УДК 376.37.013.78
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2016
Гузенина Светлана Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры
теоретической и прикладной социологии ИГСКО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Тамбов (Россия) Яковлева Елена Людвиговна, доктор философских наук, кандидат культурологии,
профессор кафедры «Философия» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Объектом исследования статьи является этническая идентичность, проявление которой затруднено в современном поликультурном мире. Для возрождения утрачивающейся способности личности, пытающейся обозначить себя в бытии, необходимо в системе образования, приобретающем сегодня инклюзивный модус, обратить внимание на гуманитарные и творческие дисциплины, акцентируя в них внимание на вопросах этнической идентичности и деликатно интерпретируя своих/Других. Одним из значимых компонентов формирования идентичности в рамках инклюзивного образования становится образ Родины, олицетворяющий собой ключевые метки обитаемого и освоенного пространства. Наиболее образно-запоминающееся понимание Родины обучаемые встречают в произведениях искусства, при изучение которых возможно решение огромного количества интеллектуальных, нравственных и эстетических задач. Символ Родины и его интерпретация подводят нас к пониманию другого актуального концепта современности, связанного с системой воспитания и образования, - экологической культурой и экологизацией мышления. В качестве основных методов исследования авторы использовали элементы синер-гийного, социологического и культурологического подходов, синтезируя их при анализе феноменов инклюзии, идентичности и экологической культуры, что еще более проблематизировало этническую идентичность и выявило ее связь с экологизацией бытия. Научная новизна: в статье на основе использования комплекса классических и неклассических методов показана актуальность формирования этнической идентичности в процессе образования, имеющего инклюзивный модус, влекущая за собой проявление экологической культуры и экологизации мышления. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в педагогической практике и научно-исследовательской деятельности при изучении вопросов инклюзивного образования, формирования этнической идентичности и экологической культуры.
Ключевые слова: инклюзивное образование, этническая идентичность, образ Родины, инклюзия, синергийное поле, Другой, символ, экологическая культура, дом, экологическое мировоззрение, экологизации бытия, искусство.
PROBLEM OF FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN INCLUSIVE EDUCATION
© 2016
Guzenina Svetlana Valerievna, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair
theoretical and applied sociology IGCSO, Tambov state University named after G. R. Derzhavin, Tambov (Russia) Iakovleva Elena Ludvigovna, doctor of philosophy sciences, сandidate of Culturology,
professor of the chair « Philosophy» Institute of economy, management and low, Kazan (Russia)
Abstract. The object of the research article is ethnic identity, expression of which is difficult in today's multicultural world. In order to revive the person loses the ability to trying to identify itself in existence, it is necessary in the education system, acquiring an inclusive mode of today, pay attention to the humanities and creative subjects, accentuating them focus on issues of ethnic identity and sensitively interpreting his/Others. One of the significant components of identity formation within the framework of inclusive education is the image of the motherland personifying a key mark the habitable space and development. The most memorable image-understanding of the motherland, students meet in works of art, with the study of which is possible to solve a huge number of intellectual, moral and aesthetic problems. The symbol of the motherland and its interpretation lead us to an understanding of other contemporary concept of modernity associated with the education and training system - ecologization of ecological culture and thinking. The main research methods the authors used a synergetic elements, sociological and cultural approaches, synthesizing them in the analysis of phenomena of inclusion, identity and environmental culture, more problematize ethnic identity and reveal its connection with ecologization being. Scientific novelty: in the article based on the use of the complex classical and non-classical methods of the urgency of formation of ethnic identity in the process of education, having inclusive modus, entailing a manifestation of ecological culture and the greening of thinking. Practical value: the main provisions and conclusions of the article can be used in teaching practice and scientific research questions in the study of inclusive education, formation of ethnic identity and environmental culture.
Keywords: inclusive education, ethnic identity, the image of the motherland, inclusion, synergetic field, Another, symbol, ecological culture, house, ecological outlook, the greening of being, art.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современная система образования сегодня испытывает определенные сложности, подвергаясь реформированию и внедрению разного рода инноваций. На перечисленное накладывает отпечаток формирующийся инклюзивный модус бытия, непосредственно связанный с системой воспитания и образования. Подчеркнем, система инклюзивного образования, подразумевающая включенность в учебное пространство всех людей, независимо от возраста, национальности, конфессиональной принадлежности, личных способностей и возможностей, сегодня все более актуализируется и проблематизирует-ся в виду ее синергийности. В свою очередь, распростра-
нение системы инклюзивного образования, акцентирующую включенность в процесс Других/нетипичных, рождает множество трудностей и среди них - проблему сохранения этнической идентичности, благодаря чему возможно существование самобытного и уникального в клишированном обществе потребления, поддающегося манипулятивным практикам идеологии гламура.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследованию идентичности в социально-гуманитарном познании посвящено множество работ разного плана, в том числе социологического, философского, культурологическо-
го, политологического [1, 2, 3, 4, 5]. Проблемы идентичности и национального сознания сегодня актуальны для дискурса философии, педагогики, этнопедагогики, этносоциологии и социологии культуры ввиду потери современным человеком собственных корней и затруднительного определения собственного Я.
Как считают авторы, проблема идентичности связана с образом Родины. Но тематика символа Родины и его роли в поле родной/чужой культуры в процессе обретения этнической идентичности, в том числе в рамках образовательного контекста, не слишком популярна в России. Более того, научные работы по педагогике и методикам обучения, рассматривающие проблему формирования идентичности, игнорируют инклюзивный модус обучения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Многие современные социальные процессы затрагивают этническую культуру, чувства, интересы, настроения, аттитюды и другие этнопсихологические особенности, несмотря на то, что сама этничность чаще находится на периферии личностной мотивации. Изменения, происходящие в современном мире, обусловливают необходимость критического переосмысления существующих концепций и парадигм общественного развития, поиска новых путей и способов разрешения возникающих проблем. В этой связи наиболее полноценными могут быть признаны междисциплинарные исследования, на стыке философии, педагогики, социологии, культурологии и психологии, затрагивающие комплексно вопросы, имеющие отношение к формированию этнической идентификации личности/группы в образовательной среде, приобретающей сегодня инклюзивный формат. Только благодаря этому в России, отставшей от мирового опыта в области инклюзии, можно построить системогенез инклюзивной среды, подразумевающий системный подход к процессу и развитию инклюзивного пространства, включающего в себя, в том числе, и инклюзивное образование. В рамках этого подхода необходимо выработать множество концепций и теорий со своими методами, приемами и принципами обучения/социализации/ адаптации Других/нетипичных людей, учитывающих их своеобразность/особость и закрепленных на государственном уровне в виде политики в системе образования, воспитания и трудоустройства. В связи с вышесказанным, осуществим попытку осмысления проблем формирования этнической идентичности в контексте инклюзивного образования.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Инклюзия представляет собой синергийное поле, не замыкающееся только в своей среде. Это - открытая социальная система, встроенная в общество и расширяющаяся в нем, в связи с ростом числа Других (нетипичных/особых) людей. Синергийность инклюзии проявляется в том, что в ней взаимодействуют различные люди: обучаемые и их родители/опекуны, преподаватели как специалисты многообразных наук, психологи и врачи, обладающие противоположными психологическими/конфессиональными/национальными/культур-ными/интеллектуальными и другими особенностями. Присутствующая в инклюзивном пространстве неоднородность выступает как показатель разнообразия, стимулирующего множество процессов, в том числе неравновесных состояний и процессов, потребность к спонтанности и проявлению креативности.
Внутри инклюзии происходят сложные и противоречивые процессы структурирования обучаемых из хаотичности в состояние гармоничности и порядка. Здесь не последнюю роль играет организация и самоорганизация внутри неравновесной социальной структуры, собирающей людей с разными потенциалами и возможностями, которые начинают взаимодействовать между собой, знакомясь и обмениваясь энергией/информацией/идеями и др. Именно неоднородность инклюзивной среды,
вбирающей в себя людей с различными потребностями и энергиями, рождает динамичные процессы развития, которые носят нелинейный характер. Неслучайно рождаемый со стороны педагогов/психологов/врачей прогностический анализ в рамках инклюзии как неравновесной системы становится неэффективным: прогноз может не осуществиться ввиду непредвиденных обстоятельств и неожиданных комбинаций в виде союзов/ противодействующих групп, являющих собой бифуркационные сдвиги. Эти новообразования - микротопии, возникшие в точке бифуркации, требуют корректировки либо перестройки в образовательном процессе в силу их флуктуации. Дело в том, что в них могут протекать как положительные, так и отрицательные процессы, приводящие, в том числе, к каскаду бифуркаций и в конечном итоге к хаосу, что осложняет образовательный процесс. В виду этого необходим многогранный (педагогический/психологический/медицинский) контроль/наблюдение со стороны, связанный с исправлением ситуации в зависимости от обстоятельств. Всем специалистам инклюзивной среды, осуществляющим подобный контроль, необходимо помнить о деликатности, чуткости и этичности в работе с людьми, особенно если они Другие/ нетипичные, относящиеся, в том числе, к разным этническим группам.
Синергийность инклюзивной среды и интенсивные изменения в ней рождают проблему не только формирования, но и сохранения своей самобытной этнической идентичности, которая сегодня оказывается размытой и неясной, а нередко - потерянной. Если рассматривать идентичность как ценность, связанную с появлением благоприятного пространства минимизации ущерба жизни, то, подчеркнем, человек нуждается в своем распознавании, осмыслении, определении и оценивании, а значит - культурной идентичности. Сам процесс выстраивания идентичности как результат самоопределения осуществляется двунаправлено: через генерализацию (соотнесение себя с чем-то большим) и индивидуализацию (различение себя от иного). Идентичность обладает разнообразным количеством модусов (национальная/социальная/конфессиональная и др.), сплетающихся в хаотичный клубок, что рождает собственное представление о Я и восприятие Я Другими/Я Других. Благодаря способности идентифицировать себя, представляющую собой мыслительно-логическую процедуру, человек осознает смысл конкретной культурно-исторической среды, в которую он погружен, и модель проявления в ней. В итоге внешнее социальное воспринимается индивидом как объективированное внутреннее, позволяющее демонстрации Я.
Эмпирически установлено, что человек осознает свою этногрупповую принадлежность приблизительно к 10 годам [6, с. 153], что соответствует школьному возрасту и еще более актуализирует проблему формирования идентичности в системе образования. Российский исследователь О.Д. Волкогонова назвала три условные фазы этнической (или национальной) идентификации [7, с. 14], на которые, как считают авторы, необходимо обратить внимание в образовании, в том числе, имеющем инклюзивный модус:
1. Фаза этнодифференциации, связанная с осознанием особенностей своей этнической группы и её отличий от иных, усвоением мифов относительно самоназвания, территории, культуры и общности происхождения;
2. Фаза выработки авто- и гетеростереотипов, выступающая основанием для формирования национального характера, этнических предубеждений и менталитета;
3. Фаза формулирования национального идеала, включающая в себя осмысление истории этноса, представления о сверхзадаче и артикуляцию национальных духовных ценностей.
Подчеркнем, чувство этнического проявления и единения возникает не только стихийно, но и формируется
целенаправленно, в том числе, благодаря системе воспитания и образования. Другое дело, что в инклюзивной среде, собирающей с себе разнородное, необходимо помнить о деликатности и чуткости в подходе к проблеме идентификации и ее формирования ввиду взаимодействия Других между собой.
Идентичность связана с образом Родины, осознание которого влечет за собой позитивные последствия, связанные с проявлением национальной самобытности, воспитания патриотизма и гражданской ответственности. Подчеркнем, образ Родины как фундаментальный символ олицетворяет сакральность образа мира и оплот веры, землю предков и источник жизни, судьбу и место проживания, что влечет за собой его ассоциацию с законом, справедливостью, безопасностью и силой. Неслучайно преданность стране была одной из важнейших ценностей духовной и социальной жизни на протяжении всей истории этноса. Через призму этого образа происходит онтологическое осмысление сущего и идентификация Я/Других, осуществляется формирование единого духовного поля, объединяющего страну и населяющие ее народы, регулируя их ценностную преемственность. Подчеркнем, образ Родины можно назвать всеохватывающим: он подчиняет себе всю шкалу ценностей личности и социальной общности, являясь связующим звеном между всеми разновидностями ценностей (в том числе, мировоззренческими, онтологическими, экзистенциальными, телеологическими, политическими и другими). Неслучайно постижение мира, его освоение и творческое преобразование наиболее интенсивно осуществляется посредством образа Родины.
Образ Родины бинарен, что проявляется в наличие индивидуального образа Родины, связанного с эмоционально-созерцательным отношением Я, и идеологизированного образа Родины, который олицетворяют вербальные символы, знаки, идеологемы [8]. Идеологизированный образ Родины формируется целенаправленно, поэтому он представляет собой интеллектуальную конструкцию, значимую для государства и его политики ввиду формирования целостности общественного сознания. Об этом писал еще Платон. Подчеркнем, позитивно сформированный образ Родины и любовь к нему как нечто сакрально-невысказанное позволяет проявиться «нравственной оседлости» (Д.С. Лихачев), сопряженной с совестливостью, порядочностью, заботой, душевной чуткостью, то есть гражданско-этической позицией личности по отношению к родной земле.
Принадлежность к Родине связана с пространствами личностного бытия: человек живет в определенном месте, осваивая его и делая комфортным для себя. Совокупность географических названий, имеющих свой адрес, образуют топонимическое пространство, становящееся для личности в зависимости от жизненных обстоятельств близким/далеким, родным/чужим, знакомым/незнакомым и их сочетаниями между собой, что влияет на понимание собственной идентичности. Подчеркнем, личность относиться к обитаемому пространству как к живому существу, наделяя его антропоморфными чертами, в чем проявляется неискорененная тяга в человеке к мифотворчеству и анимизму, рождающих метафоричность. Человек реально либо виртуально/мысленно общается с одухотворенным пространством как живым существом, подключая к процессу свой двигательный/визуальный/тактильный/слуховой/ обонятельный опыт бытия, что делает образ Родины значимым для него.
Осознание символа Родины и этнической идентичности подводят нас к феномену экологической культуры, связанным с экологизацией мышления и образа жизни. Как считают авторы, экологическая культура является составной частью общечеловеческой культуры, представляя собой мировоззренческую систему взглядов, установок и ценностей, социальных отношений и этических норм, определяющих и регулирующих взаимо-64
отношения человека с окружающим миром, включающим в себя феномен Родины. Если вспомнить перевод слова «экология», то оно состоит из двух слов, одно из которых буквально означает обиталище, жилище, дом. Обращаясь к символизму дома, вспомним: он олицетворяет нечто родное/Родину как безопасное пространство, дающее защиту. Для человека дом как освоенное место обитания отождествляется с семьей и ее традициями, сокровищницей родовой мудрости, безопасностью и постоянством, а также сакральным пространством -своеобразным храмом, семейным гнездом, где можно укрыться, подумать/поведать о сокровенном, оказать гостеприимство. Роль дома полифункциональна: выполняя утилитарную функцию, он олицетворяет так же сакральную, мемориальную, эстетическую и социально-статусную значимости.
Акцентирование внимания на экологичности, связанной с домой, а если брать шире - Родиной, принципиально в контексте этнической идентификации и инклюзивного образования, включающего в себя множество синергийно взаимодействующих Других, имеющих свое представление о Родине/родном/домашнем. Подчеркнем, в рамках инклюзивной среды важным становится сохранение/с-охранение этнической идентификации, что включает действие нравственного принципа «Не навреди».
Как было отмечено, экологическая культура, связанная с осознанием этнической идентификации, высвечивает мировоззренческую компоненту, включающую в себя бережное отношение к миру, в том числе Другого/ нетипичного, моральную ответственность перед прошлым, настоящим и будущим. В связи с этим, предметом формирования этнической идентификации как проявления экологической культуры можно считать совокупность мировоззренческих, культурных и нравственных качеств у обучаемых.
В рамках экологического воспитания и образования, помогающих проявится этнической идентификации, необходимо формировать у обучаемых сочувственно-сознательное отношение к окружающему миру как главной среде обитания - Родине/дому, который нужно охранять, оберегать и заботиться о процветании. Именно в рамках воспитательно-образовательного процесса закладываются основы экологически ответственного мировоззрения, высвечивающего этническую идентичность. Как считают авторы статьи, наиболее значимыми учебными дисциплинами, формирующими этническую идентичность и связанную с ней экологическую культуру в системе среднего образования, являются окружающий мир, история (в том числе, история родного края/ краеведение), литература, родной язык, обществозна-ние, мировая художественная культура, а также творческие дисциплины (например, ИЗО, музыка, технологии). Эти дисциплины обладают не только когнитивным потенциалом, но и включают в себя воспитание ценностно-смысловой, деятельностной и эмоциональной компоненты, способных многогранно воздействовать на интеллектуально-нравственно-эстетические способности обучаемых, формируя бережное отношение к окружающему миру и (собственной/чужой) этнической идентичности особенно в инклюзивной среде.
Перечисленное способствует проявлению экологизации бытия, которая в современном мире приобретает значимость, переходя в разряд важных и насущных жизненных ценностей как общества в целом, так и отдельного человека, делая обживаемое пространство Родиной/родным/домом и обучаясь уважительно относиться к Другому как родному/через призму родного. Как считают авторы, экологизация бытия представляет собой процесс последовательного внедрения идей и концепций экологической культуры, мышления и сознания по поводу сохранения/с-охранения окружающей среды во все сферы бытия человека (в том числе в сфере воспитания и образования, права, экономики, управления, Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)
повседневности и др.). Экологизация мышления - это специфический мыслительный процесс, который происходит в человеческом сознании, рассматривая все через призму экологизации и экологической ситуации как домашнего/родного/Родины посредством анализа, сравнения, прогнозирования и др.
Экологизацию мышления и сознания можно отнести к числу жизне- и смыслообразующих факторов, имеющему множество характеристик. Во-первых, это - онтологический феномен, благодаря чему экологизация становится принципом бытия, проявляясь в социально-личностном и формируя новый тип культуры - экологической культуры как восприятия мира через призму домашнего/родного/Родины. Во-вторых, экологизация мышления связана с гносеологическим аспектом, с направленностью познания, в том числе, не только на свое, но и Другое, проявляя сочувствующий взгляд на окружающий мир и понимая важность гармонической взаимосвязи «природа - общество/человек», «человек - человек». Перечисленное способствует воспитанию и формированию этической компоненты в рамках инклюзивного образования, благодаря которой человек, проявляя заботу о бытии не только современном, но и будущем, помня о прошлом, внедряет в жизнь нравственные принципы бережного отношения к окружающей среде (родной/Другой) и людям.
Процесс экологизации, в том числе экологизации мышления и сознания, связан с изменением взглядов на окружающий мир. В результате формируется новое отношение, где акценты с модуса потребления (по Э. Фромму, «иметь») переносятся на модус сбережения и поддержания (по Э. Фромму, «быть»). Это способствует гармонизации отношений «природа - общество/человек», «человек - человек», учит признавать ценность не только своего/родного, но и Другого/чужого, а также формирует способности партнерских взаимоотношений, не нарушающих целостность природного и человеческого миров. Можно утверждать, в современном мире чувство этнической идентичности, высвечивающее экологическую культуру/мышление/сознание, в рамках инклюзивной среды гармонизирует взаимоотношения разнородного.
Экологизация мышления связана с эстетически-созерцательным отношением к (родной/чужой) природе, которое, в принципе, заложено в самом русском характере. Как считают авторы, именно такие дисциплины как окружающий мир, история (в том числе, история родного края/краеведение), литература, родной язык, обществознание, мировая художественная культура, а также творческие дисциплины (например, ИЗО, музыка, технологии) позволяют в процессе обучения задействовать не только интеллектуальные, но и нравственные и эстетические компоненты метафизики человека, привлекая активно в процессе обучения иллюстративный материал. Обращение внимания на феномен искусства не случайно. Дело в том, что представители творческих профессий владеют особым языком, с помощью которого они точно передают смысловые конструкции, позволяющие вступить в духовную коммуникацию не только с каждым членом своей этнической группы, но и рождая универсальные формы осмысления реальности, понятные представителям любой этнической общности, тем самым рождая шедевры мировой культуры. Творцам доступен особый метаязык, восполняющий «неполноту» обыденного языка: они способны на дешифровку и раскодирование информации, заложенной как в глубинных структурах национальной культуры, так и вселенского коллективного сознания.
Если вспомнить шедевры русского искусства, то практически в каждом из них присутствует элемент, раскрывающий взаимоотношения «природа - общество/человек», «человек - человек», позволяя анализировать их с различных позиций, в том числе инклюзивных, экологических, нравственных, эстетических.
Например, созерцательны литературные персонажи (Обломов Илья Ильич из романа И.А. Гончарова, лермонтовский Печорин, доктор Живаго из одноименного романа Б. Пастернака и др.), проникновенны пейзажи-настроения А.К. Саврасова, А.И. Куинджи, И. Левитана, В.Д. Поленова, живописны бесконечно протяжные, насыщенные «русским духом» музыкальные темы М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова, образны в кружевной вязи слов описания В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого... Перечисленное можно подвергнуть анализу с различных сторон и ракурсов. Эффективными методами формирования этнической идентичности является знакомство со своей и Другими культурами посредством чтения литературных произведений, прослушивания шедевров музыкальной культуры и просмотра живописных полотен, в том числе применяя анализ, сравнение и сопоставление. Подчеркнем, работая с вопросами по этнической идентичности на основе произведений искусства необходимо избегать оценочных характеристик типа лучше - хуже, высший - низший и пр., показывая равнозначность разнородного и воспитывая толерантное отношение к миру.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сегодня существуют определенные трудности в отношении проявления этнической идентичности, что влечет за собой утрату патриотизма и гражданской ответственности. У человека XXI века, живущего в обществе потребления и подверженного манипулятивным практикам идеологии гламура, любая идентичность (в том числе и этническая) нередко нивелируется. Гламурно-ризомная реальность сосредоточена не на духовных ценностях, а на мире симулякров и их полированных поверхностях. Выходом из кризисных состояний современного социального может стать новый формат общества, обладающий инклюзивным модусом.
Инклюзивная среда представляет собой сложную социальную систему [9-14], синергийную по своей природе, что накладывает на нее отпечаток нелинейности и непредсказуемости ситуаций внутри нее. Здесь осуществляется диалектический процесс взаимовлияний/ взаимовоздействий однородного и разнородного, тем самым происходит избегание стадии стагнации, что способствует интенсивности протекания процессов образования, воспитания и адаптации к окружающему миру.
Синергийность инклюзии приводит к идее систе-могенеза инклюзивной среды, в результате развития и распространения которого станет возможным обучения все большого количества людей, в том числе с особыми образовательными потребностями. Благодаря системо-генезу произойдет перестройка системы образования и появится множество концепций, связанных с индивидуализацией в процессе получения знаний. Более того, разнородность инклюзивной среды и индивидуальный подход в процессе обучения способны сохранить, сформировать и показать этническую идентичность каждого. Именно различие и многообразие/много-образие (вспомним, гегелевские диалектические категории нечто и иное) создают единство мира, выступая внутри инклюзивной среды в качестве мощного стимула развития и проявления личностного потенциала. Эмпатические сопереживания человека внутри расширенной ситуации в микротопии, где моделируется разнообразный опыт взаимодействия с Другими, способствуют идентификации, восприятию и пониманию себя/Другого.
Сама этническая идентичность есть итог оформления этнического сознания, которое, в свою очередь, определяется как способ осознания тождественности культурному бытию, включающем исторические/психо-логические/интеллектуальные/нравственные/эстетические компоненты, с определенным пространством и местом. Подчеркнем, этническая идентичность представляет собой совокупную часть социальной идентич-
ности, существую наравне с конфессиональной, политической, профессиональной и др. видами идентичности.
Осознание и понимание своей/Другой этнической идентичности свидетельствует о наличие у личности экологической культуры, связанной с интерпретацией образа Родины как дома. Благодаря ей происходит гармонизация взаимоотношений «природа - общество/человек» и «человек - человек», свидетельствуя о равновесии в метафизической триаде (интеллектуальное - нравственное - эстетическое) человеческого бытия. Именно инклюзивное образование, формирующее этническую идентичность и связанную с ней экологическую культуру, способно помочь человечеству из «зияющих пустот» подняться до истинных высот с определенными достижениями, преодолевая кризисы. Инклюзивный подход к бытию формирует новых субъектов, осознающих свою/ Другую этническую идентичность и готовых к эффективной коммуникации и жизни, основанной на активном действии и ответственном поступке (vita activa).
и психология. 2015. № 3 (12). С. 106-109.
14. Яковлева Е.Л. Опыт философского осмысления инклюзивного человека // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 12-15.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акчурин И.А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. №5. С. 143-149. 2. Кошкин А.П., Черданцев В.В. Украинский вопрос в контексте современной российской этнополитологии // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №1 (33). С. 32-38.
2. Гуревич П.С. Феномен идентичности в трактовке Поля Рикера // Психология и психотехника. 2013. № 5. С. 421-423.
3. Иванишин А.А., Гузенина С.В. К проблеме самоидентификации молодежи в современных условиях // Психологические проблемы самореализации современной молодежи. Материалы VI Международного семинара молодых ученых и аспирантов/Отв. Ред. Н.А. Коваль. Тамбов, 2014. С. 14-19.
4. Неклесса А. И. Сердце тьмы: травматическая инклюзия // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. №2 (34). С. 280-295.
5. Перепелкин Л.С. Проблемы этнической идентичности в России в XX веке // Культура «своя» и «чужая»: Материалы международной интернет-конференции, проходившей в Москве 16 сентября - 16 ноября 2002 года на информационно-образовательном портале WWW.AUDITORIUM.RU. М.: РИК, 2003.
6. Волкогонова О.Д. Этническая идентификация в транзитных обществах// Этноконфессиональные отношения в современной России и странах СНГ: содержание и роль. Материалы Международной научно-практической конференции (27 апреля2007 г.). Челябинск: Центр прогнозирования, 2007.
7. Гузенина С.В. Образ Родины как предмет научного анализа. Белгород: НИУ «БелГУ». 276 с.
8. Чайковский М.Е. Инклюзия как условие развития свободной личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 77-81.
9. Яковлева Е.Л. Выявляя причины распространения инклюзии и инклюзивного образования (философский аспект проблемы) // Карельский научный журнал.
2014. № 4. С. 26-29.
10. Любавина Н.В. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: особенности организации образовательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 84-86.
11. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности // Карельский научный журнал.
2015. № 1 (10). С. 27-30.
12. Носова Т.М., Шведов В.Г. Музей в развитии экологической культуры обучаемых в инклюзивном образовании // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 88-92.
13. Яковлева Е.Л. Аксиосфера инклюзивной модели культуры // Азимут научных исследований: педагогика 66