ВКЛАД А.И. АРНОЛЬДОВА В РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКОЛОГИЗАЦИИ
Вера Ильинична ФЛОРЯ,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии московского государственного института культуры e-mail: [email protected]
В статье рассматривается вклад А.и. Арнольдова в развитие процесса гуманитарной эго-логизации современного научного знания, в контексте интеграционных процессов и нарастающего глобального экологического кризиса как инновационная форма концептуализации нового, экологического образа мышления в науке. Даётся анализ и содержание нескольких частных экологизаций, в том числе рассматривается специфика гуманитарной экологизации, содержание которой А.и Арнольдов наполнил духовно-нравственным содержанием.
Ключевые слова: гуманитарная экологизация, духовность, нравственность, интеграция, устойчивое развитие общества, пространство культуры, культурная среда, экологический подход, ценности.
The article discusses the contribution in the development process A.I.Arnoldova humanitarian egologizatsii modern scientific knowledge, in the context of integration processes and increasing global environmental crisis as an innovative form of conceptualizing the new environmental thinking in science. The article analyzes the content and the greening of several private, including the content and specificity of humanitarian greening, the contents of which AI Arnoldov fill the spiritual and moral content.
Key words: humanitarian greening, spirituality, morality, integration, sustainable development of society, the space of culture, cultural, environmental attitudes, values.
Значимость инновационного подхода в науке заключается в том, что он, следуя функциональному назначению, должен быть опосредующим и связующим звеном между методологией, теорией и практикой. Поскольку положения экологии давно вышли за рамки традиционной трактовки и стали частью всего современного научного знания, нас интересуют вопросы реализации идеи экологии (синергийность, ноосферность, целостность, бережливость, гармония, чистота, равновесие, устойчивость, коэволюционность, толерантность) в сохранении духовно-нравственной среды современного общества.
В этом контексте экологический императив бережного отношения к духовно-нравственным ценностям проявляется в гуманитарной экологизации процесса сохранения и развития этой культурной среды общества. В чем это выражается?
на наш взгляд, данный императив должен находить своё отражение на уровне интеграционных процессов различных культур в условиях глобализации, информатизации мира и синтеза культур. Прежде всего, экологический императив должен охватить все сферы экономики как части культуры общества, для того чтобы подняться на более высокий уровень жизни. априори, экологизация экономики - важ-
ное условие и одновременно приоритетная и составная часть устойчивого развития, формирования современной социально-культурной и духовно-нравственной среды общества. Это предполагает экологизацию всего экономического уклада, пересмотр экономической инвестиционной политики в пользу ресурсосберегающих отраслей и сбалансированного природопользования.
Среди слагаемых экологизации экономики следует отметить переход на новую систему ценообразования, полностью учитывающую экологические факторы, ущербы и риски на основе экологического контроля и качества выпускаемых товаров.
Это обусловлено тем, что стремительный рост технических систем и сооружений, эксплуатация природных и человеческих ресурсов, загрязнение окружающей среды, энергетический кризис, демографический взрыв и быстрое увеличение населения Земли и его потребностей, изменение климата, угроза ядерной катастрофы - всё это привело к глобальному экологическому кризису, сдерживающему устойчивое развитие общества.
Учёные постепенно приходят к пониманию того, что экологизация нашей жизни проходит по переднему краю борьбы за выживание наравне с регулированием региональных политических и военных конфликтов, преодолением экономической отсталости многих стран.
Специфика гуманитарной экологизации связана с проникновением экологических принципов и правил в содержание современного гуманитарного научного знания. Ведущий мотив гуманитарной экологизации - оздоровление духовно-нравственной среды общества, в том числе и культурной среды, под которой обобщено можно понимать все пространство культуры в целом (Д.С. Дихачев, А.Я. Флиер) (7,9).
Одним из первых проблемы экологизации начал исследовать Н.Ф. Реймерс. В своих работах он писал об общей экологизации общественной жизни, не затрагивающей всех глубоких основ экономического и социально-культурного функционирования и развития человечества. По его мнению, в обществе доминирует технократическая мысль и узкий практицизм по отношению к природе (6, с. 240).
Н.Ф. Реймерс определил понятие экологизации:
- во-первых, как проникновение экологических идей во все стороны общественной жизни;
- во-вторых, как путь общественного развития, определяемый глобальными экологическими ограничениями с учётом воздействия технологий и техники на окружающую природную и социально-культурную среду;
- в-третьих, как процесс последовательного внедрения технологических, управленческих, социально-культурных, воспитательных, образовательных систем, позволяющих повышать эффективность использования природных и человеческих ресурсов, сохранение качества жизненной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях (6, с. 299-300).
Однако несмотря на огромное количество работ, до настоящего времени эта проблема не получила глубокого осмысления в современной науке. Учёные затрудняются в выборе конкретных стратегий экологизации жизненной среды, в том числе и культурной, обеспечивающей целостное, бережное (экологическое) сохранение ценностей культуры на общечеловеческом и региональном уровнях, гармоничное развитие современного человека в среде этих ценностей.
В этом контексте современные исследователи дали определение нескольких частных экологизаций - экологизации сознания (Г.С. Смирнов), экологизации системы образования (С.Н. Глазачев, Н.М. Мамедов, В.М. Назаренко) и других.
Большой вклад в осмыслении гуманитарных и духовно-нравственных основ экологизации внес философ и культуролог А.И. Арнольдов, ученый с мировым именем. Образование и культура в целом, решение экологических проблем, в частности, занимают одно из центральных мест в его трудах. Образование рассматривается А.И. Арнольдовым как важнейшая ценность в системе духовных абсолютов, как «общий духовный процесс формирования человека», социокультурный феномен, взращивание в человеке доброго, нравственного начала. «Образование в современных условиях - это одно из магистральных направлений, способных обеспечить контроль над силами природы, покорёнными человеком, теми силами, которые он будет использовать либо для своего уничтожения, либо для своего выживания и переустройства мира. Ведь эти исторически возникшие и возросшие способности и силы формируются и обогащаются самой системой образования, а потому оптимально подконтрольны именно ей» (4, с. 49).
Экологизация жизни возможна при условии отказа от потребительства и формирования ценностей разумного использования природных ресурсов. Однако следует отметить, что материальные и духовные потребности человека должны быть сбалансированы в соответствии с экологическим императивом. И в этом вопросе духовно-нравственные ценности и ценности природы должны превалировать над потребительством.
Такая постановка вопроса требует развития сущностных сил человека, его творческого, духовно-нравственного потенциала. Только духовно неразвитый человек, «нищий духом» охвачен страстью материального обогащения в силу своего «комплекса неполноценности». В этом контексте принципы экологизации, по мнению А.И. Арнольдова, «...находят своё основное выражение в охране нравственного здоровья человека, поддержке его созидательной деятельности, сохранении и восстановлении элементов его духовной среды» (1, с. 123).
Во всех случаях под экологизацией понимаются процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом, природой и культурой. Это система изменений, которая возникает в духовной и материальной жизни в условиях экологического кризиса. Следовательно, следуя мысли А.И. Арнольдова, под гуманитарной экологизацией культурной среды надо понимать оптимизацию процессов, происходящих в условиях современного социально-культурного кризиса и систему целенаправленных действий на ее приведение в состояние, максимально благоприятствующее гармоническому духовно-нравственному развитию человека.
Но без сомнения, центральным звеном в решении этих проблем А.И.Арнольдов видит созидательную деятельность человека, способного и готового к преобразованиям, происходящим в современном глобализирующемся мире. Решающее значение для формирования такой среды, образа жизни и мышления имеет гуманитарная экологизация, пересмотр единой для всех современных человеческих сообществ системы ценностей, гармонизирующих отношения человека с природой, обществом, культурой и, самое главное, - с самим собой в соответствии с экологическим императивом (1,3).
Процесс гуманитарной экологизации социально-культурной среды следует рассматривать как ценностный ориентир реформирования общества, как фактор об-
уславливающий процесс создания открытых глобальных систем, в содержании которых ценности культуры и человека, направленные на устойчивое развитие мира, приобретут первостепенное значение.
В этом контексте под устойчивым развитием следует понимать не просто небольшой поворот в развитии, как, например, отказ от материальных ценностей или дополнение производства очистными сооружениями, а новый экологический тип развития - фундаментальную перестройку в отношении человека, его сознания, мышления, бережного отношения к тому, что составляет его жизненное природное и культурное пространство.
Это связано с тем, что, стремясь удовлетворить свои материальные потребности, современное общество столкнулось с жёсткими экологическими и гуманитарными ограничениями. Экологические ограничения заключаются в том, что при всех достижениях научно-технического прогресса основным источником материального богатства по-прежнему остаётся только природа, а природные ресурсы далеко не безграничны. Антропологические, гуманитарные ограничения характеризуются тем, что воздействие каждого человека на природу гораздо более заметно, чем ответное воздействие природы на человека. В этом состоит один из парадоксов и одна из причин экологического кризиса - недостаточная обратная связь человека и результатов воздействия общества на природу.
Но современная ситуация в мире характеризуется не только экологическими кризисами, но и кризисами социальными, кризисами экономики, политики, культуры и нравственности, которые становятся все более глобальными. Получилось, что человек, одержавший полную победу над природой, превратился в узника собственных творений, да ещё с угрозой уничтожения себя и всего, что создано его руками, - культуры и её пространства.
Для рассмотрения причины сложившейся ситуации необходимо учесть два аспекта глобальных экологических проблем: техногенный и нравственный. Техногенный аспект представляет глобальные проблемы только как следствие потребительского отношения человека к жизни на протяжении практически всей его истории. Нравственный аспект - как следствие глубокого духовного кризиса, захватившего саму сущность человека. А.И. Арнольдов говорил о необходимости нравственной перестройки духовности и культуры (3).
В проблематике гуманитарной экологизации методологическое значение имеет понимание экологического императива. Это та запретная черта во взаимодействии со средой обитания, преступать которую человечество не имеет права ни при каких обстоятельствах. Экологический нравственный императив должен определять, по мнению Арнольдова, деятельность общества, направленную на развитие человека, сохранение его духовно-нравственной сущности в контексте культуры.
Экологический императив, стоящий перед современным человеком, - познать самого себя, познать природную, социальную и культурную среду, в которой он живёт, чтобы уяснить для себя наилучшие возможности реализации своих природных данных, своего единственного и неповторимого сочетания врождённых индивидуальных качеств со средой жизни.
Гуманитарная экологизация природы, культуры, социума, жизни человека, науки в целом является одним из основных механизмов реализации экологического подхода и устойчивого развития цивилизации, которое возможно только на основе духовного сотрудничества и диалога средствами культуры и в лоне культуры. «Вы-
сокая духовность позволит понять язык природы и действовать, не нарушая её гармонии» ( 8, с. 24).
Наряду с выдающимися учёными в области экологии и устойчивого развития общества ( В.П. Казначеев, Д.С. Лихачев, Н.Н. Моисеев, Н.Ф. Реймерс, А.Д. Урсул и др.) в экологическом стиле мышления А.И. Арнольдов видел выражение материалистической методологии на современном этапе её развития (2,4).
В начале ХХ1 века уже сложилось прочное представление о том, что экологический императив, как основное требование гуманитарной экологизации, представляет собой историческую форму концептуализации нового образа мышления в науке, в которой выпукло проявились тенденции к интеграции и синтезу знаний, без коих немыслимо комплексное изучение проблем духовно-нравственного совершенствования человека в контексте культуры.
Подведя итоги рассмотрения данного аспекта многогранной научно-культурологической деятельности А.И. Арнольдова, следует отметить что гуманитарная экологизация должна находить своё отражение на уровне развития всей культуры общества и личности. Экологический нравственный императив должен находить своё отражение в способах сохранения и развития отечественных культурных ценностей, менталитета нации, в созидательных способах выражения национальной идентичности, при условии бережного отношения к национальному наследию всех наций и народов, живущих в нашей многонациональной стране.
Экологический нравственный императив должен находить своё отражение в сохранении традиций воспитания и образования в современных противоречивых интеграционных процессах, в совершенствовании качества образования на всех его ступенях на основе педагогических технологий, ориентированных на взаимодействие, творческое развитие и интеграцию личности в мировое образовательное пространство. В конечном итоге эти условия обеспечат преемственную связь между поколениями в процессе эволюции культуры.
Литература
1. Арнольдов, А. И. Живой мир социальной педагогики (В поддержку актуальной науки) / А. И. Арнольдов.- М., 1999.
2. Арнольдов, А. И. Цивилизация грядущего столетия ( Культурология размышления) / А. И. Арнольдов. - М.: Грааль, 1997. - 328 с.
3. Арнольдов, А. И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен) / А. И. Арнольдов.- М.: Грааль, 2000. - 108 с.
4. Арнольдов, А. И. Национальная культура и глобализация: сферы взаимодействия: лекция / А.И. Арнольдов. - М.: МГУКИ, 2004. - 48 с.
5. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М.: ЮНИ- САМ, 1996.
6. Реймерс, Н. Ф. Экология: (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. - М.: Россия молодая, 1994.
7. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. - 1994. - № 8.
8. Петров, К.М. Экология человека и культура : учеб. пособие /К.М. Петров. - Спб. : Химиздат, 1999. - С. 24.
9. Флиер А.Я. Модернизация культурной среды: варианты целеполагания // Гуманитарные науки: теория и методология. - 2013. - №3. - С.65