат Виктория Александровна

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности таможенных органов в условиях оказанного санкционного давления на российскую экономику. Проанализированы результаты работы таможенных органов по итогам 2022 г. и I квартала 2023 г. Сформулированы принимаемые Федеральной таможенной службой меры в рамках минимизации последствий санкций и перспективы в целях запланированного Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года дальнейшего развития цифровизации и автоматизации таможенного оформления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF SANCTIONS

The article considers the main aspects of the activities of the customs authorities in the conditions of the sanctions pressure exerted on the Russian economy. The results of the work of customs authorities based on he results of 2022 and the first quarter of 2023 are analyzed. The measures taken by the Federal Customs Service in the framework of minimizing the consequences of sanctions and prospects for the further development of digitalization and automation of customs clearance planned by the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 are formulated

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

УДК 339

ВЫЗОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Пасат Виктория Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: vapasat@mail.ru

В статье рассмотрены основные аспекты деятельности таможенных органов в условиях оказанного санкционного давления на российскую экономику. Проанализированы результаты работы таможенных органов по итогам 2022 г. и I квартала 2023 г. Сформулированы принимаемые Федеральной таможенной службой меры в рамках минимизации последствий санкций и перспективы в целях запланированного Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года дальнейшего развития цифровизации и автоматизации таможенного оформления

Ключевые слова: таможенные органы; цифрови-зация; экономика; санкции; внешнеэкономическая деятельность; таможенное администрирование

CHALLENGES AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF SANCTIONS

Pasat Viktoria A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Research Fellow of Research Department, e-mail: vapasat@mail.ru

The article considers the main aspects of the activities of the customs authorities in the conditions of the sanctions pressure exerted on the Russian economy. The results of the work of customs authorities based on he results of 2022 and the first quarter of 2023 are analyzed. The measures taken by the Federal Customs Service in the framework of minimizing the consequences of sanctions and prospects for the further development of digitalization and automation of customs clearance planned by the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 are formulated

Keywords: customs authorities; digitalization; economy; sanctions; foreign economic activity; customs administration

Для цитирования: Пасат В.А. Вызовы и направления развития таможенных органов в условиях санкций // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 54-57.

Происходящие изменения в мире оказывают значительное влияние не только на российскую экономику, общество, но и на деятельность таможенных органов, первостепенной задачей которых является содействие развитию внешнеэкономической деятельности. Применение в таможенной деятельности цифровых технологий позволили значительно упростить процессы таможенного оформления и контроля, как следствие повысить качество предоставляемых услуг. Внедрение системы электронного декларирования, представления предварительной информации о перемещаемых грузах и электронной уплаты таможенных платежей позволили повысить объемы и скорость обрабатываемой информации. Создание сети электронных таможен способствовало выстраиванию взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в цифровом виде, существенному сокращению сроков совершения таможенных операций, снижению издержек для бизнеса, а также уменьшению коррупционного риска благодаря исключению личных контактов

участников внешнеэкономической деятельности и должностных лиц таможенных органов, обеспечивая, таким образом, прозрачность всех процессов.

С февраля 2022 г. деятельность таможенных органов вынуждена была несколько переориентироваться. Мировая торговля столкнулась с кризисом, введенные недружественными странами санкции против России повлияли на международную логистику, нарушили устоявшиеся транс-портно-логистические потоки, создали барьеры в перемещении товаров и возможности их оплаты, трансформировали рынок перевозок и доставки.

Согласно данным глобальной базы данных мониторинга санкций Castellum.ai, Россия занимает первое место в мире по числу введенных против нее рестрикций, опередив такие страны, как Иран, Сирия и Северная Корея [1]. За год под санкции попали почти 1 500 россиян, около 500 предприятий, всего введено свыше 14 тыс. санкций против различных видов товаров, отраслей и секторов [2]. Ограничения затронули многие сферы, в том числе: финансы, энергетику, транспорт, СМИ, технологии, автомобильную промышленность,

Вызовы и направления развития таможенных органов

спорт и торговлю.

Бизнес столкнулся с такими вызовами, как увеличение себестоимости продукции, рост издержек, изменение сложившейся логистики, создание новых цепочек поставок, и вынужден был адаптироваться и трансформироваться, выстраивать выгодное сотрудничество с новыми партнерами как из России, так и из дружественных стран, переориентировать товарные потоки, быть в курсе меняющегося законодательства, знать и применять имеющиеся упрощения.

В сложившихся условиях первоочередными задачами, возложенными на таможенные органы, явились обеспечение экономической безопасности государства и пополнение федерального бюджета. Таможенные органы столкнулись с экономическими правонарушениями, перемещением контрафактной продукции, контрабандой товаров стратегического назначения. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, согласно таможенной статистике, внешнеторговый оборот РФ в 2022 г. по сравнению с 2021 г. возрос на 8,1 %, экспорт увеличился на 19,9 %, импорт сократился на 11,7 %. Всего по итогам 2022 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 6 222,2 млрд руб. [3].

Согласно данным, опубликованным на официальном сайте ФТС России, в I квартале 2023 г. таможенными органами зарегистрировано более 900 тысяч деклараций на товары. От общего количества зарегистрированных деклараций автоматически зарегистрировано 84,98 %, от общего количества выпущенных деклараций автоматически выпущено 29,49 %. В результате применения риск-ориентированной системы управления рисками доля деклараций на товары с таможенным досмотром от общего количества зарегистрированных деклараций составила 1,07 % (0,23 % - экспорт и 1,39 % - импорт). Итого в I квартале 2023 г. таможенными органами в федеральный бюджет перечислено 1 288,1 млрд рублей [4]. Что свидетельствует о положительной динамике и сохранении устойчивости в непростых условиях.

В целях уменьшения негативных последствий, в том числе в рамках реализации Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления [5], Федеральной таможенной службой реализован комплекс мер.

В первую очередь осуществлены мероприятия, направленные на финансовую поддержку бизнеса и граждан. Это и расширение области применения отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей; в части введения для градообразующих предприятий беспроцентных отсрочек, рассрочек по уплате ввозной таможенной пошлины; увеличение срока добровольной уплаты задолженности по таможенным платежам с 15 до 45 календарных дней; обнуление ставок ввозных таможенных

пошлин и установлении тарифных льгот, в том числе на сырье и комплектующие для производственных отраслей экономики. Помимо этого повышен порог беспошлинного ввоза товаров интернет-торговли до 1 000 евро. Принятые решения в части сертификации и технического регулирования освободили участников внешнеэкономической деятельности от предоставления оригиналов документов.

Также ФТС России ведены упрощения по отсрочкам и рассрочкам уплаты таможенных платежей: упрощен разрешительный порядок ввоза товаров, в частности, разрешен ввоз многокомпонентных товаров в рамках нескольких внешнеэкономических сделок, сокращен срок на принятие решений о классификации многокомпонентного оборудования с 90 календарных до 55 рабочих дней, отменено требование о представлении оригиналов сертификатов с целью получения тарифных преференций и освобождения от уплаты антидемпинговой пошлины. Правительством РФ реализованы мероприятия, направленные на освобождение от уплаты таможенной пошлины по 1 318 товарным позициям, предоставлены льготы по уплате таможенных платежей для авиационной отрасли.

Важным мероприятием явилась легализация параллельного импорта в целях осуществления беспрепятственного ввоза оригинальной продукции и минимизации рисков недобросовестными иностранными правообладателями внешнеторговой деятельности. Реализация параллельного импорта обеспечит внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них.

ФТС организованы мероприятия, направленные на повышение скорости прохождения товаров через таможенную границу ЕАЭС и сокращение срока их выпуска: введен первоочередной порядок совершения таможенных операций и применения мер фактического контроля в отношении товаров приоритетного импорта; временно отменен весогабаритный контроль для грузовых транспортных средств, осуществляющих перевозку товаров первой необходимости, лекарств, продуктов питания на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу; усовершенствована инфраструктура - открытие дополнительных полос движения позволила повысить пропускную способность пунктов пропуска, особенно по новым направлениям. Открытие дополнительных мест проверки товара ускорит ввоз необходимой продукции в страну. Модернизация пунктов пропуска через государственную границу повысит их пропускную способность, в частности, первоочередными были запланированы: морской пункт пропуска Кавказ, через который прибывают товары из Турции, автомобильный пункт пропуска Яраг-Казмаляр на российско-азербайджанской границе, автомобильный пункт пропуска

Верхний Ларс на российско-грузинской границе, через который идут поставки из Азербайджана, Армении, Грузии, Турции и Ирана.

В связи с возросшей нагрузкой на таможенные органы восточного направления подразделения были переведены на круглосуточный режим работы, увеличена штатная численность наиболее загруженных пунктов пропуска. Досмотр, весовой и габаритный контроль перенесен на таможенные посты фактического контроля, которые находятся на складах и СВХ (складах временного хранения).

Для недопущения дефицита социально значимых товаров ФТС России разработан План приоритетных задач таможенного сотрудничества, направленных на обеспечение устойчивого поступления на российский рынок наиболее востребованных категорий товаров (включая медикаменты, промышленные товары и др.) с сохранением высокой степени безопасности цепей поставок.

В целях содействия Вооруженным силам Российской Федерации и оборонным предприятиям ФТС России обеспечены первоочередной порядок, высокая скорость и бесперебойность перемещения товаров для их нужд.

В целях оптимизации работы с поступающими в ФТС России обращениями граждан и организаций на официальном сайте ФТС России с ноября 2022 г. начал функционировать электронный сервис «Запрос сведений о документах, направленных в ФТС России и таможенные органы». Данный сервис позволяет в круглосуточном режиме получать информацию о статусе рассмотрения направленных в ФТС России документов. С декабря 2022 г. организована «горячая» телефонная линия ФТС России для приема телефонных вызовов граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. ФТС России проводится работа по внедрению сервиса рассмотрения сообщений граждан и юридических лиц, направленных посредством единого окна цифровой обратной связи, разработанного на базе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» [3].

Важным мероприятием явилась поддержка малого и среднего бизнеса. В рамках субъектно-ориентированной системы управления рисками почти 3 тыс. организаций включены в категорию низкого уровня риска, при этом большая часть из них относится к малому и среднему бизнесу (по состоянию на 1 января 2023 г. общее количество организаций низкого уровня риска в РФ составляет 13 791, к 2 кварталу 2023 г. - 13 725, на долю которых приходится 70 % товарных партий и 79 % уплаченных таможенных платежей в отношении перемещаемых товаров [3, 6]. В отношении участников ВЭД, отнесенных по результатам категорирования к низкому уровню риска, снижена частота фактического контроля и применяется технология

автовыпуска.

Существенное влияние на деятельность таможенных органов оказало изменение транспортно-логистических потоков. Уход недружественных партнеров с российского рынка открыл новые направления сотрудничества с такими странами, как Вьетнам, Индия, Иран, Пакистан, продолжается сотрудничество с Восточной Азией, Африкой, Узбекистаном, Азербайджаном, Турцией. Крупнейшим торговым партнером России остается Китай, объемы товарооборота между данными странами показывают устойчивую положительную динамику. Торговый оборот России и Китая в 2022 г. увеличился в годовом исчислении на 29,3 % до $190,27 млрд. [7]. По итогам первого квартала 2023 г. товарооборот составил $53,84 млрд, это на 38,7 % больше, чем за аналогичный период в 2022 г. [8].

Наблюдается рост объема грузов на Дальнем Востоке и по международному транспортному коридору «Север - Юг» (через Азербайджанскую Республику, Республику Казахстан и Туркменистан, а также через морские порты на Каспии). Данные маршруты открывают широкие возможности для развития логистических цепочек доставки широкой номенклатуры товаров между странами ЕАЭС, Европой, Азией и Ближним Востоком. Переориентация логистических потоков с запада на восток способствовала принятию дополнительных мер для ускорения оформления растущих то-варопотоков по данным направлениям.

Проекты по ускоренному перемещению товаров в рамках упрощенных таможенных коридоров реализуются с Азербайджаном, Монголией, Китаем, и Ираном. Еще в феврале 2022 г. в целях содействия международной торговле между ФТС России и Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики подписан протокол о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора (УЭО), в рамках реализации которого благодаря обмену информацией об организациях, имеющих в России и Китае статус УЭО, будут предоставляться специальные упрощения на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров при прямых поставках между УЭО. Данный договор стал первым международным договором о взаимном признании статуса УЭО.

В целях расширения торгово-экономических связей в 2023 г. подписаны протоколы об административном сотрудничестве, обмене информацией и взаимопомощи в рамках единой системы тарифных преференций ЕАЭС с Пакистаном, Египтом.

Увеличение товарооборота и перенаправление транспортных потоков на восток, в том числе, способствуют скорейшей реализации, запланированного Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [9] (далее - Стратегия 2030) внедрения интеллектуальных пунктов пропуска. Так, к концу 2023 г. портальные инспекционно-досмотровые комп-

Вызовы и направления развития таможенных органов ...

лексы (ИДК) будут установлены в пунктах пропуска: в МАПП «Петухово» на границе с Казахстаном и в МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем, а к 2024 г. Минтранс закончит работу по введению в эксплуатацию серийного образца интеллектуального пункта пропуска [10], подразумевающего при помощи элементов «искусственного интеллекта» проводить анализ рентгеноскопических изображений, полученных с применением ИДК. Сканирование и интеллектуальный анализ транспортных средств и грузов в движении одновременно с двух направлений позволит обнаруживать оружие, взрывчатые и наркотические вещества и т.д. Такое сканирование будет способствовать более быстрому прохождению товаров и грузов через границу и качественному таможенному контролю.

Таким образом, снижение административных барьеров, ускорение и упрощение таможенных процедур, принятые мероприятия в области таможенно-тарифного регулирования и в части оплаты таможенных платежей, позволили в условиях санкций максимально стабилизировать взаимодействие таможни и бизнеса. Сложная экономическая ситуация в стране несколько скорректировала работу таможенных органов, однако приоритетом дальнейшей деятельности ФТС России, как и запланировано Стратегией 2030, является превращение таможенного администрирования в быстрый и высокотехнологичный процесс за счет максимально возможного применения современных технологий и новых инновационных подходов к организации работы.

Библиографический список:

1. Россия возглавляет рейтинг стран по числу введенных против них санкций. URL: https://www.aa.com. tr/ru

2. Принят десятый пакет ограничений против России, но ущерб от него в 10 раз меньше, чем от первого. URL: https://rg.ru/2023/02/27/stanciia-sankciia-konechnaia.html

3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» в 2022 году // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/ activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii

4. Данные по таможенному оформлению и перечислениям в бюджет за 1 квартал 2023 года // Официальный сайт ФТС России. URL: https:// customs.gov.ru/press/federal/document/391372

5. Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций // Официальный сайт России. URL: http:// government.ru/department/621/events/

6. О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/kategori-rovanie-uchastnikov-ved/o-realizaczii-v-fts-rossii-sub-ektno-orientirovannoj-modeli-sistemy-upravleniya-riskami

7. Товарооборот России и Китая в 2022 году вырос на 29,3% // Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/16791461

8. Товарооборот Китая и России вырос на 38,7% за первый квартал // Коммерсантъ. URL: https://www. kommersant.ru/doc/5927990

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: https://docs. cntd.ru/document/564952866

10. В 2024 году в России заработает первый интеллектуальный пункт пропуска // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/logistics_news/ 100883/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.