Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасат Виктория Александровна

В статье в рамках реализации государством национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» исследованы основные направления развития цифровой экономики России. Приводится динамика развития сферы информационно-коммуникационных технологий и статистика применения информационных технологий в России по сравнению с другими странами. Автором проанализированы основные аспекты совершенствования деятельности таможенных органов в условиях развития цифровой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пасат Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT DIGITAL ECONOMY

In the article, within the framework of the implementation by the state of the national program «Digital Economy of the Russian Federation», the main directions of the development of the digital economy of Russia are investigated. The dynamics of the development of the sphere of information and communication technologies and statistics of the use of information technologies in Russia in comparison with other countries are given. The author analyzes the main aspects of improving the activities of customs authorities in the context of the development of the digital economy

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 339

цифровизация таможенных органов в контексте развития цифровой экономики

Пасат Виктория Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: vapasat@mail.ru

В статье в рамках реализации государством национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» исследованы основные направления развития цифровой экономики России. Приводится динамика развития сферы информационно-коммуникационных технологий и статистика применения информационных технологий в России по сравнению с другими странами. Автором проанализированы основные аспекты совершенствования деятельности таможенных органов в условиях развития цифровой экономики

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровизация; трансформация; таможенные органы; информатизация; технологии

digitalization of customs authorities in the context of development digital economy

Pasat Viktoriya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Research Fellow of Research Department, e-mail: vapasat@mail.ru

In the article, within the framework of the implementation by the state of the national program «Digital Economy of the Russian Federation», the main directions of the development of the digital economy of Russia are investigated. The dynamics of the development of the sphere of information and communication technologies and statistics of the use of information technologies in Russia in comparison with other countries are given. The author analyzes the main aspects of improving the activities of customs authorities in the context of the development of the digital economy

Keywords: digital economy; digitalization; transformation; customs authorities; informatization; technologies

Для цитирования: Пасат В.А. Цифровизация таможенных органов в контексте развития цифровой экономики // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4 (84). С. 71-75.

Глобальная трансформация, охватившая весь мир, ознаменовала эпоху, когда мировая экономика вступила в новый цифровой этап, концентрируя внимание на цифровизации, создании новых цифровых сервисов и благоприятных условий для перемещения товаров. Активное внедрение технологий, совершенствование программного обеспечения, повышение уровня профессиональных компетенций во всех сферах деятельности, в том числе в таможенных органах, предопределяют актуальность данной статьи.

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 и имеющая целью формирования доступности новых цифровых сервисов в целях

улучшения комфорта и качества жизни населения и развития бизнеса, создания конкурентоспособности, снижения издержек [3].

В состав программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят такие федеральные проекты, как: «Нормативное регулирование цифровой среды», позволяющий сформировать правовую область для последующей благотворной реализации проектов, направленных на цифровизацию; «Кадры для цифровой экономики» - масштабный блок, призванный в целях совершенствования системы образования обеспечить реализацию подготовки квалифицированных кадров по специальностям с цифровыми компетенциями для всех отраслей экономики, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, освоение новых навыков и цифровых профессий, увеличение бюджетных мест по ИТ-специальностям, компенсация обучения цифровой профессии с использованием мер государственной поддержки, подготовка муниципальных и государственных служащих; «Информационная инфраструктура» -предоставление свободного доступа в интернет социально значимых государственных объектах, внедрение мобильных технологий и онлайн-сер-висов, автоматизация процессов на производствах, обеспечение бесперебойной работоспособности при подключении большого количества устройств;

«Информационная безопасность» - обеспечение безопасности цифровых данных, защищенности государственных информационных систем, обеспечение защиты от киберугроз и защиты персональных данных, разработка отечественных стандартов информационной безопасности; «Цифровые технологии» - внедрение новых технологий и цифровых решений, развитие отечественных ИТ-технологий, государственная поддержка на внедрение отечественных разработок, гранты, стар-тапы, льготное кредитование, цифровой профиль, цифровой двойник и электронная подпись - доступ и управление данными; «Цифровое государственное управление» - цифровые государственные услуги, взаимодействие с государственными организациями в электронном виде; «Искусственный интеллект» - развитие и поддержка исследовательских центров, автоматизация операций и деятельности без участия человека, доступ к дата-сетам для крупного бизнеса и стартапов.

В связи с развитием технологий и расширением возможностей цифрового пространства в январе 2022 г. в программу «Цифровая экономика» были включены еще три новых федеральных проекта: «Цифровые услуги и сервисы онлайн», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» и «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», которые направлены на внедрение сервисов предоставления онлайн государственных услуг, электронного документооборота, возможностей реализации цифрового профиля.

В общем смысле цифровая экономика представляет собой основанную на использовании цифровых технологий экономическую деятельность, способствующую повышению эффективности бизнеса.

Концепция цифровой экономики появилась в последнем десятилетии XX в. - в 1995 г. американским информатиком Николасом Негропонте, ознаменовав предпосылки формирования в настоящее время шестого технологического уклада, характеризующегося нацеленностью на развитие и применение информационно-коммуникационных «высоких технологий», позволяющим обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Благодаря передовым технологиям и цифровым платформам организации, физические и юридические лица сокращают транзакцион-ные издержки, взаимодействуя с хозяйствующими и государственными структурами посредством электронного документооборота, сетевых сервисов. В условиях цифровой экономики информация, выступая ценнейшим ресурсом, формируется, хранится, передается и обрабатывается посредством информационно-коммуникационных технологий. Развитие цифровой экономики благоприятно влияет на развитие информационных технологий в целом.

Цифровая экономика исследует роль цифровых технологий в повышении экономических

возможностей, конкурентоспособности и эффективности торговли, а также глобальной экономической интеграции. Цифровая экономика оценивает возможности и барьеры внедрения цифровых финансовых услуг, электронной коммерции и цифровой торговли, способна анализировать сильные и слабые стороны локальной цифровой технологии, цифровой кадровый резерв и среду технологических стартапов [4]. Меры по созданию цифровых платформ во всех индустриях и сферах деятельности основополагающие при реализации программы развития цифровой экономики. Цифровые платформы позволяют существенно снизить тран-закционные издержки, заменить устаревшие инструменты регулирования, ускорить операционные циклы и повысить конкуренцию на рынке.

Цифровую экономику определяют такие технологии, как: облачные вычисления, большие данные, мобильные технологии, Интернет вещей, блокчейн. Развитие робототехники, нанотехнологии, искусственный интеллект, глобальные информационные сети, интегрированные высокоскоростные транспортные системы - все становится реальным к применению в необозримом будущем.

Согласно статистическим сведениям, представленным по направлениям развития цифровой экономики в России, внутренние затраты организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг за последние 5 лет выросли с 1739 млрд руб. в 2017 г. до 2947 млрд руб. в 2021 г. Основные из которых в секторе информации и связи, финансовом секторе и отрасли информационных технологий. Данные затраты связаны с приобретением машин и оборудования, программного обеспечения (или его доработки), а также иных затрат, направленных на внедрение цифровых технологий. Динамика инвестиций в основной капитал сферы информационно-коммуникационных технологий выглядит следующим образом: в 2017 г. - 474 млрд руб., в 2018 г. - 604, в 2019 г. -741, в 2020 г. - 825, в 2022 г. - 948 млрд руб. [5].

Социально-экономическое развитие государства тесно связано со сферой внешней торговли и деятельностью таможенных органов. Таможенные органы занимают важное место в регулировании внешнеторговой деятельности, формировании бюджета страны, пресечении трансграничной преступности, укреплении безопасности государства и обеспечении его суверенитета, а таможенные налоги и сборы являются весьма серьезным источником пополнения государственного бюджета.

В рамках развития совершенствования таможенных органов разработана Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) [6]. Федеральной таможенной службой запланирован ряд мероприятий, направленных на переход от электронной к интеллектуальной таможне, проведении

полномасштабной цифровизации и автоматизации таможенных операций. Основополагающими направлениями являются: совершенствование таможенного регулирования, таможенного контроля после выпуска товаров, системы государственных услуг, информационно-технического обеспечения, автоматизация и информатизация сквозных бизнес-процессов деятельности таможенной службы на основе передовых технологий, создание цифровых платформ и сервисов, автоматизация процесса контроля сведений о перемещаемых товарах, совершенствование правоохранительной деятельности, в том числе развитие информационно-программных комплексов, развитие взаимодействия таможенных органов с участниками таможенных правоотношений, развитие информационного взаимодействия на основе совершенствования интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в целях обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами, внедрение искусственного интеллекта, позволяющего самостоятельно обрабатывать большие объемы данных и принимать решения. Такое развитие ориентировано на расширение области применения цифровых технологий в деятельности таможенных органов, которые обеспечивали бы автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц, совершенствование электронного документооборота, цифровизации.

Основные стратегические направления развития таможенной службы связаны также с совершенствования таможенного администрирования для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу путем создания модели «интеллектуального» пункта пропуска, внедрения современных информационных технологий, связанных с прибытием (убытием) товаров, таможенным транзитом, в том числе с использованием машинного искусственного интеллекта. Совершенствование фискальной функции требуется для полноты взимания платежей, администриру-емых таможенными органами, и своевременности их перечисления в бюджет, прозрачности совершения операций, снижения административной нагрузки и финансовых издержек как для бизнеса, так и для таможенных органов [7]. Внедрение единой цифровой платформы, интегрированной с базами контролирующих органов, а также программным обеспечением технических средств контроля является основой взаимодействия и функционирования информационного взаимодействия.

Мероприятия, проводимые в рамках Стратегии, позволят обеспечить прозрачность принимаемых решений, наладить информационное взаимодействие таможенных и иных контролирующих органов, что позволит повысить эффективность противодействия угрозам национальной безопасности страны.

Федеральная таможенная служба вносит значительный вклад в укрепление экономической безопасности страны. В рамках реализации Стратегии проведена реформа таможенного администрирования, создана система, упростившая процессы расчетов, повысившая эффективность управления денежными средствами. Цифровизация позволила автоматизировать операции оформления, ускорить перемещение товаров через границу. Таможенное оформление переходит на новый уровень, основные составляющие которого - цифровые технологии и искусственный интеллект, что становится возможным благодаря анализу и внедрению новых способов обработки данных [8].

Единая информационная система таможенных органов включает 43 информационные системы и 36 информационных ресурсов, позволяющих обрабатывать в день 864 млн различных сообщений и 340 тыс. электронных документов [9]. В открывшемся в сентябре 2022 г. в Твери центре обработки данных ФТС России ежедневно обрабатывается примерно 840 млн операций, т.е. 10 тыс. операций в секунду [10]. Информационная система работает круглосуточно и бесперебойно.

Нововведением является то, что Федеральной таможенной службой совместно с Банком России внедрена технология электронных банковских гарантий, позволяющая кредитным организациям в режиме реального времени предоставлять электронные банковские гарантии в таможенные органы посредством личного кабинета банка, размещенном на официальном сайте ФТС России. Сервисы данного кабинета позволяют участникам ВЭД осуществлять широкий спектр юридически значимых действий с денежными средствами и получать актуальную информацию для финансового самоконтроля. По итогам девяти месяцев 2022 года в электронном виде оформлено около 93% гарантий, подтверждая востребованность данного сервиса участниками ВЭД и банковским сообществом [11].

ФТС России реализован автоматический выпуск товарных партий, разрабатывается система интеллектуального анализа снимков транспортных средств в мобильных инспекционно-досмотровых комплексах на границе, самостоятельно проверяющая соответствие изображения заявленной в документах информации.

Интеллектуальный анализ с применением элементов искусственного интеллекта позволит обрабатывать поступающую информацию в совокупности, самостоятельно принимая решения о дальнейших операциях.

Развитие информационных технологий позволило усовершенствовать и методику уплату таможенных платежей. Теперь при таможенном декларировании достаточно указать реквизиты платежного документа, после чего информационные системы проводят операцию по уплате таможенных платежей. Перевод сведений о движении

денежных средств в электронный вид дал возможность реализовать информационные сервисы личного кабинета, которые позволяют автоматически получать справочную информацию об остатках денежных средств, а также об их поступлении и расходовании [12].

Сегодня таможенные органы являются одними из самых передовых государственных институтов в области использования современных методов администрирования и взаимодействия с бизнесом. Благодаря последовательной работе по цифрови-зации таможенных процедур, Федеральной таможенной службе удалось поменять идеологию и архитектуру взаимоотношений между государством и участниками внешнеэкономической деятельности [13].

Анализ статистики применения цифровых технологий в России и других странах, проведенный специалистами Высшей школы экономики, показывает, что, несмотря на то, что у нашей страны и имеется некоторое отставание от лидеров, значение информационно-коммуникационных технологий в национальной экономике постоянно возрастает. Значимыми становятся технологии, направленные на выстраивание внутреннего бизнеса и информационное взаимодействие с партнерами, так, например, уровень использования ERP-систем (enterprise resource planning или планирование ресурсов предприятия) в России сопоставим с Венгрией, Латвией, Великобританией. Уровень распространения облачных сервисов в российских организациях сопоставим со средним по странам ЕС, в то же время по этому направлению Россия опережает Францию, Германию, Австрию. Наибольших успехов в цифровизации добились отрасли финансового сектора, розничной торговли и связь. Вместе с тем, сохраняется существенный разрыв достигнутого уровня распространения информационно-коммуникационных технологий в России со странами - лидерами по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет, использованию информационных систем. Основными барьерами для дальнейшего развития цифровых технологий, специалистами Высшей школы экономики, названы недостаточное финансирование, высокая стоимость проектов и высокие затраты на эксплуатацию систем, а также нестабильность экономической ситуации в стране и недостаточный уровень развития инфраструктуры [14].

В 2022 г. Россия столкнулась с введением санкций, в результате чего значительно снизился товарооборот, приводя к спаду экономики. Ограничения затронули финансовый сектор и фондовый рынок, экспорт и импорт, международные резервы, а мировые компании покинули Россию. К внешним вызовам добавились внутренние, в первую очередь, отток экономически активного населения и капитала из страны. Значительных последствий введения санкций затронули сферу информационно-коммуникационных технологий. На зарубежное

программное обеспечение введено ограничение подключения, использования некоторых сервисов или полностью прекращение действий на территории государства. Однако это только подтолкнуло к созданию отечественных продуктов и импорто-замещению иностранных сервисов. Тем не менее, по оценке Росстата во втором и третьем кварталах 2022 г. спад ВВП составил 4,1 % и 4 % соответственно. Минэкономразвития прогнозирует, что по итогам года спад экономики составит 2,9 % [15].

Деятельность ФТС России также направлена на минимизацию последствий санкций, максимальное содействие товарообороту и предприятиям оборонно-промышленного комплекса.

Несомненно, комплексная цифровая трансформация экономики находится на стадии развития и для ее реализации требуется урегулировать законодательство о цифровых технологиях, модернизировать цифровую инфраструктуру, внедрить цифровые практики во всех ключевых сферах экономики и государственном управлении, наладить подготовку кадров, однако прорывы уже совершены и намеченные цели успешно реализуются.

Библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/43027

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/45726

3. Цифровая экономика РФ. URL: https:// digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f

4. Ионина М.В. Основные направления государственной цифровизации: проблемы и перспективы // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 63.

5. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШ, 2023. 120 с.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». URL: https://docs.cntd.ru/ document/564952 866

7. Самтынова Е. Утверждена Стратегия развития таможенной службы до 2030 года. 25.10.2022. URL: https://www.garant.ru/news/1376639/

8. Пасат В.А. Совершенствование таможенного администрирования в эпоху развития цифровых технологий // Перспективы развития таможенных администраций в условиях углубления евразийской интеграции: сборник материалов XII Международной

научно-практической конференции 22-23 октября 2020 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. С. 176.

9. Глава ФТС Владимир Булавин: Таможня уже давно часть ИТ-сектора. URL: https://tass.ru/ interviews/16106127

10. Перейти на российские ИТ и стать интеллектуальной таможней. Замглавы ФТС Денис Терещенко -о главных задачах ведомства. 09.11.2022. URL: https:// www.tadviser.ru/

11. Развивая электронные сервисы мы опираемся на пользовательский опыт - интервью начальника ГУФТДИТР ФТС России Максима Чморы // Банковское обозрение. 25.10.2022. URL: https:// customs.gov.ru/press/aktual-no/document/363566

12. Развивая электронные сервисы, мы опираемся

на пользовательский опыт. Финансовая сфера. Журнал «Банковское обозрение». 25.10.2022. URL: https://bosfera.ru/bo/razvivaya-elektronnye-servisy-my-opiraemsya-na-polzovatelskiy-opyt

13. Зиманова М.А., Ионина М.В. Применение элементов искусственного интеллекта при решении задач, стоящих перед таможенными органами // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 3 (83). С. 16.

14. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса. URL: https://imi.hse.ru/ pr2017_1

15. Как экономика России адаптировалась к санкциям и что ее ждет в новом году. URL:https://www.rbc.ru/ec onomics/04/01/2023/63a02e769a79471e00e74746

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.