Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3020
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / САНКЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна, Пасат Виктория Александровна

В статье рассмотрены особенности функционирования нового направления таможенного контроля после выпуска товаров - мобильных групп. Авторами на основе данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации проанализированы результаты деятельности мобильных групп за 2016-2020 гг. Исследовано межведомственное взаимодействие мобильных групп с государственными органами, выявлены некоторые проблемы функционирования и сформулированы мероприятия, направленные на совершенствование деятельности мобильных групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиманова Мария Андреевна, Пасат Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF MOBILE CUSTOMS CONTROL GROUPS AFTER THERELEASE OF GOODS

The article considers the features of the functioning of a new direction of customs control after the release of goods mobile groups. Based on data from the Federal Customs Service of the Russian Federation, the authors analyzed the performance of mobile groups for 2016-2020. The interdepartmental interaction of mobile groups with government agencies was studied, some problems of functioning were identified and measures aimed at improving the activities of mobile groups were formulated

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ»

УДК 339

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ГРУПП В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

Зиманова Мария Андреевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, главный специалист научно-исследовательского отдела, e-mail: maz@spbrta.ru

Пасат Виктория Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: vapasat@mail.ru

В статье рассмотрены особенности функционирования нового направления таможенного контроля после выпуска товаров - мобильных групп. Авторами на основе данных Федеральной таможенной службы Российской Федерации проанализированы результаты деятельности мобильных групп за 2016-2020 гг. Исследовано межведомственное взаимодействие мобильных групп с государственными органами, выявлены некоторые проблемы функционирования и сформулированы мероприятия, направленные на совершенствование деятельности мобильных групп

Ключевые слова: мобильные группы; таможенный контроль после выпуска товаров; межведомственное взаимодействие; санкционная продукция внешнеэкономическая деятельность

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF MOBILE CUSTOMS CONTROL GROUPS AFTER THE RELEASE OF GOODS

Zimanova Mariya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Chief Specialist of Research Department, e-mail: maz@spbrta.ru

Pasat Viktoriya A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Research Fellow of Research Department, e-mail: vapasat@mail.ru

The article considers the features of the functioning of a new direction of customs control after the release of goods-mobile groups. Based on data from the Federal Customs Service of the Russian Federation, the authors analyzed the performance of mobile groups for 2016-2020. The interdepartmental interaction of mobile groups with government agencies was studied, some problems of functioning were identified and measures aimed at improving the activities of mobile groups were formulated

Keywords: mobile groups; customs control after the release of goods; interdepartmental interaction; foreign economic activity; sanctioned products

Для цитирования: Зиманова М.А., Пасат В.А. Анализ деятельности мобильных групп в рамках таможенного контроля после выпуска товаров // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2 (78). С. 20-24.

Переход на международные стандарты и интеграция в мировое сообщество обуславливает необходимость совершенствования деятельности таможенной службы, в частности, оперативного реагирования на экономические преобразования, происходящие в соответствии с международной практикой.

В условиях масштабного развития цифровой экономики, создания электронных таможен и центров электронного декларирования, внедрения в деятельность таможенной службы элементов искусственного интеллекта значительно возрастает необходимость повышения качества предоставления таможенных услуг. Повышение эффективности борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей, контроль за ввозом запрещенных товаров предопределяет создание новых методов и форм организации таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ТКПВТ).

На состоявшемся в декабре 2020 г. при участии

представителей Федеральной таможенной службы (ФТС России) онлайн-семинаре «Автоматизация операций при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в условиях реформирования таможенных органов» определяющим направлением совершенствования деятельности таможенных органов представлена автоматизация совершаемых операций, в том числе при проведении контроля за оборотом товаров на внутреннем рынке и при проверке деятельности лиц, а также автоматизация операций в работе мобильных групп. Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров уже применяют технологии автоматического выбора объектов контроля, в дальнейшем предусматривается связь этих операций с контролем, проводимым на этапе декларирования и выпуска товаров [1].

К мероприятиям, проводимым при таможенном контроле после выпуска, относится контроль на таможенных постах с применением системы

управления рисками, таможенные проверки при взаимодействии с правоохранительными подразделениями, а также с привлечением мобильных групп.

В целях усиления контроля за соблюдением установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 „О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"» [2] запретов на ввоз на территорию государства отдельных категорий товаров в 2015 г. были образованы мобильные группы. Основная задача деятельности мобильных групп - контроль за правомерностью ввоза и дальнейшего оборота товаров на территории Российской Федерации и борьба с незаконным ввозом санкционных товаров и иной продукции, в отношении которой законодательством установлены запреты и ограничения.

Координацию и контроль за функционированием мобильных групп осуществляют

подразделенияТКПВТ,взонедеятельностикоторых работает данная группа. В состав мобильных групп входят должностные лица отделов таможенного контроля после выпуска товаров, а также отделов товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений, правоохранительных подразделений таможен.

Благодаря проведению аналитиче-

ской работы на основе результатов деятельности мобильных групп формируется информационная база, которая впоследствии служит для выбора объектов таможенного контроля, содержащая, в том числе, сведения о выявленных нарушителях. Обмен документами и сведениями в электронном виде между таможенным органом и проверяемым лицом в ходе организации и проведения таможенной проверки, а также доступ к информации о результатах проведения ТКПВТ стал доступен благодаря применению информационного сервиса «Таможенная проверка» в Личном кабинете участника ВЭД.

Рассмотрим основные показатели деятельности мобильных групп за период 2016-2020 гг. (табл. 1).

Таблица 1

Результаты деятельности мобильных групп за период 2016-2020 гг.

Показатели --—*"" —""*""" " Годы 2016 2017 2018 2019 2020

Выявлено транспортных средств с нарушениями, тыс. ед. 1,02 2,9 4,9 7,4 5,6

Пресечен незаконный ввоз товаров, тыс. тонн 13,4 41 71,9 105,2 77

Пресечен незаконный ввоз санкци-онных товаров, тыс. тонн данные отсутствуют 10 7,2 3,9 0,83

Возвращено товаров в сопредельные государства, тыс. тонн 9,9 31,6 64,1 93,3 59

Уничтожено санкционных и иных товаров, тыс. тонн 3,1 8 4,7 6,6 2

Возбуждено уголовных дел, ед. 2 27 28 72 81

Возбуждено дел об административных правонарушениях, ед. 86 585 745 1 334 1 291

Источник: составлено авторами на основе данных ФТС [3]

Представленные в табл. 1 данные позволяют сделать вывод о том, что мобильные группы за столь незначительный период деятельности с момента образования успешно справляются со своими функциями, значительно наращивая объемы задержанной продукции. Так, за анализируемый период таможенными органами было задержано более 193 тыс. транспортных средств, перевозящих запрещенные товары: в 2016 г. этот показатель составил 1 тыс. транспортных средств, а в 2019 г. - 7,4 тыс. транспортных средств. Закрытие границ, связанное с пандемией Соу1ё-19, как следствие сокращение количества

поставок продукции из других стран и меньшее число остановленных для проверок транспортных средств, повлияло на небольшое снижение показателей задержанных транспортных средств в 2020 г., составив показатель в 5,6 тыс. При этом объемы выявленных запрещенных товаров с 2016 по 2020 гг. неизменно возрастают с 13,4 тыс. тонн до 77 тыс. тонн. Несмотря на то, что количество транспортных средств с выявленными нарушениями в 2020 г. сократилось, показатель задержанных запрещенных товаров сохраняется на высоком уровне. Так, в среднем на одно транспортное средство в 2019 г. было выявлено 1,3 тыс. тонн

запрещенной продукции, а в 2020 г. - 13,75 тыс. тонн.

Всего за период с 2016 по 2020 гг. объем запрещенной к ввозу и санкционной продукции, выявленный таможенными органами в рамках работы мобильных групп, составил более 22 тыс. тонн. Вероятно, это связано с тем, что таможенными органами была пересмотрена схема работы мобильных групп, в частности, смена привычных мест нахождения мобильных групп, а также работа по предварительной информации перемещения товаров позволили выявить типичные маршруты транспортных средств, которые перевозят санкционные продукты на постоянной основе. К основным санкционным товарам относятся сельскохозяйственная продукция, мясо, сыры и молочная продукция.

Следует отметить, что одним из методов борьбы с санкционными товарами является возвращение таких товаров на территорию сопредельных государств. За период 2016-2019 гг. заметно увеличилось количество такой возвращенной продукции - с 9,9 до 93,3 тыс. тонн, незначительно снизившись до показателя 59 тыс. тонн в 2020 г. Рост количества возвращенной продукции, вероятно, в первую очередь, связан, с тем, что в случае выявления таких товаров (в случае если перевозчики не могут предоставить сопроводительные документы на товары или тара не имеет опознавательных знаков и наклеек, позволяющих однозначно определить страну происхождения товаров), таможенные органы принимают решение не об изъятии и уничтожении, а о его возврате на территорию, с которой прибыли.

Контроль, проводимый в целях предотвращения ввоза на территорию страны и последующего

перемещения и реализации санкционных товаров, в том числе и при помощи мобильных групп, осуществляется по «многоконтурному» принципу (см. рисунок). Мобильные группы взаимодействуют с подразделениями Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), подразделениями Министерства внутренних дел (МВД РФ), службой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором), Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардией), Федеральной налоговой службой (ФНС).

Формы межведомственного взаимодействия по отношению к различным контурам приведены в табл. 2. В зависимости от контура работы мобильных групп применяются различные мероприятия.

Рассмотрим несколько примеров взаимодействия таможенных органов с контролирующими органами в целях противодействия ввозу санкционной продукции на этапе таможенного контроля после выпуска товаров.

При взаимодействии с органами МВД России выявляется наибольшее число нарушений законодательства. Так, в Смоленской области в марте 2021 г. мобильными группами совместно с сотрудниками ГИБДД остановлены несколько транспортных средств, при таможенном досмотре в грузовом отсеке обнаружены

Многоконтурный принцип работы мобильных групп [4]

Таблица 2

Мероприятия в рамках межведомственного взаимодействия по противодействию ввозу санкционной продукции [4]

Контур Проводимые мероприятия

I контур Осуществление круглосуточных дежурств, а также патрулирование совместно с ГИБДД проселочных (объездных) дорог местного значения и стоянок большегрузного транспорта

II контур Осуществление контроля на автомагистралях совместно с органами МВД РФ, Ространснадзором, а также проведение осмотров транспортных средств во взаимодействии с ФСБ России и Россельхознадзором

III контур Осуществление контроля на крупных оптово-распределительных центрах, в том числе в местах хранения и реализации продукции, проведение таможенных осмотров помещений и территорий во взаимодействии с государственными органами

IV контур Контроль на внутреннем рынке у крупных сетевых торговых организаций, проведение таможенных проверок, осмотров и досмотров при участии с государственными органами

коробки, маркированные наклейками белорусских товаров, за которыми находились груши. Документов, маркировки и информации о прохождении фитосанитарного пограничного контроля товара предоставлено не было, ввиду чего автомобили и груз были задержаны, а материалы досмотра переданы в Управление Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям для принятия дальнейшего решения [5].

В январе 2021 г. сотрудники Россельхознад-зора, транспортной прокуратуры и Краснодарской таможни во время рейда выявили на складе 650 кг санкционной сельскохозяйственной продукции из стран Евросоюза (Греции, Испании и Польши). Помидоры черри, салат руккола, мандарины изъяты для уничтожения. Помимо этого в рамках рейда по магазинам Новороссийска сотрудники транспортной прокуратуры, Россельхознадзора и Новороссийской таможни выявили в одной из торговых точек более 5 кг санкционных сыров из Германии. Изъятая продукция также была направлена на уничтожение [6].

Таким образом, в целях противодействия ввозу санкционной продукции при межведомственном взаимодействии мобильных групп с государственными органами проводятся различные мероприятия, в зависимости от «контура» работы. Для первого контура характерно патрулирование на трассах вблизи государственной границы РФ, для второго - дежурства, осмотры транспортных средств, для третьего и четвертого - осмотр помещений и территорий, осмотры и досмотры товаров. Работа мобильных групп организована по четырем контурам, мобильные группы оснащены различными техническими средствами, в своей работе они применяют информационные системы контроля транспортных средств, они наделены полномочиями по отношению к проверке транспортных средств. Современное состояние обеспе-ченностимобильныхгруппдостаточновысоко, иэто служит основным фактором их результативности.

Следует отметить, что функционирование мобильных групп в настоящее время выступает эффективным направлением таможенного контроля. С 2015 года Федеральной таможенной службой была проведена масштабная работа по созданию, организации работы мобильных групп в местах, расположенных вблизи государственной границы России на российско-белорусском и российско-казахстанском участках. На сегодняшний день на всей территории государства функционируют 35 мобильных групп, уже доказавших свою результативность. Взаимодействие сотрудников мобильных групп с другими ведомствами способствует выявлению и пресечению нарушений законодательства. В своей деятельности мобильные группы имеют право останавливать транспортные средства без участия МВД, в ходе проверки используют результаты работы аппаратно-программного комплекса «РИФ - мониторинг дорожного движения», обладающего широким спектром функций, в частности, способности распознавать государственные регистрационные знаки транспортного средства, обрабатывать и хранить информацию о зафиксированных нарушителях по ввозу и обороту товаров.

Согласно распоряжению ФТС России от 4 июля 2018 г. № 128-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию таможенного контроля за ввозом в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС и оборотом товаров на территории Российской Федерации с привлечением мобильных групп. Данный документ регламентирует необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования, информационно-технического обеспечения деятельности мобильных групп, а также создание центра оперативной обработки результатов работы мобильных групп [3].

С 2019 г. для обеспечения деятельности мобильных групп наряду с беспилотной авиацией Росгвар-дии начала применяться вертолетная техника

ФТС России. На автомобили мобильных групп разрешено нанесение специальных цветографических схем и оснащение звуковыми сигналами.

Помимо этого мобильные группы оснащены мобильными комплексами на базе автомобилей «Ford Transit» и «КамАЗ», укомплектованными современной досмотровой техникой, компьютерной техникой с программными средствами таможенных органов и средствами связи [3].

С 2020 г. мобильные группы для проведения таможенного контроля имеют право самостоятельно останавливать грузовые автотранспортные средства не только вблизи границ, но и на всей территории РФ. Благодаря оснащению мобильных комплексов (транспортных средств мобильных групп) техническими средствами таможенного контроля проверочные мероприятия возможно проводить в отдалении от стационарных пунктов пропуска. В перспективе ФТС России рассматривается вопрос о преобразовании мобильных групп в обособленное структурное подразделение таможенных органов с наделением соответствующими функциями и полномочиями.

Несмотря на достойные результаты деятельности, мобильные группы, являясь достаточно «молодым» подразделением, сталкиваются с некоторыми проблемами, в частности, сложностью при определении предназначения товарной партии товаров, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС и товаров для личного пользования, невозможностью остановки для проведения осмотра транспортных средств снаряженной массой менее 3,5 тонн (на данный момент вне зон таможенного контроля мобильным группам разрешено останавливать транспортные средства весом более 3,5 тонн).

К основным мероприятиям, направленным на совершенствование деятельности мобильных групп, по мнению авторов, стоит отнести:

- внесение в действующие нормативно-правовые акты норм, регламентирующих деятельность мобильных групп;

- устранение правового пробела путем внесения в Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] нормы, определяющей весовые и стоимостные характеристики товаров, ввозимых в РФ, не являющихся товарами для личного пользования; а также нормы, предоставляющей таможенным органам право самостоятельно останавливать и проверять вне зон таможенного контроля транспортные средства снаряженной массой менее 3,5 тонн, что позволит увеличить объемы пресечения ввоза в страну товаров, на ввоз и (или) оборот которых в РФ введен запрет, а также своевременно выявлять находящиеся на территории РФ незаконно ввезенные товары;

- создание межведомственного нормативно-правового акта, регламентирующего

взаимодействие мобильных групп с государственными органами;

- разработка плана мероприятий, направленных на повышение эффективности проводимого мобильными группами контроля с применением элементов вероятностного подхода.

Поскольку таможенный контроль после выпуска товаров заключается в обеспечении контроля в отношении лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, пресечении незаконного оборота товаров, а также предотвращении незаконного ввоза товаров, возможного, в том числе благодаря вовлечению мобильных групп, рассмотренные в данной статье вопросы имеют особое значение для совершенствования деятельности таможенных органов. Введение и реализация указанных мероприятий позволит улучшить качество работы мобильных групп, что, в свою очередь, повысит эффективность проверочных мероприятий и выведет таможенный контроль после выпуска товаров на новый уровень.

Библиографический список:

1. В ФТС России обсудили вопросы автоматизации таможенного контроля после выпуска товаров // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov. ru/press/federal/document/260728 (дата обращения: 11.03.2021).

2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 (ред. от 25.02.2021) «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, от 24 июня 2019 г. № 293 и от 21 ноября 2020 г. № 730» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/ results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 20.03.2021).

4. Мобильные группы: оперативно и эффективно // Customs Online. URL: https://customsonline.ru/4439-mobilnye-gruppy-operativno-i-effektivno.html (дата обращения: 16.03.2021).

5. В Смоленской области задержали 60 тонн груш, которые пытались скрыть. URL: https://www.rabochy-put.ru/news/157022-smolenskie-tamozhenniki-zaderzhali-60-tonn-grush-kotorye-pytalis-skryt.html (дата обращения: 29.03.2021).

6. Полтонны санкционных черри и мандаринов задержано в Краснодаре // Обзор. URL: https:// obzor.io/2021/01/29/poltonny-sankcionnyx-cherri-i-mandarinov-zaderzhano-v-krasnodare-57639/ (дата обращения: 29.03.2021).

7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.