Научная статья на тему 'К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию'

К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
229
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К БЫТИЮ / INCLUSIVE APPROACH TO BEING / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИКИ / INCLUSIVE PRACTICES / КУЛЬТУРА СОУЧАСТИЯ / CULTURE COMPLICITY MIKROTOPII / МИКРОТОПИИ / ЭМПАТИЯ / EMPATHY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

В статье автор предлагает новый подход к бытию, обладающий инклюзивным модусом. Он выступает в качестве ценности, формирующей внутри своего пространства иные ценности. Здесь все направлено на человека, в том числе Другого, и его смысловое жизненное проявление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF VALUE JUSTIFICATION INCLUSIVE APPROACH TO BEING

The author offers a new approach to being, having an inclusive modus. It acts as a value that forms inside your space other valuables. Here everything is aimed at the person, including the Other, and its semantic vital expression.

Текст научной работы на тему «К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию»

Ю.Е. Криводонова, О.П. Денисова

ВЛИЯНИЕ ДЕЗАДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ .

дов и современные ноосферные технологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 288-289.

12. Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. Об обеспечении доступности профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 14-18.

13. Вердиева Т.М. Особенности адаптации аутич-

ных детей к школьной жизни и учебной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 46-50.

14. Белоруков, А.П. Путями веков [Текст] / А.П. Белоруков. - М.: Учпедгиз, 1978. - 129 с.

15. Будкина, Г.А. Некоторые виды затруднений социально-психологической реабилитации взрослых слепых [Текст] / Г.А. Будкина // Дефектология. - 1977. - №6. - 55-64 с.

INFLUENCE MALADAPTIVE MECHANISMS OF SOCIALIZATION ON PROFESSIONAL FORMATION OF THE PERSON BLIND AND VISUALLY IMPAIRED

© 2014

Ju.E. Krivodonova, educational psychologist, a graduate student of the Ural State Pedagogical University MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia) O.P. Denisova, the candidate of psychological sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The article describes the adaptive mechanisms of socialization with visual disorders affecting her professional development.

Keywords: mechanisms of socialization, professional growth, blindness, low vision.

УДК 111

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

ПОДХОДА К БЫТИЮ

© 2014

Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: В статье автор предлагает новый подход к бытию, обладающий инклюзивным модусом. Он выступает в качестве ценности, формирующей внутри своего пространства иные ценности. Здесь все направлено на человека, в том числе Другого, и его смысловое жизненное проявление.

Ключевые слова: инклюзивный подход к бытию, инклюзивное образование, ценность, инклюзивные практики, культура соучастия, микротопии, эмпатия.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современные кризисы социокультурного пространства, риски и стрессы человеческой жизни требуют незамедлительного решения. Как нам кажется, одним из возможных способов разрешения непростых, практически запутанных ситуаций ризомной современности, является инклюзивный подход к бытию. Его постепенное распространение во многом зависит от внедрения в систему образования - инклюзии, формирующей культуру соучастия! со-участия. Этот тип культуры подразумевает существование включенного общества/со-общества, где каждый человек, имея право на образование и самовыражение, ощущает понимающее взаимодействие и соучастие в его жизни других людей. В итоге, главной персоной инклюзивного подхода к бытию выступает человек.

Современный мир динамичен, неустойчив и фрагментарен. Сегодня в рамках «смерти социального» мир начинает терять видимую структуру и жесткую конструкцию. Происходит перестановка ценностных акцентов, в результате чего место Смысла занимает Абсурд, присутствие заменяется отсутствием, а Ничто сменяет Бытие. В итоге подобных трансформаций человек оказывается отчужденным от вечных культурных ценностных ориентиров, оказываясь в кризисном состоянии и погружаясь в бездуховную и бездушную пустоту, создающую благодатную почву для дегуманизации. Более того, происходит интенсивное изменение человека и его культурного кода, в котором искажаются/разрушаются общепринятые системы (религиозных, нравственных, эстетических) ценностей, тиражируются пороки (насилие, агрессия, цинизм, ложь), превращаясь в товар: на смену человеческому приходит постчеловеческое отношение.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на ко-

торых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. «Спекуляция на понижение» и внимание к инстинктам (власти, страха, обладания) - такова интегральная характеристика современного/со-временного человека, данная еще в ХХ веке М. Шелером. Ей недвусмысленно соответствует формула М.К. Мамардашвили, передающая духовное состояние человека как «антропологическая катастрофа». Идея о том, что «ничто ничтожит человека», становясь ключевой характеристикой современной ситуации, подтверждается финализациями бытия. Личность, погружаясь в пучину Ничто, где все виртуально, текуче и зыбко, начинает жить в ситуациях неизвлеченных/сокрытых/ пропавших смыслов. Индивид, без остатка очарованный и поглощенный соблазнительной средой общества потребления, становится своеобразным фрагментом/ дивидом, теряя способность рефлексировать над бытием и интерпретировать его. В итоге, рассыпавшись на модули, человек теряет не только ценностные основания своей жизни, но и самого себя, живя в обществе без личностей/множестве (П. Вирно).

Анализ ценностного подхода в бытии человека получил развитие в трудах Аверинцева С.С., Апресяна Р.Г., Гуревича А.Я., Гусейнова А.А., Дробницкого О.Г., Дробышевой Е.Э., Зинченко В.П., Кнабе Г.С., Кучеренко А.В., Левицкого С.А., Микешиной Л.А., Померанца Г., Пятигорского М., Сабирова В.Ш., Соиной О.С., Столовича Л.Н., Чавчавадзе Н.З., Царевой Е.А., Яковлева Е.Г. и других.

Формирование целей статьи (постановка задания). В современности интенсивным трансформациям подвергается все в бытии человека, в том числе и духовные ценности, которые выступают в качестве фундаментальной основы культуры, обеспечивающей ее развитие и процветание. Абсолюты прошлого отходят на второй план или вообще нивелируются, ничем адекватным не

Е.Л. Яковлева

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ...

заменяясь или им на смену приходят антиценности. Все это заставляет поднимать проблему ценностей, ключевой функцией которых является позитивное влияние на жизнь человека, ее целеполагание и смыслообразование.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Ценностный подход к культуре в целом стал одним из важнейших в ХХ веке в связи с возникновением и существованием нерешенных глобальных проблем, интенсивным развитием науки, информатизацией, виртуализацией и технологизацией всех отраслей (вспомним характеристики современной эпохи - инфосфера, информационная эпоха, техносфера).

В различных культурно-исторических эпохах, у разных людей встречаются отличные друг от друга системы ценностей, моральные принципы и эстетические нормы, связанные с государственными, религиозными, научными или социальными святынями. В связи с этим ценности имеют многообразные формы своего проявления: это могут быть материальные предметы (фетиши, реликвии); высшие идеи (Бог, Совершенство, Научная Истина, Высокие Технологии, всеобщее равенство, гуманизм); исторические события (Священная Война, Великая французская революция 1879 года). Но все их объединяет одно - абсолютная значимость ценности для человека/общества. Благодаря наличию ценностей в своей жизни человек перестает ощущать бессмысленность своего существования, преодолевает бездуховность, отчуждение, одиночество, потому что ценности по своему значению намного превосходят время личного существования. Обретая смыслы, человек придает своему бытию устойчиво-равновесное духовное существование и оправдывает его. В связи с этим, можно утверждать, что существование ценностей в сознании общества и отдельного человека является показателем духовного и морального здоровья.

В настоящее время среди огромного количества дефиниций понятия «ценность» можно выделить следующее, наиболее часто повторяемое ядро: ценность - это положительная значимость явлений, основанием которой является сам человек, его интересы, потребности, цели и идеалы.

Трудность определения феномена объяснил Левицкий С.А., совершенно справедливо написав «ценности суть нечто столь же первичное, как и бытие», они связаны с сознанием и эмоциями, посредством которых осознаются и «непосредственно переживаются». При этом ключевым свойством эмоционального сознания можно назвать «склонность отвлекаться от фактического состава предметов, событий для того, чтобы найти и пережить те ценности, которые в них содержатся» [1]. Забегая вперед, отметим, для концепта философии инклюзии приведенный тезис принципиален: в нем связывается аксиологический аспект с гносеологическим и психофизиологическим, что особенно важно при взаимодействии с Другими и формирующейся культуры соучастия/со-участия.

Российский исследователь Л.А. Микешина, анализируя понятие «ценность» в рамках познавательного процесса, пришла к выводу о его многоаспектности. Во-первых, ценностное в рамках теоретико-познавательного контекста подразумевает эмоционально-окрашенное отношение, включающее в себя интересы, предпочтения, установки. Последние сформировались у субъекта благодаря социокультурным и ценностным (нравственным, философским, религиозным, эстетическим и другим) факторам. Заметим, подобное отношение к объекту является противоположным когнитивному (познавательному). Во-вторых, внутри самого познания обязательно присутствуют ценностные ориентации (мировоззренческие, логико-методологические), исходя из которых, строится и организовывается знание, выбираются критерии научности, формы и способы доказательства, описания и объяснения, на основе идеалов и норм

исследования происходит оценивание результатов и последствий. В-третьих, в качестве ценностей познания можно назвать факты, законы, гипотезы, теории (то есть «объективно истинное предметное знание») и научные методы, регулятивные принципы (то есть «эффективное операциональное знание»). Если они обладают свойствами правильности, информативности, истинности, то приобретают ценность для культурно-исторической эпохи и общества. Таким образом, ценностное и когнитивное (познавательное) оказываются взаимосвязанными, а ценность является неотъемлемым компонентом познавательного процесса и знания [2]. Подчеркнем, подобный акцент принципиален особенно в современных условиях, когда начинает распространяться инклюзивный подход к бытию и внедрение инклюзивного образования, ценностным компонентом которых можно назвать культуру соучастия/со-участия, толерантность и наличие гуманистических установок.

Именно ценностная компонента отражает мировоззренческие и смысловые поиски человека, служит направляющим ориентиром в его жизнедеятельности. Дело в том, что человеческая жизнь - это всегда осмысленное бытие, своеобразная «фабрика ценностных смыслов»: любая деятельность/ситуация имеют определенный смысл, который человеку необходимо интерпретировать через призму своей шкалы духовных ценностей.

Основные жизненные ценности и ориентиры человеческой жизни философ В.М. Пивоев объединяет в девять групп: 1) онтологические (свобода, правда, справедливость, независимость, честь); 2) экзистенциальные (мир, покой, безопасность, благополучие, здоровье); 3) экономические (богатство, изобилие, благосостояние, успех, процветание); 4) самоутверждения (слава, престиж, популярность, известность, уважение, авторитет); 5) эстетические (красота, грация, возвышенное, комическое, трагическое); 6) нравственные: благо, честность, порядочность, благодарность, долг, благородство, совесть, щедрость, добро); 7) телеологические (смысл жизни, цель, надежда, вера, Бог, милосердие); 8) человеческих отношений (дружба, любовь, преданность, верность, взаимопомощь, альтруизм); 9) интеллектуальные (мудрость, знание, ум, рассудок, разум) [3, с. 113].

Отметим, все эти ценности можно реализовать благодаря внедрению и распространению инклюзивного подхода к бытию, связанного со всем многообразием проявления человеческого. Ввиду этого, инклюзию можно считать ценностью современного социокультурного пространства, в свою очередь реализующую множество метафизических ценностей. При этом в рамках инклюзивного подхода к бытию учитывается не только ценность человека, но и ценностные установки эпохи/ общества, связанные с ними нормы, отражающие мировоззренческие и смысложизненные компоненты. Каждая социальная общность стремится создать систему своих ценностей, оформляющую интересы ее функционирования. Объясняется это тем, что для характеристики ценностей особое значение имеет время: ценности, как живые организмы, могут рождаться, расти, достигать зрелости и умирать или перерождаться в ценности другого плана.

Оценивая инклюзивный подход к бытию как ценность, выделим несколько важных моментов.

Инклюзия исходит из того, что в обществе каждый человек индивидуален и неповторим, что рождает проблему различности своего и Другого. Подчеркнем, именно различие и многообразие/много-образие создают единство мира в его диалектических противоречиях. Более того, сама инклюзия по своей природе предполагает диалектику, что создает условия решения множества проблем с помощью диалектических категорий, перечисленных в работе «Наука логики» Г.В.Ф. Гегеля: бытие и Ничто, бытие и становление, наличное бытие, для-себя-бытие, нечто и иное (в нашем контексте - Другое/нетипичное), свойство и граница, конечное и

бесконечное, одно и многое.

Инклюзивный подход к бытию выступает как действие и метод, имеющие онтологический, гносеологический, методологический и социально-практический статус, что задает ему большой потенциал для развития и решения актуальных философско-социальных и антропологических проблем. Сегодня, с одной стороны, пространство социального предъявляет новые требования к человеку, который должен быть мобильным, готовым к коммуникации, сотрудничеству и эмпативному соучастию. С другой стороны, с каждым годом увеличивается число нетипичных людей, что способствует постепенному изменению отношения к ним: социум начинает признавать права на уникальность и самореализацию Других, относясь внимательно и уважительно к их про-явлениям/про-явлениям и достижениям.

В рамках инклюзивного подхода к бытию фокус внимания сосредотачивается на включенном существовании человека в мир, его сложном взаимодействии со всем окружающим и происходящим, требующим рефлексивности и адекватного отклика/Ответа. При этом инклю-зивность учитывает динамичность и быстротечность происходящих сегодня процессов, она способна гибко вписываться в «текучую современность», благодаря заложенным в ней творческим импульсам и культуре соучастия/со-участия, предполагающей понимающую интерпретацию и действие.

Культура соучастия/со-участия представляет собой жизненно-ответственное бытие совместно/со-вместно на основе коллективного действия, где все, разделяя общую ситуацию, проникнуты духом эмоционально-интеллектуально-нравственной сопричастности/сопричастности.

Необходимо заметить, что наше понимание культуры соучастия/со-участия близко концепции солидарности С.А. Левицкого. Он пишет: «в отличие от бессознательной природной солидарности, солидарность в человеческом обществе, имея природную основу, носит сознательный характер. Она выражается в направленности поведения групп на общую цель и во внешнеорга-низованных путях ее осуществления, путем разделения труда и социальных функций... Отрицательные последствия этой замены инстинкта рассудком выражаются в том, что людские сообщества, по сравнению с природными, менее сплочены, более склонны к распадению. Целый ряд людских сообществ образуется на основе взаимной выгоды. Но есть и сообщества, образовавшиеся не столько по утилитарным, сколько по иным, более глубоким мотивам. К их числу принадлежат, прежде всего, — в порядке генетическом — семья и племя. В их основе лежит не столько общность частных интересов, сколько общность бытия, общность уже сверхъути-литарного порядка... Сознательной волей к совместной судьбе объединена, однако, и нация, на данном этапе исторического развития человека представляющая собой классический образец органического целого» [1]. У Левицкого С.А. феномен солидарности трактуется как ценность, имеющая онтологическое, гносеологическое и аксиологическое измерение. Она способствует структурированию общности и его развитию, потому что «солидарность между членами данного социального целого существует ради служения этому целому» [1].

Идеи Левицкого С.А. о солидарности созвучны идее о культуре соучастия, формирование и распространение которой поможет по-новому осмыслить понимание сообщности как со-общности, тем самым ощутив поддержку в жизненном становлении и преодолении кризисов.

Благодаря культуре соучастия осуществляется интенсивная коммуникация как «символически опосредованная интеракция» (термин Ю. Хабермаса), подразумевающая ситуацию сообщения/со-общения, сонахож-дения/со-нахождения и соприсутствия/со-присутствия. Коммуникативные действия, опирающиеся на «симво-34

лические акты, при помощи которых субъекты могут понимать и контролировать действия окружающих людей» [4, с. 46], образуют жизненный мир с определенными образцами взаимопонимания и взаимодействия, стремящихся к согласованности, где Я и Другой меняясь позициями, способны переживать событие/со-бытие идентично, достигая взаимопонимания. «Жизненный мир является как бы той трансцендентальной областью, в которой встречаются говорящий и слушатель, где они взаимно могут выдвигать притязания на то, что их выражения и мир согласуются друг с другом» [5, с. 86]. Акторы коммуникации согласуют друг с другом свои планы и действия, понимая позицию и значимость Другого, тем самым обогащая свои знания. Подчеркнем, что Ю. Хабермас через призму коммуникации трактовал и культуру: «культурой я называю запас знаний, из которого участники коммуникации, коль скоро они достигают взаимопонимания друг с другом относительно чего-то, обеспечиваются интерпретациями координации действий» [5, с. 86].

Высказывание, обращенное к Другому, требует ответа, при этом необходимо помнить о существующей дистанцированности интерпретации как не-до-интерпретации. Как справедливо писал Ю.М. Лотман, «языковые и иконические знаки располагаются во взаимо-не-до-конца-переводимых пространствах» [6, с. 216]. Подобное не повод для отчаяния, потому что даже сам человек нередко не может интерпретировать свое Я адекватно ввиду наложения на текст (высказывание, жест, письмо) огромного количества пластов, включая бессознательное. Ж.-П. Сартр говорил по этому поводу: «Я не могу даже представить себе, какой эффект будут иметь мои жесты и позы. Смысл моих выражений всегда ускользает от меня. В момент выражения я могу лишь догадываться о смысле, что я выражаю» [7, с. 95].

В инклюзивных практиках личный опыт всегда активен, заинтересован, индивидуален и неповторим. Он представляет собой живое взаимодействие, основанное на взгляде на Другого. «Среди органов чувств глаза созданы для уникальной социологической функции: соединения и взаимодействия индивидов, которое заключено в обмене взглядами... Даже сказанное и услышанное слово имеет предметное значение. взгляд между людьми остается растворенным непосредственно в событии» [8, с. 7]. Благодаря этому инклюзивная среда помогает осуществить прорыв из современной искусственности, связанной с процессами симуляции и виртуализации, в естественность, обнажая пограничные ситуации, что позволяет проявиться человеческой экзистенции. Принимая непосредственной участие в бытийности/ со-бытийности инклюзивных практик, человек получает возможность реального взаимодействия с Другими, что создает расширенную ситуацию, предоставляющую каждому множество возможностей для проявления себя.

Можно утверждать, что инклюзивные практики на микроуровне создают особые пространства - микрото-пии, имеющие характер работы-в- расширенной ситуации. Отношения в них основываются на принципах справедливости, равенства, заботы о Других, что влечет за собой формирование доверительного отношения к окружающим, самостоятельного принятия решений и ответственности за свои действия. Инклюзивные отношения способствуют восприятию и принятию внешнего и внутреннего облика каждой личности со всеми достоинствами и недостатками, объективно и субъективно присущими качествами. Инклюзивные микротопии, ввиду нестандартности расширенной ситуации в них, предполагают различные эксперименты (воспитательные, образовательные, научные, моральные и др.), где взаимодействующие обнаруживают вовлеченность и общность внутри группы.

Заметим, идеи культуры соучастия/со-участия не новы. Их можно обнаружить в художественных практиках альтернативного искусства. Современные ху-Карельский научный журнал. 2014. № 3

Е.Л. Яковлева

К ПРОБЛЕМЕ ЦЕННОСТНОГО ОБОСНОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ...

дожники, используя идею претворения в жизнь игрового принципа, создают перформенс. Он представляет собой род театральной игры, в которой автор в своих целях использует реципиента, а средством и материалом творчества выступают тело, внешний вид, жесты и поведение художника. В перформенсе со-участвуют все присутствующие, благодаря со-бытию, в рамках которого художник творит не только себя-Другого, но и воздействует на сознание и поведение зрителя. В результате этого достигается эффект пермутации, когда уничтожается грань между реальностью и вымыслом, искусством и действительностью, собой и Другими. Подобный эффект обнаруживается и в хепенинге, где ход действия, судьбы героев и последовательность музыкальных фрагментов выбирают сами зрители перед началом спектакля путем голосования, например черно-белыми шарами. Основная концепция хепенинга заключается в следующем: весь мир - цепь случайных событий, в рамках которых личность должна ощущать полную свободу, но на самом деле быть манипулируе-мой, подчиняясь единому действию. В перечисленных видах искусства присутствует со-участность, где произведение искусства совместно/со-вместно создается, исполняется, переживается и осмысляется. Аудитория в этом процессе не пассивна, а со-участвует вместе с художником в акте творения, вступая в диалог, полемику, спор, противоборство. Культурная оппозиция «художник/актер - зритель» стирается, превращаясь в художественно-интеллектуальную игру со сменой масок.

Возвращаясь к инклюзии, обратим внимание еще на один ценностный момент. Микротопии предполагают формирование и проявление в человеке эмпатии как способности к сопереживанию посредством перенесения-себя-на-место-Другого. Подчеркнем, эмпатия, проявляясь как компонент взаимоотношений с окружающим миром и Другими/нетипичными, как актуализация себя в межличностной коммуникации, помогает понять личность и ценности ее жизни.

Связанная с инклюзивным подходом, эмпатия высвечивает такие сущностные характеристики как духовно-нравственные переживания человека, его целенаправленно-активная и творческая деятельность, восприятие Другого посредством сочувствия, сопонимания, сопереживания и сострадания, что в итоге способствует идентификации и самовыражению личности. Эмпатия в контексте инклюзивного подхода к бытию осмысляется как сочувственное, сопереживающее и сопонимающее восприятие Другого, основанные на сформированной/ формирующейся у человека шкалы ценностей, в которой не последнюю роль играют интеллектуально-нравственно-эстетические установки. Помимо этого эмпатия как интеграция образно-чувственного и логического аспектов играет значительную роль в процессе познания, способствуя обмену информацией, пониманию и интерпретации Другого, формированию и развитию межличностных отношений, что находит отражение в термине «эмпатическое познание». Все это очередной раз связывает инклюзивный подход к бытию в целом с эпистемологической проблематикой, процессом интерпретации и ее функционирования.

Инклюзивный диалог/полилог, основанный на эмпа-тических способностях и познании, помогает восприятию и принятию внешнего и внутреннего облика каждой личности со всеми достоинствами и недостатками, объективно и субъективно присущими качествами.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя предварительные итоги, связанные с формированием и распространением инклюзивного подхода к бытию как ценности, расставим следующие акценты. Космические скорости и все убыстряющийся ритм человеческой жизни, высокие технологии и связанная с ними масштабная катастрофичность, информатизация и виртуализация общества, дегуманизация отношений и отчужденность, нерешен-

ные глобальные проблемы современности, постоянная угроза военных столкновений, демографические сдвиги и многие другие черты современной эпохи приводят к трансформациям системы ценностей, но при этом и их актуализации. Именно система ценностей помогает человеку не потеряться и ориентироваться в мире, осмысливать и оценивать его, быть самим собой и осуществлять свой смысложизненный поиск, выбирать стратегии саморазвития и поведения, ответственно относиться к самому себе и окружающему. Неслучайно ценности составляют ядро мировоззрения. Более того, ценности могут сегодня реализоваться в полном объеме в рамках инклюзивного подхода к бытию. Благодаря распространению инклюзивного подхода к бытию происходит снижение изоляции нетипичных людей: они преодолевают свои экзистенциальные страхи, перестают чувствовать свою «особенность», становятся активными и самостоятельными, органично вписываясь в социокультурное окружение. Не последнюю роль в этом играет философия инклюзии, основывающаяся на различности, индивидуальности и неповторимости каждого. Именно различие и многообразие/много-образие (вспомним, гегелевские диалектические категории нечто и иное) создают единство мира, выступая внутри инклюзивной среды в качестве мощного стимула развития и проявления личностного потенциала.

Еще один важный момент ценности инклюзивной среды заключается в следующем. Он помогает рефлексировать над метафизическими вопросами с новых позиций, моделирует и корректирует довольно сложные взаимоотношения, связанные с постоянно встречающимися Другими в социуме, способствует осмыслению существующих проблем, помогая человеку в непростых ситуациях ризоматичной современности.

Модель инклюзивного подхода как ценность выступает своеобразным Ответом на Вызовы современности: она направлена на Другого, его понимание и преобразо-вание/пре-образование, создавая приемлемые для него условия и реализуя субъективно-экзистенциальные потребности и ценности. Подчеркнем, преобразование/ пре-образование играет значимую роль в жизни человека, особенно если он Другой: «это функция его бытия, направленная на все онтологические формы экзистенциальной среды культуры» [9, с. 162].

Преобразование/пре-образование происходит ради самого человека, неслучайно гармонично развитая личность в рамках инклюзивного подхода к бытию и его образовательного процесса есть цель, являющаяся одновременно и объектом, и субъектом. Более того, социокультурное пространство инклюзии включает в себя такие ценностные аспекты, как практический, познавательный и творческий, тем самым удовлетворяя широкий диапазон витальных потребностей человека. Распространение идеи инклюзивности, ангажированной сегодня со стороны властных структур, со временем приобретет громадный размах и, как нам кажется, будет органично вписываться во все сферы бытия общества, обеспечивая стабильность и единство, чего так не хватает в «текучей современности».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения». Режим доступа: http://azbyka.ru/library/levitskiy_svoboda_i_ otvetstvennost.shtml

2. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: РОССПЭН, 2007. 439 с.

3. Пивоев В.М. Философия культуры. СПб.: Изд. Юрид. ин-та, 2001. 352 с.

4. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М., 1995. 244 с.

5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб, 2000. 223 с.

6. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.:

Языки русской культуры, 1999. 464 с. НЛО. 2000. № 43.

7. Сартр Ж.П. Воображаемое: феноменологическая 9. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. психология воображения. СПб.: Наука, 2001. 319 с. Основоположения исторической аксиологии культуры.

8. Зиммель Г. Из «Экскурса о социологии чувств»// СПб.: Наука, 2009. 595 с.

THE PROBLEM OF VALUE JUSTIFICATION INCLUSIVE APPROACH TO BEING

© 2014

E.L. Yakovleva, doctor of philosophy sciences, сandidate of Culturology, professor of the chair «Philosophy»

Institute of Economy, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: The author offers a new approach to being, having an inclusive modus. It acts as a value that forms inside your space other valuables. Here everything is aimed at the person, including the Other, and its semantic vital expression.

Keywords: inclusive approach to being, inclusive education, value, inclusive practices, culture complicity mikrotopii, empathy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.