БИТ 2020 Том 4 № 4 (16) УДК 339.543
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Ворона А.А., Шкарупа А.С.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО»
DIGITALIZATION OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE NORTH-WESTERN FEDERAL DISTRICT
Vorona A.A., Shkarupa A.S.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West
Institute of Management of RANEPA) Federal state Autonomous educational institution of higher education «ITMO national research
University»
Аннотация
В статье раскрыто понятие «цифровизация» в широком и узком смысле. Также приведены и проанализированы статистические данные Северо-Западного таможенного управления по количеству деклараций, выпущенных в электронном виде. Рассмотрены перспективы развития применения цифровых информационных технологий таможенных органов в Северо-Западном федеральном округе.
Ключевые слова: цифровизация; информатизация; технологии; таможня; декларация.
Abstract
The article reveals the concept of "digitalization" in a broad and narrow sense. Statistical data of the NorthWestern customs administration on the number of declarations issued in electronic form are also presented and analyzed. Prospects for the development of digital information technologies of customs authorities in the North-Western Federal district are considered.
Keywords: digitalization; technologies; customs; declaration.
informatization;
В настоящее время процессы информатизации, цифровизации плотно вошли во все сферы жизни, в частности, в таможенное дело. Сегодня таможенные органы внедряют и используют цифровые технологии каждый день в процессе таможенной деятельности. Они значительно упрощают работу процесс таможенного оформления и контроля, повышают качество предоставляемых услуг. В современном мире, в котором процессы цифровизации развиваются стремительно, трудно представить внешнеэкономическую деятельность без применения цифровых технологий. Тем самым, вопрос о цифровых технологиях в таможенном деле и их практическом применении сегодня и дальнейшем использовании является актуальным как для таможенной службы, так и для участника ВЭД.
На протяжении всего постсоветского времени в Российской Федерации происходят процессы интеграции в мировое сообщество как в социально-экономическом,
торговом, так и политическом плане. Многие сферы общественного воспроизводства стараются развиваться параллельно с передовыми технологиями, движущими в современном мире.
Одним из основных трендов, влияющих на формирование единого информационного общества, является цифровизация. Данный термин трактуется в узком и широком смыслах:
- в узком смысле: «создание на разных уровнях экономики (глобальном, мега, макро-, мезо-, микро-, нано-) информационно-цифровых платформ и операторов, позволяющих решать различные хозяйственные задачи, в том числе стратегические: развитие медицины, науки, образования, транспорта, новой индустриализации, государственного регулирования экономики и планирования и др.» [1];
- в широком смысле: «изменение природы производственных или экономических
отношений, смену их субъектно-объектной ориентированности [1]».
Российская Федерация разнообразна по своему культурному, этническому и территориальному составу. Из-за этого процесс цифровизации происходит неравномерно. На данный момент происходит интегрированное развитие регионов и округов в цифровую среду.
На данный момент наиболее ярким примером по внедрению информационных технологий является процесс цифровиза-ции деятельности Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России). Создание центров электронного декларирования (далее - ЦЭД) и электронных таможен - следствие внедрения цифровых инноваций, непосредственно влияющих как на деятельность ФТС России в целом, так и на деятельность региональных таможенных управлений.
«Благодаря внедрению новейших технологий, проходящее в настоящее время совершенствование информационно-технического обеспечения таможенных органов выступает ключевым фактором, обеспечивающим эффективное взаимодействие бизнеса, государства и граждан» [2].
ФТС России держит ориентир на развитие информационно-цифровой трансформации деятельности. Основной задачей, поставленной перед таможенными органами России, является формирование единого информационного пространства для быстрого и своевременного обмена данными.
Приоритетными направлениями развития и совершенствования деятельности таможенных органов России являются: технология удаленного выпуска (ТУВ), а также автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров [3].
Одним из наиболее развитых подразделений ФТС России во внешнеторговой сфере из-за своего расположения является Северо-Западное таможенное управление (далее - СЗТУ). «Регион деятельности СЗТУ имеет общую границу с Финляндией, Норвегией, Эстонией, Латвией, Республикой Беларусь» [4]. В структуре СЗТУ десять таможен, восемьдесят таможенных постов. Действуют сорок семь пунктов пропуска. Протяженность участка Государственной границы в регионе деятельности СЗТУ составляет 2661,5 км.
Однако при интегрировании в информационную цифровую среду, СЗТУ сталкивается с рядом проблем, которые требуют своевременного решения. Например, при функционировании ЦЭДов в отдельно взятом Северо-Западном федеральном округе, возникает проблема удаленного взаимодействия с другими региональными таможенными постами из-за большой удаленности друг от друга и разницы в часовых поясах. Также информационное электронное таможенное взаимодействие как внутри региона деятельности СЗТУ, так и с иными субъектами Российской Федерации, имеет фактические сбои в программном обеспечении, из-за чего происходит несогласованность действий постов ЦЭД и постов фактического контроля. Именно поэтому необходимо проводить своевременную диагностику, а также применять актуальные методы и инструменты для решения возникших проблем.
Целью статьи является рассмотрение цифровых аспектов деятельности ФТС России, в частности в Северо-Западном федеральном округе, а также выявление перспектив развития деятельности СЗТУ в цифровой сфере.
В работе были использованы такие методы как сбор, обработка и интерпретация аналитической информации, анализ, синтез, обобщение и др.
На современном этапе проводятся мероприятия по реформированию, которые реализуются в соответствии с «Дорожной картой», утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 09.01.2018 № 2 [5], в настоящее время целенаправленно проводятся и в СЗТУ. Этапы и сроки реформирования таможенных органов Северо-Запада детализированы в Плане, утвержденном приказом СЗТУ от 30.03.2018 № 297 [6]. Предусмотренные структурные изменения, которые начали проводить с середины 2018 года, должны быть полностью завершены к концу 2020 года.
Цифровизация постепенно становится основой работы СЗТУ. В соответствии с приказом ФТС России от 28.01.2020 г. № 95 «О создании Северо-Западной электронной таможни» [7] была создана Северо-Западная электронная таможня СЗТУ, работа которой основана на цифровых технологиях.
БИТ 2020 Том 4 № 4 (16)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Статистические данные о количестве ДТ, поданных в электронной форме, в общем декларационном массиве в 2016-2018 гг. [9]
Таблица 1
Год 2016 2017 2018
Количество поданных с использова- 763811 825279 847556
нием сети Интернет ДТ, по которым в
отчетном периоде принято решение о
выпуске товаров
Общее количество ДТ, по которым в 763831 825307 847566
отчетном периоде принято решение о
выпуске товаров
Доля ЭДТ в общем числе ДТ, % 99,99738 99,99661 99,999
Таблица 2
Количество ДТ, выпущенных в автоматическом режиме за 2017-2019 гг., шт. [10]
Год Экспорт Импорт
2017 26802 174
2018 68675 15325
Таблица 3
Количество электронных транзитных деклараций, оформленных таможенными органами в 2017-2018 гг. [11]
Год Количество электронных деклараций, оформленных таможенными органами СЗТУ, шт.
2017 153992
2018 385753
«Основная задача Северо-Западной электронной таможни - обеспечение и совершение таможенных операций при декларировании товаров исключительно в электронной форме» [8].
Основными индикаторами, свидетельствующими о внедрении цифровых технологий в деятельность ФТС России, в т.ч. СЗТУ является количество поданных электронных деклараций на товары (далее -ЭДТ) в общем количестве деклараций на товары (далее - ДТ). В табл. 1 представлена статистическая информация по общему количеству поданных ДТ и ЭДТ за 2016-2018 гг.
Данные табл. 1 свидетельствуют о высокой заинтересованности участников внешнеэкономической деятельности в применении и использовании единой цифровой платформы с использованием сети Интернет при декларировании товаров.
На табл. 2 представлены статистические данные о количестве ДТ, выпущенных в автоматическом режиме за 2017-2018 гг.
Из табл. 2 можно сделать вывод о значительном росте количества ДТ, выпущен-
ных в автоматическом режиме. Данная тенденция связана с тем, что в 2018 г. в системе таможенных органов появился принципиально новый вид таможенных органов - электронная таможня.
Следующим не менее важным показателем, которым характеризуется цифровизация деятельности СЗТУ, является электронных транзитных деклараций (далее -ЭТД). Статистические данные за 2017-2018 гг. продемонстрированы в табл. 3.
Особенностью реализации технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ является применение в штатных программных средствах таможенных органов СЗТУ специального алгоритма, который анализирует состав всех сведений, заявляемых в ДТ и содержащихся в прилагаемых документах, на их соответствие перечню критериев, удовлетворяющих требованиям данных технологий. Следует выделить преимущества технологий АВ и АР, они представлены на рис.1.
исключение ошибок, связанных с влиянием человеческого фактора;
значительное сокращение сроков проверки необходимых сведений для принятия решения по регистрации ДТ (среднее время проверки ДТ при авторегистрации составляет 3 минуты);
рациональное и равномерное распределение нагрузки на должностных лиц таможенных органов;
обеспечение соблюдения установленных сроков совершения таможенных операций.
Рис. 1. Преимущества технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска ДТ
Применение технологий АР и АВ ДТ способствует ускорению процесса обработки декларационного массива, что оказывает несомненно положительный эффект на ВЭД.
В соответствии с Детальным планом мероприятий по реформированию таможенных органов, расположенных в регионе деятельности СЗТУ [12], в настоящее время поэтапно проводятся мероприятия, обеспечивающие создание и начало функционирования в 2020 г. Северо-Западной электронной таможни, а также поэтапную концентрацию таможенного декларирования в двух центрах электронного декларирования -Балтийском и Северо-Западном.
«С 2021 года в структуре таможенных органов СЗТУ будет функционировать Северо-Западная электронная таможня с региональным Северо-Западным ЦЭД, Балтийская таможня со специализированным Балтийским ЦЭД, а также таможни фактического контроля» [13].
В настоящее время разработан проект приказа Минфина о компетенции таможенных органов по регистрации таможенных деклараций. Проектом данного приказа в т.ч. определены полномочия Балтийского
ЦЭД Балтийской таможни по регистрации ДТ в отношении товаров, перемещаемых водным транспортом через установленные и открытые морские, речные (озерные) пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, размещенные в регионе деятельности СЗТУ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровизация является всеобъемлющим понятием, затрагивающим все сферы жизни. ФТС России, в частности СЗТУ внедряет технологии, способствующие ускорению и упрощению оформления ЭДТ с помощью системы Интернет. Применение цифровых технологий в Северо-Западном федеральном округе способствует расширению внешнеэкономических связей и развитию товарооборота как с пограничными, так и со странами дальнего зарубежья. Можно отметить, что предпринимаемые ФТС России стратегические реформы нацелены на совершенствование деятельности ведомства. Это положительно сказывается на взаимодействии таможни и бизнеса. Поступательное развитие экономики и внедрение во все процессы цифровых технологий предопределили необходимость реформирования таможенной
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
службы. Реализуемые ФТС России Стратегии направлены на достижение целей таможенного администрирования.
Список литературы
1. Юдина Т.Н. Цифровизация как тенденция совре-
менного развития экономики Российской Федерации: pro y contra // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 139.
2. Пасат В.А. Развитие информационных техноло-
гий, применяемых в центрах электронного декларирования и электронных таможнях // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 29.
3. Ворона А.А. Применение технологий автоматиче-
ской регистрации и автоматического выпуска товаров в деятельности центров электронного декларирования// Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 153-160.
4. Северо-Западное таможенное управление: под-
ведены итоги внешней торговли за 2018 год // www.alta.ru. URL:
https://www.alta.ru/szfo_news/65468/ (дата обращения: 14.10.2020).
5. Приказ Министерства финансов России от
9.01.2018 г. № 2н «Об утверждении Порядка и форм осуществления Министерством финансов Российской Федерации мониторинга подготовки и утверждения нормативных правовых актов» // www.garant.ru. URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7180 3348/ (дата обращения: 14.10.2020).
6. Приказ СЗТУ № 297 от 30.03.2018 «Об утвержде-
нии детального плана мероприятий по реформированию таможенных органов СЗТУ на период 2018-2020 гг.» // www.rzhevtt.ru. URL: https://www.rzhevtt.ru/single-post/2018/04/09/При-каз-СЗТУ-№297-от-30-марта-2018-Об-утвер-ждении-детального-плана-мероприятий-по-ре-формированию-таможенных-органов-СЗТУ-на-период-2018-2020-гг (дата обращения: 14.10.2020).
7. Приказ ФТС России от 28.01.2020 № 95 «О созда-
нии Северо - Западной электронной таможни» //
www.alta.ru. URL:
https://www.alta.ru/tamdoc/20pr0095/ (дата обращения: 14.10.2020).
8. Первая электронная таможня на Северо-Западе
// seanews.ru. URL:
https://seanews.ru/2020/04/09/ru-pervaja-v-rossii-jelektronnaja-tamozhnja/ (дата обращения: 14.10.2020).
9. Количество деклараций, поданных в электронной
форме // sztu.customs.gov.ru URL: https://sztu.customs.gov.ru/folder/7842 (дата обращения: 14.10.2020).
10. Статистические данные о количестве деклараций на товары, выпущенных в автоматическом режиме // sztu.customs.gov.ru. URL: https://sztu.customs.gov.ru/folder/143496 (дата обращения: 14.10.2020).
11. Статистические данные о количестве электронных транзитных деклараций, оформленных таможенными органами // sztu.customs.gov.ru. URL: https://sztu.customs.gov.ru/folder/143515 (дата обращения: 14.10.2020).
12. Приказ СЗТУ № 297 от 30.03.2018 «Об утверждении детального плана мероприятий по реформированию таможенных органов СЗТУ на период 2018-2020 гг.» // www.rzhevtt.ru. URL: https://www.rzhevtt.ru/single-post/2018/04/09/При-каз-СЗТУ-№297-от-30-марта-2018-Об-утвер-ждении-детального-плана-мероприятий-по-ре-формированию-таможенных-органов-СЗТУ-на-период-2018-2020-гг (дата обращения: 14.10.2020).
13. Проводятся мероприятия, обеспечивающие создание и начало функционирования в 2020 году Северо-Западной электронной таможни // sztu.customs.gov.ru. URL: https://sztu.customs.gov.ru/docu ment/text/210993 (дата обращения: 14.10.2020).
Поступила в редакцию 29.10.2020
Сведения об авторах:
Ворона Анастасия Александровна - доцент кафедры таможенного администрирования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), e-mail: [email protected].
Шкарупа Анна Сергеевна - магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет ИТМО», e-mail: [email protected].
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]