Научная статья на тему 'Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования (философский аспект проблемы)'

Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования (философский аспект проблемы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
364
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ / SOCIAL TWIST / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К БЫТИЮ / INCLUSIVE APPROACH TO BEING / ИНКЛЮЗИЯ / INCLUSION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ / GOING BEYOND / ДРУГИЕ / OTHER / ЧЕЛОВЕК-ДЛЯ-СЕБЯ / Я-ДРУГОЙ / PEOPLE-TO-SELF / I AM DIFFERENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

Объектом исследования статьи становится социальное пространство, испытывающее различные перемены и трансформации. Неоднозначные последствия, вызванные процессами глобализации, внутренней и внешней миграции, патологическими состояниями общества и личности, актуализирует проблему Других, заставляя говорить о новом социальном повороте, связанном с формированием инклюзии и инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS DISTRIBUTION INCLUSION AND INCLUSIVE EDUCATION (PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE PROBLEM)

The object of research articles becomes social space, experience a variety of change and transformation. Ambiguous consequences caused by the processes of globalization, internal and external migration, pathological conditions of society and the individual, actualizes the problem further, forcing talk about a new social turn, associated with the formation of inclusion and inclusive education.

Текст научной работы на тему «Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования (философский аспект проблемы)»

Е.М. Чертакова

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАЩИТЫ ..

вого оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» № 1132, 1998 г.

4. Прохоров А.Н. Системообразующий характер интеллектуальной собственности в становлении инновационной экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 145-148.

5. Матюшенко С.В. Концепция интеллектуальной собственности в российской педагогической мысли конца ХХ - начала XXI вв // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2012. Т. 9. № 3. С. 136-141.

6. Панченко О.В. Особенности подготовки учителя-но-

ватора в сфере интеллектуальной собственности с использованием методов научно-технического творчества // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 212-213.

7. Сальников И.И. Критерии отнесения устройств и систем обработки информации к интеллектуальным // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 5. С. 11-15.

8. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. К вопросу о структуре интеллектуального капитала образовательного учреждения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 254-258.

9. Анализ изобретательской активности в регионах РФ. Москва. РОСПАТЕНТ http://www1.fips.ru/

LEGAL PROBLEMS OF IMPROVING THE PROTECTION INTELLECTUAL PROPERTY IN THE RUSSIAN FEDERATION

© 2014

E.M. Chertakova, a candidate of science, an associate professor of the department

«Enterprise and labour law»

Annotation: Established in recent decades, the economic situation and socio-political identity of statehood in Russia, has the strongest impact on the modernization of the economy and turn it into innovation. When this started to happen a radical change in all administrative, economic levels of the economic system, institutional framework of the Russian Federation, in today's market. The new Russia has got legal heritage in the field of protection and use of IP from the collapsed USSR, with positive and negative aspects are mentioned in this article. Without solving these problems, without understanding the leading role of IP as a factor in scientific, technical, economic, legal and cultural development of our country is unthinkable future of Russia not only as a great power, but simply as an independent and sovereign state. Because intellectual potential we differ from developing countries.

Keywords innovation, innovation, market economy, intellectual property rights, world trade organization, the Constitution of the Russian Federation, the 4th part of the Civil Code of the Russian Federation, the counterfeit.

УДК 13:37.013.73

ВЫЯВЛЯЯ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ)

© 2014

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Объектом исследования статьи становится социальное пространство, испытывающее различные перемены и трансформации. Неоднозначные последствия, вызванные процессами глобализации, внутренней и внешней миграции, патологическими состояниями общества и личности, актуализирует проблему Других, заставляя говорить о новом социальном повороте, связанном с формированием инклюзии и инклюзивного образования.

Ключевые слова: социальный поворот, инклюзивный подход к бытию, инклюзия, инклюзивное образование, выход за пределы, Другие, человек-для-себя, Я-Другой.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современность текуча и парадоксальна, что сказывается на человеческой метафизике. Сегодня главенствуют ин-новатика, информационные технологии, био-и нанотех-нологии, усложняющие систему антропосоциогенеза, тем самым постоянно изменяя русло социальной и человеческой жизни. Развертывание высоких технологий рождает особую социокультурную среду, способствуя появлению новых типов идентичности. Бытие человека сегодня настолько зависит от техники и ее функционирования, продуцируя новые модусы существования, что ученые начинают анализировать процесс технологиза-ции человека и техногенности как мировоззренческого принципа, вводя понятия «техночеловек»/«техногенный человек». Так, виртуальная среда рождает сферу коммуникации, наглядно показывающую человеку трансцендентное, то есть потустороннее, возникшее из Ничто. Массовая культура общества потребления «усредняет» человека, нивелируя в нем уникальное и формируя одномерное. Происходит интенсивная девальвация классических образов культуры/общества/человека, что влечет за собой формирование новой парадигмы бытия и ее ценностей.

Не последнюю роль в разного рода трансформациях играет и свершившаяся информационная революция, по-

зволившая господствовать, в том числе, ложно-симуля-тивной информации, интенсивно разрушающей формы духовного. СМИ создают реальность, не совпадающую с феноменальной действительностью, но заставляющую посредством манипуляционных приемов пассивно усваивать образцы жизни и поведения, далекие от совершенства. Скорость обновления информации сегодня так велика, что личность не успевает ее осмыслить и отсортировать полезное от бесполезного, живя в пространстве пустого, ненужного и даже аморального знания.

Перечисленное позволяет говорить о распаде целостности бытия и преобладании неадекватной интерпретации жизненных ситуаций. В результате человек за внешний комфорт существования и наличие свободного времени расплачивается душевной пустотой, депрессивными и кризисными состояниями, ведущими к трансформациям, деаксиологизации метанарративов, циничному пессимизму, гипериндивидуализму, отсутствию смысложизненных поисков, аномичности и пр. Неслучайно многие ученые, называя эпоху постантропологической, утверждают, что сегодня необходимо отказаться от идеи человека (!?).

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Огромное ко-

Е.Л. Яковлева

ВЫЯВЛЯЯ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ ...

личество исследователей пытаются философски осмыслить происходящие в социальном перемены и трансформации. Так, В.Г. Федотова констатирует, «культура в теории техногенной цивилизации интерпретируется, в частности, через набор базовых ценностей, которые внутренне динамичны. Это позволяет понять, что их значимость в различные периоды истории была не одинакова, а система базовых ценностей неполна: некоторые из ценностей, находящиеся в определенный исторический момент в потенции, могут развиться и стать базовыми. Понятно, что различие цивилизаций при таком подходе есть различие в системе их ценностей» [1, с. 171].

Ситуацию неопределенности подчеркивают и современные науки, изучающие человека: продуцируя огромное количество знаний о нем, ученые подчеркивают, что оно не является исчерпывающим и полным, порождая очередную серию вопросов проявления метафизики. К. Ясперс прокомментировал сложившееся положение вещей, справедливо заметив, что никакая философская система не может дать однозначной картины «человеческого». С одной стороны, возрастает область проявления возможностей каждого, с другой, - увеличивается число людей, которые в силу определенных обстоятельств не могут проявить себя и реализовать собственный потенциал. Постмодернистский концепт «тела без органов», утверждает П.С. Гуревич, привел к «эффекту деантро-пологизации человека». В итоге, потеряв свою идентичность, человек «умер как антропологическая данность». Как пишет С.А. Смирнов, «мы должны говорить уже не о человеке, а о неких гуманоидах, разных формах и видах гуманоидной жизни, среди которых собственно привычный человек - лишь один из видов, причем уже уходящий. Человек - вид исчезающий» [2, с. 87].

Дебиологизация человека приводит к его генному, техническому и даже виртуальному конструированию, поэтому на смену целостности приходит раздробленность с характерным для нее отсутствием внутреннего стержня и формированием нового качества - трансфор-мативности. Как считает А.Г. Дугин, современный человек не представляет собой «законченно-автономную единицу»: «человек есть не данность, а задание, персона, маска» [3, с. 132].

Формирование целей статьи (постановка задания). Все перечисленные обстоятельства, связанные с человеком и социумом, актуализируют проблему нового социального поворота, имеющего инклюзивный модус. Этот поворот охватывает собою все сферы социального, включая систему образования. В связи с этим, целью статьи является изучение причин, приводящих к инклюзии.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Практически все исследователи сходятся на точке зрения, согласно которой человек представляет собой открытую возможность, находящуюся в поиске и постоянно либо расширяющего, за счет трансгрессивного шага, либо сужающего свое бытийное пространство. Возможно, именно незавершенность и фрагментарность толкает человека на разные поиски. Как утверждает К. Ясперс, «фрагментарность требует достижения полноты, источник которой, в противоположность всем остальным универсальным источникам «человеческого», должен обеспечить бытию человека основу и целостность» [4, с. 907].

Незавершенность человеческой природы толкает его на приключенческую авантюру выхода за пределы. Но в результате расширения/сжатия сферы происходит трансформация человеческого вида.

Среди причин, ведущих не к лучшим изменениям в современном пространстве социального, исследователи называют несколько, и среди них эксплуатацию и господство сексуального инстинкта. И.С. Кон предупреждал, что забота о нескончаемом удовлетворении полового инстинкта делает человека заложником, уничтожая его

культуру. Другой причиной, ведущей к трансформациям, называют эксплуатацию воображения и фантазии, грозящим человеческой природе. Современную культуру называют «эпохой образов», другое дело, что СМИ формируют и навязывают человеку чаще негативные либо фантомные образы, разрушающе действующие на человеческую психику. Воспринимаясь в качестве реальных людей, чей образ преподносится/интерпретируется как эталон/«икона стиля», реципиент как бездумный/безумный потребитель начинает брать пример с нереального образа, делая свою жизнь реально нереальной, подменяя естественное на искусственное, ценностное на преходящее, моральное на аморальное и т.д. Подчеркнем, массовый потребитель не желает сознаваться в Зазеркальной оборотности медийных образов ввиду их привлекательности и своей инфантильности. Но эта оборотная трансформированность великолепно отражается в языке, рождая современные оксюмороны: например, интеллигентный бандит, честный мошенник, милосердный живодер, террариум друзей, стая товарищей, мужественная женщина, нарядная обнаженность, страшная красота, ужасно красивая, полная пустота, убогая роскошь, будущий факт, сложная простота и др.

Еще одной причиной негативных изменений можно назвать желание преображений, вплоть до изменения пола или вживления в тело разного рода чипов/интерфейсов, что подтверждает тезис о раздробленности и делимости человека, превращающегося из индивида в дивида. «Возникает некая собираемая и разбираемая виртуальная голограмма человека. Если расчленить и изучить подробно человека, то мы увидим, что это не что иное, как система эмоций, система раздражений, система клеток, реакций и, соответственно, виртуальная машина» [3, с. 134]. Преображение ведет не к целостности, а к реальному воплощению идеи разборки и сборки человека как машины, чьи признаки можно выстроить в какой-либо последовательности. Подчеркнем, человек по своей природе целостен, но эта целостность в результате влияния субъективных и объективных причин может быть подвержена изменениям и распаду.

Современный мир являет нам бесчеловечность, жестокость, безжалостность, нигилизм, ненависть, прикрывая все это гламурной красотой и нежностью. К сожалению, все перечисленное постепенно укореняется в природе человека. Как предупреждает А. Глюксманн, «влюбленное в экологию поколение мучилось «выходом из ядерной эпохи» и вот, само того не ведая, оказалось перед горизонтом, к которому еще труднее подступиться, чем к тому, откуда они собирались изгонять демонов. Снова приходиться мыслить немыслимое, оставить эру водородной бомбы, чтобы вступить в эпоху бомбы человеческой» [5, с. 16].

В итоге в социальном актуализируется фигура Другого. Этому способствует множество причин: процессы глобализации, внутренней и внешней миграции, патологические состояния общества и личности (например, человек с синдромом Мюнхгаузена, диссоциативное расстройство идентичности или расщепление личности), которые, обладая свойством вирулентности, начинают множиться в пространстве социального.

Другой - это не обязательно чужой, пришедший издалека. Другим оказывается и сам человек-для-себя, меняющий маски для достижения определенных целей и нередко являя кажимость личного бытия.

Существование Другого как объективной реальности становится проблематичным, ввиду неоднозначного отношения к нему: взаимодействие Я и Ты может быть не только позитивным, но и болезненным, конфликтным и противоречивым. Бытие в социальном постоянно сталкивает (позитивно/негативно) Я с Другими, рождая понимание/непонимание, приятие/неприятие, взаимодействие/отчуждение, сосуществование/непримиримую вражду и пр. Но конфликтность и враждебность по отношению к Другому, в том числе Я-Другому, не спо-

Е.Л. Яковлева гуманитарное

ВЫЯВЛЯЯ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ ... направление

собствуют его восприятию и пониманию, полноценной коммуникации и реализации. Подчеркнем, в современном мире каждый человек сросся с Другим: Я не только живет рядом с иными, но и входит в контакт. Более того, выполняя свои социальные роли и попадая в различные ситуации, Я становится Другим, меняя в зависимости от контекстов свои ролевые маски.

Сегодня Другие активно заявляют о себе, демонстрируя иную культуру/идентичность/ментальность/логику, тем самым нарушая общепринятые шаблоны и заставляя проявлять к ним интерес. Все перечисленное актуализирует проблему Другого в социальном, заставляя многочисленных исследователей брать ее в качестве темы аналитического рассмотрения. Тем не менее, сущность Другого как специфичной реальности труднопостижима: Другой помимо общего несет в себе уникальное, которое с трудом рационализируется и вербализируется. Даже если мы проявляем активный интерес к Другому, выказывая ему свое расположение и уважение, тем не менее многое в его ментальных установках и проявлениях логически трудно объясняется, но дает общее представление о его специфичности. Объясняется это тем, что Другой - это чужой, инаковый, проявляющий себя не как все, не как обычно. Понять его, проникнув в тайны метафизики, возможно только при формировании нового модуса бытия - инклюзии, представляющей собой включенность всех членов в социосферу бытия.

Инклюзия охватывает собой огромное пространство: она связана с системой воспитания, образования, деятельности. Инклюзивная среда как своеобразная философия жизни, базирующаяся на гуманизме, толерантности и творческом подходе, удовлетворяет множество потребностей людей, особенно Других/нетипичных, раскрывая и развивая их индивидуальные способности, поддерживая и придавая уверенность, способствуя хорошей адаптации и самореализации, приобретению опыта (коммуникативного, социального, психологического). Инклюзия выступает в качестве своеобразного символа дома, «где исчезает террор среды и возникает мир, который есть не что иное как своеобразная мембрана между внутренним и внешним» [6, с. 32].

Высшей ценностью инклюзии является человек, а значит - Другой, и его благополучие, что достигается благодаря инклюзивному пространству, формирующему его в модусе быть. Инклюзия предоставляет личности реальный экзистенциальный опыт, включающий в себя уникальную неповторимость Других, непредсказуемость ситуаций и связанных с ними переживаний, а также творческих попыток их решения. Здесь наглядно предстает ризоматичная современность, складывающаяся из хаоса диссонантно-разрозненных Других в гармонично-солидарный узор сопричастных/со-причастных, соучастных/со-участных.

Инклюзивный подход к бытию представляет собой значимую форму жизни и ее программу, принятие которой и внедрение в жизнь будет способствовать выходу из кризиса и дальнейшему витку развития культуры, строящейся на понимании и соучастии/со-участии, принятии Другого и построении с ним диалога/полилога. Взаимоотношения в инклюзивной среде строятся на уважении и искреннем интересе, что помогает нравственно измениться самому, а значит понять и принять Другого. Именно инклюзия, вмещающая в себя общее и уникальное, безболезненно встраивает Другого в свой контекст, помогая ему проявиться и самореализоваться.

Уникальность инклюзии обусловлена процессом включенности каждой личности в динамично-ризомное течение современности: здесь ликвидируются барьеры, связанные с непохожестью/Другостью, создаются условия для реализации потенций и интенций человека как соучастника/со-участника инклюзивного процесса в его искусстве Быть. Инклюзия способствует преодолению эгоистического, делая человека активным, неотчужденным соучастником жизненных процессов, тем 28

самым открывая творческие пути к духовному самосовершенствованию и мягкой психической перестройке. Инклюзивное пространство учит быть человека не только деятельным, но и мыслящим, живущим с интересом к жизни. При повсеместном распространении инклюзии возможен социальный поворот, приводящий к новой форме коллективизма, основанной на солидаризме, особой религии любви к ближнему и взаимном уважении.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Кризисы социального, виртуализация и информатизация, процессы глобализации и миграции приводят к проблеме внедрения и распространения инклюзивного модуса бытия. Инклюзия представляет собой мощную антропотехнику современности, формируя универсального человека посредством воспитания и образования: это - своеобразный мост между возможностью и действительностью, где личность заявляет о себе в модусе быть. Инклюзивные пространство и образование выступают в качестве действенного социального опыта, способствуя социализации личности, формированию мышления, ценностных ориентиров и духовного мира, тем самым охватывая онтологическую, гносеологическую и аксиологическую сферы бытия человека.

В нашем концепте Другой трактуется широко: это -одновременно Я-Другой и все, кто не-Я, а значит - близкое и далекое окружение человека, социальное в целом. Подчеркнем, Другой - это составляющая часть Я, его социальные и имиджевые роли, нередко приводящие к крайней паталогической ситуации - диссоциативному расстройству идентичности (или расстройство множественной личности/раздвоение личности).

Другой представляет собой целостное единство уникального и общего/типичного. Наиболее полно Другой раскрывает себя, оставаясь при этом до конца непостижимым, в гармоничном взаимодействии с самим собой и окружающими людьми. Подобное взаимодействие будет продуктивным только благодаря этическим принципам, связанным с проявлением трепетного, благоговейного и уважительного отношения к человеку. Все это требует, в первую очередь, изменений самого человека, преодолевающего эгоизм, себялюбие и жизнь в модусе иметь.

Всеохватность и универсальность инклюзии на разных этапах жизни людей (воспитание - образование

- деятельность) делает ее актуальной ценностью современной культуры, формирующей свое ценностное пространство, что позволяет говорить об инклюзивном подходе к бытию как аксиосфере. Эмпатические сопереживания человека внутри расширенной ситуации в микротопии, где моделируется разнообразный опыт взаимодействия с Другими, способствуют идентификации, восприятию себя и самовыражению, позволяя раскрыться экзистенции. Итогом инклюзивной коммуникации выступает трансформированная субъективность личности, у которой пробуждается способность к новому осмыслению мира и смыслополаганию. Практики инклюзивной культуры соучастия помогают современному человеку преодолеть отчужденность, одиночество, пассивность/ интерпассивность, равнодушие, а также фрагменталь-ность и имморализм существования, возвращая подлинность бытия, творческие инициативы, веру в перемены и возрождение принципов гуманизма и толерантности. Инклюзивный подход к бытию формирует новых субъектов, готовых к эффективной коммуникации и жизни, основанной на активном действии и ответственном поступке (vita activa).

В рамках инклюзии и инклюзивного образования учитываются индивидуальные особенности и интеллектуально-личностный потенциал, которые развиваются в созидательном русле и оцениваются в позитивном плане [000]. Дети в результате приобретения инклюзивного опыта и формирования у них нового мировоззрения

- инклюзивного подхода к бытию - учатся решать до-

Е.Л. Яковлева

ВЫЯВЛЯЯ ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНКЛЮЗИИ ...

вольно сложные проблемы, связанные с их становлением, развитием духовного мира и умением разрешать внутренние/внешние конфликты. Именно внедрение инклюзивного образования способствует тому, что дети получают возможность реализовать, заложенный в них громадный потенциал, постепенно открывая для себя окружающий мир во всех его противоречиях и даже предельных, жестоких проявлениях. Познавая, они открывают для себя определенные истины, ложащиеся в их жизненную программу и входящие в шкалу ценностей. Решая метафизические проблемы в инклюзивном пространстве, они обучаются инклюзивному отношению к бытию, учатся примиряться с его различными аспектами, проявляя гуманно-толерантное отношение к Другим и пронося его через всю жизнь. Именно инклюзивный подход к бытию, заложенный в детстве, выступает в качестве жизненной ценности и несет благо как для отдельного человека, так и социума в целом. Инклюзия способствует внутренней гармонизации личности, направляя на позитивный смысложизненный поиск.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М.: Культурная революция, 2008. 608 с.

2. Смирнов С.А. Современная антропология.

Аналитический обзор// Человек. 2003. № 5. С. 86-95.

3. Дугин А.Г. Постгуманизм. Человек в мире постмодерна// Вестник аналитики. 2007. № 1. С. 124-135.

4. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997. 1056 с.

5. Глюксманн А. Философия ненависти. М.: АСТ, 2006. 284 с.

6. Марков Б.В. Образ человека в постантропологическую эпоху// Вопросы философии. 2011. № 2. С. 23-33.

7. Кириллова М.И. Развитие инклюзивного образования в исторической ретроспективе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 141-143.

8. Буковцова Н.И., Ремезова Л.А. Региональная модель инклюзивного образования: построение, анализ, оптимизация // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 20-22.

9. Цыренов В.Ц. Педагогические условия реализации модели инклюзивного образовательного пространства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 377-381.

10. Буравлева Н.А., Игловская Н.В. Уровень готовности участников образовательного процесса к инклюзивному обучению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 70-73.

THE REASONS DISTRIBUTION INCLUSION AND INCLUSIVE EDUCATION (PHILOSOPHICAL ASPECT OF THE PROBLEM)

© 2014

E.L. Yakovleva, doctor of philosophy sciences, candidate of Culturology, professor of the chair « Philosophy»

Institute of Economy, Management and Lаw, Kazan (Russia).

Annotation: The object of research articles becomes social space, experience a variety of change and transformation. Ambiguous consequences caused by the processes of globalization, internal and external migration, pathological conditions of society and the individual, actualizes the problem further, forcing talk about a new social turn, associated with the formation of inclusion and inclusive education.

Keywords: social twist, inclusive approach to being, inclusion, inclusive education, going beyond, Other, people-to-self, I am different.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.