Научная статья на тему 'Гуманитарная экологизация как фактор развития культурной среды региона'

Гуманитарная экологизация как фактор развития культурной среды региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / THE GREENING OF HUMANITARIAN / ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECOLOGICAL APPROACH / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / GREENING THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Флоря Вера Ильинична

В статье раскрываются вопросы эгологизации современного научного знания в контексте интеграционных процессов и нарастающего глобального экологического кризиса. Экологизация представлена как инновационная форма концептуализации нового, экологического образа мышления в науке. Автор рассматривает становление и содержание нескольких частных экологизаций, в том числе содержание и специфику гуманитарной экологизации как фактора развития культурной среды региона. Рассмотрены возможности использования положений экологии (синергийность, ноосферность, целостность, бережливость, гармония, чистота, равновесие, устойчивость, коэво-люционность, толерантность) в развитии культурной среды региона. Гуманитарная экологизация, должна находить своё отражение на уровне синтеза культур, в процессе экологизации экономики, на уровне менталитета нации, в способах выражения национальной идентичности, в сохранении культурных ценностей и воспитания личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN GREENING AS A FACTOR OF CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION

This paper presents issues egologizatsii modern scientific knowledge, in the context of integration processes and the growing global environmental crisis as an innovative form of conceptualizing new ways of thinking in environmental science. The author examines the formation and maintenance of several private ECOLOGIZATION, including the content and specificity of humanitarian greening as a factor in the development of the cultural environment of the region. The possibilities of using the provisions of the Environment, (Synergetic, noosferno, integrity, thrift, harmony, purity, balance, stability, coevolution, tolerance) in the development ofthe cultural environment ofthe region. Humanitarian greening should be reflected at the level of synthesis of cultures in the process of greening the economy, at the level of mentality of the nation, in the ways of expressing national identity, maintaining cultural values and education of the person.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная экологизация как фактор развития культурной среды региона»

^ Теория и история культуры

УМАНИТАРНАЯ ЭКОАОГИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

Ф

УДК 304.44:339.138 В. И. Флоря

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрываются вопросы эгологизации современного научного знания в контексте интеграционных процессов и нарастающего глобального экологического кризиса. Экологизация представлена как инновационная форма концептуализации нового, экологического образа мышления в науке. Автор рассматривает становление и содержание нескольких частных экологизаций, в том числе содержание и специфику гуманитарной экологизации как фактора развития культурной среды региона. Рассмотрены возможности использования положений экологии (синергийность, ноосферность, целостность, бережливость, гармония, чистота, равновесие, устойчивость, коэво-люционность, толерантность) в развитии культурной среды региона. Гуманитарная экологизация, должна находить своё отражение на уровне синтеза культур, в процессе экологизации экономики, на уровне менталитета нации, в способах выражения национальной идентичности, в со-хра не нии куль тур ных цен но стей и вос пи та ния лич но сти.

Ключевые слова: интеграция, устойчивое развитие общества, гуманитарная экологизация, пространство культуры, культурная среда, экологический подход, ценности, экологизация эко но ми ки.

Ф

V. I. Florya

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

HUMANITARIAN GREENING AS A FACTOR OF CULTURAL ENVIRONMENT OF THE REGION

This paper presents issues egologizatsii modern scientific knowledge, in the context of integration processes and the growing global environmental crisis as an innovative form of conceptualizing new ways of thinking in environmental science. The author examines the formation and maintenance of several private ECOLOGIZATION, including the content and specificity of humanitarian greening as a factor in the development of the cultural environment of the region. The possibilities of using the provisions of the Environment, (Synergetic, noosferno, integrity, thrift, harmony, purity, balance, stability, co-evolution, tolerance) in the development ofthe cultural environment ofthe region. Humanitarian greening should be reflected at the level of synthesis of cultures in the process of greening the economy, at the level of mentality of the nation, in the ways of expressing national identity, maintaining cultural values and education of the person.

Keywords: integration, sustainable development of society, the greening of humanitarian, cultural environment, cultural environment, ecological approach, values, greening the economy.

ФЛОРЯ ВЕРА ИЛЬИНИЧНА — кандидат педагогических наук, профессор, заместитель директора Института экономики управления и права Московского государственного университета культуры и искусств

FLORYA VERA IL'INICHNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, Deputy Director of the Institute of Economics, management and law, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: [email protected] © Флоря В. И., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

Потребность в новых научных идеях привела к углубленной разработке ряда методологических вопросов, важнейшими из которых являются познание окружающей культурной среды с позиций гуманитарной эко-логизациии научного знания.

Технологизация жизни, внедрение новых технических систем, загрязнение окружающей природной среды, неразумная эксплуа-та ция при род ных богатств и ре сур сов, изменение климата, локальные политические конфликты и военные вмешательства на фоне борьбы за при род ные богат ства приве ли к экологическому, политическому кризису.

Учёные постепенно приходят к пониманию того, что экологизация нашей жизни проходит по переднему краю борьбы за выживание человечества, наравне с регулированием региональных политических конфликтов, преодолением экономической отсталости и т.п.

Специфика гуманитарной экологизации связана с проникновением экологических принципов и правил в содержание современного научного знания. Ведущий мотив гуманитарной экологизации — оздоровление духовно-нравственной среды общества, в том числе и культурной среды и снижение дав ления на неё негатив ных эко логи че ских, психологических, информационных факторов.

Исследование различных вопросов экологизации мы находим в трудах Н. Ф. Рей-мер са, ко торый рас смат ри вал эту про бле му обоб щён но, в ши ро ком ас пек те всей об ще ст-венной жизни, не углубляясь в вопросы политики, экономики, социально-культурные основы развития современной цивилизации [4, с. 240].

Н. Ф. Реймерс определил понятие экологизации: во-первых, как проникновение экологических идей во все стороны общественной жизни; во-вторых, как путь общественного развития, определяемый глобальными экологическими ограничениями с учётом воздействия технологий и техники на окружающую природную и социально-культур-

ную среду; в-третьих, как процесс последовательного внедрения технологических, управленческих, социально-культурных, образовательных сис тем, позволяющих повышать эффективность использования природных и человеческих ресурсов, сохранять качества жизненной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях [4, с. 299—300].

Однако, несмотря на огромное количество работ, до настоящего времени эта проблема не получила должного осмысления в современной науке. Учёные затрудняются в выборе конкретных стратегий экологизации жизненной среды, в том числе и культурной среды, обеспечивающей целостное, бережное (экологическое) сохранение общечело-ве че ских цен но стей и гар монич ное раз ви тие современного человека.

В этом контексте современные исследователи выработали определения нескольких частных экологизаций — экологизации сознания (Г. С. Смирнов), экологизации системы образования (С. Н. Глазачев, Н. М. Маме-дов, В.М. Назаренко) и других. Принципы экологизации, по мнению А. И. Арнольдова, «...находят своё основное выражение в охране нравственного здоровья человека, поддержке его созидательной деятельности, сохранении и восстановлении элементов его духовной среды» [1, с. 123].

Глубин ная сущ ность экологизации состоит в соз да нии более оп ти мальных и гармо-нич ных от ношений меж ду природой, обществом и культурой, способствующих материальному и духовному совершенствованию ок ру жаю щей, в том чис ле и культурной среды для жизни человека.

По мнению известного современного культуролога А. Я Флиера, культурная среда предстаёт «... как стихийно сложившаяся система культурных предпочтений населения какого-то локального пространства (города, региона), обладающая идеологическими, эстетическими, нравственными и иными особенностями» [8, с. 65].

Под культурной средой Д. С. Лихачев по-

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

нимает общее пространство культуры, отражающее совокупность духовных, материальных, институциональных, национальных и общечеловеческих культурных ценностей, высокий уровень культурной осведомлённости, стиля жизни и социально-культурного взаимодействия людей в конкретном социуме [5].

На региональном уровне в культурной среде зеркально отражаются национальные традиции, обычаи, ритуалы, нормы социального поведения, менталитет, обществен ное мнение, цен ности гра ж данского общества, высокий уровень правовой культуры. Но без сомнения, центральным звеном этой созидающей «культуросферы» (Д. С. Лихачев) [5] является созидательная деятель ность че ловека, спо соб ного и го тово-го к преобразованиям в условиях современного глобализирующегося мира. Решающее значение для формирования такой среды, образа жизни и мышления имеет гуманитарная эко логи за ция, пе ре смотр еди ной для всех современных человеческих сообществ системы ценностей, гармонизирующих отношения человека с природой, обществом, культурой и самое главное — с самим собой в соответствии с экологическим императивом.

Следовательно, под гуманитарной эко-логиза цией культурной сре ды сле дует понимать оптимизацию процессов, происходящих в условиях современного социально-культурного кризиса, и систему целенаправленных действий по её приведению в состояние, максимально благоприятствующее гармоническому и духовно-нравственному развитию человека в пространстве культуры.

Процесс гуманитарной экологизации культурной среды следует рассматривать как ценностный ориентир реформирования общества, как фактор, обуславливающий процесс создания открытых глобальных сис тем, в содер жа нии ко торых цен но сти культуры и человека в направлении устойчивого развития мира приобретут первосте-

пенное значение.

В этом контексте под устойчивым развитием следует понимать не просто небольшой по ворот в разви тии, как, на при мер, отказ от материальных ценностей или дополнение производства очистными сооружениями, а новый экологический тип развития — фундаментальная перестройка сознания, мыш ле ния че ло ве ка, фор ми рова ние его бережного отношения к тому, что составляет его жиз нен ное при род ное и культурное пространст во.

Для преодоления сложившегося тотального кризиса в экономике, политике и экологии необходима более жёсткая система экологических и гуманитарных ограничений, которые в общечеловеческом отношении имеют нравственную основу.

В современной России, при всех достижениях науки и техники, основным источником развития экономики, дальнейшего роста материального богатства и благополучия людей является наша природа и её ресурсы, которые, по мнению экспер тов, истощают ся с каждым годом.

Экологические и гуманитарные ограничения вытекают из общего глобального кризиса, который охватил не только сферу экологии. Сложившаяся ситуация характеризуется кризисами экономического, политического, социально-культурного, антропологического уровней. Глубинная сущность этого кризиса состоит в кризисе нравственности. Экологические и гуманитарные ограничения необходимы в первую очередь для воспитания, для формирования адекватной культуры потребления, обуздания ненасытного стремления человека к тотальному покорению природы, осознания своего места в природе. Покорив природу, со-вре мен ный че ловек пре вра тился в плен ни ка своих творений и научно-технических достижений, забыв, что это может быть причиной его гибели, гибели всей культуры и пространства для его жизни.

Вышеназванные ограничении следует рассматривать, по крайней мере, в двух аспек-

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2010 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

тах: техногенного и нравственного. Техногенный аспект экологических и гуманитарных ог ра ни че ний свя зан с пре одо ле ни-ем потребительского отношения человека к жизни и при род ным богатст вам.

Нравственный аспект имеет более глубокую основу и связан с духовным кризисом, который способен уничтожить саму сущность человека. А сущность человека, по И. Канту, это его нравственность.

Для решения этого серьёзного вопроса академик Н. Н. Моисеев писал о необходимости перестройки ду ховно-нравст вен ных основ и смысла всей человеческой культуры [3].

Он сформулировал понятие экологического императива как совокупности таких нарушений равновесия природы, которые могут по влечь за со бой дальней шие не контролируемые человеком изменения характеристик биосферы, сделать существование человека на Земле невозможным. Преступить эту запретную зону во взаимодействии человека и всей системы окружающей среды означает нарушить её устойчивость. Глубина этого запрета определяет направление взаимодействия человека в системе «природа — об ще ст во — культу ра», век тор сохра-не ния ду хов но-нрав ст вен ной сущ но сти человека в пространстве созидательной миссии культу ры.

Безусловные требования экологического императива определяют содержание экологического подхода как нового общенаучного, методологического подхода. Для экологического подхода характерны внут-ридисциплинарные и междисциплинарные, синтетические процессы между естествознанием и гуманитарными науками. Этот подход ориентирует, в первую очередь, на исследование и отражение отношений и взаимодействий организмов и, в частном случае, человека с окружающей средой. Целью такого синтеза является не механическое, про из воль ное со еди не ние внеш них признаков явлений и предметов, а их представление как целостной системы взглядов

и предложении, имеющих императивное значение для земной цивилизации в целом, для улучшения качества жизни и бережного отношения к природе, культуре, человеку и т.д. Это новая синтетическая характеристика науки нашла своё отражение в процессе перестройки науки, в соответствии с экологическим императивом, и получила в научной литературе название «экологизация» — экономное, комплексное, бережное использование природных и человеческих ресурсов (Н. Ф. Реймерс).

Экологический подход предполагает реализацию идеи ноосферогенеза, коэволюции, устойчивого развития, идеи холизма, целостности человека и среды, центрированности на жизнь, на гармоническое раз-ви тие во всех её про яв ле ни ях. К наи более значимым с экологической точки зрения показателям культурной среды конкретного человека, формирующих психику, относятся дом, семья, учебные заведения, транс порт, вы пол няе мые че ло ве ком социальные роли.

Гуманитарная экологизация природы, культуры, социума, жизни человека, науки в це лом яв ляет ся в совре мен ных ус лови-ях одним из основных механизмов реализации экологического подхода и устойчивого развития цивилизации, которое возможно только на основе духовного сотрудничества и диалога средствами культуры и в лоне культуры. «Высокая духовность позволит понять язык природы и действовать, не нарушая её гармонии» [6, с. 24].

Некоторые авторы (А. И. Арнольдов, В. П. Казначеев, Д. С. Лихачев, Н. Н. Моисеев, Н. Ф. Реймерс, А. Д. Урсул и др.) находят в экологическом стиле мышления выражение материалистической методологии на со-вре мен ном эта пе её раз ви тия. К настоя ще му вре мени уже сложи лось проч ное представление о том, что экологический императив представляет собой историческую форму концептуализации нового образа мышления в науке, в которой выпукло проявились тен ден ции к ин те гра ции и син те зу зна ний,

Ф

^ Теория и история культуры

Ф

без коих немыслимо комплексное изучение проблем развития культурной среды конкретного региона.

А основные законы экологии, такие как «закон минимума» (Либих), закон бережливости и «закон толерантности» (В. Шел-форд) и др. обос новы ва ют пони ма ние нравственных отношений в живой природе.

По мнению многих учёных, экология, как раздел биологии, то есть естествознания, в современных условиях всё больше углубляется в область духовно-нравственного. К примеру, в концепции коэволюции (П. А. Кропоткин), с точки зрения естествознания на примере поведения и жизнедеятельности животных, достаточно убедительно доказаны преимущества взаимопомощи, альтруизма и дру гих нрав ст вен ных, ра зум ных про яв-ле ний жи вот ных.

Естественнонаучное обоснование нравственности связано с тем, что одним из отличий человека от животных, помимо пря-мохождения, развития руки, изготовления орудий труда, ра зу ма, сло ва, яв ляет ся нравственность. По мнению А. А. Горелова, рож де ние нрав ст вен но сти — важ ней ший этап антропогенеза — становления человека [2, с. 221].

Далее, согласно экологическому закону толерантности (В. Шелфорд), развитие любого вида, любой популяции может происходить лишь в жёстких ограниченных пределах изменения параметров окружающей среды. Толерантность экологическая — это спо соб ность жи вых ор га низ мов пе ре носить неблагоприятные влияния окружающей сре ды, это сре да ус той чи вого су ще ст-вования видов, а избыток какого-либо фактора (тепло, свет, вода) может ограничивать распространение определённого вида. Эти законы и принципы выражают структурную, содержательную сторону гуманитарной экологизации как одного из возможных способов устойчивого развития.

Поэтому значимость любого методологического подхода заключается в том, что он яв ляет ся опо сре дую щим и свя зую щим зве-

ном между методологией, теориеи и практикой, от ве чая на вопрос, как в иссле до ва нии могут быть реализованы положения базовой теории. Поскольку положения экологии давно вышли за рамки традиционной трактовки и стали частью всего современ ного научного знания, постольку нас интересуют вопросы реализации идеи, положения экологии, (синергийность, ноосферность, цело-ст ность, береж ли вость, гармония, чис то та, равновесие, устойчивость, коэволюцион-ность, толерантность) в сохранении культурной сре ды ре гио на.

В этом контексте экологический императив бережного отношения к культурной среде проявляется в гуманитарной экологизации процесса сохранения и развития этой сре ды.

Во-первых, данный императив должен находить своё отражение на уровне интеграционных процессов различных культур в условиях глобализации, информатизации мира и синтеза культур.

Во-вторых, экологический императив должен охватить все сферы экономики как части культуры общества, для того чтобы под нять ся на бо лее вы сокий уро вень жиз ни. Экологизация экономики — важное условие и одновременно приоритетная составная часть формирования современной культурной среды. Это предполагает экологизацию всего экономического уклада, пересмотр экономической инвестиционной политики в поль зу ре сур сос берегающих от рас лей и сбалансированного природопользования. Среди слагаемых экологизации экономики следует отметить переход на новую систему ценообразования, полностью учитывающую экологические факторы, ущербы и риски, на основе экологического контроля и качества выпускаемых товаров.

В-третьих, гуманитарная экологизация должна находить своё отражение на уровне развития общей культуры, менталитета нации, в созидательных способах выражения национальной идентичности. Экологический императив должен находить своё

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

тированных на взаимодеиствие, творческое развитие и интеграцию личности в мировое обра зователь ное про странст во. В конеч ном счё те эти ус ло вия обес пе чат преем ст венную связь между поколениями в процессе эво люции культур ной сре ды ка ж дого региона.

от ра же ние в спо со бах сохра не ния и развития отечест вен ных культурных цен но-стей, в сохранении традиций воспитания и образования в современных интеграционных про цессах, в со вер шенст во ва нии качества образования на всех его ступенях на основе педагогических технологий, ориен-

Примечания

1. Арнольдов А. И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки). Москва, 1999.

2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания. Москва : ВЛАДОС, 2002.

3. Моисеев Н. Н. Экология и образование. Москва, 1996.

4. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). Москва : Россия молодая, 1994.

5. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8.

6. Петров К. М. Экология человека и культура : учебное пособие. Санкт-Петербург : Химиздат, 1999.

7. Флиер А. Я. Культурная среда и её социальные черты // Информационный гуманитарный портал «Знание, понимание, умение». 2013. № 2.

8. Флиер А. Я. Модернизация культурной среды: варианты целеполагания // Гуманитарные науки: теория и методология. 2013. № 3.

References

1. Arnol'dov A. I. Zhivoy mir sotsiaVnoy pedagogiki. (Vpodderzhku aktuaVnoy nauki) [Living world social pedagogy. (In support of the relevant science)]. Moscow, 1999.

2. Gorelov A. A. Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya [Concepts of modern natural science]. Moscow, VLADOS Publ., 2002.

3. Moiseev N. N. Ekologiya i obrazovanie [Ecology and Education]. Moscow, 1996.

4. Reymers N. F. Ekologiya (teorii, zakony, pravila, printsipy i gipotezy) [Ecology (theories, laws, rules, principles and hypotheses)]. Moscow, Rossiya molodaya Publ. [Russia young Publ.], 1994.

5. Likhachev D. S. Kul'tura kak tselostnaya sreda [Culture as a holistic environment]. Novyi mir. [New world], 1994, № 8.

6. Petrov K. M. Ekologiya cheloveka i kul'tura [Human Ecology and Culture]. St. Petersburg, Khimizdat Publ., 1999.

7. Flier A. Ya. Kul'turnaya sreda i ee sotsial'nye cherty [Cultural and social features of the]. Informatsionnyy gumanitarnyy portal «Znanie, ponimanie, umenie» [Humanitarian Information Portal «Knowledge, understanding and skill»], 2013, № 2.

8. Flier A. Ya. Modernizatsiya kul'turnoy sredy: varianty tselepolaganiya [Modernization of the cultural environment: goal-setting options]. Gumanitarnye nauki: teoriya i metodologiya [Humanitarne science: theory and methodology], 2013, № 3.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.