УДК 37(063):504
ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
© 2017
Сенатор Степан Александрович, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории
проблем фиторазнообразия Институт экологии Волжского бассейна РАН (445003, Россия, Тольятти, ул. Комзина, 10, e-mail: [email protected]) Казанцев Иван Викторович, кандидат биологических наук, декан естественно-географического факультета Матвеева Татьяна Борисовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии,
экологии и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет, (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, 65/67, e-mail: [email protected]) Кудинова Галина Эдуардовна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, руководитель
группы экономики природопользования Институт экологии Волжского бассейна РАН, Тольятти (Россия) (445003, Россия, Тольятти, ул. Комзина, 10, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассмотрена сущность проблемы экологического образования с позиций концепции устойчивого развития. Определены педагогические принципы экологического образования как одного из направлений перестройки образования и исходной позиции модернизации современного образования, подтверждающие необходимость экологизации общественных отношений на современном этапе развития цивилизации. Актуализированы функции экологического образования, выраженные в предотвращении негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. В условиях реализации концепции устойчивого развития обращается внимание на такие ключевые категории экологического образования, как формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры, а также экологической компетентности личности. Представлены подходы, на основе которых строится система экологического образования с позиции устойчивого развития. Проблема экологического образования рассмотрена как непрерывный процесс. Особое внимание в статье уделено уровню экологического образования в Самарской области: дана объективная оценка качества экологического образования региона как направление реализации концепции его устойчивого развития, определен вклад государственных и общественных организаций в экологическое образование, показано взаимодействие и преемственность образовательных учреждений различных типов на всех ступенях образования: дошкольного, общего, дополнительного, профессионального, а также работа по экологическому просвещению населения. На основе проведенного анализа выявлены результаты работы в сфере экологического образования в регионе.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическая культура, экологическая компетентность, экологизация общественного сознания, стратегия экологизации образования, Самарская область.
INNOVATIVE FEATURES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT АN EXAMPLE OF SAMARA REGION
© 2017
Senator Stepan Aleksandrovich, candidate of biological sciences, senior researcher of laboratory
of problems of featuresnokia Institute of ecology of Volga basin of RAS (445003, Russia, Togliatti, st. Komzina, 10, E-mail: [email protected]) Kazantsev Ivan Victorovich, candidate of biological sciences, dean of Natural-Geographical Faculty Matveyeva Tatyana Borisovna, candidate of biological sciences, assistant professor of the chair of biology, ecology and methods of teaching Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, 65/67, E-mail: [email protected]) Galina Eduardovna Kudinova, candidate of economik sciences, associate professor, senior research officer, head of group "Environmental Economics" Institute of ecology of the Volga basin of RAS (445003, Russia, Togliatti, st. Komzina, 10, e-mail: [email protected])
Abstract. The paper was studied the essence of the problem of environmental education from the standpoint of the concept of sustainable development. The pedagogical principles of environmental education as one of education reorganization tendency and adjustment of the initial position of the modernization of education, confirming the need for greening of public relations at the present stage of development of civilization were determined. Function of environmental education, expressed in the prevention of the negative impacts of human activities on the environment were updated. Attention is given to the key categories of environmental education in the context of the implementation of this concept. It is the formation of ecological worldview, ecological consciousness, ecological culture and ecological competence of the individual as an indicator of their level of their formation. These approaches, based on which to build a system of environmental education within the framework of sustainable development are given. The problem of environmental education as a continuous process was analyzed. In this paper is given special attention to the level of environmental education in the Samara region. Objective appreciation of the quality of the environmental education as the direction of the concept of sustainable development of the region has been given, contribution state and public organizations in environmental education is defined, interaction and continuity of educational institutions of various types at all levels of education: pre-school, general, supplementary, professional and work on environmental public education are shown. Based on this analysis the results of the work in the field of environmental education in the region were revealed.
Keywords: sustainable development, environmental education, environmental upbringing, ecological worldview, ecological consciousness, ecological culture, ecological competence, greening of public awareness, education greening strategy, Samara region.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- щее время на фоне актуальных противоречий в сфере ными научными и практическими задачами. В настоя- экологического образования и нарастающих экологи-
ческих проблем современности термин «экологическое образование в интересах устойчивого развития» приобретает новое значение, поскольку связан, прежде всего, с инновационным компетентностным подходом к обучению.
При устойчивом развитии на первое место выдвигается проблема охраны окружающей среды, поскольку в настоящее время имеется достаточно доказательств, что ее деградация является серьезным препятствием на пути экономического и социального развития. При этом воздействие на природу остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, поддерживается достаточная ресурс-но-сырьевая база, не ухудшаются условия жизни человека [1-4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Формирование стратегии экологизации образования, предполагающее ориентацию образовательного процесса в направлении устойчивого развития, связано с повышением информированности общественности и поощрением профессиональной подготовки. Сегодня ведется активный поиск методологических оснований модернизации сложившейся системы экологического образования, что, возможно, приведет к практическому воплощению теоретических разработок в области технологий в интересах устойчивого развития. Позиции разных авторов (А.В. Гагарин, С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, Д.С. Ермаков, А.Н. Захлебный, А.В. Иващенко, В.И. Панов, Г.А. Ягодин, В.А. Ясвин и др.) по данному вопросу требуют всестороннего изучения, обоснования и разработки методических средств их реализации.
Формирование целей статьи (постановка задания). Раскрыть содержание и особенности экологического образования как непрерывного процесса, осуществляемого в интересах устойчивого развития. На примере Самарской области дать объективную оценку качества экологического образования определив вклад государственных и общественных организаций и показав взаимодействие и преемственность образовательных учреждений различных типов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Содержание, функционирование и развитие экологического образования отражают состояние общества. Сложившаяся в настоящее время система образования включает большой объем знаний, умений и навыков, которые реализуют требования в направлении роста и развития экологической культуры [5].
Модель экологического образования, с точки зрения устойчивого развития, включает в себя следующие педагогические принципы: [6].
- структуризация содержания экологических знаний,
- углубленное изучение экологии как дисциплины,
- экологизация ряда дисциплин социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов,
- периодическое обновление содержания образовательных программ,
- сочетание организации творчества учащихся с экологической практикой, выполнение научно-исследовательских работ,
- привлечение учащихся к выявлению и решению различных экологических проблем конкретных территорий.
Эти принципы предусматривают обеспечение необходимых условий для реализации педагогической модели образования для устойчивого развития, использование соответствующих педагогических технологий, постоянное дополнительное профессиональное обучение педагогического состава и постоянное дополнение и изменение содержания образования. Данный подход дополняет традиционную модель экологического образования, которая направлена в первую очередь на инфор-
мирование учащихся в рамках изучения биологических дисциплин [7].
В условиях реализации данной концепции необходимо обратить внимание на педагогическое значение экологического образования, включающего в себя формирование экологического мировоззрения, экологического сознания, экологической культуры, а также экологической компетентности личности как показателя уровня их сформированности [8].
Экологическое мировоззрение представляет ядро экологического сознания, устойчивую систему убеждений и взглядов личности на природу и взаимоотношение природы и общества, жизненные позиции людей, их идеалы, ценностные ориентации. Важнейшим связующим звеном между экологическим мировоззрением и сознанием выступают экологоориентированные ценности [9].
Экологическое сознание заключается в определении роли человека в окружающем мире, его ответственности за использование природных ресурсов в ущерб окружающей среде, нацеленность на решение существующих проблем для снижения отрицательных последствий данного воздействия.
Ведущим направлением экологизации общественного сознания является создание образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры у подрастающего поколения. Основой могут стать ценности и традиции общества [10].
Экологическая культура представляет собой довольно широкое понятие, включающее в себя не только систему биологических знаний, но и вопросы экологической этики, нравственных ценностей, формирование особого стиля мышления, ориентированного, прежде всего на решение конкретных экологических задач, ответственности за состояние окружающей среды, включенность в деятельность по ее поддержанию. В то же время формированию подобного отношения к природе, как основе экологической культуры всегда уделялось гораздо меньше внимания, чем получению научных знаний в процессе экологического образования [11].
Важной составляющей экологической культуры является экологическая этика, регулирующая отношение человека к окружающей среде. Ценностное и нормативное ее содержание вырабатываются на основе нравственного опыта. В последнее десятилетие в связи с активным обсуждением философских, социально-экономических, педагогических и психологических аспектов концепции устойчивого развития отмечается процесс трансформации понятия экологической культуры в культуру устойчивого развития. Деятельность учащихся в процессе экологоориентированных практик, общественно-полезной работы интегрирует знания в экологическую культуру и на этой основе способствует формированию экологической компетентности учащихся [12].
В настоящее время необходимым компонентом формирования личности, способной решать задачи будущего общественного развития является экологическое воспитание, направленное на формирование гуманного, эмоционально-нравственного и бережного отношения к природе [13].
Таким образом, экологическое образование представляет собой длительный процесс, который начинается с детства, поскольку образ жизни, мировоззренческие установки в основном формируются в раннем возрасте, и продолжается в течение всего индивидуального становления личности, выходя за пределы школьного образования.
С позиций устойчивого развития экологическое образование включает:
- образование молодого поколения (интеллектуальное и моральное развитие личности),
- доминирование нравственно-эстетических ценностей,
- гармоничные взаимоотношения человека и приро-
ды,
- понятие «качество жизни» как равновесие материальных и духовных ценностей,
- система высших ценностей является внутренним миром каждой личности.
В данном контексте отмечаются следующие направления экологического образования:
- расширение представлений о современных открытиях в области экологии, специфике техногенного освоения природы и условиях динамической стабильности биосферы,
- создание целесообразных приемов работы по экологическому образованию, позволяющих эффективно решать комплексную проблему воспитания экологического отношения, ответственной гражданской позиции, опирающейся на понимание характера взаимодействия человека с окружающей средой,
- формирование научно обоснованных представлений о целостной природной среде, закономерностях ее развития и функционирования,
- содействие применению инновационных подходов в методике преподавания биологии и в процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла.
Экологическое образование позволяет объективно рассматривать взаимосвязи между природоохранными, социальными и экономическими проблемами с учетом общественного мнения, вовлечения неправительственных организаций в процесс принятия решений, касающихся вопросов охраны окружающей среды. Это является не только важным фактором реализации стратегии устойчивого развития, но и основой эффективной экологической политики [14-20].
Развитие экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры, является важной государственной задачей, которая определена в федеральном документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденном Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. [21]
Ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» наделяет субъекты Российской Федерации правом организации и развития системы экологического образования. В Самарской области последовательно, в рамках целевых программ и планов, осуществляется работа по формированию системы непрерывного всеобщего экологического образования, просвещения и воспитания населения с целью обеспечения устойчивого развития природы и общества.
Например, в г.о. Тольятти с 2009 г. реализуются ведомственная целевая экологическая программа, а также долгосрочная целевая программа «Дети городского округа Тольятти», рассчитанная на 2010-2020 гг, в г.о. Новокуйбышевск формируется ежегодный городской План мероприятий по экологическому воспитанию и просвещению населения, в г.о. Сызрани - план мероприятий «Социально-экологическая реабилитация города».
Система экологического образования в рамках устойчивого развития региона строится на основе следующих подходов [22]:
- непрерывность образовательного процесса;
- интеграция различных ступеней образования;
- практикоориентированность образовательного процесса;
- активное социальное взаимодействие;
- широкая информационная и стимулирующая поддержка.
Непрерывность экологического образовательного процесса в Самарской области обеспечивается через взаимодействие и преемственность образовательных учреждений различных типов и видов на всех ступенях образования: дошкольного, общего, дополнительного, профессионального, а также работой по экологическому просвещению населения. Экологическое образование
нацелено на максимальное включение в решение экологических проблем не только детского населения, но и родительской общественности, а также органов местного самоуправления [12].
В дошкольных образовательных учреждениях Самарской области создаются и используются авторские программы и методические пособия по экологическому воспитанию («Я исследую мир!», МДОУ № 9 г.о. Кинель). Проводятся мероприятия, тематически связанные с народными традициями, праздниками, обычаями (весенний праздник «Жаворонки») [23].
На уровне дошкольного образования работа по экологическому воспитанию ведется как в традиционных формах, так и в инновационных: экспериментирование, моделирование, акции и проекты, конкурсы, групповое обсуждение, презентационное представление результатов исследований, проводятся выставки рисунков плакатов, поделок, мероприятия по озеленению учреждений и территорий, конкурсы различного уровня, включая ежегодный конкурс уголков живой природы (в последнем приняли участие около 100 учреждений), оформление зимних садов. Проводятся конкурсы на лучший дизайн, акции «Украсим землю цветами» и др.
В отдельных дошкольных учреждениях результативность педагогической деятельности оценивается не только по сформированности экологических знаний у дошкольников, но и участия родителей в экологических мероприятиях. С этой целью проводятся выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из природного и бросового материала, фотографий на тему «Наши домашние питомцы». Родители привлекаются к участию оформления уголка природы, лаборатории, библиотеки, к участию в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.).
Также в отдельных учреждениях осуществляется экспериментальная работа по следующим направлениям:
- исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ,
- интерактивное взаимодействие детей и взрослых в современном дошкольном образовательном пространстве как условие воспитания основ экологической культуры;
- система экологического воспитания, формирующая экологическую культуру и ключевые компетентности детей.
Наиболее интересный опыт педагогов и коллективов дошкольных учреждений Самарской области, работающих в инновационном режиме, представляется на различных конкурсах профессионального мастерства.
В общеобразовательных учреждениях в связи с введением федеральных государственных стандартов формирование основ экологической грамотности у учащихся организуется в рамках урочной и внеурочной деятельности, начиная с начальной школы. Все общеобразовательные программы естественнонаучного профиля в настоящее время включают раздел, направленный на формирование экологической грамотности учащихся. [23].
Большие возможности в этом аспекте дают уроки об-ществознания, биологии, географии, химии, литературы, технологии. Через урочную деятельность педагогический коллектив формирует у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, развивает личность. При этом широко используется исторический и краеведческий материал о природоохранной деятельности [24].
Согласно стандартам в современных воспитательных программах общеобразовательных учреждений содержатся обязательные разделы, направленные на формирование непрерывного экологического здоровьесберега-ющего образования обучающихся, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности [11]._
Следует отметить увеличение количества мероприятий экологической направленности, организованных в форме проектной деятельности, которая дает возможность выявлять экологические проблемы конкретных территорий, прорабатывать их не только в теории, но и решать на практике. Например, в общеобразовательных учреждениях Самарской области реализуются различные совместные проекты: «Родник», «Живи, Земля», «Наш урожай», «Сохраним нашу речку», «Чистые берега» и т.п. Систематически в течение учебного года в рамках экологического воспитания школами проводятся акции: «Дом для пернатых», «Покормите птиц зимой», «Моя школа, мой двор, мой город», «День Земли», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Будь лесу другом» и др. Результаты проведенной работы доводятся до сведения родителей, освещаются в школьных газетах, муниципальной прессе, что является важным стимулирующим средством.
Особое внимание уделяется организации исследовательских проектов учащихся по экологической тематике, которые представляются на ежегодных областных научных конференциях учащихся, областных этапах Всероссийских конкурсов. Тематика исследовательских работ учащихся разнообразна и затрагивает важные экологические проблемы региона.
В рамках внеклассной работы проводятся тематические классные часы, беседы, экскурсии, спектакли, викторины, театрализованные представления, праздники, игры. В сельских районах школе отдается предпочтение как месту проведения собраний общественности, встреч с представителями власти, и эти возможности используются для осуществления просветительской работы с родителями по вопросам воспитания бережного отношения к окружающей природе. Эффективна практика закрепления за образовательными учреждениями памятников природы, в летний период организуются экологические тропы.
Большую роль в развитии и координации экологического воспитания в режиме интеграции общего и дополнительного образования выполняют учреждения дополнительного образования детей: в более чем 350 детских творческих объединениях эколого-биологической направленности занимаются свыше 6 тыс. учащихся, и этот показатель является стабильным на протяжении последних пяти лет.
Разработана областная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Самарской области на 2014-2018 годы». В целях повышения качества дополнительного образования данной направленности, увеличения охвата учащихся планируется выделение средств на укрепление материально-технической базы детских творческих объединений, оснащение их современным оборудованием.
Эколого-биологическое направление дополнительного образования координирует в Самарской области государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Самарский областной детский эколого-биологический центр».
Для успешного осуществления экологического воспитания и образования Центр продолжает активно сотрудничать с министерством лесного хозяйства, министерством охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, департаментом охоты и рыболовства Самарской области, Институтом экологии Волжского бассейна РАН, Жигулевским государственным биосферным заповедником, национальным парком «Самарская Лука», региональным отделением Общества охраны птиц России, советом ботанических садов Поволжья и Урала, Самарским зоопарком, высшими учебные заведения (Самарский государственный социально-педагогический университет). Совместно проводятся наиболее значимые областные мероприятия экологической направленности.
В 2012 г. в рамках ведомственной целевой програм-
мы «Одаренные дети Самарской области» на 2011-2013 гг. на базе Центра было обеспечено создание и оснащение областной детской микробиологической лаборатории.
Центр работает по семи социально-педагогическим программам («Школьные лесничества», «Зверье мое», «Дом, где согреваются сердца» (Организация экологической работы с детьми с ОВЗ), «Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся», «Растениеводство и основы сельского хозяйства», «Аранжировка, цветоводство и фитодизайн», «Моя Малая Родина», в реализации которых участвуют учащиеся всех образовательных округов нашего региона), организует экологическую работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, семинары, круглые столы, педагогические советы, открытые практические занятия, мастер-классы, региональные конкурсы, в том числе на Всероссийских конкурсах, на которых ученики достойно представляют наш регион (юниорский лесной конкурс «Подрост», национальный юниорский водный конкурс в Москве, конкурс детского творчества «Зеркало природы», детский экологический форум «Зеленая планета», акции «Летопись добрых дел», олимпиады по экологии).
В летний период Центром организуются областные экологические смены, в которых принимают участие около 200 школьников со всей области ежегодно. Детский оздоровительный лагерь расположен на территории национального парка «Самарская Лука». В рамках смены проходят три важных мероприятия областного значения: областной слет юных экологов «Экотропы», областной КВН-фестиваль «Э-ХО» («Экологический Хоровод»), областная летняя экологическая школа. Летом 2014 г. областная экологическая смена была посвящена 30-летию Национального парка Самарская Лука.
В регионе сохранились и успешно действуют 56 школьных лесничеств, объединяющих более 900 юных лесников, которые под руководством специалистов лесного хозяйства занимаются восстановлением лесных угодий на закрепленном участке лесохозяйственного предприятия. Ежегодно проводятся слеты юных лесоводов «Друзья леса», совместно с департаментом лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В работе с детьми используются различные формы: в Доме творчества детей и молодежи г.о. Сызрани имеется музей природы, в Шенталинской школе - музей леса, в ряде учреждений имеется эко-видео клуб, функционируют научные общества учащихся, мини зоопарк, различные лаборатории.
Большую роль в формировании экологической культуры населения играет активное использование общественного ресурса, инициатив детского и взрослого населения [16].
В системе образования это:
- школьные экологические отряды,
- добровольческие бригады по озеленению территорий,
- детские школьные организации экологического профиля (Детская школьная организация «Эколог» Кротовской СОШ Кинель-Черкасского района. У организации имеется своя атрибутика: флаг, гимн, форма одежды. Организация насчитывает в своих рядах более 100 учеников),
- детское экологическое движение («Юные спасатели природы» в г. Новокуйбышевск, Тольяттинская городская детско-молодежная общественная организация «Экосодружество»).
Для усиления образовательного и воспитательного эффекта многие мероприятия посвящаются памятным датам и являются демонстрацией конкретных результатов природоохранной деятельности. Например, в рамках празднования 65-летия Победы в Великой
Отечественной войне была проведена областная акция «65 деревьев Победы», в которой приняли участие свыше 5 тыс. школьников, высадивших аллеи памяти. В 2016 г. многие мероприятия проводились в рамках празднования 165-летия Самарской губернии, а также были посвящены 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этой датой во многих школах области прошли единые уроки, были оформлены музейные экспозиции, высажено около 10 тыс. деревьев. Всего в мероприятиях, посвященных значимым событиям, уже приняли участие более 20 тыс. учащихся из всех муниципальных образований Самарской области.
В различных экологических акциях нередко инициаторами выступают студенты учреждений высшего образования, например, принимают участие в субботниках по очистке и благоустройству территорий, в экологических добровольческих акциях «Чистая земля», «Весенний лес» и др.
Молодежные инициативы являются важным компонентом развития экологического образования. В связи с этим министерством образования и науки Самарской области поддерживается инициатива Молодежного Правительства Самарской области, предложившего к реализации проект «Я и мир», который предполагает создание сети молодежных экологических штабов под руководством областного экологического штаба. Проект носит практикоориентированный характер и начал реа-лизовываться с 2011 г.
Также в вопросах совершенствования экологического образования и воспитания министерство сотрудничает с комиссиями Общественной палаты Самарской области. По инициативе Общественной палаты в целях экологизации сознания учащихся в школах апробируются предметные сборники поурочных заданий «Экологические капельки». Данная методика была представлена ее авторами на встрече с представителями неправительственных экологических организаций Президенту Российской Федерации В.В. Путину.
Профессорско-преподавательский состав учреждений высшего образования, например, Самарского государственного социально-педагогического университета, участвует в обучающих семинарах по вопросам экологизации учебных программ, экологическому воспитанию и просвещению, организации научно-исследовательской работы учащихся.
В Волжским университете им. В.Н. Татищева (Тольятти) с 1995 г. готовятся инженеры-природополь-зователи, которые могут занимать должности, требующие высшего профессионального образования, согласно действующему законодательству Российской Федерации: эколога, младшего научного сотрудника (по рекомендации вуза), инженера, инженера по охране окружающей среды, стажера-исследователя в области экологии, экономиста-природопользователя, научного редактора, инженера-исследователя и др.
В этой связи, одним из вариантов дальнейшего развития Самарской области как экологически-благоприятного региона является консолидация всех «экологических» сил вокруг Института экологии Волжского бассейна Российской академии наук - единственного на Средней Волге академического центра, где активно работают высококвалифицированные эксперты по различным вопросам, связанным с проблемой устойчивого развития, изучением и сохранением ландшафтного и биологического разнообразия экосистем различного масштаба, а также другим проблемам общей биологии и экологии [25].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Самарская область является регионом с эффективно функционирующей системой экологического образования, характеризуется открытостью, готовностью к сотрудничеству, уделяя достаточно внимания анализу социальных, экологических и нравственных аспектов концепции устойчивого
развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию // Организация Объединенных Наций, г. Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 г.
2. Конвенция Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», г. Орхус, Дания, 25.06.1998 г.
3. Розенберг Г.С., Черникова С.А., Краснощеков Г.П., Крылов Ю.М., Гелашвили Д.Б. Мифы и реальность «Устойчивого развития» // Проблемы прогнозирования, 2000. № 2. С. 131-154.
4. Gore A. Earth in the Balance. Ecology and the human spirit. N.Y.: Plume, 1992. 408 p.
5. Суслова Л. А. Формирование экологического сознания учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса // Наука, образование, общество, 2006. № 5.
6. Степанов С.А. Экологическое образование для устойчивого развития как важное направление модернизации высшей школы России: автореферат дис... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Степанов Станислав Александрович. Москва, 2011. 57 с.
7. Смалева П.Г. Роль экологического образования в реализации концепции устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (на примере Томской области) // Вестник Томского государственного педагогического университета. Изд-во: Томский государственный педагогический университет (Томск), 2009. С. 97101.
8. Муртазалиева Б. Н. Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение // Вести республики, 2007. № 113, 9 августа 2007 г.
9. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Лосев К.С. Глобальные экологические перспективы // Мир науки. Т.36, № 4. 1992. С. 8-11.
10. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: Языки рус. культуры, 2000. 224 с.
11. Воспитание экологической культуры во внеурочной деятельности учащихся: методическое пособие / сост. Н.В. Пудовкина, Г.И. Рабочев, Д.В. Романов, Г.В. Сычева. Самара: Изд-во Самарск. гос. с.-х. академии, 2007. 162 с.
12. Массовые экологические мероприятия как неотъемлемая составляющая при формировании экологической культуры / под ред. М.В. Медведевой. М.: Изд-во АНО «Центр содействия социально-экологическим инициативам атомной отрасли, 2011. 316 с.
13. Экологический мониторинг: Состояние окружающей среды Томской области в 2007 году / гл. ред. А. М. Адам, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды ТО, ОГУ «Облкомприрода» администрации ТО. Томск: Графика, 2008. 148 с.
14. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12.12.1993 г., официальное издание, изд-во «Юридическая литература», Администрация Президента Российской Федерации, 1997. 64 с.
15. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ: принят Гос. Думой 20.12.2001 г.
16. Формирование экологической культуры подростков из опыта работы регионов России / под ред. Медведевой М.В. М.: Изд-во ИКАР, 2009. 304 с.
17. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.
18. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
19. Семенов А.А., Соловьева В.В. Структура и содержание магистерской программы «Экология» // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 109-111.
20. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 26-29.
21. Законодательное обеспечение экологического образования и формирование экологического сознания // Международная конф., решение Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 23.03.2006.
22. Приказ от 09.01.2007 г. № 5 «Об утверждении Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2006-2010 гг.
23. Козлов В.А., Поршнева С.И., Рожек И.В., Осипова И.А., Ширяева О.И. Система экологического образования в Самарской области // Экологический сборник 5: Труды молодых ученых Поволжья Международная научная конференция. под ред. С.А. Сенатора, О.В. Мухортовой и С.В. Саксонова, 2015. С. 167-171.
24. Эколого-образовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения: Материалы VI Всерос. науч.-методич. Семинара. СПб: «Крисмас +», 2008. 423 с.
25. Саксонов С.В., Ужамецкая Е.А., Сенатор С.А. Социально-педагогическое партнерство в Тольятти: взгляд эколога // Содружество. Сотворчество. Сб. материалов науч.-практ. конф. (27 апреля 2011 г.) НИД ТФ УРАО 1(6) / под общ. ред. д-ра пед. наук Грохольской О.Г. и д-ра пед. наук Канаева Б.И. М.; Тольятти, 2011. С. 63-73.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Волжские земли в истории и культуре России» (грант № 16-16-63003)
Статья поступила в редакцию 08.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.