Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
383
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непарко М.В., Черкасов Н.Ю.

Стратегией развития ФТС России до 2030 года определена миссия таможенных органов - содействие развитию международной торговли, росту товарооборота, полноты уплаты таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования и т.д. При ввозе товаров на таможенную территорию производится уплата таможенных платежей. Формы и сроки уплаты таможенных платежей определяются законодательством Российской Федерации. Объем уплаченных таможенных платежей напрямую зависит от внешнеторговой деятельности. В статье проведен анализ внешней торговли, уплаты таможенных платежей за 2019-2021 гг., выявлено влияние внешнеторговых операций на объем уплаты таможенных платежей. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей показывает, что основная доля таможенных платежей приходится на экспорт энергоресурсов. Учитывая ужесточившиеся санкции 2022 года в следствии спецоперации на Украине возникает необходимость активизации сотрудничества с зарубежными странами, которые являются надёжными партнёрами во внешнеэкономических связях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON FEDERAL BUDGET REVENUES

The development strategy of the Federal Customs Service of Russia until 2030 defines the mission of customs authorities - to promote the development of international trade, growth of trade turnover, full payment of customs duties, achievement of high quality of customs administration, etc. When goods are imported into the customs territory, customs payments are made. The forms and timing of customs payments are determined by the legislation of the Russian Federation. The volume of paid customs payments directly depends on the foreign trade. The article analyzes foreign trade, payment of customs payments for 20192021, reveals the impact of foreign trade operations on the volume of payment of customs payments. The practice of levying and securing customs payments shows that the main share of customs payments falls on exports of energy resources. Taking into account the toughened sanctions of 2022 as a result of the special operation in Ukraine it is necessary to activate cooperation with foreign countries, which are reliable partners in foreign economic relations.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

EDN: AKIDOS

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, fai_rai@mail.ru,

M.V. Neparko - associate Professor of the Department of customs Affairs, Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky;

Н.Ю. Черкасов - студент кафедры «Таможенное дело», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, cherkasovny@studklg.ru,

N.Y. Cherkasov - student of the Customs Department, Kaluga state University named after K. E. Tsiolkovsky.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА THE IMPACT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON FEDERAL BUDGET REVENUES

Аннотация. Стратегией развития ФТС России до 2030 года определена миссия таможенных органов - содействие развитию международной торговли, росту товарооборота, полноты уплаты таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования и т.д. При ввозе товаров на таможенную территорию производится уплата таможенных платежей. Формы и сроки уплаты таможенных платежей определяются законодательством Российской Федерации. Объем уплаченных таможенных платежей напрямую зависит от внешнеторговой деятельности. В статье проведен анализ внешней торговли, уплаты таможенных платежей за 2019-2021 гг., выявлено влияние внешнеторговых операций на объем уплаты таможенных платежей. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей показывает, что основная доля таможенных платежей приходится на экспорт энергоресурсов. Учитывая ужесточившиеся санкции 2022 года в следствии спецоперации на Украине возникает необходимость активизации сотрудничества с зарубежными странами, которые являются надёжными партнёрами во внешнеэкономических связях.

Abstract. The development strategy of the Federal Customs Service of Russia until 2030 defines the mission of customs authorities - to promote the development of international trade, growth of trade turnover, full payment of customs duties, achievement of high quality of customs administration, etc. When goods are imported into the customs territory, customs payments are made. The forms and timing of customs payments are determined by the legislation of the Russian Federation. The volume of paid customs payments directly depends on the foreign trade. The article analyzes foreign trade, payment of customs payments for 20192021, reveals the impact of foreign trade operations on the volume of payment of customs payments. The practice of levying and securing customs payments shows that the main share of customs payments falls on exports of energy resources. Taking into account the toughened sanctions of 2022 as a result of the special operation in Ukraine it is necessary to activate cooperation with foreign countries, which are reliable partners in foreign economic relations.

Ключевые слова: внешняя торговля, товарооборот, таможенные платежи, экспорт, импорт, энергоресурсы, санкции.

Keywords: foreign trade, trade turnover, customs payments, exports, imports, energy resources, sanctions.

Введение. На протяжении десятилетий таможенная служба России для упрощения условий ведения бизнеса и улучшения предпринимательского климата совершенствует свою деятельность по обмену между участниками ВЭД и таможенными органами электронными документами, использованием Личного кабинета участниками ВЭД. Все это дает возможность самостоятельного управления плательщиком денежными средствами, упрощения процедур уплаты платежей, снижения трудозатрат и административной нагрузки. Профессиональное использование вышеуказанных ресурсов способствует увеличению доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, содействие развитию международной торговли, росту товарооборота, достижению высокого качества таможенного администрирования.

Основная часть. По итогам 2021 года сумма таможенных платежей составила 7 156,9 млрд рублей, что на 50,6 % больше по сравнению с 2020 годом. В том числе: НДС - 3 421,5 млрд рублей (темп роста 26,6 % по сравнению с 2020 г.); распределенные ввозные таможенные пошлины - 755,9 млрд рублей (темп роста 22,8 % по сравнению с 2020 г.); вывозные таможенные пошлины - 2 526,4 млрд рублей (темп роста 2 раза по сравнению с 2020 г.); акцизы при ввозе товаров - 130,9 млрд рублей (темп роста 17,7 % по сравнению с 2020 г.) и т.д. (таблице 1) [4].

Таблица 1 - Динамика взимания таможенных платежей за 2019-2021 гг. млрд руб. (Источник: https://customs.gov. ги)

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в %

2019 г. 2020 г.

Таможенные платежи 5 729,1 4751,8 7156,9 124,9 150,6

в том числе:

Ввозные ТП 618,2 615,5 755,9 122,3 122,8

Вывозные ТП 2 291,3 1 148,1 2526,4 110,3 В два раза

НДС 2 613,4 2 701,6 3421,5 130,9 126,6

Акциз 88,8 111,9 130,9 147,4 117

Таможенные сборы 20,0 28,9 43,7 218,5 151,2

Прочие платежи 97,4 159,7 278,5 285,9 181,1

В результате сложившейся благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей обеспечен рост вывозных таможенных пошлин в 2 раза. Сумма прочих платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 81,1 % и составила 278,5 млрд рублей.

В структуре таможенных платежей основная доля выпадает на НДС (таблица 2). [5]

Таблица 2 - Структура доходов, полученных от таможенных платежей, % (Источник: https://customs.gov. ги)

Название 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Таможенные платежи 100 100 100

Ввозные ТП 10,8 12,9 10,6

Вывозные ТП 39,9 24,1 35,3

НДС 45,6 56,9 47,8

Акциз 1,5 2,4 1,8

Таможенные сборы 0,3 0,6 0,6

Иные платежи 1,7 3,4 3,9

Второе место в структуре таможенных платежей приходится на вывозные таможенные пошлины и их доля составляет 35,3 %. На ввозные таможенные пошлины приходится 10,6 %.

На увеличение объема уплаты таможенных платежей и их структуру повлиял ряд нововведений. Так, с 1 августа 2021 года уплата таможенных и иных платежей стала производится:

- исключительно через лицевой счет (по коду бюджетной классификации);

- с использованием авансовых платежей, что позволяет участникам внешнеэкономической деятельности сократить количество кодов бюджетной классификации в три раза;

- по целевым кодам бюджетной классификации.

Кроме этого, в соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона возможно внесение денежного залога посредством использования авансовых платежей в счет обеспечения исполнения обязанностей. Для этого через Личный кабинет участник внешнеэкономической деятельности подает заявление.

Из четырех способов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей приходится на поручительство, банковские гарантии, денежный залог. [1] Залог имущества в 2021 году не применялся. Основную часть обеспечения уплаты таможенных платежей составляет принятое таможенными органами поручительство (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика доходов, полученных от применения обеспечения уплаты таможенных платежей за 2019-2022 гг., млрд руб. (Источник: https://customs.gov.ru)

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. в %

2019 г. 2020 г.

Поручительство 507,3 578,0 669,0 131,9 115,7

Банковские гарантии 115,7 147,0 163,7 141,5 111,4

Денежный залог 40,0 37,3 38,3 95,8 102,3

Доходы, всего 663,0 762,3 871,0 131,4 114,3

В 2021 году от применении поручительства получен доход в размере 669,0 млрд рублей, что на 15,4 % больше, чем в 2020 г., от предоставления банковских гарантий 163,7 млрд рублей, что на 11,4 % больше, чем в 2020 г., от денежного залога 38,3 млрд. рублей, что на 2,3 % больше, чем в 2020 г. [4].

В структуре доходов от применения обеспечения уплаты таможенных платежей за 20192022 гг. доминирует поручительство. При этом, в 2021 году сократились такие виды обязательств как банковские гарантии (- 0,4) и денежный залог (- 0,5).

Таблица 4 - Структура доходов, полученных от применения обеспечения уплаты таможенных платежей за 2019-2022 гг., млрд руб. (Источник: https://customs.gov.ru)

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп прироста 2021 г. в %

2019 г. 2020 г.

Поручительство 76,5 75,9 76,8 +0,3 +0,9

Банковские гарантии 17,5 19,2 18,8 +1,3 -0,4

Денежный залог 6,0 4,9 4,4 -1,6 -0,5

Доходы, всего 100,0 100,0 100,0 - -

Так же на повышение собираемости таможенных платежей оказало увеличение внешнеторгового оборота за счет сложившейся благоприятной конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей. Зависимость внешнеторгового оборота и таможенных платежей представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Зависимость таможенных платежей от внешнеторгового оборота, млн руб. (Источник: https://customs.gov.ru)

Показатели 2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп прироста 2021 г. в %

2019 г. 2020 г.

Внешнеторговый оборот 667,0 568,0 785,0 117,7 138,2

в том числе:

экспорт 423,0 336,0 492,0 116,3 146,4

импорт 244,0 231,0 293,0 120,0 126,8

Таможенные платежи 5 729,1 4751,8 7156,9 124,9 150,6

в том числе:

экспортная составляющая ТП 1235,5 1148,1 2526,4 в 2 раза в 2,2 раза

импортная составляющая ТП 2895,0 3444,0 4352,0 150,0 126,4

иные платежи 188,9 159,7 278,5 147,4 174,4

В 2021 году темп роста внешнеторгового оборота составил 38,2% при темпе роста таможенных платежей на 50,6 %. Подобная динамика сохраняется последние три года. Доходы федерального бюджета превышают темп роста объема внешнеторгового оборота за счет экспортной составляющей, причиной роста которой стало изменение системы налогообложения нефтегазовой отрасли (увеличение ставки НДС на 2 % и базовой ставки НДПИ), положительная динамика курса доллара, рост цен на нефть [3]. Темп роста импортной составляющей сохраняется на уровне темпа роста таможенных платежей: темп роста импортная составляющей таможенных платежей - 26,4 %, темп роста импорта 26,8 %.

В структуре доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2021 году доля экспортной составляющей - 62,7 %, что на 1,3 % меньше прогноза планируемых показателей законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 № 385-Ф3. Доля импортной составляющей - 37 %, что на 4 % больше прогноза планируемых показателей.

Основными партнерами России в 2021 году были страны, объем товарооборота которых составил 639,3 млрд долл. $, что на 31,9 % больше, чем в 2020 году. Экспорт и импорт при этом вырос на 37,2 % и 24,8 % соответственно (рисунок 1).

Импорт АТЭС | Экспорт АТЭС | Импорт НС | Экспорт ЕС Импорт стран '111 Экспорт стран СНГ .

Рисунок 1 - Динамика показателей внешнеторгового оборота РФ с странами СНГ, ЕС; АТЭС в 2019-2021 гг., млрд долл. $

В 2021 г., товарооборот для стран СНГ, стран ЕС и стран АТЭС имел положительную динамику. Европейский союз (далее ЕС) занимал большую долю в структуре внешней торговли России. Вторую по величине долю занимали страны Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (далее АТЭС). Следующей по значимости доли занимало Содружество Независимых Государств (далее СНГ), которые обеспечиваю России основной рынок сбыта машиностроительной продукция, металлов, продукция лесной и целлюлозно-бумажной продукции, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья [7].

В 2022 году на фоне западных санкций происходит изменение условий внешней торговли. На этом фоне по оценкам Bloomberg Economics, Россия в 2022 году получит $321 млрд от экспорта энергоносителей, что на треть больше, чем в 2021 году ($ 244 млрд). При снижении экспорта нефти растет спрос и мировые цены до $ 100 за баррель, что способствует росту экспортных доходов. По данным Минфина России, в среднем в апреле 2022 года российский сорт Urals стоил более $ 89 за баррель, что на 40 % больше, чем в марте 2021 года [8].

Одновременно на фоне санкций сократится импорт товаров в Россию примерно на 50 % из-за ослабления рубля и прекращения сотрудничества с рядом иностранных компаний. Таким образом, по оценке Institute of International Finance (IIF) профицит в 2022 году может составить $ 200-240 млрд. По

оценкам банка Goldman Sachs, импорт в 2022 году снизится на 20 %, профицит текущего счета составит $ 250-300 млрд [8].

Увеличение мировых цен на нефтепродукты и газ окажет влияние на экспортную составляющую таможенных платежей. По данным Минфина России доходы в 2022 году в среднем от таможенных платежей оцениваются к уровню 2021 года в размере 128 %.

Таким образом, исходя из вышесказанного, внешнеторговую деятельность Российской Федерации можно считать устойчивой и конкурентоспособной. Подтверждением данного вывода служат показатели 2021 года и прогнозные показатели 2022 года, которые указывают на то что внешнеторговая деятельность России способна перестраиваться в сложившихся реалиях. Россия имеет множество внешнеторговых отношений с зарубежными странами, которые являются надёжными партнёрами во внешнеэкономических связях.

Источники:

1. Ахмедзянов Р.Р., Мигел А.А., Воробьева Е.Д. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41).

2. Петрушина О.М., Соколова Т.С., Меркулова А.И. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 290-293.

3. Алексеева Е.В., Ефимова Ю.С. Анализ деятельности таможенных органов в сфере осуществления экспортного контроля в Российской Федерации. Дневник науки. 2020. № 4 (40). С. 39.

4. ФНС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://www.nalog.gov.ru/m77/taxation/taxes/ndpi/.

5. ФТС России. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://customsforum.ru/news/big/bulavin-za-schet-tamozhennykh-platezhey-formiruetsya-tret-dokhodov-federalnogo-byudzheta-553639.html.

6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://minfin.gov.ru/common/ upload/library/2020/10/main/ ONBNiTTP_2021_2023 .pdf.

7. Россия и АТЭС: основные векторы экономического сотрудничества. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://www.hse.ru/data/2010/10/18/1222774503/Россия%20и%20АТЭС%20основн^Iе%20векторы %20экономического%20сотрудничества.pdf

8. РБК. [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/05/6247047f9a794 76a264d88c8. References:

1. Akhmedzyanov R.R., Miguel A.A., Vorobyeva E.D. The state and directions of development of the export control system in Russia // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. № 6 (41).

2. Petrushina O.M., Sokolova T.S., Merkulova A.I. The practice of collecting and ensuring the payment of customs duties in Russia // Natural sciences and humanities research. 2020. No. 29 (3). pp. 290-293.

3. Alekseeva E.V., Efimova Yu.S. Analysis of the activities of customs authorities in the field of export control in the Russian Federation. Diary of Science. 2020. No. 4 (40). p. 39.

4. The Federal Tax Service of Russia. [Electronic resource] - Access mode - https://www.nalog.gov.ru/ rn77/taxation/taxes/ndpi /.

5. The Federal Customs Service of Russia. [Electronic resource] - Access mode -https://customsforum.ru/ news/big/bulavin-za-schet-tamozhennykh-platezhey-formiruetsya-tret-dokhodov-federalnogo-byudzheta-553639.html.

6. The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2021 and for the planning period of2022 and 2023. [Electronic resource] - Access mode - https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/10/main/ 0NBNiTTP_2021_2023.pdf.

7. Russia and APEC: the main vectors of economic cooperation. [Electronic resource] - Access mode - https://www.hse.ru/data/ 2010/10/18/1222774503/Russia%20i%20ATEC%20 main%20vectors%20economical%20cooperation.pdf.

8. RBC. [Electronic resource] - Access mode - https://www.rbc.ru/newspaper/2022/04/05/6247047f9a 79476a264d88c8.

EDN: AYZNTF

О.М.Петрушина - к.э.н., заведующий кафедрой таможенного дела, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, om_petrushina@mail.ru,

O.M.Petrushina - candidate of economic Sciences, head of the Department of customs, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.В. Черникова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, halsey2608@gmail.com,

T.V. Chernikova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

О.И. Фролова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского,

O.I. Frolova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФТС РОССИИ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE FIELD OF CURRENCY CONTROL: THE MODERN ASPECT

Аннотация. Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности государства - формирование системы таможенного контроля, как наиболее эффективного инструмента, обеспечивающего абсолютное соблюдение установленного порядка. В целях достижения данной задачи ФТС и подчиненные ей органы проводят проверки соблюдения положений законодательства при перемещении валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу, таким образом, реализуя функцию валютного контроля в пределах своей компетенции. В статье проведен анализ дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.