Научная статья на тему 'ТАМОЖНЯ-2030'

ТАМОЖНЯ-2030 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
570
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ФТС РОССИИ / ДВТУ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ДФО / УЭО / СПВ / ТОСЭР / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ладыгин Юрий Михайлович

Представлены основные результаты деятельности ДВТУ в соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Приведена динамика осуществления концентрации декларационного массива в центрах электронного декларирования и автоматического выпуска товаров, сделан акцент на увеличении внешнеторгового оборота за 9 мес. 2021 г. Отмечена роль таможенных органов в развитии института УЭО, содействии реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке резидентов ТОСЭР и СПВ, а также увеличении транзитного потенциала России и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ладыгин Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS - 2030

The main results of the activities of the FECA according to the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 are presented. The dynamics of the concentration of the declaration array in the centers of electronic declaration and automatic release of goods is given, increasing foreign trade turnover for 9 months of 2021 is emphasized. The role of customs authorities in the development of the AEO institute, assistance in the implementation of investment projects in the Far East by residents of ASEZ and Vladivostok free port, as well as increasing the transit potential of Russia and the Far East is noted.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖНЯ-2030»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 339.543

DOI 10.24866/1815-0683/2021-4/5-11 Ю. М. ЛАДЫГИН*

Таможня-20301

Представлены основные результаты деятельности ДВТУ в соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Приведена динамика осуществления концентрации декларационного массива в центрах электронного декларирования и автоматического выпуска товаров, сделан акцент на увеличении внешнеторгового оборота за 9 мес. 2021 г. Отмечена роль таможенных органов в развитии института УЭО, содействии реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке резидентов ТОСЭР и СПВ, а также увеличении транзитного потенциала России и Дальнего Востока.

Ключевые слова: стратегия развития, ФТС России, ДВТУ, деятельность таможенных органов, ДФО, УЭО, СПВ, ТОСЭР, внешняя торговля, транзитный потенциал.

ЛАДЫГИН Юрий Михайлович -генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Дальневосточного таможенного управления.

dvtu_odo@dvtu.customs.gov.ru.

LADYGIN Yu. M. - Lieutenant General of the Customs Service, Head of the Far Eastern Customs Administration.

Yu.M. LADYGIN

Customs - 2030

The main results of the activities of the FECA according to the Development Strategy of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 are presented. The dynamics of the concentration of the declaration array in the centers of electronic declaration and automatic release of goods is given, increasing foreign trade turnover for 9 months of 2021 is emphasized. The role of customs authorities in the development of the AEO institute, assistance in the implementation of investment projects in the Far East by residents of ASEZ and Vladivostok free port, as well as increasing the transit potential of Russia and the Far East is noted.

Keywords: development strategy, FCS of Russia, FECA, activities of customs authorities, FEFD, AEO, Vladivostok free port, ASEZ, foreign trade, transit potential.

* Дальневосточное таможенное управление. 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 48. Far Eastern Customs Administration. 48, Gogol Str., Vladivostok, 690014.

1 Доклад на XV Всероссийской научной конференции «Современные тренды развития Дальневосточного макрорегиона». Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 6-7 октября 2021 г.

В настоящее время основные ориентиры, приоритетные направления и задачи развития таможенной службы на долгосрочный период определены Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р. Стратегической целью является формирование к 2030 г. качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.

Определены соответствующие целевые ориентиры, предусматривающие:

1) полномасштабную цифровизацию и автоматизацию деятельности таможенных органов;

2) содействие развитию международной торговли;

3) обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

4) сокращение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности;

5) создание условий для развития международного транзита, повышения эффективности использования международных транспортных коридоров;

6) развитие института уполномоченных экономических операторов; и многие другие важные направления деятельности таможенных органов.

В целом отмечу, что вопросам увеличения транзитных потоков через территорию России, снижения административной нагрузки на бизнес, упрощения контрольно-надзорных функций, совершенствования таможенного администрирования, развития доступной транспортной инфраструктуры уделяется самое большое внимание как со стороны Президента и Правительства Российской Федерации, так и руководства Федеральной таможенной службы.

Дальневосточным таможенным управлением проделана огромная работа, направленная на повышение качества деятельности. А именно: оптимизирована структура и штатная численность таможенных органов региона (Биробиджанская и Благовещенская таможни реорганизованы путем присоединения к Хабаровской таможне, Магаданская и Камчатская - к Сахалинской таможне). В сентябре 2020 г. дан старт работе Дальневосточной электронной таможни и Дальневосточного таможенного поста (центра электронного декларирования). Получили статус таможен фактического контроля и приведены в соответствие утвержденной для них структуре 6 таможен региона (за исключением Владивостокской).

Полностью (99,6 %) осуществлена концентрация декларационного массива в центрах электронного декларирования (ЦЭД) в зависимости от вида транспорта. Около 80 % деклараций приходится на Владивостокский ЦЭД, порядка 20 % - на Дальневосточный ЦЭД.

Таможенные органы с целью ускорения товарооборота активно используют современные информационные технологии. Среди них - технологии автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров. В текущем году автоматически зарегистрировано около 82 % поступающих в таможенные органы ДВТУ деклараций, в аналогичном периоде прошлого года (АППГ) - порядка 73 % деклараций, каждая пятая товарная партия выпускалась в автоматическом режиме (по импортным ДТ - 66 212 ДТ), что вдвое превышает показатель прошлого года (АППГ - 15 %, 35 411 ДТ).

В настоящее время средняя продолжительность выпуска товаров по безрисковым товарным партиям составляет в среднем 1 ч. 26 мин. (АППГ -1 ч. 21 мин.), по рисковым товарным партиям - 15 ч. 7 мин. При этом в течение 4 ч. с момента регистрации выпускается более 65 % деклараций на товары (66,7 %). Не позднее дня, следующего за днем регистрации ДТ, - около 90 % ДТ.

Результаты такой работы позволили обеспечить непрерывность совершения таможенных операций и стабильность функционирования таможенных органов на фоне роста товарооборота. Так, внешнеторговый оборот за 9 мес. 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 44 % и составил 29,3 млрд долл. США (АППГ -20,3 млрд долл. США). Экспорт вырос на 27 % и составил 6,6 млрд долл. США, импорт - на 50 % и составил 22,6 млрд долл. США. Количество оформленных деклараций на товары увеличилось на 22 % - до 355 тыс. ДТ (АППГ - 291 тыс. ДТ).

Грузооборот составил почти 18 млн т (9 мес. 2020 г. - 16,2 млн т, рост на 10 %, объем импорта возрос на 27,6 %, объем экспорта - на 1,8 %). Основные торговые партнеры: Китай (61,9 % товарооборота), Республика Корея (14,6 %), Япония (7,4 %), Вьетнам (1,6 %), Тайвань (Китай) (1,5 %). По сравнению с АППГ объем товарооборота с Китаем увеличился на 46 %, Республикой Корея - на 60 %, Японией - на 29 %, Вьетнамом - на 86 %, Тайванем (Китай) - в 2,4 раза.

В федеральный бюджет перечислено таможенных и иных платежей на сумму 439,3 млрд руб., что на 59 % больше, чем за 9 мес. 2020 г. (275,6 млрд руб.), из них порядка 98 % взыскано при ввозе товаров - 432,8 млрд руб., при вывозе - 6,4 млрд руб.

Одним из направлений сокращения времени совершения и упрощения таможенных операций является развитие института уполномоченных

экономических операторов (УЭО). Всего ввоз и декларирование товаров с использованием специальных упрощений в Дальневосточном регионе за 9 мес. 2021 г. осуществлял 21 УЭО, которыми оформлено более 59 тыс. т товаров по 4 483 заявлениям о выпуске товаров до подачи ДТ. С 1 февраля 2020 г. в целях информационного и консультативного сопровождения в ДВТУ функционирует «горячая линия», на которую периодически поступают обращения от УЭО для разъяснения вопросов, касающихся осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках института УЭО.

В целях повышения инвестиционной привлекательности оптимизирована работа таможенных органов и по контролю за обеспечением функционирования территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (СПВ). В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе функционирует 22 ТОСЭР, территория СПВ распространяется на 5 регионов, а территория Арктической зоны включает Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, части территорий Республики Саха (Якутия). В части упрощений в сфере таможенного регулирования резидентам ТОСЭР и СПВ предоставлена возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ). В настоящее время создано 28 зон таможенного контроля (ЗТК), 5 из которых - в 2021 г. В Арктической зоне ЗТК не создавались. На участках резидентов, использующих процедуру СТЗ, реализуются проекты, связанные с производством, переработкой, добычей полезных ископаемых, строительством.

Ежегодно отмечается прирост количества резидентов как ТОСЭР, так и СПВ. На сегодня зарегистрировано уже почти 3 тыс. резидентов (2 991) (см. таблицу).

Наиболее крупные проекты осуществляют такие, как ТОСЭР «Большой Камень», ООО «СКК "Звезда"», ООО «Завод винторулевых колонок "Сапфир"» по строительству судоремонтного завода и строительству морских судов. Резиденты ТОСЭР «Свободный» ООО «Газпром переработка Благовещенск», ООО «Амурский газохимический комплекс» осуществляют проекты по строительству газохимических комбинатов. При этом остальные резиденты также интересны и уникальны, а их проекты весьма значимы для экономики Дальнего Востока.

Наибольшую выгоду в применении таможенной процедуры СТЗ получают производственные предприятия, т. к. помещение под таможенную процедуру СТЗ станков, оборудования и сырья позволяет значительно снизить затраты и наладить производство на более высоком технологическом уровне за счет предоставления льгот по уплате таможенных платежей. В соответствии с таможенной процедурой СТЗ в 2021 г. выпущено

2 138 ДТ. Более 80 % ДТ, по которым товары помещены под таможенную процедуру СТЗ, поданы резидентом ТОСЭР «Свободный» ООО «Газпром переработка Благовещенск», реализующим проект по строительству Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области (г. Свободный).

Количество резидентов зон со специальными экономическими режимами в ДФО

Резиденты 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. (октябрь)

ТОСЭР 211 351 (+66 %) 471 (+34 %) 558 (+15,5 %) 636 (+14,0 %)

СПВ 432 1 072 (+2,5 раза) 1 782 (+66 %) 2 264 (+27 %) 2 355 (+4,0 %)

Всего 643 1 423 (+2,2 раза) 2 253 (+58 %) 2 822 (+25 %) 2 991 (+6,0 %)

За последние 5 лет (с 2016 г.) резидентами ТОСЭР и СПВ под процедуру СТЗ помещено 551,7 тыс. т товаров общей стоимостью более 372,5 млрд руб. (из них менее 1 % пришлось на резидентов СПВ). Предоставлено льгот на сумму более 84 млрд руб. (из них 0,62 % пришлось на резидентов СПВ). То есть эти деньги не были изъяты из оборота, а были направлены на инвестиционные цели.

Отмечается положительная тенденция экспорта товаров как резидентами ТОСЭР, так и СПВ. Так, за 2020 г. в соответствии с таможенной процедурой экспорта за пределы территории ЕАЭС вывезено товаров на 650,6 млн долл. США, что в 1,9 раза превысило показатель 2019 г. (350,9 млн долл. США). Более 60 % экспортируемых товаров (как по ТОСЭР, так и по СПВ) составили водные биологические ресурсы (ракообразные и рыба мороженая). В текущем году объем экспорта сопоставим с 2020 г.

В целом основная категория товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, - это оборудование и механические устройства, изделия из черных металлов (трубы, фитинги), классифицируется в товарных группах 84, 73 ТН ВЭД ЕАЭС. То есть это все товары инвестиционной направленности, они предназначены не для потребительского рынка, а для производства. С появлением внутреннего производства появляются и новые рабочие места. Таким образом, таможенные органы региона содействуют развитию производства и реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.

Еще одним важным направлением в силу уникального географического расположения является транзитный потенциал России и Дальнего

Востока в качестве торгового моста между Европой и Азией. Дальний Восток фактически вышел на первые роли с точки зрения новых направлений и форм логистики, которая кардинально меняется для поиска наиболее оптимальных соотношений цена/сроки, в том числе в части доставки товаров из АТР в адрес традиционных получателей, но через территорию Дальнего Востока. В результате на 43 % возрос транзит через пункты пропуска ДФО.

Значительно вырос интерес компаний, которые занимаются логистикой, к развитию имеющихся и налаживанию новых маршрутов ввоза товаров через Дальний Восток. В целях ускорения процессов и создания благоприятных условий для транзита товаров реализована возможность декларирования товаров в электронной форме, в том числе заблаговременно. Так, в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления почти 100 % (99,7 %, или 247 023 шт.) транзитных деклараций подается в электронной форме.

Помимо ускорения операций технология электронного транзита обеспечила возможность однократного представления в таможенный орган электронных документов, которые теперь могут быть использованы на всех этапах совершения таможенных операций. Так, в настоящее время ФТС России совместно с ОАО «РЖД» при перевозке товаров железнодорожным транспортом реализуется механизм безбумажной технологии. Она представляет собой электронный документооборот между ФТС России и ОАО «РЖД» на всех этапах совершения таможенных операций: от прибытия товаров в пункт пропуска, помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, размещения на временном хранении, и до их выпуска таможенными органами.

Не менее важно и развитие международных мультимодальных перевозок, позволяющих наиболее эффективно использовать имеющиеся транспортные коридоры и маршруты. Например, ФТС России взаимодействует с компанией Маегэк в организации ускоренных перевозок товаров из стран Азии в страны Северной Европы и Черноморский бассейн, минуя Суэцкий канал. Запуск этих сервисов позволил сократить общее время доставки грузов между Европой и Азией более чем в 2 раза: с 42-45 до 18-20 суток. Подобные проекты способствуют развитию транзитного потенциала нашей страны и в полной мере отвечают задачам, определенным в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». На сегодняшний день объем таких перевозок составляет более 1 000 контейнеров в месяц.

Большие перспективы в развитии Северного морского пути и максимального освоения Арктической зоны.

Помимо наращивания экспорта транспортных услуг, быстрый рост транзита из Азии в Европу является важным показателем вовлеченности нашей страны и российских таможенных органов в глобальную систему обеспечения цепи поставок товаров. При этом обязательным условием получения необходимого эффекта от усовершенствования информационных технологий является наличие современной инфраструктуры объектов логистики, и прежде всего пунктов пропуска, которые, по сути, являются местами входа и выхода транспортных коридоров. Существующие сегодня недостатки в обустройстве и оснащении пунктов пропуска являются основным проблемным вопросом, препятствующим дальнейшему развитию автоматизации как в сфере государственного контроля на границе, так и международных перевозок в целом. Это объективно серьезная преграда стабильному функционированию международных транспортных коридоров.

Таким образом, ФТС России уверенно идет по пути максимальной автоматизации таможенных процедур при сохранении эффективности контроля на границе. Все это необходимые составляющие для быстрого и бесперебойного перемещения товаров. Таможенные органы стараются максимально гибко и максимально быстро реагировать на запросы и предложения участников ВЭД, которые ставят новые условия. Переход к полностью электронному взаимодействию таможенных органов с бизнесом, иными контролирующими органами и зарубежными таможенными администрациями приведет к заметному повышению уровня взаимного доверия и позволит бизнесу создавать новые цепочки поставок товаров, оптимизируя собственные издержки.

© Ладыгин Ю. М., 2021 © Ladygin Yu. M., 2021

Для цитирования:

Ладыгин Ю. М. Таможня-2030 // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 4(97). С. 5-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.