УДК 111.1: 37.018.4
ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА КАК СИНЕРГИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО
© 2015
Е.Л. Яковлева, доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры «Философия»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация. Объектом исследования статьи становится инклюзивная среда, понимаемая как синергийное пространство открытой социальной системы, обладающей громадным потенциалом, направленным в будущее. Сложность феномена инклюзии как процесса претендует на системогенез не только при изучении, но и при внедрении, связанном с разработкой множества концепций и теорий, удовлетворяющих потребности Других/нетипичных людей, что влечет за собой наличие гибкой политики в системе образования. В синергийном пространстве инклюзии происходит взаимодействие разнородного, имеющего неодинаковый заряд воли к включенной жизни, рождая положительную динамику процесса и создавая предпосылки к дальнейшему развитию. Инклюзивная образовательная среда способствует формированию инклюзивного мировоззрения, где главенствуют принципы гуманизма, толерантности, нравственности, культуры соучастия, подразумевающей коллективизм, сотрудничество и содействие. При этом инклюзивная среда непредсказуема: в ней обнаруживают себя противоречивые процессы структурирования, связанные с взаимопереходами от хаоса к порядку, обнажая неравновесность социальной структуры и ее самоорганизацию. В инклюзивных микротопиях высвечивается тяга к коллективизму, подчеркивающему диалектическое проявление однородности и неоднородности внутри единого, тем самым рождая переход в новое качество и креативный характер происходящего. Инклюзивные микротопии требуют наблюдения и корректировки/ перестройки в зависимости от обстоятельств, осуществляемые преподавателем, который должен обладать характеристиками пассионарной личности.
Ключевые слова: инклюзивный человек, синергийное пространство, системогенез инклюзивной среды, инклюзивное мировоззрение, микротопии, однородность, неоднородность, преподаватель, пассионарий.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном пространстве актуализируется идея распространения инклюзивного образования, связанная с включенностью в учебное пространство всех людей, независимо от возраста, национальности, конфессиональной принадлежности, личных способностей и возможностей. Но существующая на данный момент практика российского образования во многом препятствует допуску особых людей в свое пространство. Считается, что нетипичные люди создают проблемы в процессе обучения, значительно снижая цифровые показатели и рейтинги учебных заведений. Тем не менее, распространение инклюзивной среды в будущем может принести положительные результаты для общества, живущего в режиме перманентных кризисов и рисков, благодаря формированию нового типа человека, обладающего особым мировоззрением и подходом к бытию. Данный тезис требует определенных прояснений.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сегодня появляются медицинские, психологические, педагогические и социологические работы, пытающиеся осмыслить феномен инклюзивной среды, включающей в себя систему воспитания и образования [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. Если брать философский дискурс, то в последнее время актуализировались работы по синергийной антропологии и синергетике [13, 14, 15, 16, 17]. Но понимание инклюзии как синергийного пространства представляет собой определенную лакуну.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышесказанным, проанализируем инклюзивную среду с точки зрения синергии и ее позитивных моментов для социального.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сегодня мы все чаще слышим понятие «инклюзивный человек», понимая под ним людей с ограниченными возможностями здоровья. Как нам кажется, подобная интерпретация феномена несколько ограничена. Во-первых, инклюзия не подразумевает возраста, пола, национальности, сексуальной ориентации, параметров психофизиологического состояния и других качеств. Исключение составляют люди, у которых полностью отсутствует зрение, слух и сохранный интеллект. Но если со временем
благодаря высоким технологиям появятся мощные аппараты, выполняющие отсутствующие/недостающие зрительные и слуховые функции организма, то и эти категории людей смогут учиться в средней образовательной, а не специализированной школе. Во-вторых, инклюзия как включенность подразумевает человека-в-бытии/челове-ка бытийствующего, тем самым охватывая все многообразие сфер окружающего мира, в том числе, систему воспитания и образования, трудовую деятельность, коммуникацию, повседневность, сферу быта и досуга. Главное во всех перечисленных сферах - это состояние включенности в процесс/действие, предполагающее заинтересованность, активное участие/соучастие, отклик на происходящее и желание достичь определенного результата. Другое дело, что включенность в бытийный процесс имеет разные степени интенсивности. В связи с этим, мы даем расширенное понимание инклюзивного человека. Им может быть каждый, имеющий сохранный интеллект, кто активно включается в формат текучей современности, проявляя озабоченность ею и интенциональность, событийствует/со-бытийствует, рефлексируя и соучаствуя/со-участвуя, слыша отзвук и находя отклик в ней. Неслучайно главный акцент в современной системе воспитания и образования связан с формированием инклюзивности как воли к включенной жизни и желания быть-в-бытии. Включенность в жизнь связана с активно-действующей личностью, обладающей собственным мировоззрением, жизненными ценностями и позицией, что позволяет ей проявлять себя во благо общества. Подчеркнем, для осуществления этого есть все предпосылки, связанные с громадным потенциалом, заложенным в инклюзивной среде.
Инклюзия представляет собой синергийное пространство, не замыкающееся только в своей среде. Это - открытая социальная система, встроенная в общество и расширяющаяся в нем, в связи с ростом числа Других (нетипичных/особых) людей. Инклюзивная система связана не только с процессом получения знаний, но и способствует процессам социализации, адаптации и практической жизнедеятельности личности, оказывая реальное содействие/со-действие в затруднительных ситуациях. Более того, в связи с отсутствием возрастных границ здесь формируется установка на получение образования в течение всей жизни, проходящей под девизом Life Long Learning (система LLL). Благодаря этому обстоятельству формируется личность, занимающаяся образованием и постоянно расширяющая границы своего познания и
Е.Л. Яковлева гуманитарное
ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА КАК СИНЕРГИЙНОЕ... направление
возможностей - личность самосовершенствующаяся.
Синергийность инклюзии проявляется в том, что в ней взаимодействуют различные люди: обучаемые и их родители/опекуны, обладающие противоположными психологическими/конфессиональными/национальными/ интеллектуальными и другими особенностями, высококвалифицированные преподаватели как специалисты многообразных наук, психологи и врачи, осуществляющие контроль за положительной динамикой процесса и корректирующие негативные моменты взаимодействия, а также органы власти (в том числе, министерство образования, органы управления и др.). Присутствующая в инклюзивном пространстве разнородность и неоднородность выступают как показатель разнообразия, стимулирующего множество процессов, в том числе неравновесных состояний и процессов, потребность к спонтанности и проявлению креативности. Все перечисленное создает предпосылки к развитию, что важно не только в образовании, различных сферах и областях социального, но и для самовыражения самой личности.
Суммирующий вклад всех участников, их знания, компетенции, умения, усилия и желание помочь в геометрической прогрессии увеличивают положительную динамику инклюзивного процесса: она значительно превосходит эффект отдельных компонентов, очередной раз доказывая народную мудрость «один в поле не воин». Взаимопомощь внутри инклюзивного пространства является обязательным условием, содействуя всем участникам в проявлении себя как искусстве Быть и осуществлении дальнейшего развития/саморазвития.
Перечисленное актуализирует междисциплинар-ность подхода к сложному феномену и процессу инклюзивного образования/инклюзивной среды/инклюзивной системы, изучать который должны совместно философы, культурологи, социологи, педагоги, психологи, медики и другие. Только благодаря этому в России, отставшей от мирового опыта в области инклюзии, можно построить системогенез инклюзивной среды, подразумевающий системный подход к процессу и развитию инклюзивного пространства, включающего в себя, в том числе, и инклюзивное образование. В рамках этого подхода необходимо выработать множество концепций и теорий со своими методами, приемами и принципами обучения/ социализации/адаптации Других/нетипичных людей, учитывающих их своеобразность/особость, разнородность потенциалов и закрепленных на государственном уровне в виде гибкой политики в системе образования, воспитания и трудоустройства. Как нам кажется, именно лояльное законодательство, связанное с инклюзивным пространством и учитывающее особые потребности людей, поможет преодолеть многие бюрократические препятствия, существующие сегодня в российском обществе и связанные, например, с получением инвалидности или его ежегодным подтверждением, сопровождаемым собиранием огромного количества документов в структурах, не согласованных между собой.
В рамках инклюзивного образовательного пространства осуществляется сложный процесс формирования инклюзивного мировоззрения, в котором доминирующую роль играют принципы гуманизма, толерантного отношения ко всему окружающему, нравственности, культуры соучастия, подразумевающей коллективизм, сотрудничество и содействие. Подчеркнем, соучастность, сотрудничество и содействие являются непременными атрибутами самой синергетики, которая буквально переводится как «совместная деятельность».
Внутри инклюзии происходят сложные и противоречивые процессы структурирования обучаемых из хаотичного состояния к гармоничности и порядку. Здесь не последнюю роль играет организация и самоорганизация внутри неравновесной социальной структуры, собирающей людей с разными потенциалами и возможностями, которые начинают взаимодействовать между собой, об-18
мениваясь энергией/информацией/идеями и др. Именно неоднородность инклюзивной среды, вбирающей в себя людей с различными потребностями и энергиями, рождает динамичные процессы развития, которые носят нелинейный характер. Неслучайно присутствующий со стороны педагогов/психологов/врачей прогностический анализ в рамках инклюзии как неравновесной системы становится неэффективным: прогноз может не осуществиться ввиду непредвиденных обстоятельств и неожиданных комбинаций в виде союзов/противодействующих групп, являющих собой бифуркационные сдвиги, что требует мобильности и мгновенной реакции со стороны наставников, корректирующих ситуацию. Эти новообразования - микротопии, возникшие в точке бифуркации, требуют корректировки либо перестройки в образовательном процессе в силу их флуктуации. Дело в том, что в них могут протекать как положительные, так и отрицательные процессы, приводящие, в том числе, к каскаду бифуркаций и в конечном итоге к хаосу, что осложняет образовательный процесс. В виду этого необходим многогранный (педагогический/психологический/медицинский) контроль/наблюдение со стороны, влекущий за собой поправки в зависимости от обстоятельств. Всем специалистам, связанным с инклюзивным средой, особенно с системой образования и воспитания, осуществляющим подобный контроль, необходимо помнить о деликатности, чуткости и этичности в работе с людьми, являющимися Другими/нетипичными.
Микоротопии, образовавшиеся в результате бифуркаций, подтверждают одно из свойств человека, связанное с его тягой к коллективу и коллективизму (вспомним, одно их классических определений «человек - общественное животное»). С одной стороны, внутри микротопии образуется определенная однородность, объединяющая людей по общим чертам характера/симпатиям/ интересам/метафизическим ценностям и др., тем самым осуществляется взаимная корреляция. Благодаря этому, как справедливо считает Н.М. Солодухо, реализуется сохраность системы и преемственность в развитии, что придает ей внешнюю равновесность и пусть даже временную стабильность. Заметим, что на протяжении обучения микротопии нестабильны: ее составы подвижны, образуются и распадаются в виду постоянного развития/ саморазвития членов, изменения их жизненных позиций [17, с.13]. С другой стороны, согласно диалектическому закону, притягиваются противоположности как неоднородности, что придает микротопии своеобразное напряжение в виде импульса к развитию/саморазвитию. Вследствие взаимодействия разнородного происходит приобщение к Другому/иному, что способствует развитию толерантности, эмпативности и конгруэнтности, приводящих к уменьшению и даже нивелированию различий.
Неоднородности в микротопии способствуют появлению изменений/неравновесных состояний/спонтанных или диссипативных процессов, приводящих к ускорению процесса самоорганизации. Это служит динамичности инклюзивной группы как открытой социальной системы, высвечивая в ней иерархичность и разнообразие. В этом отношении очередной раз подчеркивается нестабильность микротопии, обладающей потенцией к переходу в новое, непредсказуемое качество, подчеркивая ее творческий характер и актуализируя необходимость контроля за ситуацией. Неоднородность внутри микротопии выступает в качестве своеобразного центра, внутри которого осуществляется концентрация энергии, требующей своей реализации [17, с.14]. В итоге микротопия являет собой диалектическое единство однородно-неоднородного, что является типичным, в том числе для открытой социальной системы: «динамически устойчивая система имеет оптимальное соотношение однородных и неоднородных компонентов», где «единство однородности и неоднородности является фактором целостности системы» [17, с. 14-15], то есть внутри ми-Карельский научный журнал. 2015. № 2(11)
кротопии действуют силы притяжения и отталкивания, способствующие ее целостности.
Чтобы осуществлять образовательный процесс, контроль и корректировку внутри инклюзивного пространства, личность преподавателя должна обладать набором определенных качеств. Безусловно, педагог должен быть не только профессионалом, но и психологом, чувствующим, иногда на интуитивном уровне, любые изменения внутри микротопий. Это должен быть харизматический лидер, обладающий психологической и нравственной устойчивостью, выносливостью, терпением, умением донести информации, предотвращать конфликты и деликатно интерпретировать сложные ситуацию внутри группы, поддерживать у обучаемых тягу к знаниям и творческий подход к ситуациям. При этом преподаватель инклюзивной среды должен рефлексировать и над своим состоянием, осуществляя разного рода практики релаксации.
Как мы считаем, чтобы процесс обучения был насыщенно-продуктивным личность преподавателя должна относится к типу гумилевских пассионариев, а значит - обладать пассионарной энергией. К сожалению, в наследии Л.Н. Гумилева не осталось точных дефиниций пассионарности. Скорее, пассионарность - это метафора, именующая «фактор икс» как определенный энергетический потенциал, заложенный в личности, благодаря чему она осуществляет активные действия и направляет свои сверхусилия на преобразования в обществе, в нашем контексте, на преобразования внутри инклюзивной среды. Пассионария отличает стремление к Абсолюту/ идеалу/цели, на достижение чего он сконцентрирован. Более того, пассионарность представляет собой феномен довольно заразительный: своей энергией подобный человек может зарядить огромное число людей, другое дело, что эта энергия должна быть позитивной по своей природе. Неслучайно, мы обратили внимание на нравственной компоненте личности преподавателя.
Пассионарность преподавателя, благодаря присущего ей «пассионарного толчка» как избыточной энергии и жизненной силы, приводит к изменению существующего состояния среды. Подчеркнем, наличие множества пассионариев внутри образовательного пространства, в виду их вирулентности, рождает пассионарное напряжение, приводящее к видимым изменениям, оставляя след в истории. Вследствие позитивного вмешательства преподавателя-пассионария в процесс образования и бытие микротопии осуществляется обучение и развитие, а значит - изменение в метафизике обучаемых, что в дальнейшем благоприятно скажется на развитии социального.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В современности наблюдается рост числа нетипичных людей, что приводит общество в состояние инклюзивности. Это актуализирует процесс становления и развития инклюзивной системы воспитания и образования, где главный акцент необходимо сделать на формирование воли к включенной жизни и желания быть-в-бытии. Для поддержания подобного состояния включенности в бытие инклюзивное образование должно стать доступным и непрерывным в течение всей жизни, осуществляясь под девизом Life Long Learning (система LLL). В этом случае оно окажется не только важным и необходимым элементом консти-туирования человеческого бытия, но и поддерживающей, структурирующей и вдохновляющей системой для социального.
Инклюзивная среда представляет собой сложную открытую социальную систему, синергийную по своей природе, что накладывает на нее отпечаток нелинейности и непредсказуемости ситуаций внутри нее, определенную импровизационность и креативность. Здесь осуществляется диалектический процесс взаимовлияний/ взаимовоздействий однородного и неоднородного, тем самым способствуя ее нормальному функционированию и стимулируя процесс образования, воспитания и адап-
тации к окружающему миру. Благодаря этому, инклюзивная среда всегда будет избегать стадии стагнации: в ней все, несмотря на преемственность, динамично и подвижно, что отвечает тенденциям времени.
Синергийность инклюзии приводит к идее систе-могенеза инклюзивной среды, в результате развития и распространения которого станет возможным обучения все большого количества людей, в том числе с особыми образовательными потребностями. Благодаря системо-генезу произойдет перестройка системы образования и появится множество концепций, связанных с индивидуализацией в процессе получения знаний.
Особый акцент необходимо сделать на преподавателе инклюзивного пространства, представляющего собой харизматическую личность с чертами пассионарности. Он, обладая пассионарной энергией, способен на преоб-разования/пре-образования в образовании, связанные, в том числе, с продуктивными процессами в микротопиях, стимулируя личностный рост обучаемых. Чтобы непредсказуемая пассионарная энергия была направлена в позитивное русло и осуществляла правило «не навреди», преподаватель должен быть нравственно устойчивым, имея в себя духовно-нравственный иммунитет, помогающий ему выстоять в непростых условиях российской действительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алехина С.В. Поддержка учителя в инклюзивном образовании// Современная зарубежная психология. 2014. Том 3, № 3. С. 5-15.
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики// Психологическая наука и образование. 2014. Том 19, № 1. С. 5-16.
3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в практике образования// Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С. 1-6.
4. Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся// Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 32-40.
5. Зарецкий В.К. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-дея-тельностного подхода в инклюзивной практике// Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 19-26.
6. Малофеев Н.Н. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 22-29.
7. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. 272 с.
8. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов// Социально-психологические проблемы об-разования нетипичных детей. Саратов, 2002. С. 15-21.
9. Нигматов З.Г., Ахметова Д.З., Челнокова Т.А. Инклюзивное образование: история, теория, технологии. Казань: Познание, 2014. 219 с.
10. Ертанова О.Н. Интеграция и инклюзия в аспекте семантики// Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: сборник материалов. М.: МГППУ, 2011. С. 17-18.
11. Райзер Р. Социальный и медицинский подходы к инвалидности// Invisible Children. Report of Joint Conference on Children, Image and Disabilities held on March 1, 1995. P. 55-56.
12. Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей: совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Режим доступа: http://www.unicef.ru/upload/iblock/b6e/b6e95c80 c100fe40629a3024b2a59018.pdf
13. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. М.: Институт философии, теологии и истории св.
Фомы, 2005. 408 с.
14. Хоружий С.С. На путях к новой конституции антропологического дискурса: синергийная антропология. Режим доступа: http://synergia-isa.ru/wordpress/wp-content/uploads/2008/12/hor_anthrop-discurce.doc
15. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: Комкнига, 2006. 232 с.
16. Агапов О.Д. Очерки синергийной социальной философии. Казань: Познание, 2008. 139 с.
INCLUSIVE ENVIRONMENT AS A SYNERGETIC SPACES
© 2015
E.L. Iakovleva, doctor of philosophy sciences, candidate of Culturology, professor of the chair «Philosophy»
Institute of economy, management and law, Kazan (Russia)
Abstract. The object of the research article becomes an inclusive environment, understood as an open social space of synergetic system has tremendous potential, aimed at the future. The complexity of the phenomenon of inclusion as a process claim to systemogenesis not only in the study, but also the introduction associated with the development of the set of concepts and theories that satisfy the needs of other/non-typical people that entails the presence of a flexible policy in the education system. In the space of synergetic inclusion interact heterogeneous, uneven charge of having the will to life included, giving rise to the positive dynamics of the process, and creating conditions for further development. Inclusive learning environment promotes the formation of an inclusive world where the supremacy of the principle of humanism, tolerance, morality, culture of partnership, which implies teamwork, cooperation and assistance. At the same time an inclusive environment is unpredictable: it find themselves contradictory processes of structuring associated with mutual transitions from chaos to order, exposing the disequilibrium of the social structure and its self-organization. The thrust of the inclusive mikrotopiyah displayed to collectivism, emphasizing the dialectical expression of homogeneity and heterogeneity within a single, thus giving rise to the transition to a new quality and creative nature of the situation. Inclusive mikrotopii require monitoring and adjustment/restructuring, depending on the circumstances, carried out by the teacher, who must possess the characteristics of passionate personality.
Keywords: inclusive person, synergetic space, systemogenesis inclusive environment, inclusive outlook, mikrotopii, homogeneity, heterogeneity, teacher, passionary.